Методическая разработка урока «Понятие компьютерных преступлений и их классификация»
методическая разработка

Методическая разработка урока составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Урок посвящен изучению различных подходов к определению «компьютерные преступления», а также классификации компьютерных преступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_ou_semkina_en_12_oktyabrya_-na_sayt.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка урока

 «Понятие компьютерных преступлений и их классификация»

по ОП. 14 Информационные технологии в профессиональной деятельности

для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Хабаровск, 2023

Содержание

1. Пояснительная записка……….……………………..………………………....3

2. Методические рекомендации для преподавателей…………………………..4

3. Технологическая карта урока……………………………...…….....................6

3. Заключение..…………………………………………………………………...12

4. Список использованных источников………………………………………...13

5. Приложение……………………………………………………………………14

1 Пояснительная записка

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения урока: изучение нового материала по теме «Понятие компьютерных преступлений и их классификация». Тема предусмотрена рабочей программой учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

В связи с тем, что в настоящее время Интернет, социальные сети и информационные телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни общества проведение открытого урока по данной теме способствует освоению обучающимися системы знаний о преступлениях в сфере компьютерной информации, развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся. 

Помимо вышесказанного на данном учебном занятии формируются такие навыки, как наставничество студент-студент. Подобное взаимодействие способствует правильному построению взаимоотношений, в том числе и развитию этике деловых отношений, а также стимулирует обучающихся к коррекции дальнейшей индивидуальной образовательной траектории позволяя усилить творческие и профессиональные навыки, цифровые компетенции, раскрывая потенциал каждого студента.

Стоит отметить, что во время проведения урока более целесообразно применять информационные телекоммуникационные технологии, которые позволят не только визуализировать учебный материал, но и чередовать различные виды деятельности с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса обучающихся.

2 Методические рекомендации для преподавателей

Учебное занятие начинается с организационного момента, а именно: с приветствия, проверки готовности к уроку обучающихся и выявления отсутствующих студентов на уроке. Вовлечение обучающихся к процессу постановки темы урока является ключом к дальнейшему активному участию студентов в процессе формирования цели и задач урока, что в свою очередь позволит нацелить студентов на важность изучаемого материала и на достижение планируемых результатов. А для наглядной демонстрации материала и его восприятия преподавателем используется презентация. Так, на учебном занятии обучающимся было предложено сформулировать тему урока с помощью решения представленного кроссворда, а после соединить полученные слова в одно предложение. И уже отталкиваясь от темы урока, студенты смогли самостоятельно определить цель урока и выделить необходимые задачи для ее достижения. Необходимо подчеркнуть, что преподавателю следует ознакомить обучающихся с планом урока. Это позволит студентам не только визуализировать предстоящие виды учебной деятельности на занятии, но и более успешно сконцентрироваться на них. Так как четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует обучающихся более ответственно подходить к процессу обучения.

В качестве актуализации знаний и проверки подготовленности обучающихся к дальнейшей учебной деятельности студентам предлагается ответить на вопросы преподавателя. Объяснение преподавателем нового материала сопровождалось разъяснением того, как могут быть представлены компьютерные преступления в доктрине уголовного права. А с помощью подготовленной презентации студенты ознакомились с главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере компьютерной информации» и с иными преступлениями в данной сфере предусмотренными действующим законодательством. Впоследствии студентам было предложено совместно с преподавателем сформулировать определение компьютерных преступлений. С целью закрепления изученного материала преподавателем была запланирована работа группы в форме конференции. А для полноценного обсуждения наиболее существенных вопросов студентам было заранее предложено самостоятельно разделиться на четыре группы и выбрать одну из тем, представленных преподавателем. Также каждой группе необходимо было самостоятельно выбрать тьютера и под его руководством дома найти и систематизировать материал по изучаемой теме. Выбранный студентами тьютер должен был отправить преподавателю на электронную почту подготовленный материал для проверки и получения дополнительных рекомендаций. Таким образом, основными задачами тьютера была координация студентов в поиске необходимой информации, а также ее дальнейшей доработке. Уже в процессе организации работы группы в форме конференции на учебном занятии для более полного осмысления значимости изучаемой темы и более детального ее понимания преподаватель предложила тьютерам поменяться местами, чтобы в пределах отведенного времени помочь студентам другой группы изучить представленный им материал и подготовить выступление. А в процессе работы тьютеров со студентами преподаватель подходила к каждой группе, проверяя наличие выполненных доработок. При этом стоит отметить, что для более эффективной подготовки выступления преподавателем были озвучены рекомендации по его составлению. Также необходимо обратить внимание, что преподаватель должен разъяснить критерии оценивания работы тьютеров. По итогам подготовленных выступлений все участники конференции могли задавать уточняющие вопросы и дополнять его. Преподавателю рекомендуется также участвовать в обсуждении изученных вопросов, побуждая обучающихся к дискуссии.

Подводя итоги учебного занятия, преподавателю следует предложить студентам провести самооценку своей деятельности и прокомментировать домашнее задание.

3 Технологическая карта урока

Дисциплина: Информационные технологии в профессиональной деятельности.

Раздел 1. Правовая информация. Применение информационных технологий в профессиональной деятельности.

Тема учебного занятия: Понятие компьютерных преступлений и их классификация.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Вид учебного занятия: конференция.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 1.2 Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

КЦЭ Коммуникация и кооперация в цифровой среде.

Квалификационные требования к знаниям и умениям. Обучающийся должен:

уметь:

- использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей;

- работать с электронной почтой;

- работать с информационными и справочно-правовыми системами.

            знать: 

- понятие правовой информации как среды информационной системы;

- понятие и основные виды компьютерных преступлений, а также способы их совершения;

- информационные технологии обработки правовой информации, а также  основные информационные технологии в сфере социального обеспечения.  

Цель: сформировать представление о компьютерных преступлениях, их классификации и о нормах права регулирующих рынок информационных услуг.

Задачи:

- Образовательная: сформулировать определение компьютерных преступлений и ознакомиться с их основными видами.

- Развивающая: развивать навыки групповой работы и применять технологию тьюторского  сопровождения.

- Воспитательная: воспитание культуры общения, познавательной активности и самостоятельности.

Методическая цель: формирование навыков наставничества студент-студент.

Междисциплинарные связи: Русский язык и культура речи; МДК. 01.01. Право социального обеспечения; МДК 02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Методические приемы: словесные, наглядно-демонстрационные, индивидуальная работа, групповая работа, беседа, ответы на проблемные вопросы, взаимопроверка.

Формы активизации учебной деятельности обучающихся: организация конференции.

Оборудование: технологическая карта урока, проектор, компьютер, раздаточный и наглядный материал, авторская презентация преподавателя.

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

3 мин

Приветствует. Проверяет посещаемость в группе. Проверяет готовность обучающихся к работе.

- Здравствуйте ребята. Прошу всех присаживайтесь, давайте настроимся с Вами на результативную работу. Итак, мы начинаем наш урок.

- Староста подскажите, пожалуйста, есть ли отсутствующие на уроке?

Приветствуют преподавателя. Докладывает староста группы о готовности группы и об отсутствующих.

2.Постановка темы и целей урока

10 мин

Предлагает обучающимся сформулировать тему урока с помощью работы с кроссвордом (приложение 1)

Вопросы к кроссворду:

  1. Синоним к слову определение?  

(Понятие)

2) Функциональное устройство, предназначенное для работы в офисе и дома?  

(Компьютер)

3) Виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.  

(Преступление)

4) Как называется разделение объектов на разновидности согласно каким-либо важным признакам?    (Классификация)

Знакомит с планом занятия.

Совместно со студентами определяет цель и задачи урока, используя ключевые слова.

Самостоятельно определяют тему и цели урока.

Слушают информацию для дальнейшей работы.

3.Актуализация опорных знаний

7 мин

1.Выясняет степень усвоения материала по теме:

- Что понимается под информационными технологиями?

(Информационные технологии – это системы процедур преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования информации).

- Какие этапы в развитии информационных технологий вы можете выделить?

(- Этап ручной технологии обработки информации.

- Этап механической технологии.

- Этап электромеханической технологии.

- Этап электрических технологий.

- Этап электронных технологий.

- Этап «компьютерные» («новые») технологии.

-  Этап «новейшие» технологии.).

- Какой век на ваш взгляд можно по праву назвать веком компьютерных технологий и электронных телекоммуникаций?

(XXI век по праву считается веком компьютерных технологий и электронных телекоммуникаций, и поэтому его часто называют «цифровым» веком).

Фронтальный опрос.

Отвечают студенты по выбору преподавателя.

Комментируют ответы друг друга.

4.Изучение нового материала

20 мин

Объяснение нового материала.

- Мы с вами живем в информационном обществе и соответственно компьютеры, и информационно-телекоммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь.  

- Однако процесс компьютеризации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Информационно-телекоммуникационные технологии взяты на вооружение не только обычными пользователями, но и преступниками. В связи, с чем появилась и достаточно быстро развивается новая категория преступлений, а именно компьютерные преступления. Законодательного определения «компьютерные преступления» не содержится. Однако для обозначения негативных явлений в сфере информационно-коммуникационных технологий в Уголовный кодекс была включена глава 28, получившая название «Преступления в сфере компьютерной информации».

Помимо этого, следует отметить, что в науке уголовного права, криминалистики и криминологии единый термин также отсутствует.

Так, в доктрине уголовного права компьютерные преступления могут быть представлены:

- как преступления в сфере компьютерной информации;

- информационные компьютерные преступления;

- киберпреступления (интернет-преступления).

Предлагает студентам записать предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации информационные компьютерные преступления.

Формулирует совместно со студентами определение компьютерных преступлений.

Организует подготовительный этап работы группы к конференции:

- озвучивает вопросы конференции.

- уточняет, кто является тьютором в каждой группе.

 (Слушает ответ студентов)

- предлагает тьюторам поменяться между собой местами. И помочь специалистам другой области изучить свое направление. А также подготовить выступление, по времени не более 4 минут.

Проверка домашнего задания: проверяет подготовленный тьюторами материал.

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы.

Анализируют представленную информацию на слайдах 8-10, формируют конспект лекций. Слушают вопросы конференции, отвечают на вопрос преподавателя. Демонстрируют преподавателю  подготовленный дома учебный материал.

5.Закрепление

40 мин

Организует работу группы в форме конференции:

1. Озвучивает критерии оценивания работы тьюторов.

2. Озвучивает рекомендации по составлению выступления.

После отведенного времени на подготовку выступления, преподаватель уточняет у тьюторов, кто будет выступать.  Заслушивает  выступления и совместно со студентами задает уточняющие вопросы выступающим.

Подготавливают выступления. Заслушивают выступления, учитывают различные мнения.

Обсуждают ответы, обосновывают собственное мнение.

6.Итоги урока

10 мин

1. Оценивает работу тьютеров на уроке.

2. Предлагает студентам провести самооценивание (приложение 2)

3. Проводит рефлексию (приложение 3)

4. Комментирует домашнее задание.

Заполняют таблицу самооценивания. Проводят самооценку своей деятельности (рефлексия).

4 Заключение

В современном обществе информационные телекоммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и без преувеличения можно сказать, что количество интернет-пользователей только увеличивается. Однако стоит отметить, что помимо положительных сторон в информационном обществе имеются и отрицательные. Так в настоящее время достаточно активно развиваются компьютерные преступления и способы их совершения. В связи с чем проведение открытого урока на данную тему является весьма актуальным.

Выбранная форма проведения позволяет обучающимся не терять интерес на протяжении всего учебного занятия, активно участвовать на каждом его этапе, закреплять и углублять свои знания о возможных компьютерных преступлениях, в том числе и в информационной среде. Также стоит подчеркнуть, что выбранные преподавателем виды деятельности обучающихся на открытом уроке способствуют развитию познавательных, коммуникативных и личностных навыков студентов.

Данный урок предназначен для студентов третьего курса в соответствии с рабочей программой по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Использование на уроке таких форм учебной деятельности, как фронтальный опрос по активизации фоновых знаний, групповая работа студентов по получению практических навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями связанной с поиском необходимой информации, а также ее систематизации способствует развитию профессиональной направленности личности студентов.

При этом следует подчеркнуть, что преподавателю рекомендуется разумно подойти к распределению времени каждого этапа учебного занятия.

Список использованных источников

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

2. Беляева, Т.М. Информационные технологии в юридической деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т.М. Беляева, А.Т. Кудинов, Н.В. Пальянова, С.Г. Чубукова ; ответственный редактор С.Г. Чубукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 314 с.  

3. Попов, А.Н. Преступления в сфере компьютерной информации : учебное пособие / А.Н. Попов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. – 68 с. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.procuror.spb.ru/

Приложение 1

Постановка темы урока с помощью кроссворда

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

п

о

н

я

т

и

е

 

4

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

3

п

р

е

с

т

у

п

л

е

н

и

е

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

Приложение 2

Лист самооценивания

Я не работал (ла) на уроке – 0 б.

Я не достаточно был (а) активен (а) – 1 б.

Я был (а) активна – 2 б.

Самооценка ФИО

Баллы

1

Я выполнил (а) домашнее задание

2

Я работал (а) на уроке и участвовал (а) в обсуждении вопроса конференции

3

Я осуществлял (а) поиск дополнительной информации

4

Я выступал (а) по заданной теме

5

Я активно слушал (а) других участников конференции и задавал (а) вопросы

Итого баллов:                                                     Оценка:

9 - 10 баллов – оценка 5

7 - 8 баллов – оценка 4

4 - 6 баллов – оценка 3

Меньше 4 баллов – оценка 2

Приложение 3

Рефлексия

1.  Зачем нам был нужен этот урок?

2.  За что вы можете себя похвалить?

   

3. За что вы можете похвалить одногруппников?

4. Какие эмоции вы испытывали на уроке?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики "Компьютерная графика"

Методическая разработка урока информатики, проведенного в группе 1 курса профессии НПО "Машинист электровоза"...

Поурочная методическая разработка по дисциплине Компьютерные сети на тему "Сетевые архитектуры"

Методическая разработка  составлена  для студентов, изучающих дисциплину «Компьютерные сети».Методическая разработка содержит планы урока, краткие конспекты лекций, литературу, карточки зада...

Поурочная методическая разработка по дисциплине Компьютерные сети на тему «Сетевые архитектуры»

В методической разработке по теме «Сетевые архитектуры»  приведены планы урока, краткие конспекты лекций,  задания и вопросы для закрепления материала, список рекомендуемой литературы. Обращ...

Методическая разработка по предмету математика: геометрия по теме: «Классификация треугольников».

Методическая разработка по предмету математика: геометрия Тема: "Классификация треугольников".Цели урока:1. Образовательная:– систематизировать знания о видах треугольников;– научить классифицировать ...

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ПОДРОСТОК»

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....

Методическая разработка урока "Понятие, элементы договора перевозки"

Для достижения целей в учебном процессе применяются множества различных технологий проведения уроков. На своем уроке я использовала игровые технологии. Игровые технологии постепенно приобщают учащихся...