Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Предлог как часть речи».
методическая разработка

Габова Елена Юрьевна

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения

Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении комбинированного проведения занятия по теме

«Предлог как часть речи».

Данная методическая разработка предназначена для использования и проведения занятий с выполнением упражнений разного уровня сложности.

Методическая разработка включает цели, формы, методы, план проведения занятия, диск с презентацией.

Информационно-коммуникационные занятия помогают активизировать познавательную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами умения и знания, сделать изучение темы привлекательным.

В процессе подготовки к таким занятиям удается решить вопросы по организации самостоятельной работы.

Мотивационный характер такого занятия дает возможность студентам узнать что-то новое, проверить свои знания, умения и навыки, а также брать на себя ответственность за результаты выполнения заданий.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, ориентироваться в условиях частой смены технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog_metod.razrabotka.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал

ГБПОУ  «Миасский медицинский колледж»

                                                                                                                                                                                                 

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

 по ОДБ 01. Русский язык

Специальность  Сестринское дело

Тема: «Предлог как часть речи».

.

2020 г.

Рассмотрено на заседании ЦМК ОД дисциплин

Протокол №__от «___»___2020

Председ. ЦМК_______________

                         Сорокина С.А.

Утверждено

Зам. директора по УВР

_____________/Е.Н. Борисова/

«____»________2020г.

Методическая разработка учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования Сестринское дело.

Организация-разработчик:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Разработчик: Габова Е.Ю. преподаватель Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Рецензент: Витомскова М.В. преподаватель дисциплины: Русский язык. Кыштымского филиала «ЮУТК».

Рецензент: Павлова О.В. методист Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения

Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении комбинированного проведения занятия по теме

«Предлог как часть речи».

Данная методическая разработка предназначена для использования и проведения занятий с выполнением упражнений разного уровня сложности.

Методическая разработка включает цели, формы, методы, план проведения занятия, диск с презентацией.

Информационно-коммуникационные занятия помогают активизировать познавательную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами умения и знания, сделать изучение темы привлекательным.

В процессе подготовки к таким занятиям удается решить вопросы по организации самостоятельной работы.

Мотивационный характер такого занятия дает возможность студентам узнать что-то новое, проверить свои знания, умения и навыки, а также брать на себя ответственность за результаты выполнения заданий.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, ориентироваться в условиях частой смены технологий.

Мотивация темы

Данная тема требует особого внимания при изучении, так как обучающиеся довольно часто допускают ошибки в написании служебных частей речи. Обучающимся известно об отличии предлогов от приставок, об употреблении предлогов с определенными падежами, о возможной связи в словосочетании главного и зависимых слов с помощью не только окончаний, но и предлогов. Тема «Предлог как часть речи» выбрана не случайно. Она   является богатым материалом по культуре речи.  Согласно  статистики обучающиеся испытывают затруднения при написании   служебных частей речи, в том числе допускают ошибки при употреблении предлогов. В результате изучения темы, обучающиеся должны знать   о непроизводных и производных предлогах, соотносимых с формами других частей речи и уметь их правильно писать, употреблять предлоги в словосочетании со связью предложенного управления, пользоваться предлогами – синонимами, многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений.

  Изучение темы «Предлог как часть речи»   позволит обучающимся обобщить и углубить знания по теме, использовать конструкции с предлогами в конкретной речевой ситуации с соблюдением грамматической, орфографической и пунктуационной норм языка. Развивать культуру речи.

Методическая цель занятия

Формирование общих компетенций через развитие грамотности на занятиях русского языка.

Цели занятия:

Учебная (дидактическая) цель:

1- уровень усвоения

- продолжение формирования понятия предлога как части речи,   его роли в  тексте

2- уровень усвоения

-повторение темы «Наречие»

-повторение и закрепление правил написания производных и непроизводных предлогов

Развивающая цель:

-продолжение формирования умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык

-продолжение формирования умения использовать предлоги   в речи

- развитие орфографической зоркости и умения применять теоретические знания на практике

Воспитательная цель:  

-способствование воспитанию внимательности, аккуратности в работе по выполнению устных и письменных упражнений

-способствование формированию положительного отношения к изучению русского языка

-воспитание любви к своему Отечеству, развитие патриотизма и чувство сопричастности к судьбе своей страны

Изучение темы должно способствовать формированию общих компетенций (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый   интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;

  Место проведения: кабинет № 415

 Тип занятия:   комбинированное занятие   

Методы (М), методические приемы (МП) 

в соответствии с уровнями усвоения информации.

1 уровень-объяснительно-иллюстративный

Словесные: беседа, объяснение

Наглядные: демонстрация презентации, записей на доске

2,3 уровень- репродуктивный

Фронтальный опрос, практические задания и упражнения

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

школьный курс русского языка

-

Сопутствующие

ОДБ 02 Литература

-

все темы

«Вводно-коррективный курс»

ОДБ 03 Английский язык

«Предлоги»

ОДБ.07

Информатика и информационно-компьютерные технологии

Последующие

ОГСЭ.01 Основы философии

«Философия культуры»

ОГСЭ.05 Русский язык

«Лексические ошибки и способы их устранения»

«Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения»

ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности

ПМ01 Проведение профилактических мероприятий

МДК01.03 Сестринское дело в ПМСП

«Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения»

ПМ.04 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

МДК04.01

Теория и практика сестринского дела

«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

«Участие в санитарно – просветительной работе».

Прием пациента в стационар.

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

-

Школьный курс

Сопутствующие

Раздел: «Морфология»

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Причастие

Деепричастие

Наречие

Последующие

Раздел: «Синтаксис»

Словосочетание

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя;

- Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация

Требования к результатам освоения дисциплины

Обучающийся должен уметь:

-выполнять упражнения по орфоэпии, лексике, грамматике, орфографии и

пунктуации согласно нормам современного русского литературного языка;

-строить свою речь в соответствии с нормами речевого поведения

Обучающийся должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий «речевая ситуация», «литературный язык», «языковая

норма», «культура речи»;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Продолжить   работу над созданием словаря медицинских терминов

1

занести в тетрадь 10 терминов на тему «Медицинские манипуляции»

уметь ориентироваться в речевой ситуации, связанной с профессиональной деятельностью

Литература

Основная:

1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. -Изд.11-е.-Ростов н/Д:Феникс, 2018.-380 (1) с.-(среднее профессиональное образование).

2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов 2-е изд., стер..:Высш. Школа, 2017г.

Дополнительная:

1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д. :Феникс, 2014г.

2. Греков В.Ф. Русский язык 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е изд.-М .:просвещение,2018.

3. Медицинский портал. Великие врачи.httr//www.medik-portal.ru/velikievrachi

Структура занятия 90 мин

Организационный момент:      2 мин

Цели и план занятия:                3 мин

Проверка знаний                      15 мин

Изложение нового материала  35 мин

Закрепление материала            25 мин

Итоги. Задание на дом               10 мин          

Хронологическая карта занятия 90 минут

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация ОК

Приложение

Действия преподавателя

Действия обучающихся

  1. Организационный  момент

2 мин.

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Проверка подготовленности студентов к уроку; Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет наличие учебных принадлежностей.

Организация внимания и внутренней готовности.

Создает деловую,  дружескую атмосферу общения.

Приветствуют преподавателя. Староста называет фамилии отсутствующих.

Адаптируются к рабочему месту.

Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку. Прививать ответственность, аккуратность к себе и товарищам.

Словесные

   ОК 12

  1. Цели и план занятия

3 мин.

Сообщает тему, ее актуальность,  цели и план  занятия.

Мотивация: см. этап 3.

Слушают преподавателя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Организация обратной связи, настрой на работу на занятии.

Словесные: беседа

ОК 1,

ОК 6

  1. Проверка знаний обучающихся

15 мин.

Орфографичесий диктант Цель:

 проверка знаний по теме «Наречие». В процессе проверки  преподаватель выставляет  оценки и делает вывод - как усвоен материал прошлого урока.

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя  

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать.

Способствование развитию мышления.

Письменная работа.

ОК 2

ОК1

ОК 10

Приложение 1

Приложение 4

  1. Изложение нового материала- 35 мин.

Знакомство с новым материалом проводится с помощью изучения раздаточного материала по теме Преподаватель реализует принцип обратной связи с обучающимися, актуализирует их знания, полученные ранее Раскрывает некоторые вопросы темы, с использованием рассуждений обучающихся.

Проводит синтаксический эксперимент

Отвечают на проблемные вопросы преподавателя,  выполняют упражнения письменно, читают информацию, делают выводы.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: лекция с элементами беседы.

ОК 1;

ОК 2;

ОК6

ОК 12.

Приложение

2,3,5,6

  1. Закрепление.

-25 мин

Задает вопросы на закрепление материала

Организует групповую работу студентов по анализу изученного.

Отвечают на поставленные вопросы, отдельные обучающиеся работают у доски.

Выполняют упражнения  с комментариями

Проверка усвоения материала

Беседа.

ОК 2

ОК 10

Приложение

8,9,7

  1. Домашнее задание.

Рефлексия

10 мин.

Преподаватель возвращается к теме урока   и целевой установке.

Совместно со студентами проверяет, все ли поставленные цели достигнуты.

Оценивает работу студентов на уроке, выделив наиболее активных.  Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

Дает под запись домашнее задание – стр. 370 ,зад. 228,229 по учебнику Л. А. Введенской.

Преподаватель благодарит группу за урок.

Дают разъяснения поставленным в начале урока целям.

Делают самоанализ изучения темы.

ОК10      ОК12

Приложение 1

Орфографический диктант

Раскройте скобки. Подчеркните третье лишнее. Объясните.

а) ничуть (не)интересно, совершенно (не)интересно, далеко (не)весело;

               б)  (не)по-приятельски, (не)по-нашему, (не)верно;

 в) (не)стройно, (не)приветливо, (не)хорошо, а плохо;

 г) читал (не) выразительно, глядел (не)доуменно, жил (не)далеко.

   

Самопроверка

     Какое пунктуационное правило помогло вам поставить знаки препинания?

Приложение 2

Опорный конспект  «Члены предложения»

Члены предложения. Что обозначает. Вопросы.

Подлежащее . Предмет. Кто? Что?

Сказуемое. Действие предмета. Что делает? Каково он? Что он? Кто он?

Дополнение. Предмет. Вопросы косвенных падежей.

Определение. Признаки предмета. Какой? Чей?

Обстоятельство. Место временя, способ действия, условие, причину, сравнение, следствие.

Опорный конспект «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

         Запятая и точка с запятой в БСП

1. [  ], [  ].                                            

       И

Перечисление фактов

                                                                    и

В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки.

2. [  ]; [  ]; [  ].

Перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания

Кусты орешника разрослись по берегам ручья;  к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы, воздух наполнен запахами лета.

        Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

  1. [  ]: [причина] .

            (потому что)

Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.

  1. [  ]: [пояснение].

        (а именно)

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.

  1. [  ]: [дополнение].

               (что)

 Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант.

         Тире в бессоюзном сложном предложении

  1. [  ] – [  ].

  противопоставление

Он гость – я хозяин.

  1. [время, условие] – [  ].

 Ехал сюда – рожь начинала колоться.

  1. [  ] – [вывод, следствие].

 

 Ласточки летают низко над землёй – жди дождя.

 

  1. [  ] – [быстрая смена событий].

 

  Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

 

Приложение 3

Текст + тест

Выполните задания.

 

  1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите

виды односоставных предложений. Подчеркните главные члены предложений.

  1. Не то это было раннее утро не то уже наступил вечер.
  2. Становилось жарко и я поспешил домой.
  3. Исправьте общество и болезней не будет.
  4. Его появление было поразительным и неожиданным и насторожило всех.
  5. Раннее утро и все кругом просыпается.

  1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Разграничьте

предложения: простые с однородными членами, соединенными союзом и (укажите их номера в левом столбике), и сложносочиненные, в которых простые предложения соединены союзом и (укажите их номера в правом столбике).

  1. Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца.
  2. И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился и наконец рассердился совсем встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногой.
  3. С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметно вдали полосою горел и темнел Днепр.
  4. С багрово озаренной воды навстречу мне медленно всплыли красивые, мужественные лица моих друзей и запомнились так на всю жизнь.
  5. Стало светать и мы тронулись в путь.
  6. Солнце сияло и на душе было радостно.
  7. Погода чудесна и хочется как можно дольше остаться в лесу.
  8. Солнце сияет и растаявший снег превращается в жгущие ручьи.

 

Приложение 4

Фронтальный опрос (Понятие о сложносочиненных предложениях)
               -  В каком разделе языкознания изучается предложение?

               -  На какие группы делятся все предложения?

               -  В чём отличие простого предложения от сложного?

               -  Какие виды сложных предложений вы знаете?

               -  В чём отличие союзных предложений от бессоюзных?

               -  Какие средства связи между частями предложения существуют?

Приложение 5

Синтаксический эксперимент.

  1. Отметьте предложения, в которых ставится запятая.
  1. Кто это такие и что им надо?
  2. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.
  3. В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
  4. Подпустить врага и дать огонь по команде!
  5. Я не мог видеть ее глаза она не поднимала ресниц.

  1. Отметьте предложения, в  которых не ставится запятая.
  1. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
  2. Я вернулся домой на образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
  3. Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.
  4. В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно.
  5. По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.

 

Приложение 6

                        Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

                        И дым Отечества нам сладок и приятен.

А.С. Грибоедов

Когда ты находишься в другой стране или в другой местности долгое время, то начинаешь скучать по родным просторам, по знакомым улицам, по дому. И ты понимаешь, как всё это тебе дорого. Ведь никакие красивые города мира или экзотические страны не заменят твоей родины. А когда вспоминаешь родные просторы, невольно грустишь по этим местам. И сразу хочется вернуться обратно. А когда возвращаешься домой, понимаешь, как же хорошо дома. Как радостно увидеть знакомые места, пройтись по своей улице, подышать родным воздухом и полюбоваться красотами природы. Здесь всё такое привычное, уютное, родное, милое душе.

Приложение 7

   - - Прочитайте текст. Письменно выполните предложенные задания.

1 текст (разговорный стиль)

 

    Не то на лугу кто-то надрывно кричит не то разрывают туго натянутую материю.

- Кто это? – спросил я.

- Коростель, его ещё дергач_м зовут, - ответил Пётр Иванович…

- А какой же он с виду? – спросил я.

- Да так, рыженький, бе_хвостый. Ноги дли_ые. На ц_пленка похож(?) когда тот из пуха в перо выход_т…

(Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Задания:

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните орфограммы.

2)Что из себя представляет текст?

                             (диалог)

3) Определите тип и стиль речи

                   (описание предмета (птицы)

                    Стиль – разговорный)

4) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

                   (эпитеты – рыженький, белохвостый

                    Сравнение – на цыплёнка похож

                    Метафора – из пуха в перо выходит)

 5) Найдите ССП и ССП, подчеркните грамматические основы , определите вид придаточного, постройте схемы.

                    (На лугу кто-то кричал, будто  раздирали на части туго натянутую материю. СПП с придаточным сравнением. [     ] , (     ).

                     На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит…

СПП с придаточным времени. [     ] , (     ) .

(всего на уроке используется 5 текстов разных стилей)

Приложение 8

Установите соответствие

Предложения.

1.Где-то пели птицы, и пчелы жужжали, низко летая от цветка к цветку.

2.Солнце озарило верхушки деревьев, и сидящие на них птицы весело защебетали.

3.На берегу горели два костра, а в море никого не было.

4.Мысли в голове моей то роились, то я их упорядочивал и систематизировал.

5.Не то ветка упала с дерева, не то птица пролетела мимо.

Смысловая связь.

     

      1.чередование

2.противопоставление

3.одновременность

4.исключение

5.последовательность

   

Приложение 9

Проведение блиц – опроса.

Дайте определение  предложению.

Что такое простое предложение?

Что называется сложным предложением?

Назовите типы сложных предложений?

Дайте характеристику каждому типу сложного предложения.

В чем отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных?

Каждый ответ подтвердить примером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Методические рекомендации по работе над рефератом по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов СПО...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Сложносочиненное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

Урок русского языка . Тема "Имя прилагательное как часть речи".

Урок разработан для студентов 1 курса СПО....

Презентация по русскому языку 7 класс на тему "Междометие как часть речи"

Данная презентация - это материал, который поможет учителю представить такую сложную тему как междометие. Поможет разобраться с написанием сложных междометий и с постановкой знаков препинания при межд...

Конспект урока русского языка на тему: "Глагол как часть речи"

МОДЕЛЬНЫЙ УРОК (ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) ТЕМА: ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ ЦЕЛЬ: АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ...