Методическая разработка практического занятия по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации
методическая разработка на тему

Маркина Татьяна Ивановна

      В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по роду деятельности, часто соприкасающиеся с кровью и другими биологическими жидкостями организма.

      С целью предупреждения заражения ВИЧ – инфекцией и вирусными гепатитами на рабочем месте все медицинские работники обязаны придерживаться санитарно-эпидемиологических правил. Эти правила сводятся к максимальному предотвращению возможности заражения инфицированным материалом в повседневной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_anti-vichmarkina.docx67.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4» Сергиево – Посадский филиал

Методическая разработка

практического занятия

 

по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.02  Безопасная среда для пациента и персонала

Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации.

Аптечка Анти-ВИЧ.

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Преподаватель  Маркина Т.И.

                                                              г. Сергиев Посад


Содержание

       Введение _____________________________________________________3-4

  1. Структура занятия ____________________________________________5
  2. План занятия _______________________________________________6-7
  3. Заключение__________________________________________________8
  4. Конспект лекции___________________________________________10-16

             Список литературы___________________________________________17

       Приложения:

     Приложение №1Рекомендации по использованию аптечки «Анти – ВИЧ»__18-19

      Приложение №2 Эталоны ответов на ситуационные задачи______________20-24

      Приложение №3 Ситуационные задачи_______________________________25-29

     

                                                           

                                                                     


                                                                           Введение

          Данная методическая разработка посвящена подготовке и проведению практического занятия по профессиональному модулю по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

 МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и медперсонала по теме «Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации. Аптечка Анти-ВИЧ».

      В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по роду деятельности, часто соприкасающиеся с кровью и другими биологическими жидкостями организма.

      С целью предупреждения заражения ВИЧ – инфекцией и вирусными гепатитами на рабочем месте все медицинские работники обязаны придерживаться санитарно-эпидемиологических правил. Эти правила сводятся к максимальному предотвращению возможности заражения инфицированным материалом в повседневной работе.

      Наиболее реальная опасность заражения медицинских работников возникает при разрывах и проколах медицинских перчаток, что может привести к попаданию зараженного материала на кожу медицинского работника, возможно имеющую микротравмы, а также попадание зараженного материала на слизистые.

         При  выполнении манипуляций на практике в ЛПУ студенты могут столкнуться с аварийной ситуацией, данное занятие должно не только познакомить их с новым материалом, но и научить правильным действиям при возникновении аварийных ситуаций.

         Согласно календарному плану, изучению данной темы предшествует изучение понятий: дезинфекция, виды, методы, уровни дезинфекции,  санитарно-противоэпидемический режим, уровни обработки рук и др.

          Целью данного занятия являются:

- ознакомить студентов с составом аптечки Анти-ВИЧ;

- развивать умение студентов действовать при возникновении аварийной ситуации по предотвращению    заражения ВИЧ-инфекцией;

- освоить проведение мероприятий по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией;

- воспитывать интерес к своей будущей профессии.  

После  изучения  темы  студент  должен:

знать:

- основные термины и понятия по теме;

- принципы безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила использования аптечки Анти-ВИЧ (аварийной).

уметь:

- следовать правилам безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- использовать аптечку Анти-ВИЧ при аварийных ситуациях.

владеть  компетенциями:

- ПК 4.2 «Соблюдать принципы профессиональной этики»;

- ПК 4.5 «Оформлять медицинскую документацию»;

- ПК 4.7 «Обеспечить инфекционную безопасность»;

- ПК 4.11 «Обеспечивать производственную санитарную и личную гигиену на рабочем месте».

- ОК 01. «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»;

- ОК 02. «Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем»;

- ОК 03. «Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы»;

- ОК 04. «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач»;

- ОК 05. «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»;

- ОК 06. «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями»;

- ОК 07. «Бережно относиться к историческому наследию и культурным ценностям, уважать социальные, культурные и религиозные различия».

В ходе занятия студентам предстоит освоить действия по оказанию помощи при возникновении аварийных ситуаций.

Основной формой самостоятельной работы студентов является работа в парах и индивидуальная работа.


Структура занятия

Этап

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время

Организационный момент

Объявление темы урока, целей, порядка работы, допуск к манипуляции

Раздача рабочих материалов

Подготовка к работе

5 минут

Основной этап

Изучение нового материала

Введение студентов в работу с помощью вопросов по теме

Ответы на вопросы

10 минут

Объяснение нового материала с организацией устного опроса

Ответы на вопросы

Отработка манипуляции

20 минут

Закрепление материала

Ответы на поставленные вопросы

Контроль

ответов

Индивидуальное

выполнение

манипуляции

20 минут

Действия  медицинского

персонала при возникновении

аварийных

ситуаций

Демонстрация преподавателем

действий медицинского персонала при возникновении

аварийных ситуаций

Демонстрация умения действовать при возникновении

аварийных ситуаций

20 минут

Заполнение

«Журнала регистрации медицинских аварий»

Объяснение заполнения «Журнала регистрации медицинских аварий»

Контроль

заполнения «Журнала регистрации медицинских аварий»

10 минут

Подведение итогов занятия

Выставление оценок за работу на уроке

Домашнее задание

Запись домашнего задания

5 минут

                               

 

                                       


                                             Поурочный план практического занятия

План  практического  занятия  № 5

                                  (ПМ .04. МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и медперсонала)

Время  проведения:                                       90  мин.

Тема:     Действия медперсонала при возникновении аварийных ситуаций.  Аптечка Анти-ВИЧ.

Цель:

  • познакомить студентов с составом аптечки Анти-ВИЧ;
  • развивать умение студентов действовать при возникновении аварийной ситуации по предотвращению    заражения ВИЧ-инфекцией;
  • освоить проведение мероприятий по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией;
  • Воспитать у студента чувство ответственности, понимание принципов профилактики профессионального заражения, передающихся парентеральным путем среди медперсонала.

После  изучения  темы  студент  должен:

знать:

- основные понятия и термины по теме;

- принципы профилактики профессионального заражения, передающихся парентеральным путем среди медперсонала;

- правила безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила использования аптечки Анти-ВИЧ (аварийной).

уметь:

- следовать правилам безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- использовать аптечку Анти-ВИЧ при аварийных ситуациях

владеть  компетенциями:

- ПК 4.2. «Соблюдать принципы профессиональной этики»;

- ПК 4.5. «Оформлять медицинскую документацию»;

- ПК 4.7. «Обеспечить инфекционную безопасность»;

- ПК 4.11. «Обеспечивать производственную санитарную и личную гигиену на рабочем месте».

- ОК 01. «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»;

- ОК 02. «Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем»;

- ОК 03. «Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы»;

- ОК 04. «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач»;

- ОК 05. «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»;

- ОК 06. «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями»;

- ОК 08. «Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности».


Основные  этапы  занятия:

1. Организационная  часть  -   приветствие, работа с журналом, контроль внешнего вида.                                       

2. Вводная часть – знакомство с целями планом занятия.

3. Контроль усвоенных знаний:

Вопросы:

- Дайте определение понятию дезинфекция, дератизация, дезинфекция, санитарно-противоэпидемический режим.

- Перечислите основные методы дезинфекции.

- Перечислите отходы по классам и дайте характеристику каждому классу.

4. Этап активного усвоения знаний:

а) Правила профилактики профессионального заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем:

- ВИЧ-инфекция;

- вирусные гепатиты.

б) Приказы МЗ МО для профилактики профессионального заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем:

-  СП 3.1.5.28.26-10 «Профилактика ВИЧ-инфекций» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011года №1;

- Приказ МЗ СССР от 12.07.1989г. №408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»;

- Приказ МЗ РФ от 30.10.1995г. «О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию»;

- ОСТ 42-21-92-85 0т 30.12.1998г. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы».

в) Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ:

- цель;

- показания;

- оснащение;

- необходимые условия.

г) Алгоритм действий при попадании биологического материала на неповрежденную кожу персонала:

д) Алгоритм действий при попадании биологической жидкости на слизистую оболочку полости рта:

е) Алгоритм действий при попадании биологического материала на лицо и слизистую оболочку глаз:

ж) Алгоритм действий при попадании биологического материала на слизистую оболочку носа:

з) Алгоритм действий при попадании биологического материала в рану при контакте с инфицированными колющими и режущими инструментами:

и) Алгоритм действий при попадании биологического материала на одежду медперсонала:

5. Самостоятельная работа:

- изучение проблемных блоков: «ВИЧ-инфекция», «Вирусные гепатиты», «Приказ МЗ СССР от 12.07.1989г. №408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»»,  «Приказ МЗ РФ от 30.10.1995г. «О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию», «ОСТ 42-21-92-85 0т 30.12.1998г. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы», «Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ».

- изучение «Правила профилактики профессионального заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем».

- изучение алгоритма манипуляции: «Действия при попадании биологического материала на неповрежденную кожу персонала»; «Действия при попадании биологической жидкости на слизистую оболочку полости рта»; «Действия при попадании биологического материала на лицо и слизистую оболочку глаз»; «Действия при попадании биологического материала на слизистую оболочку носа»; «Действия при попадании биологического материала в рану при контакте с инфицированными колющими и режущими инструментами»; «Действия при попадании биологического материала на одежду медперсонала».

- заполнение медицинской документации: «Журнал регистрации медицинских аварий»;

- решение ситуационных задач.

6. Контроль сформированного уровня знаний:

- вопросы по проблемным блокам: «ВИЧ-инфекция», «Вирусные гепатиты», «Приказ МЗ СССР от 12.07.1989г. №408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране»»,  «Приказ МЗ РФ от 30.10.1995г. «О введении в действие правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию», «ОСТ 42-21-92-85 0т 30.12.1998г. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы», «Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ».

- выполнение алгоритма манипуляции: «Действия при попадании биологического материала на неповрежденную кожу персонала»; «Действия при попадании биологической жидкости на слизистую оболочку полости рта»; «Действия при попадании биологического материала на лицо и слизистую оболочку глаз»; «Действие при попадании биологического материала на слизистую оболочку носа»; «Действие при попадании биологического материала в рану при контакте с инфицированными колющими и режущими инструментами»; «Действие при попадании биологического материала на одежду медперсонала».

- заполнение медицинской документации: «Журнал регистрации медицинских аварий»;

- решение ситуационных задач по вариантам.

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Задание на дом: Конспект. Уч. Ч.2, Р.5, Тема: 5.1 с. 295-299.                                              

Средства обучения:

- конспект;

- учебник «Основы сестринского дела»;

- схема «Правила профилактики профессионального заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем».

- алгоритм манипуляций при попадании биологической жидкости на различные участки;

- ситуационные задачи;

- аптечка Анти-ВИЧ (аварийная).


Заключение

        Для  предупреждения заражения ВИЧ – инфекцией и вирусными гепатитами на рабочем месте все медицинские работники обязаны придерживаться санитарно-эпидемиологических правил. Эти правила сводятся к максимальному предотвращению возможности заражения инфицированным материалом в повседневной работе. Медицинский работник должен знать и уметь использовать полученные знания по междисциплинарному курсу «Безопасная среда для пациента и медперсонала».

     Проведение практического занятия по теме: «Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации. Аптечка Анти-ВИЧ» помогут студентам изучить состав аптечки Анти-ВИЧ, а так же позволит развивать умение действовать  при возникновении аварийных ситуаций по предотвращению заражения  ВИЧ-инфекцией.


После  изучения  темы  студент  должен:

знать:

- основные термины и понятия по теме;

- принципы безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- правила использования аптечки Анти-ВИЧ (аварийной).

уметь:

- следовать правилам безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями;

- использовать аптечку Анти-ВИЧ при аварийных ситуациях.

владеть  компетенциями:

- ПК 4.2 «Соблюдать принципы профессиональной этики»;

- ПК 4.5 «Оформлять медицинскую документацию»;

- ПК 4.7 «Обеспечить инфекционную безопасность»;

- ПК 4.11 «Обеспечивать производственную санитарную и личную гигиену на рабочем месте».

- ОК 01. «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»;

- ОК 02. «Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем»;

- ОК 03. «Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы»;

- ОК 04. «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач»;

- ОК 05. «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»;

- ОК 06. «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями»;

- ОК 07. «Бережно относиться к историческому наследию и культурным ценностям, уважать социальные, культурные и религиозные различия».


Основные термины и понятия

  1. Инфекционный контроль – комплекс мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в ЛПУ, на основе результатов эпидемиологической диагностики.
  2. Инфекционная безопасность – комплекс правил, мероприятий, направленных на профилактику возникновения инфекционного заболевания, предупреждение возможности передачи инфекции.
  3. Нозокомиальные инфекции (госпитальные, внутрибольничные) – любые инфекционные заболевания, появившиеся в условиях больницы или после выписки.
  4. Асептика – комплекс мероприятий, направленных на предотвращение попадания инфекции в рану и в организм в целом.
  5. Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране и в организме в целом.
  6. Контаминация (лат. contamination) – обсеменение микроорганизмами.
  7. Реконтаминация – повторное обсеменение.
  8. Деконтаминация – процесс, способствующий удалению, очистке, уничтожению микроорганизмов и их спор в зависимости от выбранной методики.
  9. Инвазивные процедуры – манипуляции, при которых нарушается целостность кожных покровов и слизистых.
  10. Вирулентные микроорганизмы – микроорганизмы, вызывающие заболевания.
  11. Транзиторная микрофлора – временная, непостоянная, появляющаяся при свежем контакте на ограниченный срок жизни.
  12. Критические предметы – инструменты медицинского назначения, проникающие в ткани, контактирующие с кровью, требующие проведения стерилизации.
  13. Полукритические предметы – предметы, контактирующие со слизистыми и поврежденной кожей, требующие проведения дезинфекции высокого или среднего уровня.
  14. Некритические предметы – предметы, контактирующие со здоровой (интактной) кожей, требующие проведения дезинфекции низкого уровня.
  15. Детергенты – моющие средства.
  16. Резистентность – устойчивость.
  17. Стерилизация (лат. sterilis - бесплодный) – полное уничтожение всего живого (вирусов, грибов, их спор).
  18. Экспозиция – выдержка; продолжительность воздействия.
  19. Вакцинация – активная иммунизация.
  20. Дезинфектант – дезинфицирующее средство.
  21. ИМН – изделие медицинского назначения.
  22. ПСО – предстерилизационная очистка.
  23. Утилизация – уничтожение.
  24. ВБИ – внутрибольничная инфекция.
  25. СПР – санитарно-противоэпидемический режим.


Меры безопасности при работе с кровью и другими биологическими жидкостями

Возбудители инфекционных болезней, передаваемые через кровь, включая вирусы гепатита и ВИЧ, могут передаваться в условиях учреждений здравоохранения следующими путями:

Медицинский персонал

Пациенты

  1. Повреждение иглой или любым иным острым инструментом, загрязненного кровью или другой биологической жидкостью инфицированного человека.
  2. Контакт открытой раны с кровью или другой биологической жидкостью инфицированного человека.
  3. Попадание инфицированной крови или другой биологической жидкости на слизистые оболочки или в глаза.
  1. Загрязненные инструменты (иглы, шприцы, скальпели и т.д.), используемые повторно без адекватного дезинфицирования или стерилизации.
  2. Переливание инфицированной крови.
  3. Трансплантация органов от инфицированного донора.
  4. Контакт с кровью или другими биологическими жидкостями инфицированного медицинского работника.

Меры предосторожности в отношении инфекции

  1. Все манипуляции с биологическим материалом необходимо выполнять в спецодежде (халат, колпак, обувь).
  2. Использовать средства индивидуальной защиты (перчатки, маска, фартук, очки) в соответствии с нормативно-методическими документами.
  3. Соблюдать правила техники безопасности.
  4. Никогда не сгибайте, не ломайте использованные разовые иглы. Для этого имеется «Контейнер для сбора использованных игл» с отсекателем игл.
  5. Сразу после манипуляции помещайте медицинский инструментарий в дезинфицирующий раствор.
  6. При обработке использованного медицинского инструментария используйте «кольчужные».
  7. Избегайте ненужных манипуляций с загрязненными инструментами, включая иглы.
  8. Разовый инструментарий используется только один раз. Перед  утилизаций обязательно проводится дезинфекция.
  9. Закрывайте поврежденные участки кожи или открытые раны водонепроницаемыми повязками.
  10. Мойте руки гигиеническим уровнем немедленно после любого контакта с кровью или биологической жидкостью.
  11. Пробы крови и другой биологической жидкости должны помещаться в контейнеры с герметическими крышками для предотвращения их проливания во время транспортировки. Не допускайте загрязнения наружной части контейнера.
  12. Белье, загрязненное кровью или другими биологическими жидкостями необходимо продезинфицировать и стирать в горячей воде с моющим веществом.
  13. Во всех медицинских учреждениях, где может потребоваться проведение реанимационных мероприятий, должны иметься дыхательные мешки.
  14. Биологическую жидкость можно смывать в канализационную систему, отвечающую санитарным нормам, залив перед этим дезинфицирующим средством.
  15. Строго соблюдать правила хранения и утилизации отходов различных групп.
  16. В случае получения травмы при обращении с использованными шприцами необходимо принять меры экстренной профилактики в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами.

Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ (аварийной)

Основание: СП 3.1.5.28.26-10 «Профилактика ВИЧ-инфекций»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011года №1

Цель: Снижение риска и профилактика заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С.

Показания: контаминация при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.

Состав аптечки Анти-ВИЧ:

п/п

Наименование

Количество

Вид упаковки

Назначение

1.

Спирт 70%

100мл.

Флакон, заводская упаковка

Для полоскания ротоглотки, обработки кожи

2.

Стакан

2шт.

Без упаковки

Для полоскания ротоглотки

3.

5% спиртовый раствор йода, 10мл.

3упаковки

Флаконы заводская упаковка

Обработка поврежденной кожи

4.

Ножницы

1шт.

-

Для вскрытия флаконов и упаковок

5.

Стерильные салфетки в  упаковке

10 шт.

Заводская упаковка

Для обработки кожи, халата, перчаток, поверхностей

6.

Спиртовые  салфетки в индивидуальной упаковке

10 шт.

Заводская упаковка

Для обработки кожи

7.

Лейкопластырь бактерицидный

10 шт.

Заводская упаковка

Для заклеивания места пореза, прокола

8.

Перчатки стерильные

3 шт.

Заводская упаковка

Взамен поврежденных

Необходимые условия:

- восприятие любого биологического материала как потенциально инфицированного;

- наличие аварийной ситуации (порез, укол и т.д.);

- оказание помощи сразу после контаминации;

- хранение аптечки Анти-ВИЧ в доступном месте.


Действия медицинского работника при аварийной ситуации:

Этапы

Обоснование

Попадание биологического материала на неповрежденную кожу

1.Обработать кожу 70% этиловым спиртом

Дезинфекция и освобождение поверхности от содержимого

2.Обмыть под проточной водой с мылом дважды

3.Обработать повторно 70% этиловым спиртом (не втирать!)

Окончательное обеззараживание контаминированной  поверхности

Попадание биологического материала на слизистую оболочку полости рта

1. Обильно промыть ротовую полость большим количеством воды. Прополоскать 70% этиловым спиртом (не глотать!)

Дезинфекция инфицированной поверхности

Попадание биологического материала на лицо и слизистую оболочку глаз

1.Вымыть лицо с мылом или обработать тампоном с этиловым спиртом (не втирать!).

Дезинфекция инфицированной поверхности

2. Обильное промывание  глаз под струей воды (не тереть!).

Удаление инфицированного материала

Попадание биологического материала на слизистую оболочку носа

1. Обильно промыть слизистую оболочку  носа  большим количеством воды.

Удаление инфицированного материала с поверхности

Попадание биологического материала в рану при контакте с инфицированными колющими и режущими инструментами

1.Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор

Профилактика распространения инфекции. Доступ к пораженной поверхности для осмотра и проведения дальнейшей обработки

2.Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой

Снижение риска инфицирования. С током крови удаляется часть инфицированного материала

3.Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%

Дезинфекция инфицированной поверхности

4.Дать антисептическому раствору просохнуть

Обеспечение эффективности обработки

5.Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!)

Эффективность качества обработки

6.Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь

Профилактика инфицирования

7.Надеть запасные перчатки

Профилактика инфицирования

Попадание биологического материала на одежду медперсонала

1.Нанести на загрязненные участки одежды дезинфицирующий раствор (немедленно!)

Предварительная дезинфекция

2.Сменить рабочую одежду

Загрязненная одежда является источником распространения инфекции

3.Загрязненную одежду замочить в дезинфицирующем растворе

Подготовительный этап к дальнейшей обработке

О несчастном случае медицинский работник должен сообщить заведующему отделением, при его отсутствии дежурному врачу. По каждому случаю срочно должно проводиться расследование в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24.10.2002г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве…». Составляется «Акт о несчастном случае на производстве» по форме Н-1 в трех экземплярах.

Все обстоятельства аварийной ситуации должны быть зафиксированы в специальном журнале «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников» полученных при проведении лечебно-диагностических манипуляций в условиях ЛПУ и на дому. В журнале следует указать: дату, время, место, характер повреждений и объем проведенных первичных профилактических мероприятий. Записи в таком журнале подтверждаются ответственным за профилактику инфекций или лицом замещающим его. В индивидуальную медицинскую карту сотрудника вносится запись о данном случае и проведенных профилактических мероприятиях. Пострадавшему следует проконсультироваться у инфекциониста о необходимости профилактического лечения.

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

(час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись  ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции


Список литературы

  1. Основы сестринского дела/ Т. П. Обуховец,  О. В. Чернова: под ред. Б.В. Кабарухина. – Изд. 17-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. -766с.: ил. (Медицина для вас).
  2. Инфекционный безопасность в лечебно-профилактических учреждениях/Л. И. Кулешова, Е.В. Пустоветова. Изд. 3-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : «Феникс». 2006.- 317с. – (Медицина для вас).
  3. Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ (аварийной)

      Основание: СП 3.1.5.28.26-10 «Профилактика ВИЧ-инфекций»

         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11   января 2011года №1


Приложение №1

Рекомендации к использованию аптечки Анти-ВИЧ (аварийной)

Основание: СП 3.1.5.28.26-10 «Профилактика ВИЧ-инфекций»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011года №1

Цель: Снижение риска и профилактика заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом В и С.

Показания: контаминация при работе с кровью и другими биологическими жидкостями.

Состав аптечки Анти-ВИЧ:

п/п

Наименование

Количество

Вид упаковки

Назначение

1.

Спирт 70%

100мл.

Флакон, заводская упаковка

Для полоскания ротоглотки, обработки кожи

2.

Стакан

2шт.

Без упаковки

Для полоскания ротоглотки

3.

5% спиртовый раствор йода, 10мл.

3упаковки

Флаконы заводская упаковка

Обработка поврежденной кожи

4.

Ножницы

1шт.

-

Для вскрытия флаконов и упаковок

5.

Стерильные салфетки в  упаковке

10 шт.

Заводская упаковка

Для обработки кожи, халата, перчаток, поверхностей

6.

Спиртовые  салфетки в индивидуальной упаковке

10 шт.

Заводская упаковка

Для обработки кожи

7.

Лейкопластырь бактерицидный

10 шт.

Заводская упаковка

Для заклеивания места пореза, прокола

8.

Перчатки стерильные

3 шт.

Заводская упаковка

Взамен поврежденных

Необходимые условия:

- восприятие любого биологического материала как потенциально инфицированного;

- наличие аварийной ситуации (порез, укол и т.д.);

- оказание помощи сразу после контаминации;

- хранение аптечки Анти-ВИЧ в доступном месте.


Действия медицинского работника при аварийной ситуации:

Этапы

Обоснование

Попадание биологического материала на неповрежденную кожу

1.Обработать кожу 70% этиловым спиртом

Дезинфекция и освобождение поверхности от содержимого

2.Обмыть под проточной водой с мылом дважды

3.Обработать повторно 70% этиловым спиртом (не втирать!)

Окончательное обеззараживание контаминированной  поверхности

Попадание биологического материала на слизистую оболочку полости рта

1. Обильно промыть ротовую полость большим количеством воды. Прополоскать 70% этиловым спиртом (не глотать!)

Дезинфекция инфицированной поверхности

Попадание биологического материала на лицо и слизистую оболочку глаз

1.Вымыть лицо с мылом или обработать тампоном с этиловым спиртом (не втирать!).

Дезинфекция инфицированной поверхности

2. Обильное промывание  глаз под струей воды (не тереть!).

Удаление инфицированного материала

Попадание биологического материала на слизистую оболочку носа

1. Обильно промыть слизистую оболочку  носа  большим количеством воды.

Удаление инфицированного материала с поверхности

Попадание биологического материала в рану при контакте с инфицированными колющими и режущими инструментами

1.Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор

Профилактика распространения инфекции. Доступ к пораженной поверхности для осмотра и проведения дальнейшей обработки

2.Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой

Снижение риска инфицирования. С током крови удаляется часть инфицированного материала

3.Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%

Дезинфекция инфицированной поверхности

4.Дать антисептическому раствору просохнуть

Обеспечение эффективности обработки

5.Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!)

Эффективность качества обработки

6.Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь

Профилактика инфицирования

7.Надеть запасные перчатки

Профилактика инфицирования

Попадание биологического материала на одежду медперсонала

1.Нанести на загрязненные участки одежды дезинфицирующий раствор (немедленно!)

Предварительная дезинфекция

2.Сменить рабочую одежду

Загрязненная одежда является источником распространения инфекции

3.Загрязненную одежду замочить в дезинфицирующем растворе

Подготовительный этап к дальнейшей обработке


Приложение №2

                                                       Вариант № 1

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

24.102014г

9.00

Процедурный кабинет травматологического отделения

Иванова Мария Сергеевна (медсестра)

Петров Иван Иванович 1945г.р.

1. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор.

2. Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой.

3. Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%(не втирать!).

4. Дать антисептическому раствору просохнуть.

5. Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!).

6. Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь.

7. Надеть запасные перчатки.

8.Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».

Иванов

Ситуационная задача: Вы - медсестра процедурного кабинета травматологического отделения. После забора крови у пациента (Пертова Ивана Ивановича 1945г.р.) укололи использованной иглой свой средний палец левой руки. Кровь видна через перчатку. Ваша тактика.

Ответ: 

1. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор.

2. Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой.

3. Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%(не втирать!).

4. Дать антисептическому раствору просохнуть.

5. Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!).

6. Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь.

7. Надеть запасные перчатки.

8.Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников.                                                                                                                               


                                                                                                                                        Приложение №2

Вариант № 2

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

24.10.2014г.

8.45

оперблок

Сидорова

Ирина Васильевна

(медсестра)

Миронов Павел Павлович 1959г.р

1.Обработать кожу рук 70% этиловым спиртом.

               2. Вымыть руки  под проточной водой с мылом дважды.

               3. Обработать повторно 70% этиловым спиртом (не втирать!).

                            4.Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».

Свиридов

Ситуационная задача: Вы - медсестра оперблока. При снятии использованных перчаток коснулись незащищенными пальцами рабочей поверхности отработанной перчатки. (Пациент – Миронов Павел Павлович 1959г.р.)  Ваши действия.

Ответ:1.Обработать кожу рук 70% этиловым спиртом.

               2. Вымыть руки  под проточной водой с мылом дважды.

               3. Обработать повторно 70% этиловым спиртом (не втирать!).

                            4.Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».


Приложение №2

Вариант № 3

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

24.10. 2014г.

8.30

Отделение ВИЧ-инфекции

Миронова София Ивановна

(медсестра)

Иванов Степан Степанович 1986г.р.

1.В аварийной ситуации 2-я сестра обеспечивает снятие перчаток пострадавшей сестры и помогает провести мероприятия  по оказанию помощи в аварийной ситуации.

2.Обильное промывание  глаз под струей воды (не тереть!).

3.Вымыть лицо с мылом или обработать тампоном с этиловым спиртом (не втирать!).

4.Коллега пострадавшей завершает перевязку пациенту.

5.Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».

Петров

Ситуационная задача: В отделении ВИЧ-инфекции в перевязочном кабинете работают две сестры. Вам при обработке раны содержимое брызнуло в лицо (пациент - Иванов Степан Степанович 1986г.р.). Ваши действия.

Ответ:

  1. В аварийной ситуации 2-я сестра обеспечивает снятие перчаток пострадавшей сестры и помогает провести мероприятия  по оказанию помощи в аварийной ситуации.
  2. Обильное промывание  глаз под струей воды (не тереть!).
  3. Вымыть лицо с мылом или обработать тампоном с этиловым спиртом (не втирать!).
  4. Коллега пострадавшей завершает перевязку пациенту.
  5. Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».

                                                                                                                                            Приложение №2

Вариант № 4

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

Мину-ты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответствен-ного за профилактику ВИЧ-инфекции

24.10.

2014г.

8.50

Процедурный кабинет терапевтичес-кого отделения

Светлова Марина Ивановна

(медсестра)

Седов

Петр

Сергеевич

1962г.р.

1. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор.

2. Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой.

3. Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%(не втирать!).

4. Дать антисептическому раствору просохнуть.

5. Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!).

6. Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь.

7. Надеть запасные перчатки.

8. Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».

Смирнов

Ситуационная задача: Вы - медсестра процедурного кабинета терапевтического отделения. После внутривенной инъекции  (пациент - Седов Петр Сергеевич 1962 г.р.),  укололи использованной иглой свой средний палец правой  руки. Кровь видна через перчатку. Ваша тактик

Ответ: 

1. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор.

2. Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой.

3. Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%(не втирать!).

4. Дать антисептическому раствору просохнуть.

5. Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!).

6. Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь.

7. Надеть запасные перчатки.

8. Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».


                                                                                                                                            Приложение №2

Вариант № 5

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

24.10.

2014г.

9.20

оперблок

Маслова

Ольга

Васильевна

(медсестра)

Сидоров

Иван

Евгеньевич

1971г.р.

1. Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор.

2. Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой.

3. Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%(не втирать!).

4. Дать антисептическому раствору просохнуть.

5. Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!).

6. Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь.

7. Надеть запасные перчатки.

8.Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».

Миронов

Ситуационная задача: Вы - медсестра оперблока. После операции (Пациент – Сидоров Иван Евгеньевич 1971г.р.) при погружении хирургических инструментов в дезинфицирующий раствор, порезали указательный палец левой руки.  Ваши действия.

Ответ: 

1.  Снять перчатки рабочей поверхностью внутрь и поместить в дезинфицирующий раствор.

2. Выдавить кровь из ранки или не останавливать при ее выделении. Вымыть руки с мылом под проточной водой.

3. Обработать область раны и окружающие ткани этиловым спиртом 70%(не втирать!).

4. Дать антисептическому раствору просохнуть.

5. Обработать повторно область раны раствором йода 5% (не тереть!).

6. Закрыть раневую поверхность стерильной салфеткой и зафиксировать повязкой, можно использовать бактерицидный пластырь.

7. Надеть запасные перчатки.

8.Составить акт о несчастном случае на производстве и занести сведения в «Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников».


Приложение №3

Вариант № 1

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

Ситуационная задача: Вы - медсестра процедурного кабинета. После забора крови у пациента (Пертова Ивана Ивановича 1945г.р.) укололи использованной иглой свой средний палец левой руки. Кровь видна через перчатку. Ваша тактика.

Ответ: 


                                                                                                                                      Приложение № 3

Вариант № 2

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

Ситуационная задача: Вы - медсестра оперблока. При снятии использованных перчаток коснулись незащищенными пальцами рабочей поверхности отработанной перчатки.(Пациент – Миронов Павел Павлович 1959г.р.) Ваши действия.

Ответ:

   


Приложение №3

Вариант № 3

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

Ситуационная задача: В отделении ВИЧ-инфекции в перевязочном кабинете работают две сестры. Вам при обработке раны содержимое брызнуло в лицо (пациент- Иванов Степан Степанович 1986г.р.). Ваши действия.

Ответ:


Приложение №3

Вариант № 4

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

Ситуационная задача: Вы - медсестра процедурного кабинета терапевтического отделения. После внутривенной инъекции  (пациент - Седов Петр Сергеевич 1962 г.р.),  укололи использованной иглой свой средний палец правой  руки. Кровь видна через перчатку. Ваша тактика.

Ответ: 


                                                                                                                                             Приложение №3

Вариант № 5

«Журнал учета аварийных ситуаций по риску профессионального заражения медицинских работников»

Дата

Время

( час,

минуты)

Место аварии

Ф.И.О. лиц, пострадавших во время аварии

Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт

Проведенные мероприятия

Подпись ответственного за профилактику ВИЧ-инфекции

Ситуационная задача: Вы - медсестра оперблока. После операции (Пациент – Сидоров Иван Евгеньевич 1971г.р.) при погружении хирургических инструментов в дезинфицирующий раствор, порезали указательный палец левой руки.  Ваши действия.

Ответ: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для самостоятельной работы студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» по ПМ 04, 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) Раздел МДК 04, 0

Методическая разработка предназначена для студентов ОГАПОУ «Валуйский колледж» медицинского отделения и направлено на совершенствование подготовки специалистов среднего звена в условиях реформирования...

Методическая разработка практического занятия по теме "Оксигенотерапия" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.04/07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.03./07.03 Технологии оказания ме...

Методическая разработка практического занятия "Искусственное питание" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Методическая разработка практического занятия по теме «Искусственное питание» предназначена для работы преподавателя с обучающимися, осваивающими профессиональный модуль ПМ.04./07. Выполнение работ по...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по профессиональному модулю ПМ 04: «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Раздел:. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий МДК 04.03.Технология оказания м

Методическое пособие разработано для проведения лекционного занятия со студентами по теме: «Участие сестры в различных исследованиях и правила подготовки к ним». «Методическая разработка состав...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Осуществление термометрии» 34.02.01 «Сестринское дело»

    Методическая разработка создана на основании требований ФГОС и рабочей программы ПМ. 04  «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...