Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".
методическая разработка на тему

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

                                                                                                         

   

Введение в латинский язык

Методическая разработка теоретичекого занятия

для преподавателей

по учебной дисциплине   ОП07 Основы латинского языка

с медицинской терминологией

для специальности: 31.02.01 «Лечебное дело»

ЦМК_Общемедицинская

Преподаватель:

Шапкина М.Л.

Санкт-Петербург

2015 год


ВВЕДЕНИЕ

Тема изучается в общеобразовательном цикле учебной дисциплины ОП07 Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Тема направлена на формирование взаимосвязей между другими предметами медицинского направления.

Изучение темы требует использования  технических средств обучения.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ, ОСНАЩЕНИЕ

  • Кабинет № 45, «Фармакология и латинский язык»
  • Оснащение занятия: презентация, аудиоматериалы, методическая разработка по теме, учебник, доска, мел, дидактический материал.

                               ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Вид занятия: Теория (урок).

Продолжительность данного занятия: 90 минут

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ заключается в необходимости формирования начальных знаний о предмете и его роли в медицине.  Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК1, ОК5, ОК6, ОК10, ОК12, ПК 1.7, ПК 4.9, ПК 5.6.  

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: дать представление о латинском языке как одном из инструментов медицинского знания и на основе теоретических знаний сформировать элементы компетенций: ОК1, ОК5, ОК6, ОК10, ОК12, ПК 1.7, ПК 4.9, ПК 5.6.  

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

  • Учебные  задачи:
  • Ознакомить с местом и ролью предмета в системе обучения.
  • Ознакомить с краткой историей латинского языка.
  • Дать общие сведения о медицинской терминологии.
  • Изучить латинский алфавит.
  • Освоить правила чтения в латинском языке на примерах из медицинской терминологии.

  • Развивающая задача заключается в формировании общих компетенций следующими путями:
  • Формирование способностей к самообучению.
  • Выявление и использование взаимосвязей между предметами обучения.

  • Воспитательная задача заключается в формировании общих  и профессиональных компетенций следующими путями:
  • Развитием таких качеств, как честность, аккуратность, добросовестность, интерес к профессии, интеллект, самокритичность, стремление качественно выполнять свою работу, трудолюбие, бережное отношение к труду других людей, к имуществу.
  • Поддержанием устойчивого интереса  к выбранной специальности.

Профессиональные качества

Возможности их формирования через

содержание деятельности студентов

Организованность

При организации рабочего места.

Внимательность, такт, терпение, ответственность уверенность в себе.

При выполнении заданий, общении друг с другом

Усидчивости, аккуратности, бережное отношение к рабочему месту, оснащению.

Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе.

  1. КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Номер и название компетенции

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Основные  направления и задачи дисциплины, понятия медицинской терминологии и этапы её развития.

Читать специальную литературу на латинском языке.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

1. Источники основной и дополнительной литературы;

2. Интернет ресурсы по заданной теме;

3. Алгоритм поисковой работы.

1. Осуществлять поиск информации в печатных и интернет ресурсах;

2. систематизировать полученную информацию;

3. Использовать информацию в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Правила чтения в латинском языке.

1. Обобщать знания;

2. Выполнять фонетические упражнения (по Приложению  №1)

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Краткую историю латинского языка и его связь с современными языками.

1. Систематизировать полученные знания;

2. Стремиться к достижению взаимоуважения, толерантности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производствен-ной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

1. Цели, задачи и специфику предмета «Основы латинского языка

с медицинской терминологией»;

2. План эвакуации при пожаре

1. Вести конспект занятия, работать с учебной литературой;

2. Отвечать на письменные и устные опросы.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Правила произношения и чтения латинских букв, дифтонгов, диграфов и буквосочетаний.

Правильно читать и произносить латинские буквы, дифтонги, диграфы и буквосочетания.

ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.

Правила произношения и чтения латинских букв, дифтонгов, диграфов и буквосочетаний.

Правильно читать и произносить латинские буквы, дифтонги, диграфы и буквосочетания.

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.

Правила произношения и чтения латинских букв, дифтонгов, диграфов и буквосочетаний.

Правильно читать и произносить латинские буквы, дифтонги, диграфы и буквосочетания.

5. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

6. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

№ П/П

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

5 МИНУТ

2

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

60 МИНУТ

3

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА: ВЫПОЛНЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

10 МИНУТ

4

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

10 МИНУТ

5

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

2 МИНУТЫ

6

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

3 МИНУТЫ

7. ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Название этапа

 занятия

Описание деятельности

(Содержание, формы и  методы)

Цель деятельности

Время

примерное

Оснащение

(дидактическая структура занятия)

преподавателя

студентов

1

Организационный момент

Приветствие,

проверка присутствующих

Староста докладывает об отсутствующих.

Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия.

Приготовление рабочей тетради.

1мин.

Журнал группы

Мотивация учебной деятельности  студентов

Активизирует внимание студентов на сущности и значимости темы в соответствии с изучаемыми компетенциями

Подготовка к выполнению задания

Рабочая тетрадь

обоснование темы занятия

Беседа со студентами о значимости темы. Записывает задачи занятия на доске.

Студенты записывают тему и задачи занятия

Показать практическую значимость  для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление.

2 мин

Доска, мел

Презентация

цели занятия

Формирует гражданскую и профессиональную позицию студента в соответствии с компетенциями.

Формируют заданные компетенции.

Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии, формирование целенаправленности, активизация познавательной деятельности.

2мин.

Презентация

2

Формирование  новых знаний умений

Формирование знаний и умений, стимулирование познавательной деятельности студентов

60мин.

Презентация

Дидактический материал

Конспектирование материала

Изложение нового материала

Студенты записывают материал в рабочую тетрадь

3

Закрепление

изученного

Организует выполнение фонетических упражнений

Студенты выполняют фонетические упражнения (Приложение  №1)

Применение на практике полученных знаний и умений

10мин.

Дидактический материал, аудиоматериал

4

Заключительный контроль

Проводит заключительный контроль

Выполняют задание по чтению

Определение уровня усвоения и достижения  целей занятия, формирование ответственности, освоение компетенций

10мин.

Учебник, журнал

5

Домашнее задание

Определяет тему следующего занятия

Записывают домашнее

задание

Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки

Подготовка к практическому занятию по теоретическому материалу.

2мин.

Тетради, учебник

6

Подведение итогов

Выставляет оценки в журнал

Слушают оценки

Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого по выставленным оценкам.

3мин.

Журнал

8. УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИИ

этапы работы

Формируемые

компетенции

Способы выполнения

вопросы

для самоконтроля

Определение целей и задач

ОК 1

Знакомятся с презентацией

Определяют значимость темы

Приобретение  новых знаний и умений

ОК 5, ОК10

Записывают новый материал

1.Сколько гласных в латинском языке?  

2.Чем отличается диграф от дифтонга?

3.Как произносятся буквосочетания?  

Выполняют самостоятельную  работу

ОК 6,     ОК 12

Выполняют фонетические упражнения (Приложение №1).

Как читаются латинские слова?

Закрепление изученного материала

ПК 1.7, ПК 4.9, ПК 5.6

Выполнение итогового контроля устно. (Приложение №2).

Итоговый контроль, задание по чтению

  1. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В критерии оценки уровня подготовки студента по теме занятия входит уровень теоретических знаний, продемонстрированных студентом при выполнении заключительных заданий.

Результаты достижений студентов в устной форме по теме оцениваются

  • "отлично"
  • "хорошо"
  • "удовлетворительно"
  • "неудовлетворительно"

Отметка «5» (отлично) ставится, если студент:

1) обнаруживает понимание материала, может применить знание на практике;

2) излагает материал последовательно и правильно.

Отметка «4» (хорошо) ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в выполнении заданий.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки при выполнении заданий и не может самостоятельно их исправить. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

10. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: Медицина, 1988. – 256 с. – (Учеб. лит. Для учащихся мед. училищ). Допущено Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР в качестве учебника для учащихся медицинских и фармацевтических училищ.
  2. Городкова Ю.И.Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. – М. : Медицина, 2001. – 274 с. Допущен Департаментом научно-исследовательских и образовательных учреждений Мин. здравоохранения Российской Федерации для учащихся медицинских  и фарм. училищ и колледжей.
  3. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
  4. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – Москва «Медицина». – 2004.

Интернет ресурсы:

1. http/www.nlr/ru:8101/poix/httml#1 (Библиографическая база данных «Вся Россия»)

2. http/www.ndce/ru/ (Электронный каталог учебных изданий)

3.http// eidos.rsl.ru:8080  (Каталог Российской государственной библиотеки)


11. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ  

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Упражнение 1.

Повторите:

Nérvus - нерв, fébris - лихорадка, teres - круглый, béne - хорошо, génu - колено, téndo - сухожилие, líttera - буква, meátus - проход, sémen - семя, fóvea – ямка, diabétes – диабет, bílis - желчь, insanábilis – неизлечимый, majális – майский, jejúnum – тощая кишка, jécur - печень, júvenis – юноша, dyspepsía - диспепсия, hydrárgyrum - ртуть, amýgdala - миндаль, gangráena - омертвение, áeger - больной, paediáter - детский врач, cóelia - брюшная полость, roentgenológia - учение о рентгеновских лучах, audítus - слух, leukaemía - белокровие, pneumonía - воспаление легких, éupnoё - правильное дыхание, áёr - воздух.

Упражнение 2.

Повторите:

Cérebrum - мозг, carcinóma - раковая опухоль, cérvix - шея, cíto - быстро, cyáneus - синюшный, cóccus - кокк, cócci - кокки, hýdrops - водянка, hérba - трава, háema - кровь, hemicránia - мигрень, lux - свет, ampúlla - ампула, sal - соль, látus - широкий, colúmna - столб, státus - статус, consisténtia - содержание, abscéssus - нарыв, musculósus - мышечный, dósis - доза, organísmus - организм, rádix - корень, extráctum - вытяжка, luxátio - вывих, xiphoídeus - мечевидный, méninx - мозговая оболочка, zygóma - скула, ozáena - хронический насморк, hérpes zóster - опоясывающий лишай.

Упражнение 3.

Повторите:

Quális - какой, quóque - также, líquor - жидкость, quércus - дуб, squamósus - чешуйчатый, antíquus - древний, sánguis - кровь, língua - язык, sublinguális - подъязычный, unguéntum - мазь, substántia - вещество, solútio - раствор, palpátio - прощупывание, auscultátio - выслушивание, digéstio - пищеварение, combústio - ожог, erythéma - краснота, cholecystítis - воспаление желчного пузыря, haemophilía - кровоточивость, rháphe - шов, cóncha - раковина, xanthochromía - желтый оттенок кожи, ischuría - задержка мочи, haemorrhagía - кровотечение, chloásma - пигментное пятно, thermotherapía - лечение теплом, prophyláxis - предупреждение (заболеваний), paraesthesía - ложное ощущение, thyreoídeus - щитовидный, splanchnológia - наука о внутренних органах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Предлог как часть речи».

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколенияЦель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении комбини...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...