Педагогический опыт Методическая разработка теоретического занятия по теме: Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода.
методическая разработка

Ирина Юрьевна Петрова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия по теме:

Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода.

 

Методическая разработка предназначена для преподавателей при подготовке и проведении теоретического занятия по теме "Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода" по общеобразовательной дисциплине Астрономия. На изучение данной темы отводится 2 академических часа по рабочей учебной программе дисциплины.

Цель создания разработки заключается в оказании методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний/умений у студентов первого курса по теме «Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода», а также в развитии познавательного интереса обучающихся к дисциплине Астрономия.

Дисциплина ОУД. 08 Астрономия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия по теме:

Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода.

Дисциплина ОУД. 08 Астрономия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Москва

2021


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от 12.05.2021

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Составитель:

Петрова  И.Ю.

преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Рецензент:

Сапрыкина Ю.М.

преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Методическая разработка предназначена для преподавателей при подготовке и проведении теоретического занятия по теме "Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода" по общеобразовательной дисциплине Астрономия. На изучение данной темы отводится 2 академических часа по рабочей учебной программе дисциплины.

Цель создания разработки заключается в оказании методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний/умений у студентов первого курса по теме «Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода», а также в развитии познавательного интереса обучающихся к дисциплине Астрономия.

Предлагаемый в Информационном блоке методической разработки материал дополняет информацию, предложенную в основном учебнике по данной теме.

 Методическая разработка структурирована и содержит:

•        Методический блок, который включает рекомендации по работе с методической разработкой. В нем определены цели занятия, актуальность темы, мотивация студентов, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, задание для внеаудиторной самостоятельной работы, представлена технологическая карта занятия.

•        Информационный блок, который включает материал лекции, сопровождающейся демонстрацией презентации Microsoft Power Point, где представлен иллюстративный материал, а также вопросы и задания, целью которых является самостоятельное узнавание обучающимися нового материала.

•        Контролирующий блок, который включает материалы контроля уровня знаний по теме предыдущего занятия, задания для закрепления изученного материала, а также задания для контроля эффективности обучения и оценки выполнения поставленных задач.

В приложении представлены: презентация Microsoft Power Point; тесты для контроля знаний/умений по теме занятия, указания для предварительной подготовки преподавателя к проведению занятия.

Методическая разработка составлена с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок преподавателям ГБПОУ ДЗМ «МК №1».


СОДЕРЖАНИЕ

  

Стр. 

ВВЕДЕНИЕ

6

1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

8

  1. Технологическая карта занятия

  1. Междисциплинарные связи

  1. Рекомендации по использованию методической разработки

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

16

  1. Основное содержание занятия

 

3. БЛОК КОНТРОЛЯ

22

Контроль исходного уровня знаний

  1. Контроль эффективности обучения

ПРИЛОЖЕНИЯ

26

 

       

 


ВВЕДЕНИЕ

“ Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь”.

Козьма Прутков

Изучение физики атома является важным элементом среднего общего образования, так как эта тема расширяет представления обучающихся о фундаментальных силах природы, о законах строения материи.

Изучение темы позволяет сформировать понятийный аппарат, разъяснить, где и как используются экспериментальные данные в практических целях.

Целью современного естественнонаучного образования является формирование умений решать практические физические задачи, что обеспечивает глубокие и прочные знания обучающихся.

Физика атома имеет широкий выход в практику – ядерная энергетика, экология, медицина, астрофизика, химия, геология, астрономия – что способствует формированию научного мировоззрения у студентов.

Разделение наук о природе на астрономию, физику, химию, биологию условно. При изучении данной темы устанавливаются тесные междисциплинарные связи с химией: периодическая система Д.И. Менделеева, изотопы, аналогии химических и ядерных связей, аналогии химических и ядерных реакций. Важное внимание должно быть уделено связям с биологией по проблеме мутагенного и поражающего действия ядерных излучений.

Достижения в области физики атомного ядра оказывают очень большое влияние на развитие почти всех отраслей человеческого знания. Овладение атомной энергией дало в руки ученых самых разнообразных специальностей новые средства и способы научного исследования. Неизмеримо выросли возможности научного познания. Научная медицина с самого своего зарождения черпает в физике и химии новые идеи и средства для предупреждения болезней и борьбы с ними. Стоит напомнить, например, что открытие в конце прошлого века рентгеновских лучей привело к тому, что теперь без рентгеновского аппарата не обходится даже небольшое лечебное учреждение. Исключительное значение имеет для медицины использование атомной энергии. Эта отрасль науки обогатилась новыми, весьма ценными методами изучения жизненных процессов, диагностики и лечения болезней.


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1 Технологическая карта занятия:

Дисциплина ОУД.08 Астрономия

Курс Ι, семестр 2 

Тема занятия: «Модель атома Резерфорда и Бора. Закономерности в атомных спектрах водорода»

Вид занятия: теоретическое занятие

Тип занятия: открытие новых знаний

Формируемые компетенции:  ОК 1-13

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Дидактические цели

Обучающийся должен

уметь:         изображать атом и ион химического элемента

знать: строение атома, понятия отрицательного и положительного иона, планетарную модель атома по Резерфорду

Задачи занятия:

развивающие: развить интерес к дисциплине; расширить кругозор в области исторических знаний об изучении электрических зарядов атома; сформировать умение объяснять электрические явления в природе и технике; сформировать элементы критического мышления на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, работать онлайн на образовательном сайте с использованием современных компьютерных технологий.

воспитательные: воспитать умения и навыки коллективной работы; содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Место проведения: кабинет астрономии.

Обеспечение занятия:

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебная доска, мобильные сотовые устройство или планшеты (ноутбуки) с выходом в интернет.

Методическое обеспечение: таблица химических элементов Д.И. Менделеева, компьютерная презентация по теме занятия.

Литература для преподавателя: Трофимова Т.И. Физика. Решение задач/ Трофимова Т.И., Фирсов А.В. – 2-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2018. – 288 с.

Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3910/start/48347/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5908/conspect/197850/

Литература для обучающегося: Фирсов А.В.  Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / А.В. Фирсов; под ред. Т.И. Трофимовой. – 7-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2018 – 352 с. Kahoot.com – для проведения контроля знаний и этапа рефлексии.


1.4 Хронологическая карта занятия (ход занятия)

Этап занятия

Объем времени

Методы и средства обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1. Организационный момент

5 мин

Словесный метод

Приветствует студентов, отмечает их готовность к занятию (рабочее место, внешний вид, эмоциональный настрой).

Отмечает в журнале учебных занятий отсутствующих.

Приветствует преподавателя, готовится к занятию.

Староста группы называет отсутствующих преподавателю.

2. Актуализация темы, постановка целей, определение задач, мотивация обучающихся на активную деятельность

5 мин

Вступительное слово преподавателя

Сообщает тему, цели и план занятия студентам, мотивирует на активную продуктивную деятельность в течение занятия, на восприятие важной информации. Информирует студентов о месте данной темы в курсе дисциплины, поясняет важность изучения данной темы и ее значение в дальнейшем.

На протяжении нескольких тысячелетий пытливый человеческий ум волновал вопрос: «Из чего сделан мир?». С тех пор как древние греки все существующее пытались свести к четырем «стихиям» (вода, воздух, земля, и огонь), немало различных картин мира сменили друг друга. Однако, вера в то, что физический мир можно построить путем из небольшого числа некоторых первичных сущностей, или «элементов», никогда не покидали людей…И как вам известно, уже в V в. до н.э. Демокрит пришел к идее о существовании атома. «Из маленьких атомов мира творенье, из атомов – букв состоят сочинения».

Сегодня мы познакомимся с открытием атома и его строением.

Предлагает записать тему занятия в рабочие тетради.

Настраивается на восприятие учебного материала, активную деятельность по приобретению новых знаний и умений. Осознает важность нового материала и необходимость к его внимательному восприятию.

Записывает тему занятия в рабочую тетрадь.

3. Входной контроль

10 мин

Письменный опрос (тестирование)

Контролирует знания, полученные на предыдущем занятии по теме «Квантовая оптика» Согласно критериям оценки ставит предварительную отметку.

Выполняет задания теста.

4. Первичное открытие новых знаний / освоение умений

40 мин

Мини-конференция с выступлениями студентов.

Словесный (объяснение материала с использованием презентации «Строение атома»). Выполнение практических заданий по периодической таблице.

Выступает в роли модератора мини-конференции: организует, контролирует ход мини-конференции по плану:

  1. Демокрит. Атомизм.
  2. Вклад Дж. Дальтона в развитие представлений об атоме.
  3. Модель Дж.Томсона, 1904 г.
  4. Опыты Э. Резерфорда. Ядерная модель атома.
  5. Планетарная модель атома.
  6. Модель атома водорода по Н.Бору.
  7. Закономерности в атомных спектрах водорода.

Объясняет материал в сопровождении мультимедийной презентации.

Показывает образец оформления задания на закрепление на доске.

Выступает с докладом/слушает докладчика с составлением опорного конспекта по ходу доклада.

Слушает преподавателя, делает записи по ходу лекции. Изучает слайды презентации.

Выполняет задания на закрепление по представленному учителем на доске образцу.

5. Контроль полученных умений /

знаний

15 мин

Обучающая интернет-платформа Kahoot.com

Проводит опрос в Kahoot.com (по пин-коду игры), согласно критериям оценки ставит отметку за урок в соответствии с рейтингом и критериями оценки.

Читает вопрос и отвечает на него с мобильного устройства.

6. Подведение итогов/ Рефлексия

8 мин

Обучающая интернет-платформа Kahoot.com

Предлагает студентам воспользоваться формой для заполнения на сайте и оставить отзыв о проведенном уроке.

Комментирует и выставляет оценки за занятие в учебный журнал.

Заполняют форму на сайте.

Слушает комментарий преподавателя по поводу своей оценки, делает соответствующие выводы.

7. Определение объема и содержания самостоятельной работы (внеаудиторной)

7 мин

 Словесный метод

Комментирует домашнее задание: зарисовать модели строения атома по Томсону, Резерфорду и Бору. Определить состав ядер 5 элементов таблицы Менделеева. Глава 22 учебника, § 201 – 206.

Записывает домашнее задание

1.2 Междисциплинарные связи:

  1. Химия «Структура атома. Таблица Менделеева».
  2. Биология «Структура ДНК».
  3. Экология «Влияние атомной энергетики на окружающую среду»
  4. Медицина. Использование знаний о строении атома в медицине.

1.3 Рекомендации по использованию методической разработки

  1. Методическая разработка имеет четкую структуру и содержит методический, информационный блок и блок контроля знаний. Кроме этого, в приложении представлена мультимедийная презентация, созданная для сопровождения лекции.
  2. В начале занятия в ходе активизации познавательной деятельности необходимо подчеркнуть важность данной темы при изучении Астрономии. Озвучиваются критерии оценки за работу на занятии.
  3. На этапе контроля уровня знаний по теме предыдущего занятия предлагается тест на бумажном носителе.
  4. При изучении нового материала предлагаются различные виды учебной деятельности по усвоению материала: мини-конференция с заранее подготовленными выступлениями студентов с повышенным уровнем мотивации к учебе, объяснение материала преподавателем в сопровождении мультимедийной презентации для визуализации материала.
  5. Для контроля эффективности обучения предлагается опрос на сайте Kahoot.com, в ходе которого студенты выполняют тест с мобильного устройства. На сайте автоматически оцениваются результат контроля, которые видны всей группе участников тестирования.
  6. Для анализа деятельности студента и преподавателя на занятии предлагается этап рефлексии. Студентам предлагается заполнить форму обратной связи на сайте Kahoot.com с мобильных устройств. Отзывы видны на экране сразу всем участникам группы.
  7. В конце занятия подводятся итоги. Согласно критериям оценки, в учебный журнал выставляются оценки.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

2.1 Основное содержание занятия

1. Развитие взглядов на строение вещества.

2. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда

3. Закономерности в атомных спектрах водорода.

4. Модель атома водорода по Н. Бору.

Слово атом означает неделимый. Но так ли в действительности? То, что атом сложный стало понятно в конце XIX века. Первой весточкой сложного строения атома стали обнаруженные катодные лучи газоразрядных трубок. Катодные лучи представляли из себя поток отрицательно заряженных частиц. В 1895 году В. Рентген открыл X-лучи (рентгеновское излучение). В 1896 году А. Беккерель открыл явление радиоактивности. Все эти открытия говорили о сложных и пока еще непонятных процессах, происходящих внутри атома. (слайд 2) Модель атома Томсона Первую модель атома предложил Сэр Джо́зеф Джон Томсон. Он предположил, что отрицательные электроны находится внутри положительно заряженного «жидкого» шара. Причем электрон легко может перемещаться внутри шара и даже покинуть его при определенных условиях. (слайд 3) Модель атома Томсона Количество атомов совпадало с положительным зарядом шара. Так, что в целом шар оставался электрически нейтральным. Данной моделью можно было объяснить многие наблюдаемые явления, но не все (слайд 4) Ученик Дж. Томсона Эрнест Резерфорд воспользовался альфа-частицами как снарядами для бомбардировки атомов различных веществ. Опыты, проведенные Резерфордом, полностью перевернули представление об устройстве атома. Альфа-частица представляет собой полностью ионизированный (то есть лишенный всех электронов) атом гелия (слайд 5) Свойства радиоактивных излучений (слайд 6) Схема опыта Резерфорда Свинцовая коробка Золотая фольга Экран (покрытый сульфидом цинка) Радиоактивное вещество(радий) Радиоактивное вещество испускает альфа-частицы, которые вылетая из отверстия в свинцовой коробке попадают на фольгу. За фольгой находится экран. Сталкиваясь с экраном альфа-частицы вызывают его свечение (сцинтилляции). (слайд 7) Свинцовая коробка Фольга Экран Радиоактивное вещество В опыте Резерфорда, некоторые частицы отклонялись на большой угол. Данное отклонение нельзя было объяснить, используя модель атома Томсона Опыт Резерфорда (слайд 8) От радиоактивного источника, заключенного в свинцовый контейнер, α-частицы направлялись на тонкую металлическую фольгу. Рассеянные частицы попадали на экран, покрытый слоем кристаллов сульфида цинка, способных светиться под ударами быстрых заряженных частиц. Сцинтилляции (вспышки) на экране наблюдались глазом с помощью микроскопа. Наблюдения рассеянных α -частиц в опыте Резерфорда можно было проводить под различными углами к первоначальному направлению пучка. Цель опыта – подсчитать число α -частиц, рассеянных под углами от ϑ до ∆ ϑ за единицу времени t, и сравнить полученные результаты с теоретическими, рассчитанными для моделей Томсона и Резерфорда. (слайд 9) Если рассматривать атом исходя их модели атома по Томсону, то отклонения альфа-частиц на большие углы не должно было наблюдаться. Альфа-частица просто бы пробила «жидкий» атом насквозь. (слайд 10) Резерфорд объяснил наблюдаемое явление. По его предположению основная масса атома заключена в малой области – в ядре. Именно эта плотная часть атома при столкновении заставляла тяжелую альфа-частицу изменить своё направление движения. Размеры ядер в десятки и сотни тысяч раз меньше размеров атома. Электроны находятся за пределами ядра. (слайд 11) Предположение Резерфорда -При столкновении с плотным ядром, альфа-частицы изменяют траекторию своего движения. (слайд 12) Наблюдения Резерфорда показали: Среднее значение угла отклонения по теории для обеих моделей составляет примерно 1о, однако для очень больших углов φ ожидаемые отклонения существенно отличались. Для модели Томсона только одна из 103600  α-частиц могла отклониться на угол ≥ 900  Опыт же показал, что на такой угол отклонялась одна α -частица из каждых 8000 частиц, что очень хорошо соответствовало модели атома Резерфорда. После этих опытов ядерная модель атома получила всеобщее признание. (слайд 13) Выводы по результатам опыта: В центре атома находится массивное положительно заряженное ядро, занимающее малый объем атома Вокруг ядра движутся электроны, масса которых значительно меньше массы ядра Атом электрически нейтрален, т.к. заряд ядра равен модулю суммарного заряда электронов (слайд 14) Атом по Резерфорду Из-за некоторого сходства с Солнечной системой, модель атома по Резерфорду назвали планетарной моделью. Роль Солнца играло ядро атома, а роль планет играли электроны(проста, но не позволяет объяснить устойчивость атома). (слайд 15) На основании своих исследований Резерфорд, опираясь на классические представления о движении микрочастиц, предложил в 1911 г. ядерную (планетарную) модель атома. Эта модель атома напоминала солнечную систему: в центре находится маленькое (10-14м) атомное ядро большой массы, а вокруг него в области с линейными размерами порядка 10–10м по замкнутым орбитам движутся по своим орбитам электроны, образуя

электронную оболочку атома. Ядро имеет положительный заряд, а электроны – отрицательный. Вместо сил тяготения, действующих в Солнечной системе, в атоме действуют электрические силы. Электрический заряд ядра атома Z численно равен порядковому номеру в периодической системе Менделеева. Так как атомы нейтральны, то заряд ядра равен суммарному заряду электронов, т. е. вокруг ядра должно вращаться Z электронов.

Так как размер атома составляет ~ 10-10 м, то большая часть пространства внутри атома «пуста». В относительных размерах Луна ближе к Земле в 300 раз по сравнению с положением электрона в атоме водорода. (слайд 16) АТОМ (диаметр 10-8 см) ЯДРО (диаметр 10-12-10-13 см ОБОЛОЧКА (ЭЛЕКТРОНЫ) НУКЛОНЫ ПРОТОНЫ НЕЙТРОНЫ (слайд 17) Состав атомного ядра (слайд 18) Итог В начале ХХ века были рассмотрены две модели атомов. Первая модель была разработана Дж. Томсоном и представляла собой «жидкую» положительно заряженную субстанцию с вкраплением отрицательных электронов. Данная модель напоминает кекс с изюмом, где роль изюминок играют электроны. (слайд 19) Итог В начале ХХ века были рассмотрены две модели атомов. Первая модель была разработана Дж.Томсоном и представляла собой «жидкую» положительно заряженную субстанцию с вкраплением отрицательных электронов. Данная модель напоминает кекс с изюмом, где роль изюминок играют электроны. После опытов по рассеянию альфа-частиц на различных веществах Э.Резерфорд пришел к ядерной (планетарной) модели атома, где электроны вращались по орбитам вокруг ядра. (слайд 20-21) Исходя из планетарной модели атома: Большая часть массы атома сосредоточена в ядре. Линейный размер ядра в 10-100 тысяч раз меньше линейных размеров атома. Эта модель проста, обоснована экспериментально, но не позволяет объяснить устойчивость атомов. (слайд 22) Из двух представленных моделей для дальнейшего разбора и изучения выберем планетарную модель Резерфорда как наиболее верную. (слайд 23) Недостатки атома Резерфорда Эта модель не согласуется с наблюдаемой стабильностью атомов. По законам классической электродинамики вращающийся вокруг ядра электрон должен непрерывно излучать электромагнитные волны, а поэтому терять свою энергию. В результате электроны будут приближаться к ядру и в конце концов упадут на него. Эта модель не объясняет наблюдаемые на опыте оптические спектры атомов. Оптические спектры атомов не непрерывны, как это следует из теории Резерфорда, а состоят из узких спектральных линий, т.е. атомы излучают и поглощают электромагнитные волны лишь определенных частот, характерных для данного химического элемента. К явлениям атомных масштабов законы классической физики неприменимы. (слайд 24) Нильс Бор 1913 год Квантовая теория атома (слайд 25) Атомная система может находится только в особых стационарных квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия En. В стационарных состояниях атом не излучает. (слайд 26) При переходе атома из стационарного состояния с большей энергией En в стационарное состояние с меньшей энергией Em излучается квант, энергия которого равна разности энергий стационарных состояний: Е1 Е2 Е3 Е, эВ Излучает Е4 hνnm = En – Em h – постоянная Планка Частота излучения электрон квант n=1 n=2 n=3 n=4 n=5 Е5 (слайд 27) Энергетический уровень – каждое значение энергии, которой обладает атом в том или ином стационарном состоянии. Чем больше n, тем дальше от ядра находиться электрон и тем выше его энергетический уровень (слайд 28) Когда атом переходит с более высокого на более низкий уровень, то происходит ИЗЛУЧЕНИЕ (ИСПУСКАНИЕ) кванта света (Е3 Е2, Е4 Е2…) При ПОГЛОЩЕНИИ, наоборот, падающий на этом квант переводит атом из состояния с меньшей в состояние с большей энергией (слайд 29) Если атом водорода переходит из более высоких энергетических состояний - в третье: излучение света происходит в инфракрасном диапазоне частот; СЕРИЯ ПАШЕНА- ИНФРАКРАСНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (слайд 30) Если атом водорода переходит из более высоких энергетических состояний - во второе -излучение света происходит в в видимом диапазоне; СЕРИЯ БАЛЬМЕРА- ВИДИМЫЙ СВЕТ (слайд 31) СЕРИЯ ЛАЙМАНА УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ Если атом водорода переходит из более высоких энергетических состояний - в первое - излучение света происходит в ультрафиолетовом диапазоне. (слайд 32) Если атом переходит в одно из возбужденных состояний, долго оставаться там он не может: атом самопроизвольно (спонтанно) переходит в основное состояние. ПОСТУЛАТЫ БОРА ИК видимый УФ (слайд 33) Вид энергетических уровней (поглощение кванта) (слайд 34) Спектры излучения (рис.5 –цветная вклейка) Спектр нагретого вещества в газообразном состоянии состоит из узких линий разного цвета. Такой спектр называется линейчатым спектром излучения. Для получения такого спектра используют дуговой или искровой разряд. Линейчатый спектр излучения у каждого химического элемента свой, не совпадающий со спектром другого химического элемента. (слайд 35) СПЕКТРЫ ИСПУСКАНИЯ СПЕКТРЫ ПОГЛОЩЕНИЯ 1-сплошной 2-натрия 3-водорода 4-гелия 5-солнечный 6-натрия 7-водорода 8-гелия (слайд 36) Свои постулаты Бор применил для объяснения излучения и поглощения света атомом водорода. (слайд 37) Недостатки теории Бора:

1. Не смогла объяснить интенсивность спектральных линий.

2. Справедлива только для водородоподобных атомов и не работает для атомов, следующих за ним в таблице Менделеева.

3. Теория Бора логически противоречива: не является ни классической, ни квантовой. В системе двух уравнений, лежащих в её основе, одно — уравнение движения электрона — классическое, другое — уравнение квантования орбит — квантовое. Правило квантования Бора позволяет вычислить радиусы стационарных орбит электрона в атоме водорода и определить значения энергий.  (слайд 38)


3.БЛОК КОНТРОЛЯ

3.1 Входной контроль знаний

«Квантовая оптика», тест. Режим доступа:  http://fizportal.ru/test-ab-16-1

или QR-код

  1.  Длина волны красной границы фотоэффекта для вольфрама равна 0,275 мкм. Если вольфрам облучать ультрафиолетовым светом с длиной волны 0,184 мкм, то максимальная энергия фотоэлектронов будет равна...
     2,24 эВ
     2,08 эВ
     1,96 эВ
     1,73 эВ
     1,66 эВ.

  1. Фотокатод, покрытый кальцием (работа выхода 4,42 × 10−19 Дж), освещается светом с длиной волны 300 нм. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле с индукцией 8,3 × 10−4 Тл перпендикулярно линиям индукции этого поля. Каков максимальный радиус окружности, по которой движутся электроны?
     4,7 × 10−2 м
     4,7 × 10−4 м
     4,7 × 10−1 м
     4,7 × 10−3 м
     Правильного ответа нет.

  1. Каплю черной жидкости теплоемкость 2000 Дж/(кг•К) и массой 0,05 г освещают пучком лазерного света с интенсивность пучка 2,26 × 1017 фотонов в секунду. При этом капля начинает нагреваться со скоростью 1 градус в секунду. Определите длину волны лазерного излучения.
     400 нм
     430 нм
     500 нм
     480 нм
     450 нм.

  1. Квадратную зеркальную площадку равномерно освещают монохроматическим светом. Если линейный размер площадки, число падающих в единицу времени на единицу площади фотонов и длину волны увеличить вдвое, то сила светового давления возрастет в...
     2 раза
     4 раза
     8 раз
     16 раз
     Правильного ответа нет.
  2.  Предположим, что схема энергетических уровней атомов некоего вещества имеет вид, показанный на рисунке, и атомы находятся в состоянии с энергией Е(1). Электрон, столкнувшись с одним из таких атомов, отскочил, приобретя некоторую дополнительную энергию. Импульс электрона после столкновения с покоящимся атомом оказался равным 1,2 × 10−24 кг•м/с. Определите кинетическую энергию электрона до столкновения. Возможностью испускания света атомом при столкновении с электроном пренебречь.http://fizportal.ru/z/377.jpg

 0,23 × 10−19 Дж
 2,3 × 10−19 Дж
 23 × 10−19 Дж
 230 × 10−19 Дж
 Правильного ответа нет.

Эталоны ответов к тесту:

  1. 2,24 эВ
  2. 4,7*10-3 м
  3. 450 нм
  4. 4 раза
  5. 2,3*10-19Дж

Критерий оценки: каждый вопрос из пяти оценивается в 2 балла.

Баллы переводятся в оценку по схеме:

9-10 баллов – 5 (отлично)

7-8 баллов – 4 (хорошо)

6 баллов – 3 (удовлетворительно)

менее 6 баллов - студент не справился с тестом.

В этом случае студент проводит повторную попытку после работы над ошибками под контролем преподавателя.

3.2 Контроль эффективности обучения

Тест. Режим доступа: https://kahoot.it/challenge/08985240?challenge-id=f00d0c38-0ccb-4fb5-bf1d-6683826910b3_1620682274915 

ПИН-код игры: 08985240

Вопросы теста:

  1. Химический элемент с одним протоном и одним электроном___
  2. Химический элемент под номером 6 в периодической таблице ___
  3. Ядро атома состоит из __
  4. Заряд ядра атома азота ___
  5. Число протонов в ядре атома криптона ___
  6. Число нейтронов в ядре атома цинка ___
  7. Число электронов в атоме железа ___
  8. Сколько протонов и электронов у 17-того элемента таблицы Д.И. Менделеева?

Эталоны ответов:

  1. водород
  2. углерод
  3. протонов и нейтронов
  4. семь
  5. 36
  6. 35
  7. 26
  8. 17

Итоги выполнения тестов подводятся автоматически на сайте Kahoot:

1-2 место – 5 (отлично)

3 место – 4 (хорошо)

Если студент не справился с работой, то он проводит работу над ошибками под контролем преподавателя и повторно проходит задания теста.

Итоговая оценка за занятие определяется как среднее арифметическое результатов тестового контроля по двум темам с учетом всех достижений студентов в рамках самостоятельной работы на всех этапах занятия.


ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена  в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...