Методическая разработка. Открытый урок. Блокада Ленинграда
презентация урока для интерактивной доски на тему

Никопорович Валерий Романович

Презентация. Блокада Ленинграда

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Никопорович В.Р. – преподаватель ТК№34 Методическая разработка. Открытый урок . Блокада Ленинграда

Слайд 2

Ленинград. Блокада

Слайд 3

ЧТЕЦ №1: « Сентябрь 1941 г. Юра Рябинкин : занятия в школе не состоялись. Не известно когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль… Настает голод… Завтра мне должно было быть 16 лет. Мне- 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник». «Немцы танками прут, а у нас учат бороться не танками, а связками гранат. Ну и дела!»

Слайд 5

ЧТЕЦ №2: « Октябрь 1941 г. Г. Князев : 122-й день войны. Ухудшается продовольственное положение Ленинграда. За вторую декаду иждивенцы при хлебной пойке в 200 гр. получили 100 гр. мяса, 200 гр. крупы50 гр. сахара, 100 гр. конфет и 100 гр. растительного масла. На деньги купить ничего нельзя, и потому они не ценятся»

Слайд 7

ЧТЕЦ №1: « Юра Рябинкин : от голода так и скребет в животе… А ведь я сегодня уже пообедал… Сказывается отсутствие хлеба… Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норму, а ведь это обязательно будет.» «Зачитался романом Дюма «Графиня Де-Монсоро » - увлекательная вещь. Мама две бутылки пива выменила на 400 гр. хлеба… на фронтах - положение дрянь »«Чаю дают 12,5 гр. в месяц на человека, яиц вовсе не дают. Рыбы тоже. Месяц назад я мечтал о хлебе с маслом и колбасой, а теперь вот уж об одном хлебе»

Слайд 9

ЧТЕЦ №2: « Ноябрь : теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно… Я здесь живу в голоде, холоде среди блох» «Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 гр. сливочного масла и 500 гр. колбасы из конины с соей» «Мама что-то делит, Ира и я зорко следим - точно ли.»

Слайд 11

ЧТЕЦ №1: «Ничего не достал. Ни в одном магазине не было масло, крупы и мяса. Ни в одном… Надо опять идти в очередь» «Хлеба дают теперь на человека 125 гр. в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 г.»

Слайд 13

ЧТЕЦ №2: « Декабрь, Лидия Охапкина : один раз на рынке-толкучке мне удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели… Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была вкуснее, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла»

Слайд 14

ЧТЕЦ №1: « Фаина Прусова : по совету одной старушки сварила обои, но стало так противно - тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) - тоже мутная грязная вода. Вылила… И вот здесь мы дали друг другу слово- не психовать, не есть всякую дрянь , и будь что будет…

Слайд 15

ЧТЕЦ №2: Дочка Наденька говорит: « Мамусенька , я если буду умирать, то тихо-тихо, чтобы тебя не испугать» «Ой, я завопила: «Живи, моя снегурочка!» А она вся холодная, как льдинка… Дома я соблюдала чистоту. Думаю, это нас поддерживало. Подаю всегда на тарелочке… Воды не было - ходила на Неву с бидончиками… Да, люди едят кошек, собак… А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа»

Слайд 16

ЧТЕЦ №1: « Декабрь 1941г. Юра Рябинкин : каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству… выхода нет. Тупик. Голод. Страшный голод. Какой страшный голод! Но я хочу жить! ... Я потерял свою честность… Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел… Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестия и позора… Я недостойный сын своей матери»

Слайд 18

ЧТЕЦ №2: «3 января 1942 г.: … я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза… я весь обовшивел… что мне делать, о господи? Я ведь умру, умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить, жить, жить… Нет никакой надежды.»

Слайд 20

ЧТЕЦ №1: Последняя запись в дневнике Юры 6 января: « я совсем почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. А время тянется… О, господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…»

Слайд 22

ЧТЕЦ №2: Нет, Юра не умер- это был очередной голодные обморок. Умрет он позже, в эвакуации, куда он попал вместе с 900 тысячами «счастливчиками». Нашлась вторая тетрадка его дневников- всего 5 страничек. Бессвязные обрывки фраз… И все время: «хочу есть, хочу есть, умираю.»

Слайд 24

ЧТЕЦ №1: Официально считается, что из Ленинграда и области с населением в 3,4 млн. человек эвакуировано до марта 1943 г. 1,7млн., в том числе: свыше 400 тыс. детей. От голода умерло 642 тыс. человек, почти 21 тыс. погибла при налетах и артобстрелах. Получается, каждый второй из оставшихся…

Слайд 26

ЧТЕЦ №2: Но кто считал ленинградцев, умерших, как Юра и его мать, на «большой земле»? Кто скажет сколько детей превышало во время сумасшедшей гонки по «дороги смерти»/как называли ее ленинградцы/ через Ладогу? Скольких матери выбросили сами? Ты скажешь, такого быть не может, чтобы мать собственного ребенка… Но что мы, сытые, знаем и понимаем о себе и других людях? Послушай академика Д.С.Лихачева, пережившего блокаду.

Слайд 27

ЧТЕЦ №1: ДОКУМЕНТ « Э м-ские уехали из Ленинграда, бросив умирающую дочурку в больнице. Этим они спасли жизнь другим свои детей. В другой семье кормили одну из девочек, а другую заморили голодом, так как иначе умерли бы обе. Ещё одна семья , весной уезжая из города, оставили на перроне вокзала свою мать, привязанную к санкам… Оставляли умирающих: матерей, отцов, жен, детей, переставали кормить тех, кого «бесполезно» было кормить, выбирали, кого из близких можно было спасти… Раздевали трупы на улицах, чтобы забрать у них теплые вещи для живых… Отрезали остатки изсохшей кожи на трупах, чтобы сварить из нее суп для детей…

Слайд 28

ЧТЕЦ №2: У валяющихся трупов отрезали мягкие части. Началось людоедство. Сперва, трупы раздевали, потом отрезали до костей мясо… Тот, кто это делал, редко ел мясо сам. Он либо продавал…. Либо кормил им своих близких, чтобы сохранить им жизнь. Ведь самое важное в еде были белки.»

Слайд 29

ЧТЕЦ №1: Вот норма карточного снабжения ленинградцев. Учти, что ежедневно выдавали только хлеб, остальные продукты отпускались раз в декаду, да и не то всегда. Керосин с сентября с 1941 г по февраль 1942 г гражданскому населению не выдавался. Электричество не было. Не забудь: хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% суррогатов и заменителей. Ты попробуй дня три пожить так, как почти месяц жили ленинградцы с ноября по декабрь 1942г. Тебе многое станет ясно.

Слайд 30

ЧТЕЦ №2: Д. С. Лихачев, ссылаясь на заявления работников Ленгорздравотдела летом 1942 г., пишет, что к тому времени официально было зарегистрировано 1,2 млн. смертей. На вопрос о том, были ли ленинградцы героями, академик ответил так: «Нет, это не то, они были мучениками…» Вот к тому хлебу другие продукты/в гр. в день/: мясо – до 13 граммов в день, крупа – до 20 гр. в день, сахар – до 26 гр. в день. У иждивенцев, наряду с детьми – самые маленькие нормы! Между прочим, иждивенческие карточки имело треть населения.

Слайд 31

А у кого повернется язык назвать «иждивенцами» ученых-академиков, проводивших заседание и держащихся тем, что обсуждали доклады по истории древнего востока? Каждый боролся за сохранение своего человеческого облика по-своему: Шостакович выстрадал свою знаменитую симфонию. А простая девчонка, твоя ровесница, решила в марте 42-го сделать маме подарок в день рождения. И два месяца, когда за завтраком (кипяток с сахарным песком) мать отходила к печке-буржуйке разливать «чай», девочка прятала свою долю. Триста граммов!! Сахара! поставила она перед мамой на стол: и все рыдали, поровну поделили сахар. А для отца сэкономила пол сухаря… ЧТЕЦ № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка о войне "Блокада Ленинграда"

Тема: «БлокадаЛенинграда»Цели классного часа:-       Рассмотреть исторические аспекты Блокады Ленинграда, как события Великой отечественной войны.-...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»

В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии  коллективного обучения.Рекомендована для использования ...

Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»

Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...

Методическая разработка классного часа «Блокада Ленинграда»

Методическая разработка классного часа«Блокада Ленинграда» и его освобождение...

Методическая разработка классного часа "Блокада Ленинграда"

Методическая разработка классного часа к дню освобождения Ленинграда...