Понятие общения. Индивидуально-психологические особенности субъектов общения.
презентация к уроку

Презентация к лекциям "Понятие общения",  "Индивидуально-психологические особенности субъектов общения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_obshcheniya_t-t_h-r.pptx667.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие общения. виды функции.

Слайд 2

Общение - процесс взаимосвязи и взаи­модействия общественных субъектов (личностей, групп), ха­рактеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также ре­зультатами деятельности; как одно из необходимых и всеоб­щих условий формирования и развития общества и личности ( Л.П. Буева ) . Общение — взаимодействие двух или более лю­дей, состоящее в обмене между ними информацией познава­тельного или аффективно-оценочного характера ( Психологи­ческий словарь / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, 1996) . Общение - сложный , многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга ( Психологический словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского , 1990) .

Слайд 4

Основные функции общения : 1. прагматическая —реализуется при взаимодействии людей в процессе любой совместной деятельности ; 2. формирующая — проявляется в процессе формирования и развития человека; 3. подтверждающая — реализуется в процессе общения человек с другими людьми, когда человек получает возможность познать и утверждить себя ; 4. организующая и поддерживающая межличностные отношения — для любого человека общение связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений — позитивных либо негативных, что накладывает отпечаток не только на личностное, но и деловое общение ; 5. внутриличностная — реализуется в общения человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь , построенную по типу диалога человека .

Слайд 5

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми. Использование языка с целью общения людей называют речью. В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды :

Слайд 6

Типы межличностного общения

Слайд 7

Уровни общения.

Слайд 8

Общение и общительность Общительность — это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Слайд 9

( Задания для индивидуальной работы) Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест в.Ф . Ряховского ). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда. Опросник: Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи? Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии? Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента? Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать? Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми? Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом? Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга? Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вер­нуть деньги, которые занял несколько месяцев назад? В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы? Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)? Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций ?

Слайд 10

У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так? 14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор? 15.Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме? 16.Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной? Оценка ответов : «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов. Полученные баллы суммируются, и определяется уровень общи­тельности.

Слайд 11

30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контро­лируйте себя. 25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из рав­новесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрывае­тесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть. 19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людь­ми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Од­нако эти недостатки исправимы. 9-13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите выска­зываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у ок­ружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако вам недостает усидчивости, терпения и реши­тельности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами. При желании ВЬ1 можете себя заставить не отступать. 4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не все­гда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководи­тели и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. За­думайтесь над этими фактами. 3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный харак­тер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, ува­жительное отношение к людям.

Слайд 12

Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответст­вующие вашему стилю ведения беседы. Способы начала разговора А. Начало разговора зависит от: собеседника, если он первый с вами заговорил; ситуации, если она требует от вас активности; цели, если она предусматривает совместное действие. Б. Начало разговора зависит от: вашего желания общаться с этим человеком; вашего настроения вне зависимости от ситуации; вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.

Слайд 13

Поддержание разговора А. Для поддержания разговора вы: искренне интересуетесь мнением собеседника; задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами его знаниями; внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника. Б. Для поддержания разговора вы: рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей; делитесь своими проблемами; рассказываете о своих увлечениях, интересах .

Слайд 14

Завершение разговора А. Завершая разговор, вы: отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику; ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника; будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже если спешите. Б. Завершая разговор, вы: являетесь инициатором его прекращения; прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована; можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к со­беседнику.

Слайд 15

Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А , то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попро­буйте найти новые способы ведения беседы. Если ваши ответы совпадали с вариантами Б , то вы — доминант­ный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Мо­жет быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.

Слайд 16

Общение и индивидуальные особенности личности

Слайд 17

Темпераментом называют совокупность свойств, характери­зующих динамические особенности психических процессов и поведения человека: их силу, скорость возникновения, прекраще­ние и изменение. Павлов выделил три свойства нервных процессов : Силу нервных процессов , определяющую уровень выносливости нервной системы, работоспособности человека, способность переносить различной степени нагрузки на нервную систему; Уравновешенность , характеризующую соотношение процессов возбуждения и торможения; Подвижность , определяющую быстроту появления и переключения нервных процессов.

Слайд 19

Вопрос № 2. Характеристика темпераментов Сангвиник — уравновешенный человек с быстрой скоро­стью реакций, умеренной их силой. Ему свойственны: актив­ность, энергичность, способность легко приспосабливаться к но­вым условиям. Он может долго работать при условии, если рабо­та разнообразная. Подвижный, общительный. Мимика и дви­жения выразительны, речь быстрая. Отличается высокой степенью общительности, готовности вступать в новые контакты. Холерик — неуравновешенный человек с большой скоростью и чрезмерной силой реакций. Энергично все начинает и быстро ис­тощается. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энер­гичны, темп выполнения любой деятельности быстрый. Флегматик — уравновешенный человек с медленной скоро­стью реакций и большой силой их протекания. Упорен, терпелив. В общении избирателен, трудно сходится с людьми. Находчив, речь и движения неторопливы. Не любит частую смену работы. Меланхолик — человек неуравновешенного типа с медлен­ной скоростью реакций и слабой силой их протекания. Чувстви­телен, раним, отличается повышенной тревожностью. Предпочи­тает выполнять виды действий, не требующие психического на­пряжения. В общении нерешителен, избирателен в контактах.

Слайд 21

Выводы 1. Темперамент - характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов). 2. Темперамент- это врожденное свойство человека. 3. С древнейших времен различали четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. 4. По учению И. П. Павлова, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Он характеризуется различным соотношением трех свойств нервнойсистемы : силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).

Слайд 22

Вопрос № 3. Общение и характер человека На поведение человека в процессе общения влияет его харак­тер. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения . Структура характера – целостная организация отдельны свойств характера зависящих друг от другая. Связанных друг с другом. Черта характера- те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Слайд 23

Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бо­дунов, У. Норман и др.): 1. самоуверенность — неуверенность; 2. согласие, дружелюбие — враждебность; 3.сознательность — импульсивность; 4. эмоциональная стабильность — тревожность; интеллектуальная гибкость — ригидность . В системе отношений выделяют четыре группы черт харак­тера, свидетельствующих об отношении человека к: 1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и др.); 2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициа­тивность, халатность и др.); 3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность); 4) вещам (аккуратность, бережливость).

Слайд 24

В характере человека выделяют интеллектуальные, эмоцио­нальные и волевые черты. интеллектуальные черты - имеют в виду прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др .). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т д ), а также преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность).

Слайд 25

Вопрос № 4. Общение с различными по характеру собеседниками Доминантный и недоминантный собеседники Доминантный собеседник. Он настроен непременно на то, чтобы повлиять: если силен физически — вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, но не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разго­вор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность . Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избе­гать высмеивать его «силовые приемы», иначе может быть ссора. Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании — лучше не словами, а взглядом. Склонен пере­кладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Слайд 26

Мобильный и ригидный собеседник. Мобильный собеседник . Он с легкостью переключается на общение с других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собесед­ником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно за­медляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопо­нятным. Ригидный собеседник . Ригидность — личностная черта, ко­торая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособно­сти) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидному человеку тре­буется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Говорит он не спеша, вдумчиво, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно, ему обязательно нужно расставить все «по полочкам». Если собеседник ригиден , наберитесь долготер­пения, чтобы выслушать его внимательно.

Слайд 27

Экстраверт и интроверт. Экстраверт. Экстраверсия — ориентация личности на мир ] внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме v деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. t Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если бесе- , да носит благополучный характер, то он строит диалог таким об­разом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сгла­живать беззлобной иронией. Интроверт . Интроверсия — ориентация личности на свой внутренний мир. Интровертам присущи необщительность, замк­нутость («им все равно меня не понять»). Он весь в себе, не лю­бит ежедневных встреч и разговоры на личные темы. Темы твор­ческого, философского и делового характера его привлекают больше. Общаясь с интровертом, избегайте панибратства и вся­кой личной тематики. Обсуждая вопросы профессиональные или абстрактные, будьте готовым к затяжным паузам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

"Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"

Мультимедийный лекционный материал по дисциплине "Социальная психология" на тему  "Понятие о вербальных и невербальных средствах общения"...

Сборник психологических рекомендаций для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Данный сборник может быть полезен классным руководителям, педагогам - предметникам, психологам по выстраиванию конструктивных отношений педагог-обучающийся, с учетом индивидуальных психологических осо...

Презентация "Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальным, психологическим и профессиональным качествам гражданина."

Деятельность военнослужащего  в первую очередь обусловлена его принадлежностью к ВС РФ. Каждый военнослужащий является членом того большого коллектива людей, который объединен под понятием «...

Методическая разработка «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации»

Разработка содержит подробное описание этапов проведения занятия...

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса»....

Особенности национального общения. Казахстан.

Прекрасный доклад о своей родине сделала Изделеева Виктория Н-46Л....