Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело
методическая разработка

Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

 «БАЙКАЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»

 ЦМК специальностей 34.02.01 Сестринское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

дисциплина        МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и

                              состояниях в терапии и гериатрии

тема занятия       Сестринская помощь при абсцессе легких

специальность    34.02.01 Сестринское дело

курс                       II

 

             

 

 

 

 

 

 

           Методическая разработка составлена  

в соответствии с требованиями

рабочей программы по ПМ 02

преподавателем Гонтовой Н.Г.

 «__10___»_____09________20_17_г.

 

 

 

 

 

 

 

Селенгинск, 2017 г.

План занятия № 15

Название: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в терапии и гериатрии

Специальность:   34.02.01 Сестринское дело

Курс   II                   Группа     633

Тема занятия: Сестринская помощь при абсцессе легких

Тип занятия:    комбинированное

Форма проведения:  теоретическое

Преподаватель:  Гонтова Н.Г.

Цели занятия:

Учебные

Знать:

  • абсцесс легких, определение, этиология, клинические симптомы и синдромы, периоды развития абсцесса, осложнения абсцессов. Возможные проблемы пациентов;

Уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств и профилактике заболевания;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

Формирование компетенций 

Формируемые ОК: 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Формируемые ПК: 

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

Воспитательные цели: 

Общие компетенции

Цель воспитательная

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Воспитывать устойчивый интерес к профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Воспитывать ответственность за организацию собственной деятельности

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Воспитывать способность принимать правильные решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Воспитывать потребность поиска  необходимой информации для выполнения возложенных профессиональных задач и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Воспитывать необходимость использования информационнокоммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Развивающие цели: 

  • развивать способность анализировать,  стимулировать познавательную и мыслительную активность студентов.

Интеграция темы: междисциплинарные связи: ОП 01 Анатомия и физиология человека, ОП 03 Основы патологии, Основы латинского языка, ОП 07 Основы фармакологии, ПМ 07 Деятельность по уходу.

Место проведения:  лекционная аудитория

Продолжительность:  90 минут

 

Оснащение:  

Программное обеспечение: УМК, КТП, презентация.

Раздаточный материал: тестовые задания.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.

Источники информации

Литература  

Основная:

1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: АНМИ.-2002.

2. Федюкович Н.И. Внутренние болезни. - Ростов - на – Дону: Феникс – 2001.

Дополнительная:

Э.В. Смолева. Сестринское дело в терапии: учебное пособие/Э.В. Смолева.- Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Структурно – логическая схема урока

Этапы занятия

Продолжи

тельность

ООД преподавателя

ООД студента

Приложения

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, определение готовности группы к занятиям

Приветствие

2

Сообщение плана занятия

1 мин

Сообщает план занятия

Слушают

Приложение № 1

3

Контроль знаний

15 мин

Тестирование

Отвечают на тест

Приложение № 2

4

Сообщение новой темы, целей, мотивации, плана изложения новой темы

3 мин

Сообщает тему, цели, мотивирует на изучение темы

Слушают, записывают

Приложение

№ 3

5

Изложение нового материала

55 мин

Излагает новый учебный материал лекция с демонстрацией презентации

Слушают, записывают, участвуют в беседе

Приложение

№ 4

6

Закрепление темы

10 мин

Применяет разные виды контроля знаний, обобщает

Отвечают, задают вопросы

Приложение

№ 5

7

Подведение итогов

2 мин

Комментирует и выставляет оценки, (оценивает уровень подготовки, оценивает достижение целей урока)

Слушают

Приложение

№ 6

8

Домашнее задание

2 мин

Разъясняет вопросы для подготовки, источники информации

Слушают, записывают

Приложение

№ 7

Приложение 1

Сообщение плана занятия

 План занятия:

1. Контроль предыдущей темы;

2. Изложение нового материала по теме «Сестринская помощь при абсцессе легких»;

3. Закрепление темы (тестовый контроль);

4. Подведение итогов, сообщение оценок;

6. Домашнее задание.

  Приложение 2

Тест: Сестринская помощь при бронхоэктатической болезни.

Выберите правильный ответ

1 вариант

1.  К гнойным заболеваниям легких не относится:

а) бронхоэктатическая болезнь

б) абсцесс легких

в) эмфизема легких

г) гангрена легких

2.  Для диагностики бронхоэктатической болезни (БЭБ) применяется:

а) гастроскопия

б) бронхография

в) бронхоскопия

г) флюорография

3.  Для БЭБ характерно:

а) деформация кистей рук в виде «плавников моржа»

б) пальцы в виде «руки акушера»

в) ногти ложкообразной формы

г) пальцы в форме «барабанных палочек» и ногти в форме «часовых стекол»

4. Пальцы в виде "барабанных палочек" и ногти в виде "часовых стекол" встречаются при

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

5. Дренажное положение придается пациенту для

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения оттока мокроты

6. Потенциальная проблема пациента с бронхоэктатической болезнью

а) лихорадка

б) снижение аппетита

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

7. Положение Квинке - это

а) горизонтальное на правом боку

б) горизонтальное на левом боку

в) головной конец кровати приподнят

г) ножной конец кровати приподнят

8 . Расширение и деформация бронхов называется:

а) каверны

б) аденоиды

в) полипы

г) броноэктазы

9. Изменения на бронхографии при бронхоэктатической болезни:

а) дефект наполнения

б) «дерево с листьями»

в) культя бронха

г) очаговое затемнение

10. Установите соответствие:

1) полусинтетические пенициллины               а) кефзол

                                                                             б) ампиокс

2) цефалоспорины                                             в) оксациллин

                                                                             г) цефомандол

Тест: Сестринская помощь при бронхоэктатической болезни.

Выберите правильный ответ

2 вариант

1. Пальцы в виде "барабанных палочек" и ногти в виде "часовых стекол" встречаются при

а) хронических заболеваниях дыхательной системы

б) острых заболеваниях дыхательной системы

в) острых заболеваниях пищеварительной системы

г) хронических заболеваниях пищеварительной системы

2. Потенциальная проблема пациента с бронхоэктатической болезнью

а) лихорадка

б) снижение аппетита

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

3. Установите соответствие:

1) полусинтетические пенициллины               а) кефзол

                                                                             б) ампиокс

2) цефалоспорины                                             в) оксациллин

                                                                             г) цефомандол

4. Расширение и деформация бронхов называется:

а) каверны

б) аденоиды

в) полипы

г) броноэктазы

5.  Для диагностики бронхоэктатической болезни применяется:

а) гастроскопия

б) бронхография

в) бронхоскопия

г) флюорография

6. Изменения на бронхографии при бронхоэктатической болезни:

а) дефект наполнения

б) «дерево с листьями»

в) культя бронха

г) очаговое затемнение

7. Положение Квинке - это

а) горизонтальное на правом боку

б) горизонтальное на левом боку

в) головной конец кровати приподнят

г) ножной конец кровати приподнят

8.  К гнойным заболеваниям легких не относится:

а) бронхоэктатическая болезнь

б) абсцесс легких

в) эмфизема легких

г) гангрена легких

9. Дренажное положение придается пациенту для

а) снижения лихорадки

б) уменьшения одышки

в) расширения бронхов

г) облегчения оттока мокроты

10. Для БЭБ характерно:

а) деформация кистей рук в виде «плавников моржа»

б) пальцы в виде «руки акушера»

в) ногти ложкообразной формы

г) пальцы в форме «барабанных палочек» и ногти в форме «часовых стекол»

Эталоны ответов

1 вариант              

2 вариант

1- в

1 а

2- б

2 г

3- г

3 – 1 – б,в; 2 – а,г

4 -а

4 г

5 -г

5 б

6 - г

6 б

7- г

7 г

8 -г

8 в

9 -б

9 г

10 - 1 – б,в; 2 – а,г

10 г

Критерии оценки

0-1 ошибки – 5

2 ошибки – 4

3 ошибки – 3

более 3 ошибок - 2

Приложение 3

План лекции:

  1. Виды нагноительных заболеваний легких.
  2. Абсцесс, определение, этиология.
  3. Симптоматика абсцесса легких:

а) два периода, проблемы пациента;

б) потенциальные проблемы.

  1. Диагностика абсцесса легких.
  2. Лечение – принципы, виды, особенности диеты.
  3. Сестринский уход, особенности.
  4. Профилактика

Мотивация: Абсцесс легкого относится к тяжелым, изнуряющим заболеваниям, требующим своевременной диагностики, мощного лечения и тщательного ухода за больным. От сестринской помощи, ухода, осуществления сестринского процесса зависит успешный исход и выздоровление пациента.

Приложение  4

Лекция «Сестринская помощь при абсцессе легких»

Тема: Сестринский процесс при нагноительных заболеваниях легких

 

            К нагноительным заболеваниям легких относятся:

                               1. Абсцесс легких;

                               2. Бронхоэктатическая болезнь;

                               3. Гангрена легких.

Абсцесс легких

Абсцесс легких – это гнойное расплавление легочной ткани с образованием одной или нескольких ограниченных  полостей, заполненных гноем и окруженных воспалительным валиком (инфильтрат).

Этиология

1.Воспалительные процессы в легких (пневмония, бронхоэктатическая болезнь);

2. Инородные тела (рвотные массы, кариозные зубы);

3. Ослабление кашлевого рефлекса (состояние после наркоза, поражение цнс, прием алкоголя);

Предрасполагающие факторы:

1.Ослабление реактивности организма;

2. Старческий возраст;

3. Наличие в организме гнойного очага (остеомиелит, послеродовый сепсис, инфекционный эндокардит, гнойный аппендицит).

Симптоматика

Выделяют два периода:

  1. До прорыва абсцесса в бронх;
  2. После прорыва абсцесса в бронх.

До прорыва абсцесса в бронх

Процесс характеризуется скоплением гноя на ограниченом участке легкого. Проявляется синдромом интоксикации: лихорадка до высоких цифр, выраженная слабость, потливость, снижение аппетита. Продолжительность периода 10-12 дней.

Объективно:

Осмотр: бледность кожных покровов.

         Перкуссия: притупление перкуторного звука.

         Аускультация: жесткое дыхание

После прорыва абсцесса в бронх

Характеризуется прорывом абсцесса в бронх, что проявляется одномоментным отделением большого количества гнойной мокроты  со зловонным запахом полным ртом. За сутки может отделяться  от 200 мл. до 1 литра в зависимости от размера полости. В этот период состояние пациента улучшается: температура снижается, появляется аппетит, уменьшается слабость, потливость. Выделение мокроты продолжается несколько дней.

Объективно:

Перкуторно над полостью - тимпанический звук.

Аускультативно - амфорическое дыхание, влажные разнокалиберные хрипы.

Потенциальные проблемы

Риск присоединения:

  1. Хронического абсцесса;
  2. Легочного кровотечения;
  3. Анемии
  4. Прорыв абсцесса в плевральную полость с развитием эмпиемы плевры;
  5. Возникновение новых абсцессов;
  6. Метастазы абсцесса в мозг, печень, селезенку.

Взаимозависимое вмешательство

Медицинская сестра должна уметь подготовить пациента к дополнительным методам обследования и  оценить полученные результаты.

1. Общий клинический анализ крови (признаки воспаления: лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускоренная СЮЭ);

2. Рентгенография:

а) до прорыва абсцесса в бронх – определяется крупноочаговое затемнение с нечеткими контурами;

б) после прорыва абсцесса в бронх – определяется полость с уровнем жидкости, меняющегося при изменении положения пациента.

3. Общий анализ мокроты. Отстоявшаяся мокрота делится на три слоя:

верхний - мутный, пенистый;

средний - водянистый;

нижний – гнойный.

Зависимое вмешательство

I. Обязательная госпитализация;

II. Режим постельный;

III.Антибактериальная терапия:

         1.Антибиотики с учетом результата исследования мокроты на чувствительность. Их вводят:

              а) в/м, в/в,

              б) внутрибронхиально через бронхоскоп, предварительно отсосав содержимое абсцесса;

                в) внутритрахеально с помощью гортанного шприца или в виде аэрозолей,

                г) непосредственно в полость абсцесса путем пункции грудной клетки, если абсцесс располагается поверхностно.

           2. Сульфаниламидные препараты.

IV. Хирургическое лечение ( вскрытие абсцесса или удаление части легкого) если нет эффекта через 1-2 месяца.

Сестринский уход

  1. Госпитализировать в отдельную палату, т.к. мокрота имеет неприятный запах.
  2. Обеспечить большой плевательницей с крышкой.
  3. При выраженной слабости, кормить пациента.
  4. Пища богатая белком, т.к. с мокротой теряется белок.
  5. Частая смена нательного и постельного белья, т.к. пациент потеет.
  6. Для лучшего отхождения мокроты периодически проводить постуральный дренаж (головной конец ниже ножного). При ухудшении состояния пациента придать ему обычное положение и сообщить врачу.

Профилактика

1. Первичная. Ее цель: предупредить развитие болезни:

         1) Своевременная диагностика и лечение гнойно-воспалительных заболеваний.

          2)  Особое внимание к лицам с затрудненным глотанием.

          3)  Правильный уход за больными с рвотой

2. Вторичная. Цель: предупреждение обострений заболевания и осложнений, улучшение качества жизни пациента. Она заключается в диспансеризации хронических бронхолегочных больных, предупреждении преохлаждений, вирусных инфекций. сбалансированном питании, дыхательной гимнастике, массаж. Санаторно-курортное лечение.

Приложение  5

Тест: Сестринская помощь при абсцессе легких

Выберите правильный ответ

1 вариант

1. В этиологии абсцесса легких ведущую роль играет:

а) аллергические реакции

б) гнойно-воспалительные процессы и инородные тела

в) иммунологические реакции

г) деформация и расширение бронхов

2. Установите соответствие при абсцессе легких:

1) симптомы I периода                                а) гектическая лихорадка

                                                                       б) кашель с отхождением большого количества

                                                                           гнойной мокроты

2) симптомы II периода                               в) снижение аппетита

                                                                        г) сухой кашель

3. Антибиотики при абсцессе легких не вводятся:

а) перорально

б) внутривенно

в) внутрибронхиально

г) внутритрахеально

4. Для больных с абсцессом легких назначается  диета, богатая:

а) железом

б) йодом

в) калием и магнием

г) белком

5. Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого

а) острый бронхит

б) очаговая пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

6. Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) сухом плеврите

7. Для абсцесса легкого характерна лихорадка

а) волнообразная

б) гектическая

в) извращенная

г) постоянная

8. Приоритетная проблема пациента после прорыва абсцесса легкого в бронх

а) лихорадка

б) слабость

в) снижение аппетита

г) кашель с гнойной мокротой

9. Потенциальная проблема пациента с абсцессом легкого

а) недомогание                         в) кашель с гнойной мокротой

б) головная боль                        г) легочное кровотечение

10. Мокрота при абсцессе легкого

а) гнойная                               в) стекловидная

б) слизистая                            г) "ржавая"

Тест: Сестринская помощь при абсцессе легких

Выберите правильный ответ

2 вариант

1. Заболевание, которое может осложниться абсцессом легкого

а) острый бронхит

б) очаговая пневмония

в) бронхиальная астма

г) сухой плеврит

2. Для абсцесса легкого характерна лихорадка

а) волнообразная

б) гектическая

в) извращенная

г) постоянная

3. Потенциальная проблема пациента с абсцессом легкого

а) недомогание                         

б) головная боль                        

в) кашель с гнойной мокротой

г) легочное кровотечение

4. В этиологии абсцесса легких ведущую роль играет:

а) аллергические реакции

б) гнойно-воспалительные процессы и инородные тела

в) иммунологические реакции

г) деформация и расширение бронхов

5. Антибиотики при абсцессе легких не вводятся:

а) перорально

б) внутривенно

в) внутрибронхиально

г) внутритрахеально

6. Внезапное появление обильной гнойной мокроты на фоне гектической лихорадки наблюдается при

а) абсцессе легкого

б) бронхиальной астме

в) крупозной пневмонии

г) сухом плеврите

7. Мокрота при абсцессе легкого

а) гнойная

б) слизистая

в) стекловидная

г) "ржавая"

8. Приоритетная проблема пациента после прорыва абсцесса легкого в бронх

а) лихорадка                                             в) снижение аппетита

б) слабость                                               г) кашель с гнойной мокротой

9. Установите соответствие при абсцессе легких:

1) симптомы I периода                            а) гектическая лихорадка

                                                                   б) кашель с отхождением большого количества

                                                                       гнойной мокроты

2) симптомы II периода                          в) снижение аппетита

                                                                   г) сухой кашель

10. Для больных с абсцессом легких назначается  диета, богатая:

а) железом                                                в) калием и магнием  

б) йодом                                                   г) белком

Эталоны ответов

1 вариант              

2 вариант

1- б

1 б

2- 1 – а,г,в; 2 - б

2 б

3- а

3 – г

4 -г

4 б

5 - б

5 а

6 - а

6 а

7- б

7 а

8 - г

8 г

9 - г

9 -1 – а,г,в; 2 - б

10 - а

10 г

Критерии оценки

0-1 ошибки – 5

2 ошибки – 4

3 ошибки – 3

более 3 ошибок - 2

Приложение 6

Оценочный лист занятия

Фио студента

Входной контроль

Выходной контроль

Итоговая оценка

Замечания

Приложение 7

Домашнее задание:

  1. Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Семенков Н.Н. Сестринское дело в терапии. – М.: АНМИ.-2002.
  2. Написание реферата на тему «Особености питания больных при нагноительных заболеваниях легких».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве». По специальности: 31.02.01 Лечебное дело

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Методы диагностики в акушерстве» ПМ 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин. По специаль...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Административное право и административный процесс по дисциплине Основы права

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме  "Административное  право  и  админи...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши"

Представленная методическая разработка создана для проведения теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши" у студентов II курса специальности 08.01.24 "Мастер с...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Система прав и обязанностей пациента при получении медицинской помощи

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме: "Система  прав и обязанностей  пациента...

Методическая разработка практического занятия ОП.02 УД Анатомия и физиология человека Специальность: 34.02.01 Сестринское дело тема: Определение группы крови

Методическая разработка   практического занятияОП.02 УД  Анатомия и физиология человека    Специальность: 34.02.01 Сестринское дело...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия по учебной дисциплине ОП. 09 Психология по специальностям 34.02.01 Сестринское дело 2 курс (на базе общего образования) «Эмоциональные процессы и состояния»

Методическая разработка теоретического занятия составлена на основании рабочей программы ОП. 09 Психология «Общеобразовательного цикла» и включает в себя следующие разделы: информационную ...