Методическая разработка открытого мероприятия в рамках Декады МО «Русский язык и литература» «О доблестях, о подвигах, о славе…» Сценарий проведения музея-выставки, посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда «Памяти павших и чести живых»
методическая разработка
Ровно месяц назад, 27 января 2019 года, наша страна отмечала День полного снятия блокады Ленинграда. И в стенах нашего колледжа стартовал проект, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. Когда мы приступали к работе, то хорошо понимали сложность задачи, и чем больше погружались в материал, тем больше возникало убеждение, что сегодня разговор о человеческой порядочности, нравственности, просто о человечности абсолютно необходим. Мы перелистывали страницы блокадных книг, читая собранные там истории ленинградцев-блокадников, писали отзывы на просмотренные документальные и художественные фильмы о подвиге Ленинграда, делали плакаты и газеты, отражающие разные события блокадного города, изучали творчество поэтов и писателей-блокадников, узнавали о блокадной поэзии. Итогом нашего проекта и станет сегодня музей-выставка «Памяти павших и чести живых». Надо сказать, что «голосом осажденного Ленинграда», ленинградской Мадонной, блокадной музой в годы войны называли Ольгу Берггольц. Бессмертные слова «Никто не забыт, ничто не забыто» были сказаны именно ей. Ее стихи подчеркнули стойкость и мужество ленинградцев и их любовь к своему городу. Итак, «Никто не забыт, ничто не забыто»…
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Методическая разработка открытого мероприятия в рамках Декады МО «Русский язык и литература» «О доблестях, о подвигах, о славе…»
Сценарий проведения музея-выставки, посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда «Памяти павших и чести живых» (для студентов I курса СПК)
Преподаватель
русского языка и литературы:
Макарова Ольга Николаевна
Сургут, 2019
МУЗЕЙ – ВЫСТАВКА В РАМКАХ ДЕКАДЫ МО «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
«О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ»
75-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА, ПАМЯТИ ВСЕХ, КТО ПОГИБ, ПОСВЯЩАЕТСЯ...
Цели:
Создать условия для воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Показать образ блокадного Ленинграда в поэзии.
Задачи:
1. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества.
2. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
3. Рассказать о поэтах - блокадниках. Познакомиться с их произведениями о блокадном Ленинграде.
4.Определить средства создания блокадного города в поэтических текстах.
5.Систематизировать полученную информацию.
Методы:
1.Проектирование.
2.Информационно - аналитический.
3.Творческий.
4.Словесный.
Вступительное слово преподавателя:
Ровно месяц назад, 27 января 2019 года, наша страна отмечала День полного снятия блокады Ленинграда. И в стенах нашего колледжа стартовал проект, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда. Когда мы приступали к работе, то хорошо понимали сложность задачи, и чем больше погружались в материал, тем больше возникало убеждение, что сегодня разговор о человеческой порядочности, нравственности, просто о человечности абсолютно необходим. Мы перелистывали страницы блокадных книг, читая собранные там истории ленинградцев-блокадников, писали отзывы на просмотренные документальные и художественные фильмы о подвиге Ленинграда, делали плакаты и газеты, отражающие разные события блокадного города, изучали творчество поэтов и писателей-блокадников, узнавали о блокадной поэзии. Итогом нашего проекта и станет сегодня музей-выставка «Памяти павших и чести живых». Надо сказать, что «голосом осажденного Ленинграда», ленинградской Мадонной, блокадной музой в годы войны называли Ольгу Берггольц. Бессмертные слова «Никто не забыт, ничто не забыто» были сказаны именно ей. Ее стихи подчеркнули стойкость и мужество ленинградцев и их любовь к своему городу. Итак, «Никто не забыт, ничто не забыто»…
Ведущий №1:
Этот город, неровный, как пламя,
Город-кладбище, город-герой,
Где за контуром первого плана
Возникает внезапно второй!
Этих храмов свеченье ночное,
Этих северных мест Вавилон,
Что покинут был расой одною
И другою теперь заселён!
Где каналов скрещённые сабли
Прячет в белые ножны зима,
И дворцовых построек ансамбли
Приезжающих сводят с ума!
Александр Городницкий
27 января, в День воинской славы России, страна отметила 75-летие освобождения города-героя Ленинграда от фашистской блокады. В наши дни нельзя оставаться равнодушными к героизму людей, оборонявших и защищавших Ленинград, стоявших насмерть, только бы не пропустить врага в один из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров страны. Это один из красивейших городов мира. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание "Город - герой" и вручена медаль "Золотая Звезда".
Дом книги до блокады, во время блокады, наши дни.
Историю своей страны должен знать каждый. У человека, который не знает своего прошлого, нет будущего. Каким был блокадный Ленинград, кто те люди, которые увековечили память об этих трагических страницах истории? Именно об этом мы хотим рассказать вам сегодня. Итак, блокадный Ленинград, его образ в поэзии тех времен.
Ведущий №2:
Семьдесят пять лет назад советские войска прорвали блокадное кольцо немецко-фашистских войск.
Военная блокада города Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны, длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - 872 дня!
Невозможно без слез и содрогания вспоминать об этих днях смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.
Сложно сегодня понять и представить, что было тогда. Но стихи, написанные о блокаде теми, кто соприкоснулся с этим адом, пробирают до дрожи, и позволяют и нам, хоть немного, прочувствовать весь ужас того, что пережили ленинградцы, и все величие их подвига!
(Видеоролик. Блокада Ленинграда. Голод.)
Ведущий №3:
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Из музейных архивов, из фильмов и книг
Про блокадные дни или ночи...
Я ни разу не слышал про тяжесть «вериг»,
Кровь за кровь – в череде многоточий.
Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Вскоре – семьдесят лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
Владимир Кухарь
(Видеоролик. Блокадный Ленинград.)
Ведущий №4:
Рассказ блокадника
Я – ровесник блокады,
Это значит – войне:
Был рождён в Ленинграде
В сорок первой весне...
Лишь три месяца мирных,
И пошла круговерть:
В коммунальных квартирах –
Голод, холод и смерть!
Отбивался я криком,
Запелёнут до пят...
Рвался немец блиц-кригом
Взять Неву, Ленинград.
Рвались в стенах снаряды,
Бомбы – в стылой реке –
И казалось, что рядом,
Враг был - невдалеке...
..В тишине думать лучше
О простейших вещах –
Как господствовал Случай:
И казнил, и прощал!
Фронт держал оборону,
Дом от взрывов дрожал...
И висел в небе чёрном
Колбасой дирижабль...
Коммуналка, Фонтанка,
Мать – в больнице врачом…
Жизнь проехалась танком...
Хлеб... Ещё-то – о чем?
О невиданных бедах,
Разведённых мостах?
Нет важнее Победы,
Побеждающей страх!
Чем прогневались боги?
Или мы так плохи`?..
Вновь блокадные Ольги*
Я читаю стихи.
В память прошлое вбито,
Но вопрос не закрыт,
Что «Ничто не забыто,
И никто не забыт!..»
..Дальше многое было –
Не опишешь весь путь,
Если память забыла,
Можно сердцем всплакнуть.
Не положено плакать –
Лишь усталым глазам,
Отступленье атакой
Уготовано нам!..
Я дожил… Что наградой?
- Позабыть о войне?
Позабыть о блокаде?
Да по силам ли мне?!
Вспоминать это надо,
Чтоб для радости жить –
Как пожар Ленинграда
Приходилось тушить.
..Страшен стук метронома:
Как услышу опять –
Тянет выйти из дома, -
Скоро ль будут стрелять?
Был рождён в Ленинграде
В сорок первой весне,
Я – ровесник блокады,
Это значит – войне...
Ольга Фёдоровна Берггольц – блокадная поэтесса
Ведущий №5:
( Видеоролик «Блокадный метроном»)
Валерий Таиров писал:
«Блокадникам Ленинграда, моей маме – Таировой Анне Петровне, бабушкам - Александре Васильевне и Анисье Фёдоровне, которые в осаждённом Ленинграде сохранили жизнь мне, тогда ребёнку, родившемуся в марте 1941 года, посвящается...»
Выжить – цель и обычная участь,
Чтоб пером нацарапать повесть,
Как в одних умирала трусость,
Как в других просыпалась совесть...
Только выжить – всего-то и надо,
Старый очень, неважно, иль молод…
Им, блокадникам. жаль Ленинграда,
Холод страшен был – внутренний холод!
Снова жизнь здесь боролась со смертью,
Встав за грань и порог истощенья
Тягой к жизни стегала, как плетью,
У врагов не моля снисхожденья!...
Умирали за Родину роты
И не слышали сводок хвалебных.
Умирали, ползли на работу
Для победы и... карточек хлебных.
..Знал художник, поэт подворотен
Город тёмный не виден из рая!
На последнем из сотен полотен
Рисовал город свой, умирая...
Гневным стоном сирены завыли –
В небе тучи стервятников снова!
Как ладонями город прикрыли
Тучи – словно молились покрову...
Нет воды. Утром будет молитва,
Шёпот тихий сухими губами –
Лишь о будущем (каждый день – битва),
О Победе своих над врагами.
Нет вина на печальные тризны.
Смерть привычна. Жестоки итоги –
Жизнь ушла на Дороге их жизни,
А другой не бывает дороги…
..На Фонтанке лёд – стылая корка,
Только чёрные пятна местами:
Санки с трупом – везут их из морга
Под слепыми от горя мостами.
И не знает блокадная пресса,
Кто в тех санках – блокадный подросток?
А быть может, ушла поэтесса
Или Мастер – упал, умер просто...
Нет, не выжить, окопы не роя...
Сколь героев в родимой отчизне?
Жертвы мы, или, может, герои?
Всё равно – каждый тянется к жизни!...
..Метроном – звука точного сила,
Пострашней поднебесного грома,
И, когда бы меня ни спросили –
Слышу, чувствую стук метронома!
Не хотелось погибнуть нелепо,
Быть убитым фашистским снарядом…
Бомбы падают гулко и слепо -
ДО СИХ ПОР, КАК МНЕ КАЖЕТЕТСЯ, - РЯДОМ...
Не бомбите меня! НЕ БОМБИТЕ!
Говорят, что сегодня мой праздник?!
Повезло… Вот он я – жив, смотрите!
Я зовусь страшным словом – БЛОКАДНИК!
Вспоминают блокадные дети,
Зализавшие раны подранки.
Вот и я вспоминаю дни эти –
Берега лет военных Фонтанки!
..Как мне вспомнить всё это хотелось:
Всю блокадную, страшную повесть,
Где в одних просыпалась смелость,
А в других просыпалась совесть!
Ведущий №6:
Она несла в худой руке
Кусочек сахара блокадный,
А ты был в близком далеке,
А рядом - отзвук канонадный.
Чуть меньше тысячи шагов
Идти до госпиталя было,
Но каждый шаг, как сто веков.
И с каждым - сила уходила.
Казалось, лёгкое пальто
Потяжелело «дестикратно».
И на весь мир не знал никто
Дойдёт ли женщина... обратно.
Александр Трубин
Ведущий №7:
Ленинграду
За тебя, мой город, за тебя,
Не скрывая слёз, шепчу молитву.
Ты, как Феникс, вышел из огня,
Одолев врага в блокадной битве.
Сколько надо выплакать слёз,
Чтоб утешить печаль твою
Об ушедших в блокадный мороз,
И о выживших на краю.
Сколько надо болеть душой
О разбитых мечтах твоих...
Не они ли каждой весной
На могилах цветут седых.
Пискарёвская тишина.
Метронома глухой отсчёт -
Здесь покоится та война,
Не сломившая твой народ.
Марина Рудалева
(Видеоролик «Дети блокадного Ленинграда»)
Ведущий №8:
Блокадные стихи часто воспринимаются как кадры кинохроники или фотографии. Это блокада глазами переживших ее. Всматриваясь в строки, вглядываясь в образы, мы осознаем, что блокада Ленинграда - это образ вселенской катастрофы, надвигающейся на людей. Однако именно человек, главная деталь портрета которого ГЛАЗА И СКУЛЫ, может противостоять ужасу войны. Будь то первая за день или девятая бомбежка, ленинградцы сдержанны и суровы. Блокадная поэзия высказала самое главное — жизнь билась в Ленинграде в объятиях смерти, через смерть, вопреки смерти, потому город и победил её. Мужественность интонации характерна для всех произведений о блокадном городе. Не менее ярок и пронзителен звуковой образ сражающегося города. Смерть вторгается в жизнь людей, властно изменяя всё вокруг. И любимый город со старым милым отчим домом на Палевском, за Невской, с низеньким зеленым палисадом, сентябрьский «золотосумрачный, царственный» Ленинград замирает, как затихает природа перед грозой. И в блокадной поэзии возникает не только зрительный образ Ленинграда ( «город в снегу», «пустые вокзалы», «бомбоубежищ катакомбы», «немые дома», «окна в крестах») дается пронзительный звуковой образ ГОРОДА: свист бомб, стон вьюги, скрип полозьев санок, везущих труп, лязг, скрежет, снарядный гул. Поэты сравнивают звук падающего снаряда с раскатом дальнего грома, но тут же улавливает их главное различие: гроза, несмотря на страх, вызываемый у людей, несёт в себе жизнь — “влажность высоких свежих облаков”, “вожделение лугов”, “весёлых ливней весть”; звук же, о котором идёт речь и который мы слышим благодаря звукописи, — этот звук несёт гибель. Ключевой сквозной звуковой образ блокадного Ленинграда – звук метронома. В стихах почти всех поэтов, писавших о блокаде, живет радио. С. Ботвинник в стихотворении «Ты мне верни, о память, эти дни...» вспоминает «сумрак ветровой, адмиралтейский штык над головой, шаг патрулей, и злую боль разлук, и тишину, и метронома стук». Образ важный - он и примета блокады, и нечто существенное в ней: «Не зря, как хлеб в молчанье ледяном, его (время – Р.К.) так скупо мерил метроном». Звук метронома вырывается из вымершей квартиры через раскрытую дверь в стихотворении Г. Горбовского («Блокадная дверь»), о метрономе писала первой блокадной зимой О. Берггольц в «Февральском дневнике»: «И тихо-тихо стало в Ленинграде, один, стуча, трудился метроном». В. Азаров в цикле «Сердце Ленинграда» не просто упоминает о метрономе, он пишет о том, как воспринималось неумолкающее радио. Да, неумолкающее, потому что и в те минуты, когда не звучал голос, оно продолжало связывать между собой ленинградцев.
Ведущий №1:
Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое «живем!»
Не дремлет город осажденный.
Таково было общее ощущение, которое отразила поэзия. Метроном пульсировал «учащенно и неотступно — жив-жив-жив-жив». Как непохож образ Ленинграда, глядящий на нас со страниц блокадной поэзии, на привычный нам Петербург! Завершим наш путь по Ленинграду уже в наше время. Невский, Гостиный двор, Литейный, кладбище, о котором пишет Берггольц в поэме «Февральский дневник», Пискарёвский мемориал, памятник «Разорванное кольцо» у начала Дороги жизни… Нельзя и представить, что там, где сейчас стоят красивые здания, скульптуры, памятники, были руины. Мы вспоминаем прорыв блокады в 75-й раз. И уже нет с нами ни Анны Ахматовой, ни Ольги Берггольц, ни Юрия Воронова, почти не осталось тех, кто выжил в блокаду... Возможно, все они присоединились к тем, о ком Ю. Воронов написал в стихотворении «Мёртвые»
Ведущий №2:
Мне кажется: когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые. Только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мёртвые молчат.
Мы их не слышим, мы не видим их,
Но мёртвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?..
На вопрос, завершающий стихотворение, ответ мы даём каждый день — для будущего, которого нет без прошлого. Поэтическое слово помогало людям выстоять.
Ведущий №3:
Блокадная поэзия – это не поэтизации мук и страданий. Действительно, в стихах О.Берггольц, А.Ахматовой, Ю. Воронова и других поэтов много скорби и много смертей - ведь тысячи ленинградцев погибли за 900 дней блокады. Но для поэтов - это не жертвы, где бы, при каких обстоятельствах не погиб ленинградец, он боец, не оставивший свой пост до конца. И Ленинград, замерзший, голодный, не мертвая пустыня. А город – воин, город- солдат, «крылья раскинувший над Невой, Город-КРАСАВЕЦ, город-ГЕРОЙ». Неповторимый город. Поэты, переживающие лихолетье блокады, стремились увековечить в памяти народной прошлое блокадного Ленинграда. Они в своей военной поэзии очень точно отразили Время блокадного Ленинграда, как историки показали смысл блокадного бытия, запечатлев его для потомков. Хроника военных событий "определила" жанр, интонацию лирических произведений в первые дни войны (стихи-клятвы, стихи-обращения, стихи-воспоминания с грозной призывно-патетической интонацией), лирические стихи-раздумья, стихи-беседы с разговорной исповедальной интонацией в середине войны и, наконец, лиро-эпические поэмы философского характера в конце войны.
(Видеоролик «Говорит Ленинград. Сообщение о полном снятии блокады Ленинграда 27 января 1944 года.)
Чтобы разбить, отбросить вражий вал,
Такие вынес город испытанья,
Каких еще ни разу не знавал
За двести сорок лет существованья.
И он величьем духа своего
Достоин тех, кто созидал его.
Вера Инбер «Рожден Петром и Лениным воспитан»
(Видеоролик. Песня В.Соловьева-Седого «Город над вольной Невой»)
Заключительное слово преподавателя:
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
(Ю.Воронов)
Все, о чем мы сегодня говорили, страшно и немыслимо, но все это было, и живущие люди должны об этом знать. Посмотрите на карту нашей страны, огромное пространство, многие десятки миллионов жителей; север, юг, запад, восток – и везде мы… И нет прошедшей истории, и прошлое ходит вокруг нас кругами… или как по спирали, то дальше, то ближе…Но всегда рядом.
Прошу почтить память всех погибших в годы блокады Ленинграда и в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. (Видеоряд «Метроном. Минута молчания».)
Используемая литература
1.Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М., 1982.
2.Москва-Петербург: Pro et contra: Диалог культур в истории национального самосознания. СПб., 2000. С. 376.
3.Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М„ 2007. С. 425.Липецк
4.Ольга Берггольц, Соч.: Собр. соч., т. 1—2, М., 1958; Избр. произв., т. 1—2. [Предисл. А. Яшина], Л., 1967.
5.Пивень З. Г. Навечно в памяти народной: Записки работника Музея истории Ленинграда. Л.: Лениздат, 1984.
6.Пидемский Борис «Под стук метронома» Издательство Юридического института . 2007 г.
7.Александр Борисович Чаковский. Роман "Блокада" (кн. 1-5, 1968-75; Ленинская премия 1978) 8.Сборник «Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов»: •В. Бешанов. Ленинградская оборона
9.Г.А. Шигин. Битва за Ленинград: крупные операции, «белые пятна», потери
10.Неизвестная блокада. В 2-х т. /Сост. Н. Ломагин. - СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2002
11.А.И. Рубашкин. Голос Ленинграда•Венок славы: в 12 т.: антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. - М.: Современник. Т. 3: Подвиг Ленинграда. – 1983
12.Поэзия блокадного Ленинграда
Кинофильмы о блокаде Ленинграда
•Блокада (киноэпопея по одноименному роману А. Чаковского, реж. М. Ершов, Ленфильм, 1974-1977 г.г.)
• «Ленинградская симфония» (реж. З. Аграненко, Мосфильм, 1957 г.)
•«Балтийское небо» (реж. В. Венгеров, Ленфильм, 1960-1961 г.г.)
•«Жила-была девочка» (реж. В. Эйсымонт,Союздетфильм, 1944 )
•«Ленинградцы, дети мои…» (реж. Д. Салимов, Узбекфильм, 1980 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного «Дню полного снятия блокады Ленинграда» с использованием ИКТ в форме презентации
Тема: «Город выжил, потому что жил»Цель:· воспитание у обучающихся стойкость к негативным жизненным ситуациям на примере мужества жителей нашего города....
Методическая разработка классного часа «70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…»
Методическая разработка классного часа по теме: «70 – летию снятия Блокады Ленинграда посвящается», составлена в соответствии с «Положением о проведении конкурсов, конференций ...
Олимпиада по истории,посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда для обучающихся СПО
Олимпиада проводится в целях выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей обучающихся, а также как этап подготовки к областной олимпиаде по дисциплине «История...
Олимпиада по истории,посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда для обучающихся СПО
Олимпиада проводится в целях выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей обучающихся, а также как этап подготовки к областной олимпиаде по дисциплине «История...
Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках «Недели профессии» по профессии «Плотник. Столяр (строительный)».
Викторина "Деревянных дел мастера"...
Методические рекомендации для практических занятий по ОУД.01 Русский язык и литература
Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теорет...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Кухня в литературных произведениях русских классиков» в рамках предметной недели
laquo;Кухня в литературных произведениях русских классиков»Методическая разработка предназначена для внеаудиторногомероприятияпо ОД.Литература по теме «Кухня в литературных произвед...