Методическая разработка открытого практического занятия по химии "Получение и свойства карбоновых кислот"
методическая разработка

цамалаидзе ирина викторовна

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_rabota.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Профессиональный лицей № 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого практического занятия по химии

на тему: «Получение и свойства карбоновых кислот»

                                          Автор:

                                                                                        Цамалаидзе   Ирина Викторовна

                                                                           преподаватель химии ГБПОУ ПЛ № 4

        

Владикавказ

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.  

Технологическая карта урока

Тема урока

Практическая работа «Получение и свойства карбоновых кислот»

Цели урока

Получить уксусную карбоновую кислоту и изучить её свойства

Задачи

Образовательные:

- изучить лабораторные способы получения карбоновых кислот.

- провести опыты, характеризующие химические свойства карбоновых кислот.

Развивающие:

- развивать умения применять знания на практике;

-развивать умения анализировать, сравнивать,

-развивать познавательный интерес, внимание и логическое мышление

-продолжить формирование умений самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные:

- воспитание мотивов обучения, положительного отношения к знаниям;

- бережного отношения к лабораторному оборудованию

Тип урока

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. Урок – практическое занятие

Форма организации работы

Фронтальная. Индивидуальная, групповая

Методы и приёмы проведения урока

Метод проблемного изложения материала, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабороторного эксперимента.

Планируемые результаты

Предметные: знать лабораторный способ получения уксусной кислоты и её химические свойства

Личностные:

- развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формировать уважительное отношение к чужому мнению;

- осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные:

- уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения;

- использовать различные способы поиска в соответствии с задачами урока;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Межпредметные связи

биологией

Образовательные ресурсы

Источники информации:

-учебник О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, «Химия» 10 класс, Москва 2015, Дрофа

- интернет- ресурсы

- компьютер, проектор, экран, презентация;

-реактивы: СН3СООNа, СН3СООН, Н2S04, NаОН, Мg, Zп, СаСО3

универсальная индикаторная бумага, фенолфталеин

-оборудование: штатив, спиртовка, пробирки. пробка с газоотводной трубкой

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный момент

(1 мин)

-приветствует обучающихся;

-проверяет отсутствующих;

-проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Определение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

(2 мин)

Включение в деловой ритм. Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме.

Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме. Формулируют тему и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выяснения их признаков и свойств.

Коммуникативные:

построение речевого высказывания

3.

Актуализация знаний

(10 мин)

Презентация по теме «Уксусная кислота»

Актуализация проводится с применением слайд-презентации об уксусной кислоте.

Личностные: смыслообразование

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: оценивание результатов деятельности.

Коммуникативные:

построение речевого высказывания

4.

Выполнение практической работы

(29 мин)

Учитель предлагает обучающимся, используя «Инструктивную карту» выполнить практическую работу.

Повторяет технику безопасности

-обучающиеся изучают материалы «Инструктивной карты». Записывают схему отчёта в тетрадь.

Вспоминают технику безопасности, расписываются в журнале по ТБ

Познавательные:

Установление причинно-следственных связей, структурирование знаний.

Регулятивные:

Составление плана и последовательности деятельности.

Коммуникативные:

Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме,

построение речевого высказывания

5.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин)

Задаёт вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные:

Самооценка своей учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Регулятивные:

Соотношение цели и результата.

6.

Домашнее задание

(1 мин)

Закончить оформление отчёта в тетради

КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Краткие теоретические сведения

  1. Строение карбоновых кислот.

Карбоновые кислоты - это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп (-СООН), соединенных с углеводородным радикалом или водородным атомом. Карбоновые кислоты классифицируют:

а)         в зависимости от числа карбоксильных групп в молекуле на одноосновные, двухосновные и многоосновные;

б)         в зависимости от природы радикала на предельные, непредельные и ароматические.

  1. Получение

В лаборатории карбоновые кислоты можно получить из их солей, действуя на них серной кислотой при нагревании:

2СН3СООNа + Н2S04  t→ Nа2S04 + 2СН3СООН

             ацетат натрия                                          уксусная кислота

  1. Физические свойства

Низшие карбоновые кислоты - жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде. С повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде уменьшается, а температура кипения повышается. Высшие кислоты - твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде.

  1. Химические свойства

1. Молекулы кислот в водном растворе диссоциируют

НСООН   ↔   H+ + НСОО-

  1. Реагируют с металлами

2СН3СООН +Мg → (СН3СОО)2 Мg+Н2

                                                                                         ацетат магния

  1. Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами

2НСООН + Мg0    → (НСОО)2 Мg + H2O

                                                                                           формиат магния

СН3СООН + NаОН   →     СН3СООNа + Н20

  1. Кислоты реагируют с солями более слабых и летучих солей

                                                                                                     H2O

2СН3СООН + СаС03   → (СН3СОО)2Са + Н2С03 

                                                                          ацетат кальция                          CO2        

  1. Кислоты реагируют со спиртами

СН3СООН + С2H5ОH      H2SO4   t         СН3СООС2Н5 + Н20

  1. Муравьиная кислота подобно альдегидам легко окисляется (реакция «серебряного зеркала»)

НСООН + Аg2О    NH4OH         НОСООН + 2Аg↓
НОСООН ↔H
2O+CO2

  1. При нагревании с концентрированной серной кислотой
    муравьиная кислота отщепляет воду и образуется оксид углерода (׀׀)

                     НСООН    H2SO4к    H2O+CO↑

2.5. Применение.

  1. получение лекарств, солей, ацетатного шелка;
  2. уксусная кислота используется в пищевой промышленности;
  3. получение растворителей для лаков;
  4. средство для борьбы с насекомыми и болезнями растений, стимуляторы роста растений;
  5. красителей для тканей;
  6. кинопленки.

3. Реактивы, используемые для выполнения практической работы.

  1. ацетат натрия СН3СООNа
  2. раствор серной кислоты Н2S04
  3. раствор NаОН
  4. металл Мg (порошок), Zп (гран.)
  5. мел СаСО3
  6. раствор уксусной кислоты СН3СООН
  7. универсальная индикаторная бумага
  1. Оборудование, используемое для выполнения практической работы
  1. штатив,
  2. спиртовка,
  3. пробирки.
  4. пробка с газоотводной трубкой.
  1. Меры безопасности при выполнении практической работы

При выполнении работы имеют место следующие опасные факторы:

  1. возможность ожога пламенем спиртовки,
  2. пожароопасность,
  3. возможность ожога реактивами, особенно щелочами или кислотами.
  1. Первая помощь при ожогах
  1. При термических ожогах немедленно делают обильные примочки этиловым спиртом или раствором перманганата калия.
  2. При ожогах кислотами необходимо сразу же промыть пораженное место большим количеством воды, а затем 3% раствором гидрокарбоната натрия и опять водой.
  3. При ожогах едкими щелочами хорошо и обильно промыть пораженное место проточной водой, затем разбавленным раствором уксусной кислоты, после этого опять большим количеством воды.
  1. Порядок выполнения работы
  1. Подробно ознакомиться с соответствующими главами учебника и хорошо понять химизм процессов, которые предстоит изучить на практике.
  2. Внимательно прочитать инструкцию к выполнению данного опыта и продумать последовательность операций.
  3. Тщательно проверить, имеется ли все необходимое для проведения данной работы.
  4. Выполнить опыт, соблюдая все меры предосторожности, последовательность операций, количественные соотношения веществ, проводя нужные наблюдения.
  5. В процессе проведения опыта и особенно после его выполнения ответить на поставленные вопросы, сделать выводы.
  6. Записать протокол опыта в тетрадь.

8. ОПЫТ №1.

«Получение уксусной кислоты»

Поместите в пробирку 2-3 г ацетата натрия и к нему добавьте 1,5-2 мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которого опустите в другую пробирку. Смесь нагревайте на пламени до тех пор, пока в пробирке-приемнике соберется 1,0-1,5 мл жидкости.

Задание для самостоятельных выводов.

  1. Какое вещество образовалось в пробирке-приемнике?
  2. Какие признаки это подтверждают?
  3. Составьте уравнение соответствующей реакции.

ОПЫТ №2.

«Взаимодействие уксусной   кислоты с некоторыми металлами»

 В две пробирки налейте по 1 мл раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного стружек магния, а во вторую несколько гранул цинка. В первой пробирке происходит бурная реакция, а во второй реакция протекает спокойно (иногда она начинается только при нагревании).

Задание для самостоятельного вывода.

  1. Как уксусная кислота реагирует с магнием и цинком?
  2. Сравните скорость этих реакций и напишите уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.

ОПЫТ № 3.

«Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями»

Влейте в пробирку 1-1,5 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. При добавлении уксусной кислоты происходит обесцвечивание.

ОПЫТ №4.

«Взаимодействие уксусной кислоты со спиртами»

 В две пробирки влейте по 2 мл раствора уксусной кислоты. В одну из них прилейте 2 мл этанола, а в другую - 2 мл изопентилового спирта. Затем в обе пробирки осторожно добавьте по 1 мл концентрированной серной кислоты. Пробирки закройте пробками с длинными стеклянными трубками- холодильниками.

Смесь осторожно подогрейте. Жидкости из каждой пробирки налейте в два сосуда с насыщенным раствором хлорида натрия.

Задание для самостоятельного вывода.

1. Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами минеральных кислот?

  1. Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты с основаниями? При помощи каких опытов это можно доказать?
  2. Какие вещества образуются при взаимодействии уксусной кислоты со спиртами? Напишите уравнения соответствующих реакций.

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 
Тема: «Получение и свойства карбоновых кислот».

Отчет ведется кратко, но в нем должны быть отмечены:

  1. Цель работы.
  2. Реактивы.
  3. Оборудование.
  4. Ход работы.
  5. Наблюдаемые изменения - появление новой окраски, образование или
    исчезновение осадка, появление запаха, изменение температуры и другие
    признаки реакции.
  6. Выводы.

Форма  отчета:

Тема        

Цель работы...

Реактивы        

Оборудование….

Ход работы        

Выводы        

Название

 опыта

 и цель

Исходные вещества

Оборудование, посуда, чертёж прибора. Условия протекания реакции

Наблюдаемые явления и объяснение. Уравнения реакций

Выводы

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия в учебно-производственном магазине ТД «Закарпатье» на тему: «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Методическая разработка открытого урока по теме: "Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Методическая разработка открытого практического занятия по дисциплине «Электротехника и электроника» с применением компьютерных технологий

Методическая разработка открытого практического занятияпо дисциплине «Электротехника и электроника» с применением компьютерных технологий для специальности 140407 «Электрич...

Методическая разработка открытого практического занятия

Методическая разработка открытого практического занятия на тему:«Управление проектом программы. Создание программы инсталляции информационной системы»по МДК 02.01 «Информационные тех...

Методическая разработка открытого практического занятия «ПМП при механических повреждениях, травматическом шоке, синдроме длительного сдавления». «Лабораторная диагностика заболеваний ССС,пищеварительной и выделительной систем"

Методическая  разработка одобрена и рекомендована для преподавателей   IV курса по специальности «Лабораторная диагностика» дисциплин «Безопасность жизнедеятельности&r...

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

Методическая разработка открытого практического занятия «Передача мяча в парах сверху»

Данная методическая разработка предлагается для преподавателей  профессиональных образовательных учреждений. Занятие  разработано на основе рабочей программы по физической культуре для ...

Методическая разработка открытого практического занятия по теме: «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии»

Методическая разработка открытого занятия по изучению темы «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии» разработано для проведения бинарного практического занятия по МДК 02.01. Сес...