Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения
статья на тему

Ершова Анна Николаевна

Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_osobennsotey_lichnosti_na_sotsializatsiyu.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения

Ершова А.Н.

ГБОУ ЦПМСС Кировского района СПб, г.Санкт-Петербург, anna-pampi@yandex.ru

Личность подростка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В свою очередь, индивидуальные свойства личности и усвоенные личностью нормы и ценности общества проявляются в межличностных отношениях [4].

Многие исследователи отмечали, что дефекты зрения накладывают отпечаток на формирование личности (Г.П.Недлер). Другие же говорили о независимости личностных качеств от физических дефектов (А.М.Щербина, А.А.Крогиус). Но общие выводы ученых свидетельствуют, что органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует у него возникновение ряда специфических социальных установок. Психологическим фактом нарушение зрения становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми [3].

Проблемой  социализации  детей  с  нарушением  зрения  занимались  тифлопедагоги  и  тифлопсихологи:  М.И.  Земцова,  Б.И.  Коваленко,  Н  Б.  Коваленко,  Л.С.  Ганджий,  Н.Г.  Крачковская,  Н.В.  Серпокрыл,  Ю.А.  Кулагин,  Л.И.  Солнцева,  А.Г.  Литвак,  В.  П.  Ермаков,  Л.И.  Каплан,  А.  Б.  Гордин,  Р.С.  Муратов,  Б.В.  Сермеев,  В.Л.  Феоктистова,  Э.М.  Стернина,  И.С.  Моргулис  и  др. 

Социализация  предполагает  обязательное  освоение  ребенком  социально-культурного  опыта,  результаты  которого  позволят  активно,  компетентно  и  ответственно  участвовать  в  различных  видах  социальной  деятельности [1].  Зрительный  дефект  затрудняет  взаимодействие  с  социальной  средой  и  провоцирует,  по  выражению  Л.С.Выготского,  «социальную  ненормальность  поведения» [2].

Актуальностью  данной проблемы можно считать малоизученность структуры личности подростков с нарушениями зрения, необходимость изучить процесс становления личности в условиях интернатного воспитания и влияние на это процесс зрительных нарушений, а также важность организации психологического сопровождения с целью повышения уровня социально-психологической адаптации.

Цель – выявить особенности структуры личности подростков с нарушениями зрения и социально-психологической адаптации

Гипотеза исследования – структура личности и возможности социальной адаптации слабовидящих подростков имеют специфические особенности по сравнению со сверстниками без нарушения зрения.

Объект – подростки с нарушениями зрения школы-интерната IV вида для слабовидящих

Предмет – основные свойства личности и социально-психологическая адаптация

Выборка участников исследования

Исследование было проведено на базе ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида  Кировского района, а также ГБОУ школа Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Экспериментальную группу составили 21 учащийся выпускных классов: из них 9 мальчиков и 12 девочек, возраст 16-19 лет, острота зрения от 0,09 до 0,8 на лучше видящий глаз с условием оптической коррекции. Наиболее часто встречающиеся диагнозы: врожденная ретинопатия, амблиопия, миопия, астигматизм.

Контрольную группу составили выпускники общеобразовательной школы 16-18 лет. Количество испытуемых в контрольной группе – 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек.

Методы эмпирического исследования

Нами были использованы следующие психологические методы: теоретический анализ, сравнительное изучение различных подходов к предмету исследования, тестирование, беседа и наблюдение, изучение педагогической и медицинской документации.

Методики: Я-структурный тест Г. Аммона (ISTA) подростковый вариант, методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд.

Результаты эмпирического исследования

По результатам проведенных исследований структуры личности и социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате,  нами были выявлены такие деструктивные черты личности, присущие подросткам с нарушениями зрения, как конформность, импульсивность, тревожность, настороженное отношение ко всему новому. Однако слабовидящие подростки обладают достаточно большим адаптивным потенциалом. Подросткам обеих групп свойственны такие качества как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их, несмотря на возможные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, тем самым вступать в конструктивные дискуссии. 

В поведении слабовидящие подростки в большей мере, чем сверстники без зрительных нарушений, отражают открытость, общительность, хорошую интегрированность внутреннего опыта, связанного с интерперсональной активностью, реальность оценки жизненных ситуаций, достаточную способность к постановке собственных целей и задач, зрелость внутренних переживаний.

Уровень социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения данной выборки практически не имеет статистически значимых отличий от уровня социально-психологической адаптации старшеклассников без зрительной патологии, что может означать готовность старшеклассников с нарушениями зрения к интеграции в общество.

Корреляционные связи структуры личности и социально-психологической адаптации подростков с нарушениями  зрения достаточно гармоничны, что обеспечивает высокий уровень социально-психологической адаптации, подтвержденный данными исследований структуры личности и социально-психологической адаптации.

Можно сделать предположение о том, что под влиянием коррекционной работы и специальных условий обучения и воспитания личность подростка с нарушениями зрения приобретает черты конструктивности и зрелости. Однако, эти же условия могут способствовать повышению конформности и подверженности чужому мнению и воздействию, а также слабости эмоционального контроля, что также может влиять на социально-психологическую адаптацию к новым условиям по окончании школы.

Одним из путей профилактики нарушений социально-психологической адаптаций у детей-инвалидов, обучающихся в интернате, является организация целенаправленного психологического сопровождения.

С целью предупреждения возникновения во время перехода к самостоятельной жизни трудностей в социально-психологической адаптации, психологу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении следует особое внимание обращать на то, чтобы формируемая структура личности была не только гармоничной, но и адекватной требованиям внешнего мира.

Таким образом, структура личности и социально-психологическая адаптация подростков с патологией зрения является еще малоизученной, однако потенциал развития данного направления очевиден. Уровень сформированности конструктивных личностных качеств к моменту выпуска из школы оказывает огромное влияние на успешность социальной адаптации и интеграции в общество и способствует гармоничному развитию личности.

Таким образом, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности, готовой к успешной интеграции в общество.

Литература

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. .—432 с , ил.
  3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998г., 271с.
  4. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2005.-128с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние занятий искусством на физиологию ребенка с точки зрения развития интеллектуальных и духовных качеств личности"

В методическом сообщении раскрывается связь между занятиями музыкой и развитием интеелектуальных и духовных качеств личности...

Методы и приемы обучения массажистов с нарушением зрения.

Для успешной реализации программы медицинского среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в нашем учебном заведении применяются средства и приемы обуче...

статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"

Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

Рецензия на программу по развитию мелкой моторики "Очумелые ручки" для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Рецензия на программу   по развитию мелкой моторики учителя - тифлопедагога МАДОУ №3 "Надежда" Казеевой Ларисы Геннадьевны....