Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"
методическая разработка по теме

Рамирес Обрегон Елена Викторовна

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для закрепления пройденного.

К методическую разработке прилагается мультимедийная презентация  включающая рисунки  и иллюстрации, которые могут помочь учащимся в усвоении материала с опорой на зрительное восприятие.

Для повторения материала и контроля исходного уровня знаний представлены вопросы с эталонами ответов.

 Для закрепления пройденного материала и с целью развития воображения представлено упражнение, выполняемое индивидуально.

Для актуализации личного опыта, чтобы сделать его предметом анализа, использована групповая дискуссия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

cреднего профессионального образования города Москвы

«Медицинское училище  № 9

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическая  разработка

теоретического занятия  для преподавателя

по теме:

 «Воображение как психический      познавательный процесс».

    Дисциплина  «Психология»

     Специальность  060109  Сестринское дело

                                                           Курс   III   Семестр  V

2014 г.

Рассмотрено на заседании                              «Утверждаю»

ЦМК общепрофессиональных                       Зам. директора по учебной работе

дисциплин

«___»__________20__ г.                                   __________ Чекуркова В.Н.    

Председатель ЦМК

________Рамирес  Обрегон Е.В.

Автор: Рамирес Обрегон Е. В. – педагог-психолог, преподаватель дисциплины «Психология»  первой квалификационной категории ГБОУ СПО «МУ № 9 ДЗМ»

Рецензенты: 

       1. Полукарова И. С. – преподаватель психологии высшей квалифика-

            ционной категории ГБОУ СПО  «МУ № 9 ДЗМ»

        2. Срощенко Л. К. – преподаватель общепрофессиональных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МУ №9 ДЗМ»

Пояснительная записка

        

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для закрепления пройденного.

К методическую разработке прилагается мультимедийная презентация  включающая рисунки  и иллюстрации, которые могут помочь учащимся в усвоении материала с опорой на зрительное восприятие.

Для повторения материала и контроля исходного уровня знаний представлены вопросы с эталонами ответов.

 Для закрепления пройденного материала и с целью развития воображения представлено упражнение, выполняемое индивидуально.

Для актуализации личного опыта, чтобы сделать его предметом анализа, использована групповая дискуссия.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема:  «Воображение как психический познавательный процесс».

 

Количество часов: 2 часа  (90 минут)

Место проведения: кабинет психологии

Вид занятия: теоретическое занятие

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • Усвоение знаний о познавательном психическом процессе воображения, а также формирование представлений о значении воображения в профессиональной деятельности медицинского работника.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен уметь:

  • отличать воображение от других познавательных психических процессов
  • использовать образы воображения, чтобы снизить уровень тревожности пациента, снять напряжение;
  • использовать знания о воображении при лечебном воздействии на пациента;
  • использовать знания, полученные на теоретических занятиях для решения практических задач;

Студент должен знать:

  • определения и основные характеристики воображения как познавательного процесса;
  • физиологические основы воображения;
  • виды и функции воображения.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: сформировать интерес к индивидуальному развитию познавательных способностей и применению полученных знаний на практике.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ: развить умение использовать знания о воображении в лечебном воздействии на пациента и сформировать представление о необходимости использования воображения в повседневной рабочей практике.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ  СВЯЗИ

темы:  «Воображение как психический познавательный процесс».

                                                       

Обеспечиваемые

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

 темы:

«Воображение как психический познавательный процесс».

МОТИВАЦИЯ:

        Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

ХРОНОКАРТА

Тема: «Воображение как психический познавательный процесс».

Количество часов: 2 часа  (90 минут)

п/п

Этап

занятия

Время

Методы

Деятельность преподавателя

Деятельность

студента

1.

Организационный момент

5 мин.

Заполняет журнал,

сообщает студентам

тему, цели и план занятия

Записывают в тетради

тему и цели занятия.

2.

Изучение

нового

материала

с элементами актуализации знаний

45 мин.

Комбинированный: объяснение с элементами повторения

Мотивирует студентов

к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией  слайдов. Задает вопросы по ранее изученному и новому материалу, корректирует ответы студентов.

Записывают в тетрадь новый материал, отвечают на вопросы преподавателя..

3.

Закрепление материала

15 мин.

Проблемный

Предлагает студентам  групповую дискуссия в мини группах на тему: «Воображение в деятельности медсестры», обобщить изученное на занятии, формулирует вопрос для обсуждения, наблюдает за ходом дискуссии, вносит дополнения в ответы студентов.

Обобщают изученное на занятии, обсуждают проблему, отвечают на вопросы преподавателя.

4.

Рефлексия

20 мин.

Проблемный

Предлагает студентам

выполнить упражнение «Закончи фигуры». Предлагает обобщить изученное на занятии, проанализировать допущен-ные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Выполняют упражнение, обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают  индивидуальную  степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

5.

Итоги занятия

5 мин.

Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.

Записывают задание на дом.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Материально-техническое:

  • ТСО: Ноутбук, мультимедийный проектор.

Методическое:

  • методическая разработка для преподавателя

  • мультимедийная презентация

  • раздаточный материал для студентов

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

Островская И. В. Психология: учебник. М.,: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

Дополнительная:

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)

Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

  1. Прочитайте Гл. 5 и ответьте на вопросы на стр.106-107, пользуясь учебником Островская И.В. «Психология»- М.,:ГЭОТАР-Медиа,

2006 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

БЛОК

                          Воображение.

Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображение.

Слайд 4.

Воображение – процесс создания новых образов на основе данных прошлого опыта.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Слайд 5. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Процесс воображения тесно связан с другими познавательными процессами — восприятием, памятью и мышлением.

Вопросы: Дайте определение восприятия. В чем состоит отличие восприятия от воображения? Слайд 6.

Дайте определение памяти. В чем состоит отличие памяти от воображения? Слайд 7.

С каким видом мышления связано воображение? Слайд 8.

В восприятии образы проявляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты.

В воображении образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет.

Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

Физиологические основы воображения.

Слайд 9.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Функции воображения:

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Слайд 10.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

- Воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения (Волшебное кольцо, 9,36, Вовка в тридевятом царстве, 10.00)

- Воображение участвует в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата, (Малыш и Карлсон, 6,18).

- С помощью воображения происходит формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Слайд 11..

- При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Например, люди часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий.

- Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

- Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувства эмпатии, сопереживания.

                   Виды воображения:

Слайд 12.

В психологии выделяют следующие виды воображения: произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное, творческое и мечта;  непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные);.

Воображение произвольное (активное) - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Слайд 13

Произвольное воображение имеет для человека  большое значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. Слайд 14.   

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Слайд 15.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей.

Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Слайд 16. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы.

Особой формой воображения является мечта. Слайд 17. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов.

При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Слайд 18. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Слайд 19. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами.

Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения является сон. Слайд 20.

Наш мозг, как известно, продолжает работать во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все структуры, связанные с психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью).

Анализировать сны важно и полезно для человека, желающего лучше понять себя. Являясь мостиком между сознательной жизнью и бессознательным, сны несут в себе информацию. Толкование сновидений можно встретить уже в Библии.

Происхождение и содержание сновидений в науке объясняется по-разному.

В работах Фрейда, «Толкование сновидений» и «Психология сна» преобладает мысль о том, что сновидения представляют нам наши скрытые потребности. А основатель онтопсихологии профессор Антонио Менегетти считает, что сны могут сигнализировать нам о начинающихся болезнях.

Слайд 21.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Воображение в деятельности медицинской сестры.

Групповая дискуссия

Вопросы для обсуждения:

1. Какова роль воображения в жизни пациента и в регуляции организма?

2. Какова роль воображения в профессиональной деятельности медсестры?

     Воображение может быть как разрушительным, так и созидательным в зависимости от направленности. И в ЛПУ медсестрам часто приходиться сталкиваться с результатами работы воображения пациентов.

     У пациентов с богатой фантазией могут непроизвольно изменяться органические процессы. Например, могут появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоциональные состояния (учащение пульса, дыхания, повышение артериального давления, повышенное потоотделение и т.п.).

     Так происходит, когда человек воображает какую-либо значимую для себя ситуацию. У особо чувствительных и эмоционально неуравновешенных людей богатое воображение может приводить и к некоторым заболеваниям, в том числе сердечно-сосудистым и заболеваниям ЖКТ. Возникают психосоматические расстройства.

     При работе с детьми медработникам также приходится испытывать трудности из-за того, что малыши часто воспринимают плоды своего воображения за реальность, что затрудняет диагностику. Например К. С. Саниславский в возрасте четырех лет так живо рассказал о проглоченных им иголках, что смог убедить родителей и сам поверить в это.

«Он поднял на ноги дом, cказав, что «игоуку пуагуатиу». Его спрашивали — как проглотил, где иголка? — он показывал на грудь, показывал, как иголка уходит вниз. Слезы, доктор, обследование — оказалось, что никакой иголки не было, что Костя все придумал». (Е.Полякова. Станиславский. - М.: Искусство, 1977. Глава первая, часть II).

     Также с помощью воображения человек может управлять некоторыми психофизиологическими состояниями организма. Это лежит в основе аутогенной тренировки, используемой для саморегуляции.

    Воображение помогает планировать свою практическую деятельность. Ак организовать перевязки, которых сегодня будет больше, чем обычно? Как построить беседу со старшей медсестрой, чтобы убедить ее?

     Также, воображение способствует развитию такого профессионально-важного качества медработника как эмпатия. Ведь для того чтобы поставить себя на место другого человека, почувствовать, что с ним происходит необходимо воображение.

Упражнение

Закончи фигуры.

(второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления Торренса).

Цель – изучение и развитие воображения и творческого мышления студентов.

Инструкция: «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам идам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

Вопросы для обсуждения:

1. Какой вид воображения исследовался в этом упражнении?

2. Какие еще познавательные процессы были задействованы при выполнении упражнения?

3. Какова роль воображения в творческом процессе?

Раздаточный материал для студентов.

Фамилия Имя ____________________________________________________

Группа __________________________________________________________

Дата ____________________________________________________________

Инструкция: «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

БЛОК КОНТРОЛЯ

Вопросы для контроля исходного уровня знаний по теме «Воображение как познавательный психический процесс».

  1. Дайте определение восприятия. В чем состоит отличие восприятия от воображения?

В восприятии образы проявляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты.

В воображении образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет.

  1. Дайте определение памяти. В чем состоит отличие памяти от воображения?

Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

  1. С каким видом мышления связано воображение?

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Административное право и административный процесс по дисциплине Основы права

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме  "Административное  право  и  админи...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши"

Представленная методическая разработка создана для проведения теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши" у студентов II курса специальности 08.01.24 "Мастер с...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Строение сердца. Круги кровообращения"

Методическая разработка предназначена для организации изучения темы "Строение сердца. Круги кровообращени" на теоретическом занятии по анатомии и физиологии человека...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Система прав и обязанностей пациента при получении медицинской помощи

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме: "Система  прав и обязанностей  пациента...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень....

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Понятие о страховании. Виды медицинского страхования.

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме: "Понятие  о страховании. Виды  медицинского...

Методическая разработка теоретического занятия на тему: "Базы данных и поиск информации"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения теоретического занятия по теме: "Базы данных и поиск информации"....