Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"
методическая разработка по теме

Ушакова Фатима Игоревна

Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической  разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка, этапы и условия выхаживания, особенности вскармливания и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая разработка теоретического занятия

«Недоношенный ребенок. АФО недоношенного ребенка»

Учебная дисциплина Здоровый человек и его окружение

Раздел Здоровый ребенок

Специальность 060101 Лечебное дело

Москва 2013 год


ОДОБРЕНО

ЦМК_______________

                 

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060101  Лечебное дело

Председатель ЦМК

_____________/ Ефимова И.А.

Автор – преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» Ушакова Ф.И.

Рецензенты - преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. Боткина ДЗМ» Назирбекова И.Н.

Преподаватель клинических дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ», кандидат медицинских наук Ефимова И.А.


Пояснительная записка.

Методическая разработка занятия по теме «Недоношенный ребенок. АФО недоношенного ребенка» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 1 курса специальности 060101 Лечебное дело в рамках дисциплины «Здоровый человек и его окружение», в разделе «Здоровый ребенок».

   На данном занятии формируются компетенции будущего специалиста.

  1. Профессиональные:
  • ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка.
  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
  • ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
  1. Общие:
  • ОК.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК.3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК.4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК.5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК.9 - Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Теоретический курс дисциплины призван обеспечить студентам знания:

- основных факторов риска развития болезней в разные возрастные периоды;

- периодов жизнедеятельности человека;

- анатомо-физиологических  и психологических особенностей человека;

- основных закономерностей и правил  оценки физического, нервно-психического и социального развития;

- универсальных потребностей человека в разные возрастные периоды;

- значения семьи в жизни человека.

   Применительно к теме данного занятия это означает, что студенты по окончании его изучения будут знать: основные причины и факторы риска преждевременного рождения детей, анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка, правила оценки состояния и современную классификацию степеней недоношенности, основные потребности недоношенного, правила ухода и вскармливания недоношенного ребенка, значение и роль семьи в сохранении здоровья недоношенного ребенка.

Занятие логически структурировано в соответствии с целями. В структуру занятие включен контроль предыдущей темы, блиц-контроль данной темы, просмотр видеосюжета, работа с мультимедийной презентацией, что должно способствовать формированию интереса к изучаемой теме, и как следствие, прочных теоретических знаний по данной теме.


Тема занятия «Недоношенный ребенок. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка»

Продолжительность занятия – 2 академических часа

Место проведения – лекционная аудитория

Общие цели занятия:

  1. Студент  должен знать  анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка.
  2. Студент  должен уметь проводить оценку состояния новорожденного.

Конкретные цели занятия:

Студент должен уметь:

  • проводить оценку новорожденного по шкале Апгар
  • выявлять морфологические и функциональные признаки незрелости недоношенного ребенка.
  • провести беседу с пациентами по профилактике преждевременного рождения детей

Студент должен знать:

  • причины преждевременного рождения детей
  • классификацию степени недоношенности детей
  • морфологические признаки незрелости
  • функциональные признаки незрелости
  • этапы выхаживания недоношенных детей
  • методы вскармливания недоношенных детей
  • профилактику преждевременного рождения детей

Мотивация

Процент родов, происходящих преждевременно, достаточно высок во всех странах. Специалисты, работающие в области акушерства, гинекологии и педиатрии (перинатологи) считают, что при любых профилактических мерах все равно будет какой-то процент женщин, рожающих преждевременно. Таким образом, медики практического здравоохранения, работающие в реальной медицине – такие как акушерки, фельдшера и др. в любой момент могут оказаться перед необходимостью оказания неотложной помощи недоношенному ребенку. А для этого необходимы знания о том, кто такой недоношенный, каковы особенности его жизнедеятельности и как должен действовать медик (фельдшер), чтобы сохранить ребенку жизнь и здоровье.


Внутридисциплинарные связи


Междисциплинарные связи

Морфологические особенности

недоношенного ребенка

Функциональные особенности

недоношенного ребенка

Дыхательная система ребенка

Сердечно-сосудистая

Эндокринная система

Оценка состояния

 новорожденного ребенка

Анатомо-физиологические особенности

недоношенного ребенка

                                   

Аппаратура и оборудование

 для выхаживания недоношенных

Определение тактики фельдшера

при оказании помощи недоношенному


Материально-техническое оснащение занятия:

Наглядные таблицы, мультимедийная презентация, видеосюжет по теме занятия, экран, кукла-фантом новорожденного.

Методическое оснащение занятия:

методическая разработка, раздаточный материал для студентов.

Рекомендуемая литература: Здоровый человек и его окружение. Учебник Крюкова Д.А., Лысак Л.А. стр. 59-69

Методы и приемы:

  1. Контроль исходного уровня (письменный блиц-опрос)
  2. Объяснение нового материала
  3. Демонстрация мультимедийной презентации
  4. Демонстрация видеосюжета
  5. Применение средств наглядности

Домашнее задание: изучить тему «Период грудного возраста. АФО периода младенчества», учебник Крюкова Д.А. стр.69-91


План-хронокарта

теоретического занятия по теме:

 «Недоношенный ребенок. АФО недоношенного ребенка»

 (2 часа –90 минут)

Название этапа

Время (мин.)

Цель этапа

Описание этапа

Методы контроля

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

5

Создание ориентировочных основ

Объявляет тему занятия, ставит его цели и задачи, проверяет присутствующих

Слушают, конспектируют, воспринимают и осознают познавательные задачи

Наблюдение за внимательностью

обучающихся.

- Отметка в журнале возможного отсутствия студентов

2.

Мотивационный этап

5

Активизация познавательной деятельности студентов

Объясняет необходимость изучения и усвоения данной темы, раскрывая практическую значимость приобретаемых на занятии знаний и умений

Слушают, осознают, конспектируют

Наблюдение за внимательностью

и заинтересованностью студентов

3.

Оценка исходного уровня знаний

5

Контроль исходного уровня знаний

Читает и демонстрирует на экране блиц-задачу

Комментирует правильный вариант решения

Решают блиц-задачу письменно

 Наблюдение за выполнением тестовых заданий.

Выставление оценок

4.

Изучение нового материала

55

Получение новых знаний по теме занятия

Излагает новый материал, демонстрирует электронную презентацию

Слушают, конспектируют

Наблюдение за внимательностью

обучающихся

5.

Просмотр видеосюжета по теме занятия

5

Получение новых знаний по теме занятия

Комментирует просмотренный видеосюжет, отвечает на вопросы студентов

Смотрят, анализируют, задают вопросы

Наблюдение за внимательностью

обучающихся

6.

Блиц-контроль полученных знаний

5

Оценка усвоения студентами полученных знаний

Задает вопросы в форме «верно-неверно», комментирует ответы студентов

Отвечают на вопросы, поднимая цветные карточки

Оценка усвоения студентами полученных знаний

7.

Рефлексия, ответы на вопросы студентов

5

Анализ достижения целей занятия, разъяснение непонятных моментов

Резюмирует результаты занятия, отвечает на вопросы студентов

Высказывают свое мнение по поводу достижения целей занятия, задают вопросы

Анализ мнения студентов по поводу достижения целей занятия

8.

Задание на следующее занятие

5

Обеспечение внеаудиторной деятельности студентов

Излагает задание на следующее занятие

Записывают задание на следующее занятие

Запись в учебном журнале

Информационно-контролирующий блок

Контроль усвоения предыдущей темы

«Период новорожденности. Доношенный новорожденный»

Решение студентами блиц-задачи на оценку новорожденного по шкале Апгар.

Преподаватель читает вслух условия задачи, кроме того, задача появляется на экране для визуализации. Через несколько минут студенты сдают листы с поставленной ими  оценкой новорожденного по шкале Апгар.

После сдачи листков всеми студентами преподаватель объявляет правильную оценку, комментируя ее. Визуализация критериев оценки новорожденного по шкале Апгар на экране.

Блиц-задача на оценку новорожденного по шкале Апгар.

Вы работаете фельдшером линейной бригады СС и НМП. В ходе транспортировки роженицы в родильный дом Вы попадаете в пробку. Роды происходят в машине «Скорой помощи». Родился доношенный мальчик. Закричал сразу. Крик громкий. Частота сердечных сокращений 90 ударов в минуту. Кожные покровы розовые, конечности цианотичные. Поза полуфлексии. В ответ на отсасывание слизи из носа ребенок чихает и отворачивается.

Проведите оценку новорожденного по шкале Апгар.

Правильная оценка – 7 баллов:

Дыхание (крик громкий) – 2 балла

Сердцебиение (90 ударов/мин) – 1 балл

Цвет кожи (цианоз конечностей) – 1 балл

Мышечный тонус (поза полуфлексии) – 1 балл

Рефлексы (реакция на носовой катетер-чихание) – 2 балла


Объяснение нового материала по теме

«Недоношенный ребенок. АФО недоношенного ребенка».

Используется мультимедийная презентация.

Ребенок считается недоношенным, если родился с 22-й по 37-ю неделю беременности.

Степень зрелости – способность жить внеутробно и адаптироваться к условиям внешней среды. Зрелость напрямую зависит от гестационного возраста (срока внутриутробного развития), поэтому именно гестационный возраст является основным показателем внутриутробного развития.

 Классификация недоношенности:

 1 степень – 37-35 недель гестации

 2 степень – 34-32 недели

 3 степень – 31-29 недель

 4 степень – 28-22 недели.

Масса не является абсолютным показателем недоношенности, так как возможно рождение недоношенного ребенка с массой более 2500гр.

Есть классификация маловесных детей:

- с низкой массой тела (2500-1500 гр)

- с очень низкой массой тела (1500-1000 гр)

- с чрезвычайно низкой массой тела (менее 1000 гр)

 Причины преждевременного рождения.

1. Отягощенный акушерский анамнез (аборты в анамнезе, короткие интервалы между родами, 3 и более родов в анамнезе, многоплодная беременность…)

2. Инфекционные и соматические заболевания матери.

3. Заболевания плода.

4. Социальные факторы (вредности профессиональные и экологические, вредные привычки, нежелательная беременность, плохие бытовые условия).

5. Биологические факторы (возраст матери – младше 18 и старше 40, рост менее 150 см, вес менее 45 кг, очень большой перерыв между беременностями – более 10 лет).

6. Физические и психологические травмы, падение, ушиб беременной женщины, поднятие тяжести.

Морфологические признаки незрелости.

Чем меньше гестационный возраст ребенка, тем ярче они выражены.

-тонкая морщинистая кожа, покрытая мягким пушком( лануго)

-мягкие ушные раковины, бесформенные и лишенные рельефа вследствие недоразвития хрящевой ткани

-ареолы сосков недоразвиты (менее 3 мм), при глубокой недоношенности могут вообще отсутствовать

-малая исчерченность ступней и ладоней

-пустая мошонка у мальчиков и зияние половой щели у девочек

-непропорциональность телосложения (большая голова, короткие руки и ноги, низко расположенный пупок)

-мозговой череп преобладает над лицевым

-швы и роднички черепа открыты

-малая выраженность подкожно-жирового слоя

Функциональные признаки незрелости

-мышечная гипотония

-снижение или отсутствие физиологических рефлексов

(сосательного, глотательного), вследствие чего нарушена или отсутствует координация между дыханием, глотанием и сосанием

-нарушена терморегуляция

-слабый крик

-нарушена функция дыхания(40-90 дых. движений в мин, неравномерность дыхания по ритму и частоте, приступы апноэ вплоть до асфиксии)

-лабильность пульса(100-200 ударов в мин)

-низкое артериальное давление(60-70 мм.рт.ст.)

-отсутствие кашлевого рефлекса

-ослабленные иммунные силы

-ломкость кровеносных сосудов

-пограничные состояния более выражены(физиологическая эритема, убыль массы, желтуха)

-отпадение пуповинного остатка и заживление пупочной ранки происходит позже

Организация выхаживания.

Дети не готовы к внеутробному существованию – нуждаются в специальных условиях.

Этапы выхаживания:

- интенсивный уход и лечение в род.доме (1 этап). Основная цель – сохранить жизнь ребенку. Не позднее 1 часа после рождения – в бокс для недоношенных или в отделение реанимации. Домой из роддома выписываются дети с весом не менее 2000 г, все остальные – на 2 этап.

- в специализированном педиатрич. отделении (2 этап) – реабилитация ребенка после перенесенной гипоксии, нарушений гемоликвородинамики, желтухи, профилактика рахита, анемии, гипотрофии. Критерии выписки – отсутствие заболеваний, прибавка массы тела, нормальный уровень гемоглобина, благоприятная обстановка в семье. В день выписки все сведения передаются на педиатрический участок.

- диспансерное наблюдение в детской поликлинике ( 3 этап).

Уход за недоношенным.

- температура в палате 24-26°С, влажность 60 % ( переохлаждение недоношенного в род.зале может обречь на неудачу весь дальнейший уход за ним). Глубоконедоношенные – в первые дни и недели – в кувезах ( т-ра 32-36°С, влажность в первые сутки 90%, , затем около 60%, концентрация кислорода 30%, более высокие концентрации кислорода могут вызывать у детей поражение легких, ЦНС, сетчатки глаз). Смена кувеза – каждые 3 дня. Критерии перевода в кроватку – отсутствие дыхательных расстройств, сохранение постоянной температуры тела, способность дышать обычным воздухом, не впадая в гипоксию.

Вскармливание.

Чем кормить?

Очень важно вскармливать недоношенного ребенка грудным молоком и именно молоком его матери, так как в случае преждевременных родов молоко матери имеет особый состав. В него входят именно те пластические, минеральные, иммунологические компоненты, которые требуются конкретному недоношенному ребенку в зависимости от степени его незрелости. Можно сказать, что молоко женщины, родившей преждевременно «запрограммировано» обеспечить скорейшее дозревание ее недоношенному ребенку. Даже если количество молока минимально, ребенок должен получать его (для увеличения лактации – частое сцеживание, обильное питье, горячий душ на область молочных желез до и после сцеживания, питье отваров аниса, крапивы, назначение апилака, никотиновой кислоты, пивных дрожжей, употребление в пищу отварного судака). При отсутствии молока – донорское или молочные адаптированные смеси «Детолакт – ММ», «Новолакт – ММ», «Хумана 0» и др.

Как кормить?

Методы кормления – грудью, ложечкой, из чашки или через зонд. Очень важен контакт с матерью кожа к коже ( метод «кенгуру»). Из-за несовершенства механизма сосание – глотание – дыхание у недоношенного ребенка велика опасность аспирации. При возникновении аспирации – прекратить кормление, отсосать содержимое из верхних дыхательных путей, обеспечить возвышенное положение и подачу кислорода и поставить в известность врача.

Сколько молока давать?

Суточное количество молока в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Роммеля: ( 10 + n )×m÷100, где n - число дней жизни, m - масса ребенка в граммах. Например, на 5 сутки жизни ребенку с весом 1500 г суточное количество молока составит ( 10 + 5) × 15 = 225 мл. Частота кормления недоношенного – 7-8 раз в сутки. Соответственно на нашем примере получится при 8-разовом кормлении – по 28-30 мл на одно кормление. После второй неделе жизни суточное количество молока составляет 1/7 массы недоношенного, к концу первого месяца – 1/5 массы.

В домашних условиях.

Температура воздуха в комнате 22-24° С, частые проветривания, купать ежедневно при температуре 38-39°С. Прогулки сразу после выписки в теплое время года, в холодное время по достижении ребенком массы тела 2500-3000 г при температуре воздуха выше 0°С. Из массажа – только поглаживание.

Строгое соблюдение гигиенических норм, ласковое доброжелательное отношение, индивидуальные игры, введение добавок и прикормов в более ранние сроки.

Особенности развития недоношенного ребенка.

Более высокие темпы нарастания массы и длины тела.

В большинстве своем, недоношенные дети по нервно-психическому развитию догоняют своих доношенных сверстников к 2 годам.

В отношении росто-весовых показателей недоношенные дети отстают от своих сверстников в периоды «вытяжения».

Профилактика преждевременного рождения детей.

Желанная беременность

Антенатальная охрана плода

Контрацепция (предупреждение абортов)

Диагностика угрозы прерывания беременности.


Вопросы для проведения блиц-опроса студентов по окончании теоретического занятия по теме «Недоношенный ребенок. АФО недоношенного ребенка».

Каждый студент получает две цветные карточки – красную и зеленую. В ответ на произносимое преподавателем утверждение, он должен поднять одну карточку - если утверждение верно - зеленую карточку, если утверждение неверно - красную карточку.

Вопрос

Ответ

1.

Ребенок считается недоношенным, если родился на 38 неделе беременности

Неверно

2.

У недоношенного ребенка тонкая морщинистая кожа

Верно

3.

У недоношенного ребенка отмечается выраженная исчерченность ладоней и подошв

Неверно

4.

У недоношенного ребенка отсутствует координация между дыханием, глотанием и сосанием

Верно

5.

Выхаживание недоношенных состоит из двух этапов

Неверно

6.

Переохлаждение недоношенного непосредственно после рождения может обречь на неудачу весь дальнейший уход за ним

Верно

7.

Лучше всего вскармливать недоношенного ребенка специальной молочной смесью для недоношенных

Неверно

8.

Грамотная контрацепция является профилактикой преждевременного рождения детей

Верно


Приложение

Памятка для студентов по теме

«Недоношенный ребенок. АФО недоношенного ребенка»

Уважаемый студент! Запомни!

Классификация недоношенности:

1 степень – 37-35 недель гестации

2 степень – 34-32 недели

3 степень – 31-29 недель

4 степень – 28-22 недели.

Масса не является абсолютным показателем недоношенности!

После преждевременного рождения ребенка главное – это не переохладить его!

Переохлаждение ребенка сразу после рождения может поставить крест на всех реанимационных мероприятиях

Параметры кувеза:

Температура – 32-36 ºС

Влажность – 60-90 %

Концентрация кислорода – 28-30 %