МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»
методическая разработка на тему

Новоженина Светлана Александровна

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Данная методическая разработка содержит методический материал, составленный в соответствии с требованиями актуальной государственной нормативной документации по вопросам формирования здорового образа жизни. Методическая разработка представлена методическим и информационным блоком. Информационный раздел содержит тезисное изложение вопросов здоровья и образа жизни. Акцентируется внимание именно на аспекте сестринского участия в данном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_i_obraz_zhizni_-_metod.razrabotka.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия для преподавателей

по теме: «Здоровье и образ жизни»

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02. Основы профилактики

Раздел 2. Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК

общепрофессиональных дисциплин

Протокол № ______ от ____________

Председатель ЦМК /Нагулова О.В./

Сызрань, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий для специальности 34.02.01 Сестринское дело, способствуя формированию следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья  населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Данная методическая разработка содержит методический материал, составленный в соответствии с требованиями актуальной государственной нормативной документации по вопросам формирования здорового образа жизни. Методическая разработка представлена методическим и информационным блоком. Информационный раздел содержит тезисное изложение вопросов здоровья и образа жизни. Акцентируется внимание именно на аспекте сестринского участия в данном процессе.


СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

по теме «Здоровье и образ жизни»

Тема занятия: «Здоровье и образ жизни»

Количество часов: 90 минут

Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: комбинированный урок

Цели занятия:

Учебные: 

- дать представление о здоровом образе жизни, видах сохранения здоровья;  

-  расширить кругозор и углубить знания по данной теме;

- рассказать об актуальных и значимых моментах влияния двигательной активности на здоровье;

- ознакомиться с правилами сбалансированного питания;

- дать представление о вредных привычках, и борьбе с ними.

Развивающие:

- создать условия для формирования стремления к самопознанию;

- формировать системы взглядов, принципов, норм поведения здорового образа жизни;

- совершенствовать формы и методы работы по пропаганде и формированию здорового образа жизни.

Воспитательные: 

- формировать сознательное отношение к изучаемой теме;

- воспитать у обучающихся чувства ответственности за жизнь пациента при проведении профилактических мероприятий;

- подготовки пациента к укреплению и сохранению здоровья;

- повысить мотивацию к бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;

- воспитание убежденности и потребности в здоровом образе жизни.

Мотивация

«Здоровье – природная база профессионального долголетия, которая напрямую зависит от соответствия культуры образа жизни требованиям профессии». Однако культура здоровья населения в России откровенно низкая, отношение к здоровью в обществе носит потребительский характер. Самосознание ценности здоровья как фактора активного долголетия отсутствует не только у большинства населения, но и у многих медицинских работников.

Таким образом, для того, чтобы быть специалистами сестринского дела, обладающими стойкой положительной мотивацией ведения здорового образа жизни, а также сознательного целенаправленного обучения и воспитания населения навыкам здоровьесберегающего поведения.


Междисциплинарные связи

Внутридисциплинарные связи


Оснащение занятия

Материал:

- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье и образ жизни»;

- презентация по теме «Здоровье и образ жизни».

Оборудование:

тематические таблицы, мел, доска , мультимедийный проектор , компьютер.

Методы и приёмы:

- объяснение нового материала.

Литература:

Основная:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Проведение профилактических мероприятий

Двойников С.И.,Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О.

- М.: ГЕОТАР – Медиа, 2015. – 448 с.

Дополнительная:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Общественное здоровье и здравоохранение

Медик В.А., Юрьев В.К.

- М.: ГЕОТАР – Медиа, 2013. – 288 с.

2.

Организационно-аналитическая деятельность

Двойников С.И.,Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О., Фомушкин В.И.

- М.: ГЕОТАР – Медиа, 2014. – 480 с.

Рекомендуемые источники для дополнительного изучения

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. Концепция охраны и укрепления здоровья здоровых в Российской Федерации.
  3. htt://www.rosminzdrav.ru. – Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ.

Задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающегося:

  1. Составление тематического кроссворда.
  2. Составление доклада с презентацией на тему «Здоровый образ жизни».

Инструкция для преподавателей по проведению занятия

Занятие проводится с помощью объяснительно-иллюстративного метода с использованием слайд-сопровождения по теме занятия. Завершается занятие обобщением изложенного материала и дискуссией.

План-хронокарта занятия

№ п/п

Этапы проведения занятия

Время

Организационный момент

5 минут

Сообщение темы лекции и развернутого плана

3 минуты

Начальная мотивация учебной деятельности

7 минут

Изложение нового материала

55 минут

Заключительная часть

17 минуты

Сообщение домашнего задания

3 минут

Итого:

90 минут

Этапы планирования лекционного занятия

№ п/п

Структурные элементы занятия

Методическое обоснование

Организационный момент

Организует и дисциплинирует обучающихся, развивает чувство ответственности.

После приветствия, преподаватель обращает внимание на внешний вид обучающихся, оснащение аудитории наглядными пособиями. Отмечает отсутствующих

Сообщение темы и развёрнутого плана.

Обучающиеся получают представление о теме, структуре и объеме данной лекции

Преподаватель дает записать тему, цели и план лекции

Начальная мотивация учебной деятельности

Преподаватель активирует внимание обучающихся, формирует познавательный интерес к лекции

Преподаватель приводит интересные факты по изучаемому материалы, отмечает значимость темы для будущей практической деятельности

Сообщение и усвоение новой темы

Обучающиеся получают необходимый объём знаний по теме лекции с учётом предстоящих практических занятий

Преподаватель излагает лекционный материал согласно плану и целям занятия, использует мультимедийную презентацию

Сообщение домашнего задания

С целью закрепления изучаемого материала с использованием лекционных конспектов и дополнительной литературы. Для привития навыков самоподготовки и активации мыслительных процессов

Преподаватель предлагает обучающимся записать перечень вопросов для подготовки к практическому занятию. Дает список литературы.

Подготовить доклад  с презентацией на тему «Здоровый образ жизни».

Заключительная часть

С целью повышения степени восприятия лекции, материала, развития логического мышления

Преподаватель подводит итог проведённого лекционного занятия, отвечает на вопросы обучающихся

Конспект лекции по теме «Здоровье и образ жизни»

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. Это умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостояние внешним и внутренним «врагам» и болезням.

Изложение нового материала. Лекция с элементами беседы, сопровождаемая презентацией.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

Физическое здоровье

Психическое здоровье

Нравственное здоровье (социальное)

естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств

определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

полное физическое, духовное, умственное и социальное
благополучие

нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»

умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде

отсутствие болезни

способность к полноценному выполнению основных социальных функций

Факторы, влияющие на здоровье.

Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%

Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)

Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! 

Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают:

Основные составляющие здорового образа жизни

Теперь рассмотрим подробно основные составляющие здорового образа жизни:

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5—8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи. Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток.

К режиму питания следует подходить строго индивидуально. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Один из обязательных факторов здорового образа жизни — систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином "двигательная активность". У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается на 5—15% по отношению к лету. Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.). Необходимые условия самостоятельных занятий — свободный выбор средств и методов их использования, высокая мотивация и положительный эмоциональный и функциональный эффект от затраченных физических, волевых, эмоциональных усилий.

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже. Кожа способна к самоочищению. С чешуйками, секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье. Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Поэтому спортивная одежда изготавливается из эластичных хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению.

Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности. Душ оказывает температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ — эффективное средство восстановления работоспособности.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье.

Алкоголь — это вещество наркотического действия; он обладает всеми характерными для данной группы веществ особенностями. Продолжительное и систематическое употребление алкоголя раздражающе действует на проводящую систему сердца, а также нарушает нормальный процесс обмена веществ. Страдают также органы пищеварения. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделения ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественных опухолей. Развивается ожирение печени, затем ее цирроз, который в 10% случаев завершается появлением ракового заболевания.

Стиль жизни, связанный с употреблением алкоголя, неизбежно приводит к утрате социальной активности, замыкание в кругу своих эгоистических интересов. Снижается качество жизни в целом, главные жизненные ориентиры искажаются и не совпадают с общепринятыми; работа, требующая волевых и интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношения с обществом.

Курение — одна из самых вредных привычек. Воздействие табачного дыма на органы дыхания приводит к раздражению слизистых оболочек дыхательных путей, вызывая в них воспалительные процессы, сопровождаемые кашлем, особенно по утрам, хрипотой, выделением мокроты грязно-серого цвета. Впоследствии нарушается эластичность легочной ткани и развивается эмфизема легких. Именно поэтому курильщики в 10 раз чаще болеют раком легкого.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек с неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные  болезни»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"

ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор

Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство

Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...