методическая разработка урока Химия за чайным столом
методическая разработка по теме

Юдина Татьяна Александровна

 Урок-конспект Химия за чайным стлом

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_meropriyatie_po_organicheskoy_himii.zip23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по органической химии "Химия за чайным столом"

 Разыгрывается сценка: Выходит Муха, а потом Паук и изображают то, что говорят за кулисами.

Голос за кадром:

Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла,
Пошла муха на базар и купила самовар.
“Приходите ко мне гости, я вас чаем напою,
Потому что очень-очень я гостей встречать люблю”.
Но откуда-то явился вдруг очень важный и умный паук,
Посадил муху он в уголок и такую фразу изрек:
“Погоди, не торопись, а немного просветись.
Пусть тебе поможет, Муха, эта славная наука

(Показывает надпись “Химия”).

Очень многое узнать, чтоб подружек угощать
С пользой, с толком, с наслажденьем
И чаечком, и вареньем”.
Так что слушайте, внимайте,
Да на ус себе мотайте!

Показываем плакат: “Чай пить – не дрова рубить”

Что ж, давайте посмотрим, такое ли уж это простое занятие – чай пить?

Слово предоставляется главному специалисту по чаю.

1. Рассказывает о:

1) видах чая, их составе, свойствах черного и зеленого чая,
2) как правильно заваривать чай
3) чай с молоком (молоко смягчает действие кофеина, находящегося в чае).
4) воду для чая нужно заваривать только свежую, ни в коем случае не доливать воду и кипятить, т.к. от многократного кипячения вода становится мертвой.

2. А теперь вспомним о том, что обычно мы подаем к чаю – конечно, сахар. О нем расскажет специалист по сахару

1) Значение сахарозы.
2) Чем вреден сахар (распадается до молочной кислоты и разрушает зубы).
3) Сахар-рафинад (рафинад – значит очищенный) не содержит хрома, этот элемент благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему.
4) Пить чай с сахаром лучше вприкуску, а не класть его в чай (от избытка сахара разрушаются витамины группы В)

А теперь поработайте мозгами

Задание

Восстановите химический процесс, протекающий в организме, о котором говорилось выше (две реакции, нужно подобрать планшеты с формулами и расположить их в нужном порядке)

3. Коли от сахара так мало толку, какой же продукт может его достойно заменить? Об этом расскажет cпециалист (рассказ о меде).

Редко какое чаепитие обходится без конфет.

Конфеты бывают разные.

Вначале расскажем о карамелях. Они бывают фруктовые, соевые. Карамель – это (вспоминают определение).

4. В состав фруктовых карамелей входят фруктовые эссенции.

Задание

А) К какому классу органических веществ относятся фруктовые эссенции?
Б) Запишите уравнения реакций получения сложных эфиров:

1)масляно-бутилового (ананасовой эссенции)
2)уксусно-изоамилового (грушевой эссенции)
3)масляно-этилового (абрикосовой эссенции)

(Работают две группы учащихся – одна пишет уравнения реакции, другая собирает планшеты)

Кто знает, что содержит эта карамель.

(Показываем соевую карамель).

Кто любит эти конфетки? Думаем, после того, как вы узнаете, что содержит соя, ваше отношение к ним изменится (рассказ о веществах, находящихся в сое).

5. Наступила очередь рассказать о шоколадных конфетах и о шоколаде. Слово предоставляется специалисту по шоколаду (рассказывает о видах шоколада, отмечает пользу горького шоколада, т.к. в нем содержатся магний и цинк, благотворно влияющие на нервную систему, также отмечается, что настоящим можно считать шоколад, в составе которого есть масло какао, если используется его эквивалент, то это не настоящий шоколад).

Задание

1)Найдите планшеты с формулами веществ триглицеридов, которые содержатся в шоколаде.
2)В составе шоколада есть вещество фенилэтиламин, оно вызывает чувство радости, эйфории, влюбленности. Напишите его формулу.

6. Расскажем еще о некоторых весьма полезных веществах:

1)агар-агар (прикрепить планшет с формулой и спросить, к какому классу относится), для чего используется и как получается;
2)пектины – что собой представляют, какую положительную роль играют в организме.

7. В каких же продуктах могут находиться эти полезные вещества? О них расскажет другой специалист (рассказ о мармеладе, зефире, пастиле).

Не обходите вниманием такую полезную сладость, как халва (рассказ о пользе этой сладости).

8.Летом и осенью мы готовим еще один полезный и приятный для чаепития продукт – варенье.

Послушайте рекомендации специалиста в этой области:

Больше всего сохраняется витаминов и других полезных веществ в варенье, приготовленным сырым способом, но надо помнить, что мясорубкой лучше не пользоваться, т.к. от соприкосновения с железом разрушается витамин С. Лучше использовать деревянную толкушку или пестик.

Очень полезно варенье из черноплодной рябины, в этой ягоде больше всего йода.

Черная смородина- это природная аптека – 100 г этой ягоды содержится трехдневная норма витамина С, дневная норма витамина Е, большое количество полезного Бета-каротина.

Очень полезно варенье из черники, голубики – благоприятно действует на зрение, улучшает деятельность желудочно-кишечного тракта.

9. “Красна изба не углами, а пирогами”-

К чаю мы подаем не только названные сладости, но и различные постряпушки. А что же мы добавляем в тесто?

А)корицу – она является антисептиком, способствует очищению организма, поднимает температуру тела, поэтому полезна в холод, помогает при простуде, кашле. Укрепляет иммунитет и снабжает ткани энергией.

Б)Задание: 1. К какому классу веществ относится это вещество, оно хорошо нам знакомо!

Показываем формулу ванилина. Установлено, что оно может быть канцерогеном (получают его синтетически, а также из плодов ванили, это род вечно-зеленых лиан семейства орхидных).

2. Почему пресное тесто получается пористым? (добавляют пищевую соду NаНСО3). Кто напишет уравнение реакции, протекающую при выпечке теста?

3. Что надо добавить в тесто, чтобы усилить образование СО2 и устранить привкус соды? (уксусную или лимонную кислоту)

2СО3+2СН3СООН------2NаСН3СОО+Н2О+СО2

4. А лучше всего использовать карбонат аммония вместо соды. Напишите его формулу и химический процесс, протекающий при его нагревании.

Знаете ли вы, что если:

1)В дрожжевое тесто добавить немного (щепотку) соды, булки и пирожки будут мягкими и долго не зачерствеют!

2)Вместо маргарина использовать натуральное сливочное масло, т.к. при производстве маргарина используют дешевые растительные масла, они содержат органические кислоты, содержащие двойные связи. Чтобы сделать масло твердым, проводят реакцию гидрирования. Что это за реакция? При этом образуются транс-изомеры, обладающие канцерогенным действием.

Ну вот наше заседание подходит к концу, надеемся, что информация, которую вы прослушали, будет очень полезна вам и поможет сохранить здоровье на долгие, долгие годы!!

Разворачивается плакат со словами: “Водку пьёшь – дровами лежишь,
Чай пьёшь – орлом сидишь”

Снова появляются Муха и Паук,

Голос за кадром:

Муха, Муха-цокотуха, позолоченное брюхо,
Вся от счастья засветилась и твердит:
“Я просветилась! И теперь уж никогда
Не причиню себе вреда!
Будут гости ко мне приходить
И полезный чаёк будут пить!
Ну, спасибо, спасибо, Паук,
Почитатель полезных наук!”
Улыбнулся Паук, поклонился,
Сел за стол и чайком угостился!

Приглашаем всех присоединиться к приятному чаепитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Химия за чайным столом

Химия за чайным столом...

Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"

Современный этап развития общества требует новых под­ходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профес­сиональных образовательных учреждениях, готовящих в...

Методическая разработка урока химии по теме "Белки"

Методическая разработка урока химии по теме "Белки"...

Методическая разработка на тему: «Оформление чайного стола «Осенний букет". Изделия из соленого и песочного теста".

Методическая разработка открытого бинарного урока по производственному обучению и предмету "Рисование и лепка" для студентов, обучающихся по профессии "Повар, кондитер"....

Методическая разработка урока химии «Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе» 10 класс. Профильный уровень.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков . Примером  метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция.На мой взгляд, для учителя химии, на...

Сценарий внеклассного мероприятия по химии "Химия за чайным столом"

Сценарий может быть использован при проведении недели химии преподавателями колледжей или учителями химии....

Методическая разработка урока по химии на тему: Применение элементов профессиональных компетенций на уроках химии

методическая разработка содержит основную часть, практическую часть, технологическую карту урока по химии...