Методическая разработка классного часа «70-ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…»
методическая разработка на тему

Методическая разработка классного часа по теме: «70 – летию снятия Блокады Ленинграда посвящается», составлена в соответствии с «Положением о проведении конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероприятий» ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ».  Данное мероприятие проводится в рамках внутриколледжной программы патриотического воспитания обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час « 70-летию снятия Блокады Ленинграда посвящается…»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка

классного часа

 «70-ЛЕТИЮ

СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…»

2013

ОДОБРЕНА

Советом классных руководителей

Протокол №_______

От «_____»______________ г.

Председатель  Совета

Пономаренко Т.С.__________

Автор:

Пашедко О.В. - классный руководитель группы

3Ф  ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Рецензенты:

Пономаренко Т.С., заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»,

Голубева  В.Е.,  заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СПО «МК им. С.П.Боткина ДЗМ».

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА_________________________4
  2. МЕТОДИЧЕСКИЙ  БЛОК _____________________________6

          Цели и задачи мероприятия_____________________________7

          Этапы деятельности преподавателя при подготовке к  

         мероприятию___________________________________________8

          Программа проведения мероприятия ____________________9

          Хронокарта ___________________________________________10

          Сценарий мероприятия_________________________________12        

          Список литературы ____________________________________19

  1.         ПРИЛОЖЕНИЕ________________________________________20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Методическая разработка классного часа по теме: «70 – летию снятия Блокады Ленинграда посвящается», составлена в соответствии с «Положением о проведении конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероприятий» ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ».  Данное мероприятие проводится в рамках внутриколледжной программы патриотического воспитания обучающихся.

Выбор темы не случаен. 70 – летие снятия Блокады Ленинграда не только значимая для России памятная дата. В свете происходящих геополитических событий в мире, в Европе, России слова Ольги Бергольц «Никто не забыт, ничто не забыто», выбранные эпиграфом классного часа, приобретают особый смысл и значение, являются для нас камертоном, по которому мы сверяем нравственное состояние общества.

 Каждый, присутствующий на классном часе «70-летию снятия Блокады Ленинграда посвящается», пропустив через свою душу и сердце события тех опалённых войной лет, радость и боль, связанные с освобождением Северной столицы от немецко-фашистских захватчиков, поймёт, как ценен мир, как он хрупок.  

Цель мероприятия в том, чтобы обучающиеся знали, какой ценой ковалась Победа, хранили память о подвиге своего народа, были  готовы к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации.

В ходе подготовки  классного часа обучающимся 1 курса предлагается найти информацию о родственниках, членах семьи перенёсших Блокаду, участниках сражений на Ленинградском фронте, участниках Великой Отечественной Войны.  

В целом данное мероприятие направлено на формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста медицинского работника среднего, таких как:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчинённых членов команды и результат выполнения заданий.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК   1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

          В заключение классного часа проводится акция «Блокадный хлеб», всем присутствующим предлагается попробовать кусочек хлеба весом 125 грамм. Именно столько  полагалось на человека. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

Цели:

  1. Формировать у молодежи чувства гордости за свою страну.
  2. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,  памятникам войны.
  3. Формировать навыки исследовательской и поисковой деятельности студентов.
  4. Активизировать творческий потенциал обучающихся.
  5. Формировать личность будущего профессионала.
  6. Формировать умение работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения заданий.

Задачи:

  1. Рассказать об одной из одновременно трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны и нашего народа.
  2. Акцентировать внимание молодежи на основной проблеме человечества – потере нравственности, которая отражается, в первую очередь, на молодых людях.

          С целью качественной подготовки и проведения  классного часа  были составлен календарно-тематический план подготовки и проведения классного часа.

 

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КЛАССНОГО ЧАСА

Этапы подготовки

Вид деятельности

Сроки

1.Создание оргкомитета по подготовке  классного часа

Классный руководитель  выбирают группу  из состава контингента 1 курса и создаёт творческую группу по подготовке классного часа.  Назначается день и время рабочих заседаний.

1 день

2. Организация процесса подготовки классного часа.

Классный руководитель  разъясняет обучающимся, участникам классного часа,  цели и задачи мероприятия и предлагает обсудить сценарий мероприятия. Распределяются выступления. Назначаются ответственные за:

  • подготовку презентации;
  • поиск видео- и аудиоматериалов;
  • подготовку актового зала;
  • реквизит.

1 день

3.Репетиция классного часа преподавателем материалов выступлений.

Классный руководитель отрабатывает с участниками  выступления сценарий.

1 дня

4.Подготовка презентации, видео, аудио, материалов.

Участники готовят слайды (в компьютерной программе Power Point), которые станут наглядным пособием.

1 день

5.Репетиции.

После подготовки сценария в актовом зале проводятся репетиции с использованием мультимедийной установки для демонстрации по ходу докладов слайдов на экране. Вносятся коррективы.

По графику

6. Подготовка актового зала.

Классный руководитель обеспечивает готовность актового зала классному часу. Основные контрольные моменты:

  1. оборудование для презентации (компьютер, мультимедийная приставка, экран);
  2. оформление сцены, реквизит.        

1 день

7.Форма одежды студентов.

Согласно сценария.

В день проведения классного часа

8.   Проведение классного часа.

Классный руководитель осуществляет руководящую и координирующую роль. Ассистент проводит демонстрацию слайдов презентации.

По плану


ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

Дата проведения: 27.01.2014 г.

Время проведения: 14.20

Место проведения: Актовый зал МК им. К. Цеткин

Продолжительность мероприятия: 60 мин.

Оргкомитет:

  • Пашедко О.В. – классный руководитель группы 3Ф
  • Цюндик А. – режиссёр, группа 3Ф
  • Александр Аверин – звукорежиссёр, постановщик света – группа 2Ф-К

Список участников:

  1. Ольга Берггольц – Анастасия Косенкова, группа 3Ф
  2. Михаил Меланед, голос за кадром  – Валерий Рубцов, группа 3Ф
  3. Ворошилов К.Е. – Кирилл Калугин, группа 3Ф
  4. Жданов А.А. – Никита Нестеров, группа 3Ф
  5. Грушко Е.С. – Евгений Мишакин , группа 3Ф
  6. Кубаткин П.Н. – Алексей Ишков , группа 3Ф
  7. Девушка со свечёй, голос за кадром  – Марина Махрова, группа 3Ф
  8. Девушка -шофёр – Любовь Колчаногова, группа 3Ф
  9. Хирург – Евгений Козлов, группа  5Ф

Оснащение и оборудование:

  1. Материально-техническое оснащение:
  • компьютер;
  • проектор;
  • мультимедийный экран.
  1. Реквизит:
  • стол, стулья, лампа, метроном, карта, графин, 2 стакана, поднос с хлебом, тарелка, свеча.

Методическое обеспечение:

  • методическая разработка;
  • презентация;
  • видеоматериалы:
  1.  
  1. Зимняя хроника
  2. Блокадный матч

Аудио материалы.

ХРОНОКАРТА КЛАССНОГО ЧАСА

Элемент

Время

1.

Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя, сообщение

темы.

 2 мин.

2.

Выступление студентов по сценарию.

45 мин

3.

Раздача «блокадного» хлеба.

5 мин

4.

Выступление Махровой М.Заключительное слово классного руководителя.

5 мин.

Итого:

60 мин.



СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Классный руководитель:

     Добрый день! 26 января 2014 года, за день до годовщины снятия Блокады, руководство одного из популярных телеканалов инициировало соцопрос. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград Гитлеру, чтобы спасти сотни тысяч жителей?».

      54% опрошенных журналистами ответили: «Да, город нужно было сдать».

      Вопрос к присутствующим: «А что по этому поводу думаете вы?»

     Не торопитесь с ответом, посмотрите и послушайте, что рассказывают факты о тех трагических и одновременно героических событиях. Внимание на сцену.

В зале гаснет свет.

Звучит метроном.

Загорается экран.

Демонстрация слайдов № 1-7.

Звучит метроном. Экран гаснет.

Включается свет слева.

За столом перед микрофоном  Ольга Берггольц

Демонстрация слайда №3

Берггольц:

 «...Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В моё лицо закинутое бьёт.

В бомбоубежищах заснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады -

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешенных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.»

Выключается свет в левом крыле, включается в правом.

На сцене стол, на нем карта. За столом сидят Ворошилов, Жданов, Грушко, Кубаткин.

Демонстрация слайда № 9 - 14

Ворошилов встаёт. Сцена замирает.

Голос за кадром (муж)):

«Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов — член Государственного комитета обороны, главнокомандующий войсками Северо-Западного направления (до 5 сентября 1941 года), командующий войсками Ленинградского фронта (с 5 по 14 сентября 1941 года)».

Ворошилов:

«Товарищи! 8 сентября противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживается только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского Укрепрайона. Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала. Приказом от 11 сентября Г. К. Жуков назначен командующим Ленинградским фронтом, а приступает к обязанностям с 14 сентября. Считаю верным подготовить всю информацию, о сложившейся ситуации в городе и на оборонительных рубежах, к его приезду».

Жданов:

«Климент Ефремович, разрешите начать?».

Сцена замирает.

Голос за кадром (мужской): 

«Андрей Александрович Жданов — государственный и партийный деятель СССР 1930—1940-х гг. Генерал-полковник. С 1934 года — секретарь ЦК ВКП(б) и 1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б)»

Ворошилов: 

«Докладывайте»

Жданов:

«Ммм, что касается эвакуации, то первую волну мы провели с 27 июня по 29 августа. За этот период из города было вывезено более 480 тысяч людей,  из них более 210 тысяч детей. 164 320 рабочих и служащих, эвакуированы вместе с предприятиями. Вторая волна планируется на конец декабря 41 года.

Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Немцы сбрасывают Ленинград десятки зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделяется уничтожению складов с продовольствием»
Грушко встаёт. Сцена замирает.

Голос за кадром (муж)): 

«Евгений Семёнович Грушко - с 23.04.1939 года начальник Управления Рабоче-Крестьянской Милиции и помощник начальника УНКВД по Ленинградской области по милиции»

Грушко: 

«8 сентября, в половину шестого вечера на улицы Ленинграда обрушивается град из 6 тысяч зажигательных бомб. Моментально вспыхивают почти 200 пожаров. Горят и Бадаевские склады. Тушить огонь фактически некому – из 38 человек местной пожарной команды с огнём борются меньше половины: одних отправили рыть окопы, другие просто не смогли пройти к складам. Первые городские пожарные прибыли через полтора часа, но тушить уже нечего: из 50 деревянных построек практически полностью сгорели 40. Огонь уничтожил 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тон сахара».

Кубаткин встаёт. Сцена замирает.

Голос за кадром (муж)): 

«Пётр Николаевич Кубаткин — сотрудник советских органов государственной безопасности, с августа 1941 года по июнь 1946 года возглавлял Управление госбезопасности Ленинградской области»

Кубаткин: 

«В городе введена карточная система, а оставшиеся запасы продуктов рассредоточиваются по небольшим складам. Естественно, работа хлебозаводов взята под особый контроль. Докладываю, что в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несёт информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Метроном транслируется во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означает воздушную тревогу, медленный ритм — отбой»

Правое крыло гаснет. Включается экран.

Кадры осенней хроники №1.

Экран гаснет. Включается левое крыло.

За столом Ольга Берггольц и Михаил Меланед.

Берггольц: 

«Кольцо блокады замкнулось, но голос искусства не умолк».

Меланед: 

«14 сентября в Большом зале Филармонии прошёл первый блокадный концерт».

Берггольц: 

«9 октября в Ленгорисполком поступило ходатайство о разрешении проводить занятия в музыкальном училище на ул. Некрасова. Просьбу удовлетворили.

Меланед: 

«31 октября в приказе Управления по делам искусств Театру музыкальной комедии было дано предписание: организовать для военнослужащих шефские утренники»

Берггольц: 

«20 ноября в помещение Театра оперы и балета им. Кирова состоялся спектакль «Евгений Онегин».

Левое крыло гаснет. Включается экран. Кадры зимней хроники №2.

Голос за сценой (жен): 

«Оставив позади ноябрь, город вступил в самый драматичный период осадной жизни. Декабрь-январь-февраль сосредоточили в себе всё то, что мы сегодня видим за словами – «ленинградская блокада» - борьбу жителей и защитников города с голодом, холодом, цепкими объятьями смерти. Но Ленинград не был городом мёртвых. Как только позволила толщина льда, заработала «Дорога Жизни» через Ладогу, что позволило увеличить норму отпуска продуктов.»

Экран гаснет. Включается правое крыло. 

Демонстрация слайда № 15

Девушка-шофёр: 

«В 1942 году, мне тогда было 16 лет, я окончила школу шофёров, и отправилась в Ленинград работать на «полуторке». Мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой, мы замерзали и засыпали в пути. И вот для того, чтобы не засыпать, шофера придумали привязывать котелки с гайками, которые своим грохотом сопровождали наш путь. Продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше.  Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно полпути и только успела услышать треск льда, как моя полуторка оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от проруби, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и я перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая, я увидела ещё 2 утонувшие машины и людей…»

Правое крыло выключается. Включается левое. Радиорубка.

Берггольц: 

«Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
он к женщинам семьи своей взывал,
он звал, тоскуя: - Мама, где ты, где ты? -
Искал ее, обшаривая тьму...
И юная дружинница склонилась
и крикнула - сквозь бред и смерть - ему:
- Я здесь, сынок! Я здесь, я рядом, милый! -
И он в склоненной мать свою узнал.
Он зашептал, одолевая муку:
Ты здесь? Я рад. А где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку. -
И снова наклоняется она,
исполненная правдой и любовью.
Я здесь, - кричит, - я здесь, твоя жена,
у твоего родного изголовья.
Я здесь, жена твоя, сестра и мать.
Мы все с тобой, защитником отчизны.
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
вернуть себе, отечеству и жизни. -
Ты веришь, воин. Отступая, бред
сменяется отрадою покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,
покуда сердце женское с тобою.»

Выключается левое крыло. Включается правое.

Хирург:

Выключается правое крыло. Включается левое. Радиорубка.

Берггольц: 

« На 11 января в Капелле назначен концерт «Полгода Великой Отечественной войны».

Меланед: 

« 23 февраля, в День Красной армии, состоялся большой концерт ведущих артистов и военно-музыкального ансамбля».

Берггольц: 

«19 апреля на сцене Пушкинского театра выступил Ансамбль красноармейской песни и пляски».

Меланед: 

« 17 мая состоялся праздник открытия Двора пионеров».

Выключается левое крыло. Включается экран.

Кадры блокадного матча.

Голос за кадром (жен): 

«Трудно сказать, кто первым вспомнил тогда о футболе, но 31 мая состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода на стадионе «Динамо». Ленинград жил и даже играл в футбол! Поле стадиона «Динамо» было «распахано» воронками от бомб. Играли на резервном поле этого стадиона. Болельщиками были раненые из соседнего госпиталя. Матч состоял из двух укороченных таймов по 30 минут. Второй тайм футболисты провели под бомбежкой. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на поле все это время, никому неизвестно. Поначалу медленные передвижения по полю этих людей мало напоминали спортивное состязание. Если футболист падал – встать самому не было сил. Зрители, как и в довоенные годы, подбадривали футболистов. Постепенно игра наладилась. В перерыве на траву не садились, знали – сил подняться не будет. После матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти. Матч в осажденном городе дался нелегко.»

Экран гаснет. Зажигается левое крыло. Радиорубка.

Меланед: 

«2 июля самолётом доставлена с Урала партитура Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича. Её исполнение состоится 9 августа в филармонии.

Выключается левое крыло. Зажигается экран.

Демонстрация слайда № 17

Звучит отрывок из 7-ой Симфонии Шостаковича.

Экран гаснет. Зажигается левое крыло.

Берггольц: 

«Блокадная стужа и голод.

От стужи застыл Ленинград –

Ведь выбрала Смерть этот город,

Ведёт в свой чертог всех подрят.

А дома у Димы и Люды,

У Светы, у Миши и Саши

Так много красивой посуды,

Но нет в ней ни супа ни каши.

Пустые тарелки расставив,

Завёт мать детей на обед.

Сидят за столом, не болтают,

По крошке едят чёрный хлеб –

Блокадный – сто грамм  на ребёнка,

Для мамы чуть больше кусочек –

Больной он достался сестрёнке,

Ведь мама пока есть не хочет.»

Левое крыло выключается. В зале темно. Начинает играть музыка. Правое крыло включается, выходит девочка со свечой и тарелкой с хлебом:

Девочка:

С самого детства, в каждом доме, на любом столе, есть хлеб. Все мы знаем его вкус. Хлеб – это символ жизни. А для жителей блокадного Ленинграда – это не было символом – это была сама жизнь. 125 грамм. Много ли это? Смогли бы вы жить на это целый день, а просыпаясь с утра понимать, что и сегодня будет только 125 грамм. (В зал выходят ещё девушки с подносами, на которых аккуратно разложены кусочки хлеба).  Блокадный хлеб – это не тот хлеб, который мы знаем. В ноябре 41-ого в рецепт входило 57% - обойной муки, 20-30% - овсяной муки, 10% подсолнечного жмыха, 3% - соли и 2-3% - солода. Нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде уменьшались с каждым днём. Если в сентябре рабочие получали 500г хлеба, а служащие и дети 300г, то уже в ноябре норма отпуска хлеба уменьшилась в половину. Ценность каждой крошки велика. (Девушки медленно выдвигаются в зал, дают всем кусочек хлеба). Прочувствуйте это, откусив немного блокадного хлеба. Да – именно такой была жизнь в блокадном Ленинграде. И в неё верили, на неё надеялись, её любили.

Почтим минутой молчания этих людей, которые боролись и не сдавались.

Классный руководитель:

     Итак, вы всё видели, всё слышали, попробовали блокадный хлеб. А теперь скажите: «Нужно ли было сдать Ленинград Гитлеру, чтобы спасти сотни тысяч жителей?»

Выслушивает и обобщает ответы учащихся: «Да, ребята, мы будем вынуждены разочаровать подобных «гуманистов» и любителей «цивилизованности». Пожалуйста, внимание на следующий слайд №. Из приведённого на нём материала ясно видно, что спасать жителей города гитлеровцы не собирались. И, в качестве примера, из той же серии «слово» ещё одному очевидцу событий (слайд № ). А закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хочется словами В.В Путина, сказанными им на встрече с пережившими ленинградскую блокаду (демонстрация слайдов №).

Слово предоставляется Марине Махровой, чья бабушка пережила Блокаду.

Описание: http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=961606848-06-72&n=21

ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу о блокаде Ленинграда.

В презентации есть портреты о рассказываемых  личностях прошедших блокаду, а так же фотографии различных памятников сохранившихся в блокаду Ленинграда....

Методическая разработка о войне "Блокада Ленинграда"

Тема: «БлокадаЛенинграда»Цели классного часа:-       Рассмотреть исторические аспекты Блокады Ленинграда, как события Великой отечественной войны.-...

Методическая разработка классного часа «Блокада Ленинграда»

Методическая разработка классного часа«Блокада Ленинграда» и его освобождение...

Презентация "77-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда посвящается"

Презентация посвящена 77 - й годовщине полного снятия блокады Ленинграда....

Методическая разработка классного часа "Блокада Ленинграда"

Методическая разработка классного часа к дню освобождения Ленинграда...

Методические рекомендации по проведению классных часов о блокаде Ленинграда

В помощь классному руководителю по проведению классных часов...

Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»

Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....