Рабочая программа по учебной дисциплине "Статистика" (ФГОС СПО)
рабочая программа на тему

 

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  примерной  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности  СПО 080114  Экономика  и  бухгалтерский  учёт  (по  отраслям) (базовой подготовки).

Программа  учебной  дисциплины  может  быть  использована в  дополнительном профессиональном образовании в  сфере  экономической  деятельности (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в  профессиональной  подготовке  по рабочим профессиям 20336 Бухгалтер и 23369 Кассир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ud_statistika.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской федерации

ФГОУ СПО «Яранский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТАТИСТИКА

для специальности

среднего профессионального образования

080114
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

2011 г.

Одобрена цикловой комиссией  социально-экономических дисциплин

Протокол  № 16      от   18 мая  2011г.

 Председатель комиссии _________________ И.А. Токарева

«Утверждаю»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 _________________ Т.А. Наймушина

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТАТИСТИКА

для специальности среднего профессионального образования

 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Составитель: Токарева И.А., преподаватель экономических дисциплин ФГОУ СПО «Яранский аграрный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины Статистика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовой подготовки).

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1.  паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «СТАТИСТИКА»

  1. Область применения программы

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  примерной  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности  СПО 080114  Экономика  и  бухгалтерский  учёт  (по  отраслям) (базовой подготовки).

Программа  учебной  дисциплины  может  быть  использована в  дополнительном профессиональном образовании в  сфере  экономической  деятельности (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в  профессиональной  подготовке  по рабочим профессиям 20336 Бухгалтер и 23369 Кассир.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.

1.3.  Цели  и  задачи  дисциплины  – требования  к  результатам  освоения  дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные  выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений  и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и задачи статистики;  общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики;  современные тенденции развития статистического учёта; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации; основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  75 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов; самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

     практические занятия

18

     контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

 -  доклады

11

 -  решение и анализ задач

7

 -  решение ситуационных задач

2

 -  реферат

3

 -  решение задач с использованием программных продуктов

2

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  статистика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Введение  в статистику

2

Тема 1.1. Предмет, метод и задачи, организация статистики

Содержание учебного материала

Предмет и задачи  статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели.

2

1

Система государственной статистики  в РФ. Современные технологии организации статистического учета.

1

Раздел 2. Статистическое наблюдение

2

Тема 2.1. Этапы проведения, формы, виды и способы статистического наблюдения

Содержание учебного материала

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения.

2

2

Виды статистического наблюдения.  Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное  статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения.

2

Раздел 3.  Сводка статистических данных

6

Тема 3.1. Сводка и группировка в статистике

Содержание учебного материала

Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

4

2

Порядок проведения группировки.  

2

Ряды распределения

2

Практические занятия: 

 № 1 Проведение сводки и группировки статистических данных.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

6

1. Доклады:

  1. Виды группировок
  2. Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам
  3. Способы графического  изображения рядов распределения

2

2. Решение и анализ задач  на проведение группировок

2

3. Реферат  «Графическое изображение рядов  распределения»

2

Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных

4

Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала

Статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

2

2

Статистические графики. Элементы статистического графика. Виды графиков.

2

Практические занятия: 

№ 2 Построение и анализ таблиц и графиков

2

Самостоятельная работа обучающихся:

5

1. Доклады:

Приемы  графического  изображения  структуры  совокупности,  рядов  распределения,  взаимосвязи  между  явлениями,  изменений  явлений  во  времени, территориальных сравнений

2

2. Использование графических возможностей Excel  при решении статистических задач

2

3. Реферат «Диаграммы, картодиаграммы, картограммы, статистические кривые»

1

Раздел 5. Статистические показатели

10

Тема 5.1.  Абсолютные, относительные, средние величины в статистике

Содержание учебного материала

Индивидуальные и  сводные абсолютные показатели. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

3

2

Средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.

2

Практические занятия: 

№ 3  Определение относительных показателей и анализ полученных результатов

№ 4  Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов

4

Тема 5.2.  Показатели вариации и структурные характеристики вариационного ряда распределения

Содержание учебного материала

Вариация. Абсолютные и относительные  показатели вариации.

3

2

Мода. Медиана.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1. Доклады:

  1. Принципы  использования  средних  статистических  показателей в экономических исследованиях  
  2. Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения
  3.    Различие средних и относительных величин

2

2. Решение ситуационных задач  на определение  структурных средних

2

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

10

Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики

Содержание учебного материала

Ряды динамики, их виды.  Показатели изменения уровней  рядов динамики.

6

2

Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

2

Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

2

Практические занятия: 

№ 5 Анализ динамики изучаемого явления

№ 6 Применение различных методов для выявления тенденции развития явления в рядах динамики

4

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1.  Доклады:

  1. Характеристика среднего уровня и средней интенсивности развития явления в ряде динамики
  2.    Элементы интерполяции и экстраполяции динамических рядов. Статистические прогнозы.

2

2.  Решение и анализ задач  на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики

2

Раздел 7.  Индексы в статистике

4

Тема 7.1.  Индексы в статистике

Содержание учебного материала

Индексы. Классификация индексов.

2

2

Факторный анализ.

2

Практические занятия: 

№ 7 Применение индексов в анализе динамики средних уровней

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1. Решение и анализ  задач на применение методики проведения факторного анализа на основе индексного метода

2

Раздел 8.  Выборочное наблюдение в статистике

4

Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности, методы оценки результатов выборочного наблюдения

Содержание учебного материала

Выборочное наблюдение. Виды выборки.

2

2

Генеральная и выборочная совокупности. Ошибка выборочного наблюдения.  Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

2

Практические занятия: 

№ 8 Ошибки выборочного наблюдения. Корректировка выборки

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1. Доклады:

Практика применения выборочного наблюдения в социально-экономических исследованиях

2

Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями

8

Тема 9.1.  Методы изучения связи между явлениями

Содержание учебного материала

Причинно- следственные связи между явлениями. Виды связей.

2

2

Качественный анализ  изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов.

2

Тема 9.2.  Корреляционно-регрессивный анализ

Содержание учебного материала

Корреляция.  Корреляционно- регрессивный анализ.

2

2

Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

2

Практические занятия: 

№ 9 Уравнение регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи.

2

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа обучающихся:

2

1. Доклады:

  1. Параметрические методы определения  тесноты  и  направления  связи.  Оценка  значимости  линейного  коэффициента  корреляции  на  основе t-критерия  Стьюдента  и z-распределения  Фишера.
  2.  Оценка  существенности  связи.  Критерий  Стьюдента  и  Р.Фишера.    Частные  коэффициенты  детерминации.
  3.   Множественный коэффициент детерминации и Q-коэффициент. Коэффициенты  эластичности.

1

2. Решение и анализ задач  на  определение тесноты, существенности  связи между явлениями.

1

Всего:

75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Посадочные места по количеству обучающихся;
  2. Рабочее место преподавателя;
  3. Комплект учебно-наглядных пособий «Статистика»;
  4. Комплект электронных презентаций
  5. Комплект учебно – методической документации
  6. Методические пособия.

Технические средства обучения:

  1. Компьютеры
  2. Принтер
  3. Сканер
  4. Проектор
  5. Программное обеспечение общего и специального назначения:
  1. Табличный редактор MS Excel
  2. STATISTIKA. Пакет прикладных программ для решения задач по теории  статистики.
  3. SPSS.  Пакет  прикладных  программ  для  решения  задач  по  теории  статистики.  

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 372с.

  Дополнительные источники:

  1. Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.-  М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с..

Интернет-ресурсы: (Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)  

1.  http:// www.gks.ru (государственный комитет РФ по статистике)  

2.  http:// www.cbr.ru (Центральный банк РФ)  

3.  http:// www.minfin.ru (Министерство финансов РФ)  

4.  http:// www.micex.ru (ММВБ)  

5.  http:// www.akm.ru (АК&М)  

6.  http:// www.rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг)  

7.  http:// www.nalog.ru (Министерство РФ по налогам и сборам)

8.  http:// www.rts.ru (РТС)  

9. http://www.fedcom.ru (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг)  

10. http:// www.akdi.ru (Экономика  и  жизнь:  агентство  консультаций  и  деловой информации)  

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

собирать и регистрировать статистическую информацию

защита практической работы № 1

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения

защита практических работ № 1 и № 2

выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные  выводы

защита практических работ № 3, 4, 5

тестирование

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений  и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники

защита практических работ № 6, 7, 8, 9

решение ситуационных задач

тестирование

Знания:

предмет, метод и задачи статистики

диктант

тестирование

общие основы статистической науки

устный и письменный опрос

принципы организации государственной статистики

устный опрос

тестирование

современные тенденции развития статистического учёта

диктант

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления  информации

тестирование

защита практических работ № 1, 2

основные формы и виды действующей статистической отчётности

защита практических работ № 5, 6

технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления

защита практических работ № 3, 4, 5

тестирование

Итоговый контроль

дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине "Калькуляция и основы бухучета"

Данная Рабочая программа разработана по учебной дисциплине "Калькуляция и основы бухучета" по професии "повар, кондитер" в соответствии с требованиями нового ФГОС. Программа расчитана на 36 часов. При...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электри...

Рабочая программа по учебной практике профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка)

Рабочая программа по учебной практике профессионального модуля  ПМ.03 Выполнение работ по   одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного бан...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Рабочая программапо учебной дисциплинеОГСЭ. 03 «Иностранный язык» программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности CПО43.02.11 «Гостиничный сервис»...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.07 Основы учебно-исследовательской деятельности

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование базовой подготовки.Программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской дея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...