Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"
план-конспект урока на тему

Гусарова Галина Владимировна
Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Основные средства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekcionnyy_material_k_teme_osnovnye_sredstva.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Лекционный материал к теме «Основные средства»

Задачи учета:

Нормативная база:

  1. Понятие, виды (группы) объектов основных средств

Основные средства - это часть имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), а также в управленческих целях, при этом объекты не изменяют свою физическую фору и стоимость свою переносят на стоимость готовой продукции постепенно, по мере износа.

Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий:

  1. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  2. объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);
  3. организацией не предполагается последующая перепродажа данного объекта;
  4. объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

 В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в бухгалтерском учете к основным средствам:

Относятся

Не относятся

  1. здания,
  2. сооружения,
  3. машины и оборудование,
  4. измерительные и регулирующие приборы и устройства,
  5. жилища,
  6. вычислительная техника, оргтехника,
  7. транспортные средства,
  8. инструмент,
  9. производственный и хозяйственный инвентарь,
  10. рабочий, продуктивный и племенной скот,
  11. многолетние насаждения,
  12. прочие виды материальных основных фондов.
  1. предметы, служащие менее 1 года, независимо от их стоимости
  2. предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России (20000 руб.), независимо от срока службы, кроме сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным фондам, независимо от их стоимости;
  3. орудия лова,
  4. бензомоторные пилы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до 2х лет ,
  5. специальные инструменты и специальные приспособления, независимо от их стоимости;
  6. сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства независимо от их стоимости;
  7. специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
  8. форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
  9. временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно - монтажных работ в составе накладных расходов;
  10. тара для хранения товарно - материальных ценностей на складах или осуществления технологических процессов, стоимостью в пределах лимита, установленного Минфином России;
  11. предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
  12. молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные животные;
  13. многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.
  14. машины и оборудование, числящиеся как готовые изделия на складах предприятий - изготовителей, снабженческих и сбытовых организаций, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, числящиеся на балансе капитального строительства.

ПБУ 6/01"Учет основных средств" устанавливает правила формирования информации об основных средствах в бухгалтерском учете. Требования ПБУ 6/01 применяются в отношении:

  1. зданий,
  2. сооружений,
  3. рабочих и силовых машин и оборудования,
  4. измерительных и регулирующих приборов и устройств,
  5. вычислительной техники,  
  6. транспортных средств,
  7. инструментов,
  8. производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей,
  9. рабочего, продуктивного и племенного скота,
  10. многолетних насаждений,
  11. внутрихозяйственных дорог,
  12. капитальных вложений на коренное улучшение земель (осушительных, оросительных  и других мелиоративных работ),
  13. капитальных вложений в арендованные объекты основных средств,
  14. земельных участков,
  15. объектов природопользования (воды, недо и других природных ресурсов),
  16. прочих объектов.

ПБУ 6/01 не применяется в отношении:

  1. машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организации –изготовителя, как товары – на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность,
  2. предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути,
  3. капитальных и финансовых вложений.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления  за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (аренда или лизинг), отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (счет 03).

Другие основные средства учитываются на счете 01 «Основные средства».

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Для целей бухгалтерского и налогового учета применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы  (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002г. №1 в ред. 10.12.2010).  

  1. Документы по учету основных средств

Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7

 № формы

Название формы

Форма ОС-1        

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

Форма ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

Форма ОС-1б        

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

Форма ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

Форма ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

Форма ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

Форма ОС-4а        

Акт о списании автотранспортных средств

Форма ОС-4б        

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

Форма ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Форма ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

Форма ОС-6б        

Инвентарная книга учета объектов основных средств

Форма ОС-14        

Акт о приеме (поступлении) оборудования

Форма ОС-15        

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

Форма ОС-16        

Акт о выявленных дефектах оборудования

Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств

  1. Оценка основных средств (в т.ч. единовременное списание)

Основные средства поступают в организацию:

  1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал
  2. в результате строительства
  3. путем приобретения за плату
  4. путем безвозмездной передачи
  5. по договору мены

Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.  Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости

Первоначальная стоимость - это сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основного средства, кроме НДС и иных возмещаемых налогов.

  1. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями.
  2. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету.
  3. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору мены, признается стоимость ценностей передаваемых в рамках этого договора. При невозможности установить стоимость передаваемых ценностей, первоначальная стоимость определяется исходя из стоимости, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств
  4. Первоначальная стоимость основных средств подлежит изменению в бухгалтерском учете в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств.
  5. Капитальные вложения в многолетные насаждения, на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всех работ.

Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе.

Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки. При принятии решения о переоценке следует учитывать, что в последующем такие объекты должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость переоцениваемых основных средств существенно не отличались от текущей (восстановительной) стоимости.

Объекты стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе  материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов  должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Операции с такими объектами оформляются первичными документами для учета  МПЗ: форма М-4 «Приходный ордер» и М-17 «Карточка учета материалов».

Для целей налогообложения объекты стоимостью до 40 000 рублей в момент ввода в эксплуатацию единовременно списываются на материальные расходы ( п.1 ст.256 НК РФ).

  1. Амортизация основных средств

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги).

Зачем это нужно: существует несколько точек зрения на экономический смысл амортизации. Некоторые специалисты считают, что при помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем будут направлены на воспроизводство основных фондов, другие – рассматривают амортизацию как способ «размазывания» крупномасштабных расходов по периодам, согласно принципу начисления.

Пример: Работает фирма, тратит деньги на обеспечение производства, производит продукцию, продает ее. После выпуска продукции формируется ее себестоимость, к себестоимости прибавляется величина желаемой прибыли, в результате образуется цена. Затраты на основные средства подлежат включению в состав себестоимости продукции на равномерной основе, т.к. если единовременно списать все затраты на себестоимость, цены на продукцию увеличатся в разы и станут неконкурентными.

Амортизация НЕ начисляется по:

  1. объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др).
  2. объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода)
  3. объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам дорожного хозяйства
  4. продуктивному скоту
  5. многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста
  6. объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации, которые законсервированы и не используются в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование

Начисление амортизации осуществляется в течение всего срока полезного использования основного средства.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно при принятии объекта основных средств к учету. В случаях проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования пересматривается.

Для целей бухгалтерского учета срок определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования объекта и ожидаемого физического износа, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

В налоговом учете срок полезного использования определяется в соответствии с номером амортизационной группы, к которой объект относится. Указанная классификация может быть использована также для целей бухгалтерского учета. Если в классификации срок полезного использования объекта не указан, его необходимо установить самостоятельно, исходя из:

  1. ожидаемого срока использования объекта с учетом интенсивности его применения
  2. ожидаемого  физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количество смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, проведения всех видов ремонтов

Сумма амортизации определяется исходя из нормы амортизации ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации в размере 1/12 от годовой суммы амортизационных отчислений. 

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Амортизацию начисляют одним из способов (методов), представленных в таблице:

Для целей бухгалтерского учета

Для целей налогового учета

  1. линейный способ;
  2. способ уменьшаемого остатка;
  3. способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  4. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  1. линейный
  2. нелинейный.

Выбранный метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового  учета.

Начисление амортизационных отчислений приостанавливается в случае перевода объекта по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3х месяцев, а также в период реконструкции, модернизации и капитального ремонта объекта, продолжительностью более 12 месяцев.

Списание амортизации производится при выбытии основного средства. Учет сумм амортизации ведется на счете 02 "Амортизация основных средств". Корреспонденция счетов по учету амортизации:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена амортизация основных средств

20,23.26,44...

02

Произведена переоценка (дооценка амортизации)

83

02

Произведена переоценка (уценка амортизации)

02

83

Списана амортизация по выбывшим объектам

02

01

Пример расчета амортизации основных средств различными способами для целей бухгалтерского и налогового учета

Условие: 

Первоначальная стоимость основного средства 13 000 руб., срок полезного использования - 13 мес., плановый выпуск продукции за период эксплуатации 200 т, в первые 3 месяца выпущено по 30 т., в оставшиеся - по 11т.

Месяц

Для целей бухгалтерского учета

Для целей налогообложения

Линейный способ

Способ уменьшаемого остатка

Способ списания стоимости по сумме чисел лет

Способ списания стоимости пропорционально объему

Линейный метод

Нелинейный метод

Σ аморт. за месяц (руб.)

Остаточная стоимость

Σ аморт. за месяц (руб.)

Остаточная стоимость

Σ аморт. за месяц (руб.)

Остаточная стоимость

Σ аморт. за месяц (руб.)

Остаточная стоимость

Σ аморт. за месяц (руб.)

Остаточная стоимость

Σ аморт. за месяц (руб.)

Остаточная стоимость

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Σ

  1. Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств

Основные средства поступают в организацию:

  1. от учредителей в счет вклада в уставный капитал
  2. в результате строительства
  3. путем приобретения за плату
  4. путем безвозмездной передачи
  5. по договору мены

При получении в собственность основных средств в бухгалтерском учете на счете 08 в дебете отражаются вложения во внеоборотные активы. Сумма всех затрат, понесенных при приобретении (получении, обмене и т.д.) объектов внеоборотных активов, учтенная в дебете счета 08 представляет собой первоначальную стоимость объекта. При вводе основных средств в эксплуатацию сформированная  первоначальная стоимость объектов основных средств, учтенная в дебете счета 08 списывается в дебет счета 01 "Основные средства".

Дт                                  08                          Кт  

Дт                         01                Кт  

Сн

Сн

Затраты по поступлению объекта внеоборотных активов

Первоначальная стоимость объекта

Первоначальная стоимость объекта

До =

Первоначальная стоимость объекта

Ск

Ввод в эксплуатацию осуществляется на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя организации.

 Далее в бухгалтерии составляют Акт приема-передачи основных средств по формам: № ОС-1, № ОС-1а (для ввода в эксплуатацию зданий и сооружений), № ОС-1б (при одновременном вводе в эксплуатацию нескольких объектов основных средств).

Принятые объекты учитывают в инвентарных карточках по формам: № ОС-6, № ОС-6а (для группы объектов). Инвентарная книга по форме № ОС-6б предназначена для учета на малых предприятиях.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Получены основные средства от учредителей

1.1.

Сформирована задолженность учредителей по вкладам

75-1

80

1.2.

Поступили основные средства в счет вклада в уставный капитал

08

75-1

1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

2.

Построены основные средства

2.1.

подрядным способом (строительство выполняет сторонняя компания)

2.1.1.

Сформирована стоимость подрядных работ

08

60

2.1.2.

Учтена стоимость подрядных работ

01

08

2.2.

хозяйственным способом (организация строит сама)

2.2.1.

Списаны материалы на строительство

08

10

2.2.2.

Начисленная сотрудникам, занятым строительством, зарплата

08

70

2.2.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.

Приобретены основные средства

3.1.

не требующие монтажа

3.1.1.

Начислено поставщику по счету

08

60

3.1.2.

Учтены расходы на доставку

08

76,60,23...

3.1.3.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

3.2.

требующие монтажа

3.2.1.

Начислено поставщику за оборудование

07

60

3.2.2.

Оборудование передано в монтаж

08

07

3.2.3.

Списаны затраты на монтаж

08

10,70,69...

3.2.4.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

4.

Получены безвозмездно основные средства

4.1.

Приняты к учету основные средства (счет 91)

01

91

4.2.

Приняты к учету основные средства (счет 98)

01

98-2

4.3.

Начислена амортизация основных средств (счет 98)

20

02

98-2

91

5.

Получены по договору мены основные средства

5.1.

Реализованы материалы по договору мены

62

91

5.2.

Списана стоимость материалов

91

10

5.3.

Оприходовано основное средство

08

60

5.4.

Произведен зачет стоимости материалов и основного средства

60

62

5.5.

Введен в эксплуатацию объект основных средств

01

08

  1. Выбытие (списание) основных средств

 Основные средства выбывают из организации в случаях:

  1. списания по причине непригодности к дальнейшему использованию
  2. продажи на сторону
  3. безвозмездной передачи
  4. передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации
  5. сдачи имущества в аренду, лизинг
  6. реализации по договорам мены и т.д.

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов (счет 91).

По дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимость и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - сумма износа, выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.

Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-11 "Выбытие основных средств".

Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки".

Доходы и расходы от списания отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Списание основного средства за непригодностью

1.1.

Списание первоначальной стоимости

01-11

01

1.2.

Списание амортизации

02

01-11

1.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-11

2.

Продажа имущества

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-11

01

2.2.

Списание амортизации

02

01-11

2.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-11

2.4.

Получена выручка от продажи

62

91

2.5.

Учтен НДС от продажи        

91

68

3.

Безвозмездная передача имущества

3.1.

Списание первоначальной стоимости

01-11

01

3.2.

Списание амортизации

02

01-11

3.3.

Списание остаточной стоимости

91

01-11

3.4.

Списание расходов, связанных с передачей

91

10,70,69...

3.5.

Начислен НДС, исходя из рыночной цены передаваемого объекта

91

68

4.

Передача в счет вклада в уставный капитал

4.1.

Списание первоначальной стоимости

01-11

01

4.2.

Списание амортизации

02

01-11

4.3.

Передача в счет вклада в уставный капитал

58

01-11

Организация определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода) по счету 91. При этом прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.

Выбытие основных средств оформляется унифицированными первичными документами. При списании объекта за непригодностью необходимо оформить Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных) по форме № OC-4 или № ОС-4б (если списывается группа объектов).

Если производится списание автотранспортных средств оформляют Акт о списании по форме № ОС-4а.

Если основное средство было продано, передано в счет вклада в уставный капитал или передано на безвозмездной основе - Акты о списании не составляются. Такого рода передача оформляется Актами приемки-передачи основных средств (Форма № ОС-1, № ОС-1а , № ОС-1б).                

                        

  1. Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств

 Методические указания по учету основных средств предлагают 2 варианта учета затрат на ремонт основных средств:

  1. единовременное включение расходов на ремонт в состав текущих расходов в случае, если это текущий недорогой ремонт, который не оказывает существенного влияния на финансовый результат деятельности организации;
  2. равномерное отнесение затрат на себестоимость продукции путем:
  1. создания резерва на ремонт основных средств;
  2. использования счета учета расходов будущих периодов.

Порядок формирования и использования резерва сводится к следующему: отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего периода. Затем сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств резерва.

Если по итогам отчетного периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то в бухгалтерском учете производят доначисление резерва путем отнесения суммы на расходы будущих периодов. В обратном случае (если выявлен излишек средств ремонтного фонда) "лишние" суммы сторнируются.

Согласно Налоговому кодексу (ст. 260 НК РФ), расходы на ремонт основных средств признаются в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том периоде, в котором они были осуществлены. Это положение применяется также в отношении расходов арендатора, если договором аренды  расходы на ремонт  арендованных основных средств арендодателем не предусмотрены.

Для обеспечения равномерного признания расходов организация вправе создавать резервы под предстоящий ремонт основных средств. В этом случае отчисления в резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике. Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину расходов на ремонт за последние три года.

Если по итогам налогового периода фактические затраты превысили средства ремонтного фонда, то разница включается в состав прочих расходов на конец периода. В обратном случае сумма такого превышения включается в состав доходов организации.

Затраты на ремонт не увеличивают первоначальную стоимость объекта, а включаются в себестоимость готовой продукции.

 В зависимости от выбранного способа отражения затрат в бухгалтерском учете операции отражаются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Расходы на ремонт списываются единовременно

20,25,26,44

10,70,69,60

2.

Образование и использование ремонтного фонда

2.1

Ежемесячные отчисления в ремонтный фонд

20,25,26,44

96

2.2

Списание затрат за счет ремонтного фонда

96

10,70,69,60

2.3

Списание суммы превышения фактических затрат

96

10,70,69,60

2.4

Списание суммы превышения ремонтного фонда

20,25,26,44

96

3.

Отнесение затрат на расходы будущих периодов

3.1

Списывается сумма фактических затрат на ремонт

97

10,70,69,60

3.2

Ежемесячное списание затрат на себестоимость продукции

20,25,26,44

97

Реконструкция - переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и номенклатуры продукции. (ст. 257 НК РФ)

Техническое перевооружение - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации, автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. (ст. 257 НК РФ)

 Проще говоря, модернизация и реконструкция проводятся с целью улучшения качественных характеристик основных средств. Затраты на их осуществление относятся на увеличение первоначальной стоимости основных средств.

 После проведения ремонта, реконструкции или модернизации необходимо оформить Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств по форме № ОС-3, который служит основанием для изменения первоначальной стоимости основного средства.

8. Переоценка основных средств

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.

Зачем это нужно: организация год назад купила станок за 100 000 руб., за год начисленная амортизация – 5 000 рублей, т.о. остаточная стоимость 95 000 рублей должна быть отражена в балансе по строке Основные средства. Но! В истекшем году фирмой-производителем было выпущено в свет новое поколение станков, поэтому купленный год назад станок автоматически устарел и на рынке его можно продать только за 80 000 рублей. При помощи процедуры переоценки станок будет учен на балансе по рыночной стоимости – 80 000 рублей, что позволит соблюсти принципы полноты и достоверности при подготовке финансовой отчетности.

На практике переоценка основных средств может быть использована:

  1. для определения реальной рыночной стоимости основного средства;
  2. привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.);
  3. при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска ценных бумаг);
  4. в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.

Проведение переоценки объектов основных средств является правом, а не обязанностью  организаций. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности. Переоценка осуществляется не чаще 1 раза в год (по состоянию на 1 января отчетного года).

Переоценка производится путем пересчета (прямого пересчета или индексного) первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить:

  1. какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств;
  2. методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета,
  3. лиц, ответственных за проведение переоценки.

Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости.  После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Отражение переоценки на счетах бухгалтерского учета:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

ДООЦЕНКА:

сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации. Если в предыдущие отчетные периоды была проведена уценка этого объекта через счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), то сумма дооценки, равная сумме уценки, сначала зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), разница - на капитал.

1.1.

Увеличена первоначальная стоимость основных средств

01

83/84

1.2.

Увеличена начисленная амортизация основных средств

83/84

02

2.

УЦЕНКА:

сумма уценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Если в предыдущие отчетные периоды была проведена дооценки этого объекта, то сумма уценки сначала относится в уменьшение добавочного капитала, образованного в предыдущие отчетные периоды, разница - на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

3.1.

Уменьшена первоначальная стоимость основных средств

84/83

01

3.2.

Уменьшена начисленная амортизация основных средств

02

84/83

При выбытии объекта основных средств сумма дооценки переносится из добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации.

                        

9.         Инвентаризация основных средств

Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22).

Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности.

До начала инвентаризации проводится проверка:

  1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  2. технических паспортов или другой технической документации;
  3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

  1. основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счетe 91;
  2. недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Учтены выявленные излишки основных средств

01

91

2.

Учет недостачи основных средств

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-11

01

2.2.

Списание амортизации по основному средству

02

01-11

2.3.

Учет недостачи по остаточной стоимости

94

01-11

3.

Списание недостачи за счет виновных лиц

3.1.

Остаточная стоимость

73-2

94

3.2.

Превышение рыночной стоимости

73-2

98

3.3.

Получена сумма в счет погашения недостачи

50,51

73-2

3.4.

Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью

98

91

4.

Списание недостачи за счет организации

91

01

10. Налогообложение основных средств

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагаются операции по поступлению, продаже, ремонту основных средств собственными силами, выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления, сдаче основных средств в аренду.

НДС по приобретенным основным средствам принимается к вычету при одновременном соблюдении условий:

  1. Основные средства приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
  2. Основные средства введены в эксплуатацию
  3. На приобретенные основные средства имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура

Основные средства, полученные безвозмездно и прибыль от реализации основных средств включаются в доходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

По основным средствам, учтенным на счете 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности"  организация исчисляет и уплачивает налог на имущество организаций.

                        

11. Аренда основных средств

 Согласно гражданскому законодательству в аренду могут быть переданы земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Существует несколько вариантов классификации видов аренды.

По экономическому смыслу рассматривают два типа аренды:

  1. Текущая аренда
  2. Финансовая аренда (лизинг)        

11.1 Текущая аренда

 Имущество передается в аренду по соответствующему договору, согласно которому арендодатель передает в пользование арендатору имущество и начисляет арендную плату, при этом право собственности остается у арендодателя.

Арендодатель начисляет амортизацию, по переданному имуществу, и производит его ремонт на условиях, прописанных в договоре.

Учет объектов основных средств, переданных в аренду ведется у арендодателя на субсчете "Основные средства, переданные в аренду" к счету 01 "Основные средства".

Арендатор учитывает принятые основные средства на забалансовом счете 001

Ежемесячно арендатор начисляет (субсчет "Расчеты за арендованное имущество" к счету 76) и уплачивает арендную плату.

Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными доходами (либо доходами от основной деятельности, если таковая прописана в уставе), для арендатора - расходами по обычным видам деятельности.

По окончании договора аренды имущество возвращается арендодателю.

Учет текущей аренды у арендодателя:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Переданы в аренду собственные основные средства

01A

01

2

Начислена задолженность по арендной плате

76А

90,91,98

3

Начислена амортизация, переданного в аренду имущества

20,91

02

4

Начислен НДС

90,91

68

5

Получена арендная плата от арендатора

51

76А

6

Учтены затраты на капитальный ремонт переданного имущества, произведенные:        

Арендодателем

20,91

10, 70, 69, 23, 60

Арендатором

20,26

76А

7

Возвращено ранее переданное в аренду имущество

01

01А

Учет текущей аренды у арендатора:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

Получено арендованное имущество

001

2

Начислена арендная плата (ежемесячно / за неск-ко месяцев)

20/97

76А

3

Перечислена арендная плата арендодателю

76А

51

4

Учтены расходы на ремонт арендованного имущества, произведенные         

Арендатором

20,26,97

76А

Арендодателем

76

23, 60,97

5

Возвращено арендованное ранее имущество

001

11.2. Финансовая аренда (лизинг)

Согласно закону N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Лизинг бывает: финансовым (прямой) и операционным.

Финансовый лизинг предусматривает погашение договорной стоимости имущества в течение срока действия договора, а также уплату процентов за пользование имуществом. В зависимости от характера операций финансовый лизинг подразделяется на:

Прямой - после окончания договора, объект лизинга переходит в собственность к лизингополучателю

Возвратный - организация продает свое имущество лизингодателю и сразу же как лизингополучатель берет его обратно в долгосрочную аренду (удобен в случае, когда необходимо получить свободные денежные средства)

Смешанный - основан на долевом участии лизингодателя и лизингополучателя при приобретении объекта лизинга.

Операционный лизинг подразумевает, что после окончания договора, имущество возвращается лизингодателю.

В обмен на право владения и пользования лизингополучатель уплачивает в пользу лизингодателя лизинговые платежи.

Лизинговые платежи - общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит:

  1. возмещение затрат лизингодателя по приобретению и передаче предмета лизинга лизингополучателю,
  2. возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг,
  3. доход лизингодателя.

 В общую сумму может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю.

В учете лизингодателя сначала отражается приобретение имущества, предназначенного для передачи в лизинг. Дальнейшие операции зависят от того, будет ли объект лизинга учтен на балансе лизингодателя.

По соглашению сторон предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

Амортизационные отчисления производит тот, у кого на балансе находится предмет лизинга, при этом возможно применение ускоренной амортизации предмета лизинга.

Учет операций у лизингодателя и лизингополучателя представлен в таблице:

         

Учет у лизингодателя

Учет у лизингополучателя

Имущество на балансе у лизингодателя

  1. При передаче имущества лизингополучателю, его стоимость с баланса не списывается, операция отражается внутренними записями по счету 03.
  2. Лизингодатель отражает затраты по лизинговой деятельности (амортизация, ремонт) на счете 20, а доходы по лизинговой деятельности - на счете 90.
  3. Задолженность лизингополучателя учитывается как задолженность покупателя.
  4. При возврате лизинговое имущество учитывается на счете 03, а если в дальнейшем его не планируется передавать в лизинг - переводится на счет 01.
  1. Принятое имущество лизингополучатель учитывает за балансом как арендованные основные средства (счет 001).
  2. Лизингополучатель начисляет лизинговые платежи (относятся на затраты производства или расходы будущих периодов) на субсчете к счету 76 "Лизинговые платежи".
  3. После окончания срока действия договора имущество возвращается лизингодателю и списывается с забалансового учета у лизингополучателя.
  4. Если договором предусмотрен выкуп имущества лизингополучателем, то имущество не возвращается, а после списания со счета 001, учитывается на счете 01 с одновременным начислением амортизации.
  5. Если выкуп произведен раньше, чем закончился договор, то лизингополучатель доначисляет задолженность по платежам.

Имущество на балансе у лизингополучателя

  1. Лизинговое имущество списывается с баланса лизингодателя: сумма переданного имущества отражается на счете 91 и одновременно на забалансовом счете 011 "Основные средства, сданные в аренду".
  2. Далее в учете лизингодателя отражается начисление лизинговых платежей. Они в данном случае являются прочими доходами (счет 91).
  3. При возврате лизингового имущества лизингодатель приходует его на счете 03 и списывает с забалансового учета.
  1. Лизингополучатель учитывает затраты по приобретению лизингового имущества у лизингодателя в составе капитальных вложений (счет 08 ) в корреспонденции с субсчетом "Арендные обязательства" к счету 76.
  2. Одновременно начисляется кредиторская задолженность по лизинговым платежам на субсчете "Лизинговые платежи" к счету 76.
  3. Лизингополучатель начисляет амортизацию лизингового имущества.
  4. Возврат имущества лизингополучатель отражает как выбытие собственных средств.
  5. Если имущество подлежит выкупу, то лизингополучатель отражает в учете перевод лизингового имущества а начисленной по нему амортизации в состав собственных основных средств.

Корреспонденция счетов по учету лизинга

Содержание операции

Дебет

Кредит

Учет операций у лизингодателя

1

Приобретено лизинговое имущество

08

60,76

2

Учтен НДС по приобретенному имуществу

19

60,76

3

Принято на учет лизинговое имущество         

03

08

4

Произведена оплата поставщикам        

60,76

51

Если имущество остается на балансе лизингодателя:

5

Передано имущество лизингополучателю

03

03

6

Учтены затраты по лизинговому имуществу

20

02,10…

7

Списаны затраты по содержанию лизингового имущества

90

20

8

Начисление лизинговых платежей

62

90

9

Получение лизинговых платежей

51

62

10

Начисление НДС

90-3

68

11

Возвращено лизинговое имущество

03

03

Если имущество передается на баланс лизингополучателя:

12

Передано имущество лизингополучателю

91

011

03

13

Начисление лизинговых платежей

76

91

14

Получение лизинговых платежей

51

76

15

Начисление НДС        

91

68

16

Возвращено лизинговое имущество

Стоимость которого погашена не полностью

03

76

Стоимость которого полностью погашена

03

91

Учет операций у лизингополучателя

Если имущество остается на балансе лизингодателя:

1

Получено лизинговое имущество

001

2

Начисление лизинговых платежей (ежемесячно / за неск-ко месяцев)

20,26 (97)

76Л

3

Возвращено лизинговое имущество

001

4

Выкуплено лизинговое имущество после окончания договора        


01В

01

001

01АО

02

5

Выкуплено лизинговое имущество до окончания договора

97

76Ар

Если имущество остается на балансе лизингополучателя:

6

Приобретено лизинговое имущество у лизингодателя

08-4

76АО

7

Принято на учет лизинговое имущество

01Л

08-4

8

Начисление лизинговых платежей

76АО        

76Л

9

Начисление амортизации

20,26

02Л

10

Возврат лизингового имущества         

01В

02

91

01АО

01В

01В

11

Выкуплено лизинговое имущество

01

02Л

01АО

02

12

Доначисление платежей при досрочном выкупе

76Л

76АО

        

        

         

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"

Лекционный материал по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Нематериальные активы"...

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций". Оплата труда

Лекционный материал по дисциплине "Экономика организаций" содержит Основные понятия в сфере оплаты труда. Организацию тарифной оплаты труда и основные направления ее совершенствования. Формы и систе...

Лекционный материал по дисциплине "Клиническая фармакология"

Курс лекций по клинической фармакологии для отделения "Сестринское дело"...

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Лекционный материал МДК 02.02

Информация для подготовки к зачету по МДК 02.02...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления наркотических средств обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления наркотиков и ПАВ подростками, информирование родителей о причинах, признаках и лечении наркозависимости у подростков...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления алкоголя обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления алкоголя подростками, информирование родителей о причинах и лечении алкоголизма у подростков...