Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет
методическая разработка

Машталяр Юлия Александровна

 Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки  и рабочей программы профессионального модуля ПМ04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больным» (решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

Она предназначена для организации и проведения теоретического  занятия по МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала при изучении темы: «Стерилизация: понятия и методы».

Данная методическая разработка подготовлена для проведения теоретического занятия продолжительностью 90 минут.

Оно включает в себя

  1. Повторение изученного материала по теме «Способы  контроля качества предстерилизационной очистки» на теоретическом занятии,
  2. Изучение материала по теме «Стерилизация: понятия и методы»,
  3. Закрепление полученных знаний.

Занятие способствует овладению умениями, знаниями,  навыками, которые формируют профессиональные и  общие компетенции, активизации познавательной активности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiches_razrab_steriliz.docx146.93 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала

Тема занятия: Стерилизация: понятия и методы

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки  

Кыштым 2021

Рассмотрено

на заседании ЦМК междисциплинарный курс по специальности Сестринское дело

Протокол №__от «___»____2021

Председ. ЦМК_______________

                     /                            /

Составлено в соответствие с ФГОС СПО

Утверждено

Зам.директора по УВР КФ «ММК»

_____________/И.В.Пасхина /

«____»________2021 г.

Автор:    Машталяр Юлия Александровна, преподаватель специальных дисциплин КФ ГБПОУ «ММК»

Рецензенты:     Позднякова Л.П.- главная медицинская сестра ГБУЗ « ГБ им. А.П. Силаева г. Кыштыма»

Удалова А.Н.- методист КФ ГБПОУ « ММК»

Содержание

Методическое пояснение

3

Мотивация темы

3

Междисциплинарные связи

4

Внутридисциплинарные связи

5

Формируемые ОК и ПК

6

Внеаудиторная работа

7

Список литературы

7

Хронологическая карта занятия

9

Приложения

12

Методическое пояснение

 Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки  и рабочей программы профессионального модуля ПМ04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больным» (решение проблем пациента посредством сестринского ухода).

Она предназначена для организации и проведения теоретического  занятия по МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала при изучении темы: «Стерилизация: понятия и методы».

Данная методическая разработка подготовлена для проведения теоретического занятия продолжительностью 90 минут.

Оно включает в себя

  1. Повторение изученного материала по теме «Способы  контроля качества предстерилизационной очистки» на теоретическом занятии,
  2. Изучение материала по теме «Стерилизация: понятия и методы»,
  3. Закрепление полученных знаний.

Занятие способствует овладению умениями, знаниями,  навыками, которые формируют профессиональные и  общие компетенции, активизации познавательной активности студентов.

Мотивация темы

    Дезинфекция и стерилизация – мощные факторы воздействия внешней среды  на  микроорганизмы. Они применяются в виде комплекса мер асептики и антисептики в различных областях медицины, а также являются важнейшим звеном воздействия на механизм передачи инфекции при организации противоэпидемических мероприятий.

Выбор того или иного способа стерилизации определяется особенностями микрофлоры, а также качественными характеристиками объекта. Кроме того, важно знать, что успех тех или иных антимикробных воздействий (мероприятий) зависит от целого ряда факторов, действующих на микроорганизмы взаимосвязано (комплексно): концентрации, температуры, экспозиции и пр.

Знание общих принципов проведения того или иного вида дезинфекции или стерилизации как методов борьбы с инфекционным началом помогут медсестре профессиональной деятельности правильно сделать выбор   параметров обеззараживания объектов окружающей среды в каждой конкретной ситуации.

Знания и умения, полученные студентами после изучения темы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности медсестры при работе в лечебно-профилактических  учреждениях.

Цели занятия

  • Дидактические:

1 – уровень. Ознакомление с понятиями асептика, антисептика. ОК1-4,ПК1.1,ПК2.2,2.3,2.5

2 – уровень. Повторение изученной темы: «Способы контроля качества предстерилизационной очистки. Формирование знаний по теме: «Стерилизация: понятия и методы». ОК4,ОК6 . ПК 1.3,ПК2.2

  • Развивающие:

развивать

  • логическое мышление; ОК2-4,ПК1
  • способности к системному действию в профессиональной ситуации. ОК1-4,ПК1.1-,1.2,1.4,2.1-2.3,2.5

  • Воспитательные:

воспитывать

  • стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;ОК1,2
  • самостоятельность в решении проблем в области профессиональной деятельности; ПК1.1-,1.2, 2.1-2.3,2.5
  • позитивное взаимодействие и сотрудничество с коллегами.ПК1.2

Место проведения занятия кабинет теоретического обучения.

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП01.Физика

Основы молекулярно-кинетической теории.

Термодинамика

Лучевая энергия

Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения.

ОДП02. Химия

Растворы и концентрации.

Непредельные углеводороды и их производные.

Альдегиды.

ЕН01. Математика

Пропорции и проценты.

Сопутствующие

ОП06. Основы микробиологии и иммунологии

ВБИ

Последующие

ПМ04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

ПМ. 02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессе

ПМ03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

ОП.11  Безопасность  жизнедеятельности.

МДК04.02. Безопасная среда для пациентов и персонала

МДК 04.03

Технология оказания медицинских услуг.

МДК02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

03.02. Медицина катастроф

Понятие об автоклавировании.

Стерилизация растворами химических веществ.

Упаковочный материал Контроль качества стерилизации для стерилизации.

Устройство и функции ЦСО.

Подготовка перевязочного материала для стерилизации.

Все темы модуля.

«Сестринский уход при инородном теле, травмах и ожогах ЛОР-органов, носовом кровотечении, стенозе гортани»

«Сестринский уход при кровотечении»

«Оказание доврачебной медицинской помощи при различных механических травмах»

«Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях»

Внутримодульные и внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела.

МДК 04.02

Безопасная среда для пациента и персонала.

ПТР пациента в поддержании нормальной температуры тела, безопасной окружающей среде.

Предшествующие темы модуля

Последующие

МДК04.02. Безопасная среда для пациентов и персонала

МДК 04.03

Технология оказания медицинских услуг.

Понятие об автоклавировании.

Стерилизация растворами химических веществ.

Упаковочный материал Контроль качества стерилизации для стерилизации.

Устройство и функции ЦСО.

Подготовка перевязочного материала для стерилизации.

Все темы модуля.

Оснащение АРМ учителя, презентация по теме «Стерилизация: понятия и методы», видеофильм « Стерилизация медицинского инструментария», раздаточный материал с заданиями для проверки домашнего задания.

Методы обучения и приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный: 

словесные: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником;

наглядные: демонстрация презентации, видеоролика

2,3 уровень – репродуктивный: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тестов,

Студент должен уметь:

  • Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
  • Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
  • Составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.

Студент должен знать:

  • Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • Принципы санитарно – гигиенического воспитания и образования среди населения;
  • Основы профилактики внутрибольничной инфекции.

Формируемые компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2 .Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК6 .Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

ОК12 .Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности

ПК 1.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

 ПК 1.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 2.1 .Обеспечивать инфекционную безопасность.

 ПК 2.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 2.3. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 2.5 .Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Подготовка кроссворда по теме занятия.

1час

Ознакомиться с материалами по теме.

Составить кроссворд.

Сдать  преподавателю

Организация самостоятельной работы, активизация познавательной деятельности.

Литература

Основная:

  1. Теория и практика сестринского дела : учебник / Т. П. Обуховец. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 377 с. — (Среднее медицинское образование).

Дополнительная:

  1. Теоретические основы сестринского дела: учебник/Мухина С.А., Тарновская И.И.- Москва :ГЭОТАР-Медиа,2019
  2. Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии/ Л.И.Кулешова, Е.В. Пустоветова: под редакцией  В.В. Морозова .-Изд.4-е – Ростов н/д: Феникс ,2019.
  3. Рабочая тетрадь по «Основам сестринского дела»/ под ред. И.А.Турапиной. -СПб,: Политехника,2018.

Интернет –ресурсы:

  1. Инфоурок https://infourok.ru/ 

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этап

Время

Содержание

Цель

Реализация

ОК и ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационный момент:

Цели и план занятия

5 мин.

.

 Приветствует студентов, обращает на их внешний вид, на санитарное состояние учебной комнаты.

Отмечает отсутствующих.  

Раздает методические пособия.

Сообщает тему, цели и план занятия.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, слушают преподавателя.

Записывают в тетрадь дату, тему, цель и план занятия.

Организация учебной деятельности на практическом занятии.

Создание рабочей обстановки;

активизация внимания студентов;

формирование познавательного интереса  к занятию.

ОК 12

ПК 2.2,2.5

ОК 1,8

ПК 2.5

Актуализация опорных знаний.

20мин

Проводит контроль исходного уровня знаний:

Раздает тесты, дает методические указания

Отвечают на вопросы. Осуществляют

самоконтроль.

Воспроизведение ранее изученного материала;

выявление уровня самостоятельного мышления.

ОК1-3

ПК1,1,ПК1.2,

ПК2.5

Приложение №1,2

Формирование новых знаний и умений

50мин

Рассказывает по

плану с опорой на презентацию.

План

  • Понятия асептика, антисептика, стерилизация.
  • Цели стерилизации
  • Этапы стерилизации
  • Методы стерилизации их преимущества и недостатки.
  • Принципы обеспечения стерильности.

Отвечает на вопросы студентов.

 Показ видео стерилизация ИМТ.

Студенты внимательно слушают и конспектируют лекцию. Задают вопросы

Смотрят .Задают вопросы.

Активизация познавательного интереса к предстоящей работе. Определение уровня профессионального мышления. Проверить понимание студентами учебного материала.    Воспитания ответственного отношения к работе.

ОК 1,2,3,6,8. ОК 12

 

ПК1.1-1.2,ПК2.1-2.3,2.5

Приложение 3

Презентация 1

Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала

8мин

Устно ответить на вопросы:                             Что такое асептика, антисептика, стерилизация?                                    Для чего она нужна? Назовите методы стерилизации. Назовите преимущества термического метода стерилизации.

Студенты устно отвечают на вопросы преподавателя. Задают интересующие вопросы.

Проверить уровень усвоения  пройденного  материала.

ОК1-3

ОК 4, ОК 8

Рефлексия

Подведение итогов занятия

5мин

Закончить предложения Сегодня на уроке я узнал новое….

В результате я узнал и научился

Мне стало понятно…

Я не  понял, у меня не получилось

Преподаватель подводит итоги занятия. Отражает положительные моменты в деятельности студентов. Делает акцент на студентах активно участвующих в решении проблем. Отмечает часто допускаемые ошибки.

Выставляет оценки студентам, мотивируя их, указывая сильные и слабые места в усвоении материала темы. Оценка за занятие складывается:

  • Исходный контроль
  • Активность студента на занятии
  • Оценка текущего контроля знаний

Проводят внутреннюю самооценку своего понимания нового учебного материала, делают соответствующие выводы

Оценивание  обучающихся по итогам занятия

ОК1-3

ОК 4, ОК 8

Задание к следующему занятию

2мин.

Т. П. Обуховец, О. В. Чернова «Основы сестринского дела», 2018

стр.323-325.

 Задание для самостоятельной работы: составить кроссворд по теме занятия. (Не менее 12заданий)

Слушают преподавателя.

Записывают задание на дом.

 Формирование навыка самостоятельной домашней работы, понимания необходимости  систематического выполнения домашнего задания для прочного усвоения материала.

ОК 4, ОК 8

Приложение 1

Задание 1.Дайте определения понятиям

ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА -_____________________________________________________________________________

ПОЛУКРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ _____________________________________________________________________________

КРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ _____________________________________________________________________________

Задание 2. Предстерилизационная очистка

Заполните таблицу:

Этап

Этапы проведения

Порядок проведения

1

Погрузить инструмент в моющий

раствор

Полное погружение в разобранном

виде

2

………………………………………….…

Машинным или ручным способами

3

Промыть под проточной водой

……………...……………………………

4

…………………………………………….

Освобождение от солей,

содержащихся в водопроводной воде

5

Высушить горячим способом

…………………………………………...

Задание 3. Контроль качества предстерилизационной очистки

Найдите соответствие:

Название проб

Цель применения:

Положительная реакция:

  1. фенолфталеиновая

а) наличие скрытой крови

а) розово – сиреневое окрашивание

  1. азопирамовая

б) наличие остатков моющих средств

б) розово - малиновое окрашивание

Ответ:

1.        

2.         

Задание 4. Заполните схему «Компоненты азопирамовой пробы»

Приложение 2

Эталон ответов.

Задание1.

Предстерилизационная очистка (ПСО) - этапы обработки, обеспечивающий полное освобождение поверхностей изделий от остатков биологических материалов, а также от химических агентов, в том числе химических дезинфектантов.

«Полукритические» предметы – предметы, контактирующие с неповрежденными слизистыми оболочками и кожей, которые не должны содержать на своей поверхности никаких микроорганизмов, не считая спор бактерий.

 «Критические» предметы – предметы, проникающие через покровы в ткани организма, которые в случае их контаминации любыми микроорганизмами, в том числе спорами бактерий, обусловливают высокую степень риска заражения больных.

Задание 2.

Этап

Этапы проведения

Порядок проведения

1

Погрузить инструмент в моющий

раствор

Полное погружение в разобранном

виде

2

Провести механическую очистку в

растворе

Машинным или ручным способами

3

Промыть под проточной водой

Освобождение от остатков

дезинфектанта и моющих компонентов

4

Ополоснуть дистиллированной водой

Освобождение от солей,

содержащихся в водопроводной воде

5

Высушить горячим способом

В сушильных или сухожаровых

шкафах при температуре 80-850 С до полного испарения влаги.

Задание 3

  1. фенолфталеиновая – б - б

  2. азопирамовая – а -а

Задание 4.

Приложение 3

Лекционный материал

Антисептика – это различные способы обеззараживания объектов (ран, предметов), в том числе воздействие на инфекцию в организме больного посредством применения убивающих микробы химических веществ. Меры антисептики направлены в основном на уничтожение источника инфекции. Недостаток этого метода заключается во вредном воздействии химических веществ на организм, поэтому в настоящее время наиболее широко используются методы асептики.

Асептика – предупреждение заражения микроорганизмами какого-либо объекта путём обеззараживания всех окружающих предметов, соприкасающихся с ним. Наиболее широко асептика применяется в хирургии и связанных с ней медицинских специальностях, а также в бактериологической лаборатории. Методы асептики препятствуют распространению инфекции путём  обеззараживания факторов передачи инфекции.

 Стерилизация – полное уничтожение всех  микроорганизмов и их спор  в каком-либо объекте. Выбор того или иного способа  стерилизации определяется качеством и свойствами микрофлоры, а также качественными характеристиками объекта.

Целями стерилизации являются:

1) предупреждение заноса микроорганизмов в организм человека при медицинских вмешательствах;

2) создание и поддержание безмикробной (гнотобиотической) среды;

3) исключение микробной контаминации питательных сред и культур клеток при микробиологических и иммунологических исследованиях;

4) предупреждение микробной биодеградации материалов, в том числе лекарственных и диагностических.

В медицинской практике стерилизации подвергают: лекарственные и диагностические препараты, вводимые в организм человека; перевязочный и шовный материал, шприцы и инъекционные иглы, инструментарий, бельё, предметы ухода за больными; питательные среды, лабораторную посуду; при создании безмикробной зоны - воздух помещения, оборудование и все остальные объекты зоны (боксы, кюветы и др.).

Процесс стерилизации состоит из следующих технологических этапов:

1) дезинфекция (в случае микробной контаминации материала);

2) предстерилизационная очистка;

3) контроль качества предстерилизационной очистки;

4) сборка, группировка и размещение материалов в контейнере и стерилизаторе;

5) собственно стерилизация;

6) сушка (при влажных методах стерилизации);

7) контроль качества стерилизации;

8) хранение стерилизованных материалов.

Стерилизацию ИМН осуществляют различными методами, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования, разрешенные к применению в ЛПО в установленном в Российской Федерации порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека (Схема 1 и таблица 1 ).

Схема 1. Методы стерилизации 

Таблица 1.       Методы стерилизации, разрешенные к применению в МО

Тип метода

Метод

Стерилизующий агент

Физический

(термический)

Паровой

Водяной насыщенный пар под давлением

Воздушный

Сухой горячий воздух

Инфракрасный

Инфракрасное излучение

Гласперленовый

Среда нагретых стеклянных шариков

Химический

Газовый:

формальдегидный

этиленоксидный

озоновый

Пары раствора формальдегида в этиловом спирте

Окись этилена (ОЭ)

Озон

Плазменный

Пары перекиси водорода в сочетании с их низко-температурной плазмой

Жидкостный

Растворы химических средств  -альдегит,- кислород, - хлорсодержащие, проявляющих спороцидное действие

  Физические методы: паровой, воздушный, радиационный (лучевой – гамма-лучи и бетта-излучение), ультразвуковой, лучистой энергией оптического диапазона (инфракрасное излучение, видимое и ультрафиолетовое), плазменный (холодная плазма, возникающая в парах пероксида водорода в электромагнитном поле СВЧ), гласперленовый (использование нагретых стеклянных шариков).

Химические методы: применение растворов химических веществ, обладающих широким антимикробным спектром, и газов.

Ни один из этих методов не является универсальным, каждый из них обладает определенными преимуществами и недостатками.

Паровой метод (автоклавирование) обеспечивается паровыми стерилизаторами  различных габаритов с разной степенью автоматизации.                  

Для лечебных организаций рекомендуется два режима стерилизации.

1-й режим: температура – 1320С, давление – 2 атм., время – 20'.

Первый режим (основной) предназначен для стерилизации изделий из бязи, марли (перевязочного материала, белья и т.д.), стекла, изделий из коррозионностойкого металла.

2-й режим: температура – 1200С, давление – 1,1 атм., время – 45'.

Второй режим (щадящий) рекомендуется для изделий из тонкой резины, латекса и отдельных видов полимеров (полиэтилен высокой плотности).

Все изделия, стерилизуемые паром под давлением, предварительно помещают в специальную упаковку – стерилизационные коробки (биксы или контейнеры) с фильтром или без фильтров (рис. 7), упаковки из двухслойной х/б ткани или крафт-пакеты и маркируют. Чтобы пар хорошо проникал в различные точки стерилизационной камеры, важно соблюдать нормы загрузки как стерилизатора, так и биксов. Сроки сохранения стерильности зависят от упаковки. Биксы без фильтра хранятся 3 суток, с фильтром – 20 суток. Упаковки из двухслойной х/б ткани или крафт-пакеты хранятся до 3 суток в стерильных условиях.

         Преимущества метода: благодаря стерилизации изделий в упаковке уменьшается возможность повторного обсеменения микроорганизмами            (реконтаминации) простерилизованных изделий в процессе транспортировки. Метод надежен, нетоксичен, обладает щадящим действием на стерилизуемый материал.                  

Недостатки: увлажнение стерилизуемых изделий, коррозия металлических изделий, что ухудшает условия хранения и увеличивает возможность повторного обсеменения при хранении.

Работать с этой стерилизующей аппаратурой имеют право только медицинские работники, прошедшие специальный курс обучения и имеющие соответствующий документ.

Воздушный метод (СЖШ) стерилизации рекомендуется для изделий из металла и стекла. Стерилизации подвергаются сухие изделия в упаковках из бумаги мешочной непропитанной, бумаги мешочной влагопрочной, бумаги для упаковывания продукции на автоматах марки «Е» или без упаковки (в открытых емкостях). Изделия, простерилизованные в бумаге, могут храниться              3 суток; изделия, простерилизованные без бумаги, должны быть использованы непосредственно после стерилизации. Чаще используют два режима стерилизации:

1-й режим: температура – 1800С,  время – 60';

2-й режим: температура – 1600С, время – 150'.

Эффективность этого метода стерилизации обеспечивается равномерным проникновением горячего воздуха к стерилизуемым изделиям, которое достигается принудительной вентиляцией воздуха в камере и соблюдением норм загрузки.

Преимущества: при стерилизации воздушным методом не происходит увлажнения изделий и упаковки, что исключает коррозию металлов и ведет к снижению риска реконтаминации при хранении.

Недостатки: медленное и неравномерное прогревание изделий, необходимость использования более высоких температур, невозможность стерилизации изделий из резины и полимеров, а также возможность реконтаминации при транспортировке изделий.

И паровой, и воздушный методы стерилизации являются экологически чистыми.  

Порядок работы на воздушных стерилизаторах (сухожаровые шкафы)

  1. Загрузка производится в холодный стерилизатор.
  2. Нагревание.
  3. Стерилизация: отсчет времени стерилизации начинают от достижения нужной температуры стерилизации до истечения срока экспозиции.
  4. Охлаждение до 40-500С.
  5. Выемка изделий.

Плазменный метод пока не получил широкого распространения ввиду отсутствия выпуска таких стерилизаторов и расходных материалов к ним  отечественной промышленностью. Однако метод дает обнадеживающие результаты благодаря:

  • малой экспозиции стерилизации;
  • полному отсутствию вредности;
  • гарантированному качеству стерилизации, т.к. проводится в специальном аппарате с системой автоматического программного управления, с постоянным контролем соблюдения критических параметров стерилизации и блокировкой от ошибок, автоматическим документированием процесса стерилизации. Стерилизаторы серии «Sterrad» (компания «Джонсон и Джонсон» США) удовлетворяют всем этим требованиям; однако их широкое внедрение тормозится высокими ценами, недоступными широкому здравоохранению.

Стерилизация инфракрасным излучением  новый метод стерилизации – импульсный термодинамический на основе ИК-излучения от источника – светоизлучающей лампы с мощными кратковременными импульсами. При лучистом теплообмене время стерилизации составляет от 1 до 12 минут, а фаза выхода на режим – менее 15 секунд. Лучистый способ идеален для высокотемпературной  импульсной стерилизации металлических инструментов, обеспечивает максимальную сохранность свойств режущего инструмента, прост в обращении и обслуживании. Стерилизация инструментов проводится в открытом виде, в автоматическом режиме. При нарушении заданных параметров срабатывает световая и звуковая сигнализация. Учитывая стерилизацию изделий без упаковки, стерилизатор может быть приближен к месту использования инструментов, что делает его незаменимым при отсутствии оборотных запасов инструментов, при необходимости быстрой стерилизации в условиях многократного их использования, отсутствия специальных условий длительного хранения, при невозможности сдачи инструментов в ЦСО.

Гласперленовый метод  (Glas - стекло, Perle - бисеринка, нем.). Для эндодонтических инструментов, некрупных изделий применима технология стерилизации, при которой инструмент погружают в среду, состоящую из гладких мелких стеклянных шариков, по размерам сопоставимых с бисером или крупным песком. Суть технологии - в резком повышении теплопроводности среды. У стекла этот показатель в сорок раз выше, чем у воздуха. Соответственно возрастает и скорость передачи тепла от шариков к инструменту сравнительно с нагревом в автоклаве или сухожаровом шкафу. Как теплоноситель в стерилизационной камере стеклянные шарики имеют ряд несомненных достоинств. Они гладки, не имеют пор, хорошо промываются. Прозрачность стекла допускает визуальное наблюдение за термообработкой. Процедура длится 15-20 секунд. Кратковременная термообработка меньше сказывается на режущих свойствах инструмента, продлевает его работоспособность .стерилизация ИМН проводится в гласперленовых стерилизаторах при температуре 190-2400С. Целиком простерилизовать в них можно лишь мелкие, полностью размещающиеся  в среде нагретых стеклянных шариков цельнометаллические изделия в неупакованном виде. Кроме того, производителями зарубежных гласперленовых стерилизаторов указывается неоправданно короткое время выдержки – 5-15 секунд. Стерилизация более крупных инструментов не обеспечивается даже за 3 минуты. Химические и бактериологические средства контроля работы этих стерилизаторов отсутствуют.

Химический метод (растворы химических веществ). В последние годы значительно расширена номенклатура химических средств в виде растворов. Для стерилизации, осуществляемой за относительно короткое время (60-75'), в РФ рекомендованы кислород- и хлорсодержащие средства, в большинстве случаев эффективные при комнатной температуре, либо альдегидсодержащие средства, время выдержки в которых сокращено за счет повышения температуры до 40-500С.

Представляют интерес такие технологии, как проведение стерилизации с использованием электрохимических активированных растворов (анолитов). Преимущества метода заключаются в возможности получать раствор непосредственно в МО из питьевой воды и поваренной соли. Недостатком этих средств является их повреждающее действие на изделия из коррозионнонестойких металлов.

 Из кислородсодержащих чаще всего используется 6% раствор перекиси водорода, обладающий выраженным обеспложивающим свойством. Для стерилизации применяют способ полного погружения в раствор изделий из полимеров, резины, стекла и коррозионно-стойких металлов; экспозиция – 360' при 180С. По окончании срока экспозиции изделия промывают двукратно стерильной дистиллированной водой и переносят в стерильные контейнеры, например, стерилизационные коробки, выстланные стерильной простыней (полотенцем), и плотно закрывают (срок стерильности – 3 суток) или выкладывают на стерильный инструментальный стол для использования в течение 6 часов.

Преимущества: повсеместная доступность и легкость исполнения.              

Недостатки: стерилизация без упаковки, необходимость промывания и, как следствие, возможность реконтаминации.  

Для стерилизации изделий медицинского назначения химическим методом можно использовать растворы других химических веществ, разрешенных к использованию МЗ РФ.

Химический метод (газовый).

Для стерилизации крупногабаритных объектов, предметов из термолабильных и разнородных материалов применяют химическую (холодную, низкотемпературную) стерилизацию. В этом случае предметы помещают в герметические контейнеры, которые заполняют газообразным стерилизующим веществом. Обычно для этой цели используют пары формальдегида (1 мг/л, влажность воздуха - 80-90%, температура выше 20о С, экспозиция 24 часа) или этиленоксида (500-1200 мг/л, влажность - 60-90%, температура выше 20о С - оптимальная 50-60о С, экспозиция 6-24 часа). В связи с взрывоопасностью этиленоксид применяют в смеси с углекислотой. В аппаратах со сниженным или повышенным давлением бактерицидный эффект этих газов усиливается.  Стерилизация ИМН газовым методом с применением окиси этилена и формальдегида в РФ используется крайне мало, поскольку аппараты с указанным принципом действия в России не выпускаются, а зарубежные газовые стерилизаторы стоят дорого. Кроме того, время стерилизации составляет несколько часов, после чего необходимо удаление с изделий остатков примененного средства. При этом дегазация в ряде случаев требует наличия специальных аэраторов и занимает ощутимое время.

Принципы обеспечения стерильности:

  • К стерильному предмету прикасайтесь только другим стерильным предметом, чтобы избежать реконтаминации.
  • Держите стерильные предметы всегда на уровне выше пояса.
  • Считайте предмет загрязненным, если вы не уверенны в его стерильности.
  • Пограничную зону вокруг стерильного поля шириной около 2,5 см считают потенциально инфицированной
  • Не допускайте увлажнения салфеток над стерильной поверхностью; влага - входные ворота для инфекции.
  • Контакт стерильного и нестерильного предметов исключает работу в стерильном пространстве.

Приложение 4

Эталон ответов устного опроса

1. Что такое асептика, антисептика, стерилизация?                                

Антисептика – это различные способы обеззараживания объектов (ран, предметов), в том числе воздействие на инфекцию в организме больного посредством применения убивающих микробы химических веществ. Меры антисептики направлены в основном на уничтожение источника инфекции. Недостаток этого метода заключается во вредном воздействии химических веществ на организм, поэтому в настоящее время наиболее широко используются методы асептики.

Асептика – предупреждение заражения микроорганизмами какого-либо объекта путём обеззараживания всех окружающих предметов, соприкасающихся с ним. Наиболее широко асептика применяется в хирургии и связанных с ней медицинских специальностях, а также в бактериологической лаборатории. Методы асептики препятствуют распространению инфекции путём  обеззараживания факторов передачи инфекции.

 Стерилизация – полное уничтожение всех  микроорганизмов и их спор  в каком-либо объекте. Выбор того или иного способа  стерилизации определяется качеством и свойствами микрофлоры, а также качественными характеристиками объекта. 

2.Для чего она нужна?

Целями стерилизации являются:

1) предупреждение заноса микроорганизмов в организм человека при медицинских вмешательствах;

2) создание и поддержание безмикробной (гнотобиотической) среды;

3) исключение микробной контаминации питательных сред и культур клеток при микробиологических и иммунологических исследованиях;

4) предупреждение микробной биодеградации материалов, в том числе лекарственных и диагностических.

В медицинской практике стерилизации подвергают: лекарственные и диагностические препараты, вводимые в организм человека; перевязочный и шовный материал, шприцы и инъекционные иглы, инструментарий, бельё, предметы ухода за больными; питательные среды, лабораторную посуду; при создании безмикробной зоны - воздух помещения, оборудование и все остальные объекты зоны (боксы, кюветы и др.).

3.Назовите методы стерилизации.

Физические методы: паровой, воздушный, радиационный (лучевой – гамма-лучи и бетта-излучение), ультразвуковой, лучистой энергией оптического диапазона (инфракрасное излучение, видимое и ультрафиолетовое), плазменный (холодная плазма, возникающая в парах пероксида водорода в электромагнитном поле СВЧ), гласперленовый (использование нагретых стеклянных шариков).

Химические методы: применение растворов химических веществ, обладающих широким антимикробным спектром, и газов.

4.Назовите преимущества термического метода стерилизации.

 Паровой: метод надежен, нетоксичен, обладает щадящим действием на стерилизуемый материал.  

Воздушный:     не происходит увлажнения изделий и упаковки, что исключает коррозию металлов и ведет к снижению риска реконтаминации при хранении.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "Искусственное питание" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия по теме «Искусственное питание» предназначена для работы преподавателя с обучающимися, осваивающими профессиональный модуль ПМ.04./07. Выполнение работ по...

Рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выпо...

Учебно - методический комплекс по ПМ.04 Выполнение работ по профессии "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" для специальности 34.02.01. Сестринское дело

УМК  является обязательной и неотъемлемой частью учебного процесса. Он содержит в себе примерную рабочую пограмму, действующую рабочую программу, контрольно - оценочные средства, календарно - тем...

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)» МДК 07.01; МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Организация ухода за стомами»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и рабочей програ...

Методическая разработка практического занятия по ПМ 04. Выполнение работ по рабочей профессии: младшая медицинская сестра по уходу за больными

Тема: "Выполнение манипуляций по оказанию помощи при обструкции дыхательных путей младенцу, ребенку, взрослому, беременной женщине"...

Конспект теоретического материала ПМ 07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК 07.01 Участие медицинской сестры в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно- диагностического процесса

Конспект теоретического материала по ПМ 07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными раздел 1. Организация безопасной окружающей среды для участников лечебно- диагн...