Методическая разработка «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации»
методическая разработка
Разработка содержит подробное описание этапов проведения занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_delovoe_obshchenie.docx | 93.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия курса «Технология трудоустройства»
для обучающихся выпускных групп колледжа
на тему: «Особенности профессионального общения
в рамках деловой самопрезентации»
Составила:
педагог-психолог ГБПОУ МО
«Сергиево-Посадский колледж»
Чапни Марина Сергеевна
Сергиев Посад, 2020г.
Аннотация
Методическая разработка предназначена для изучения темы «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования.
Материалы методической разработки могут быть использованы в рамках изучения учебной дисциплины «Психология общения».
Занятия дают возможность повышать коммуникативную компетентность будущих специалистов.
Целью данной методической разработки является рассмотрение теоретических и практических основ построения коммуникаций и самопрезентации в деловой сфере, а также формирование коммуникативных умений и навыков деловой самопрезентации.
Методическая разработка комбинированного занятия на тему «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации» для обучающихся 4 курса представляет собой подробное описание хода занятия, содержит теоретический блок и практические задания для эффективного освоения обучающимися общими компетенциями в сфере делового общения, отражает последовательность предоставления учебного материала.
Содержание
Введение | 4 |
Пояснительная записка …………………………………………………... | 5 |
Структура занятия | 7 |
Ход занятия………………………………………........................................ | 9 |
Список литературы ……………………………………………………….. | 14 |
Введение
При обучении студентов по образовательной программе подготовки специалистов среднего звена необходимым условием является развитие компетенций, позволяющих осуществлять деловое общение как с внутренней общественностью (персоналом организации), так и с внешней общественностью (заказчиками, деловыми партнерами и т.д.).
В процессе делового общения обучающиеся должны проявлять готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала, а также владеть средствами делового общения, навыками самопрезентации в деловой сфере.
Целью данной методической разработки является рассмотрение теоретических и практических основ построения коммуникаций и самопрезентации в деловой сфере, а также формирование коммуникативных умений и навыков деловой самопрезентации.
Практическая направленность материалов предлагаемой методической разработки позволяет студентам ознакомиться с методами, приемами, средствами организации самопрезентации в профессиональной сфере, что способствует реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе. Применение информационно-коммуникативных технологий, средств проблемной педагогической технологии позволяет повысить уровень усвоения учебного материала обучающимися.
Пояснительная записка
Методическая разработка комбинированного занятия на тему «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации» предназначена для проведения занятия в рамках развивающей психолого-педагогической программы «Технология трудоустройства» для обучающихся выпускных групп колледжа.
Дидактическая цель:
- Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения материала посредством применения проблемной педагогической технологии.
- Образовательная цель:
- Изучение основных представлений, связанных с управлением производимым впечатлением в процессе делового межличностного взаимодействия, влиянием феномена «первое впечатление», формирование представлений, обучающихся о средствах и способах построения самопрезентации в профессиональной сфере.
3. Развивающая цель:
- Развитие индивидуальной концепции самопродвижения в процессе делового общения, коммуникативных навыков, умений обучающихся в рамках группового взаимодействия, развитие способности к самоанализу в процессе построения самопрезентации.
4. Воспитательная цель:
- Формирование опыта применения навыков вербального и невербального общения в процессе организации и построения самопрезентации в сфере профессиональной деятельности, воспитание у студентов терпимости, ответственности, доброжелательности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Развитие социально-психологической и коммуникативной компетентности обучающихся в построении эффективной самопрезентации и межличностного общения в профессиональной сфере.
Метапредметные:
Развитие умения планирования пути профессионального самопродвижения на основе самоанализа и оценки условий, методов и средств достижения поставленных целей;
Формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия других людей в рамках делового взаимодействия;
Развитие умений и навыков группового взаимодействия: навыков самопрезентации, умения эффективно сотрудничать с учетом этико-психологических норм и культурологических связей.
Вид занятия – комбинированное.
1 часть занятия представляет собой урок сообщения новых знаний, содержит теоретический блок по организации вербального и невербального общения, рассмотрению аспектов делового общения.
2 часть – это практическое занятие с элементами социально-психологического тренинга.
Социально – психологический тренинг как форма и метод практического обучения, способствует формированию необходимых навыков эффективного межличностного взаимодействия, конструктивного поведения, самопрезентации в профессиональной сфере.
В основной части занятия включен коллективный разбор материала, который закрепляется играми и упражнениями. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого участника и более эффективному усвоению знаний и выработке умений и навыков самопрезентации в профессиональной сфере.
Организация учебной деятельности обучающихся на занятии -фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения занятия: объяснение, групповая работа, решение ситуационных задач.
Оборудование: план занятия, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для обучающихся.
Время проведения: до 90 минут
План занятия
Этап | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Используемые методы и приемы |
I. Организационный | 2 мин. | Приветствие, проверка готовности к занятию, учет посещаемости | Приветствие преподавателя, подготовка к занятию | Словесные методы |
II. Мотивация и целеполагание | 3 мин. | Сообщение темы и ее актуальности, постановка цели и задач занятия | Восприятие информации | Словесные методы |
III. Контроль знаний | 7-10 мин. | Письменный опрос обучающихся, Раздача бланков с вопросами для письменной работы обучающихся, Фронтальный опрос обучающихся по итогам письменной работы | Выполнение письменной работы на бланках, участие в опросе, восприятие информации | Словесные методы |
IV. Основной этап | 60 мин. | Введение нового учебного материала (теоретический блок); Организация выполнения практических упражнений по развитию навыков общения в рамках самопрезентации | Конспектирование полученной информации, диалог с преподавателем, просмотр видео ролика, работа в мини-группах Выполнение упражнений, участие в обсуждении результатов упражнений, диалог с преподавателем | Словесные методы: мини-лекция, объяснение, диалог с обучающимися, применение ИКТ, проблемно-ситуационные задания, ситуационные задания, работа в группе |
V. Рефлексия | 10 мин. | Проверка усвоенных званий | Групповое обсуждение, диалог с преподавателем | Опрос, дискуссия |
VI.Заключительный этап | 5 мин. | Объяснение домашнего задания | Фиксирование информации | Объяснение |
Ход занятия:
I. Организационный этап (2 мин.)
(Приветствие, проверка готовности рабочего места, учет посещаемости группы).
II. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)
Тема занятия «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации».
Наша с Вами совместная цель сегодня – рассмотреть теоретические и практические аспекты делового общения, рассмотрев деловое общение как коммуникационный процесс, и практически представить навыки делового общения в рамках самопрезентации в профессиональной сфере.
В жизни каждый человек большую часть времени проводит в деловой среде: образовательной организации, на производстве, в учреждениях, общественных местах и т. п. Люди постоянно общаются между собой: с коллегами по работе, с начальниками и подчиненными, с педагогами и родственниками, с продавцами, соседями и т.д. Мы постоянно пытаемся кого-то в чем-то убедить, о чем-то предупредить, что-то рассказать, поделиться мнением и впечатлением. А сколько сборов, собраний, всевозможных заседаний, деловых встреч в жизни каждого из нас! Во многом эффективность этих мероприятий зависит от того, какое впечатление мы производим на своих партнеров, как умеем представить себя.
Надеюсь, что сегодняшнее занятие даст ответы на интересующие вас вопросы о самопрезентации в деловой сфере.
III. Контроль знаний (7 мин.):
Следующий этап нашего занятия – контроль знаний. Сейчас мы проверим Ваши знания в сфере общения, которые Вы получили на предыдущих занятиях и в рамках освоения общепрофессиональных дисциплин.
Письменная работа на бланках
(Обучающимся требуется письменно ответить на вопросы на бланках (Приложение 1.):
Что такое общение?____________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что такое вербальная коммуникация?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Что такое невербальная коммуникация?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Опрос обучающихся
После выполнения письменного задания проводится опрос обучающихся: студенты озвучивают записанные ответы на вопросы, остальные, при необходимости, дополняют.
IV. Основной этап занятия (60 мин.)
Введение нового учебного материала
– теоретический блок (15 мин.)
1. Деловое общение и его виды.
Прежде чем мы начнем рассмотрение структуры самопрезентации в деловой сфере, давайте подробно остановимся на особенностях общения и основополагающих компонентах самопрезентации в деловой сфере.
Деловое общение – вид общения, при котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
Функции делового общения:
- организация совместной профессиональной деятельности;
- формирование и развитие межличностных отношений;
- познание людьми друг друга;
- информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психологическая и др.
Виды делового общения. Вербальные и невербальные средства деловой коммуникации
Виды коммуникаций в деловом общении можно разделить на следующие группы.
Вербальные. В качестве таких коммуникаций используется человеческая речь, с помощью которой передается основная часть информации.
Невербальные коммуникации – это обмен информацией с помощью жестов и мимики. Они позволяют поддерживать психологический контакт между собеседниками. С помощью невербальных средств общения обмен информацией приобретает эмоциональную окраску. Такой вид коммуникаций в большинстве случаев не поддается контролю со стороны говорящего и реализуется на подсознательном уровне.
Вербальным называется такое общение которое предполагает использование средств речи и языка. По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные (вербальные) виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
Приветственная речь; Торговая речь (реклама); Информационная речь;
Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды:
Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
Дискуссия;
Совещание (собрание);
Пресс-конференция.
Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию деловое общение может быть разделено на:
Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
Когнитивное - обмен знаниями;
Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;
Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Невербальные средства деловой коммуникации
К невербальным средствам общения относятся: мимика, пантомимика, такесика и проксемика, которые играют немалую роль в построении самопрезентации.
Жесты и их значение
Давайте посмотрим, как эмоциональное состояние человека отражается в его позах и жестах. Напоминаю, что анализировать их следует в совокупности, в контексте и в свете культурных традиций. Рассмотрим основные значения невербальных сигналов, проявляемых людьми в рамках делового общения.
- Открытые жесты
Открытые жесты - свидетельство психологической открытости, желания общения и продуктивных контактов. Проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног.
- Руки:
1. Открытые ладони - честность, откровенность;
2. Ладонь, повернутая вверх - просящий жест, с такой позицией легче всего добиться выполнения просьбы, так как она не демонстрирует давления со стороны того, кто просит;
3. Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол), - властность. Со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление;
4. Руки сжаты в кулаки - агрессивное состояние.
- Большой палец спрятан вовнутрь - боязнь или страх сделать что-либо такое, что вызовет критическую оценку.
- Рукопожатия:
1. Ладонь, повернутая вверх - готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается;
2. Ладонь, повернутая вниз - стремление к доминированию, попытка взять под контроль ситуацию;
3. Ладонь ребром вниз - позиция равенства.
- Ноги:
1. Носок ноги - показатель заинтересованности - своим направлением указывает на того, в ком человек заинтересован или кого находит привлекательным;
2. Широко расставлены ноги в позиции стоя - агрессия, в том числе и сексуальная;
3. Широко расставлены ноги в позиции сидя - уверенность, внутренняя расслабленность, демонстрация сексуальности.
- Закрытые жесты
Закрытые жесты говорят о психологической закрытости, желании изолироваться, уйти от ситуации. Проявляются в виде скрещенных рук и ног.
- Руки:
1. Руки, перекрещенные на груди - попытка спрятаться, отгородится от ситуации, негативная реакция;
2. Скрещенные на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями - усиленный жест скрещенных рук. Враждебное отношение. Возможность психической атаки. Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья - негативно-подавленное отношение к ситуации;
3. Скрещенные руки с позицией больших пальцев, вертикально направленных вверх,- чувство защиты (перекрещенные руки), уверенность (демонстрация больших пальцев);
4. Одна рука перехватывает другую руку, вертикально идущую вдоль тела в области предплечья, локтя или плеча: более легкая форма перекрещенных рук - говорит о контролируемом напряжении;
5. Руки свободно опущены, но одна как бы пожимает другую - попытка сохранить эмоциональное спокойствие;
6. Одной рукой человек делает жест, будто поправляет пуговицу на рукаве другой руки, браслет часов, манжет или прическу - скрытая нервозность;
7. Человек двумя руками держит предмет в руках:
сумочку, карандаш, блокнот, букет цветов, чашечку с чаем или кофе - попытка скрыть внутреннее напряжение, нервозность;
8. Переплетенные пальцы, сцепленные руки - негативное отношение;
9. Пирамида (ладони направлены друг к другу, кончики пальцев смыкаются) - уверенность, уверенное отношение к чему-либо.
- Руки за спиной:
1. Одна обхватывает другую в области ладони - самоуверенность, властность, чувство превосходства;
2. Одна рука обхватывает запястье другой - попытка самоконтроля;
3. Одна рука перехватывает верхнюю зону предплечья другой руки - попытка самоконтроля, но выраженная сильнее, чем в предыдущем случае;
4. Выставлен большой палец наружу - демонстрация агрессивности, силы, напора, чувства превосходства;
5. Руки в карманах, большие пальцы снаружи - уверенность, самомнение, атакующий жест. У женщин - агрессия, доминирующий характер;
6. Большие пальцы, торчащие из задних карманов,- доминирующий характер.
- Ноги:
1. Перекрещивание ног (нога за ногу) - защита, тенденция к замкнутости. В целом, жест интерпретируется в зависимости от конкретной ситуации. Например, при чтении долгой и нудной лекции студенты устают, и некоторые из них скрещивают ноги;
2. Перекрещенные руки и перекрещенные ноги - неодобрение, неприятие, усиленная защита;
3. Перекрещенные ноги и сплетенные пальцы на коленях - сосредоточение, замкнутость;
4. Перекрещенные лодыжки - зашита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх.
Внешний вид человека
Одежда, которую вы носите, говорит окружающим людям о многом.
Люди формируют свое мнение о вас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд - даже до того, как вы начнете говорить.
Устраиваете вы деловую презентацию, произносите речь, отвечаете на вопросы в телевизионном интервью, выступаете перед коллегами по работе - в любом случае очень важно, какое первое впечатление вы производите.
Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.
Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.
В одежде наиболее информативно:
Цена. Восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность.
Силуэт. Чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.
Цвет. В российской традиции ахроматические цвета (черный, белый, серый) поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» – цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков растений и др.
Если ваша внешность привлекательна, то вы можете склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесете первое слово. Точно так же можно оттолкнуть от себя людей, если ваш внешний вид, скажем мягко, не совсем уместен.
Важно помнить, что самопрезентация происходит всегда, независимо от того, насколько оратор себе ее представляет и как к ней относится.
Работа в микрогруппах (10 мин.)
Работа в микро группе по 4-6 участников.
1) Выполнение задания группой на бланке (Приложение 1.)
Два оратора собираются выступить на конференции. Впишите, какие качества демонстрируют выступающие.
Оратор 1 | Оратор 2 |
Надевает лучший дорогой деловой костюм, белую рубашку, модный галстук: Демонстрирует_________________ | Надевает джинсы и старый свитер
Демонстрирует_____________________ |
2) Подготовка ответов группы на следующие вопросы:
1. В чем особенности вашего имиджа? Насколько он приемлем в деловом мире?
2. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ваш имидж способствовал успеху в деловом мире:
а) как улучшить внешнее впечатление;
б) какие деловые качества нужно приобрести, какие усовершенствовать, от каких недостатков характера необходимо избавиться.
2. Восприятие и установление контакта в деловом общении (5 мин.)
Первое впечатление: не всегда верно, но всегда устойчиво.
Как вы думаете: за какое время один человек составляет свое первое впечатление о другом?
В течение первых 60 – 90 секунд в нашем подсознании создается образ человека. Надежность визуального оценочного метода составляет около 80%.
Аксиома публичного выступления гласит: у оратора никогда не будет второго случая произвести первое впечатление. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным. Таким образом, эффект первого впечатления - это один из факторов, определяющих эффективность самопрезентации.
При формировании первого впечатления фиксируются: внешний облик, оформление внешности, экспрессия, внешняя выразительность, выполняемые действия, предполагаемые качества личности.
Первое впечатление складывается на основе вербальных (то, что мы говорим), вокальных (то, как мы говорим) и визуальных (то, как мы при этом выглядим) компонентов общения.
Основные приемы установления контакта: улыбка, доброжелательный взгляд; приветствие, включающее рукопожатие и слова;
- обращение к партнеру по имени-отчеству, с этой целью – представление, знакомство, обмен визитными карточками;
- проявление дружеского расположения, использование для этого шутки, юмора, комплиментов, видимого участия;
- подчеркивание значимости партнера, фирмы, которую он представляет, проявление уважения к нему, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды;
- открытое признание достоинств вашего партнера.
Вербальные компоненты – это смысл первых 10 слов, в число которых входят слова приветствия, представление себя, передача вашего отношения к встрече. Обязательно произносится и имя человека, на которого вы хотите произвести хорошее первое впечатление.
Вокальные компоненты – то, как мы говорим эти слова: скорость, интонация, тембр, громкость, ударение, ритмика. Для каждого слова существует только один способ его написания и более сотни различимых на слух и по смыслу вариантов его произнесения. Вокальная гибкость придает семантическое многообразие одним и тем же словам.
Пример 1. Обратите внимание на то, как меняется смысл c учетом акцента на слове.
"Я должен получить эту работу". (Я должен получить эту работу, а не вы.)
"Я ДОЛЖЕН получить эту работу". (Я должен получить эту работу, а не сделать что-то другое.)
"Я должен ПОЛУЧИТЬ эту работу". (Я должен получить эту работу, а не отклонять предложение или критиковать его).
"Я должен получить ЭТУ работу". (Именно эту, а не какую другую.)
"Я должен получить эту РАБОТУ". (Хотя она мне и не нравится.)
Пример 2. Изменение смысла фразы с помощью интонации.
(Допустимо включать в работу обучающихся: преподаватель произносит фразу, а обучающиеся определяют и озвучивают, какая это была интонация.)
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).
8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).
9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).
К визуальным компонентам (то, как мы выглядим в процессе общения), на которые следует обращать внимание, относятся: мимика, взгляд, жесты, осанка, одежда. Многое из того, что вы хотите сказать, вы можете выразить своими жестами, одеждой и манерой поведения.
3. Коммуникативная культура в деловом общении (3 мин.)
Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих таких личностных качеств, как эмпатия, конкретность, инициативность, открытость и др.
Нравственные требования к общению связаны с признанием ценности каждой личности и включают в себя:
Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость, в результате которой работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных.
Тактичность - чувство меры, границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точность выполнения данных обещаний и взятых обязательств. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Особенности личности позволяет говорить об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры и способности к ее развитию в процессе социально-психологического обучения.
Специфика речи оратора
С разными целевыми группами необходимо говорить «на разных языках» (каждая из них требует адаптации речи к своей специфике. Однако в любой аудитории одобряется правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни. Продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов- паразитов и сленга, от профессиональных терминов. Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив.
4. Самопрезентация в деловом общении (3 мин.)
Существует два основных взаимодополняющих определения самопрезентации:
Самопрезентация – это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее.
Самопрезентация – это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.
Виды самопрезентации
1. «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Недостаток: человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации, т. е. индивидуум не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация или же она будет носить негативный характер (бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя).
2. «Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей (и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас), мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».
Алгоритм самопрезентации
1. Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации.
2. Выстраивание, основываясь на первом этапе, стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком ее реализации.
3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.
4. Реализация «природной самопрезентации» вне контекста «искусственной». Помните, что Вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих, если, конечно, Вы видите смысл в «искусственной самопрезентации».
Самопрезентация на собеседовании
Собеседование – это наилучший способ продемонстрировать работодателю свои лучшие качества. Собеседование – более гибкая форма проверки работника, чем, например, анкетирование или тестирование. Необходимо использовать эту гибкость с пользой для себя.
Просмотр и анализ сюжета: «Самопрезентация в деловом общении» (12 мин.)
Сюжет взят из авторской программы Марселя Сиразиева для телеканала Россия 1. В передаче рассматриваются актуальные проблемы психологии, современной общественности и просто представлены полезные правила жизни с точки зрения науки психологии. Психология и Мы. Самопрезентация.
Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GItLsvkNgOY
Обучающимся задается вопрос: «Какие характерные особенности Вы заметили в поведении, речи и внешнем виде участников сюжета?» Как они влияют на успешность деловой самопрезентации?
Преподаватель подводит итог обсуждения, акцентируя внимание на положительно и отрицательно влияющих на успешность собеседования невербальных средствах.
Очень многие кандидаты забывают старую истину, что лучший экспромт – это заранее подготовленный экспромт. Помните о том, как воспринимаются ваши невербальные сигналы, какие невербальные средства стоит умышленно включить в вашу самопрезентацию, а каких избежать.
Положительные сигналы
- Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса.
- Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего.
- Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы.
- Когда Вы слушаете, у Вас «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед.
- Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам.
- Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.
Отрицательные сигналы
- Ерзаете на стуле.
- Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном.
- Чертите бессмысленные линии.
- Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом.
- Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза).
- Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение.
- Сидите с безучастным видом, ворчите или скептически ухмыляетесь.
Упражнение «Здравствуйте, я….» (7 мин.)
Цель: развитие навыков установления контакта, использования невербальных средств общения при знакомстве, осознание коммуникативных барьеров и возможных трудностей.
Предлагается провести такое упражнение (инструкция): представьте, что вы знакомитесь с президентом, с родителями будущего супруга/супруги, с преподавателем, с актером, с работодателем, с ребенком, с попутчиком, с мудрецом, со сказочным героем, с экстрасенсом, доктором физических наук.
Обсуждение мимики и жестов. Что подходило, что нет? Почему? Что для вас самое сложное в знакомстве с новыми людьми? Как вы пытаетесь решить эти проблемы? Если нет проблем, то дайте совет, как получается успешно строить общение?
Этюды в парах (7 мин.)
Цель: формирование умений использования невербальных средств общения для трансляции информации и эмоциональных состояний, установления и поддержания контакта. Группа разбивается на пары. Каждая пара выбирает ситуацию, которую нужно разыграть без слов (жестами, мимикой, эмоционально, оригинально). На подготовку дается 2-3 минуты. Остальные угадывают.
Ситуации для обыгрывания (на выбор):
Покупатель и продавец
Больной и врач
Безбилетный пассажир и контролер
Начальник и подчиненный
Родитель и ребенок
Фотограф и модель
Ведущий и номинант на Оскар
Стюардесса и неугомонный пассажир
Охранник в клубе и клиент, не прошедший фейс-контроль
Легко ли было без слов понять смысл информации? А передавать? Много ли способов выражения мимикой и жестами одной эмоции? Что было самым сложным?
Упражнение «Первое впечатление» (6 мин.)
Цель: осознание факторов формирования первого впечатления, действия социальной стереотипизации.
На спине каждого члена группы закрепляется карточка, все перемещаются по аудитории свободно. Задание – написать друг другу характеристику о первом впечатлении. Например «литературный гений», «выделяющийся из толпы» и т.д. Главное, ничего буквального или обидного. Когда все написано, снимаем карточки, каждый зачитывает свои характеристики. Обсуждаем, согласны все и согласен ли сам человек. Влияют ли социальные стереотипы на жизнь? Есть ли попадания с написанными характеристиками? Какие хорошие, какие хотелось бы изменить? Как их можно изменить?
Упражнение «Одежда для первого впечатления» (7 мин.)
Цель: анализ своих возможностей, создание имиджа.
Внешний вид и манера держаться при прочих равных условиях являются условием карьерного роста.
Манера держаться в сочетании со стилем одежды может на 90 % определить отношение к деловому человеку. Вы не просто надеваете костюм. Вы надеваете униформу для карьеры, ваша одежда является вашей визитной карточкой.
Ваша культура и ваша хорошая одежда – это возможность сделать скрытый комплимент окружающим: «Вы мне нравитесь, и я хочу вам понравиться, потому что я уважаю ваше мнение». Не пренебрегайте этой возможностью.
Большинство компаний имеет свой стиль одежды. Если этот стиль обозначен как элемент корпоративной культуры, то при приме на работу вам об этом скажут. Даже в тех компаниях, где нет официальных требований к стилю одежды, на самом деле негласные требования существуют.
В этом случае внимательно приглядитесь, во что одеты сотрудники фирмы. Главное – почувствовать нечто общее, что используется каждым. Смотрите на ведущих специалистов. Либо на тех, кто занимает ключевые позиции, и оденьтесь под них.
Задание: прочитайте предлагаемые рекомендации, продумайте варианты одежды для следующих деловых целей:
· самопрезентация,
· участие в деловом совещании,
· вечерний ужин с деловыми партнерами.
Рекомендации:
Самое важное правило – одеться соответственно. Изучите будущую аудиторию. У всех фирм есть свой код в одежде. Сотрудники крупной фирмы, связанной с бухгалтерским учетом и менеджментом, одеваются совсем иначе, чем небольшой компании звукозаписи. Людям нравятся те, кто выглядит похоже на них самих, поэтому приспособьте свой внешний вид к общему стилю своей будущей аудитории.
Приспосабливаться к стилю своей аудитории вовсе не значит жертвовать изяществом. Вы оскорбите их, если будете выглядеть неряшливо.
Вы можете ободрить аудиторию своим видом. Покажите, что вы уже преодолели все трудности и проблемы и что они тоже могут это сделать.
Если вы выступаете перед аудиторией противоположного пола, не перестарайтесь в своем желании уподобиться им. Женщина, одетая в женственный, хорошо сидящий костюм, выступая перед преимущественно мужской аудиторией, достигнет гораздо большего, чем в строгом мужском костюме в узкую полоску.
Никогда не позволяйте, чтобы ваша внешность превалировала над вашим выступлением. Аудитория собралась, чтобы услышать, что вы хотите сказать, а не увидеть, во что вы одеты. Если вы хотите показать себя как знатока в своем предмете, то вам скорее поможет одежда сдержанная и солидная, чем небрежная или очень эффектная.
Подготовка очень важна. Никогда не оставляйте решения, что же надеть, на последний вечер. Решите это немного раньше, чтобы все было подготовлено, выглажено и проверено заранее.
Элементарные вещи, которые вы должны знать:
- все, что вы носите, говорит о вас, даже если вы об этом не догадываетесь;
- в каждой компании есть свой «код» или стиль одежды, который ожидают и от вас;
- когда вы не можете понять, что ждут от вашей деловой одежды, – не бойтесь спрашивать;
- помните, что попытка сэкономить на себе в одежде приведет лишь к тому, что на вас попытаются сэкономить все остальные.
Вам предлагается три альтернативы выбора одежды:
IV. Рефлексия. (10 мин.)
Для создания атмосферы группового обсуждения можно задать следующие вопросы обучающимся:
- В чем заключается специфика делового общения?
- Какую информацию можно узнать по внешности оратора?
- Что подразумевает деловой этикет оратора?
- Каким образом можно влиять на эффективность самопрезентации?
- Какие компоненты, вербальные или невербальные, наиболее важны в самопрезентации? Почему?
- Каковы основные правила самопрезентации на собеседовании?
Заключительный этап занятия (5 мин).
Объяснение домашнего задания
Домашнее задание «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»
Составить и произнести речь «Я» длительностью не более трех минут.
Цель: научиться преодолевать страх перед выступлением, самовыражаться, заинтересовать своей неповторимой личностью.
Пояснение для обучающихся.
Тема речи - вы сами. Ваше выступление – это ваша визитная карточка. Цель её – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого вам предмета разговора, как информация о себе, своём характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный приём, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя познал», (Русская пословица: конь узнается по езде, а человек по разговору).
На подготовку двух -, трёхминутной речи потратьте не более 10 минут. Вы впервые получили задание сочинить свое собственное выступление. И здесь и в дальнейшем, произнося тренировочные речи, руководствуйтесь следующим советом: написанный текст держите перед собой, лишь изредка заглядывая в него. Избегайте механического чтения. Внимание и сосредоточенность помогут вам удержать в памяти и воспроизвести написанное вами близко к тексту. Особенно важно не терять связь со слушателями, публично мыслить и активно выполнять свою действенную задачу.
Список литературы
- Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. Учреждений СПО / А.П. Панфилова. – М.:Издательский центр «Академия».
- А. Пиз «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» / А. Пиз - М: Эксмо-Пресс.
- Основы этики и психологии профессиональной деятельности: [Электронный образовательный ресурс] – Образовательно-издательский центр «Академия», диск.
Дополнительные источники:
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн – М.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев - М.
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для сред. проф. образования/ Шеламова Г.М. – 13-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия».
- Шеламова Г.М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности: учебник для сред. проф. образования/ Шеламова Г.М. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия».
Интернет-источники:
1. Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru
2. Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.psychologies.ru
3. Программа Психология и Мы. Самопрезентация. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=GItLsvkNgOY
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка учебного занятия по теме: "Деловое письмо"
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий по делопроизводству при изучении темы: "Информационно-справочные документы". Комплект включает в себя конспект занятия, презентацию ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проекта урока в форме деловой игры Конструкторское бюро
Творческая работа « …избавляет человекаот трех главных зол - скуки, порока и нужды» ...
Методическая разработка двухчасового занятия по дисциплине Деловая культура по теме «Стрессы и природа их возникновения»
Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине Деловая культура по теме "Стрессы и природа их возникновения"...
Методическая разработка. О культуре общения.
05.12.2018г. Вопрос о культуре общения не нов . Над этой проблемой работают многие ученые как в нашей стране так и за рубежом...
Методическая разработка открытого мероприятия в рамках Декады МО «Русский язык и литература» «О доблестях, о подвигах, о славе…» Сценарий проведения музея-выставки, посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда «Памяти павших и чести живых»
Ровно месяц назад, 27 января 2019 года, наша страна отмечала День полного снятия блокады Ленинграда. И в стенах нашего колледжа стартовал проект, посвященный 75-летию снятия блокады Лени...
методическая разработка "Производственная практика - в рамках реализации образовательных программ по профессии “Повар, кондитер”"
Общение и работа в трудовом коллективе...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках «Недели профессии» по профессии «Плотник. Столяр (строительный)».
Викторина "Деревянных дел мастера"...