Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
консультация по теме

Карпова Наталья Николаевна

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических особенностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Киселевский горный техникум»

 (ГПОУ КГТ)

C:\Documents and Settings\n.karpova\Рабочий стол\педсовет 28.03\bfa9b7e5542153d134a3eed2bd0df6f6_L.jpg

Психологические рекомендации

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Составитель: педагог-психолог Н. Н. Карпова

2016 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Рекомендации со студентами, на основе знаний о темпераментах…..……4
  2. Рекомендации по работе с акцентуированными студентами………..…….8
  3. Рекомендации по работе с тревожными студентами………………….…..13
  4. Рекомендации по работе с застенчивыми подростками………………..…16
  5. Рекомендации по работе с агрессивными подростками………………..…17
  6. Рекомендации по работе с гиперактивными подростками

с истерическими реакциями………………………………………………………..19

Приложение 1………………………………………………………………...……..21

Введение

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Наша классификация детей «группы риска» не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.

  1. Рекомендации со студентами, на основе знаний о темпераментах

Сангвиник. Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутников, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

1281634491_324135-414240303d38464b-13 (1)

Холерик неусидчив и суетлив, вспыльчив, резок и прямолинеен, решителен и инициативен, упрям, работает рывками, склонен к риску, незлопамятен и необидчив, обладает быстрой, страстной речью, агрессивен, нетерпим к чужим недостаткам, обладает выразительной мимикой, способен быстро действовать, настойчив в достижении поставленной цели, неустанно стремится к новому, обладает резкими, порывистыми движениями, склонен к резким сменам настроения.

1281634411_324135-414240303d38464b-12

Флегматик обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Ом ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, строго придерживается выработанного распорядка жизни и системы в работе, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

1281634513_324135-414240303d38464b-14

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Меланхолик чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию, предъявляет высокие требования к себе и окружающим, склонен к подозрительности и мнительности, болезненно чувствителен, чрезвычайно раним, скрытен и необщителен, малоактивен и робок, безропотно покорен, стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

1281634528_324135-414240303d38464b-15

Рекомендации по работе:

  1. Опрашивать  по теме урока в начале урока целесообразно сангвиников и холериков; больше времени на подготовку нужно флегматикам  и меланхоликам (по возможности письменно или устно,  но не у доски);
  2. Планировать урок  исходя из индивидуальных особенностей личности;
  3. Критиковать по - разному:

- холерика, строго, не переходя на личности, желательно один на один (чувствует силу и подчиняется, почувствует слабину, не будет подчиняться, будет саботировать преподавателя);

- сангвиника, строго, контролируя исполнение, соблюдение правил внутреннего распорядка;

- флегматика, строго, не часто, контролируя исполнение, желательно один на один;

- меланхолика, мягче, оказывая поддержку, не переходя на личности, только один на один.

  1. Объединять в подгруппы на уроке или при выполнении воспитательных и общественных поручений ориентируясь на психологическую совместимость типов темперамента:

Сангвиник совместим со всеми типами;

Холерик с сангвиником и флегматиком;

Флегматик со всеми типами;

Меланхолик с сангвиником и флегматиком.

  1. Работоспособность типов:

Сангвиник быстро может мобилизоваться  и выполнить задание в краткие сроки, но длительно однотипную работу делать не может. Необходимы разнообразные виды деятельности, для поддержания интереса к учебе (работе);

Холерик работает рывками, может мобилизоваться  и выполнить задание в краткие сроки, но длительно однотипную работу делать не может. Необходимы разнообразные виды деятельности, возможность применить лидерские качества для поддержания интереса к учебе (работе);

Флегматику нужно время «вработаться», нужно время на подготовку, зато потом долго и продуктивно может выполнять монотонную работу.

У меланхолика слабый тип нервной системы, быстро утомляется эмоционально и физически. Низкий уровень работоспособности. Не может быстро мобилизоваться для выполнения ответственного поручения. Задания предпочтительно давать заранее, на домашнее выполнение, желательно письменно. Работоспособность повышается в ситуации поддержки, эмоционально комфортной атмосферы в коллективе.

  1. Рекомендации по работе с акцентуированными студентами

Акцентуации это чрезмерно выраженные черты характера. Акцентуации относится к крайним вариантам поведенческой нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера.

  • Гипертимный тип  

Для него характерны повышенный фон настроения, оптимизм, словоохотливость; активен, быстро адаптируется в новой обстановке. С раннего детства подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, легкость общения и быстрота усвоения учебного материала.

Индивидуально-дифференцированный подход: Подростки этого типа легко идут на контакт, вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который проявляет к подростку уважение, интерес, благожелательность. Рекомендуется обеспечить возможность широких контактов, хорошо действует помещение в группу молодежи, слегка старшей по возрасту. Среда должна быть разнообразной, с богатыми возможностями для проявления собственной активности подростка. Учебная или трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены обстановки, характер труда, - не монотонный, разнообразный, со сменой видов деятельности. Необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания.

  • Застреваемый тип  

Для него характерны «зацикливания» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид. Его учебная  и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, чаще бывают активной стороной в конфликтах. Концентрация на обиде влекут за собой часто не только проблемы в личных взаимоотношениях, но и учебной деятельности. Устойчивость аффекта и обидчивость проявляются и во взаимоотношениях со сверстниками, приводят к желанию отомстить. С такими подростками необходимым является проведение работы по педагогической коррекции, часто представители этого типа являются учащимися с асоциальной направленностью).

Индивидуально-дифференцированный подход: при условии использования определённых методов взаимодействия во время учебного процесса. Педагог должен уметь найти индивидуальный подход к такому учащемуся, создать условия для его работы и организовать качественный и объективный контроль. В этом случае ситуация с успеваемостью может значительно исправиться.

  • Эмотивный тип

Для него характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая наружу. Данному типу свойственны обостренное чувство долга, исполнительность.

Индивидуально-дифференцированный подход:

 Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, хвалить, ободрять подростка.

  • Педантичный тип

Стремится к порядку во всем, избегает конфликты, нерешительный, пассивно обороняется в них; не стремится к лидерству).

Индивидуально-дифференцированный подход: Хорошо поддается рациональному разубеждению. Однако, склонность к самокопанию может свести убеждения на нет, так как лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрение живого восприятия, реальной деятельности. Возможно, рекомендовать занятия спортом (ходьба на лыжах, бег, езда на велосипеде), но без участия в соревнованиях.

  • Тревожный тип

Для него характерны нерешительность, плохая контактность, чаще подавленное настроение, неуверенность в себе, избегание конфликтов, склоненность к «самокопанию»; данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных неудачных переживаний, чувства неполноценности.

Индивидуально-дифференцированный подход.

Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Возможна организация ситуаций, в которых подросток чувствует, что он «нужен другим», например, при выполнении общественных поручений.

  • Циклотимный тип

Склонен к частой смене настроения без видимых причин, часто меняет манеру общения с людьми: от повышенного фона настроения, общительности, активности, до закрытости, низкой контактности, пассивности в учебе).

Индивидуально-дифференцированный подход:

При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме - как с гипертимными; при спаде - ровное, теплое отношение, избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что вскоре наступит подъем настроения, может облегчить состояние.

  • Демонстративный тип

С детства, подростки этого типа привыкли быть центром внимания. Крайне эгоцентричны, обладают ненасытной жаждой внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию, легко идет на контакты, стремится к власти, склонен к интригам, хорошо приспосабливается к людям, в конфликтах чаще инициатор и  занимает активную позицию.

Индивидуально-дифференцированный подход:

 Стратегией превентивных и коррекционных мер может быть поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его желание быть в центре внимания могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Такого подростка можно «поощрять» вниманием за его положительные действия.

  • Возбудимый тип

Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависят не от логики,  а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. 

Индивидуально-дифференцированный подход:

 Следует у читывать, что контакт с возбудимым акцентуантом легче установить вне периодов аффективного напряжения. В беседе с ним следует быть обстоятельным и неторопливым. Необходимо дать выговориться. Обсуждая качества акцентуанта, следует касаться отрицательных качеств очень осторожно и только после того, как проявлено внимание и оценка его положительных качеств. Следует показать, какой вред отрицательные качества могут принести ему, убедить приучать себя уходить от раздражающих ситуаций.

  • Дистимный тип 

Отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность,  ведут замкнутый образ жизни, конфликтуют редко. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Добросовестны, располагают обостренным чувством справедливости. 

Индивидуально-дифференцированный подход:

Педагогическая помощь подросткам этого психотипа направлена на создание ситуаций успеха, исключения давления и жесткой критики, частых указаний на его ошибки.

Такие подростки постоянно находятся в плохом настроении, поэтому при установлении контакта сначала следует чуть-чуть улучшить их настроение, рассказав или напомнив им смешную историю, например, из жизни группы. Затем целесообразно обратить внимание на необоснованность обид по отношению к окружающим людям. Одной из основных задач в работе с этими подростками является переориентация его внутренней установки «все кругом плохие и я плохой» на другое мироощущение - «хороший людей значительно больше и я тоже хороший».

  • Экзальтированный тип 

Главной чертой такой личности является бурная реакция на происходящее. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении яркое внешнее выражение. Подвержены чужому влиянию, собственные мнения не отличаются стойкостью. Очень общительны, влюбчивы, эмоциональны, словоохотливы, с удовольствием спорят, к друзьям, любимым привязчивы, способны к сильным глубоким чувствам, хорошие друзья).

Индивидуально-дифференцированный подход:  в работе с такими подростами важно акцентировать внимание на ценности собственного мнения.

  1. Рекомендации по работе с тревожными студентами

Критерии определения тревожности у обучающегося:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что  студент  тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями

Если более 15 признаков наблюдается, это говорит о высоком уровне тревожности.

Как помочь тревожному подростку

Работа сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Правила работы с тревожными студентами:

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к подростку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в требованиях.

9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание в крайних случаях.

11. Не унижайте студента, наказывая его.

4. Рекомендации по работе с застенчивыми подростками.

Этим студентам свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – страх за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелый стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение), внушаемы.

Рекомендации:

  1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Включать в общественные посильные дела.
  3. Хвалить самостоятельность.
  4. Стимулировать личную ответственность.
  5. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
  1. Отношения ровные, открытые. Он должен понимать ваши эмоции и чувства к нему.
  2.  Критиковать поступки, а не личность. Подросток должен расстаться с вами, успокоившись.
  3. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
  4. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из (помещения) класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из кабинета, чтобы не закрепилась привычка уйти из ситуации, если расстроен.
  5. Иногда можно позволить отвечать  с места или письменно.

Как правило, эти студенты из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для них самое страшное - ошибиться или кого-то подвести.

Задача педагога научить  таких обучающихся спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом варианты решения проблемы.

5. Рекомендации по работе с агрессивными подростками

Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар их довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, студенты с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных подростках. Работа педагогов с данной категорией должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию.

Критерии агрессивности:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что подросток агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Студенту, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Правила работы с агрессивными студентами.

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать его достоинства.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ему возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к сочувствию, сопереживанию.

9. Расширять поведенческий репертуар подростка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

  1. Рекомендации по работе с гиперактивными подростками

с истерическими реакциями

  1. Игнорировать истерические реакции.
  2. Предупредить одногруппников не обращать внимания на такого студента в момент истерики.
  3. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
  4. Не стремиться угодить.
  5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение-это ему и надо (подсознательно).
  6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои поступки.
  7. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолимая жажда признания.
  8. Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний.
  9. Требует много льгот для себя.
  10. Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.
  11. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков- одно замечание или наказание.
  12. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
  13. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание -неподвижностью). Такое наказание он запомнит.
  14. Если подросток осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.
  15. Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек - требования всех членов едины.
  16. Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение.
  17. Студент должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный.
  18. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое.
  19. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «надо», «плохо».
  20. Повышать самооценку, уверенность в себе.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Правила эмпатического слушания 
(для педагогов)

  1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений против этого ученика. Только в этом случае вы можете почувствовать то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоцию. 
  2. Своей реакцией на слова школьника вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами. 
  3. Нужно держать паузу. После вашего ответа ученику необходимо помолчать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях. 
  4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство ребёнка, но не объяснять причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя всё время обращали внимание» не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно, если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера ещё не возникла. 
  5. В тех случаях, когда школьник возбуждён, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит не закрывая рта или же ему просто свойственно так разговаривать, а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развёрнутыми фразами. Достаточно просто поддерживать ребёнка междометиями, короткими фразами типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»). 
  6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда ребёнок сам хочет поделиться какими-то переживаниями. Когда же он задаёт обычные вопросы, например спрашивает: «Вы не знаете, что означает то-то или то-то?» - или просто не хочет говорить с вами, применение эмпатического слушания невозможно. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Доклад "Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов".

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей клиентов....

«Особенности трудовой деятельности учащихся 7 класса с учетом индивидуальных особенностей».

Одной из важнейших задач коррекционной школы  8го вида является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, коррекционная школа 8го вида призвана уделя...

3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихся)

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихс...

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса»....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся

1. Работа с мотивированными студентами. Приказ "О проведении начального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства в колледже". Назаначена организатором.2. Работа с мотивиров...