статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"
статья на тему

Нелипа Алла Константиновна

Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Некоторые психологические особенности

                          личности современного подростка

   Интерес к личности современного подростка обусловлен многими причинами: снижением уровня успеваемости, высоким процентом от-

числения, трудностями в общении. На сегодняшний день уже очевидна

необходимость индивидуального подхода к каждому студенту, а общие

установки не имеют никакого значения.

  Некоторые личностные особенности имеют выраженные деструктивные

черты, что порой приходиться оценивать профпригодность того или иного

студента. определять в какой области здравоохранения он может наиболее

эффективно работать и те сферы обслуживания, где он полностью непригоден. По среднестатистическим данным до 40% студентов колледжей

испытывают серьезные трудности в освоении профессии.

  Изменения личности подростков отмечается с 60-х годов прошлого столе-

тия, но в течение 5-7 лет также появляются некоторые изменения личности.

 По данным  И.О.Загашева принципиальное отличие в формировании личности современного студента играют:

1.Увеличение фоновых досуговых занятий, в которых личность не разви-

вается ( до 40% всего времени бодрствования).

2. Увеличение информационных потоков, вызывающих перегрузку.

3.Увеличение числа неблагополучных семей.

4.Увеличение влияния средств массовой информации.

  В данной работе мы попытались проанализировать основные факторы,

формирующие  черты личности современного подростка.

    Мы  понимаем, что личность человека формируется всю его жизнь,

но подростковый  период определяет основные направления развития

личности. Основная проблема этого периода жизни состоит в нарушении

гармонии физического, психического и социального развития личности.

  В данной работе мы хотели поделиться с вами опытом наших наблюдений.

может быть вы не согласитесь с некоторыми нашими выводами, мы охотно

выслушаем ваши критические замечания.

  Мы попытались проанализировать некоторые черты деструктивного раз-

вития личности подростка и в отдельных случаях проанализировать при-

чины их появления.

  Основным фактором , по нашему мнению, следует считать высокую забо-

леваемость не только простудными болезнями, но и повышением уровня хронической патологии. Увеличивается численность хронических пиело-

нефритов.  патологии желудочно-кишечного тракта, включая язвенную

болезнь двенадцатиперстной кишки. На первое место пытается выйти

артериальная гипертензия, которая чаще  трактуется как вегетососудистая

дистония по гипертоническому типу. Увеличивается  число вертеброба-

зилярной недостаточности ,что ухудшает кровоснабжение головного мозга.

а значит и снижает его функциональную способность Очень часто в

анамнезе подростков присутствует перенесенная перинатальная энцефалопатия  и родовая травма. Что сказывается на особенностях внима-

ния и памяти.

  Немалую долю составляет и патология опорно-двигательного аппарата,

от остеохондрозов грудного и шейного отделов до сколиозов 2 стадии, а

иногда и 3-й стадии, очень часто имеет место и диспластические процессы.

Высокая заболеваемость и щитовидной железы от обычной гипертрофии до

злокачественной патологии.

  Нередкостью становится и сахарный диабет, начавшийся в возрасте 5-6 лет.

обычно это инсулинозависимые формы.

  Естественно, что подобная хроническая патология сказывается и на личностных особенностях подростка. Чаще всего  мы наблюдаем форми-

рование астенического синдрома. Подростки быстро устают, им часто

хочется спать, а у части студентов уже сформирован синдром хронической усталости, что по сути является ступенькой преждевременного старения.

  Некоторые студенты, которые с раннего детства страдают хроническими

заболеваниями, откровенно заявляют, что избыточное внимание со стороны

родственников формирует некоторые негативные черты характера как эго-

центризм, порой многие чутко прислушиваются к своему самочувствию и

далеко не всегда пытаются разделить плохое самочувствие от простого не-

желания идти на занятия.

   Онкологические заболевания перестали быть редкостью, за 10 последних

лет отмечено 4 случая злокачественных новообразований.,

  Вторая причина- это недостаток воспитания, очень часто родители не знают чем живет их ребенок. Внешне все благополучно: учится в колледже, посе-

щает спортивную секции,. слушает музыку и т.д. Какое негодование испы-

тывают родители когда узнают, что их сын или дочь 2 месяца не посещают

занятий, а внешне все вроде благополучно – утром подросток уходит на

занятия, получает от матери 400 рублей и возвращается домой вечером.

К сожалению, очень высок процент неполных семей, очень часто воспи-

танием занимается только одна мать, или только одна бабушка. Очень

часто в юношах видно отсутствие мужского воспитания- это неумение

принять решение, сделать правильный выбор, отстоять свою точку зрения.

В семьях где ребенка воспитывает неродной отец, были случаи физических

наказаний, что так же разрушает личность появляются такие черты как хит-

рость, трусость,  недоверие, замкнутость, а иногда и агрессивность.

  Изменился характер базовых ценностей, по многочисленным социологическим опросам: на первом месте-здороыье, потом качествен-

ное  жилье, семья. Потом деньги, материальные блага. Безопасность.

Возможность получать высокооплачиваемую интересную работу. Далее-

друзья, и наконец- любовь к Родине.

  Если перенести эту иерархию с социологического на русский, то мы услы-

шим: « Обеспечьте мне качественное образование. Высокооплачиваемую

работу. Безопасность. Достойное жилье. Все для поддержания здоровья и

тогда мы с друзьями будем любить Родину.

  Мы забыли о вечных ценностях – это милосердие,доброта, мужество.

жертвенная  любовь к людям и Отечеству, мудрость, верность, бескорыстие,.скромность…

  Изменился и интерес к чтению. Некоторые подростки честно признаются,

что за последнее время около пяти лет он вообще ничего не читал, в лучшем

случае был прочитан Гарри Поттер. Читающие подростки становятся нечас-

тым явлением, но зато круг их чтения очень широк, они охотно расскажут

на какую новинку следует обратить внимание, очень высок интерес к пси-

хологии.  Не случайно ,довольно высокий процент наших выпускников

продолжают обучение в высшей школе на факультетах психологии.

  У подростков отсутствует интерес не только к литературе, но и истории

нашего  государства, наверно истоки следует искать в организации пре-

подавания этих предметов в средней школе. Нам до сих пор  трудно пред-

ставить как заключительный контроль знаний по литературе можно про-

вести в виде выполнения тестовых заданий. Всегда эту функцию выполняло

старое доброе сочинение, в котором молодой человек очень четко отражал

свое умение думать. Для того чтобы правильно формировалось мышление

человеку необходимо письменно излагать свои мысли в объеме не менее

одной странице.  Нам можно возразить, что сейчас подростки и читают и

пишут намного больше в социальных сетях, но этот процесс имеет нецеле-

направленный характер и поэтому не способствует развитию личности.

  Хочется привести несколько высказываний подростков, уже имеющих

аттестат о среднем образовании.» Чацкий был интеллигентный человек,

он носил белую рубашку, а на груди у него всегда была белоснежная,

 накрахмаленная мошонка».  Или другое высказывание, которое четко ил-

люстрирует интерес подростков к истории своего Отечества, « Крепостные

крестьяне были очень довольны отменой монголо-татарского ига.»

  Следующая причина- это легкое формирование вредных привычек.

Не для кого не секрет, что пьянство представляет серьезную угрозу, которая

стала перед Россией. В год выпивается до 18 литров спирта на душу каждого

жителя России. В год от различных последствий воздействия алкоголя – сер-

дечно-сосудистых и многих других болезней, травматизма, преступности,

самоубийств- преждевременно погибает 750000 наших сограждан, большей

частью это мужчины трудоспособного возраста.

  По данным Роспотребнадзора от 2009 года  80% подростков употребляют

спиртное  ( включая пиво). Из них юноши 33% и девушки 20%. Неудивительно, что в России каждый второй мужчина не доживает до пенсии.

  С 11 лет начинается употребление слабоалкогольных напитков в железных

баночках- они продаются в каждом ларьке. 13-летние подростки могут выпить в сутки 5 таких баночек и при этом хорошо себя чувствовать.

Экспертиза установила, что в одной такой баночке содержится 50 граммов

водки и кофеина на 6 чашечек крепкого кофе. Таким образом, девочка или

мальчик ежедневно употребляют по стакану водки и термосу крепкого кофе.

А потом мы удивляемся, почему у нас некого брать в армию, почему у нас

молодые женщины не хотят рожать детей и почему у нас вообще мало здоровых людей.

  Как то летом мы спросили у подростков, почему они пьют пиво. «Жарко»,-

отвечают.  «А почему не воду ,не сок?»- « Так это ж самое дешевое! Бутыл-

ка пива стоит 25 рублей. Бутылка воды – 31рубль. Пачка сока – 70 рублей».

Вот и все объяснение.

  Пропаганда алкогольной и табачной продукции сейчас запрещена законом,

но она сохраняется в  ментовских сериалах , где действующие лица очень

много и смачно пьют, что по сути своей остается рекламой, только в измен-

ной форме и более агрессивно выраженной.

  Мы проводили исследование по изучению причин курения  и способов

выхода из табачной зависимости. Что оказалось, что курящие студенты в

нашем колледже составляют 30%. Над причинами начала курения никто

серьезно не задумывался – это чаще было за компанию, при употреблении

спиртных напитков, ради развлечения и т.д. И никто из начинающих курить

не думал, что это может привести к зависимости к табаку.

  Среди причин возможного прекращения курения студенты выделяют

лишь внешние факторы: это подорожание сигарет, снижение уровня произ-

водства табачных изделий. На рекламу, размещенную на каждой пачке

сигарет либо никак не реагируют, либо реагируют с определенной долей

сарказма. Юноша, покупая  сигареты, попросил заменить пачку на которой

было написано, что одним из последствий курения является - импотенции,

на рак легких.

  Подводя итог данному анализу, можно точно сказать, что мы очень далеки

от решения проблемы табачной зависимости ,потому когда наступает желание решить проблему, то ее причины следует искать в самом себе, а не

в рекламе табака и росте цен на сигареты.

   Интересно, что девушки из Дагестана никогда не возьмут в руку сигарету,

что  указывает на хорошее воспитание и сохранение достойных националь-

ных традиций.

  Что касается употребления наркотиков, то половина подростков не воспринимает их негативно . По данным опроса:

1.Основная часть студентов считает, что это лекарственные препараты, имеющие четкие показания к применению

2.Интересуется почему продажа наркотиков резко ограничена в России,

а в Голландии они доступны для продажи.

3.Совсем небольшая часть  принимала их однократно.

  Очень большая часть студентов работают в свободное время. Кому-то это

необходимо из-за материальных потребностей, кто-то из желания незави-

симости от родителей, кто-то из-за большого количества свободного вре-

мени или чтобы быть как все.

  Основная часть работает в медицинских учреждениях. Имеет определенный

профессиональный опыт, относится с большим уважением к своей будущей

профессии и очень часто после окончания колледжа остаются там и работать.

  Но определенная часть студентов предпочитают работать в сфере обслу-

живания это не только магазины .но и рестораны, кафе . ночные бары.

  Некоторых привлекает работа официанта, бармена. Иногда девочка охотно

рассказывает какие замысловатые коктейли она готовила посетителям

ночного бара. Вполне спокойно относятся к левым заработкам типа «чаевых». Обычно интересы этих студентов несколько приземленные, больше касаются создания дома комфортной обстановки.  Работа в подобных

сферах обслуживания не всегда способствует формированию здоровой лич-

ности.

  Снижается интерес к посещению  новых выставок, концертных залов,

театра.

   Новая проблема в устройстве семейной жизни состоит в том, что роди-

тели не знают чем живет их ребенок и соответственно не могут вовремя

повлиять Ни мама ни папа не знают, что их сын или дочь ежедневно упот-

ребляют спиртное. винные коктейли, пиво. Родителям не до детей.

  Соответственно ранняя половая жизнь остается в неведении у родителей.

Дети начинают жить «взрослой жизнью» с 13-14 лет, Статистика по этому

поводу очень красноречиво говорит, что к 11 классу имеют «множество

партнеров,. имеются в виду не единицы, а десятки. Как ни горько в этом

признаться.

  В результате такие юноши и девушки просто неспособны к созданию

семьи. В результате молодой мужчина или женщина понимают, что любя

своего мужа или жену, не могут оставаться только с ним одним.

  Навык, воспринятый в подростковом возрасте, и завязанный на психику

и физиологию, необычайно трудно преодолеть.

«Злые навыки хуже бесов»- предупреждали нас еще древние отцы.

Не удивительно, что 80% молодых семей распадаются уже в течение

пяти лет после заключения брака.

  Конечно, это не значит, что раньше все семьи были абсолютно счастливы.

Но люди, прожившие долгую жизнь в браке, понимают, что семейное

счастье бывает разным: есть «юное счастье». И есть счастье терпения и

многолетней общей, в высоком смысле слова, единой жизни.

  Разводы еще недавно не являлись системой. Чисто психологически с

огромным трудом люди могли решиться на разрушение брачного союза.

  Сегодня необходимо искать пути решения этой проблемы- готовить

людей к браку, помогать семье не распасться, противостоять себялюбию,

потаканию и равнодушию. Необходимо это делать в медицинской среде,

а значит нам надо этому учить и прописать это правило в разделе общих

компетенций.

  Результатом разрушения традиционной семьи появился интерес к нетра-

диционной сексуальной ориентации. Наши наблюдения пока единичны,

кажется, что с этой проблемой еще можно справиться. Хотя есть некоторые

наблюдения, когда юноша в полный голос заявляет, что нам необходимо

уважать его выбор сексуальной ориентации, потому что он так решил. Все

наши аргументы по этому вопросу он не желает слушать, потому что мы не

доросли до его уровня понимания. Наверно, тогда и не стоит пока с ним

об этом и говорить.

  В этой работе мы постарались проанализировать некоторые черты форми-

рования личности современного подростка. Попытались выявить некоторые

факторы, способствующие негармоническому развитию личности, но практи-

чески не коснулись, а как же с этим справиться?

  Очевидно, что одними призывами здесь не обойтись. Проблему надо начинать решать постепенно, возрождая значение семьи. Воспитание тех

духовных ценностей, которые мы потеряли в погоне за материальными

благами. Необходимо пересмотреть образование, в котором было бы отведено достойное место преподаванию литературы, истории, религии.

Нам необходимо вернуть ту Россию, которую мы потеряли. Пусть эта работа будет продвигаться маленькими шажками, но идти по ней надо.

  СМИ  сообщают, что на земле хватит и одного «золотого миллиарда» жителей, а остальные 5 должны освободить им место, поэтому пусть

употребляют наркотики, пьют спиртные напитки, интересуются парно-

графией. А вот этого нам допустить никак нельзя.

Используемая литература:

1.Филатова Е.С. Соционика для всех. Новосибирск 1993г

2.Зиглер Д. Теория личности СПб 1997 г.

3.Архимандрит Тихон О вере и отечестве Москва. Книжный двор 2014 г.

4.И.О. Загашев Индивидуальные личностные особенности современного

студента СПб. 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой ж...

Методическая разработка занятия "Психологические особенности личности. Темперамент"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Рабочая тетрадь "Психологические особенности личности"

Материалы,  представленные в рабочей тетради, ориентированы на студентов, представляя сбалансированное содержание теоретического знания и практических задач....

Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения

Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество....

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...

Обучение вождению с учетом психологических особенностей личности

Обучение вождению с учетом психологических особенностей личности...

Психологические особенности конфликтной личности

В данной статье собраны основные типы конфликтных личностей ....