МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для студентов по теме: Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения.
учебно-методическое пособие

Бояджан Наталья Николаевна

Общение - один из основных видов деятельности человека. Каждый день мы вступаем в контакты как по работе , так и в личной жизни.

Выражаем свои мысли,идеи, желания с помощью слов. жестов и мимики.

На лекции студент должен познакомиться с психологией общения и получить навыки доверительного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boyadzhan_n_n_posobie_2019_god.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5 Обособленное подразделение №3

(ГБПОУ ДЗМ «МК №5 ОП №3)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ:

«Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения».

Дисциплина ОП.09. Психология

Специальность 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс III Семестр VI

Москва

2019 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании Методического совета ОП №3

Протокол № _____ от «___» ___ 2018__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ОУ

_______________/Абрамова Е.В./

«_____» ___________ 2018_____ г

Составитель: Бояджан Н.Н. – преподаватель анатомии и физиологии человека высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Обособленное подразделение № 3

Рецензент: Миненкова Светлана Николаевна – методист высшей квалификационной категории

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Понятие об общении. Коммуникативная сторона общения

Место проведения: кабинет психологии

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: психологию общения

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать психологию общения.

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

Междисциплинарная интеграция:

Внутридисциплинарная интеграция:

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции.

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия.

Перечень литературы:

Дополнительная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Ростов на/Д: Феникс,2016- 414 с.

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель - сформировать знания по основам психологии

65 мин

Проблемный метод изложения материала

5.

Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

(приложение 3)

10 мин.

Выполнение студентами тестов и заданий.

8.

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Конспект лекции.

Составления словаря или кроссворда по теме занятия

Всего

90 мин

Приложение №1


Вопросы для фронтального опроса:


  1. Назовите виды общения.

  2. Дайте характеристику уровней общения.

  3. Каким образом можно оценить процесс общения?

  4. В чём специфика межличностной коммуникации?

  5. Охарактеризуйте способы обратной связи.

  6. Перечислите средства невербальной коммуникации.

  7. Каково значение общения в жизни общества и отдельного человека?

Вербальная и невербальная коммуникация.

Общение – один из основных видов деятельности человека.

Каждый день мы вступаем в различные контакты как по работе, так и в личной жизни. Выражаем свои мысли, идеи и желания с помощью слов (вербальное проявление), но мало внимания уделяем тому, как на эти слова реагирует наше тело.

Наши жесты, мимика, позы – все это невербальные средства общения. Возникают они на бессознательном уровне и могут как усиливать и дополнять словесные выражения, так и, наоборот, им противоречить и ставить их под сомнение.

Следует выделить два основных вида коммуникации. В человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, как уже говорилось, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция, как уже упоминалось в предыдущих главах, является одной из важнейших функций языка.

К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка.
Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке. Немудрено - для того он и предназначен. Именно вербальным коммуникациям в сфере инновационного менеджмента, а также языку как основному их средству, как раз и посвящена эта книга.
Однако современному менеджеру необходимо владеть базовыми знаниями и о невербальных средствах коммуникациями.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Чем отличаются первичные языки от вторичных? В первичных языках сигналы непосредственно обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами закодированы определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы. Например, мимика – это первичный язык, мимические сигналы нашего лица сразу обозначают какое-то состояние, сообщение. А вот азбука Морзе – это вторичный язык. Потому что знаки азбуки Морзе передают буквы и слова, а уж через них – смыслы.
Собственно, вербальный язык, то есть человеческая речь – это тоже первичный язык. Если же мы возьмем невербальные средства общения, то среди них к первичным языкам относятся: мимика, жесты, индийский язык танца и т.п. При этом язык глухонемых, обозначающий слова, уже является вторичным языком.
Ко вторичным невербальным языкам относятся уже упомянутая азбука Морзе, система нотной записи, язык программирования, система сигнализации флажками на флоте, системы дымовой сигнализации, система оповещения гражданской обороны и т.п.
Как видим, естественные языки первичны, искусственные языки – вторичны.
Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки – жесты, мимика. Или, как их еще называют – язык тела.
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов.

Конечно, язык тела восходит к коммуникативному поведению животных, которое изучается специальной наукой – этологией (наука о социальном поведении животных).
Животные различают друг у друга позы и жесты устрашения, примирения, любовных намерений и т.п. Даже мы, общаясь близко с некоторыми животными, можем верно интерпретировать их позы, действия, которые выполняют именно сигнальную роль.
Точно так может «говорить» своим телом и человек. К примеру, женщины при ходьбе отставляют в сторону запястья, а мужчины – локти. Потому что женщинам нужно балансировать более тяжелый бедренный пояс, а мужчинам – более тяжелый плечевой. Такова анатомия мужского и женского тел. Но иногда можно наблюдать, как мужчины, особенно некрупной комплекции, излишне, нарочито при ходьбе оставляют локти специально дальше от туловища. Будто бы их плечевой пояс настолько мощный, что нуждается в усиленной балансировке. Это подсознательный сигнал, с помощью которого мужчина старается дополнительно акцентировать свою мужественность, придать фигуре более внушительный вид. Ну, а о том, что манекенщиц специально учат правильно балансировать развернутыми запястьями при ходьбе – известно всем. Это тоже язык тела, передающий дополнительные сигналы женственности.
Между тем язык поз и движений человека может посылать сигналы не только биологической, но и культурной природы. К примеру, поза лотоса может быть знаком индийской культуры. А сидение на корточках на остановке – признаком принадлежности к уголовному миру, так как эта поза вышла из тюремных камер и распространилась по каналам блатной моды в подростковой субкультуре.
В целом язык тела включает четыре способа передачи информации.
1. Жесты - способ знакового использования рук. Можно, например, призывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно показывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойманной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отмахивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим приветствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед молитвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные аплодисменты. С древних времен нашего, русского язычества до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жестов, способных производить звук, причем громкий.
Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалистов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытянутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановиться, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед.
Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вторичного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного языка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение.
Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые распространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, понимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика - способ использования выражения лица. Человек способен различать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть приподняты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогномикой – занимался еще Аристотель.
Мимика как способ общения присутствует и у высших животных – человекообразных обезьян. Однако хотя их гримасы порой и похожи на человеческие, но выражают зачастую другие смыслы. К примеру, оскал, который мы могли бы посчитать улыбкой, у обезьян выражает угрозу. Обезьяна попросту поднимает десны и демонстрирует клыки. Точно так поступают многие млекопитающие – собаки, тигры, волки и так далее. Кстати, такой же знак угрозы видимо, был свойственен когда-то и человеку – у некоторых первобытных народов оскал также является не только улыбкой, но и знаком угрозы или ожесточения. Клыки для них подсознательно еще являются боевым оружием. Да и в нашей культуре хранится память именно о таком значении этой гримасы: фразеологизм показать зубы означает «продемонстрировать некую угрозу или сопротивление».
К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетничают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Прямой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного человека. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни. В животном мире и у первобытных народов прямой взгляд в глаза часто является вызовом. Известно, к примеру, что гориллы терпят людей возле себя, но при этом человек не должен глядеть вожаку в глаза, поскольку вожак воспримет это как претензию на его статус, на лидерство в стаде. Были случаи, когда самец гориллы нападал на телеоператора, воспринимая блеснувший объектив телекамеры как прямой взгляд в глаза, как вызов. И по сей день прямой взгляд в глаза считается смелым, открытым; известно также, что люди отводят глаза, когда робеют или не уверены в себе.
3. Положение тела - способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к  хищника.
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время собеседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собеседнику, но не очень настойчиво.
Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек напряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии.
Расположение тела в пространстве также может быть информативным. Например, известен феномен личного пространства, который в европейской культуре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личностями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть маркером, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собеседников.
Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собеседниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что американец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для американца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у японца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, старается сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Например, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время разговора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения.
4. Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Использование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях. Товарищеские отношения могут выражаться рукопожатиями, похлопываниями по плечу. Подростки, ровно как детеныши животных, бывает, имитируют потасовки - они в игровой форме ведут борьбу за лидерство. Такие их отношения выражаются в тычках, пинках и захватах.
Разумеется, каждый вид прикосновения уместен в определенной ситуации и только в определенной ситуации может передавать какой-то смысл, то есть восприниматься как проявление коммуникативного намерения. В лермонтовской «Княжне Мэри» Печорин, помогая Мэри перебираться через горную речушку на лошади, невольно касается руки княжны. Это прикосновение пронзает их словно током, оно символизирует для обоих особые отношения. Точно такое же прикосновение между пассажирами в автобусе вряд ли будет истолковано как знак.
В кинофильме «Осенний марафон» герой Басилашвили, интеллигентный и безотказный переводчик Бузыкин, вдруг агрессивно и фамильярно треплет по плечу своего коллегу, который прежде позволял себе именно такую фамильярность по отношению к самому Бузыкину. В такой ответной агрессии выражается бунт Бузыкина, причем бунт не только против фамильярного коллеги, но и – второй уровень символичности - против роковой суеты, одолевшей Бузыкина. Этим нарочито фамильярным похлопыванием по плечу он посылает недвусмысленное сообщение своему нагловатому коллеге, а заодно и всему миру: «Мне надоела ваша беспардонность, и я не позволю!..». Простой эмоциональный жест полон прямых и скрытых смыслов, замечательно переданных режиссером и актером. Однако раскодировать это сообщение, понять его конкретный смысл возможно только в этой конкретной ситуации. В другой ситуации такой же тактильный контакт может означать нечто другое.
Иными словами, знаки, передаваемые многими невербальными средствами коммуникации (мимикой, позой, прикосновениями), не столь однозначны, как слова естественного языка. Эти знаки чаще всего интерпретируются с учетом ситуативных факторов, то есть условий, в которых они использованы.
В человеческом общении известны и другие средства невербальной коммуникации. К ним можно отнести, например, одежду и украшения. Если, скажем, сотрудник пришел на работу в особо торжественной одежде, то любой из нас может по этому знаку предположить, что у него сегодня День рождения или важная встреча; иначе говоря, какой-то важный день. Он сигнализирует о своем особом дне своей особой одеждой.
Одежда как средство сообщения очень успешно используется в политике. Министр чрезвычайных ситуаций С. Шойгу ввел в политику новый стиль одежды – он постоянно появлялся на публике в куртке спасателя, тем самым давая понять, что он воплощает особый род министра – министра, который сам причастен к разбору завалов. Вошла в легенду кепка московского мэра Лужкова. С помощью этой кепки мэр сообщает, что он мэр-работяга, мэр из народа. Президент Путин надевал форму летчика и подводника – это тоже были особые сообщения, адресованные избирателям. Президент Ельцин практиковал особые встречи с лидерами государств – встречи без галстука. Эти встречи призваны были продемонстрировать неформальный и дружеский характер взаимоотношений лидеров. И эта особенность таких встреч символически передавалась стилем одежды – отсутствием галстуков, непременного атрибута официального стиля.
Опыт политиков служит хорошим примером для использования такого средства общения, как стиль в одежде, любым руководителем. Руководитель всегда выглядит более официально, чем рядовые работники – галстук, дорогой костюм, дорогие аксессуары подчеркивают его социальный статус. И это важно для соблюдения правил иерархии, то есть, по сути, для поддержания порядка. Руководитель своим внешним видом сигнализирует о своем статусе. Если посторонний человек приходит в трудовой коллектив, он зачастую по одежде может определить, кто тут начальник.
В то же время иногда руководителю, как и политикам, следует облачаться в рабочую одежду, посылая своим подчиненным тем самым сигнал рабочего и творческого единения. Точно также можно использовать и неформальную одежду, надевая джемпер и джинсы для участия в вечеринках и коллективном досуге компании. Тем самым руководитель может сообщать о своей близости к простым сотрудникам, подчиненным, что очень важно с точки зрения регулирования психологического климата в коллективе.

Десять секретов доверительного общения.

 Для того чтобы окружающие лучше понимали вас, следует придерживаться основных правил доверительного общения.

Научитесь интересоваться делами людьми, причем необходимо делать это совершенно искренне.

Первое правило: ваше дело – вторично.

У вас никогда не получится хорошего разговора, если вас не будет волновать ничего, кроме своих собственных дел.

Запомните простую формулу успеха: «Я хотел/а бы с вами посоветоваться».

Научитесь слушать.

Быть хорошим слушателем – отличное качество, однако оно не каждому дано от рождения. Зачастую это умение является более ценным, чем умение красиво говорить. В любом разговоре сначала выслушайте собеседника, а потом начинайте говорить сами, учитывая то, что услышали ранее.

Помните, что любой человек склонен слушать другого только после того, как его выслушали. Скажи собеседнику, что ты можешь ему дать.

Все люди склонны общаться с теми, от кого им будет хоть какая-то «польза». Не следует немедленно начинать расхваливать себя, свои способности, качество услуг, которые вы предоставляете. Лучше объясните человеку, что он конкретно будет иметь, если примет ваше предложение.

Критика должна быть умеренной. Зачастую критика возвращается бумерангом. Если вы начнете критиковать человека, то он может отплатить вам той же монетой. Поэтому сперва стоит заострить свое внимание на собственных ошибках, и только потом указывать на недостатки собеседника. Кроме того, не стоит указывать на чужие ошибки прямо. Косвенная критика воспринимается куда спокойнее.

Необходимо критиковать не личность, а только ее действия и поступки. Не стоит обвинять людей в упрямстве, непонимании, неумении сдерживаться или неспособности слушать.

Говорите без металлических ноток в голосе.

Подавляющее большинство людей не проявляют бурного восторга, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях или же просто общаются с ними в приказном, поучительном, высокомерном или назидательном тоне. Если вы пользуетесь подобным тоном, то как бы ставите человека в зависимую, «детскую» позицию. Вполне естественной реакцией человека является ответное сопротивление, подобный тон или просто раздражение.

Не забывайте, что вы тоже можете быть неправы. Если случилось какое-либо неприятное происшествие, то каждый желает назвать ближнего «героем» успеха. В неблагоприятных ситуациях любого рода, люди склонны искать корень проблемы не в себе, а в окружающих их людях.

Необходимо научиться разделять с другими ответственность за то, что произошло, а еще лучше научиться находить причины неудачи в себе, любимом. Кроме того, принимая вину за себя, вы просто обезоруживаете обвиняющих, и им больше ничего не остается, кроме как сказать, что подобное с каждым могло случиться.

Научитесь хвалить людей. Говорите людям о том, что у них получается хорошо. Возможно, что их способности и качества, которые вы хвалите, находятся только, в зачатке, но ваш собеседник, услышав ваш отзыв, будет стремиться «закрепить» достоинство, развить его в себе.

Думайте о людях хорошо, говорите об их хороших качествах, доверяйте им. Не бойтесь выглядеть смешно или неуместно, говоря комплимент, кроме того, делайте его искренне, от всей души.

Удачное начало разговора и один из лучших способов поднять настроение – комплимент.

Если вы считаете, что не умеете делать комплименты, просто посмотрите на человека и найдите в нем что-то хорошее, а потом отметьте эту черту вслух. Сделайте нападающего своим другом. Как правило, когда мы вынуждены иметь дело с грубым, нетерпимым и, возможно, даже агрессивным человеком, у нас появляется чувство обиды или раздражение.

Попробуйте поставить себя на его место. Возможно, он очень устал, ежедневно общаясь с людьми, которым все равно, как у него дела, возможно он болен или у него неприятности дома или на службе. Кто знает, может быть, у него просто слабая нервная система и высокая подверженность стрессу?

Забудьте на пару минут про свою обиду и послушайте другого.

Во-первых, доверие и благодарность, которые вы вызовите, интересуясь чужими проблемами, вам помогут договориться с собеседником.

Во-вторых, можно постараться вместе найти решение проблем собеседника. Как итог – и человеку стало лучше, и договорились, и вы в его глазах не подкачали.

Не раздувайте ссору и научитесь уважать мнение другого человека. 

Это вовсе не означает, что вы должны молчать, когда вас оскорбляют, и идти на бесконечные уступки. Просто будьте выше ссоры. Даже в самых резких дискуссиях не позволяйте себе кричать «Это ваша вина» или «Вы неправы!» Если ссора все-таки случилась, то не стоит отвергать претензий собеседника в ваш адрес. Оправдываться тоже нет необходимости, ведь это будет только стимулировать оппонента продолжать ссору и поддерживает его желание доказывать, что он прав, а вы виноваты.

Улыбайтесь чаще! Смотря на улыбающегося добродушного человека, даже самые агрессивные и нелюдимые люди становятся более дружелюбными и миролюбивыми. Поднять настроение унылых, утомленных долгой дорогой путешественников способен остроумный и веселый попутчик.

Если человек улыбается, то даже самый угрюмый человек выглядит веселее. Важно научиться улыбаться, даже если у вас дурное настроение. Поверьте, оно улучшится!

Чувство юмора и улыбка – профессиональные качества и инструменты тех, кто постоянно общается с людьми по работе. Кроме того, доброжелательная и искренняя улыбка не сможет испортить ни одно лицо, наоборот, подавляющее большинство людей становятся более привлекательными. Способность настоять на своем очень ценится в деловом мире.

Умение отстоять свою точку зрения, а также убедить других в собственной правоте — это качество лидера, которые не хочет быть ведомым чужими желаниями, а хочет, чтобы другие люди исполняли его волю.

Если бы такие люди как Стив Джобс не умели бы настоять на своем, то возможно, что сегодня мы бы не увидели столько ярких продуктов от компании Apple, а возможно этой конторы и вовсе бы не существовало. Умение отстаивать свою точку зрения — это во многом означает не поддаваться манипуляциям и приемам из психологии влияния.

Когда ты отстаиваешь свое мнение — ты берешь ответственность за себя и свою жизнь в свои руки, а не плывешь по течению.


Приложение №2

Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Приложение 3.

«Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)

По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).


Текст опросника


  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.
Коммуникативные умения:
Показатель Оценка Уровень

0,10-0,45 1 I - низкий

0,46-0,55 2 II - ниже среднего

0,56-0,65 3 III - средний

0,66-0,75 4 IV - высокий

0,76-1 5 V - очень высокий

Организаторские умения:

Показатель Оценка Уровень

0,20-0,55 1 I - низкий

0,56-0,65 2 II - ниже среднего

0,66-0,70 3 III - средний

0,71-0,80 4 IV - высокий

0,81-1 5 V - очень высокий

Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, в делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.


Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

1 упражнение «Карусель»

Цель. Показать факторы, помогающие и затрудняющие вступление в контакт.
Процедура.

Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, а другая – внешний. Задача участников внутреннего круга не вступать в контакт, а участников внешнего круга, наоборот, постараться вступить в контакт. По сигналу ведущего участники внешнего круга начинают общение с участниками внутреннего круга (работа в паре), на установление контакта даётся одна минута. Затем по сигналу участники внешнего круга меняются местами с соседями по направлению часовой стрелки. По сигналу ведущего участники внешнего круга в течение одной минуты вновь начинают устанавливать контакт, затем по сигналу вновь пересаживаются и так до тех пор, пока участники внешнего круга не вернутся на своё первоначальное место.
Вопросы:
С кем было легче всего устанавливать контакт и почему?
С кем труднее всего было устанавливать контакт и почему?
Кому легче всего было сопротивляться в установлении контакта и почему? Кому труднее всего было сопротивляться в установлении контакта и почему?
Затем участники внешнего и внутреннего кругов меняются местами, и игра начинается вновь по вышеописанным правилам.
2. упражнение на передачу информации невербальными сигналами
Каждому участнику ведущий задает определенное слово, которое тот должен передать окружающим с помощью различных невербальных сигналов. Окружающие должны «прочитать» послание.

 Например: котлета, муравей, понедельник, Пушкин, Китай, стена, поезд, корабль, море, песок, друг, любовь, истина, красота, добро, скука, измена, автоклав, листопад, кактус, экзамен, диплом, психология и т.д.
3. упражнение «Взгляд»
Участники делятся на пары. Стулья ставятся в круг. Один человек сидит на стуле, второй стоит сзади, не касаясь партнёра. У ведущего стул свободный. Его задача взглядом пригласить сидящего участника. Задача стоящих участников за стульями не допустить ухода своего партнёра. Задача сидящих участников – покинуть стул по приглашению. Обсуждение.
4. упражнение на интонацию
а) Произнесите слово «да» боязливо; злобно; растянуто; заикаясь; нежно; скорбно; задумчиво; утвердительно; как «нет»; ни да ни нет; удивительно; вызывающе; разочарованно; радостно; с угрозой; оскорбительно и т.д.
б) Произнести фразы с разными интонациями: назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения, злости, стараясь вызвать протест, интерес, сожаление, кокетливо, с вызовом.
 
Фразы: «Люди оказываются одинокими из- за того, что сами не проявляют интереса к окружающим». «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет»;
Обсуждение: Конструктивные и деструктивные формы влияния на слушающего. Роль интонации в достижении цели.

Вопросы для закрепления пройденного материала

Ситуационные задания.


1.Проанализируйте, какие виды коммуникативных барьеров вы используете наиболее часто? С какой целью вы это делаете? Можно ли достичь той же цели другим путем?

2.Продолжить предложения:

Мне легко общаться... Мне тяжело общаться... Мне помогает общаться... Мне мешает общаться... Я никогда не общаюсь... Общению научиться... С лицами своего пола... Я люблю общаться... С преподавателем общаться... С пациентом общаться...

3.Всегда ли мы общаемся, находясь рядом с другим человеком? А если мы одни?

4.Вспомните критерии оценки процесса общения. Какой из них наболее важен, с вашей точки зрения? От чего это зависит? Побеседуйте с пятью разными людьми (например, студентом, знакомым, пациентом, продавцом, медицинской сестрой и т.д.). Оцените по 10-балльной шкале уровни критериев. Сравните результаты.

5.На скамейке, развернув газету, сидит человек. К нему подсаживается другой. Представьте, как будет развиваться общение на разных уровнях.

6.Проанализируйте, какие уровни вы чаще используете при общении со студентами своей группы и других групп, преподавателями вашего учебного заведения, родственниками, знакомыми, работниками сферы обслуживания, пациентами и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"

Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической  разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные  болезни»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...

Методическая разработка теоретического занятия в форме КВЕСТА Тема: «Противотуберкулёзные, противомикозные, противовирусные, противоглистные, противопротозойные средства» по дисциплине ОП.07.Фармакология.

Данная разработка предназначена для преподавателя с целью подготовки и проведения занятия по данной теме. Работа состоит из блоков, структурирована соответственно методическим требованиям, блок контро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...

Методическая разработка теоретического занятия по истории (лекция), тема "НАТО и другие экономические и политические организации"

Методическая разработка теоретического занятия по истории (лекция), тема "НАТО и другие экономические и политические организации"...