Методическая разработка практического занятия "Искусственное питание" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
методическая разработка на тему

Тельнова Анна Георгиевна

Методическая разработка практического занятия по теме «Искусственное питание» предназначена для работы преподавателя с обучающимися, осваивающими профессиональный модуль ПМ.04./07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.04.03/07.03.  Технология оказания медицинских услуг по специальностям 31.02.01. Лечебное дело и 34.02.01. Сестринское дело.Уход за тяжелобольными пациентами требует от медицинской сестры огромного терпения, умения и милосердия. Такие пациенты очень ранимые, часто бывают капризными в своих желаниях, нетер­пеливыми. Все эти изменения зависят не от самого пациента, а свя­заны с влиянием болезни на психику пациента, его поведение. Не­обходимо расценивать это как симптомы тяжелого заболевания. Для больного человека еда и питье приобретают особое важное значение, часто определяющее либо выздоровление, либо прогрессирование болезни. Например, согласно последние исследовательским работам, проведенным специалистами сестринского дела в Англии, больные, недополучающие жидкость, страдают бессонницей, а их раны заживают значительно дольше, чем у других больных. Неполноценное питание в несколько раз повышает риск развития пролежней, замедляет выздоровление, способствует прогрессированию основного заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл искусственное питание59.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Люберецкий медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по теме:

«Искусственное питание».

(для преподавателя)

Профессиональный модуль ПМ.04( 07). Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03/07.03. Технология оказания медицинских услуг

Специальность:34.02.01.  Сестринское дело

Специальность:31.02.01.   Лечебное дело

Курс: 2

Форма обучения: очная

Продолжительность:90 минут

Преподаватель: Тельнова А.Г.

Люберцы 2015

Методическая разработка практического занятия «Искусственное питание» по ПМ.04. /ПМ.07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.03. /07.03 Технологии оказания медицинских услуг разработана на основе требований ФГОС для специальности 34.02.01. Сестринское дело и 31.02.01. Лечебное дело.

Разработчик: Тельнова А.Г., преподаватель профессиональных модулей, первой квалификационной категории.

РАССМОТРЕНА                                                                                  УТВЕРЖДЕНА

Предметной (цикловой)                                                 Зам. директора  по учебно-

комиссией  профессиональных                                       производственной работе

дисциплин                                                                        

Председатель ЦМК                                                

_____________  С.В.Иванова                                          _________________Е.А.Сивцова                                                                                                                                                 «__»__________2015г.                                                            «   »__________2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЭТАП ЗАНЯТИЯ

СТР

Пояснительная записка

4

Мотивация

5

Технологическая карта занятия

6

Задание №1

13

Задание №2

14

Задание №3

15

Задание №4

16

Приложение 1

17

Приложение 2

25

Приложение 3

32

Приложение 4

38

Домашнее задание

39

Пояснительная записка.

Методическая разработка практического занятия по теме «Искусственное питание» предназначена для работы преподавателя с обучающимися, осваивающими профессиональный модуль ПМ.04./07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.04.03/07.03.  Технология оказания медицинских услуг по специальностям 31.02.01. Лечебное дело и 34.02.01. Сестринское дело.

             Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общих компетенций, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

            Методическая разработка включает в себя информационный блок, задания для контроля исходных знаний обучающихся, задания для получения профессиональных навыков и задания для закрепления полученных знаний и умений. Пособие содержит междисциплинарные связи, мотивацию обучающихся, домашнее задание.  Все задания сопровождаются подробной инструкцией, эталонами ответов и критериями оценки.

      Для достижения поставленных целей используются различные образовательные технологии. Для освоения практических навыков в этом модуле на занятиях используются элементы групповой технологии и методы программированного обучения. Для входного и выходного контроля знаний на занятии используется элементы технологии уровневой дифференциации в форме индивидуального опроса и выполнения тестовых заданий различного уровня сложности.

МОТИВАЦИЯ

В процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Даже в состоянии покоя, лежа в расслабленной позе, человек работает – у него сокращается сердце, происходят дыхательные движения, осуществляется обмен веществ.

     Восполнение организмом энергетических затрат, связанных с выполнением работы, происходит за счет питания, т. е. поступления и использования пищи. Очень важно обеспечить поступление в организм необходимых питательных веществ в оптимальном количестве и в нужное время. Питание через рот при некоторых заболеваниях бывает невозможно или недостаточно, тогда приходится прибегать к искусственному питанию, при котором пищу и питательные вещества вводят через зонд, фистулу, через прямую кишку и парентерально – подкожно и внутривенно.

Уход за тяжелобольными пациентами требует от медицинской сестры огромного терпения, умения и милосердия. Такие пациенты очень ранимые, часто бывают капризными в своих желаниях, нетерпеливыми. Все эти изменения зависят не от самого пациента, а связаны с влиянием болезни на психику пациента, его поведение. Необходимо расценивать это как симптомы тяжелого заболевания. Для больного человека еда и питье приобретают особое важное значение, часто определяющее либо выздоровление, либо прогрессирование болезни. Например, согласно последние исследовательским работам, проведенным специалистами сестринского дела в Англии, больные, недополучающие жидкость, страдают бессонницей, а их раны заживают значительно дольше, чем у других больных. Неполноценное питание в несколько раз повышает риск развития пролежней, замедляет выздоровление, способствует прогрессированию основного заболевания.

Технологическая карта занятия

ПМ.04./07.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03./04.07. «Технологии оказания медицинских услуг»

1. Тема:  «Искусственное питание»

2. Занятие № 78        

3. Тип и вид занятия: закрепление знаний и форм деятельности /практическое

4.  Время 90 мин.

5. Место проведения: учебный кабинет «Технологии выполнения медицинских услуг»

6. Курс 1 по специальности 31.02.01. Лечебное дело, курс 2 по специальности 34.02.01. Сестринское дело

7. Цели занятия:

В процессе занятия должны быть сформированы элементы следующих  компетенций :

ПК 1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

ПК 2. Соблюдать принципы профессиональной этики;

ПК 5. Оформлять медицинскую документацию;

ПК 6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;

ПК 7. Обеспечивать инфекционную безопасность;

ПК 8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала;

ПК 11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 2. Организовывать  собственную  деятельность,  выбирать типовые методы    и    способы    выполнения    профессиональных    задач, оценивать их выполнение и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

Обучающая цель:

Студент должен знать:

- виды искусственного питания, показания к его применению;

- основные питательные растворы;

-        способы реализации сестринского ухода;

  • технологии выполнения медицинских услуг;
  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;
  • основы профилактики внутрибольничной инфекции

Студент должен уметь:

-  осуществить искусственное питание на фантоме;

-        собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

  • определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
  • оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;
  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

Ресурсы:

  • Методические:

        - учебно-методическая разработка;

        - мультимедийная презентация;

  • ТСО:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран

  • Инструментарий и оборудование:

шприц  Жанэ (лучше одноразовый),  зонд назогастральный, зажим, лотоки, полотенце, салфетки, чистые перчатки, фонендоскоп,   воронка объёмом 200 мл,     питательная     смесь    (t=38-40`С) V= 500-800мл,  вода  кипяченая 100 мл, физиологический раствор(глицерин), паста Лассара(мазь, гель для обработки стом), пластрырь, мешок для грязного белья, ёмкости с дезинфектантами, мешки для сбора отходов класса Б.

Литература:

Основная литература:

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И.  Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела": Учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.-412с.
  2. Обуховец Т.П., Чернова О.В.  Основы сестринского дела// под редакцией Кабарухина Б.В.: Учебное пособие. – изд. 16-ое .-Ростов н/Д Феникс, 2011.- 766с.
  3. Коллектив авторов. «Сестринское дело. Практикум», учебное пособие. Раменское, 2014. – 139с.

Дополнительная литература:

  1. Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела: практикум» - Изд. 13-е, стер.-Ростов н/Д: Феникс, 2013.- 603 с.: - (Медицина для вас).
  2. Самусев Р.П. Анатомия  человека: Учебник \\(Учеб. лит. Среднего профессионального образования) - М: АСТ, 2014 – 576 с.
  3. Интернет ресурсы: Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] ,режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/2815

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

МДК.04.03.Технологии выполнения медицинских услуг

Тема: «Оксигенотерапия»

Обеспечивающие

Обеспечиваемые

ОП.02.Психология

ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий.

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение

ОП.03. Анатомия и физиология человека

ПМ.02.Участие в лечебно-диагностических процессах

ОП.07 Основы латинского языка с медицинской терминологией

№ п/п

Этап занятия

Время, мин

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Наглядные пособия, раздаточный материал

1.

Организацион

ный момент

3

Контролирует внешний  вид обучающихся, готовность к занятию; оформляет журнал учебных занятий; проводит инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия

Готовятся к занятию

2.

Целеполагание

3

Сообщает студентам тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия. Настраиваются на учебную деятельность по приобретению новых знаний и умений.

Мультимедийная презентация к занятию, методическая разработка занятия

3.

Мотивация учебной деятельности

4

Раскрывает важность и значимость темы, мотивирует студентов на восприятие новой информации, на активную деятельность.

Слушают преподавателя, настраиваются на восприятие нового материала

Методическая разработка, мультимедийная презентация к занятию

4.

Актуализация опорных знаний

15

Проверяет  исходный уровень знаний (проводит фронтальный опрос)

Контролирует  и оценивает выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

Отвечают устно на поставленные преподавателем вопросы, обсуждают их, корректируют и дополняют ответы. Заполняют оценочный лист.

Представляю преподавателю выполненную внеаудиторную самостоятельную работу. Заполняют оценочный лист

Задание  1, приложение 1 методической разработки,  мультимедийная презентация к занятию

Задание 2 методической разработки занятия

5.

Освоение практических умений

45

Совместно с обучающимися повторяет алгоритмы искусственного питания пациента.

Демонстрирует их  выполнение.

Контролирует и оценивает отработку практических навыков студентами

Внимательно слушают преподавателя. Смотрят демонстрацию алгоритмов. Отрабатывают алгоритмы манипуляций и сдают их на оценку.

Заполняют оценочный лист.

задание 3 , приложение 2 методической разработки, мультимедийная презентация к занятию

оснащение для выполнения манипуляций согласно алгоритмам.

6.

Закрепление изученного материала

10

Предлагает студентам выполнить задания тестового контроля (по вариантам).

Внимательно читают инструкцию к заданию №4. Выполняют тестовый контроль. Проводят взаимоконтроль.

Заполняют оценочный лист

Задание 4, Приложение 3 методической разработки, мультимедийная презентация к занятию  

7.

Рефлексия (обобщение и анализ изученного материала)

3

Предлагает каждому студенту оценить степень усвоения изученного материала. Оценивает степень достижения поставленных целей.

Анализируют допущенные ошибки, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

8.

Итоги занятия

4

Выставляет оценки за занятие согласно баллам, в оценочном листе каждого студента.

Подсчитывают баллы в оценочном листе. Проводят взаимоконтроль.

9.

Домашнее задание

3

Называет тему следующего занятия. Раздаёт вопросы для самоподготовки и задание внеаудиторной самостоятельной работы.

Записывают тему следующего занятия.

Раздаточный материал (вопросы для самоподготовки к следующему занятию)

Общее время занятия (мин)

90 мин

ЗАДАНИЕ №1

Контроль базовых знаний

(фронтальный опрос)

Инструкция:

  • Внимательно прослушайте вопрос
  • Сформулируйте и дайте ответ

  1. Дайте определение понятию «лечебное питание».
  2. Что понимают под термином «искусственное питание»?
  3. Виды искусственного питания.
  4. Особенности искусственного питания.
  5. Осложнения искусственного питания
  6. Перечислите основные компоненты пищи
  7. Какие питательные вещества можно ввести с помощью питательной клизмы?
  8. Какие вещества можно ввести парентерально (в/в капельно)?
  9. Какие питательные вещества вводят при помощи зонда, введенного через нос или рот?
  10. Особенности питательных веществ, водимых через гастростому.

Критерии оценки

3 балла

Ответ развернутый, полный

2 балл

Ответ неточный, требует дополнений

1 балл

Для правильного ответа студенту требуются наводящие вопросы

0 баллов

 Ответ неправильный

* если на вопрос ни один обучающийся не может дать правильный ответ, то преподаватель рекомендует обратиться к Приложению 1 и сделать краткую запись правильного ответа.

Эталон ответа (см. Приложение 1)

ЗАДАНИЕ №2

Контроль внеаудиторной самостоятельной работы

К данному занятию Вам было предложено подготовить обучающий материал для пациента (родственников пациента) о препаратах для искусственного питания. Информационный материал может быть представлен в виде учебного пособия (брошюры), памятки.

Примеры препаратов для искусственного питания:

  1. Нутризон
  2. Нутризон-Энергия
  3. Вамин
  4. Аминосол
  5. Аминоспирил
  6. Интралипид
  7. Нутрикомп-стандарт
  8. Нутриэн-Стандарт
  9. Берламин
  10. Нутрикомп-Ликвид-Стандарт

Критерии оценки

  1. Соответствие содержания теме памятки
  2. Направленность текста на определённую аудиторию
  3. Наличие конкретных профилактических советов и рекомендаций
  4. Лаконичность, научность и доступность
  5. Соответствие изобразительного оформления теме и особенностям восприятия целевой аудитории.

2 балла – выполнено 5 критериев оценки

1 балла  - 4 и/или 5 критерии оценки выполнены частично

0 баллов – задание не соответствует требуемым критериям

ЗАДАНИЕ №3

Выполнение алгоритмов манипуляций

Инструкция:

  1. Повторите совместно с преподавателем алгоритм манипуляции (см. приложение 2)
  2. Внимательно посмотрите демонстрацию манипуляции преподавателем (возможна демонстрация видеоматериала)
  3. Самостоятельно отработайте манипуляцию на фантоме(статисте)
  4. Выполните манипуляцию на оценку

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ выполнения алгоритма манипуляции

Показатели оценки результатов

Баллы

1.Знает и понимает цель, показания и противопоказания манипуляции

1

2.Демонстрирует навыки общения с пациентом.

1

3.Соблюдает права пациента (получает информированное согласие)

1

4.Осуществляет профилактику ИСМП

1

5.Выполняет алгоритм процедуры

2-1

6.Знает и применяет правила сбора, хранения и утилизации медицинских отходов.

1

7.Знает и применяет виды, методы дезинфекции медицинского оборудования.

1

Всего:

8

8 баллов – «5» отлично

7-6 баллов – «4» хорошо

5 баллов –«3» удовлетворительно

* если ошибка сделана в пунктах 4,6 или 7, то выполнение манипуляции прекращается и результат оценки манипуляции «неудовлетворительный»

ЗАДАНИЕ №4

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Инструкция:

1. Получите вариант тестового задания у преподавателя (приложение 3)

2. Внимательно прочитайте задание.

3. Выполните письменно тестовый контроль.

Критерии оценки

10-9 правильных ответов – «5» баллов

8 правильных ответов -        «4» балла

7 правильных ответов -         «3» балла

6 и менее правильных ответов – 0 баллов

Приложение 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Лечебное питание

Лечебное питание — применение в лечебных или профилактических целях специально составленных рационов питания и режима приема пищи. Лечебное питание назначает врач в виде суточных пищевых рационов — диет.

Диета (греч. diaita — образ жизни, режим питания) — рацион и режим питания больного человека.

Диетотерапия — метод лечения с применением индивидуальной диеты.

Диетология — раздел нутрициологии, изучающий питание человека в норме и при патологических состояниях.

Задача лечебного питания — восстановление нарушенного равновесия в организме во время болезни путем подбора и сочетания продуктов, выбора способа кулинарной обработки.

Основные принципы лечебного питания.

1. Индивидуальный подход к определению рациона питания, режима приема и способа кулинарной обработки с учетом количественного и качественного соответствия характеру болезни, особенностям организма пациента

2. Сбалансированность пищи по составу и физиологически полноценных рационов.

3.   Щажение пищеварительной системы и всего организма в целом.

  • механическое — определенный способ кулинарной обработки пищи (измельчение, протирание, гомогенизация) и ее приготовления;
  • химическое — определенный способ приготовления пищи (отваривание, тушение, на пару) без использования приправ, соусов. Экстрактивные вещества, резко возбуждающие секреторную активность пищеварения, переходят в бульон. Это исключает употребление первых мясных блюд в диетпитании.
  • термическое — соблюдение низких температур в лечебном питании обеспечивает профилактику кровотечений в постоперационном периоде пищеварительного тракта (после тонзилэктомии), при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

4. Принцип тренировки — постепенное расширение строгой диеты — дозированное снятие ограничений вплоть до перехода на рациональное питание.

Искусственное питание является сегодня одним из базисных видов лечения больных в условиях стационара. Практически не существует области медицины, в которой оно бы не применялось. Наиболее актуально применение искусственного питания (или искусственная нутриционная поддержка) для хирургических, гастроэнтерологических, онкологических, нефрологических и гериатрических контингентов больных.

Нутриционная поддержка – комплекс лечебных мероприятий, направленный на выявление и коррекцию нарушений нутриционного статуса организма с использованием методов нутриционной терапии. Это процесс обеспечения организма пищевыми веществами (нутриентами) с помощью методов, отличных от обычного приема пищи.

Существует несколько способов искусственного питания: через зонд, вводимый в желудок; с помощью гастростомы или еюностомы (отверстия, наложенного хирургическим путем в желудке и тощей кишке), а также посредством парентерального введения различных препаратов, минуя желудочно-кишечный тракт. Поскольку при наложении гастростомы или еюностомы для искусственного питания также часто используют зонд, первые два способа нередко объединяют в понятие зондовое, или энтеральное, питание.

Впервые показания для энтерального питания были четко сформулированы A.Wretlind, A.Shenkin (1980):

  1. Энтеральное питание показано, когда пациент не может есть пищу (отсутствие сознания, нарушения глотания и др.).
  2. Энтеральное питание показано, когда пациент не должен есть пищу (острый панкреатит, желудочно-кишечное кровотечение и др.).
  3. Энтеральное питание показано, когда пациент не хочет есть пищу (нервная анорексия, инфекции и др.).
  4. Энтеральное питание показано, когда обычное питание не адекватно потребностям (травмы, ожоги, катаболизм).

   

   Для краткосрочного энтерального питания в сроки до 3 недель обычно используются назогастральный или назоеюнальный доступы. При проведении нутриционной поддержки средней продолжительности (от 3 недель до 1 года) или длительной (более 1 года) принято использовать чрезкожную эндоскопическую гастро-, дуоденостомию или хирургическую гастро- или еюностомию.

   Показания к энтеральному питанию:

      Введение зонда в желудок через нос или через рот для искусственного питании применяют обычно после травмы полости рта (например, при переломах челюстей), при расстройствах глотания после тяжелых черепно-мозговых травм или нарушений мозгового кровообращения, при коматозных (длительных бессознательных) состояниях, при некоторых психических заболеваниях, сопровождающихся отказом от приема пищи.

   Использование искусственного питания с помощью гастростомы необходимо после травм гортани, глотки и пищевода или тяжелых ожогов, после операций на пищеводе, при неоперабельных (неудалимых) опухолях пищевода и глотки.

Противопоказания к энтеральному питанию:

Абсолютные:

  1. Ишемия кишечника. 
  2. Полная кишечная непроходимость (илеус).
  3. Отказ больного или его опекуна от проведения энтерального питания.
  4. Продолжающееся желудочно-кишечное кровотечение.

Относительные:

  1. Частичная обструкция кишечника, парез кишечника)
  2. Тяжелая неукротимая диарея.
  3. Наружные тонкокишечные свищи.
  4. Острый панкреатит и киста поджелудочной железы.

   В качестве зондов для искусственного питания применяют мягкие пластмассовые, резиновые или силиконовые трубки диаметром 3—5 мм, а также специальные зонды, имеющие на конце оливы, облегчающие последующий контроль за положением зонда.

Существует два режима зондового питания:

•прерывистый (фракционный) режим;

• непрерывный (капельный) режим.

Прерывистый (фракционный) режим

Жидкая пища (объемом 500-600 мл на одно кормление) в подогретом виде вводится в назогастральный зонд маленькими порциями (фракционно). Питательная смесь обычно вводится 3-4 раза в день. Консистенция питательной смеси не должна быть плотной. Этот режим имитирует нормальный процесс еды.

Непрерывистый (капельный) режим

Жидкая пища или стерильные питательные растворы вводятся через назогастральный зонд в желудок непрерывно капельно в течение 16 часов ежедневно.

   Для энтерального (зондового) питания можно использовать различные смеси, содержащие бульон, молоко, масло, сырые яйца, соки, гомогенизированные мясные и овощные диетические консервы, а также детские пищевые смеси. Кроме того, в настоящее время для энтерального питания выпускают специальные препараты (белковые, жировые, овсяные, рисовые и другие энпиты), в которых в строго определенных соотношениях подобраны белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

   Введение питательных веществ через зонд или гастростому можно производить фракционно, т.е. отдельными порциями, например 5—6 раз в день; капельным путем медленно, в течение длительного времени, а также с помощью специальных дозаторов, позволяющих автоматически регулировать поступление пищевых смесей.

Правила и рецепты приготовления смесей из натуральных пищевых продуктов для энтерального питания

Каждое блюдо должно быть хорошо протертым с достаточным количеством жидкости. Необходимо соблюдать принцип последовательного введения каждой порции смеси в зонд с внутренним диаметром, достаточным для ее прохождения. Не следует применять для зондового питания произвольный набор продуктов, в котором неизвестны калорийность и количество каждого компонента питания. Это может усугубить признаки белково-энергетической недостаточности со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями.

Отвар кураги
150 или 100 г кураги заливают 600 мл воды и в течение 1 ч нагревают на медленном огне. Затем курагу процеживают, дважды пропускают через мясорубку и тщательно растирают вилкой или миксером с оставшимся отваром. Общее количество полученного отвара кураги – 500 мл.

Мясной бутылочный бульон
800 г нежирного говяжьего мяса нарезают, заливают 4 л воды и в течение 4 ч варят на медленном огне. В конце варки количество бульона должно составлять 2000 мл. Часть бульона используют для разведения отварного мяса, остальное количество – для приготовления каш и пюре.

Отварное мясо
Мясо (половину либо все количество) дважды пропускают через мясорубку и тщательно растирают в 500 мл бульона.
Сметану и яичные желтки взбивают и вливают в охлажденную смесь.

Каша из толокна
30 г толокна размешивают до исчезновения комочков в 50 мл бульона и, помешивая, медленно вливают в 450 мл кипящего бульона. Толокно варят в течение 3–5 мин, непрерывно помешивая. За минуту до окончания варки в кашу следует положить сливочное масло. Обязательно прокипятить!

Каша из манной крупы
Варят обычным способом в 500 мл бульона.

Картофельное пюре
Готовят из 200 г очищенного картофеля в 500 мл мясного бульона.

   Один из способов искусственного энтерального питания — питательная клизма, с помощью которой рекомендовалось, в частности, введение мясных бульонов, сливок и аминокислот, — в настоящее время утратил свое значение. Установлено, что в толстой кишке нет условий для переваривания и всасывания жиров и аминокислот. Что же касается введения воды, физиологического раствора и т.д. (такая необходимость может, например, возникнуть при неукротимой рвоте и резком обезвоживании организма), то такой способ целесообразнее именовать не питательной, а лекарственной клизмой.

   Показания к парентеральному питанию

   В тех случаях, когда с помощью энтерального питания не удается обеспечить организм требуемым количеством питательных веществ, используется парентеральное питание. Необходимость в его применении часто возникает у больных с обширными полостными операциями как в процессе предоперационной подготовки, так и в послеоперационном периоде, а также с сепсисом, обширными ожогами, тяжелой кровопотерей. Парентеральное питание показано также пациентам с выраженными нарушениями процессов переваривания и всасывания в желудочно-кишечном тракте (например, при холере, тяжелом течении дизентерии, тяжелых формах энтерита и энтероколита, болезнях оперированного желудка и т.д.), анорексией (полное отсутствие аппетита), неукротимой рвотой, отказом от приема пищи.

Противопоказания к проведению парентерального питания:

  1. Период шока, гиповолемии, электролитных нарушений.
  2. Возможность адекватного энтерального и перорального питания.
  3. Аллергические реакции на компоненты парентерального питания.
  4. Отказ больного (или его опекуна).
  5. Случаи, в которых ПП не улучшает прогноз заболевания.

   В качестве препаратов для парентерального питания используют донорскую кровь, гидролизаты белков, солевые растворы и растворы глюкозы с микроэлементами и витаминными добавками. Широкое распространение в клинической практике получили в настоящее время хорошо сбалансированные растворы аминокислот (например, вамин, содержащий 14 или 18 аминокислот, аминосол, аминостерил), а также жировые эмульсии, содержащие триглицериды полиненасыщенных жирных кислот (интралипид).

Препараты для парентерального питания чаще всего вводят внутривенно. При необходимости частого и длительного применения производят катетеризацию вен.

НЕОБХОДИМО СТРОГО СОБЛЮДАТЬ СКОРОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРЕПАРАТОВ:

  1. Гидролизин, белковый гидролизат казеина,фибриносол,полиамин в первые 30 минут  вводят со  скоростью 10-20 капель  в минуту, а затем при хорошей переносимости скорость  введения  увеличивают до 40-60 капель в минуту.
  2. Полиамин в первые 30 минут вводят со скоростью 10-20 капель в ми                нуту, а затем 25-35 капель в минуту. Более быстрое введение нецелесообразно, т.к. избыток аминокислот не усваивается и выводится с мочей.
  3. Липофундин S (10% раствор) вводят в первые 10-15 минут со скоростью 15-20 в минуту,а затем постепенно (в течение 30 минут) скорость введения увеличивают до 60 капель в минуту.  Введение 500 мл препарата должно длится примерно 3-5 часов.

        При более быстром  введении белковых  препаратов у пациента могут  возникнуть  ощущение жара, гиперемия лица, затруднение дыхания.

        При необходимости частого и длительного их применения производят катетеризацию вен.

Осложнения искусственного питания:

 • аспирационная пневмония;
• тошнота, рвота, диарея;
• флебиты и тромбозы;
• водная перегрузка;
• гипергликемия;
• гипогликемия и др.

Приложение 2

КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА ЧЕРЕЗ НАЗОГАСТРАЛЬНЫЙ ЗОНД

Цель: кормление пациента

Показания: повреждения и отёк языка, глотки, гортани, пищевода, расстройства речи и глотания, отсутствие сознания, отказ от приёма пищи, при психических заболеваниях.

Оснащение:   шприц  Жанэ (лучше одноразовый),  зонд назогастральный, зажим, лоток, полотенце, салфетки, чистые перчатки, фонендоскоп,   воронка объёмом 200 мл,     питательная     смесь    (t=38-40`С) V= 500-800мл,  вода  кипяченая 100 мл, физиологический раствор(глицерин)

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

1. Подготовка к процедуре:

Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит его впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией: когда и по какому поводу

Установка контакта с пациентом

Объяснить пациенту цель и ход процедуры

Психологическая подготовка к манипуляции

Получить согласие пациента на проведение процедуры

Соблюдение прав пациента

 Подготовить необходимое оснащение

Достижение эффективного проведения процедуры

II. Выполнение процедуры.

Придать пациенту удобное положение для кормления ( положение Фаулера, сидя, лёжа). Прикрыть грудь салфеткой

Обеспечение свободного прохождения зонда. Обеспечение личной гигиены пациента.

Вымыть и осушить руки или обработать их антисептиком. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности

Определить глубину введения зонда(измерить расстояние от губ до мочки уха и вниз по передней брюшной стенке до вершины мечевидного отростка, либо от роста отнять 100см), поставить метку

Обеспечение введения зонда в желудок

Смочить зонд водой или глицерином

Обеспечение свободного продвижения зонда

Ввести зонд через носовой ход на нужную глубину

Обеспечение введения зонда в желудок

Набрать в шприц Жане воздух 30-40 мл и присоединить его к зонду. Ввести воздух в желудок под контролем фонендоскопа(над эпигастральной областью выслушиваются характерные звуки)

Определение местонахождения зонда

Отсоединить шприц от зонда и наложить зажим. Свободный конец зонда положить в лоток.

Предупреждение вытекания содержимого желудка. Обеспечение инфекционной безопасности.

Снять зажим с зонда, присоединить воронку или шприц Жане без поршня и опустить до уровня желудка. Наклонить слегка воронку или шприц Жане и налить пищу, подогретую на водяной бане до температуры 37-380. Постепенно поднимать воронку до тех пор, пока пища не дойдёт до устья воронки.

Предупреждение попадания воздуха в желудок

Опустить воронку да первоначального уровня и повторить ведение следующей порции. Введение нужного объёма проводить дробно, небольшими порциями по 30-50мл, с интервалами между ними 1-3 мин. После введения каждой порции пережимать дистальный конец зонда.

Обеспечение физиологического поступления пищи.

Предупреждение попадания воздуха в желудок

Промыть зонд небольшим объёмом кипячёной воды или физиологическим раствором по окончании кормления

Обеспечение инфекционной безопасности.

Наложить зажим на конец зонда, снять воронку. Обернуть конец зонда стерильной марлевой салфеткой или закрыть заглушкой.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Зафиксировать зонд до следующего кормления

Профилактика выпадения зонда

Осмотреть постельное и нательное бельё пациента на случай замены. Помочь пациенту занять удобное положение.

Обеспечение физического и психологического комфорта

III. Завершение процедуры:

Подвергнуть дезинфекции использованный инструментарий.

Снять перчатки, подвергнуть их дезинфекции и утилизации. Обработать руки

Обеспечение инфекционной безопасности.

Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на неё пациента

Обеспечение преемственности ухода

Экспертная карта оценки выполнения манипуляции

«Кормление пациента через назогастральный зонд»

Ход манипуляции

0

1

2

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры, получить согласие

2. Подготовить оснащение

3. Придать пациенту положение Фаулера, прикрыть его грудь салфеткой

4. Вымыть руки, надеть перчатки

5. Определить расстояние, на которое будет введен зонд (от кончика носа до мочки уха и вниз до эпигастральной области)

6. Смочить конец зонда водой (стерильным глицерином)

7. Слегка запрокинуть голову пациента назад. Ввести зонд через нижний носовой ход на глубину 15-18 см.

8. Наклонить голову пациента вперед, вниз и медленно

продвигать зонд до нужной отметки

9. Убедиться, что зонд в желудке (с помощью шприца Жане аспирировать содержимое желудка или ввести через зонд 30-40 мл. воздуха под контролем фонендоскопа)

10. Наложить зажим, отсоединить шприц Жане, свободный конец зонда положить в лоток

11. Закрепить зонд пластырем

12. Заполнить шприц питательной смесью, подогретой до 37-38 гр.

13. Соединить шприц с зондом, снять зажим, ввести активно медленно питательную смесь.

14. Введение предписанного объема смеси производить дробно, порциями по 20-30 мл., с интервалами 1-3 мин. После введения каждой порции, пережимать дистальный конец зонда, препятствуя его опустошению

15. По окончании кормления промыть зонд физ.раствором (кипяченой водой) в количестве 30 мл.

16. Наложить зажим на конец зонда, отсоединить шприц. Обернуть конец зонда стерильной салфеткой  или закрыть заглушкой. Зафиксировать зонд до следующего кормления

17. Обработать ротовую полость, вытереть лицо пациента, осмотреть постельное белье. Придать пациенту удобное положение

18. Продезинфицировать использованный инструментарий. Снять перчатки, обработать руки

19. Сделать запись в мед. документации о результатах выполнения

20. Перед следующим кормлением нужно: проверить правильность положения зонда, осмотреть кожу и слизистые носовых ходов, проверить качество фиксации зонда

Критерии  оценки: Средний балл = сумма баллов: 20    

2-1,8 – отлично                                                   0 – выполнено неверно

1,79 – 1,6 – хорошо                                             1 – выполнено частично правильно

1,59 – 1,4 – удовлетворительно                         2 – выполнено в соответствии со стандартом

УХОД ЗА НАЗОГАСТРАЛЬНЫМ ЗОНДОМ

Цель: профилактика трофических и инфекционных осложнений.

Оснащение6 Шприц Жане, фонендоскоп, лоток, зажим, физиологический раствор, вазелин, ёмкость для дезинфекции, перчатки, стерильные салфетки, пластырь.

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

1. Подготовка к процедуре:

Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит его впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией: когда и по какому поводу

Установка контакта с пациентом

Выяснить, беспокоит ли пациента зонд и насколько.

Обеспечение адаптации пациента к своему состоянию.

Вымыть и осушить руки или обработать их антисептиком. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности

II. Выполнение процедуры

Осмотреть место введения зонда на предмет признаков раздражения или сдавливания.

Профилактика осложнений

Проверить место расположения зонда: попросить пациента открыть рот, чтобы увидеть зонд в глотке

Обеспечение безопасности пациента

Очистить наружные носовые ходы марлевыми салфетками, смоченными физиологическим раствором. Нанести вазелин на слизистую оболочку, соприкасающуюся с зондом.

Обеспечение проходимости носовых ходов, профилактика высыхания слизистых

Увлажнять полость рта и губы каждые 4 часа. Промывать зонд 20-30 мл физиологического раствора после каждого кормления и чаще по назначению врача

Обеспечение физического и психологического комфорта

III. Окончание процедуры:

Проверить фиксацию. Сменить повязку-плёнку в случае необходимости

Профилактика выпадения зонда, инфекционной безопасности.

Подвергнуть дезинфекции использованные материалы. Снять перчатки с последующей дезинфекцией и утилизацией. Обработать руки.

Обеспечение инфекционной безопасности

Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на неё пациента

Обеспечение преемственности ухода

КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТА ЧЕРЕЗ ГАСТРОСТОМУ

Цель: обеспечение кормления пациента

Показания: Наличие гастростомы и отсутствие возможности принимать пищу другими способами.

Оснащение: полотенце, шприц Жане или воронка, емкость с питательной смесью в V = 200-500мл (подогретая до 38-400С), вода кипячёная 100мл, перчатки, пластырь, мешок для сбора белья, емкость для дезинфекции, стерильные салфетки, гели/ мази по назначению врача.

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

1. Подготовка к процедуре:

Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит его впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией: когда и по какому поводу

Установка контакта с пациентом

Объяснить пациенту цель и ход процедуры

Психологическая подготовка к манипуляции

Получить согласие пациента на проведение процедуры

Соблюдение прав пациента

Придать пациенту удобное положение для кормления

Обеспечение комфорта пациента.

Вымыть и осушить руки или обработать их антисептиком.

Обеспечение инфекционной безопасности

 Подготовить необходимое оснащение

Достижение эффективного проведения процедуры

Надеть стерильные перчатки

Профилактика ИСМП

II. Выполнение процедуры.

Снять повязку с гастростомы и поместить её в лоток для использованного материала. Провести осмотр наружной части гастростомической трубки и кожи вокруг неё

Профилактика ИСМП

Положить полотенце на эпигастральную область, под гастростомическую трубку

Обеспечение личной гигиены пациента

Наложить зажим на наружный конец гастростомической трубки, снять с неё заглушку.

Профилактика вытекания желудочного содержимого. Обеспечение личной гигиены пациента

Присоединить цилиндр шприца Жане к зонду(трубке), снять зажим

Обеспечение безопасного приёма пищи

Налить в шприц Жане, держа его под наклоном, 20-30 мл питательной смеси.

Обеспечение безопасного приёма пищи

Приподнять шприц, дождаться пока пища уйдёт в желудок

Обеспечение естественной скорости кормления

Повторить действия до введения нужного объёма пищи

Обеспечение введения всего объёма пищи

Промыть зонд тёплой кипячёной водой или физиологическим раствором

Ограничение роста бактерий на стенках зонда

Пережать зонд зажимом, отсоединить воронку(шприц Жане), закрыть зонд заглушкой. Снять зажим.

Профилактика вытекания желудочного содержимого

Вымыть кожу вокруг гастростомы с мылом и насухо промокнуть салфеткой

Профилактика ИСМП

Провести осмотр стомы и кожи вокруг неё на предмет выявления раздражения, отёка, мацерации и др.изменений

Своевременная диагностика осложнений

Наложить слой пасты(мази, геля) на кожу вокруг стомы

Профилактика мацерации

Наложить стерильную салфетку или одноразовую липкую повязку-наклейку вокруг гастростомической трубки

Профилактика ИСМП

Закрепить наружную часть трубки поверх повязки

Обеспечение физического и психологического комфорта

Помочь пациенту занять удобное положение. Убедиться, что он чувствует себя нормально

Осмотреть постельное и нательное бельё пациента на случай замены. Убрать полотенце в мешок для грязного белья

Обеспечение личной гигиены пациента. Профилактика ИСМП

III Окончание процедуры:

Поместить использованный инструментарий в ёмкость для дезинфекции

Снять перчатки, дезинфицировать и утилизировать их. Обработать руки

Профилактика ИСМП

Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на неё пациента

Обеспечение преемственности ухода

Приложение 3

Тестовые задания для контроля усвоенного материала

По теме «Искусственное питание»

Вариант 1

Задание: выберите один правильный ответ

  1. Предметы ухода, необходимые для искусственного кормления:

       а) дуоденальный зонд;        в) поильник;

       б) одноразовая капельница;        г) резиновая груша с наконечником.

2. Что представляет собой парентеральное питание?

    а) питание которое осуществляется искусственным путем;

     б) введение с целью питания смесей определенного состава;

     в) введение с целью питания различных веществ, минуя ЖКТ.

Задание: дополните определение

        

3. При искусственном кормлении зонд в желудок вводят через гастростому или через ____________ .

4. Искусственное питание можно осуществить при помощи зонда, введенного в желудок, при помощи клизмы, а также _______________ .

5. В случае когда невозможно или затруднено питание пациента через рот, организуют ____ питание.

  1. При искусственном кормлении зонд в желудок вводят через рот (нос) либо через _________________________.

  1. Установите соответствие:

                     Вид питания                       Питательные вещества

         1) искусственное питание при по-              А. Белковые, жировые  энпиты

             мощи зонда;                     Б. Гидролизин

         2) искусственное питание при по-              В. Изотонический раствор натрия хлорида

              мощи клизмы;              Г. Раствор новокаина 0,5%                

         3) искусственное  парентеральное        

            питание

  1. Установите соответствие.

                        Вид питания:                  Показания:

         1) гастростома;                     А. при непроходимости пищевода и

         2) парентеральное питание                   стенозе привратника;

                                                                Б. после операций на пищеводе;

                                                                В. обширные полостные операции;

                                                                Г. неукротимая рвота;

                                                                Д. ожирение.

Задание: впишите правильный ответ

  1. Показанием для кормления пациента через зонд является:

         а) .....         б) .....        в) .....         г) .....

  1. Для осуществления питания пациента через гастростому необходимо приготовить:

         а) .....       б) .....        в) .....           г) .....         д) .....       е) .....           ж) .....           з) .....        

Эталон ответа тестового задания

по теме «Искусственное питание» вариант 1

           1. б

        2. в

          3. нос

        4. парентеральный

        5. искусственное

        6. гастростому

        7. 1 - А

            2 - В

            3 - Б

        8. 1 - А, Б

            2 - В, Г

        9. а) после травмы полости рта;

            б) после тяжелых черепно-мозговых травм;

            в) при коматозных состояниях;

           г) некоторых психических заболеваниях, сопровождающихся отказом                                от приема пищи.

         10. а) стерильный толстый желудочный зонд;

           б) воронку или шприц Жане;

            в) жидкую пищу;

            г) стерильные салфетки;

            д) лейкопластырь;

            е) р-ры антисептиков;

            ж) корнцанг;

             з) паста Лассара.

Тестовые задания для контроля усвоенного материала

По теме «Искусственное питание»

Вариант 2

Задание: выберите один правильный ответ

1. Предметы ухода необходимые для искусственного кормления:

       а) поильник;

       б) катетер;

       в) тонкий зонд;

       г) газоотводная трубка.

2. Назогастральный зонд можно оставить у больного в течение:

    а) 1 недели;          в) 2-х недель;       б) 3-х недель;           г) 2,5 недель.

3. Почему нецелесообразно применение питательных клизм?

    а) с помощью питательных клизм можно ввести лишь небольшое количество растворов

  б) питательные вещества, введенные с помощью клизм, плохо всасываются в толстой кишке;

 в) перед постановкой питательной клизмы нужно еще ставить и очистительную клизму

4. Назогастральный зонд пациенту вводят на глубину:

    а) 10 см;          б) 12-14 см;          в) 15-18 см;         г) 18-20 см.

5. При помощи клизмы пациенту вводят раствор глюкозы до:

    а) 200-300 мл;         б) 300 мл;        в) 300-500 мл;          г) 600-80 мл.

6. Средства для парентерального питания перед введением:

     а) охлаждают;                б) подогревают.

7. Перед постановкой капельной клизмы необходимо:

      а) соблюдать диету в течении 2-х дней;

      б) сделать пациенту сифонную клизму;

      в) поставить пациенту газоотводную трубку;

      г) сделать очистительную клизму.

Задание: выберите все правильные ответы

8. В каких случаях применяют искусственное питание пациентов через назогастральный зонд?

    а) при ожогах, неоперабельных опухолях пищевода и глотки;

     б) после операции на пищеводе;

     в) при нарушении глотания;

     г) при переломах челюстей;

     д) при бессознательном состоянии.        

 9. В каких случаях применяется искусственное питание больных через гастростому?

      а) при расстройствах глотания, после нарушений мозгового кровообращения;

       б) после операций на пищеводе;

       в) при неоперабельных опухолях пищевода;

       г) в случае отказа от еды при психический заболеваниях.

10. Установите соответствие.

              Виды кормления:                                    Оборудование:

       1. кормление через зонд;                            А. два толстых резиновых зонда,

       2. кормление через гастростому.        соединенных стекленной трубкой;

                                                          Б. стерильный тонкий зонд;

                                                  В. стерильный толстый желудочный               зонд;

                                                          Г. шприц Жане.

Эталон ответа тестового задания

по теме «Искусственное питание» вариант 2

          1.в

        2. б

        3. б

        4. в

        5. в

        6. б

          7.  в

        8. в,г,д

        9. б,в,е

        10. 1 - б,г

         

Приложение 4

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

«ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ»

Ф.И.О. СТУДЕНТА(КИ)________________________________________

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

МАКС

БАЛЛОВ

ИТОГО

1. ЗАДАНИЕ №1

3

2. ЗАДАНИЕ №2

2

3. ЗАДАНИЕ №3

КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНАТ ЧЕРЕЗ НАЗОГАСТРАЛЬНЫЙ ЗОНД

8

4. ЗАДАНИЕ №3

УХОД ЗА НАЗОГАСТРАЛЬНЫМ ЗОНДОМ

8

5. ЗАДАНИЕ №3

КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНАТ ЧЕРЕЗ ГАСТРОСТОМУ. УХОД ЗА ГАСТРОСТОМОЙ.

8

6. ЗАДАНИЕ №4

5

ОЦЕНКА ЗА ЗАНЯТИЕ

30-34 БАЛЛОВ   -  «5» ОТЛИЧНО

29-24 БАЛЛОВ  -  «4» ХОРОШО

20-23 БАЛЛА     -  «3» УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

19 И МЕНЕЕ БАЛЛОВ   -  «2» НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Тема занятия: «Смена нательного и постельного белья»

Литература:

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И.  Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела": Учебник. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. С. С.156-168
  2. Обуховец Т.П., Чернова О.В.  Основы сестринского дела// под редакцией Кабарухина Б.В.: Учебное пособие. – изд. 16-ое .-Ростов н/Д Феникс, 2011. С. 408-415

Студент должен знать:

  1. Как приготовить постель пациенту
  2. Способы смены постельного белья, если пациент находится в кровати
  3. Правила смены нательного белья пациента
  4. Универсальные меры предосторожности при выполнении манипуляций по смене нательного и постельного белья
  5. Принципы инфекционной безопасности при смене нательного и постельного белья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» по ПМ 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Раздел МДК 04, 0

Методическая разработка предназначена для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» медицинского отделения и направлено на совершенствование подготовки специалистов среднего звена в условиях реформирования...

Методическая разработка практического занятия по теме "Оксигенотерапия" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.04/07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.03./07.03 Технологии оказания ме...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации

    В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по р...

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)» МДК 07.01; МДК 04.01 «Теория и практика сестринского дела»

Технологические карты для практических занятий МП07 ; ПМ04«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Осуществление термометрии» 34.02.01 «Сестринское дело»

    Методическая разработка создана на основании требований ФГОС и рабочей программы ПМ. 04  «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными...

Методическая разработка практического занятия по теме Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Методическая разработка  практического занятия по теме  Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....