МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство
методическая разработка

Попадинец Диляра Исхаковна

Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и ингредиентами пищи, что может изменить всасывание препаратов, ослабить или усилить фармакологический эффект. Прием лекарственных средств вместе с пищей может отразиться на фармакокинетике и фармакодинамике препарата. В некоторых случаях одновременный прием лекарственного средства с пищевыми продуктами является благоприятным, но чаще снижается или даже теряется его фармакологическая активность вследствие прямого или опосредованного взаимодействия с содержимым желудка и кишечника. Правильное сочетание лекарств и пищи с учетом коррекции времени их приема позволяет не только повысить эффективность лекарственных средств и уменьшить их дозы, но и избежать нежелательных побочных явлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы                                                           «Медицинский колледж №5» Обособленное подразделение №3

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия для преподавателя

по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»

http://www.gymsen.eu/wp-content/uploads/Grapefruit_Juice_and_Medicine_May_Not_Mix_6921050581.jpg

ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс   II

Москва 2019

РАССМОТРЕНЫ

на заседании ЦМК профессиональных модулей  Сестринское дело

Протокол № ___ от ____ 20__г.

Председатель ЦМК ПМ СД
___________/
Л.А.Лесничая/

ОДОБРЕНЫ

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП № 3

Протокол  № ___от « __ » ____ 201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

____________/Е.В. Абрамова/

«____»_______20__г.

Составитель:

Попадинец Д.И. - преподаватель  профессиональных модулей первой категории  ГБПОУ ДЗМ «МК № 5» Обособленного подразделения №3

Рецензент:

Гузякова Лариса Юрьевна – заведующий производственной практикой, преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» Обособленного подразделения №3

РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами», составлена преподавателем первой квалификационной категории Попадинец Д.И. ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №3.

Настоящая методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 сестринское дело и рабочей программы  ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода). Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания.

Методическая разработка включает в себя подробное содержание занятия, в котором описаны все этапы.

Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций. 

Теоретический материал доступен для понимания, изложен подробно, научно, последовательно.

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Рецензируемый материал в целом составлен методически грамотно и может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения

теоретического занятия по теме ««Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»», подготовлена с учетом требований, предъявляемых ФГОС к базовому уровню подготовки по специальности 34.02.01 сестринское дело и в соответствии с рабочей программой по ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

Методическая разработка структурирована и содержит:

  • Методический блок, мотивацию, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, технологическая карта занятия;
  • Информационный блок включает терминологический словарь,

материалы лекции в виде опорного конспекта.

  • Блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний студентов в виде устного опроса  и контролирующий материал для закрепления знаний.
  • Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
  • Рекомендуемую литературу

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения

данного материала студентами из – за недостаточной  информации в

учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

СОДЕРЖАНИЕ  

1. Пояснительная записка

Стр4

2. Методический блок

  • Рекомендации по работе с методической разработкой

6

  • Цели занятия

7

  • Перечень компетенций

8

  • Оснащение занятия

9

  • Междисциплинарные связи

9

  • Список литературы

10

  • Технологическая карта занятия  

11

3. Информационный блок

  • Терминологический словарь

13

14

  • Мотивация

16

  • Материалы лекции (опорный конспект)

17

4. Блок контроля

  • Определение исходного уровня знаний студентов

27

28

  • Закрепление материала

31

  • Эталоны ответов

32        

  • Оценочный лист

33

5.Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

34

6. Список литературы

36

6. Приложения

37

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЛОК

C:\Users\adim\AppData\Local\Temp\1257ca4d3f86191.jpg

https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/17/07/02/5ee83ea2fcd6f0255fb3b62d26e685d8.jpgРЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Дисциплина: ПМ 04.

Тема: Взаимодействие лекарственных средств с пищей

Тип занятия: комбинированный

Форма проведения: лекция

Время проведения - 2 ч. (90 мин)

Место проведения - учебная аудитория

Цели занятия: 

1.Образовательные (учебные): выработать у студентов профессиональный подход к применению лекарственных средств.

2. Развивающие: способствовать формированию медицинского мышления, способности усвоению медицинской терминологии.

3.Воспитательные: продолжать формирование профессиональной ответственности, внимательности при применении лекарственных препаратов.

В результате изучения данной темы студент должен в соответствии с ФГОС СПО:

Уметь:                                                                                                                                                                   -  собирать информацию о состоянии здоровья пациента

- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;

- применять лекарственные средства по назначению врача;                                                                         - давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.

Знать:                                                                                                                                                           - лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Устный опрос

Тестирование

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Ситуационные задачи

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Составление опорных конспектов

Составление кроссворда

Профессиональные компетенции

ПК 1.

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

Устный опрос

Ситуационные задачи

ПК 2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

Теоретические задачи

ПК 4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

Ситуационные задачи

ПК 5.

Оформлять медицинскую документацию.

Ситуационные задачи

ПК 6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

Теоретические задачи

Оснащение занятия

Нормативные документы

  1. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск XV / под ред. А.Г. Чучалина, В.В. Яснецова. — Москва: Эхо, 2014. — 1020 с.
  2. Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств /под ред. Г. Л. Вышковского.-М.: РЛС+, 2013.- 1440 с.

     Учебно-методическое обеспечение – технологическая карта занятия, конспект лекции, домашнее задание студентам по теме

Учебно-наглядные пособия:  рецептурные справочники, слайды презентаций

Технические средства обучения –  мультимедийная установка, интерактивная доска

Междисциплинарные связи:

  1. Обеспечивающие: Основы латинского языка с медицинской   терминологией, основы анатомии и физиологии
  2. Обеспечиваемые: ПМ 01, ПМ 02.

Список литературы

Основная:

  1. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина , И.И. Тарновская. –М.: ГЭОТАР – Медиа.
  2. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету « Основы сестринского дела» : учеб. пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.

Дополнительная учебная литература:

  1. М.Д. Гаевый,  Л. М. Гаевая, В.С. Фармакология с рецептурой, Кнорус - Москва, 2016 г.
  2. С.А. Крыжановский Клиничкская фармакология. ACADEMA, 2015 г,400сС.А. Крыжановский. Тесты и ситуационные задачи по курсу «Клиническая фармакология»
  3. Морозова Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся «Сестринское дело» / Г.И. Морозова. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2013.

 Интернет-ресурсы:

  1. https://studfiles.net/preview/2282253/page:26/
  2. http://www. phoenixrostov.ruhttp://www.biophage.ru/pharmacology/form/
  3. https://posleinsulta.ru/vzaimodejstvie-lekarstv-i-pishhi/

Технологическая карта занятия:

п/п

Этап занятия

Вре-мя

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

Методы,средства обучения

Развиваемые профессиональные и общие компетенции

1.

Организаци-онный момент

3

Приветствует сту-дентов, проверяет готовность аудито-рии к занятию, от-мечает присутст-вующих, заполня-ет журнал

Приветствуют преподавателя, проверяет готов-ность рабочего места к занятию

ОК 1,  

2.

Определение целей занятия.Мотивация темы

5

Сообщает студен-там тему, цели и план занятия. От-мечает актуаль-ность темы значе-ние профессио-нальных компе-тенций для буду-щего специалиста

Осознают цели и задачи  занятия, необходимость  изучения данной темы Записывают  в тетради тему и цели занятия.

ОК 1,   ОК 2

3

Определение исходного уровня знаний

15

Инструктирует студентов, раздает тесты. Организует обсуждение ре-зультатов работы, задает вопросы, корректирует ответы студентов по тестам.

Пишут тесты, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя.

Устный

ОК 1,   ОК 2

4.

Изучение нового материала

42

Мотивирует сту-дентов к изучению нового материала. Объясняет студен-там новый матери-ал, сопровождает объяснение демонстрацией

Записывают в тетрадь алгоритм выполнения действия, наблюдают за выполнением манипуляции.

Объяснительно-иллюстративный  

ОК 1,   ОК 2

5.

 Закрепление нового материала

15

Организует работу студентов на этапе контроля. Инстру-ктирует студен-тов, наблюдает за их работой, кор-ректирует ее. Контролирует самостоятельность

Выполняют задание без опоры на конспект. Отвечают на вопросы преподавателя.

Комбинированный:программированный (тестовый)иустный

ОК 1,   ОК 2

6.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

5

Предлагает сту-дентам обобщить изученное на занятии, проана-лизировать допу-щенные ошибки, причины затру-днений и успехов, оценить степень достижения целей.

Обобщают изу-ченное на заня-тии, анализируют допущенные ошибки, оценива-ют индивидуаль-ную степень дос-тижения целей, причины возник-ших затруднений  

Проблемный

ОК 1,   ОК 2

7.

Домашнее задание

5

Оценивает работу группы, выставля-ет отметки за заня-тие и комментиру-ет их, дает задание на дом.

Записывают задание на дом.

ОК 2

Задание на дом: Работа с  конспектом лекций.  

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения  по теме.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

БЛОК

https://d.radikal.ru/d38/1811/78/1fe4e7bea041.pnghttps://2.bp.blogspot.com/-irY_rMbM0uM/WWxWS7ERtjI/AAAAAAAADoY/Ib9V2USLa_8s_dz3W-FCHa1Z6BNYiU0wwCLcBGAs/s1600/0-d%25C3%25ADsz04.pnghttps://2.bp.blogspot.com/-irY_rMbM0uM/WWxWS7ERtjI/AAAAAAAADoY/Ib9V2USLa_8s_dz3W-FCHa1Z6BNYiU0wwCLcBGAs/s1600/0-d%25C3%25ADsz04.png

http://900igr.net/up/datai/231382/0017-040-.jpg

Терминологический словарь

  1. Лекарственное вещество (materia medica) – лекарственное средство, представляющее собой индивидуальное химическое соединение или биологическое вещество.
  2. Комбинированные лекарственные средства – лекарственные средства, содержащие в одной лекарственной форме больше одного действующего вещества в фиксированных дозах.
  3. Элиминация (лат. elimimo, elimmatum -выносить за порог, удалять) представляет собой удаление лекарственных средств из организма в результате  биотрансформации и экскреции.
  4. Сульфаниламиды -это противомикробные лекарственные препараты, изготавливаемые с помощью современных технологий и относящиеся к производным сульфаниловой кислоты.
  5. «Сырный синдром» -  резкое повышение артериального давления, гипертонические кризы, судороги.
  6. Синергизм лекарственных веществ - одновременное действие в одном направлении двух или нескольких веществ, обеспечивающее более высокий общий эффект, чем действие каждого из них в отдельности.
  7. Комплаентность пациента - (от англ. patient compliance), приверженность лечению — степень соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача. Приверженность пациента к лечению может проявляться как в отношении приёма препаратов, так и в других врачебных назначениях, но чаще этот термин используется именно по отношению к фармацевтическим препаратам.
  8. Антитиреоидные препараты (синоним тиреостатические средства) — это лекарственные препараты, тормозящие биосинтез гормонов в щитовидной железе и оказывающие специфическое лечебное действие при гиперфункции щитовидной железы — тиреотоксикозе.
  9. Ингибиторы моноаминооксидазы (МАО) -  группа медикаментов, которая относится к антидепрессантам, блокирующим расщепление моноаминоксидазы. Они используются как лекарства от депрессий, для восстановления нормального эмоционального фона и психического здоровья.

Мотивация

Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и ингредиентами пищи, что может изменить всасывание препаратов, ослабить или усилить фармакологический эффект. Прием лекарственных средств вместе с пищей может отразиться на фармакокинетике и фармакодинамике препарата. В некоторых случаях одновременный прием лекарственного средства с пищевыми продуктами является благоприятным, но чаще снижается или даже теряется его фармакологическая активность вследствие прямого или опосредованного взаимодействия с содержимым желудка и кишечника. Правильное сочетание лекарств и пищи с учетом коррекции времени их приема позволяет не только повысить эффективность лекарственных средств и уменьшить их дозы, но и избежать нежелательных побочных явлений.

 Медицинская сестра должна знать, какие сочетания лекарственных веществ с пищей недопустимы к применению, а также консультировать пациента и его родственников по правилам приема лекарственных препаратов, назначенных врачом, во избежание нежелательных последствий.

Необходимо знать основные закономерности взаимодействия пищевых продуктов и лекарственных препаратов. Рекомендации по рациональному сочетанию лекарств и пищи могут существенно повлиять на результаты лечения.

Опорный конспект лекции

Среди множества разнообразных факторов, способных повлиять на клиническую эффективность лекарств, существенное место занимает пища. Раздел клинической фармации, изучающий различные аспекты взаимодействия лекарств и пищи, имеет чрезвычайно важное практическое значение для оптимизации медикаментозной терапии, снижения частоты и выраженности побочных эффектов лекарственных препаратов. В то же время процессы, происходящие в организме человека при взаимодействии лекарственных средств и компонентов пищи, достаточно сложны для исследования, поэтому до настоящего времени изучены далеко не все аспекты данной проблемы. За последнее десятилетие рекомендации по рациональному сочетанию приема лекарств и пищи существенно пересмотрены и дополнены.

Из всех путей поступления лекарственных веществ в организм наиболее распространенным является пероральный. В первую очередь, это связано с удобством для пациента. Кроме того, пероральный путь — наиболее естественный и относительно безопасный, благодаря естественному барьеру — печени. Он также позволяет использовать большое количество различных лекарственных форм. В то же время при пероральном пути введения лекарства могут находиться в пищеварительном тракте от нескольких часов до нескольких суток, где они взаимодействуют с пищеварительными ферментами и компонентами пищи.

Основные факторы, имеющие значение при взаимодействии лекарств и пищи

  • Физико-химические свойства лекарственного вещества.
  • Особенности фармакокинетики лекарственного вещества.
  • Лекарственная форма.
  • Количество и состав пищи.
  • Физиологическое состояние органов пищеварительной системы.

Пути возможного влияния пищи на фармакологические свойства лекарств

  • Влияние на всасывание лекарственных веществ из пищеварительного тракта.
  • Влияние на биодоступность лекарств (пресистемный метаболизм в стенках кишечника или в печени при первом прохождении).
  • Конкурентный антагонизм или синергизм лекарственных веществ и компонентов пищи на уровне механизма действия.
  • Влияние на скорость выведения препарата.

Наибольшее влияние пища оказывает на процесс всасывания лекарственных веществ в желудочно-кишечном тракте.

Существенное влияние на выраженность взаимодействия лекарств и пищи оказывает также лекарственная форма препарата. Само по себе значение рационального выбора лекарственной формы для оптимизации лекарственной терапии конкретного больного трудно переоценить. Он позволяет:

  • максимально использовать лечебное действие препарата;
  • свести до минимума возможные побочные эффекты;
  • существенно изменить характер действия препарата;
  • пролонгировать действие лекарственного вещества;
  • ускорить (замедлить) всасывание действующего ингредиента;
  • уменьшить аллергические реакции на действующий ингредиент;
  • устранить нежелательные действия физико-химических свойств ингредиента (цвет, запах, вкус) на психическую сферу больного;
  • повысить комплаентность пациента к лечению.

При рассмотрении вопроса о взаимодействии лекарств с пищей следует иметь в виду, что жидкие лекарственные формы менее подвержены влиянию пищи, так как могут относительно свободно перемещаться из желудка в кишечник, минуя пищевой комок. Твердые лекарственные формы при совместном приеме с пищей могут длительно задерживаться в полости желудка, что нарушает всасывание действующих веществ. Для твердых лекарственных форм степень взаимодействия с пищей зависит от величины частиц, наполнителей, материала покрытия. Наименее подвержены влиянию пищи препараты, полученные на основе микрогранул, и частицы с пленочным покрытием. Особенно чувствительны к приему пищи таблетки с кишечнорастворимым покрытием. Одновременный их прием с пищей задерживает нахождение таблеток в желудке и существенно препятствует всасыванию. Кроме того, при сочетании данной лекарственной формы со щелочной пищей (жидкостью) возможно растворение оболочки и разрушение действующего вещества во время нахождения препарата в желудке.

Лекарства и жидкости

Одним из распространенных вопросов, с которым обращаются пациенты  является вопрос: «Чем запивать лекарство?». Известно, что количество жидкости существенно влияет на всасывание препарата. Из концентрированного раствора всасывание,  как правило, происходит дольше, чем из разведенного.

Для всасывания ряда антибиотиков, например тетрациклинов, концентрация раствора не имеет значения. В меньшей степени зависит от объема выпитой с лекарством жидкости всасывание препаратов, которые хорошо растворяются в воде (аспирин, амоксициллин), хотя при употреблении больших количеств воды их биодоступность тоже повышается.

С учетом имеющихся на сегодняшний день клинических и экспериментальных данных можно дать следующие общие рекомендации для сочетания лекарств и жидкостей:

  • лекарства, предназначенные для резорбтивного действия, наиболее рационально принимать за 30–40 мин. до еды, запивая 50–100 мл кипяченой или дистиллированной воды;
  • биодоступность лекарств, плохо растворяющихся в воде, повышается, если запивать их большим количеством жидкости;
  • биодоступность лекарств, хорошо растворяющихся в воде, практически не зависит от количества выпитой жидкости.

Лекарства и молоко Взаимодействие антибиотиков группы тетрациклина с молочными продуктами является классическим примером лекарственно-пищевого взаимодействия. Под влиянием желудочного сока казеиноген, содержащийся в молоке, превращается в казеинат кальция, выпадает хлопьями и образует с тетрациклином (а также с другими антибиотиками этой группы — метациклином, доксициклином) невсасывающийся комплекс. В результате молоко и молочные продукты на 20–80% снижают всасывание тетрациклиновых антибиотиков и, соответственно, их терапевтический эффект.

С другой стороны, молоко увеличивает скорость и полноту всасывания некоторых лекарств, к которым относятся нестероидные противовоспалительные средства (бутадион, вольтарен, индометацин), резерпин, препараты гормонов коры надпочечников (преднизолон, дексаметазон и др). Поэтому перечисленные препараты следует принимать за 30–40 мин. до еды и запивать молоком.

Щелочными минеральными водами не следует запивать лекарственные формы с кислотоустойчивым покрытием: это может привести к разрушению как оболочки, так и действующего вещества того или иного лекарственного препарата. В то же время целесообразно запивать ими сульфаниламидные препараты, которые подвергаются в организме ацетилированию.

Тонизирующие напитки «Фанта», «Пепси-кола» и т. п. содержат в своем составе ионы железа и кальция, которые образуют труднорастворимые комплексы с антибиотиками тетрациклинового ряда, макролидами и тем самым могут существенно снизить антибактериальный эффект соответствующих препаратов.

Кислые фруктовые и овощные соки путем изменения степени ионизации и биодоступности могут препятствовать проявлению терапевтического действия антибиотиков эритромицина и ампициллина. Действие других лекарственных средств — салицилатов, барбитуратов, нитрофуранов, ацетазоламида — они способны усиливать (вплоть до токсического).

Чай и кофе содержат целый ряд биологически активных веществ. При проведении лекарственной терапии кофеин способен изменять всасывание действующего начала ряда препаратов (например, эрготамина), повышать проницаемость гематоэнцефалического барьера и потенцировать анальгетический эффект парацетамола и ацетилсалициловой кислоты, ускорять выведение из организма тех лекарственных средств, которые выделяются путем фильтрации в почечных канальцах (например, ампициллина). Танин, в значительных количествах содержащийся в чае, уменьшает скорость и степень всасывания алкалоидов атропина, кодеина, морфина, папаверина и платифиллина, нейролептиков аминазина и галоперидола, Н2-антагониста циметидина, пероральных контрацептивов.

Лекарственные средства и пища

Ряд пищевых продуктов содержит фармакологически активные вещества, что может оказывать влияние на фармакодинамику принимаемых одновременно с такими продуктами лекарственных средств. Например, некоторые овощи (белокочанная капуста, листовой салат, редька) содержат вещество прогватрин, оказывающее антитиреоидное действие. Совместное употребление этих овощей и антитиреоидных препаратов усиливает терапевтический эффект последних и, наоборот, может ослаблять действие гормональных препаратов щитовидной железы.

Калина, черноплодная рябина, земляника, свекла содержат биологически активные вещества, способствующие расширению периферических сосудов и снижению артериального давления, поэтому способны потенцировать гипотензивный эффект различных гипотензивных препаратов и приводить к резкому снижению АД.

Механизм действия непрямых антикоагулянтов(см. приложение А) основан на их антагонизме с витамином К. Поэтому терапевтический эффект препаратов этой группы может быть существенно снижен при их сочетании с пищей, богатой витамином К: шпинат, свиная печень, помидоры, зеленый горошек, капуста белокочанная.

Аналогичная закономерность имеет место при совместном приеме антибактериальных сульфаниламидных препаратов, механизм действия которых основан на блокаде синтеза фолиевой кислоты микробными клетками, и пищевых продуктов, содержащих фолиевую кислоту в большом количестве — говяжья печень, бобы, дрожжи, петрушка, шпинат, томаты.

Продукты, содержащие серу (яйца и др.), способствуют образованию метгемоглобина при одновременном приеме сульфаниламидов.

Пища, богатая витамином В6 — мясо, рыба, молоко, сыр, соя, мука пшеничная и ржаная, кукуруза, ячмень, дрожжи,— может существенно снизить эффективность препаратов леводопы (Наком, Мадопар, Синемет). Витамин В6 активно участвует в обмене аминокислот, а также ускоряет превращение леводопы в дофамин, который плохо проникает через гематоэнцефалический барьер.

Классическим примером взаимодействия лекарств и пищи является «сырный синдром», который развивается при сочетании пищевых продуктов, богатых тирамином и серотонином, с лекарственными препаратами, действие которых связано с повышением уровня катехоламинов: ингибиторы моноаминооксидазы (МАО), психостимуляторы, сосудосуживающие средства. При сочетании ингибиторов МАО и продуктов с высоким содержанием тирамина развиваются гипертонические кризы и ряд тяжелых осложнений, связанных с прессорным действием биогенных аминов: сильная головная боль, тахикардия, резкое повышение АД, внутричерепные кровоизлияния и др. Поэтому при приеме препаратов группы ингибиторов МАО и психостимуляторов из диеты следует исключать сыр, брынзу, маринованную и копченую сельдь, мясные и рыбные консервы, красную и черную икру, копченые колбасы, кофе, шоколад, пиво, вина (рислинг, херес), бананы, ананасы, лимоны, апельсины, мандарины, виноград, черную, белую и красную смородину, финики.

Опасное осложнение — образование нитросоединений с канцерогенной активностью — возможно при одновременном употреблении пищевых продуктов, богатых нитратами и нитритами и следующих лекарственных препаратов: антигистаминных средств (Н1-блокаторов); Н2-блокаторов (ранитидин, циметидин, фамотидин); сахароснижающих, производных сульфонилмочевины (глибенкламид, гликлазид); органических нитратов (нитроглицерин и др.).

В таб.1. представлены сведения о возможном влиянии пищи на действие лекарственных средств

Пищевые продукты

Лекарственные препараты

Результат взаимодействия

Молоко

Глюкокортикостероиды: преднизолон, дексаметазон

Увеличение скорости и полноты всасывания

Вольтарен, индометацин, бутадион

Увеличение скорости и полноты всасывания

Антибиотики группы тетрациклина

Образование невсасывающихся комплексов

Антибиотики группы пенициллинов и цефалоспоринов

Снижение скорости и полноты всасывания

Соли калия, Панкреатин, Панкурмен, Бисакодил

Растворение кислотоустойчивой оболочки таблеток, нарушение всасывания, разрушение действующего вещества

Щелочные минеральные воды

Лекарства в форме таблеток с кислотоустойчивым покрытием

Разрушение оболочки, уменьшение всасывания лекарственных веществ, снижение их эффективности

Сульфаниламиды

Усиление всасывания, уменьшение вероятности выпадения продуктов ацетилирования сульфаниламидов в осадок и образования мочевых камней

Грейпфрутовый сок

Антагонисты кальция (кроме амлодипина, дилтиазема), терфенадин, циклоспорин

Угнетение метаболизма препаратов в печени, повышение их эффективной концентрации в сыворотке крови, развитие токсического эффекта

Кислые фруктовые и овощные соки

Салицилаты, барбитураты, ацетазоламид, нитрофураны, буформин

Усиливают фармакологический эффект (вплоть до токсического)

Эритромицин, ампициллин, циклоспорин

Снижение эффективности препаратов

Вишневый и смородиновый сок

Кальция хлорид, ибупрофен, фуросемид, изониазид, метамизол, тетрациклин

Замедление всасывания препаратов

Сахарные сиропы

Эритромицин, ампициллин, ибупрофен, фуросемид

Замедление всасывания препаратов

Продукты, содержащие танин и кофеин (кофе, чай)

Парацетамол, ацетилсалициловая кислота, циметидин, морфин, кодеин, атропин, галоперидол, оральные контрацептивы

Уменьшение скорости и степени всасывания препаратов

Нейролептики фенотиазинового ряда

Снижение эффективности вследствие выпадения в осадок

Тонизирующие напитки «Фанта», «Пепси-кола» и т. п.

Макролиды (эритромицин, олеандомицин, спиромицин, кларитромицин, линкомицин, клиндамицин, тетрациклины)

Уменьшение всасывания, снижение эффекта

Пища, богатая витамином К: шпинат, свиная печень, помидоры, зеленый горошек, капуста белокочанная

Антикоагулянты

Снижение терапевтической эффективности

Пища, богатая щавелевой кислотой: шпинат, портулак, ревень, щавель

Соли кальция

Образование нерастворимых соединений, снижение терапевтической эффективности

Калина, черноплодная рябина, земляника, свекла

Гипотензивные препараты

Потенцирование гипотензивного эффекта, резкое снижение АД

Пища, богатая солями калия (картофель «в мундире», изюм, курага, инжир, орехи)

Калийсберегающие диуретики (спиронолактон, триамтерен)

Гиперкалиемия, ведущая к нарушениям сердечного ритма

Пища, богатая жирами

Изониазид

Уменьшение всасывания

Пища, богатая тирамином: сыр, брынза, маринованная и копченая сельдь, мясные и рыбные консервы, красная и черная икра, копченые колбасы, кофе, шоколад, пиво, вина (рислинг, херес), бананы, ананасы, лимоны, апельсины, мандарины, виноград, черная и красная смородина, финики

Антидепрессанты (ингибиторы МАО), психостимуляторы

«Сырный синдром» — резкое повышение артериального давления, гипертонические кризы, судороги

Огурцы, кабачки, петрушка

Аскорбиновая кислота (витамин С)

Снижение терапевтической эффективности

Пища, богатая витамином В6: мясо, рыба, молоко, сыр, соя, мука пшеничная и ржаная, кукуруза, ячмень, дрожжи

Препараты леводопы: Наком, Мадопар, Синемет

Снижение терапевтической эффективности

Продукты, содержащие фолиевую кислоту: бобы, томаты, печень, почки

Сульфаниламидные препараты

Снижение терапевтической эффективности (вплоть до полного отсутствия антибактериального эффекта)

Пища, богатая нитратами

Антигистаминные препараты (Н1-блокаторы), Н2-блокаторы: ранитидин, циметидин, фамотидин; сахароснижающие, производные сульфонилмочевины: глибенкламид, гликлазид; органические нитраты: нитроглицерин

Образование нитросоединений с канцероген

БЛОК КОНТРОЛЯ

http://1.bp.blogspot.com/-znobekJoQMc/UZpMa6ovx5I/AAAAAAAACxU/VhEm7RhWho0/s1600/QC+Quality+Control.jpghttps://bolitgolova.net/wp-content/uploads/2017/03/41.jpghttps://bolitgolova.net/wp-content/uploads/2017/03/41.jpghttps://bolitgolova.net/wp-content/uploads/2017/03/41.jpg https://bolitgolova.net/wp-content/uploads/2017/03/41.jpghttps://bolitgolova.net/wp-content/uploads/2017/03/41.jpg

Контроль исходного уровня знаний по теме: «Выписка, учет и хранение лекарственных средств в отделении»

1. Кто осуществляет выписывание и получение лекарственных средств из аптеки в соответствии с потребностью отделения?

2.Назовите группы препаратов, относящиеся к списку А и списку Б.

3.Расскажите о правилах хранения и учета наркотических средств.

4.Какого цвета должны быть этикетки на лекарственных формах, изготовленных  в аптеке.

5.Перечислите признаки непригодности лекарственных препаратов ( стерильных растворов, настоев, отваров, мазей, порошков и т.д.).

6. Почему спиртовые экстракты, настойки хранят во флаконах с плотно притертыми пробками?

7. Как осуществляется уничтожение использованных ампул из-под наркотических лекарственных средств в учреждениях здравоохранения.

Эталон ответов контроля исходного уровня знаний

1.Выписывание, получение лекарственных средств из аптеки производит старшая медицинская сестра отделения в соответствии с потребностью отделения по заявкам палатных медицинских сестер.

2. При хранении лекарственных средств соблюдаются правила размещения их по группам: список А (ядовитые и наркотические), список Б (сильнодействующие) — находятся в сейфе, под замком.

3. Наркотические средства хранятся в сейфе, на внутренней поверхности дверцы которого должен быть перечень препаратов с указанием высших разовых и суточных доз.Ключи от сейфа хранятся у дежурного врача и передаются по смене.

Наркотические средства подлежат предметно-количественному учету.

Наркотические средства вводятся пациенту только по письменному назначению врача и в его присутствии. Запись о введении наркотика необходимо сделать в книге учета наркотических средств, хранящейся в сейфе.

В книге учета наркотиков все листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, а свободные концы шнура заклеены на последнем листе книги бумажным листом, на котором указывают количество страниц, ставится подпись руководителя ЛПУ или его заместителей и печать.

4. На лекарственных формах, изготовленных в аптеке, должны быть определенного цвета этикетки:

- для наружного употребления — желтые

- для внутреннего употребления- белые

- для парентерального введения — голубые (на флаконах со стерильными растворами).

5. Признаками непригодности являются:

у стерильных растворов — изменение цвета, прозрачности, наличие хлопьев;

у настоев, отваров — помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха;

у мазей — изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах;

у порошков, таблеток — изменение цвета.

        6. Спиртовые экстракты, настойки хранят во флаконах с плотно притертыми пробками, так как вследствие испарения спирта они со временем могут стать более концентрированными и вызвать передозировку.

        7. Пустые ампулы от наркотических средств старшая медсестра сдает по акту специальной комиссии, утвержденной руководителем ЛПУ, в присутствии которой ампулы уничтожаются. Акт хранится в течение 3-х лет.(см. Приложение А)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=949846ec31118cefbfcd3b253e5a552e&n=13 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=949846ec31118cefbfcd3b253e5a552e&n=13

Контроль итогового уровня знаний по теме:

«Взаимодействие лекарственных средств с пищей»

Составить памятку для пациента, принимающего препараты железа

http://healthpeaple.ru/wp-content/public_images2/f062658093dc0903e776d29bd3b2cf65-300x225.jpg  Сорбифер дурулес от анемии Сорбифер дурулес от анемии

Примерный эталон выполнения памятки

Правила приема препаратов железа

Принимать на голодный желудок (за 2 часа до еды или 2 часа позже)

Во время еды железо усваивается намного хуже!

Запивать препараты железа лучше соком (в нем содержится   аскорбиновая кислота) или водой.

Нельзя молоком!

Препараты железа необходимо глотать целиком, не разжевывая

Железо разрушает зубную эмаль!

Во время приема препарата ограничить потребление чая и кофе

Чай и кофе снижают всасывание железа!

Не принимать одновременно с препаратами железа антибиотики, антациды, препараты кальция.

Некоторые медикаменты замедляют всасывание железа!

Критерии оценки знаний и умений студентов

По итогам работы студента на занятии по данной теме выставляется общая оценка, складывающаяся из оценок за выполнение различных видов заданий на разных этапах занятия:

1. Выполнение  заданий  (контроль исходного уровня знаний)

2. Составление памятки для пациента (контроль итогового уровня знаний)

 

Ф.И.О. студента

1

2

Итог

1

2

3

4

5

        

Оценка «5» (отлично) – ставится, если студент выполняет все задания без ошибок, активно участвуя во всех видах деятельности, и творчески подходит к их выполнению.

Оценка «4» (хорошо) – ставится, если студент выполняет все задания с незначительными ошибками и неточностями, сам исправляет при дополнительных вопросах.

Оценка «3» (удовлетворительно) – ставится, если студент делает большое количество ошибок при ответе или выполняет задания частично.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – ставится, если студент большую часть заданий выполняет неверно, допуская грубые ошибки.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

РАБОТА

http://nsosh3.ucoz.ru/_nw/8/s86035093.jpg

https://carwad.net/sites/default/files/styles/225x120/public/essays-cliparts-107404-4527214.jpg?itok=OPcj9pz1 https://carwad.net/sites/default/files/styles/225x120/public/essays-cliparts-107404-4527214.jpg?itok=OPcj9pz1

https://fs01.infourok.ru/images/doc/10/13549/310/img18.jpghttps://fs01.infourok.ru/images/doc/10/13549/310/img18.jpg

Домашнее задание

 Тема: «Взаимодействие лекарственных средств с пищей»

Работа с учебной литературой, конспектом лекций

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовить сообщение на тему « Взаимодействие лекарственных средств с пищей»

Список используемой литературы

- Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина , И.И. Тарновская. –М.: ГЭОТАР – Медиа.

- Мухина С.А. Практическое руководство к предмету « Основы сестринского дела» : учеб. пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013.

- М.Д. Гаевый,  Л. М. Гаевая, В.С. Фармакология с рецептурой, Кнорус - Москва, 2016 г.

- С.А. Крыжановский Клиничкская фармакология. ACADEMA, 2015 г,400сС.А. Крыжановский. Тесты и ситуационные задачи по курсу «Клиническая фармакология»

- Морозова Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся «Сестринское дело» / Г.И. Морозова. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2013.

 Интернет-ресурсы:

https://studfiles.net/preview/2282253/page:26/

http://www. phoenixrostov .ruhttp://www. biophage.ru/pharmacology/form/

https://eda.wikireading.ru/115110

https://www.u-mama.ru/read/health/2812.html

https://fs01.infourok.ru/images/doc/10/13549/640/img18.jpg

Приложения

      Приложение А

Непрямые антикоагулянты

 Первый антикоагулянт был получен в XX веке в США, когда обнаружилось новое заболевание коров, провоцирующее обильные кровотечения. Когда была выяснена причина патологического состояния, оказалось, что на организм животных действует зараженный плесенью клевер, находящийся в корме. Из этого сырья был синтезирован первый препарат антиагрегантного непрямого действия – «Дикумарол». На сегодняшний день перечень средств, являющихся аналогами, составляет более ста наименований. Все эти препараты – непрямые антикоагулянты. Механизм действия группы медикаментов основан на торможении действия витамина К. Существуют факторы свертывания, которые зависят от этого витамина. Непрямые антикоагулянты препятствуют активации протеинов свертывания и витаминозависимых кофакторов. Бесконтрольное использование подобных препаратов запрещено, поскольку увеличивается риск геморрагических осложнений.

https://bigslide.ru/images/50/49868/831/img94.jpg

https://bigslide.ru/images/50/49868/831/img94.jpg

Приложение Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО БИНАРНОГО УРОКА «Русский язык и культура речи», ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Тема: «Официально-деловой с

      Изучение курса «Русский язык и культура речи» необходимо на первом году обучения в медицинском колледже, потому что, во-первых, на данном этапе происходит изучение различны...

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» по ПМ 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Раздел МДК 04, 0

Методическая разработка предназначена для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» медицинского отделения и направлено на совершенствование подготовки специалистов среднего звена в условиях реформирования...

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)» МДК 07.01; МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)...

Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Методическая разработка практического занятия по теме  Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...