Статья на тему: "Гаджеты-новая зависимость подростков"
статья на тему

Медушевская Ольга Владимировна

Тезисная статья о новой зависимости среди подростков, к которым можно отнести студентов нашего колледжа и небольших исследованиях, которые мы с ними провели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medushevskaya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Студентка 261 группы: Л. М. Абрамян                    

Руководитель: преподаватель ЦМК «Естественно-научных дисциплин» О. В. Медушевская      

 ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»

Гаджеты – новая зависимость подростков

Телефоны, ноутбуки, планшеты, приставки, смартфоны — техника плотно вошла в нашу повседневную жизнь.

Почти у каждого из нас есть личные девайсы (персональный компьютер, телефон и т.п.). Недавно был проведён опрос, в котором принимали участие россияне в возрасте от 16 до 45 лет, по результатам которого выяснилось, что сотовые телефоны есть у 95,6% опрошенных, у 73,9% респондентов есть портативный компьютер, а у 54,8% — mp3 или DVD-плеер. Причём 51,2% опрошенных отмечают, что они чувствуют себя неуютно, если их лишить мобильника или ноутбука. У 10,8% выявлена явная психологическая зависимость от гаджетов. Как видите, цифры вполне внушительные.

Гаджеты призваны облегчать нашу жизнь. Но, увы, гаджеты для подростков стали сродни особых наркотиков. Зависимость подростков от гаджетов приобретает невероятные размеры и формы.

По результатам практических исследований, психологи констатируют, что подростки разучились жить без гаджетов. Привычка заполнять свое время мобильным телефоном, компьютером в любой форме, телевидением и др. повлияли на то, что подростки разучились быть с собой, общаться с собой. Необъятный поток информации, поступающий из самых разных совершенствующихся гаджетов, просто не оставляет времени и не дает выиграть в «конкурентной борьбе» самопознанию, самоанализу. Производители гаджетов всё больше изучают интересы подростков, особенности их психологии, применяя самые разные способы, чтобы завлечь их своими устройствами и сервисами. Куда уж тут соревноваться с ними внутреннему «Я» подростка?

Врачи всего мира обеспокоены болезнью 21-го века — зависимостью от гаджетов. Сегодня попробуем разобраться, чем может грозить такая зависимость.

Семейным психологом Е. Мурашовой был проведен эксперимент. Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самими собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

По правилам проведения эксперимента дети обязательно должны были прийти на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записав время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто — из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все практически сразу включили музыку или засунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употребили словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне всё время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены тем мыслям, которые приходили им в голову в процессе эксперимента.

Результаты эксперимента поразили всех.

Наиболее распространенным и доступным гаджетом является телефон, поэтому мы решили провести опрос среди студентов первого курса нашего колледжа, чтобы выяснить, насколько они зависимы от этого гаджета. Студентам было предложено ответить ДА или НЕТ на следующие вопросы:

  1. Телефон — это главное устройство в моей жизни. Я не представляю существования без него.
  2. Я провожу со своим смартфоном много времени. Гораздо больше, чем уделяю другому занятию.
  3. Я конфликтую с близкими, потому что много времени уделяю своему гаджету.
  1. С каждым днем я все больше времени провожу с телефоном в руках. При этом не важно, как его использую, возможны игры, общение или чтение.
  2. Мой телефон способен поднять мне настроение, когда он рядом, мне спокойнее.
  3. Если я не могу пользоваться смартфоном, я начинаю нервничать.
  4. Мне постоянно хочется использовать мой смартфон, при каждом удобном случае я беру его в руки.
  5. У меня не получается сократить время использования и постоянно появляется повод вновь взять в руки устройство.
  6. Я врал окружающим людям о том, сколько времени я провел за своим телефоном.
  7. Я часто откладываю важные дела, чтобы заняться чем-то не очень полезным на смартфоне.

В результате опроса 72% отметили у себя как положительные 5 пунктов и более — это уже повод задуматься о зависимости. Возможно, стоит начать с ограничения времени в использовании этого устройства. У 3% из опрошенных положительными были 9 из 10 пунктов. И это уже повод обратиться за помощью к врачу.  

На следующий год, совместно с психологом колледжа, мы планируем провести более углубленное изучение этого вопроса и разработать комплекс мероприятий по профилактике и избавлению от гаджет – зависимости.

Я ни в коем случае не против компьютеров, интернета и применения различных гаджетов в нашей жизни! Для меня использование гаджетов — это инструмент для учебы и развития, а интернет — благодатное информационное поле.  Но я абсолютно уверена, что человек должен владеть технологиями, но ни в коем случае ни наоборот!

Использованы материалы:

Статья Е. Мурашовой: «Кого боятся подростки?» http://www.snob.ru/selected/entry/45522 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"

Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья на тему: "Компьютерная зависимость как угроза здоровью обучающихся и способы её преодоления"

Статья студента ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Терехова С.С. для выступления на научно - практической конференции: "Здоровая молодеж - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусл...

Презентация для родителей "Зависимое поведение подростков"

В данной презентации рассматриваются причины и  механизмы формирования зависимого поведения у детей, а также даются советы родителям, столкнувшимися с подобным явлением....

План-конспект выступления в группах 1, 2,3 и 4 курсов Тема: «Основные зависимости подростков»

План-конспект выступления в группах 1, 2,3 и 4 курсов Тема: «Основные зависимости подростков»...

Открытый урок по теме: «Зависимое поведение» в рамках реализации программы «Преодоление и профилактика Internet addiction y подростков»

Материал предназначен для студентов 1 курса, носит просвещенческий и профилактический характер, и посвящен определению зависимого поведения, его видам и причинам возникновения....

Статья "Работа с одаренными детьми и подростками на уроках математики"

Статья будет полезна педагогам , ведущим кружки по математике. В ней представлены разные подходы при работе с одаренными детьми....