Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
методическая разработка

Римма Газисовна Блиновскова

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю при изучении темы «Энтеральный способ введения лекарственных средств».

Занятие, по которому составлена методическая разработка, теоретическое, 2 часа. Оно включает в себя изучение способов введения лекарственных средств в организм. Подробно разбирается энтеральный путь введения, преимущества и недостатки данного пути введения, используемые лекарственные формы, правила приема лекарственных средств.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, активизации познавательной активности студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskachaya_razrabotka.docx725.78 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств»

Специальность: Сестринское дело

Кыштым, 2021 год

РАССМОТРЕНО:

на заседании ЦМК ПМ по специальности «Сестринское дело»

Протокол №___от «____» ___2021 г.

Председатель _______О.В. Павлова

Утверждаю

Зам. директора по УВР

______Е.Н. Борисова

«______» _____2021 г.

Автор: Блиновскова Римма Газисовна, преподаватель ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Рецензенты: Павлова О. В., методист, председатель ЦМК ПМ по специальности «Сестринское дело»

Позднякова Л.П., главная медсестра ГБУЗ «Городская больница

им. А.П. Силаева»

Содержание

Методическое пояснение…………………………………………………………..4

Мотивация темы ……………………………………………………………………5

Методическая цель занятия ………………………………………………………6

Междисциплинарные связи ………………………………………………………7

Внутридисциплинарные связи ……………………………………………………8

Формируемые ОК, ПК ……………………………………………………………10

Внеаудиторная работа ……………………………………………………………11

Хронологическая карта занятия …………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………..16

Приложения …….. ………………………………………………………………..17

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.

ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Методическая разработка составлена в помощь преподавателю при изучении темы «Энтеральный способ введения лекарственных средств».

Занятие, по которому составлена методическая разработка, теоретическое, 2 часа. Оно включает в себя изучение способов введения лекарственных средств в организм. Подробно разбирается энтеральный путь введения, преимущества и недостатки данного пути введения, используемые лекарственные формы, правила приема лекарственных средств.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, активизации познавательной активности студентов.

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Невозможно представить современную медицину без лекарственных препаратов. Благодаря лекарствам, значительно расширились возможности медицины: сегодня многие пациенты, еще недавно обреченные, живут значительно дольше. Современные лекарства улучшают прогноз болезней и повышают качество жизни пациентов. Медикаментозная терапия является важнейшей составной частью лечебного процесса.

Энтеральный путь введения – введение лекарственных препаратов через желудочно-кишечный тракт. Простота и доступность, разнообразие применяемых лекарственных форм – все это позволяет широко использовать энтеральный путь введения. Эффективность назначенного лечения зависит во многом от пациента. Специалистам хорошо известно, что неправильный прием даже самых лучших лекарственных препаратов (не вовремя, без учета одновременного приема пищи и др.) может приводить к снижению эффективности лечения, а также к развитию нежелательного побочного действия. Особенно важно контролировать, правильно ли принимают препараты пожилые больные, поскольку здесь имеется много неблагоприятных факторов – и большое количество принимаемых лекарств, и снижение памяти у таких пациентов, и частое несоблюдение ими режима приема препаратов с целью «экономии», хотя подобная экономия на лекарствах может обернуться бедой. Также в особом контроле за правильным приемом лекарственных препаратов нуждаются дети и больные, страдающие психическими заболеваниями. При соблюдении всех требований к применению лекарств и внимательном отношении к собственному организму успех лечения гарантирован.

Методическая цель занятия: визуализация, как средство активизации познавательной активности, с целью развития у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

Цели занятия:

Дидактические:

1 уровень усвоения:

  • Дать понятие о способах введения лекарственных средств (ОК 1; ПК 1.3)
  • Ознакомление с преимуществами и недостатками энтерального пути введения (ОК 1, ПК 1.4)

2 уровень усвоения:

  • Изучение особенностей энтерального способа приема лекарственных средств (ОК 6, ПК 1.4, ПК 2.5)
  • Повторение и закрепление теоретического материала по теме «Выписка, хранение, раздача лекарственных средств» (ОК 1, ПК 1.5)

3 уровень усвоения:

  • Составление памятки для пациента «Правила приёма лекарственных препаратов» (ОК 5, ПК 2.4)

Развивающие:

  1. Развитие у студентов клинического и логического мышления (ОК 1, ОК 3)
  2. Развитие чувства ответственности к избранной профессии (ОК 1, ОК 6, ОК 8, ПК 1.2,  ПК 1.5, ПК 1.6, ПК 2.1)
  3. Развитие профессиональной наблюдательности (ОК 3, ОК 6, ПК 1.5)
  4. Развитие умения общаться с пациентами и их близкими (ОК 6, ПК 1.1, ПК 1.4)

Воспитательные:

  1. Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, прививать любовь к своей профессии (ОК 1, ОК 2, ПК 1.2,  ПК 1.5, ПК 2.2)
  2. Воспитание у студентов важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника (ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8)

Место проведения занятия: лекционный кабинет №413

Междисциплинарные связи ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДБ.09 Основы

безопасности жизни

«Первая медицинская помощь»

ОДП.01 Физика

«Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела».

ОДП.02 Химия

«Биологически активные соединения».

Сопутствующие

ОП 06 Основы микробиологии и иммунологии

«Микрофлора организма человека»

«ВБИ»

ОП07 Фармакология

«Мягкие, твердые и жидкие лекарственные формы»

«Противовоспалительные средства. Осложнения медикаментозной терапии»

Анатомия

«Полость рта, глотки»

«Пищевод, желудок»

«Тонкий, толстый кишечник»

ОП 03 Основы патологии

«Воспаление»

ОП 01 Основы латинского языка

«Лекарственные формы»

Последующие

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.02 Основы профилактики

«Обучение технологиям профилактики онкозаболеваний, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания»

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Все темы

МДК 02.03 Паллиативная помощь

«Уход за пациентом при болях в сердце. Уход за пациентом при отеках».

ОП.11 Безопасность

жизнедеятельности

«Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях».

Внутридисциплинарные связи:

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела

«Общение и обучение в сестринском деле»

«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

МДК 04.02 Безопасная среда для пациентов и персонала

«Инфекционный контроль. Инфекционная безопасность»

Сопутствующие

МДК 04.03

«Организация питания в стационаре»

«Клизмы. Газоотводная трубка»

Последующие

МДК 04.03

«Участие медсестры в инструментальных методах исследования».

Оснащение

  • Компьютер
  • Экран
  • Проектор
  • Презентация

Методы обучения и методические приемы

Объяснительно-иллюстративный:

  • словесные;
  • наглядные (демонстрация презентации и видеоролика);
  • логические (выделение главного, объяснение, определение взаимосвязи).  

Репродуктивный:

  • дидактическая игра.

Частично – поисковый:

  • составление памятки

Требования к результатам освоения модуля

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Уметь:

  • Осуществлять выборку назначений из листа назначений,
  • Предоставить пациенту необходимую информацию о лекарстве,
  • Раздать лекарственные средства для энтерального применения,
  • Обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств,
  • Составить памятку для пациента и его окружения по вопросам правильного приема лекарственных препаратов.

Знать:

  • Пути и способы введения лекарственных средств в организм,
  • Правила раздачи лекарственных средств,
  • Преимущества и недостатки энтерального пути введения.

Формируемые ОК:

ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководством.

ОК 3- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 5 – использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.                                        

ОК 8- соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Формируемые ПК:

ПК 1.1 – эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 1.2 – соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 1.3 – осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 1.4 – консультировать пациента и окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 1.5 – оформлять медицинскую документацию.

ПК 1.6 – оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 2.1 – обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК2.2 – обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 2.4 – владеть основами гигиенического питания.

ПК 2.5 – обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Внеаудиторная работа обучающихся

По теме: «Энтеральные пути введения лекарственных средств»

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Составить кроссворд по теме: «Энтеральные пути введения лекарственных средств».

1

В кроссворде должно быть не менее 15 слов, с правильно составленными вопросами.

Закрепление пройденного материала

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этап

Время

Содержание

Цель

Реализация

ОК и ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационный момент

1 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся и аудитории к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, староста называет отсутствующих, опаздывающих, объясняет причину.

Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку. Прививать ответственность, аккуратность к себе и товарищам.

ОК 1

Цели и план занятия

2 мин

Сообщает тему, её актуальность, цели и план занятия.

Внимательно слушают преподавателя, записывают тему урока в тетрадь, ставят перед собой цели.

Мобилизовать внимание обучающихся на изучение и закрепление материала данной темы, вызвать познавательный интерес

ОК 1,2

ПК 1.2

Проверка домашнего задания

10 мин

Проверяет домашнее заданиев виде дидактической игры «Эстафета», объясняет правила игры:группа делится на 4 команды,каждой команде выдается задание;сначала один студент выполняет одно задание, затем передает следующему студенту, второй студент выполняет второе задание и передает третьему и т.д.;оценивается правильность и быстрота выполнения.

Внимательно слушают преподавателя, выполняют задание.

Оценка качества домашней подготовки и степени усвоения материала.

ОК 1- 3,8

ПК 1.1-1.3

Приложение 1,

Приложение 1а

Изложение нового материала

60 мин

Объясняет новый материал по теме «Энтеральные пути введения лекарственных средств»:

  • Определение«лекарственные формы»,
  • пути введения лекарственных средств,
  • энтеральный путь введения лекарственного средства: пероральный, сублингвальный, трансбуккальный, ректальный;
  • преимущества и недостатки энтерального пути введения,
  • правила приема лекарственных средств.

Показывает видеоролик «Неправильный прием лекарств делает лечение бесполезным». Задает вопросы: что нового вы для себя узнали из данного видеоролика? Имеет значение взаимосвязь приема пищи и лекарственных препаратов?

На протяжении всей лекции на экран выведена презентация.

Внимательно слушают преподавателя, конспектируют материал лекции в тетради.

Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся

ОК 1- 3,5,8

ПК 1.1-1.6

    ПК 2.1-2.2

    ПК 2.4-2.5

Приложение 2

Закрепление материала

12 мин

Дает задание на закрепление пройденного материала: составить памятку для пациентов

 «Правила приема лекарственных препаратов». Даёт 7 минут для самостоятельной работы. Затем вызывает к интерактивной доске для проверки задания.

Составляют памятку для пациентов «Правила приема лекарственных препаратов».

Закрепление и систематизация пройденного материала посредством написания памятки.

ПК 1.3             ОК 1-3

Приложение 3,

приложение 3а.

Итоги. Задание на дом

5 мин

Задает вопросы: понравилось занятие? Что нового узнали на занятии? Что не понятно осталось?

Подводит итоги занятия, выставляет оценки, озвучивает домашнее задание: выучить теоретический материал, учебник Т. П. Обуховец, О. В. Чернова «Основы сестринского дела», – Ростов е/д.: Феникс, 2017. стр.455-483

Записывают в тетради

Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени достижения целей, результатов своей работы.

Систематическая домашняя подготовка к занятиям.

ОК 1, 6

Список литературы

Основная

  1. Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела, Учебник Среднее медицинское образование – Ростов н/Д : Феникс, 2016.
  2. Т.П. Обуховец Основы сестринского дела Среднее медицинское образование, - Изд. 2-е. –Ростов н/Д:Феникс, 2017.
  3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – (Медицина для вас).
  4. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному   медицинскому и фармацевтическому образованию, 2015.

Дополнительная

  1. Как правильно принимать лекарства. Приложение к журналу «Сестринское дело» № 4 2005 г.
  2. Работа медицинской сестры с лекарственными препаратами. Приложение к журналу «Сестринское дело» № 4 2006 г.

Приложение 1

1. В скольких экземплярах выписывается требование на ядовитые, наркотические, сильнодействующие медикаменты:

а) в 3-х

б) в 4-х

в) в 5-ти

г) в 6-ти

2. Наркотические лекарственные препараты хранят в процедурном кабинете в:

а) шкафу, закрытом на ключ

б)сейфе

в) холодильнике

3. Скоропортящиеся лекарственные препараты необходимо хранить:

а) в защищенном от света месте

б) в стеклянном шкафу на отдельной полке

в) в холодильнике для лекарственных препаратов

г) в сейфе

4. Дополните утверждение:

Наркотические лекарственные средства должны храниться в __________, на внутренней стороне дверок должен быть перечень наркотических лекарственных средств с указанием _________________________________________.

5. Скоропортящиеся лекарственные препараты необходимо хранить:

а) в защищенном от света месте

б) в стеклянном шкафу на отдельной полке

в) в холодильнике для лекарственных препаратов

г) в сейфе

6. Раздачу лекарств в отделении проводит медсестра:

а) младшая

б) палатная

в) процедурная

г) старшая

7. Дополните утверждение:

Запасы наркотических лекарственных средств в отделениях не должны превышать __-дневной потребности в них, ядовитых – __-дневной, сильнодействующих – __-дневной потребности.

8.В шкафах на полках препараты распределяются

а) по сроку годности

б) по фармакологическому действию

в) по алфавиту

г) по размеру упаковки

9. Суппозитории хранят в

а) холодильнике

б) сейфе

в) медицинском шкафу

г) медицинском шкафу, закрытом на ключ

10. К списку «Б» относятся:

а) ядовитые средства

б) наркотические средства

в) сильнодействующие средства

г) прочие средства

11. Верно ли данное утверждение (да/нет)

Дезинфицирующие средства, растворы для технических целей разрешается хранить вместе с медицинскими препаратами, предназначенными для лечения пациентов.

Приложение 1а

Эталон ответов

1. В

2. Б

3. В

4. Наркотические лекарственные средства должны храниться в сейфах, на внутренней стороне дверок должен быть перечень наркотических лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз.

5. В

6. Б

7. Запасы наркотических лекарственных средств в отделениях не должны превышать 3-дневной потребности в них, ядовитых – 5-дневной, сильнодействующих – 10-дневной потребности.

8. Б

9. А

10. В

11. НЕТ

Приложение 2

             Невозможно представить современную медицину без лекарственных препаратов. Благодаря лекарствам, значительно расширились возможности медицины: сегодня многие пациенты, еще недавно обреченные, живут значительно дольше. Современные лекарства улучшают прогноз болезней и повышают качество жизни пациентов. Медикаментозная терапия является важнейшей составной частью лечебного процесса.

Чтобы лекарство было легче принимать, и оно подействовало нужным образом, ему придают определенный вид. При этом применяют различные добавки, позволяющие получить и сохранить форму, изменить неприятный вкус, пролонгировать (удлинить) действие препарата и т.д. Созданные таким образом таблетки, капсулы, растворы, свечи, мази, пластыри называют лекарственной формой.

Лекарственная форма – это придаваемое лекарственному веществу удобное для практического применения состояние, при котором достигается необходимый лечебный или профилактический эффект. Лекарственных форм великое множество.

Условно их разделяют на четыре группы (в зависимости от консистенции): твердые, жидкие, мягкие и газообразные.

Лекарственная терапия может осуществляться различными путями. Способ введения и форму лекарственного средства определяет врач.

Пути введения лекарственных средств:

  • наружный – на кожу и слизистые оболочки;
  • энтеральный– через ЖКТ, под язык, за щёку, через прямую кишку;
  • парентеральный – внутрикожное, подкожное, внутримышечное, внутривенное, внутриартериальное, в полости, в субарахноидальное пространство;
  • ингаляционный – через дыхательные пути.

От пути введения медикаментов в организм зависят:

  1. Скорость наступления эффекта
  2. Величина эффекта
  3. Продолжительность действия

Лекарственные средства обладают двумя видами действия на организм:

  1. Общее, системное, резорбтивное (через кровь):
  2. Местное (наружно) – воздействие на кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути.

Сегодня на занятии мы подробно разберем энтеральный путь введения.

Энтеральный путь – это введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

Способы введения: лекарство вводят через рот (peros, перорально), через прямую кишку (perrectum, ректально), закладывая за щёку (transbucca, трансбуккально) и под язык (sublingua, сублингвально).

Пероральный путь введения(лат. рeros) введение   лекарственного средства через рот. При приеме внутрь препараты действуют медленно, абсорбируясь слизистой оболочкой желудочно-кишечного тракта. Всасывание происходит, в основном, в тонком кишечнике; в печени возможна инактивация препаратов, затем, поступая в кровоток, они оказывают общее (системное) действие.

Пероральный способ введения лекарственных средств – часто применяемый способ.

Этим способом вводятся следующие формы лекарственных средств:

• таблетки, капсулы, порошки, пилюли, драже;

• капли, настойки, отвары, микстуры, экстракты и др.

Лекарственное вещество начинает действие обычно через 15-30 минут. Лечащий врач назначает медикаменты в определенной дозировке.

Доза – это количество лекарственного вещества (в миллилитрах – мл., граммах – г., единицах действия – ЕД) для однократного приема, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый, пожилой).

Назначаемые дозы препаратов:

  • разовая – на один прием;
  • ударная (высшая разовая) – максимальное количество лекарственного вещества на один прием;
  • суточная – предельное количество препарата в сутки;
  • курсовая- прием лекарства на один лечебный цикл.

Пероральный способ требует учитывать взаимодействие лекарственных средств с пищей.

Предлагаю посмотреть видеоролик «Неправильный прием лекарств делает лечение бесполезным».

Ответьте на следующие вопросы:

  • Что нового вы для себя узнали из данного видеоролика?
  • Имеет значение взаимосвязь приема пищи и лекарственных препаратов?

Пероральный способ требует учитывать взаимодействие лекарственных средств с пищей.

Медсестра обязана объяснить пациенту следующее:

  • лекарственные препараты с пометкой «до еды» принимают за 15-20 мин. до еды;

Чаще лекарственные средства принимают внутрь до еды, так как при взаимодействии с пищей их всасывание чаще замедляется, а в некоторых случаях необходимо добиться их обволакивающего эффекта.

  • лекарственные препараты с пометкой «после еды» принимают минимум через 30-40 мин. после еды;

Таким способом принимают препараты, раздражающие слизистую оболочку. К ним можно отнести:

  • препараты железа;
  • препараты ацетилсалициловой кислоты;
  • препараты йода и др.
  • лекарственные препараты, назначенные для приема «натощак», пациент должен принять за 30-60 мин. до приема пищи - для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные)
  • лекарственные препараты с пометкой «во время еды» принимают одновременно с приемом пищи;

Во время еды принимают пищеварительные ферменты улучшающие процессы пищеварения, лекарственные препараты, устойчивые к воздействию кислот, а также витамины.

  • снотворные лекарственные препараты (с пометкой «перед сном») пациент должен принять за 30 мин. до сна.

Чем запивать лекарственные препараты?

Принимая лекарство, необходимо придерживаться основного правила: если врач не оговаривал особенности приема таблеток, лучше всего запивать их кипяченой водой комнатной температуры (таблетки – 150 мл, капсулы – 300 мл), т.к. многие препараты несовместимы с рядом напитков, например:

- молоко и молочные продукты, а также газированные напитки понижают эффективность антибиотиков;

- грейпфрутовый сок усиливает побочные эффекты лекарств, вызывает передозировку

- чай и кофе снижают действие лекарств;

- минеральная вода препятствует всасыванию некоторых препаратов.

Алкоголь взаимодействует почти со всеми лекарственными препаратами, и в подавляющем большинстве случаев это наносит огромный вред организму, вплоть до летального исхода. Поэтому следует помнить, что алкоголь и лекарственные препараты несовместимы.

Преимущества перорального пути введения:

  • безопасность и эффективность;
  • простота и доступность;
  • не требует профессиональных знаний;
  • разнообразие лекарственных форм.

Недостатки перорального пути введения:

  • неточность дозировки вследствие частичной инактивации препаратов в печени;
  • зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности организма;
  • медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте;
  • зависимость от патологического состояния (рвота, судороги, отсутствие сознания);
  • невозможность оказания помощи в неотложных ситуациях;
  • побочное воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракт

Так же к энтеральному способу введения лекарственных средств относятся сублингвальный и трансбуккальный.

Сублингвальный путь введения (sublingua) – применение лекарственных средств под язык. Лекарственные формы: таблетки, капсулы, растворы.

Некоторые лекарственные средства хорошо всасываются через слизистую оболочку ротовой полости, которая имеет обильное кровоснабжение. Поэтому всасывающиеся через нее вещества быстро попадают в ток крови и начинают действовать через короткое время (2-3 мин.). Данный метод используют как доврачебную помощь при неотложных состояниях. Применяют препараты быстрого действия — нитроглицерин, валидол. При сублингвальном введении лекарства попадают в большой круг кровообращения, минуя печень, и не разрушаясь под действием пищеварительных ферментов. Препарат следует держать во рту до полного его рассасывания.

Трансбуккальный путь введения (transbucca) – применение лекарственного средствапутем размещения за щёку или на слизистую оболочку верхней десны.  Трансбуккальные формы лекарственных препаратов применяют в виде таблеток и пластинок. Больному следует объяснить, что пластинку или таблетку нельзя разжёвывать или заглатывать.

Достоинства сублингвального и трансбуккального пути введения:

  • действие лекарственного средства наступает достаточно быстро (что необходимо при неотложных состояниях);
  • пациент может применить препарат без участия медработника;
  • препарат не разрушается секретами ЖКТ и ферментами печени;
  • действие препарата легко прекратить (выплюнуть).

Недостатки сублингвального и трансбуккального пути введения:

  • лекарственный препарат может вызвать раздражение слизистой оболочки полости рта;
  • нельзя назначать лекарства неприятного вкуса;
  • всасывающая поверхность данной области мала, поэтому назначают только очень активные вещества в малых количествах.

Еще один энтеральный способ – ректальный способ введения лекарственных средств.

Ректальный способ введения (perrectum) – введение лекарственного препарата через прямую кишку. При таком способе введения лекарственные вещества оказывают местное воздействие на слизистую оболочку прямой кишки и общее резорбтивное действие, всасываясь в кровь через нижние геморроидальные вены. Ректально вводят лекарство жидких (отвары, растворы, слизи) и твердых (ректальные суппозитории) форм.

Достоинства ректального способа введения:

- достаточно быстрое всасывание;

- лекарство не подвергается воздействию пищеварительных ферментов;

- возможность введения лекарственного средства больным со рвотой, при непроходимости пищевода; больным, находящимся в бессознательном состоянии; пациентам, отказывающимся принимать лекарство (дети, психические больные).

Недостатки ректального способа введения:

- в связи с отсутствием в прямой кишке ферментов, не всасываются многие лекарства;

- неудобство применения (если пациент находится вне дома, ЛПУ);

- психологический барьер, связанный со способом введения лекарственного препарата;

- раздражающее действие на слизистую оболочку

Лекарственная терапия может осуществляться различными путями.

Медицинская сестра должна спокойно и тактично объяснить пациенту важность регулярного приема лекарственных веществ, необходимость непрерывного курса лечения и строгого соблюдения этих условий для ускорения выздоровления.

Медсестра обязана доступной форме и в пределах своей компетенции

информировать пациента о следующем:

• о названии назначенного ему препарата;

• о цели приема данного лекарственного средства;

• о времени появления эффекта (уменьшение боли и т.д.);

• как, когда принимать препарат;

• можно ли пропускать прием лекарственного препарата;

• какие побочные эффекты могут быть;

• о взаимодействии препарата с пищей, алкоголем;

• чем нужно запивать лекарство.

Если пациент не запомнил полученную информацию, необходимо дать

рекомендации ему в письменном виде.

Приложение 3

Приложение 3а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....

Методическое разработка теоретического занятия (Для преподавателя) Тема: Химия крови

Название темы данной работы «Химия крови» отсутствует в рабочей программе государственного стандарта образования, но целесообразность её очевидна при изучении химии в медицинских училищах....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор

Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство

Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...