Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.
методическая разработка на тему
Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.
На мой взгляд, для учителя химии, науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции у обучающихся является основополагающей задачей. Это также является одним из путей повышения мотивации обучения в целом. Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности при изучении темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры» - цель данной разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Карбоновые кислоты" с презентацией для интерактивной доски SMART. ФГОС | 448.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
Методическая разработка урока химии
«Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе»
10 класс. Профильный уровень.
Граник Татьяна Юрьевна,
учитель химии высшей категории
Дзержинск,2016
Оглавление.
1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Технологическая карта урока……………………………………………….4
3. Список литературы………………………………………………………...23
4. Приложение………………………………………………………………..24
Введение.
Тема «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры» изучается в 10 классе в разделе « Кислородсодержащие органические соединения» курса органической химии. Она продолжает формирование представлений о многообразии органических веществ, представления о том, что структурная формула органического вещества любой сложности позволяет сделать заключение о его главных физических и химических свойствах, получении и применении. Тема широко представлена в заданиях ЕГЭ, она имеет широкий практический аспект, связанный с экологией и профессиональной ориентацией.
Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.
На мой взгляд, для учителя химии, науки, подразумевающей постоянный поиск истины через исследование, моделирование, постановку проблем и их решение, формирование исследовательской компетенции у обучающихся является основополагающей задачей. Это также является одним из путей повышения мотивации обучения в целом. Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности при изучении темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры» - цель данной разработки. Данный урок является первым уроком в теме.( УМК О.С. Габриеляна. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений(профильный уровень) Габриелян О.С.-7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.-78с) Использую учебник Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил.)
Тема | Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе. | |||
Цель темы | 1.Образовательные: Помочь сформировать знания обучающихся о строении карбоновых кислот. Содействовать пробуждению интереса учащихся к познанию мира, его химических закономерностей. Актуализировать понятия «кислородсодержащие органические соединения» и «номенклатура», «изомерия», «номенклатура карбоновых кислот» Помочь в определение понятия «карбоновые кислоты». Продолжить формировать понятие о взаимосвязи строения физических, химических свойств карбоновых кислот . 2. Развивающие: способствовать формированию элементов исследовательской компетенции а)познавательных: -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность -умение использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. -умение исследование несложных реальных связей и зависимостей. -умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта; - умение самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов -умение выдвигать гипотезы, осуществление- их проверки, владение приемами исследовательской деятельности , элементарными умениями прогноза. -умение самостоятельно создавать алгоритмоы познавательной деятельности . -формулирование полученных результатов. б) информационно-коммуникативных: .-извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), -отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, -передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). -Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. -Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. в)рефлексивных : -объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, .-владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. 3.Воспитывающие: Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
В познавательной сфере:
. В ценностно-ориентационной сфере:
| Личностные: -профессиональное, жизненное самоопределение -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Познавательные: Общеучебные действия: - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Б. Знаково-символические действия: - преобразование объекта в пространственно-графические или знаковосимволические модели; В. Логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -установление причинно-следственных связей; --построение логической цепи рассуждений -синтез -построение целого из частей Г. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы. Коммуникативные: - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи - планирование учебного сотрудничества -управление поведением партнеров -разрешение конфликтов - владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: | |||
Основные понятия |
| |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
Биология, физика, история |
| 1)Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил. 2)Органическая химия/Web-учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ 3) презентация на интерактивной доске SMART |
№ | Этап урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||
| Организационный момент. 2 мин. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. | Проверяют наличие учебных принадлежностей. | Познавательные Регулятивные -контроль готовности к работе Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества | |||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-ориентировочная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Актуализация знаний. 3 мин. . | Демонстрирует слайд1 с заданием Назовите вещества, определите классы соединений: СН3ОН НСОН – С6Н6 – С4Н10 – СН3 - СО - СН3 – СН3 - СООН - ? Определите принадлежность к классу органических соединений данного вещества. | Фронтальная работа. Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют, что последнее вещество относиться к классу карбоновых кислот | Познавательные -структирирование знаний -анализ объектов с целью выделения существенных признаков Регулятивные -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; Коммуникативные -умение выражать свои мысли -владение монологической речью | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация. 3 мин | Обеспечивает мотивацию к изучению, применяя историческую справку об открытии карбоновых кислот и их распостранении в природе. Демонстрирует слайд 2 История открытия карбоновых кислот С древнейших времен люди знали, что при скисании вина образуется уксус, который использовали для придания пище кислого вкуса. Эта была не единственная кислая приправа. С той же целью использовались листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона или ягоды кислицы. Уксусную кислоту научились получать еще в VIIIв. Датой получения безводной уксусной кислоты считают 1789г. Такая кислота при охлаждении до температуры16,5°С кристаллизовалась в массу, напоминающую лед, отчего и получила название «ледяная». К концу XVIIIв. Стало известно около десяти органических кислот. В 1769 – 1782гг. Были выделены и описаны молочная, бензойная, щавелевая и др. кислоты. Что нам известно об веществах этого класса? | Слушают информацию Отвечают на вопрос Предполагаемые ответы:
| Познавательные -структурирование знаний -извлечение необходимой информации из прослушанног0 Коммуникативные -умение выражать свои мысли -владение монологической речью | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Постановка учебной задачи. 2 мин | Рассмотрите формулы отдельных представителей данного класса:Слайд 3 HCOOH HOOC - COOH COOH H2C = CH - COOH ׀
Помогает в формулировке цели и задачи урока По какому принципу рассматриваются все классы органических веществ? | Формулируют цель и задачи урока: Дать определение карбоновым кислотам, рассмотреть их классификацию, номенклатуру, изомерию. | Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий Регулятивные -целеполагание Коммуникативные -умение выражать свои мысли -владение монологической речь | |||||||||||||||||||||||||||||||
Операционно-познавательная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 мин. 8мин. 10 мин 5 мин. | Используя подсказки, записанные в карточках, а так же выполнив задания № 1, вы сможете, вывести общую формулу класса соединений, с которым мы сегодня знакомимся, и сформулировать его определение. Обсуждение работы в группах СЛАЙД4 (определение класса карбоновых кислот, общая формула) Проблемный вопрос Пробле почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»? «Карбо» - углерод ⇒ кислоты углерода Карбоновые кислоты – не новый для вас класс, и с несколькими представителями вы уже знакомы давно. Но число карбоновых кислот на столько велико, что здесь не обойтись без классификации. Цель: Выполнив задания № 2 в карточках, вы должны освоить навыки классификации карбоновых кислот по разным признакам.
Результаты работы в группах отображаются при составлении сводной таблицы на интерактивной доске Номенклатура карбоновых кислот Познакомиться с принципами международной номенклатуры ИЮПАК и тривиальными названиями карбоновых кислот. Для органических кислот более часто употребляются тривиальные названия. Поскольку многие из этих соединений известны очень давно, то эти термины указывают скорее на источник выделения, чем на химическую структуру кислот. Например, жжение при укусе муравья вызывается муравьиной кислотой (от латинского formica — муравей); уксусная кислота впервые выделена из уксуса, образующегося при скисании вина; масляная кислота сообщает прогорклому маслу его типичный запах; капроновая кислота входит в состав козьего жира (от латинского caper— коза). Но нельзя забывать про международную номенклатуру ИЮПАК. В основе названия кислот лежат те же принципы, что и при номенклатуре изученных ранее органических соединений. Цель: Проработав задания № 3 в карточках, вы должны изучить принципы международной номенклатуры ИЮПАК карбоновых кислот и научиться давать названия некоторым, наиболее распространенным в природе кислотам. Виды изомерии Какие виды изомерии могут быть у карбоновых кислот? Воспользуемся материалом электронного учебника. Сформулируйте виды изомерии |
Обсуждают результаты работы в группах Дают определение Карбоновые кислоты – органические вещества, в молекулах которых карбоксильная группа соединена с углеводородным радикалом. Общая формула: R – COOH Приступают к выполнению задания №2
Представители групп, фиксируют результаты работы в общей схеме.
Выполняют задания №2 Обсуждают результаты работы в группах, представляют результаты. Просмотр анимационной модели электронный веб учебник Формулируют виды изомерии. | Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий -выбор оснований и критериев для сравнения -построение логической цепи рассуждений Регулятивные -планирование деятельности Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества -управление поведением партнеров -разрешение конфликтов Коммуникативные -владение монологической и диалогической формами речи - умение выражать свои мысли Познавательные -синтез-составление целого из частей - построение логической цепи рассуждений Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий -выбор оснований и критериев для сравнения -построение логической цепи рассуждений Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества -управление поведением партнеров -разрешение конфликтов Коммуникативные -владение монологической и диалогической формами речи - умение выражать свои мысли Познавательные -синтез-составление целого из частей -построение логической цепи рассуждений Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели -подведение под понятие, выведение следствий -выбор оснований и критериев для сравнения -построение логической цепи рассуждений -преобразование модели с целью выявления общих способов названия карбоновых кислот -синтез-построение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. -построение логических цепей рассуждений Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества -управление поведением партнеров -разрешение конфликтов - владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: Познавательные -установление причинно-следственных связей -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов -осознание и построение речевого высказывания -структурирование знаний Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочная часть. 5 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Давайте подведем итог урока. Сформулируйте итог, урока, построив логическую цепочку предложений. Оцените работу на сегодняшнем уроке. Учитель отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки за урок. | Учащиеся составляют цепочку предложений , используя слова-соединения: Поэтому, так как, следовательно, кроме того, по причине и др., но, и Главный в группе оценивает результаты работы каждого члена группы на рабочих картах, которые сдаются учителю | Познавательные -установление причинно-следственных связей -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов -осознание и построение речевого высказывания -структурирование знаний Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено -осознание качества и уровня усвоения -оценка результатов своей работы Коммуникативные: - -объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; -учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. -владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, -конструктивное восприятие иных мнений и идей, -учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 мин. | Учитель записывает на доске домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневники. Параграф20 до стр.185, упр.1,8 Тест в разделе «Карбоновые кислоты» в учебнике Органическая химия/Web-учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
| Регулятивные -контроль записи домашнего задания |
Список литературы.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, М.:Педагогическое общество России,2000.-с.480
- Карцова А.А., Левкин А.Н. Органическая химия:задачи и практические работы.-СПб.: Авалон, Азбука-классика,2005.-240с
- Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед.институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации переподготовки пед. кадров.-М.: Просвещение, 1990.-299с.
- Практика подготовки к ЕГЭ по химии. Учебно-методическое пособие к элективному курсу /Авт.-сост. Л.И.Асанова. – Н.Новгород: НИРО, 2011. –339с
- Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений(профильный уровень) Габриелян О.С.-7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.-78с
- Рабочие программы к УМК О.С.Габриеляна: Химия. 10-11 классы : учебно-методическое пособие / сост.Е.Д. Гамбурцева.-2-е изд., стериотип.- М.: Дрофа, 2014- с187
- Учебник Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 12-е изд., стереотипное – М.: Дрофа,2011. – 318,(2)с.;ил.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.И.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение,2011.-159с.
Интернет-ресурсы:
Приложение.
Карточки для работы в группах.
Группа | Задание 1 |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Группа | Задание 2 |
I |
|
II |
|
III |
|
IV |
|
Группа | Задание 3 |
I |
5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ОН
5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С 3 – ФГ…. ׀ ОН ФГ
3 – ФГ алкановая кислота
СH3 – CH – COOH ׀ OH
|
II |
5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ОН Алкан → алкановая кислота 5 4 3 2 1 О С – С – С – С – С ׀ ОН ФГ 3 – ФГалкановая кислота 5 4 3 2 1 О С = С – С – С – С ОН Алкен – 4 - овая кислота
|
III | По одной из древнегреческих легенд, Аполлон, Бог Солнца, разрешил своему сыну Фаэтону править солнечной колесницей. Фаэтон слишком близко подлетел к Земле и на ней запылали пожары, почернели люди Эфиопии, образовались пустыни. Тогда, по просьбе Богини Земли – Геи – Зевс своей молнией сбросил Фаэтона в одну из оставшихся рек, и пожары прекратились. Мать и сестры, оплакивая погибшего, превратились в тополя, с ветвей которых продолжали капать слезы. Слезы твердели и становились янтарем. Янтарная кислота содержится в недозрелых фруктах и буром угле.
HOOC – CH2 – CH2 - COOH
1, 4 – бутандиовая кислота
НООС – CH – CH2 – COOH ׀ OH
2 – окси – 1,3 – пропандиовая кислота
OH ׀ HOOC – CH2 – C – CH2 - COOH ׀ COOH Лимонная кислота содержится в лимонах, землянике, смородине, ананасах, а так же молоке и крови. Осенью китайский лимонник - пятнадцатиметровая лиана – покрывается кистями целебных мелких плодов с лимонным привкусом. Они повышают общий тонус организма. Впервые лимонная кислота была получена из сока незрелых лимонов шведским аптекарем Шееле в 1784г |
IV |
Сотни лет назад знахари умели снижать жар и снимать боль водной настойкой коры вербы или ивы. В 1838 году Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, которая и сейчас находит применение, как наружное бактерицидное средство.
СH HC C - COOH HC C – OH CH
ацетилсалициловая кислота
Аспирин считается одним из главных лекарств XX века. В таблетках «шипучего» аспирина содержится питьевая сода, которая при растворении в воде выделяет углекислый газ. Аспирин с витамином С поддерживает способность организма сопротивляться простуде.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока Химия за чайным столом
Урок-конспект Химия за чайным стлом...
Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"
Современный этап развития общества требует новых подходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профессиональных образовательных учреждениях, готовящих в...
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"...
Методическая разработка открытого практического занятия по химии "Получение и свойства карбоновых кислот"
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучен...
Методическая разработка практического занятия "Карбоновые кислоты"
Методическая разработка практического занятия "Карбоновые кислоты" с использованием технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока «Понятие компьютерных преступлений и их классификация»
Методическая разработка урока составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности, разработанной в соответствии с требован...
Методическая разработка урока по теме: „Работа над ритмическими трудностями при разучивании музыкальных произведений в классе фортепиано“
Цель урока : освоение ритмических трудностей (синкопа, пунктирный ритм),закрепление практических умений,приобретение новых знаний по ритму. Задача урока :познакомить с новой терминологией,развива...