Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»
методическая разработка

Боброва Ирина Николаевна

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело», по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации».

В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_lektsiya_trup.docx77.63 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт - Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»

МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации»

Специальность  «Сестринское дело».

                                                                                                                                                      Составитель: Боброва И.Н.

Санкт - Петербург

2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

        Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. «Сестринское дело», по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации».

        В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы.

Обоснование темы.

     Полное выздоровление или улучшение состояния человека в процессе лечения – это то, чего ждет каждый, обратившийся за медицинской помощью, человек. Наши труды наполняются смыслом, когда заболевание заканчивается благоприятным исходом. Но, так происходит не всегда, так как есть состояния, которые могут заканчиваться смертью.

        В такой ситуации на первый план выходит уход за умирающим, сопровождение его по всем этапам умирания, применимое для всех участников лечебного процесса.

        К уходу за умирающим и общению с ним в этот период должны быть привлечены родственники, друзья, врачи, медицинские сестры, социальные работники, священник. Для того, чтобы эффективно помочь пациенту, необходимо понимать проблемы возникающие у умирающего человека, они не менее серьезные, чем у других пациентов, и обладают определенной специфичностью.

        В обязанности младшего и среднего медицинского персонала входят такие функции, как:

  • осуществление туалета тела умершего человека и помещение его в трупохранилище;
  • транспортировка тела умершего человека до места временного хранения;
  • доставка трупного материала в лабораторию медицинской организации;
  • регистрация приема и выдачи тела умершего человека при работе в патологоанатомическом отделении.

        Все эти действия медицинский персонал должен выполнять чётко, грамотно, с соблюдением правил эргономики и инфекционной безопасности.

Технологическая карта

Тема занятия - «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

Вид занятия - теоретическое

Продолжительность - 90 минут.

Место проведения - лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.

Цель занятия: изучить правила осуществления посмертного ухода и транспортировки тела умершего человека.

Задачи занятия:

Учебная:

  • обучить студентов правилам осуществления посмертного ухода и транспортировки тела умершего до места временного хранения.

Развивающая:

  • развивать навыки логического мышления, памяти, внимательности;
  • развивать способность брать на себя ответственность за результат выполнения задания.

Воспитательная:

  • формирование основ экологической безопасности;
  • воспитание тактичности, внимательности, ответственности и аккуратности при общении с пациентом и/или его родственниками, а также при выполнении манипуляций;
  • формирование мотивов положительного отношения к знаниям и умениям по профилактике ИСМП.  

Коды элементов общих компетенций:

            ОК 1, 2, 3, 4, 5, 7.

Студент должен знать:

  • основные признаки биологической смерти;
  • особенности проведения посмертного ухода;
  • устройство и функции патологоанатомического отделения;
  • функциональные обязанности среднего медицинского персонала патологоанатомического отделения.

Ход занятия:

Этап занятия

Время

1. Организационная часть

3 минут

2. Формулировка темы и её обоснование

2 минуты

3. Определение целей занятия

3 минуты

4. Предварительный контроль знаний – блиц опрос (Приложение 1)

10 минут

4. Изложение нового материала (Приложение 2)

60 минут

5. Заключительный контроль (Приложение 3)

10 минут

6. Подведение итогов и домашнее задание

2 минут

Форма контроля:

  • Блиц – опрос;
  • Итоговый контроль и самоконтроль.

Материально - техническое оснащение темы:

Наименование.

Количество.

1. Опорный конспект лекции

1 шт.

2. Мультимедийная установка

1 шт.

3. Презентация на тему «Уход за телом умершего человека»

1 шт.

4. Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответа

1 шт.

5. Тестовый контроль с эталоном ответов

1 шт.

Задание на самоподготовку:

  • Читать конспект лекции;
  • Подготовка к зачетному занятию: доклад на тему выбранную студентом по согласованию с преподавателем;
  • Подготовка к практическому занятию по теме: «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

Перечень использованной литературы:

  1. Двойников С.И., Карасева Л.А. Основы сестринского дела. ОИЦ «Академия». 2021г.
  2. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела.  Курс лекций, сестринские технологии. Феникс. 2023 г.
  3. Морозова Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи (практикум). Гэотар-Медиа. 2020г.
  4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела. Практическое руководство. Гэотар-Медиа. 2022г.
  5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Гэотар-Медиа. 2022г.
  6. Электронная библиотека «Лань» https://e.lanbook.com/book/119655 

КОНКРЕТНЫЕ  ЗАДАЧИ

Номер и название и компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам

  • Актуальный профессиональный и
    социальный контекст, в котором приходится работать и жить.  
  • Основные источники
    информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и социальном контексте.
  • Алгоритмы выполнения работ в профессиональной области.
  • Методы работы в
    профессиональной сфере.
  • Структуру плана для решения задач.
  • Порядок оценки
    результатов решения задач профессиональной
    деятельности
  • Распознавать задачу и проблему в профессиональном контексте.
  • Анализировать задачу и проблему и выделять её составные части.
  • Определять этапы решения
    задачи.
  • Выявлять и эффективно искать
    информацию, необходимую для решения задачи.
  • Составлять план действия.
  • Владеть актуальными методами работы в профессиональной сфере.
  • Реализовывать составленный план и ценивать результат своих действий.

ОК 2  Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для выполнения задач
профессиональной
деятельности

  • Информационные  источники, применяемые в профессиональной
    деятельности.
  • Приемы структурирования информации.
  • Формат оформления результатов
    поиска информации, современные средства и устройства информатизации.
  • Порядок их применения и программное обеспечение в
    профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств.
  • Определять задачи, необходимые источники и планировать процесс поиска информации.
  • Структурировать получаемую информацию, выделять наиболее значимое и оценивать практическую значимость результатов поиска.
  • Оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач.
  • Использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые
    средства для решения профессиональных задач

ОК 3 Планировать и
реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях

  • Содержание актуальной нормативно-
    правовой документации.
  • Современную научную и
    профессиональную терминологию.
  • Возможные траектории профессионального развития и
    самообразования.
  • Основы финансовой грамотности; правила
  • Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности.
  • Применять современную научную
    профессиональную терминологию.
  • Определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования.
  • Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи.

ОК 4 Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

  • Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности.
  • Основы проектной деятельности.
  • Организовывать работу коллектива и
    команды.
  • Взаимодействовать с коллегами,
    руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

ОК 5 Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

  • Особенности социального и культурного контекста.
  • Правила оформления документов и
    построения устных сообщений.
  • Грамотно излагать свои мысли и
    оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять
    толерантность в рабочем коллективе

ОК 7 Содействовать
сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

  • Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности.
  • Основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности.
  • Пути и принципы обеспечения ресурсосбережения.
  • Соблюдать нормы экологической
    безопасности.
  • Определять направления
    ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ

Результатом освоения является овладение профессиональным модулем ПМ.01 «Осуществление профессионального ухода за пациентом» обучающимися, а так же профессиональными (ПК) и общими (ОК)  компетенциями:

КОД

НАИМЕНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

ПК 1.1

Осуществлять рациональное перемещение и транспортировку материальных объектов и медицинских отходов

ПК 1.2

Обеспечивать соблюдение санитарно- эпидемиологических правил и норм медицинской организации

ПК 1.3

Осуществлять профессиональный уход за пациентом с применением современных средств и предметов ухода

ПК 1.4

Осуществлять уход за телом человека

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 7

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 9

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Методы и приёмы обучения:

  • Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация);
  • Словесный метод;
  • Итоговый контроль и самооценка.

Оснащение занятия:

  • Мультимедийная установка;
  • Компьютерная презентация на тему «Уход за телом умершего человека»;
  • Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответов;
  • Опорный конспект лекции;
  • Итоговое тестирование.

Оптимизация занятия:

  • Межпредметные связи;
  • Внутрипредметные связи;
  • Итоговый контроль.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ    СВЯЗИ

ИСТОКИ

ВЫХОД

Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

  1. Зачетное занятие по МДК 01.01 «Обеспечение безопасной окружающей среды в медицинской организации»
  2. Учебная практика по ПМ 01.
  3. Производственная практика по ПМ 01.
  4. Экзамен по ПМ.01 «Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»

Схема интегративных связей темы занятия

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  СВЯЗИ

ИСТОКИ

(обеспечивающие предметы)

ВЫХОД

(обеспечиваемые предметы)

Основы

микробиологии и иммунологии

Анатомия и физиология человека

Основы психологии

Основы латинского языка с терминологией

Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

МДК 04.02. «Сестринский уход и реабилитация пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп»

Этапы занятия и контроль их усвоения

№ п/п

Этапы занятия

Формы, методы проведения

Цель деятельности

Формы контроля усвоения, обеспечение этапа

Примерное время

1

Вводная часть.

Организация занятия

Формулировка темы и её обоснование

Определение целей занятия

Проверка присутствующих

Сообщается тема занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности

медсестры

Беседа. См. цели занятия.

Объявляются цели занятия и записываются

Сконцентрировать внимание студентов, создать рабочую обстановку

Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы

Сформулировать конечные результаты работы

Журнал группы

Мультимедийная установка.

Рабочие тетради

Мультимедийная установка.

Рабочие тетради

3

минуты

2

минуты

3

 минуты

2

Основная часть

Предварительный контроль

Изложение нового материала

Проведение блиц-опроса

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием методического материала.

Выявление исходного уровня знаний, подготовка студентов к занятию

Формирование новых знаний

Приложение 1.

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя

Приложение 2.

Методический материал преподавателя, мультимедийная установка.

10 минут

60 минут

3

Заключительная часть

Заключительный контроль

Подведение итогов занятия и домашнее задание

Тестовый контроль на 10 вопросов. Самостоятельная проверка студентами по эталону ответов.

Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студентов.

Даётся задания

на самоподготовку к следующему занятию.

Закрепление знаний по пройденной теме

Контроль выполнения целей занятия.

С целью получения 2 -х сторонней связи для совершенство-

вания работы преподавателя.

Ориентировка в подготовке к следующему занятию.

Приложение 3. Самоконтроль

Приложение 4. Самоконтроль

Приложение 5.

10 минут

2 минуты

Критерий оценки блиц-опроса

5 - «отлично»

ответ на все вопросы дан быстро и правильно, время ответа на вопрос не превышало 10 секунд

4- «хорошо»

ответ на все вопросы был правильный, но была задержка с ответом не более 30 секунд  

3 - «удовлетворительно»

на 1 из 3х вопросов ответа не было дано или был дан не верный. Задержка при ответах была более 30 секунд  

2 -«неудовлетворительно»

было допущено более двух не верных ответов

Критерии оценки решения тестовых заданий

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90-100% (0–1 ошибка)

5

отлично

80-89% (2 ошибки)

4

хорошо

70-79% (3 ошибки)

3

удовлетворительно

Менее 70% (4 ошибки и более)

2

неудовлетворительно

Приложение 1

БЛИЦ – ОПРОС

с эталонами ответов

Вопрос

Ответ

  1. Пограничное состояние между жизнью и смертью это…  

Терминальное состояние

  1. Обратимый этап смерти, переходный период между жизнью и биологической смертью – это …

Клиническая смерть

  1. Зачем нужен уход за телом умершего человека?

Для профилактики ИСМП, для сохранения прижизненного вида умершего.

  1. Особенности техники безопасности при работе с телом умершего человека.  

Надевание СИЗ, дезинфекция предметов, контактировавших с умершим человеком, хранение в холодильной камере.

  1. Цель проведения бальзамирования  

Сохранение внешнего вида и профилактика ИСМП

Приложение 2

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Биологическая смерть (или истинная смерть) - это необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Под необратимым прекращением обычно понимается «необратимое в рамках современных медицинских технологий» прекращение процессов. Со временем меняются возможности медицины по реанимации умерших пациентов, вследствие чего граница смерти отодвигается в будущее. Факт биологической смерти констатирует врач.

С точки зрения учёных — сторонников крионики и наномедицины, большинство умирающих сейчас людей могут быть в будущем оживлены, если сейчас сохранить структуру их мозга.

Биологическая смерть наступает сразу после клинической смерти. Биологическую смерть устанавливает врач на основании совокупности признаков. Факт смерти больного, точное время и дату наступления смерти врач фиксирует в истории болезни.

        Признаки биологической смерти делятся на ранние и поздние.

К ранним признакам биологической смерти относятся:

  • Отсутствие реакции глаза на раздражение (роговичный рефлекс);  
  • Помутнение и высыхание роговицы;
  • Появление симптома «кошачьего глаза»: при боковом сдавлении глазного яблока зрачок трансформируется в вертикальную веретенообразную щель, похожую на кошачий зрачок
  • Снижение температуры тела до температуры окружающей среды;

        

        Поздние признаки развиваются в дальнейшем:

  • обнаруживаются трупные пятна с локализацией в отлогих местах тела под влиянием силы тяжести, они проходят несколько стадий (развиваются стадии от 2 часов до 48).
  • температура тела равна окружающей среде (в течении 2 часов).
  • возникает трупное окоченение, начинается через 2 часа), затем трупное расслабление (через 72 часа) и трупное разложение (аутолиз). Трупное окоченение и трупное разложение обычно начинаются с мышц лица, верхних конечностей. Время появления и продолжительность этих признаков зависят от исходного фона, температуры и влажности окружающей среды причины развития необратимых перемен в организме.

Биологическая смерть субъекта не означает одномоментную биологическую смерть тканей и органов, составляющих его организм. Время до смерти тканей, составляющих тело человека, в основном определяется их способностью выживать в условиях гипоксии и аноксии. У разных тканей и органов эта способность различна. Наиболее короткое время жизни в условиях аноксии наблюдается у ткани головного мозга, если более точно, у коры головного мозга и подкорковых структур. Стволовые отделы и спинной мозг имеют большую сопротивляемость, вернее устойчивость к аноксии. Другие ткани тела человека обладают этим свойством в более выраженной степени. Так, сердце сохраняет свою жизнеспособность в течение 1,5-2 часов после наступления биологической смерти. Почки печень и некоторые другие органы сохраняют жизнеспособность до 3-4 часов. Мышечная ткань, кожа и некоторые другие ткани вполне могут быть жизнеспособными в сроки до 5-6 часов после наступления биологической смерти. Костная ткань, являясь самой инертной тканью организма человека, сохраняет свои жизненные силы до нескольких суток.

С явлением переживаемости органов и тканей тела человека связана возможность трансплантации их и чем в более ранние сроки после наступления биологической смерти изымаются органы для трансплантации, чем более жизнеспособными они являются, тем больше вероятность их успешного дальнейшего функционирования в другом организме.

Тяжелым испытанием становится беседа с родственниками умершего.

Это составляет целое искусство, направленное на бережное отношение к чувствам людей, потерявших близких (в первую очередь), и на благополучие самих медицинских работников. Для этого:

  1. Информируют о смерти желательно во время личного разговора, а не по телефону.
  2. Проводят беседу в адекватной для ситуации обстановке
  3. Беседуют с бригадой, но говорить должен наиболее авторитетный
  4. Просто объясняют суть несчастья, не «давя» наукой, не обвиняя больного в нарушении режима и т.д.
  5. В нужный момент «авторитетный» выходит, а самый «душевный» продолжает беседу.

Структура и функции ПАО

Задачи патологоанатомического отделения:

  • прижизненная морфологическая диагностика заболеваний на биопсийном и операционном материале;
  • контроль качества лечебной и диагностической работы по результатам патологоанатомических вскрытий умерших с установлением первоначальной и непосредственной причин смерти;
  • повышение квалификации врачей на основе клинико-анатомических сопоставлений с анализом дефектов оказания медицинской помощи.

В структуру ПАО входят: кабинет заведующего отделением, прозекторская, другие административные кабинеты, секционный зал, траурный зал, лаборатории, помещение для хранения трупов.

К функциям патологоанатомического отделения относятся.

1. Вскрытие трупов умерших (патологоанатомическое).

2. Анатомогистологическое исследование тканей.

3. Постановка патологоанатомического диагноза.

4. Установление причины смерти.

5. Проведение клинико-анатомических конференций.

6. Анализ клинических и секционных данных.

Особо опасные инфекции.

Трупы людей, умерших от инфекционных заболеваний (холера, чума и т. д.), заворачивают в простыни, смоченные раствором сулемы или карболовой кислоты; затем их помещают в наглухо закрывающиеся гробы, на дно которых кладут толстый слой опилок, торфа или других веществ, способных поглотить трупные выделения, и сжигают.

Личные вещи больных особо опасными инфекциями после их смерти подлежат сжиганию вместе с трупом.

Вскрытие.

Патологоанатомическое вскрытие – посмертное исследование внутренних органов и тканей умершего человека, новорожденного, мертворожденного или плода, проводимое врачом патологоанатомом с целью установления причин смерти и диагноза заболевания.
        По религиозным мотивам при наличии письменного заявления супруга или близкого родственника или при волеизъявлении самого умершего, сделанном им при жизни, патологоанатомическое вскрытие не производится, за исключением определенных случаев.
        Право разрешения на выдачу трупа без вскрытия принадлежит главному врачу (он дает письменное указание в медицинской документации с обоснованием причины отмены вскрытия).

Патологоанатомическое вскрытие проводится в срок до трех суток после констатации биологической смерти человека. На проведение вскрытия пациента, умершего в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, приглашается его лечащий врач.

Не позднее тридцати суток после завершения проведения вскрытия врач осуществляет окончательное оформление: учетной формы № 013/у «Протокол патологоанатомического вскрытия»; учетной формы № 013/у-1 «Протокол патологоанатомического вскрытия плода, мертворожденного или новорожденного».

Проведение патологоанатомических вскрытий регламентируется статьей 67 Федеральной: закона от 21Л 1.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.1З г. № 354н «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий»

В соответствии с данными нормативно-правовыми актами от вскрытия можно отказаться по религиозным мотивам при наличии письменного заявления от близких родственников или при волеизъявлении умершего, сделанного при жизни за исключением случаев:

  1. подозрения на насильственную смерть;
  2. невозможности установления заключительного клинического диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) непосредственной причины смерти;
  3. оказания умершему пациенту медицинской организацией медицинской помощи в стационарных условиях менее одних суток;
  4. подозрения на передозировку или непереносимость лекарственных препаратов или диагностических препаратов;
  5. смерти:
  1. связанной с проведением профилактических, диагностических, инструментальных, анестезиологических, реанимационных, лечебных мероприятий, во время или после операции переливания крови и (или) ее компонентов;
  2. от инфекционного заболевания или при подозрении на него;
  3. от онкологического заболевания при отсутствии гистологической верификации опухоли;
  4. от заболевания, связанного с последствиями экологической катастрофы;
  5. беременных, рожениц, родильниц (включая последний день послеродового периода) и детей в возрасте до двадцати восьми дней жизни включительно;
  1. рождения мертвого ребенка;
  2. необходимости судебно-медицинского исследования

        Порядок проведения патологоанатомических вскрытий
Направление тел умерших осуществляется после констатации биологической смерти человека.
Направление на патологоанатомическое вскрытие тел умерших в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организует заведующий отделением, в котором находился пациент на момент наступления смерти, а в случае его отсутствия - дежурный врач. Врач оформляет и подписывает направление, в котором указываются следующие сведения:

  • наименование организации, врач, которой осуществляет направление тела умершего в патологоанатомическое бюро (отделение);
  • фамилия, имя, отчество и дата рождения умершего;
  • дата и время наступления смерти.

        Сведения о поступлении в патологоанатомическое бюро (отделение) тела умершего вносятся в форму учетной медицинской документации N 015/у «Журнал регистрации поступления и выдачи тел умерших». Перед началом проведения патологоанатомического вскрытия врач-патологоанатом изучает медицинскую документацию.
Этапы проведения патологоанатомического вскрытия:

  • наружный осмотр тела;
  • вскрытие и исследование полостей тела;
  • извлечение органокомплекса;
  • изучение органов и тканей;
  • взятие биологического материала для гистологического и других дополнительных исследований;
  • приведение тела в достойный вид (ушивание разрезов, омовение водой);
  • лабораторная обработка биологического материала (взятие биологического материала для исследования включает в себя иссечение кусочков органов и тканей и
    помещение их в фиксирующие растворы).

Выдача документов

Медицинское свидетельство о смерти выдается супругу, родственнику или законному представителю умершего для предъявления в орган ЗАГС с целью государственной регистрации факта смерти человека. Полная копия протокола патологоанатомического вскрытия супругу, родственнику или законному представителю умершего не выдается. По письменному заявлению супруга, родственника или законного представителя умершего может быть выдана выписка из протокола патологоанатомического вскрытия, содержащая информацию из следующих пунктов протокола:

  • номер и дата протокола патолого-анатомического вскрытия;
  • фамилия, имя, отчество умершего;
  • дата рождения умершего;
  • дата смерти умершего;
  • патологоанатомический диагноз;
  • клинико-патологоанатомический эпикриз;
  • ФИО врача-патологоанатома, проводившего патологоанатомическое вскрытие;
  • ФИО заведующего патологоанатомическим отделением, в котором проводилось патологоанатомическое вскрытие.

При выявлении во время патологоанатомического исследования признаков насильственной смерти или подозрений на нее врач-патологоанатом обязан:

  • прекратить вскрытие и незамедлительно поставить об этом в известность главного врача или его заместителя;
  • принять меры к сохранению трупа, его органов и тканей для дальнейшего судебно-медицинского исследования;
  • оформить на проведенную часть прерванного патологоанатомического исследования протокол с обоснованием передачи трупа для проведения судебномедицинской экспертизы;
  • главный врач или его заместитель обязан сообщить в органы внутренних дел о выявлении признаков насильственной смерти или подозрении на нее.

    При выявлении на вскрытии острого инфекционного заболевания или подозрения на него патологоанатом обязан:
  • незамедлительно поставить в известность об этом главного врача или его заместителя, а в их отсутствие ответственного дежурного больницы;
  • оформить экстренное извещение об инфекционном заболевании, направить его, предварительно передав телефонограмму, в территориальный центр СЭН;
  • произвести забор материала для бактериологического или вирусологического исследования с оформлением необходимой документации;
  • принять меры к недопущению распространения инфекции.

Порядок приема и регистрации трупов в ПАО

Все трупы, доставленные в ПАО, вне зависимости от места смерти, способа транспортировки, цели направления, подлежат регистрации в специальном журнале ф. N 015/у "Журнал регистрации поступления и выдачи тел умерших", который подлежит постоянному хранению в отделении. Санитар ПАО или специально уполномоченный на это медицинский работник проверяет полноту сопроводительной документации, маркировку трупа, составляет перечень ценностей, документов, предметов одежды и только после этого осуществляют регистрацию
приема трупа. Если труп доставлен в ПАО на временное сохранение, регистрируется также номер медицинского свидетельства о смерти и наименование медицинской организации, выдавшей его.

Хранение тела умершего в трупохранилище

        Трупы хранят в условиях, препятствующих развитию гнилостных процессов при температуре воздуха 0…+2⁰С. В помещении для хранения трупов должна быть холодильная установка. Для трупов должны быть лежаки размером 1,8 x 0,6 м, или полки, или особые сейфы. Каталки, носилки в другие приспособления для транспортировки трупов должны иметь металлические, легко очищаемые и дезинфицируемые покрытия.

        Стеллаж с носилками – приспособление, представляющее собой специальный стеллаж, рассчитанный на загрузку/выгрузку прилагаемых к нему носилок, которые являются одновременно полкой для тела умершего, и средством для его транспортировки.

Порядок хранения и выдачи трупов в ПАО

Выдача тела умершего из ПАО по требованию родственников не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти. Тело умершего, доставленное в ПАО из стационара на вскрытие или сохранение, при наличии условий и по согласованию с заведующим ПАО может находиться в морге бесплатно до 7 суток с момента установления причины смерти. Перечень обязательных (бесплатных) услуг, выполняемых в ПАО:

  • туалет (обмывание) трупа;
  • одевание трупа;
  • укладывание трупа в гроб, вынос гроба с телом покойного в траурный зал (если таковой имеется) для выдачи родственникам.

Перечень платных услуг ПАО

  • устранение внешних неэстетичных посмертных дефектов;
  • устранение посттравматических повреждений в результате падений, ДТП;
  • бальзамирование тела (пропитывание органов и тканей умершего
    антисептическими и консервирующими веществами, препятствующими их разложению);
  • косметический макияж лица покойного (придание коже естественного цвета);
  • туалет трупа (обработка ногтей, стрижка волос и другие процедуры).

Функциональные обязанности санитара патологоанатомического отделения:

  1. принимает в отделение трупы умерших из базового и прикрепленных стационаров, трупы больных, умерших дома;
  2. сверяет документацию, присланную с трупом (сопроводительный лист стационара, сопроводительный лист скорой помощи, наряд, выданный на перевозку трупа в морг поликлиникой или кооперативом), проверяет правильность маркировки трупа, производит на бедре трупа дополнительную маркировку зеленкой с указанием фамилии, имени и отчества, возраста умершего, места его смерти, даты приема;
  3. в присутствии лица, доставившего труп, сверяет запись в сопроводительном листе о доставленных с трупом одежде, ценностях, в том числе и зубах желтого металла. При их совпадении делает соответствующую отметку в журнале регистрации приема и выдачи трупов. При несовпадении этих данных совместно с лицом, доставившим труп, составляет новый акт о наличии одежды и ценностей, визирует его совместно с лицом, доставившим труп. Составленный новый акт о наличии одежды и ценностей прикрепляется к сопроводительной документации, доставленной с трупом;
  4. обеспечивает сохранность трупа в период его пребывания в патологоанатомическом отделении;
  5. осуществляет необходимую транспортировку трупов внутри патологоанатомического отделения, участвует в погрузке невостребованных трупов и крупных биологических блоков (послеоперационный материал) в специальный транспорт, осуществляющий их транспортировку для кремации или для использования в учебных и научных целях;
  6. подготавливает помещение, посуду, одежду, инструментарий, необходимые для производства патологоанатомического вскрытия и взятия материала для микроскопического исследования, доставляет по распоряжению врача-патологоанатома взятый материал в соответствующие лаборатории;
  7. во время вскрытия находится в секционной и помогает врачу, по требованию и под руководством врача-патологоанатома производит распилы костей, взвешивание органов;
  8. по окончании вскрытия производит зашивание всех разрезов, имеющихся на трупе, осуществляет его текущий туалет, доставляет труп в трупохранилище на хранение;
  9. перед выдачей трупа родственникам или другим уполномоченным на это лицам сверяет достоверность маркировки трупа, одевает покойника, укладывает его в гроб и доставляет его в ритуальный зал для выдачи родственникам или другим заинтересованным лицам;
  10. в специальном журнале приема и выдачи трупов по установленной форме производит регистрацию выдачи тела умершего, доставленных с ним ценностей, в том числе и зубов желтого металла;
  11. выдает родственникам или другим ответственным лицам врачебное свидетельство о смерти, регистрирует в журнале приема и выдачи трупов дату выдачи свидетельства, фамилию, имя и отчество и номер паспорта лица, получившего свидетельство о смерти;
  12. сообщает родственникам или другим заинтересованным лицам сведения о наличии в данном патологоанатомическом отделении интересующего их умершего, о режиме работы патологоанатомического отделения, оказываемых в нем ритуальных услугах, как выполняемых безвозмездно, так и за плату;
  13. после завершения всех вскрытий ежедневно производит влажную уборку секционного зала, предсекционных комнат, траурного зала, трупохранилища, фиксационных. После вскрытия трупов больных, умерших от инфекционных заболеваний, производит комплекс противоэпидемических мероприятий: дезинфекцию помещений секционной, предсекционной, инструментария, оборудования;
  14. систематически следит за исправностью инструментария и оборудования секционной, осуществляет точку инструментов;
  15. по распоряжению заведующего отделением оформляет документацию, необходимую для захоронения трупов за государственный счет или их передачи для учебных и научных целей;
  16. по распоряжению заведующего отделением или старшего лаборанта производит различные вспомогательные работы: мытье загрязненной посуды, смыв микропрепаратов, перенос и установку тяжелых предметов (например, баллонов с углекислотой), исполняет роль курьера и другие служебные поручения.

Алгоритм манипуляции:

«Посмертный уход и транспортировка тела умершего на каталке»

        Цель: подготовить тело умершего к переводу в патологоанатомическое отделение.

        Показания: биологическая смерть, констатируемая врачом и зарегистрированная в медицинской карте стационарного больного.

        Оснащение: каталка, простыня, бинт, перчатки, этикетка из клеенки, ручка, мешок для одежды умершего, ширма.

Последовательность действий:

  1. Если смерть больного наступила в палате, остальных пациентов просят выйти. Если больные находятся на строгом постельном режиме, им нужно предложить отвернуться или закрыть глаза, поставить ширму.
  2. После констатации смерти врачом медсестра надевает перчатки.
  3. Если есть, снимает с умершего ценности в отделении в присутствии лечащего или дежурного врача, о чём вместе с врачом составляет акт и делает запись в медицинской карте, затем передаёт их на хранение старшей медсестре, которая вернёт их родственникам под расписку. Если снять ценные вещи не удается, это указывается в истории болезни.
  4. Снимает с тела одежду и укладывает на каталку умершего на спину без подушки с разогнутыми ногами, руки вдоль тела.
  5. Закрывает веки.
  6. Подвязывает нижнюю челюсть.
  7. Если стояли катетеры (мочевой, периферический), назогастральный зонд, капельницы - удаляет их.
  8. Пишет на бирке фамилию, имя, отчество и номер медицинской карты умершего и привязывает к его правой ноге (при отсутствии бирки – пишется на бедре).
  9. Накрывает тело простынёй и оставляет в таком положении в течение 2-х часов (до появления явных признаков биологической смерти) в специальной комнате.
  10. Постельные принадлежности (матрац, подушку, одеяло) сдаёт в дезкамеру. Даёт указание санитарке обработать дезраствором кровать, стены, тумбочку, пол и включает бактерицидную лампу в палате, где находилось тело, не менее чем на 1 час.
  11. Снимает перчатки, моет руки, обрабатывает антисептиком для рук.
  12. Оформляет сопроводительный лист, где указывает ФИО, номер медицинской карты умершего, диагноз, дату и время смерти.
  13. Необходимо сообщить о смерти больного в приемное отделение больницы, родственникам умершего (по указанию врача), а при отсутствии родственников – в отделение полиции.
  14. Спустя 2 часа доставляет тело на специальной каталке в патологоанатомическое отделение с сопроводительной документацией ногами вперед.
  15. Каталку дезинфицируют путем двукратного протирания дез.средством с интервалом 15 минут.
  16. Снимает перчатки, моет руки гигиеническим способом.
  17. В течение суток не принято размещать вновь поступивших больных на кровать, где недавно был умерший больной.

Приложение 3

Тестовое задание

Выберите 1 правильный ответ

  1. Биологическая смерть – это
  1. переходное (обратимое) состояние между жизнью и смертью
  2. необратимый процесс гибели, при котором оживление организма невозможно
  1. Факт наступления биологической смерти в МО констатирует
  1. медицинская сестра
  2. врач
  3. санитар
  1. Для проявления признаков биологической смерти тело умершего оставляют на
  1. 15 минут
  2. 1 час
  3. 2 часа
  1. Наиболее достоверными признаками биологической смерти являются
  1. отсутствие дыхания и сознания
  2. отсутствие дыхания и сердечной деятельности
  3. наличие трупных пятен и окоченения
  1. Патологоанатомическое вскрытие проводится в срок
  1. до 3х суток
  2. до 14 суток
  3. до 30 суток
  1. Хранение тел умерших в трупохранилище осуществляется при температуре
  1. +2 …+10 ºС
  2. 0 …+2 ºС
  3. -5 …+5 ºС
  1. Пропитывание органов и тканей умершего антисептическими и консервирующими веществами, препятствующими их разложению называется
  1. туалет трупа
  2. бальзамирование
  3. косметический макияж
  1. При отсутствии бирки, для регистрации умершего человека где записывают необходимые данные
  1. на бедре умершего
  2. только в документации
  3. запрещено транспортировать без бирки
  1. В ходе заключительной дезинфекции после смерти человека обеззараживанию подвергаются
  1. все объекты больничной среды, с которыми контактировал умерший
  2. само тело умершего
  3. санитарный транспорт, осуществлявший перевозку
  1. Что такое аутолиз
  1. трупное окоченение
  2. трупные пятна
  3. трупное разложение

Эталон ответов к тестовому заданию

1

Б

2

Б

3

В

4

В

5

А

6

Б

7

Б

8

А

9

А

10

В

Приложение 4

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

№ п/п

ФИО студента

Блиц -опрос

Тестовое задание

Дополнительная активность студентов

Итоговая оценка

Приложение 5

Задание на самоподготовку к практическому занятию по теме

«Транспортировка и уход за телом умершего человека»

  1. Изучить конспект лекции «Транспортировка и уход за телом умершего человека».
  2. Подготовить доклад на выбранную тему:

- «Основные правила эргономики при перемещении тяжестей»;

- «Основные функции патологоанатомического отделения»;

- «Потеря, смерть, горе»;

- «Функциональные обязанности младшей медицинской сестры при работе в патологоанатомическом отделении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Наследственность и патология. Хромосомные болезни»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Наследственность и патология. Хромосомные  болезни»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык".

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по теме "Введение в латинский язык" предназначена для преподавателей СПО медицинского профиля....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему "Основные потребности человека"

ПМ.04 МДК 04.02 "Оказание медицинских услуг по уходу" Раздел 2. "Технология оказания медицинских услуг пациентам с недостаточностью ухода за собой"...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор

Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство

Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...