Методическая разработка урока в 11 классе гуманитарного профиля. Тема: "П.А.Столыпин. 150 лет спустя."
методическая разработка по теме

Левашова Наталья Сергеевна

Методическая разработка предназначена для использования учителем истории при подготовке урока на тему "П.А.Столыпин. 150 лет спустя". 

К методической разработке прилагается презентация, раздаточный материал для организации работы обучающихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_p.a.stolypin.docx63.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ветлужская средняя общеобразовательная школа №2»

Методическая разработка

«Урок

на тему:

«Петр Аркадьевич Столыпин. Политический портрет 150 лет спустя».

Автор:

учитель истории

Н.С.Левашова

г. Ветлуга, 2012 г.

План:

Введение

Стр. 3

1. Технологическая карта урока.

Стр. 4-8

2. Сценарий урока.

Стр. 9- 20

3. Приложения

Стр. 21-32

  • 1: экран активности,

  • 2: раздаточный материал для работы на уроке.

Введение

Методическая разработка «Урок на тему: «Пётр Аркадьевич Столыпин. Политический портрет 150 лет спустя» состоит из трех частей:

1) технологическая карта урока (представлена методическая характеристика урока),

2) сценарий урока (включает в себя поэтапное описание совместной деятельности учителя и учеников на уроке),

3) приложения (раздаточный материал для работы на уроке – 1 комплект на учебную парту, образец экрана активности учеников, фотографии с урока и др.).

Проведению урока по предложенному сценарию предполагает подготовительную работу со стороны учителя и учеников:

  • учитель готовит раздаточный материал и компьютерную презентацию,
  • ученики повторяют ранее изученный материал (рекомендуемая учебная литература и Интернет-ресурсы указаны в технологической карте в разделе УМК),
  • учитель даёт задание для класса (класс делится на 4 группы): подготовиться к обсуждению деятельности П.А.Столыпина по двум направлениям: 1) «Аграрная реформа П.А.Столыпина», 2) «Деятельность П.А.Столыпина на посту председателя Совета Министров».

План для подготовки и последующего обсуждения на уроке:

1. Цель.2.Основные мероприятия. 3. Итоги. 4. Оценки.

  • Индивидуальное задание для ученика: подготовить доклад на тему «П.А.Столыпин и Николай ӀӀ – «царская немилость».

Сценарий урока был составлен для его реализации в 11 классе социально-гуманитарного профиля, где ученики имеют хорошую базу знаний и навыки коллективного обсуждения предложенной проблемы (в классе обучается 16 учеников).

1. Технологическая карта урока

Предмет

История России

Уровень исторического образования

Второй  концентр

Тема

«Петр Аркадьевич Столыпин. Политический портрет 150 лет спустя».

Актуальность

темы

Юбилейная дата - 150 лет со дня рождения великого российского реформатора – Петра Аркадьевича Столыпина.

Класс

10

Характеристика

 класса

Урок проводится в 10 классе социально-гуманитарного профиля. Основу класса составляют ученики с хорошим уровнем подготовки.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока

Семинар.

Цели урока

  • учебные: 

1) повторить основные вехи биографии П.А.Столыпина и направления его деятельности,

2) сформировать представление о П.А.Столыпине как одном из великих реформаторов России,

3) повторить понятия (хутор, отруб, община, «кулак», военно-полевой суд, реформа, реакция, репрессии).

  • развивающие: 

1) развитие аналитических способностей учащихся,

2) формирование способностей учащихся к нравственно-оценочным суждениям на основе изученного материала,

3) развитие навыков работы с дополнительной литературой и различными источниками информации.

  • воспитательные:

воспитание патриотизма, уважения к своей истории.

УМК

  • учебная литература:
  • Данилов А.А. История России, XX - XXI век. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт.- М.: Просвещение, 2008.
  • дополнительная литература:
  • История России. ХХ век/А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитренко и др. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  • Петр Столыпин – наш земляк и родственник. «АиФ НН», 2006 г. («История)
  • С.Козлов. Российские аграрники – новаторы периода столыпинских реформ,  ж. «История» август 2011 г., стр. 13.
  • Лев Троцкий. Кровожадный и бесчестный (о Столыпине)  - статья в газете «Правда , №22, 16 ноября 1911 г. ж. «История» август 2011 г., стр. 29.
  • электронный учебник: «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX-XX вв.», ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 (обновление информации возможно через Интернет).
  • дополнительные источники информации (мультимедийные энциклопедии):
  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2008
  • «Кругосвет», 2009 г.
  • Интернет-ресурс:

http://magister.msk.ru/library/trotsky/trotm070.htm

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-полевой_суд
  • видеосюжет: «А.А.Столыпин и его реформы».
  • раздаточный материал: вопросы и задания для обсуждения.

Методы обучения

(продуктивные)

  • проблемное изложение (учитель ставит проблему и совместно с учениками её решает, показывая тем самым учащимся путь решения в его подлинных, но доступных для учащихся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути познания),
  • эвристические (учитель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска),
  • исследовательские (способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем в ходе работы с историческими источниками).

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Фронтальное обучение

(учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей)

Групповая форма обучения

(учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса)

Индивидуальное обучение

(самостоятельное выполнение одинаковых для  всего класса или группы заданий).

  • просмотр видеосюжета, компьютерной презентации,
  • обсуждение проблемных вопросов и заданий.
  • работа «парами» или индивидуально при выполнении проблемных заданий (в зависимости от уровня подготовки конкретных учеников).

Дидактические средства обучения

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые)

  • видеосюжет «П.А.Столыпин и его реформы»,
  • компьютерная презентация к уроку «Петр Аркадьевич Столыпин. Политический портрет 150 лет спустя» (в сценарии урока указаны номера слайдов),
  • раздаточный материал (См. Приложение 3).

ТСО

Персональный компьютер (с возможностью выхода в Интернет), мультимедийный проектор, экран, электронная указка.

2. Сценарий урока

1. Оргмомент (создание рабочей атмосферы на уроке, работа с классным журналом).

2. Мотивация (вступительное слово учителя).

(Слайд № 1)

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения российского реформатора – Петра Аркадьевича Столыпина. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об основных этапах его деятельности и постараемся дать ей оценку. Личность Столыпина всегда вызывала интерес и очень неоднозначно оценивалась: большевики  давали резко негативную оценку – Ленин назвал Столыпина «обер-вешателем, погромщиком, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян, устройством погромов, умением прикрывать эту азиатскую практику – лоском и фразой», им противоречат такие определения как «русский колосс, гениальный государственный деятель», «русский Бисмарк». Сегодня мы с вами попробуем дать свою оценку деятельности Столыпина почти 110 лет спустя после его гибели.

Об интересе к личности Столыпина свидетельствует и такой факт: в 2008 году в России проводился опрос «Имя России», когда россиянам предлагалось назвать имя исторического деятеля, достойного считаться олицетворением российской истории. По результатам голосования в первой тройке оказались: Александр Невский, Петр Столыпин и Иосиф Сталин.

Результаты Интернет-голосования

в проекте «Имя России».

Как мы видим, Петр Аркадьевич Столыпин занял вторую строчку, оставив позади  и Александра Освободителя, и Екатерину Великую, и Александра Сергеевича Пушкина, названных в числе 12 россиян, достойных звания «Имя России». Этому человеку и будет посвящен наш урок.

3. Актуализация и систематизация знаний.

1.3. Петр Аркадьевич Столыпин прожил довольно короткую (почти 40 лет), но яркую жизнь. Вспомним основные вехи его биографии, ответив на мои вопросы.

Презентация «Видео-викторина «Биография П.А.Столыпина»

(Слайды № 2-35).

Подведение итогов видео-викторины (учитель отмечает наиболее активных участников на экране активности).

(Слайд № 36)

2.3. Самой значимой страницей в биографии Столыпина как политического деятеля является его деятельность на посту председателя Совета министров. Остановимся более подробно на двух направлениях – это его роль в подавлении Первой русской революции 1905-1907 гг. и известной аграрной реформе, получившей название «столыпинской».

Первая русская революция застала Столыпина на посту губернатора Саратова. Он сумел навести порядок в своей губернии, чем заслужил ненависть революционеров – на него было совершено несколько покушений – и благодарность императора. В 1906 году П.А.Столыпин возглавил правительство и провозгласил курс социально-политических реформ. Было начато проведение аграрной реформы.

  • Задание ученикам: «Рассмотрим эту реформу по следующему плану:
  1. Цель.
  2. Основные мероприятия.
  3. Итоги.
  4. Оценки».

1.2.3. 

  • Задание ученикам:  «Для определения цели «столыпинской»  реформы ознакомьтесь с выдержками из его выступлений в Государственной Думе по поводу решения земельного вопроса».
  • Ученики работают с раздаточным материалом

 (См.Приложение 3):

«...Пробыв около 10 лет у дела земельного устройств, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!

...Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

  • Обсуждение цитат Столыпина.
  • Итогом обсуждения становится формулирование целей аграрной реформа П.А.Столыпина.

2.2.3. Рассмотрим основные мероприятия аграрной реформы Столыпина.

  • Ответы учеников.
  • Учитель подводит итоги обсуждения.

Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

  • Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
  • Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.
  • Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.
  • Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.
  • Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).
  • Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
  • Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

Отдельно здесь нужно сказать о проведении реформы в Нижегородской губернии. В нашей губернии крестьяне жили особенно бедно, так как нижегородские помещики дали своим мужикам земли в 2 раза меньше хозяйственной нормы. Отделение Крестьянского поземельного банка, созданного еще в 1882 году Александром ӀӀӀ, в Нижнем Новгороде было обязано скупать помещичьи имения, разбивать их на удобные участки по 10-15 десятин и перепродавать их крестьянам на льготных условиях для организации отрубов и хуторов. Петр Аркадьевич первым уступил нижегородскому отделению Крестьянского поземельного банка самое большое своё нижегородское имение Анненское в 639 десятин. Банк создал на земле имения 53 хутора и отруба.

  • Работа с историческими понятиями. Вопрос к ученикам: «Что такое «отруб» и « хутор ?. В чём вы видите их преимущество перед сельской общиной? Ответ аргументируйте».

(Слайд № 37)

Отруб – участок общинной земли, выделенный (отрубленный) из общинного массива. Выделенец жил в деревне, где пользовался общими угодьями: лесом, пастбищем, водопоем и др. Когда отрубник переносил на свой участок дом, получался хутор.

3.2.3.  Подведем итоги аграрной реформы.

  • Ответы учеников.
  • Учитель подводит итоги обсуждения.

(Слайд № 38)

Реформа Столыпина носила незавершенный характер, но смогла все-таки дать ряд положительных результатов:

Итоги реформы в численном выражении оказались следующими

  • ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13,5 млн.
  • из 13.500 тыс. крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1.436 тыс. (10,6 %);
  • из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) на начало 1916 года 25,2 млн. (21,2 %), ещё на 9,1 млн десятин (7,6 %) было не окончено оформление документов; по-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37-38 млн десятин (около 31 % надельных земель),

при посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1,04 млрд. руб, крестьяне приобрели 9,65 млн десятин (дополнительно 8,1 % к размеру надельных земель).

  • около половины крестьянских домохозяйств, ходатайствовавших о закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности; в том числе, 1,8 млн. домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба.
  • помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.
  • Вопрос к ученикам: «Какие  отрицательные последствия аграрной реформы П.А.Столыпина вы можете назвать?»
  • Ответы учеников.

В крестьянской среде России в году реформ появились и некоторые отрицательные последствия проводимых аграрных преобразований.

(Слайд № 39)

  1. В результате усилившегося расслоения в деревне резко возросли острейшие противоречия между бедными и богатыми крестьянами, порою доходившие до вооруженных столкновений,
  2. Заметно снизился интерес крестьян к общественным делам в результате растущей изолированности от «мира» (общинной среды) и большой занятости своим хозяйством,
  3. Снижение общей религиозности русского крестьянства, что нашло отражение в упадке посещаемости церквей (в том числе и по причине расселения на хутора),
  4. Наблюдался спад в развитии крестьянского образования: многие деревенские дети не посещали школы.

4.2.3. Переходим к оценкам реформы П.А.Столыпина.

  • Вопрос к ученикам: «Какие оценки получила аграрная реформа Столыпина у современников»?
  • Ответы учеников.

Оценки самые разные. Давайте рассмотрим две – диаметрально противоположные.

См. Приложение 3 (задание 2).

С.Е.Крыжановский писал: «…как бы ни расценивать Столыпина, одно бесспорно, что он работал для будущего России, и не какой-нибудь, а России великой, и немало успел для этого сделать.

Он разрушил общинный строй, так много вреда приносивший современной ему России, открыв выход для накопившихся в крестьянстве деятельностных сил, и направил их на путь хозяйственного развития и нравственного укрепления. Он разрушил тем и главную преграду – обособленность прав, - отделявшую крестьянские массы от слияния с остальными слоями народа в одно национальное целое. Он правильно понимал и значение заселения Сибири и деятельно его поддерживал».

Иначе пишет о реформе один из лидеров большевиков – Л.Д.Троцкий: «В области аграрной реформы третьей Думе не оставалось ничего другого, как поставить свою печать под столыпинским указом 9 ноября 1906 г. Революция требовала передачи дворянских земель крестьянам. Победоносная реакция сделала попытку передать общинные крестьянские земли деревенским кулакам. Но октябристскому капиталу пришлось скоро убедиться, что деревенская буржуазия - новый потребитель - может на основе столыпинской реформы развиться в истощенной и затравленной деревне лишь в течение ряда десятилетий. А прибыль нужна застоявшемуся капиталу сейчас, немедленно».

  • Вопрос к ученикам: «Почему реформа получила такую неоднозначную оценку? Какая точка зрения вам ближе? Ответ аргументируйте».
  • Ответы учеников.

Стоит отметить, что Троцкому (иногда Ленину) приписывают такую фразу: «Если бы столыпинская реформа была завершена, то русский пролетариат не смог бы прийти к власти в 1917 году». Эта фраза получила распространение после выхода в свет в 2005 году книги Михаила Назарова «Вождю Третьего Рима», правда нет официальной ссылки на источник.

  • Проблемный вопрос: «Как вы можете прокомментировать эту фразу? Вспомните, как большевики сами будут решать аграрный вопрос после своего прихода к власти (Декрет о земле, «политика военного коммунизма», коллективизация).
  • Ответы учеников.

В заключение стоит отметить и такие факты – 1913 год считается вершиной благополучия нашей страны, в чем есть и заслуга столыпинской реформы, когда возникла прослойка зажиточных крестьян, которые могли обеспечить не только внутренние потребности России в сельскохозяйственной продукции, но и успешно работали на внешний рынок.

И на сегодняшний день фермерское хозяйство, на создание которого, по сути, и ориентировался Столыпин, считается самой эффективной формой организации сельскохозяйственного производства и успешно применяется в европейских странах и США.

Конечно, фермерское хозяйство – это не изобретение Столыпина – такую форму организации хозяйства он наблюдал с детства – в сесейном имении Столыпиных - Колноберже в Прибалтике, близ Ковно (Каунас), где прибалтийские крестьяне вели хозяйство хуторское, более рентабельное, чем русское общинное.

3.3. Переходим к следующему направлению деятельности Столыпина -  на посту председателя Совета министров. Петр Аркадьевич возглавил правительство в годы революции, и, конечно же, направил все свои усилия на её подавление (это так же было и одной из задач, стоявших перед аграрной реформой – успокоить крестьянство и отвлечь его от революции).

Революционные партии не могли примириться с  назначением убежденного националиста и сторонника сильной государственной власти на посту премьер-министра, и на его жизнь снова было совершено покушение. 12 августа 1906 года на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге были взорваны бомбы. В результате взрыва 23 человека были убиты, 35 человек ранены, в числе раненых оказались и дети Столыпина – трехлетний сын Аркадий и дочь Наталья (она останется инвалидом). Семья Столыпина перебралась в Зимний дворец по предложению Николая ӀӀ. После этого события Столыпин стал инициатором репрессий, направленных на пресечение террористической деятельности революционных партий.

Столыпин понимал, что эффективное проведение реформ возможно лишь в условиях политической стабильности. Его известная фраза: « Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней Poccии».

  • Вопрос к ученикам: «Что сделал Столыпин, чтобы стабилизировать политическую ситуацию в стране?»
  • Ответы учеников.

1 сентября (19 августа) 1906 года по инициативе П. А. Столыпина в порядке междумского законодательства в соответствии с 87 статьей Основных законов Российской империи было принято «Положение Совета министров о военно-полевых судах» для ускорения судопроизводства по делам о гражданских лицах и военнослужащих, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании.

Именно эта сторона деятельности Столыпина вызвала резкую критику революционно-настроенной части российского общества, его называли «Вешателем», «Галстучником», обвиняли в излишней жестокости. Но  были и те, кто понимал, что волну террора можно остановить только силой.

Троцкий  написал о Столыпине: «Пять лет подряд – изо дня в день – он вешал и расстреливал сынов народа, громил, давил, топтал человеческие жизни…», «Для пролетариата Столыпин был и оставался до последнего издыхания своего не только кровожадным, но и бесчестным врагом». «Гибель Столыпина не искупает в глазах народа кровавых ужасов столыпинщины. Слишком велик наш счет. Только разрушение всего государственного вертепа столыпинцев, только всенародное низвержение палачской монархии может примирить совесть пролетариата с неотомщенными ужасами столыпинской диктатуры».

Троцкий написал это в 1911 году, а ведь спустя 6 лет, когда большевики придут к власти, они сами введут военно-полевые суды, которые будут называться «Ускоренные военно-революционные суды».

Закон о военно-полевых судах потерял силу в апреле 1907 г., когда отпала необходимость в применении таких жестких мер.

Подведем общий итог деятельности П.А.Столыпина.

  • Вопрос к ученикам: «В чём вы видите его заслугу перед Россией? Достоин ли Столыпин, на ваш взгляд, второй строчки результатов Интернет-голосования в проекте «Имя России?»
  • Ответы учеников.

4.3. Как это часто бывает, современники не оценили Петра Аркадьевича Столыпина в полной мере  - «большое видится на расстоянии».

В 1909 году Столыпин попадает в опалу к императору,  что приведет в конечном итоге к свертыванию всех его начинаний. Почему это происходит, ведь успехи реформ были налицо?

  • Доклад ученика «П.А.Столыпин и Николай ӀӀ – «царская немилость»».

(Слайды № 40-42)

Примерное содержание доклада:

«Отношения между императором и Столыпиным начинают резко ухудшаться я с 1909 года. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать личность самого императора Николая ӀӀ, который был крайне слабовольным человеком и столь же упрямым. Он не терпел в своем окружении людей с твердым характером. Их отношения со Столыпиным серьезно испортились. Когда Петр Аркадьевич решил создать Морской генеральный штаб. Поскольку это вызывало дополнительные расходы, Столыпин решил провести его штаты через Думу, которая утверждала бюджет.

Немедленно последовал донос Николаю II, который был "верховным вождем армии" и считал, что все дела о вооруженных силах - его личная компетенция. Проведенный через Думу и Государственный совет законопроект о штатах МГШ Николай II демонстративно не утвердил.

Далее последовал конфликт с императрицей Александрой Федоровной, которая имела большое влияние на своего супруга, из-за  "святого старца" Г.Распутина, уже несколько лет вертевшегося при дворе. Скандальные похождения "старца" заставили Столыпина попросить царя выгнать Распутина из столицы. В ответ на это, тяжело вздохнув, Николай II ответил: "Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы". Узнавшая об этом разговоре Александра Федоровна возненавидела Столыпина и в связи с правительственным кризисом при утверждении штатов Морского генерального штаба настаивала на его отставке.

Но именно вопрос об отставке и станет последней каплей, переполнившей чашу терпения императора в отношениях со Столыпиным.

В 1911 году Столыпин сам обратился к императору с просьбой отправить его в отставку после того, как Государственный Совет отклонил его законопроект об учреждении земств в западных губерниях с введением при выборах национальных курий. Позиция его противников – П.Н. Дурново и В.Ф.Трепова -  Столыпина не удивила, но это означало, что он потерял поддержку императора. Но Николай Александрович отставку Столыпину не дал по двум причинам: во-первых, он считал, что министры не могут добровольно покидать свой пост, во-вторых, на Николая давили его родственники (великие князья и вдовствующая императрица Мария Федоровна), которые считали Столыпина способным привести Россию к «светлому будущему».

Но Столыпин и здесь проявил свой характер: он согласился остаться на своем посту при условии выполнения ряда его требований (среди них – утверждение вышеуказанного законопроекта и удаление из Государственного Совета П.Н. Дурново и В.Ф.Трепова). Под давлением родни император согласился на требования Столыпина, но все знали, что такого он Столыпину никогда не простит, и поползли слухи о скорой отставке Столыпина.

И вторая причина, по которой Столыпин оказывается неугодным при дворе, заключалась в изменении политической обстановки в стране. Революция закончилась, император и его окружение были уверены, что такого больше не повториться, а, следовательно, необходимость в проведении реформ отпала, а вместе с ней и необходимость в самом Столыпине.

  • При обсуждении доклада обратить внимание на исторические личности: Г.Распутин, П.Дурново, В.Трепов.

4. Закрепление изученного материала.

1.4. В заключение предлагаю вам посмотреть видеофильм о Петре Аркадьевиче Столыпине, после чего мы постараемся дать свою оценку этому политическому деятелю.

  • Просмотр видеофильма «Петр Аркадьевич Столыпин» (5 мин.)

2.4. Задание ученикам: «Вам предлагается прочитать несколько высказываний о Столыпине и выбрать то, которое вам ближе. Как вы сами можете оценить деятельность Петра Аркадьевича Столыпина?».

См. Приложение 3

  • Ученики работают с раздаточным материалом.
  • Ответы  учеников.

5. Подведение итогов занятия.

Учитель отмечает наиболее активных участников обсуждения предложенной темы (подведение итогов по экрану активности).

6. Домашнее задание: написать эссе.

(Слайд № 43)

Тема: «Согласны ли вы с такими словами А.Солженицына о П.А.Столыпине: «В оправданье фамилии, он был действительно столп государства. Он стал центром русской жизни, как ни один из царей…Это опять был Пётр над Россией – такой же энергичный, такой же неутомимый…такой же преобразователь, но с мыслью иной…»?


Приложение 1

Экран активности

ФИ учеников

Видео-викторина

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Дополнения

Итог


Приложение 2

Раздаточный материал к уроку

Задание 1: «Для определения цели «столыпинской»  реформы ознакомьтесь с выдержками из его выступлений в Государственной Думе по поводу решения земельного вопроса».

  • «...Пробыв около 10 лет у дела земельного устройств, я пришел к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная черная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!
  • ...Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

Задание 2: «Сравните две оценки деятельности Столыпина. Чем вы объясните различия в мнениях авторов?»

  • Е.Крыжановский писал: «…как бы ни расценивать Столыпина, одно бесспорно, что он работал для будущего России, и не какой-нибудь, а России великой, и немало успел для этого сделать. Он разрушил общинный строй, так много вреда приносивший современной ему России, открыв выход для накопившихся в крестьянстве деятельностных сил, и направил их на путь хозяйственного развития и нравственного укрепления. Он разрушил тем и главную преграду – обособленность прав, - отделявшую крестьянские массы от слияния с остальными слоями народа в одно национальное целое. Он правильно понимал и значение заселения Сибири и деятельно его поддерживал».
  • Л.Д.Троцкий «В области аграрной реформы третьей Думе не оставалось ничего другого, как поставить свою печать под столыпинским указом 9 ноября 1906 г. Революция требовала передачи дворянских земель крестьянам. Победоносная реакция сделала попытку передать общинные крестьянские земли деревенским кулакам. Но октябристскому капиталу пришлось скоро убедиться, что деревенская буржуазия - новый потребитель - может на основе столыпинской реформы развиться в истощенной и затравленной деревне лишь в течение ряда десятилетий. А прибыль нужна застоявшемуся капиталу сейчас, немедленно».

Задание 3: «Прочитайте высказывания о Столыпине и  выберите то, которое вам ближе. Свой выбор аргументируйте. Как вы сами можете оценить деятельность Петра Аркадьевича Столыпина?»

  • «Если Бисмарка называли железным канцлером за его политику, то гораздо правильнее можно назвать Столыпина железным министром за его силу воли и за его самообладание. Иногда только загорались его глаза, когда он слышал о какой-нибудь вопиющей несправедливости». (Писатель С.Н. Сыромятников).
  • «Затем особенность его характера составляло соединение двух обыкновенно взаимоисключающих качеств — чарующей мягкости в отношении к людям (кроме тех, кто становился ему поперек пути) с необычайно твердой, железной волей и редкой неустрашимостью. Этот человек действительно не боялся ничего, не боялся ни за свое положение, ни даже за свою жизнь. Он делал то, что находил полезным, совершенно не считаясь с тем, как отнесутся к его действиям люди, имевшие большое влияние в высших сферах. В случае давления свыше у него всегда была простая дилемма: или переубедить, или оставить свой пост, но никогда никаких компромиссов. Быть может, в своей настойчивости он шел даже несколько далеко. Прежде чем принять решение, он охотно советовался и выслушивал чужие мнения. Но раз решение было принято, он не отступал от него, хотя бы явились новые аргументы или возникли не предусмотренные ранее обстоятельства. Отмеченный «недостаток» был следствием целостности и благородства его натуры». (С.И. Тимашев, член кабинета министров при Столыпине).
  • «Это и государственный человек, это и русский человек, и националист хорошей марки. Его недостаток, порок: — это убийственное честолюбие. Но это недостаток, с которым можно примириться». (Граф А.А. Бобринский).
  • «Придворные круги были во власти двух противоречивых в своей сущности комплексов: зависти к успешной государственной деятельности Столыпина и ненависти к быстро растущему влиянию Распутина. Столыпин, полный творческих сил, был гениальным человеком, задушившим анархию. Распутин являлся орудием в руках международных авантюристов. Рано или поздно государь должен был решить, даст ли он возможность Столыпину осуществить задуманные им реформы или же позволить распутинской клике назначать министров». (Великий князь Александр Михайлович)
  • «Столыпину удалось то, что не удавалось ни одному из его предшественников. Он примирил общество, если не все, то значительную часть его с режимом. Он показал воочию, что “самодержавная конституционность” вполне совместима с экономической и идейной эволюцией и что нет надобности разрушать старое, чтобы творить новое.  «Столыпин не побоялся вести беспощадную борьбу и с появившимся около царской семьи Распутиным, постоянно высылая его обратно в Тюмень. Это подтачивало его собственное положение, но зато, пока Столыпин был жив, старец никак не мог и не смел распоясаться. Распоясываться, впрочем, никому не было позволено при Столыпине. Упрямый русский националист, он был и упрямейшим, подтянутым западником: человеком чести, долга и дисциплины. Он ненавидел русскую лень и русское бахвальство, штатское и военное. Столыпин твердо знал и помнил две основные вещи: 1) России надо было внутренне привести себя в порядок, подтянуться, окрепнуть, разбогатеть и 2) России ни в коем случае — еще долго! — не следовало воевать. Благодаря Столыпину, Россия вышла тогда из смуты и вступила в полосу невиданного ранее хозяйственного расцвета и великодержавного роста. Перед такой заслугой — так ли существенны столыпинские ошибки, уклоны и перегибы!» (И. Тхоржевский).
  • «Бисмарк был бесспорно величайшим государственным деятелем и преданным престолу и своей Родине, но вне всякого сомнения, что Столыпин был во всех отношениях значительно дальновиднее и выше Бисмарка». (Вильгельм II, бывший германский император).

Домашнее задание:  написать эссе.

Тема: «Согласны ли вы с такими словами А.Солженицына о П.А.Столыпине: «В оправданье фамилии, он был действительно столп государства. Он стал центром русской жизни, как ни один из царей…Это опять был Пётр над Россией – такой же энергичный, такой же неутомимый…такой же преобразователь, но с мыслью иной…»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку "Перенос слов" (Школа России) 1 класс

Цуканова Е.А.                 учитель начальных классов...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Санкт – Петербург – промышленный центр России и Европы". (включает краеведческий компонент)

Методическая разработка урока для 8 класса, включающая краеведческий компонент по по теме "промышленность Выборгского райна"...

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

методическая разработка урока по гимнастике 5 класс

технологическая карта урока раздел гимнастика "кувырок вперед, назад"...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Сивка-Бурка"

Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиЦуканова Е.А.ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)Цель: познакомит...