Методическая разработка. О культуре общения.
методическая разработка на тему

Силантьева Татьяна Петровна

           05.12.2018г.

          Вопрос о культуре общения не нов . Над этой проблемой работают многие ученые как в нашей стране так и за рубежом. Они исследуют законы управления личными контактами людей , их взаимным влиянием друг на друга. Это вызвано тем , что незнание человеком  механизмов общения , неспособность выбирать правильную линию поведения, неумение вести себя среди людей приводят к серьезным издержкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГБУ ПО РМ «РЖПТ им. А.П. Байкузова»

Утверждаю:

Зам. директора по УВР

                Пиняскина Е.В.

«___»_________2018 г.

Методическая  разработка урока культуры

 

«Ты живешь на свете не один»

                                             

                                          Подготовила  Силантьева Т.П.

2018 г.


Цель урока культуры:

Познакомить студентов с формой общения, содержанием и их внешним оформлением;

вызвать у них искреннее желание приносить людям радость;

выработать у студентов отрицательное отношение к негативным чертам характера и вызвать стремление к самосовершенствованию.

Ход урока культуры:

  1. Вступительное слово педагога и сообщение темы урока культуры.
  2. Основная часть:
  • Рассказ педагога о формах общения ,об их содержании и внешнем оформлении;
  • Беседа со студентами о том ,что мешает общению , Сценки из жизни.
  • Разговор о «технике общения»
  1. Заключительное слово педагога.

1.Вступительное слово педагога:

XXI век. Можно с уверенностью утверждать , что история еще не знала времени, когда человек был бы лично связан со столь огромным количеством людей.

     Мы соприкасаемся друг с другом в самых различных ситуациях. Вступают во взаимодействие непохожие , иногда просто противоположные взгляды , вкусы , темпераменты ,характеры. И какое многообразие форм ,оттенков , нюансов в этом общении : со взрослым ведешь себя не так , как с ребенком,  с близким человеком иначе, чем с незнакомым; со вспыльчивым по иному, чем со сдержанным.

     И от того , приятным были эти контакты с этими людьми или они принесли горечь , обиду, досаду зависит наше настроение , наш успех в работе или учебе , и , если хотите, даже наше здоровье.

     Вопрос о культуре общения не нов . Над этой проблемой работают многие ученые как в нашей стране так и за рубежом. Они исследуют законы управления личными контактами людей , их взаимным влиянием друг на друга. Это вызвано тем , что незнание человека и механизмов общения , неспособность выбирать правильную линию поведения, неумение вести себя среди людей приводят к серьезным издержкам.

    Вы скоро покинете учебное учреждение . Круг ваше общения расширится. Вы войдете в рабочие коллективы.  И от того, сумеете ли вы  наладить деловые и товарищеские отношения с членами нового коллектива, будет зависеть очень многое . вот почему , я считаю, необходимым поговорить с вами о культуре человеческого общения ,

( Учитель открывает доску с аналогичным названием темы урока)


2. Основная часть .

  • Рассказ педагога

Разговор о культуре общения можно начать с вопроса:

- С помощью чего люди общаются друг с другом?

(Студенты могут назвать слово как

 форму общения, т.к. это знакомо им.

 Но вряд ли они в своих ответах

упомянут о других формах общения.)

В своем же рассказе педагог познакомит студентов с общепринятыми формами общения :словом, жестом, поступком.

В каждом из них говорит учитель , заключено сжатое выражение определенного содержания , своеобразный психический код.

Даже в беглом « извините» зашифровано довольно существенная информация : допустивший оплошность не хотел причинить неприятность окружающим его людям , это получилось против его воли; тем не менее он огорчен , хотел бы загладить свою вину и просить пострадавших извинить его и не судить о нем плохо . Вот так много заключено в одном слове!

Человеческое слово – главное средство общения . И потому , как человек владеет этим средством общения , судят о его культуре и воспитанности .Вот такой пример : в автобусе на переднем сидении расположилась молодая , красивая, изысканно одетая женщина, на коленях у нее лежал ребенок , она трогательно поправила ослепительные кружева , поминутно заглядывая в лицо малышу. Нельзя залюбоваться этой картиной, этим юным, красивым, каким-то особо интеллигентным материнством.  

 На остановке молодая мать поднялась, чтобы выйти , но ее пожилая соседка замешкалась, и шофер уже закрыл дверь. И вдруг тишину прорезал резкий , визгливый голос:

- Водитель ослеп чтоли? Расселись тут , не пройдешь!

Она вышла. Очарование рассеялось. Голос , вульгарный и крикливый ,грубые и злые слова выдали невоспитанность с головой.

                 О культуре речи много говоря и много пишут.

Но мне хотелось бы поразмыслить не о культуре речи, а о культуре речевого общения.

Каждому человеку случается рассказать  о событиях , делах , поездках, фильмах, отвечать урок у доски. ,Какое же уныние наводит рассказчик, который путаясь , перескакивает с одного на другое, увязает в деталях , забывает о главном , и как приятно слушать человека, речь которого образна, эмоциональна, выразительна.

Особого умения требует беседа. Кто из нас может похвалиться, что умеет завязать , направить, поддержать живую непринудительную беседу? Такое умение – редкость. И этому надо учиться .Учиться у замечательных людей нашей эпохи.

 Вспомните ,каким замечательным собеседником был В.И. Ленин . он не только умел интересно рассказывать, но и умел слушать. Он всегда горячо отстаивал в беседе свою точку зрения , но и уважительно относился к точке зрения собеседника . А вспомните, как застенчивый и скромный Белинский в споре смело и принципиально отстаивал дорогие ему убеждения. Он барсом бросался на противника, вспоминает А.И. Герцен в «Былом и думах. Да убеждения именно так и отстаивают. Но ведь люди часто палят из пушки по воробьям , решая проблему «Спартак» или «Динамо», « в кино или на танцы». В таком споре, даже будучи абсолютно  уверенным в своей правоте , можно уступить ради мира и согласия.

Лучше всего улаживают дело шутки. Вообще , чувство юмора часто выручает в самых трудных ситуациях, помогая избежать конфликтов и столкновении при общении как с незнакомыми , так и с близкими людьми. Однако надо умело пользоваться шуткой.

Стремление во что бы то ни стало прослыть остроумным при отсутствии необходимых данных- свидетельство невоспитанности и дурного вкуса.

Очень помогают общению людей жесты. Жесты – лишь дополнение к человеческой речи . Выразительные , энергичные или плавные , они подчеркивают ,усиливают, смягчают сказанное , придают ему различные оттенки. У разных народов свои правила этикета относительно жестов. И то ,что вполне прилично энергичному ,горячему итальянцу, едва ли приемлемы для немногословного , скупого жеста фина. Традиция нашей страны , касающиеся жестов ,довольно строги и  требуют сдержанности . Даже в самом горячем споре ни к чему бурная жестикуляция.

                    Поступок-тоже определенная форма общения .

Иногда они совершаются молча .но говорят всегда о многом. Например: соседка купила молоко больной одинокой женщине. Последняя не просила об этом, но соседка знала о том , что маленький поступок , но как много он рассказывает об обеих женщинах. О сдержанности и не желании обременять окружающих одной и чуткости ,человечности другой.

Поступки бывают красивыми или некрасивыми . Но какими не были , они всегда говорят о человеке ,о его воспитанности. Воспитанность человека проявляется не только в содержании поступка, слов, жеста. Она проявляется и во внешнем оформлении эти поступков ,жестов и слов.

Внимание к человеку, услуги, формы вежливости все это может быть совершенно обесценено некрасивой формой выражения. Учитель приводит классический пример: парень с недовольным видом уступает место пожилой женщине ,охватился за поручень и повис над ее головой являя собой живой укор совести. Как тут не вспомнить автора старинной книги , говорит учитель, который советовал оказывать услуги « с величайшим приятством». « сильнейший должен подавать помощь. Что же стоит присовокупить к себе улыбку!». Учитель может предложить студентам привести примеры умелого и неумелого оформления вежливости из студенческой жизни, примеры книг и фильмов.

Включение их разговоров о внешнем оформлении форм общения позволит сделать коллективный вывод:

Хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено приветливостью, корректностью.

  • Беседа со студентами

Продолжая разговор о культуре общения ,учитель предлагает студентам подумать над вопросом :

- А что же мешает людям общаться?

Причем ,я имею в виду такое общение , которое бы принесло взаимное удовлетворение

(студенты , разумеется, назовут многие

отрицательные черты характера человека,

которые отталкивают от них окружающих,

мешают общению . Это может быть и эгоизм ,и мелочность,

и грубость ,и заносчивость и т.п. , и упрямство, бестактность.)

Преподаватель обобщая их ответы ,подчеркивает, что отрицательные черт ы характера мешаю человеку общаться с окружающими его людьми , рекомендует студентам заниматься самовоспитанием ,вырабатывать в себе сдержанность , способность контролировать свои чувства.

А мешает ли общению застенчивость? И что делать чтобы побороть ее?

(студенты, конечно, правильно ответят , что излишняя застенчивость очень мешает общению , особенно с незнакомыми людьми. Однако , вряд ли они сумеют дать совет застенчивому человеку, который хочет побороть свои недостатки. Поэтому преподаватель особо подчеркивает , что застенчивость – самый приятный из всех человеческих недостатков. Разумеется , не для того, кто им обладает, а для окружающих. В само деле , как приятно видеть застенчивую девушку с зардевшимся от смущения лицом , входящую в танцевальный зал. Но девушке –то не очень приятно и даже тяжело. Испытав смущение раз, она вряд ли захочет испытать его вторично.)

Так постепенно в человеке вырабатывается нелюдимость , которая приносит много неприятностей человеку. Причины застенчивости различны. Но одна из них прямо связана со степенью воспитанности . Если человек нетвердо усвоил правила этикета , он не знает ,как вести себя в той или иной ситуации ,его природная застенчивость от этого усиливается , его поведение становится принужденным ,не ловким ,лишенным грации. Это привлекает внимание окружающих и еще больше увеличивается смущение.

Непринужденность движений, культуры речи ,поступков, поведение вообще дают ощущение уверенности в себе, уменьшают застенчивость . Однако , предупреждает преподаватель, нельзя путать эту принужденность поведения с развязонностью, самоуверенностью. Очень помогает преодолеть застенчивость, продолжает учитель, разносторонность знаний. Человек , много читающий, знающий искусство, разбирающийся в политике, экономике, всегда будет чувствовать себя уверенно в беседе. Человек , одетый со вкусом , просто и элегантно , всегда будет чувствовать себя спокойно и непринужденно.  И наоборот, человек, редко читающий газеты и журналы , мало знающий литературу, живопись ,музыку, будет плохим собеседником в компании. Не прибавит ему уверенности и крикливая, броская одежда и прическа.

- А мешает ли общению дурная привычка?

( Этот вопрос не вызывает не каких  затруднений с

ответом. Однако, поговорить о дурных привычках ,

думается , необходимо, т . к . многие из ребят считают,

что дурные привычки следует скрывать  только в

обществе незнакомых или малознакомых людей.

В своей же семье , среди своих одногруппников это

 делать необязательно. Преподаватель же должен убедить их

в том, что дурные привычки типа говорить только о себе и

своих интересах , громко и по каждому поводу смеяться,

вмешиваться в личную жизнь, когда об этом не просят ,

разбирать и критиковать одежду собеседника или квартиру

 хозяев , у которых вы в  гостях и многие другие- отталкивают

от нас людей , не вызывают у них желания встретиться еще раз)

Затем преподаватель предлагает посмотреть оценки из жизни, проанализировать мотивы поведения действующих лиц, последствия их поступков , слов и жестов.

Сценка « В магазине»:

( ее разыгрывают заранее подготовленные студенты)

Магазин. Отдел подарков . За прилавком – молодая девушка. Подходят два покупателя (отец и дочь).

Отец:

- Девушка , покажите мне коричневую сумочку.

                Девушка –продавец любезно подает коричневую сумочку.                     Покупатель долго рассматривает ее, пробует прочность ручек, качество кожи.

-А теперь покажите  вот эту, нет, нет , нет правее . Да ,вот эту.

                В руках у нее белая сумочка . И опять он долго рассматривает ее, проверяя на прочность и качество.

-А теперь подайте мне вот эту, цветную.

                 Продавщица , безропотно подает цветную сумочку и с тревогой на лице наблюдает , как придирчивый покупатель рассматривает сумочку.

-А теперь покажите черную ( опять пристальный разбор ее достоинств затем он с возмущением говорит продавщице:

-И куда вы только смотрите? Ведь это сплошной брак! Эта ручка отвалится завтра , а замок…

-Папа ,говорит дочь, перебивая отца,-пойдем домой, не хочу я никакой сумочки!

-Нет , постой, я же сказал тебе , что ты  в свой день рождения получишь самую дорогую сумочку . И ты ее получишь! Но имею я право за свои деньги получить вещь, а не барахло! Понимаешь!?

Сценка «за обедом»:

За обеденным столом сидит ученица. Мама подает ей тарелку с супом.

 Дочь ,попробовав суп , капризно отстраняет тарелку:

-Не буду я есть!

-Почему?

-Сама попробуй. Бурда какая-то.

-Но отец ел только что перед тобой и ничего не сказал растерянно пытается возразить женщина.

- Это он деликатность проявил , сама наверное и не пробовала, да?

Мать пробует суп:

-Да , действительно пересолила.

Женщина огорченно вздыхает .

- Ты чего ,расстроилась? – снисходительно спрашивает дочь- не волнуйся , я молоко попью.

Студенты анализируют данные ситуации, объясняют мотив поведения действующих лиц, последствия их бестактности , черствости.

Обобщая их ответы , преподаватель подчеркивает , что в обоих случаях налицо было невоспитанность . Покупатель- отец , возможно, и был прав. Сумочке не хватило изящества ,а ее ручкам прочности , но форма выражения его правоты была такова, что зачеркнула саму правоту . Ворчливость ,въедчивость , публичная экзекуция , которой была подвергнута молоденькая продавщица – все это было отвратительно.

Не менее отвратителен другой случай. Дочь обидела мать . Ну и что же , что суп пересолен? Неужели нельзя было найти причину отказаться от него ?

Ни в первой , н  во второй ситуациях не было прямых оскорблений, грубых слов. Но в обоих случаях забыто внимание к человеку , с которым в данный момент вступил в контакт; в обоих случаях- отсутствие культуры общения. В результате – слезы у матери и на весь день испорченное настроение у продавщицы.

3.Разговор о « технике общения»,

Преподаватель:

- Ребята, теперь вы знакомы с такими формами общения как слово, жест, поступок. На примерах убедились , что любая форма общения должна быть красива по содержанию и красиво оформлена внешне.

А теперь мне бы хотелось познакомить вас с «техникой общения» .

Дело в том, что вы должны понимать сущность тех процессов , которые происходят в психике ваших партнеров по общению. Понимать , почему человек поступает так, а не иначе. И знать, как вам себя вести в тот момент. Вот вам несколько ситуаций для размышлений:

  1. К вам пришел друг, взвинченный какой-то обидой на вас. Не желая разобраться ,осыпал вас обидными словами. Как  вам поступить в данном случае?

                 ( После обсуждения делается вывод: не надо пытаться оправдываться , доказывать. Надо предложить другу отложить разговор. Тем более , не «заряжаться» взвинченностью друга. Иначе конфликт лишь углубиться.)

  1. Вам встретился человек , который не достоин уважения. Стоит ли приветствовать его обычным « здравствуйте», быть с ним вежливым в разговоре, если он вдруг с вами заговорит? Или продемонстрировать ему свое невнимание, подчеркнув этим призрение к нему?

(После коллективного обсуждения все приходят к выводу:

Вежливость не избирательна. Здесь же не враг , а твой товарищ , который совершил неприличный поступок . Презрение к нему лишь вызывает озлобление , дружеская же требовательность и принципиальность помогут ему исправить свою ошибку. И не надо спешить осуждать товарища. Надо постараться понять мотив его поступка)

  1. К вам в класс пришел новичок . По характеру он не доверчив и подозрителен. Как вам вести себя по отношению к нему?

                 (Общение с такими людьми требует терпение и осторожность)

  1. Ваша подруга капризна. Вот и сегодня ,решая вопрос о проведении очередного выходного дня, капризничает. Как вести себя с ней?

                   (В обращении с капризными людьми нужен спокойный тон , но твердый)

  1. На лыжной прогулке вы случайно познакомились с парнем . Все в нем было ладно. Однако , уже через час общения с ним вы устали от его хвастливости. Какой тон выбрать в дальнейшем разговоре с ним?

                   (Самодовольных и хвастливых хорошо ставить на  место ирония)

В заключении преподаватель говорит о необходимости уметь разбираться и в своем собственном характере , в своей психике: если ты человек вспыльчивый , старайся избежать конфликта; если ты человек робкий , застенчивый- работай над собой с тем, чтобы побороть эту робость ,стать общительнее.

Знание особенностей своего характера и характера партнера по общению помогут избежать конфликта, помогут поддерживать с людьми хорошие отношения, помогут расширить круг общения, создадут обстановку доброжелательности.

Всегда и во всем старайтесь быть требовательнее к себе чем к другим, стремитесь отдать людям больше , чем взять. И тогда ваша жизнь будет светлой и радостной . Тогда с вами  легко и приятно будет окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Физическая культура – основное условие развития здорового поколения»

laquo;Физическая культура – основное условие развития здорового поколения»....

Методическая разработка урока учебной дисциплины "Деловая культура в гостиничном бизнесе". Тема урока "Культура телефонного общения. Деловой телефонный разговор"

Урок разработан в соответствии с требованиями, прдъявляемыми к современному урока. План-конспект урока оформлен в виде таблицы. Чётко обозначены все этапы урока, указана деятельность обучающихся и пре...

Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры  ребята расширят знания об искусстве 17-18 века,  о стиле барокко как явлении культуры XV...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для студентов по теме: Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения.

Общение - один из основных видов деятельности человека. Каждый день мы вступаем в контакты как по работе , так и в личной жизни.Выражаем свои мысли,идеи, желания с помощью слов. жестов и мимики.На лек...

Методическая разработка «Особенности профессионального общения в рамках деловой самопрезентации»

Разработка содержит подробное описание этапов проведения занятия...

Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесн...