Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».
методическая разработка

Габова Елена Юрьевна

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.

Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки знаков препинания в нем  позволят в дальнейшем соблюдать нормы лексического произношения, развивать пунктуационную зоркость обучающихся.

В методической разработке упражнения подобраны  таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные  знания о сложноподчиненном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bsp_metod_razrabotka_-.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал

ГБПОУ  «Миасский медицинский колледж»

                                                                                                                                                                                                 

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

 по ОДБ 01. Русский язык

Специальность  Сестринское дело

Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное  предложение».

.

2019 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК ОД дисциплин

Протокол №__от «___»___2019

Председ. ЦМК_______________

                         Сорокина С.А.

Утверждено

Зам. директора по УВР

_____________/Е.Н. Борисова/

«____»________2019 г.

Автор:    Габова Е. Ю. преподаватель русского языка и литературы

                 1 категории

Рецензент:     Сафиулина В.В. преподаватель русского языка и

                         литературы высшей категории

   

Методическое пояснение

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.    На усвоение данной темы отведено 2 часа согласно КТП.

Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки знаков препинания в нем  позволят в дальнейшем соблюдать нормы лексического произношения, развивать пунктуационную зоркость обучающихся.

В методической разработке упражнения подобраны  таким образом, что выполнение их поможет закрепить обобщенные  знания о сложноподчиненном предложении.

К методической разработке прилагается  дидактический материал разного уровня сложности.

Мотивация темы

  Изучение темы «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение»

Цель занятия, исходя из уровней усвоения учебной информации

Учебная (дидактическая) цель:

1- уровень усвоения

- сообщение актуальности темы

- продолжение формирования понятия сложноподчиненного предложения,  его роли в  тексте

2- уровень усвоения

-повторение темы «Синтаксис»

-повторение и закрепление правил постановки знаков препинания в сложном предложении.

-повторение НЕ с глаголами

Развивающая цель:

-продолжение формирования умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык

-продолжение формирования умения использовать сложное предложение  в речи

-развитие умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы

Воспитательная цель:  

-способствование воспитанию внимательности, аккуратности в своей работе

-способствование формированию положительного отношения к изучению русского языка

-стремление воспитать орфографическую и пунктуационную  зоркость

Методическая цель урока: формирование общих компетенций через развитие грамотности на занятиях русского языка

 Тип занятия:  теоретическое занятие   

  Место проведения: кабинет № 415

  Количество часов: 2 часа

Методы (М), методические приемы (МП) в соответствии с уровнями усвоения информации.

1 уровень-объяснительно-иллюстративный

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: демонстрация таблиц, записей на доске

2,3 уровень- репродуктивный

Фронтальный опрос, практические задания и упражнения

3 уровень- частично-поисковый

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

школьный курс русского языка

-

Сложнопсочиненное предложение

Сложноподчиненное

предложение

Сопутствующие

ОДБ 02 Литература

ОДБ 03 Английский язык

-

все темы

«Вводно-коррективный курс»

«Сложное предложение»

Последующие

ОП 05 Гигиена и экология человека

-

«Профессиональные вредности»,    «Здоровый образ жизни»

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

-

«Правила орфографического написания»

Последующие

-

«Правила постановки знаков препинания в сложном предложении»

«Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами»

         

 Требования к подготовке обучающихся

Обучающийся должен знать:

-о связи языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий «речевая ситуация», «литературный язык», «языковая

норма», «культура речи»;

-основные единицы и уровни языка, их признаки

Обучающийся должен уметь:

-выполнять упражнения по орфоэпии, лексике, грамматике, орфографии и

пунктуации согласно нормам современного русского литературного языка;

-строить свою речь в соответствии с нормами речевого поведения

Изучение темы должно способствовать формированию общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый  интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя;

- Карточки, раздаточный материал.

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Продолжить   работу над созданием словаря медицинских терминов

1

занести в тетрадь 10 терминов на тему «Медицинские манипуляции»

уметь ориентироваться в речевой ситуации, связанной с профессиональной деятельностью

Литература

Основная:

  1.  Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова.-Изд.11-е.-Ростов н/Д:Феникс, 2015.-380 (1) с.-(среднее профессиональное образование).
  2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов 2-е изд., стер..:Высш. Школа, 2012г.

Дополнительная:

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д.:Феникс, 2014г.
  2. Греков В.Ф. Русский язык 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд.-М.:просвещение,2011.
  3. Медицинский портал. Великие врачи.httr//www.medik-portal.ru/velikievrachi

Структура занятия 90 мин

Организационный момент:      2 мин

Цели и план занятия:                3 мин

Проверка знаний                      15 мин

Изложение нового материала  35 мин

Закрепление материала            25 мин

Итоги. Задание на дом             10 мин

Хронологическая карта занятия 90 минут

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация ОК

Приложение

Действия преподавателя

Действия обучающихся

  1. Организационный  момент

2 мин.

Взаимное приветствие преподавателя  и студентов. Проверка подготовленности студентов к уроку; Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет наличие учебных принадлежностей.

Организация внимания и внутренней готовности.

Создает деловую,  дружескую атмосферу общения.

Приветствуют преподавателя. Староста называет фамилии отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту.

Установка на работу

Словесные

   ОК 12

  1. Цели и план занятия

3 мин.

Сообщает цели, ход занятия.

Мотивация: см. этап 3.

Слушают преподавателя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Организация обратной связи, настрой на работу на занятии.

Словесные: беседа

ОК 1,

ОК 6

  1. Проверка знаний обучающихся

15 мин.

Пунктуационный диктант Цель:

 проверка знаний по теме «Предложение». В процессе проверки  преподаватель выставляет  оценки и делает вывод - как усвоен материал прошлого урока.

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя  

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать.

Способствование развитию мышления.

Письменная работа.

ОК 2

ОК1

ОК 10

Приложение 1

Приложение 4

  1. Изложение нового материала- 35 мин.

Знакомство с новым материалом проводится с помощью изучения раздаточного материала по теме Преподаватель реализует принцип обратной связи с обучающимися, актуализирует их знания, полученные ранее Раскрывает некоторые вопросы темы, с использованием рассуждений обучающихся.

Проводит синтаксический эксперимент

Отвечают на проблемные вопросы преподавателя,  выполняют упражнения письменно, читают информацию, делают выводы.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: лекция с элементами беседы.

ОК 1;

ОК 2;

ОК6

ОК 12.

Приложение

2,3,5,6

  1. Закрепление.

-25 мин

Задает вопросы на закрепление материала

Организует групповую работу студентов по анализу изученного.

Отвечают на поставленные вопросы, отдельные обучающиеся работают у доски.

Выполняют упражнения  с комментариями

Проверка усвоения материала

Беседа.

ОК 2

ОК 10

Приложение

8,9,7

  1. Домашнее задание.

Рефлексия

10 мин.

Преподаватель возвращается к теме урока  и целевой установке.

Совместно со студентами проверяет, все ли поставленные цели достигнуты.

Оценивает работу студентов на уроке, выделив наиболее активных.  Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

Дает под запись домашнее задание – стр. 370 ,зад. 228,229 по учебнику Л. А. Введенской.

Преподаватель благодарит группу за урок.

Дают разъяснения поставленным в начале урока целям.

Делают самоанализ изучения темы.

ОК10      ОК12

Приложение 1

Пунктуационный диктант

Запишите предложения, поставьте в них недостающие знаки препинания, объясните.

  1. В избе у неё всегда было опрятно стены чисто побелены, на подоконниках стояли горшочки с цветами.
  2. В лесу стучали топоры и слышался звук падающих деревьев.
  3. Противник сам создаёт обстановку в которой может подставить нам для разгрома свои главные силы.
  4. У Антона Прокофьевича были, между прочим, одни панталоны такого странного свойства, что когда он надевал их, то всегда собаки кусали его за икры.
  5. Всё наполнилось слухом что между возов появилась красная свитка.

Самопроверка

     Какое пунктуационное правило помогло вам поставить знаки препинания?

Приложение 2

Опорный конспект « Члены предложения»

Члены предложения. Что обозначает. Вопросы.

Подлежащее . Предмет. Кто? Что?

Сказуемое. Действие предмета. Что делает? Каково он? Что он? Кто он?

Дополнение. Предмет. Вопросы косвенных падежей.

Определение. Признаки предмета. Какой? Чей?

Обстоятельство. Место временя, способ действия, условие, причину, сравнение, следствие.

Опорный конспект «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

         Запятая и точка с запятой в БСП

1. [  ], [  ].                                            

       И

Перечисление фактов

                                                                    и

В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки.

2. [  ]; [  ]; [  ].

Перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания

Кусты орешника разрослись по берегам ручья;  к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы, воздух наполнен запахами лета.

        Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

  1. [  ]: [причина] .

            (потому что)

Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.

  1. [  ]: [пояснение].

        (а именно)

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.

  1. [  ]: [дополнение].

               (что)

 Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант.

         Тире в бессоюзном сложном предложении

  1. [  ] – [  ].

  противопоставление

Он гость – я хозяин.

  1. [время, условие] – [  ].

 Ехал сюда – рожь начинала колоться.

  1. [  ] – [вывод, следствие].

 

 Ласточки летают низко над землёй – жди дождя.

 

  1. [  ] – [быстрая смена событий].

 

  Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

 

Приложение 3

Текст + тест

Выполните задания.

 

  1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите

виды односоставных предложений. Подчеркните главные члены предложений.

  1. Не то это было раннее утро не то уже наступил вечер.
  2. Становилось жарко и я поспешил домой.
  3. Исправьте общество и болезней не будет.
  4. Его появление было поразительным и неожиданным и насторожило всех.
  5. Раннее утро и все кругом просыпается.

  1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Разграничьте

предложения: простые с однородными членами, соединенными союзом и (укажите их номера в левом столбике), и сложносочиненные, в которых простые предложения соединены союзом и (укажите их номера в правом столбике).

  1. Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца.
  2. И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился и наконец рассердился совсем встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногой.
  3. С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметно вдали полосою горел и темнел Днепр.
  4. С багрово озаренной воды навстречу мне медленно всплыли красивые, мужественные лица моих друзей и запомнились так на всю жизнь.
  5. Стало светать и мы тронулись в путь.
  6. Солнце сияло и на душе было радостно.
  7. Погода чудесна и хочется как можно дольше остаться в лесу.
  8. Солнце сияет и растаявший снег превращается в жгущие ручьи.

 

Приложение 4

Фронтальный опрос (Понятие о сложносочиненных предложениях)
               -  В каком разделе языкознания изучается предложение?

               -  На какие группы делятся все предложения?

               -  В чём отличие простого предложения от сложного?

               -  Какие виды сложных предложений вы знаете?

               -  В чём отличие союзных предложений от бессоюзных?

               -  Какие средства связи между частями предложения существуют?

Приложение 5

Синтаксический эксперимент.

  1. Отметьте предложения, в которых ставится запятая.
  1. Кто это такие и что им надо?
  2. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.
  3. В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
  4. Подпустить врага и дать огонь по команде!
  5. Я не мог видеть ее глаза она не поднимала ресниц.

  1. Отметьте предложения, в  которых не ставится запятая.
  1. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
  2. Я вернулся домой на образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
  3. Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.
  4. В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно.
  5. По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.

 

Приложение 6

                        Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

                        И дым Отечества нам сладок и приятен.

А.С. Грибоедов

Когда ты находишься в другой стране или в другой местности долгое время, то начинаешь скучать по родным просторам, по знакомым улицам, по дому. И ты понимаешь, как всё это тебе дорого. Ведь никакие красивые города мира или экзотические страны не заменят твоей родины. А когда вспоминаешь родные просторы, невольно грустишь по этим местам. И сразу хочется вернуться обратно. А когда возвращаешься домой, понимаешь, как же хорошо дома. Как радостно увидеть знакомые места, пройтись по своей улице, подышать родным воздухом и полюбоваться красотами природы. Здесь всё такое привычное, уютное, родное, милое душе.

Приложение 7

   - - Прочитайте текст. Письменно выполните предложенные задания.

1 текст (разговорный стиль)

 

    Не то на лугу кто-то надрывно кричит не то разрывают туго натянутую материю.

- Кто это? – спросил я.

- Коростель, его ещё дергач_м зовут, - ответил Пётр Иванович…

- А какой же он с виду? – спросил я.

- Да так, рыженький, бе_хвостый. Ноги дли_ые. На ц_пленка похож(?) когда тот из пуха в перо выход_т…

(Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Задания:

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните орфограммы.

2)Что из себя представляет текст?

                             (диалог)

3) Определите тип и стиль речи

                   (описание предмета (птицы)

                    Стиль – разговорный)

4) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

                   (эпитеты – рыженький, белохвостый

                    Сравнение – на цыплёнка похож

                    Метафора – из пуха в перо выходит)

 5) Найдите ССП и ССП, подчеркните грамматические основы , определите вид придаточного, постройте схемы.

                    (На лугу кто-то кричал, будто  раздирали на части туго натянутую материю. СПП с придаточным сравнением. [     ] , (     ).

                     На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит…

СПП с придаточным времени. [     ] , (     ) .

(всего на уроке используется 5 текстов разных стилей)

Приложение 8

Установите соответствие

Предложения.

1.Где-то пели птицы, и пчелы жужжали, низко летая от цветка к цветку.

2.Солнце озарило верхушки деревьев, и сидящие на них птицы весело защебетали.

3.На берегу горели два костра, а в море никого не было.

4.Мысли в голове моей то роились, то я их упорядочивал и систематизировал.

5.Не то ветка упала с дерева, не то птица пролетела мимо.

Смысловая связь.

     

      1.чередование

2.противопоставление

3.одновременность

4.исключение

5.последовательность

   

Приложение 9

Проведение блиц – опроса.

Дайте определение  предложению.

Что такое простое предложение?

Что называется сложным предложением?

Назовите типы сложных предложений?

Дайте характеристику каждому типу сложного предложения.

В чем отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных?

Каждый ответ подтвердить примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ТЕМА: «АПТЕКА. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ПРИСТАВКИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ТЕМА: «АПТЕКА. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ПРИСТАВКИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 курса специальности: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)/...

методическая разработка по дисциплине: Русский язык. Тема: Имя Числительное

Данная тема занимает важное место в разделе «Морфология». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.   Обобщение изученного ранее материала по...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Предлог как часть речи».

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколенияЦель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении комбини...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

урок русского языка по теме: "Сложные предложения с различными видами связи"

laquo;ЕУРАЗИЯ ГУМАНИТАРЛЫҚ ИНСТИТУТЫНЫҢ КОЛЛЕДЖІ» мекемесіУчреждение «КОЛЛЕДЖ ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА» (білім беру ұйымының атауы /наименование организации образова...

Тест по теме: "Сложное предложение"

Тест разработан для учащихся СПО во время изучения раздела: "Синтаксис"...