Рабочая тетрадь "Психологические особенности личности"
методическая разработка на тему

Каримова Файруза Рашитовна

Материалы,  представленные в рабочей тетради, ориентированы на студентов, представляя сбалансированное содержание теоретического знания и практических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_tet.doc402.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - техникум

«ШЕНТАЛИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«ПСИХОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛ

«Общая   психология»

ТЕМА

«Психологические особенности личности»

для специальности    060501 Сестринское дело

ШЕНТАЛА, 2013

Одобрено ЦМК                                                                                 Составлено в соответствии с

«Общепрофессиональных                                                              требованиями ФГОС

дисциплин и профессиональных модулей»                                к  минимуму содержания и уровню

                                                                                           подготовки выпускников по                  

                                                                                          специальности

                                                                                          060501 Сестринское дело  

Председатель ЦМК:                                                                        Зам. директора по УР:

«___»__________ 2013г.                                                                    «___»_____________2013г.

___________Л.М.Миронова.                                                             ______________Е.В. Курганская.

Методист:

«____»____________2013г.

____________М.В. Бурлягина.

Составитель: __________ Ф.Р. Каримова.

 

Пояснительная записка.

          Содержание профессионального образования опирается на потенциалы современного психологического знания о личности, на возможности их использования в реальных практиках процесса обучения.

            Материалы,  представленные в рабочей тетради, ориентированы на студентов, представляя сбалансированное содержание теоретического знания и практических задач. Она выступает ориентиром самостоятельного изучения современных взглядов на личность и учета личностных особенностей в системе профессионального образования. Изучение материалов, представленных в рабочей тетради, и  рекомендованных в литературных источниках повысит эффективность и продуктивность усвоения психологии личности вцелом, а также возможности рефлексии по отношению к собственным стратегиям личностного и  профессионального становления.    

             Содержание рабочей тетради отражает не только теоретический уровень психологии личности и в тоже время, изучение поставленных вопросов позволит определить собственные конкретные практические находки, позволяющие изучить,  формировать или корректировать свои личностные особенности.

             Рабочая тетрадь предназначена для аудиторных и внеаудиторных занятий. Тетрадь снабжена информационным материалом, контрольными вопросами, задачами и упражнениями, помогающими усвоить основные понятия, выработать умения, предусмотренные соответствующей программой по психологии.

             Рабочая тетрадь может быть использована в качестве методического сопровождения к изучаемой теме и  как средство обучения (дополнительно к имеющимся изданиям) в процессе преподавания следующих разделов дисциплины: «Социальная психология», «Медицинская психология».

«Основные проблемы и категориальный аппарат психологии личности».

Основные вопросы, связанные с пониманием личности: 

  • характеристики человека и как они связаны друг с другом. Свойственны ли данному человеку честность, настойчивость и большая потребность в достижении?
  • Детерминанты личности человека. В какой мере, и каким образом генетические и средовые факторы взаимодействуют между собой, чтобы привести к такому результату? 
  • Причины индивидуального поведения. Ответы касаются мотивационных характеристик индивида: почему проявляется активность и почему именно в данном направлении. 


Основные проблемы психологии личности:

  • философский взгляд на человека; 
  • связь между внутренними (личностными) и внешними (ситуативными) факторами в детерминации поведения;
  • согласованность проявлений личности в разных ситуациях и во времени;
  • понятие «Я» и способ, которым можно объяснить организованность личностного функционирования; 
  • роль многообразных состояний сознания и понятие бессознательного; 
  • взаимоотношения между познанием, аффектом и поведением; 
  • роль прошлого, настоящего и будущего в регуляции поведения.


Основные теории личности:

  1. Психоанализ – поведение интерпретируется как результат взаимодействия мотивов, или влечений.
  2. Феноменологическая теория – фокусирует внимание на том, как человек воспринимает и переживает окружающий мир и собственное Я.
  3. Теория черт – центральное место в личности занимают обобщенные диспозиции. Черты организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования.
  4. Теории научения – принцип научения и экспериментальная проверка четко сформулированных гипотез. Акцент на ситуативной специфичности поведения, применение законов научения к изменению поведения.
  5. Когнитивная теория – рассмотрение человека как ученого – наблюдателя событий, который формулирует понятия, или конструкты, чтобы упорядочить воспринимаемые феномены и использует эти конструкты для предсказания будущего.

Пять областей, которые должна охватывать всякая полноценная теория личности:

  • структура — базовые элементы, или строительные блоки, личности; 
  • процесс — динамические аспекты личности, включая мотивы;
  • рост и развитие — как мы развиваемся в уникальные личности, которыми все мы являемся;
  • психопатология — природа и причины нарушений в нормальном функционировании личности; 
  • изменение — как люди меняются и почему они иногда сопротивляются изменениям или вообще не способны меняться.

Понятия, характеризующие структуру, указывают на более стабильные и  устойчивые аспекты личности:

  • «черта» относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации;
  • «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения. 


       Динамические, мотивационные понятия относятся к процессуальным аспектам поведения человека.

        В психологии личности приняты на вооружение три основные категории мотивационных понятий:

  • мотивы удовольствия (или гедонистические мотивы),
  • мотивы роста (или самоактуализации),
  • когнитивные мотивы.

      Детерминанты, определяющие развитие личности, подразделяют на:

  • генетические (природа– гены). Роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех нас к единому человеческому роду и в то же время создают между нами индивидуальные различия;
  • средовые (воспитание – среда). К средовым детерминантам относятся влияния, которые делают нас похожими друг на друга, а также влияния, которые делают нас уникальными (культура, социальный класс, семья, сверстники).

      Соотношение между генетическими и средовыми детерминантами:
личность детерминируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния. Наследственность устанавливает диапазон развития характеристик; внутри этого диапазона характеристики детерминируются условиями среды. Наследственность обеспечивает нас способностями, которые культура будет либо не будет вознаграждать и культивировать.

        Основные понятия, необходимые в образовательном процессе:
Личность (Personality). Характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления поведения.

Структура (Structure). Понятие, которое относится к наиболее устойчивым и прочным аспектам личности.

Процесс (Process). Понятие, которое относится к мотивационным аспектам личности.

Контрольные вопросы:

  1. Будучи разновидностью человеческой деятельности, эмпирические исследования личности имеют и этический аспект. Какие этические требования Вы можете представить?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Приведите примеры, представляющие факторы, обуславливающие особенности развития личности._______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую роль в развитии личности играют обучение и воспитание?_______________

_______________________________________________________________________

Упражнения.

 Вставьте пропущенные слова в предложениях:

а) Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать - _____________________________________________________________________________
б) Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его _______________________________окончательно оформиться и эффективно проявляться.

в) Будучи достаточно изменчивыми, ____________________ и _________________ личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека.

г) Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и _____________________________, определяющихся особенностями организма человека.

д) Внутренними предпосылками развития личности выступают ________________ и желание, а также _____________________________ и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Задачи.

1. Проанализируйте представленные положения и продемонстрируйте на примерах как данные структурные компоненты отражаются в ваших представлениях о людях.

А) Чтобы описать структуру личности, можно использовать разные структурные понятия: структурные элементы представляются организованными в иерархическую систему, т.е. организованными в такую систему, где одни структурные элементы располагаются на более высоких уровнях, чем другие, и поэтому могут управлять функциями нижележащих элементов. Например, нервная система человека намного сложнее, чем нервная система других существ, не только потому, что она имеет больше разных частей и больше связей между ними, но и потому, что некоторые части, такие, как головной мозг, регулируют функционирование других частей системы. Можно провести аналогию и с организационными структурами. Одни деловые организации сложнее других. Сложные деловые организации имеют много подразделений со множеством связей между ними и иерархию людей, принимающих решения. В простых организациях мало подразделений, мало связей между ними и мало уровней в цепочке принятия решений (например, сравните семейный магазин, где всех работников — только папа да мама). Аналогичным образом и взгляды на личность различаются по количеству и видам структурных элементов, которым они придают особое значение, а также по степени акцентирования сложности или организованности системы.

Б) Понятие «черта» относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и близко к таким понятиям, которыми пользуется неспециалист, чтобы охарактеризовать людей. Один из способов представить себе, что такое черта, — посмотреть, как бы вы описали себя или своего друга. Например, вы можете воспользоваться такими прилагательными, как «умный», общительный», «честный», «веселый» или «серьезный».

Вы используете эти термины так же, как это делают специалисты по психологии личности.
В) Понятие «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одному определенному типу. Например, индивиды могут быть типологизированы как экстраверты или интроверты или, используя терминологию К. Хорни (Horney, 1945), как движущиеся навстречу людям, против них или от них.

2. Определите собственную позицию к представленным высказываниям и объясните ее.

а) В истории психологии личности в разные времена популярностью пользовались самые разные теории мотивации. Вплоть до 50-х годов такой теорией была теория влечения. С падением интереса к влечениям и снижению напряжения более популярными стали модели роста и самоактуализации. С приходом когнитивной революции в 60-е годы появился интерес к познавательным мотивам, связанным с потребностью в согласованности и предсказуемости. А сегодня наблюдается растущий интерес к целевым теориям, которые делают акцент на стремлении человека достичь ожидаемой конечной цели.
б) Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами. Хотя исторически сложилось так, что психологи подчеркивали значение генетических и средовых детерминант в формировании личности как целого, современные исследователи признают, что значение этих факторов может варьировать от одной характеристики личности к другой. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений.

г) Одной из значимых средовых детерминант личности является опыт человека, связанный с его принадлежностью к определенной культуре. Каждая культура имеет свои собственные институционализированные и санкционированные нормы поведения, ритуалов и верований, которые передаются через обучение. Это означает, что большинство представителей данной культуры будут обладать определенными общими личностными характеристиками. Поэтому мы часто не подозреваем о культурных влияниях до тех пор, пока не вступим в контакт с носителями другой культуры, которые иначе смотрят на мир и, может быть, бросают вызов взглядам, принятым в нашей культуре. Именно потому, что мы принимаем влияние культуры как само собой разумеющийся факт, оно пронизывает, по сути, все стороны нашего существования — то, как мы определяем наши потребности и способы их удовлетворения, наши переживания различных эмоций и то, как мы выражаем их, наши отношения с другими людьми и с самими собой, наши представления о смешном и грустном, наше отношение к жизни и к смерти, а также то, что мы считаем здоровым, а что — больным.
д) Насколько устойчивой и внутренне согласованной является личность от ситуации к ситуации? Например, находясь в одном случае с друзьями, а в другом случае с родителями, до какой степени вы остаетесь «одной и той же личностью»? А если сравнить вечеринку и дискуссию в аудитории? А если говорить о согласованности во времени, то насколько похожа ваша нынешняя личность на ту, что была, когда вы были ребенком? И насколько похожей она останется через двадцать лет? И снова мы обнаруживаем, что теоретики личности занимают по этой проблеме разные позиции. Проблема внутренней согласованности личности в разных ситуациях связана с дилеммой «человек-ситуация». В то время как одни теоретики предполагают, что человек очень устойчив и последователен в своем поведении в самых разных ситуациях, другие считают, что человек очень изменчив и в разных ситуациях он ведет себя фактически так, как вели бы себя разные люди. 

«Основные характеристики личности».

1. Потребности и мотивы. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, так же нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т. д.

Потребности   это испытываемая личностью нужда в чем-либо.
В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Характерными особенностями потребностей являются:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п. );
б) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);
в) наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск и нахождение возможных путей

удовлетворения потребностей;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);
д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на  материальные  потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.,  духовные, а также социальные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т. п.

Мотивы — это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивы — это осознанные, осмысленные

и прочувствованные потребности.

            Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). 

  • Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. 
  • Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

2.Способности. Способности — это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. 

Способности бывают специальные и общие.

  • Специальные (профессиональные) способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Например, возможность развития педагогической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.
  • Общие способности  это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможности развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.

Одаренность - совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.

Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Талант - высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.
Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне качеств и в своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Гениальность - высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности.

Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки. 

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к деятельности, избранной человеком. Такой задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

Контрольные вопросы:

  1. Учебная деятельность студентов предполагает наличие определенных мотивов. Представьте их в иерархии, выделив те, которые в наибольшей степени обеспечивают качество образования студента._______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите примеры, представляющие формы учебных занятий, направленных на формирование учебно-профессиональных мотивов.___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какую роль в развитии способностей играет личность преподавателя?___________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнения.

1. Выразите свое отношение к отечественным подходам к изучению личности:

  1. Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: человека как биологического вида; в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; человека как личности; человека как части человечества.
  2. Подход Абульхановой К.А. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее становления лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.
  3. Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В. Согласно этому подходу при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.
  4. Подход Месищева В.В. Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.
  5. Подход военных психологов. Согласно им личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
  6. Подход Платонова К.К. Согласно ему личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: направленность, опыт, особенности психических процессов и биопсихологические свойства.
  7. Подход Узнадзе Д.Н. Рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер.
  8. Подход Фельдштейна Д.И. Согласно ему в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирование является общественно полезная деятельность.

«Эмоциональные и волевые процессы личности».

В трактовке эмоциональной сферы человека, необходимо рассмотрение основных понятий.

Чувства  это одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Эмоции  это непосредственная форма выражения чувств.

Чувства и эмоции имеют свои особенности: 

  • носят субъективный характер; 
  • вызывают удовольствие или неудовольствие; 
  • отражают характер взаимодействия организма со средой; 
  • имеют очень большое многообразие; 
  • вызывают успокоение или возбуждение.


Разнообразие чувств может быть представлено следующей типологией:

  • Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
  • Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.
  • Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного или низменного и т. д.

Классификация эмоций:

Настроения это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих. Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.
2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроения медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.
3. Неясность, "безотчетность". Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Когда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко быстро у него проходит.

4.  Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент.

Аффекты это переживания большой силы, с коротким периодом протекания. Они характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля. 

Страсти сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Воля  это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенностями воли (волевых действий) являются:

  • Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение.
  • Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
  •  Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности:

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, заставлять его осмысливать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели.

2.Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

3.Представление средств, необходимых для достижения намеченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата.
4. Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек думает о принятии решения. Принять решение — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.
 5.Выполнение принятого решения – практическое осуществлению принятого решения, действуя, проявляя волю, контролируя и корректируя свои действия. В каждый момент человек сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее.

Контрольные вопросы.

  1. Раскройте основные характеристики эмоций и назовите их основные виды________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций в образовательном процессе.___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем заключается роль преподавателя в формировании интеллектуальных эмоций?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. В чем проявляется взаимосвязь воли и сознания?_____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что относится к волевым качествам человека и как они проявляют себя в учебной деятельности?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнения.

  1. Вставьте пропущенные слова.

А) Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и  _____________________________

Б) Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия - _____________ или ____________

2.О каких фундаментальных эмоциях идет речь?

а) Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность - ____________________________________________

б) Не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство - ______________________________________

в) Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей - ______________________________________________________________________________
г) Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта - _____________________________________________________________________________________
д) Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства - __________________________

е) Отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям

подобающем поведении и внешнем облике - ______________________________________________

Задачи.


1.Какие особенности эмоций и воли Вы вычленяете из следующих высказываний.
а) «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать». (Вольтер)____________________________

_____________________________________________________________________________

б) «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Соломон Мудрый)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) «Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека» (Эзоп)_____________________

_____________________________________________________________________________
г) «Тверже тот, кто побеждает желание. Лишь тот смел и храбр, кто себя одолевает» (Аристотель)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) «Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» (Карнеад)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Рассмотрите коммуникативную функцию эмоций и ответьте на частные вопросы текстов.
А) Вчувствование во внутренний мир другого протекает достаточно сложно, и определяется эмпатийными тенденциями, которые имеются у каждого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Специально изучая этот вопрос, установлено, что обостренное сопереживание зависит от социально-демографических факторов воспитания: от числа содержательных коммуникативных связей человека в семье и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек. Представители коммуникативных профессий (продавцы, врачи, педагоги, руководители разных рангов, администраторы), отличающиеся низкой эмпатией, классифицируют встречающихся им людей по шаблонным типам, дают им стереотипные оценки. Их восприятие отличается узостью и бедностью, не исчерпывающим все многообразие встречающихся типов личностей.

А как проявляются следствия эмпатийного взаимодействия у преподавателей?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Внутренний, духовный, эмоциональный мир человека бесконечно богаче содержанием и многочисленными оттенками и полутонами чувств и настроений, чем передаваемые другому человеку с помощью мимики, жестов, слов и движений всплески этих состояний.

Сказывается ли здесь и трудность передачи своего внутреннего состояния другому? Как может быть решена задача самовыражения, адекватного внешнего проявления внутреннего состояния?______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявления аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют собой, сознательно контролируют свое поведение.

 Чем Вы можете объяснить подобное различие между людьми?_________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.О каких волевых качествах человека идет речь?

1.Умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий - _______________________________________________________

2. Сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности - _______________________________________________________

3. Обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели - __________________________________________

4. Способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей - _____

_____________________________________________________________________________

5. Способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели - ______________

_____________________________________________________________________________


4. Какие формы воспитательной работы Вы можете предложить для развития такого волевого качества как решительность (отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений). ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

  1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 2008.
  2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 2006.
  3. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
  5. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Нарбут А. Весь Карнеги. Шпаргалки, формулы, подсказки и упражнения. Книга-тренажер. – М., 2014.
  7. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений.- Ростов -на –Дону, 2013.
  8. Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория исследования. – М., 2000г.
  10. Шапарь В. Словарь практического психолога. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по психологии "Эмоционально-волевые особенности личности"

ПланВведение Теоретическая часть: 1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр. 1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.1.2. Функции эмоций……………………...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассматриваются задачи и фунцкии преподавателя физической культуры; специфические условиями его работы: физическая нагрузка, психическая напряжен­ность и факторы внешней среды. Описаны с...

статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"

Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....

Методическая разработка занятия "Психологические особенности личности. Темперамент"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Методическая разработка по теме "Деловой этикет" и "Индивидуальные особенности личности"

Задания контролируют знания учащихся по пройденным темам: "Деловой этикет" и "Классификация общения"...

Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения

Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество....

Обучение вождению с учетом психологических особенностей личности

Обучение вождению с учетом психологических особенностей личности...