Практические работы по дисциплине «Экономика организации » для специальности 034702 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"
методическая разработка по теме

Симонова Екатерина Валерьевна

Выполнение практических заданий и решение задач позволит студентам закрепить имеющиеся знания по дисциплине, получить практические навыки и подготовиться к курсовому экзамену (зачёту) и  итоговой государственной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_ekorg_d.doc512.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат»

Минтруда России

Методическая разработка

Практические работы

по дисциплине «Экономика организации »

для специальности 034702

 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

(2 курс, базовый уровень)

                                                       Преподаватель первой  квалификационной

категории общепрофессиональных и                                                          специальных дисциплин

Е.В. Симонова

                                                       

                           

2013

Данная методическая разработка содержит практические работы  по дисциплине «Экономика организации» для студентов 2-го курса по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Во время изучения курса данной дисциплины, студенты должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.

  Практические работы охватывают следующие темы дисциплины:

  1. предприятия и их классификация; производственные мощности и производственные циклы;
  2. основные  показатели производственной программы,  методика их расчёта;
  3. внутрипроизводственная логистика. Планирование, виды планов и структура бизнес - плана;
  4. основные фонды, их стоимость и показатели эффективного использования;
  5. оборотные фонды, материальные ресурсы, показатели их эффективного использования;
  6. капитальные вложения, эффективность капитальных вложений;
  7. производительность труда, выработка и трудоёмкость;
  8. общий фонд оплаты труда;
  9. расчёт численности персонала предприятия;
  10. заработная плата, начисление заработной платы всем категориям работников;
  11. цена товара, оптовые и розничные цены;
  12. ассортимент товара и общая сумма выручки;
  13. балансовая и чистая прибыль, рентабельность  активов, текущих издержек  и  продаж;
  14. смета затрат, структура затрат, производственные издержки и расходы, связанные с реализацией продукции, себестоимость единицы продукции;
  15. структура товарной продукции; ассортимент и номенклатура продукции;
  16. натуральные и стоимостные показатели производства и реализации продукции; финансовый план предприятия.

Методическая разработка состоит из 15 практических работ. Для каждого  студента готовится комплект раздаточного материала. Решение заданий производится непосредственно в таблицах или в отведённых для этого местах в практической работе. Все дополнительные расчёты, выполненные студентами в тетрадях или на отдельных листах, являются приложениями к практической работе. Выводы могут быть записаны непосредственно под каждой таблицей или в конце выполненной практической работы, там, где для этого отведено место. Выполнение практических работ запланировано в календарно-тематическом плане. Практическая работа может быть выполнена как на уроке, так и дома.

   Выполнение практических заданий и решение задач позволит студентам закрепить имеющиеся знания по дисциплине, получить практические навыки и подготовиться к курсовому экзамену (зачёту) и  итоговой государственной аттестации.

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 1

Тема: Предприятие – важнейшее звено в решении основной экономической проблемы. Производственный цикл.

Цель: приобретение практических навыков и опыта классификации предприятий по признакам и расчёта длительности производственного цикла.

Условия и порядок выполнения работы:

  1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.
  2. Практическая работа состоит из двух заданий.
  3. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
  4. Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.
  5. Работу выполнить на отдельных листах, (формат А 4), оформив надлежащим образом.
  6. Провести анализ полученных данных, записать выводы.
  7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.
  8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Первое задание: классификация предприятий по 10 основным признакам.

Второе задание: расчёт длительности производственного цикла.

Вопросы для ответов по теме заданий:

  1. Понятие  предприятия.
  2. Отраслевые особенности предприятий.
  3. Понятие абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.
  4. Малый бизнес России, обстоятельства его развития.
  5. Крупные предприятия и ряд их преимуществ.
  6. Понятие классификации предприятий.
  7. Производственные циклы.

Задание 1. Произвести систематизацию и классификацию предприятий по 10-и основным признакам, дать основные понятия и краткую характеристику.

№ п/п

Признаки

Состав предприятий

1

По сфере деятельности


2

По отраслевой принадлежности


3

По экономическому назначению


4

По характеру воздействия на предметы труда


5

По типу производства


6

По количеству видов производимой продукции

7

По уровню специализации


8

В зависимости от размеров (размер определяется численностью занятых на них работников)

9

По степени механизации и автоматизации


10

По степени прерывности производства

Задание 2. Для изготовления набора кухонной мебели из 5-и предметов время технологических операций составило 186 часов; время естественных перерывов, предусмотренных технологическим процессом (сушка грунтованных и окрашенных деталей комплекта) – 11 часов. Предусмотрены перерывы на личные надобности работников в процессе производственного цикла, это время составило по 36 мин. на каждого из 5 работников; вспомогательное время на изготовление комплекта – 3 часа.

Определить: длительность производственного цикла в часах на изготовление набора кухонной мебели. Написать вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для выполнения практической работы использовать материалы учебника «Экономика предприятия», 2008г., авторов Л.Н. Чечевицыной и Е.В.Чечевицыной, а также другие источники.  

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 2

Тема: Основные показатели производства продукции, методы их расчёта

Цель: приобретение практических навыков и опыта определения основных показателей производства продукции, дать практику расчёта этих показателей.

Условия и порядок выполнения работы:

1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2. Практическая работа состоит из трёх заданий.

3. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4. Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5. Работу выполнить на отдельных листах, (формат А 4), оформив надлежащим образом.

6. Провести анализ полученных данных, записать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1. Расчёт показателей использования мощностей предприятия.

Задание 2. Расчёт валовой и товарной продукции предприятия.

Задание 3. Расчёт структуры ассортимента продукции

Вопросы по теме:

1. Понятие продукта и услуги.

2. Качество и конкурентоспособность продукции.

3. Понятие сертификации продукции.

4. Программа выпуска и реализации продукции предприятия.

5. Понятие номенклатуры и ассортимента продукции.

6. Натуральные и стоимостные показатели.

7. Товарная продукция, товарность.

8. Полуфабрикаты и готовые изделия.

Задание 1. Выпуск хлебобулочных изделий за отчётный год по хлебозаводу  показан в таблице:


п/п

      Виды продукции

Выпуск за год (тонн)

Коэффици-

ент пересчёта

в ржаной

хлеб

Выпуск в

пересчёте  на

ржаной хлеб

     (тонн)

1

2

3

4

5

1.

Хлеб формовой

        4189

         1,2

           

2.

Хлеб подовый

          732

         1,3

           

3.

Булочные изделия

          174

         1,5

           

4.

Сдобные изделия

            92

         4,0

           

5.

Бараночные изделия

            32

         4.0

           

             Итого

            *

           *

           

Проектная суточная мощность составляет 28,8 тонны. В отчётном году было 342 рабочих дня. Рассчитать коэффициент использования мощности хлебозавода. Полученные данные записать в таблицу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. определить плановые натуральные и стоимостные показатели производства и реализации продукции, используя для расчётов следующие данные:


п/п

Виды продукции

План

произ-

водства

продук-

ции

(тонн)

Товар-

ная

продук-

ция

   (%)

Плано-

вый

объём

товар-

ной

продук-

ции

 (тонн)

Рыноч-

ная

цена

за

одну

тонну

(руб.)

Вало-

вый

объём

произ-

водства

(тыс. руб.)

Вало-

вый

объём

реали-

зации

(тыс.

руб.)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Зерно

  1200

    50

     

  4200

     

     

2.

Овощи

    700

    80

     

18000

     

     

3.

Картофель

  4000

    70

     

  6000

     

     

4.

Семена мно-голетних трав


      40


    90


     


30 000

           


     

5.

Молоко

  2400

    86

     

13 000

     

     

6.

Мясо

    210

    92

     

180 000

     

     

Итого

       *

      *

      *

       *

     

     

Решение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Проанализировать ассортимент продуктов, поступивших в столовую за отчётный год в сравнении с годом предшествующим.


п/п

Наименование

продуктов

Предшествующий

             год

     Отчётный

           год

Отчётный год к

предшествующему

Сумма

(тыс.руб.)

   (%)

Сумма

(тыс.руб.)

(%)

Сумма

(тыс. руб.)

   (%)

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Мясо

    З0,2

   

    30.6

 

       

     

2.

Рыба

    16,3

   

    18,4

 

       

     

3.

Молоко

    11,9

   

    12,8

 

       

     

4.

Консервы

      4,9

   

      5,3

 

       

     

5.

Мука

      3,9

   

      4,0

 

       

     

6.

Крупа

      6,0

   

      5,9

 

       

     

7.

Картофель

      4,3

   

      4.4

 

       

     

8.

Овощи

      6,6

   

      7,1

 

       

     

9.

Остальные

продукты

    23,0

   

    23,5

 

       

     

    Итого

       

  100

       

100

       

     

Решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 3

Тема: Внутрипроизводственная логистика. Структура бизнес – плана, виды планов.

Цель: приобретение практических навыков построения схем внутрипроизводственной логистической системы; структуры бизнес-плана.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из трёх заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, записать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – построение схем логистической системы.

Задание 2: а) схематический процесс стратегического планирования;

                  б) типы планов и примерная структура бизнес – плана.  

Вопросы для ответов по теме заданий:

1.Понятие логистики.

2.Главная цель логистики.

3.Функции логистической системы.

4.Задача производственной логистики.

5.Способы управления материальными потоками в рамках логистической системы.

6.Эффективность применения логистического подхода.

7.Планирование, способы планирования.

8.Виды планирования.

9.Бизнес – план, бизнес – планирование.

10. Понятие структуры бизнес – плана.

Задание 1: а) составить схему «толкающей» системы управления материального потока в рамках логистической системы;

б) составить схему системы управления материальными потоками в рамках логистической системы («тянущая система»).  

(Для выполнения задания использовать материалы учебника «Экономика организации», стр. 151 – 152).

Задание 2. а) для улучшения результатов управления предприятием показать схематический процесс стратегического планирования:

б) произвести классификацию планов в следующей таблице:

№ п/п

Признаки классификации

Вид или тип планирования

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


 Составить примерную структуру бизнес – плана:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дать характеристику способов планирования:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 4

Тема: основной капитал и его роль в производстве.

Цель: приобретение практических навыков по определению среднегодовой стоимости основных фондов, показателей эффективности использования основного капитала.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из трёх заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – определить стоимость основных фондов на конец года, среднегодовую и остаточную стоимость.  

Задание 2 – рассчитать показатели эффективности использования основных фондов.

Задание 3 – начисление амортизации различными способами.                                                                                                                    

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие основного капитала.

2. Понятие износа и амортизации.

3. Обобщающие показатели использования основных фондов.

4. Среднегодовая и остаточная стоимость основных фондов.

5. Понятие производственной мощности оборудования.

6. Показатели движения и состояния основных фондов.

7. Оценочные показатели использования оборудования.

Задание 1. В таблице  для расчётов приведены данные по двум хозяйствам:

(справочно: далее ОФ – основные фонды)

№ п/п

Показатели

Единицы измерения

ООО «Луч»

СПК «Надежда»

1.

Стоимость ОФ на начало года

тыс. руб.

9 260

8 470

2.

Стоимость ОФ, поступивших за год

тыс. руб.

3 970

4 110

в т. ч. покупка новых

тыс. руб.

2 800

3 090

3.

Стоимость выбывших ОФ за год

тыс. руб.

1 740

2 050

в т. ч. по причине ветхости и износа (ликвидированные)

тыс. руб.

320

440

4.

Стоимость ОФ на конец года

тыс. руб.

?

?

5.

Среднегодовая стоимость ОФ

тыс. руб.

?

?

6.

Объём произведённой за год продукции

тыс. руб.

12 920

13 410

7.

Объём реализованной за год продукции

тыс. руб.

10 380

11 720

8.

Среднесписочная численность работников

человек

427

564

9.

Сумма прибыли от основной деятельности

тыс. руб.

4 260

3 340

10.

Сумма амортизационных отчислений (износ)

тыс. руб.

2 260

1 908

11.

Остаточная стоимость ОФ

тыс. руб.

?

?

12.

Плановая мощность оборудования

лошадиных сил

1600

1490

13.

Фактическая мощность оборудования

лошадиных сил

1546

1389

14.

Использование мощности

%

?

?

Определить и записать в таблицу:

1. Стоимость ОФ на конец года…………………………………………………...

……………………………………………………………………………………….

2. Среднегодовую стоимость ОФ…………………………………………………

………………………………………………………………………………………

3. Остаточную стоимость ОФ……………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

4. Показатель использования мощности…………………………………………

………………………………………………………………………………………

Задание 2. Используя данные таблицы рассчитать по хозяйствам:

1. Обобщающие показатели:      ООО «Луч»                      СПК «Надежда»

Фондоотдача: .....................................................................................................

……………………………………………………………………………………

Фондоёмкость: …………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Фондовооружённость: ………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

Фондорентабельность: .....................................................................................

……………………………………………………………………………………

Задание 3.  Предприятие приобрело объект основных средств стоимостью 360 000 рублей со сроком полезного использования 6 лет. Коэффициент ускорения для данного объекта основных средств установлен равным 2.

Определить: 1. годовую норму амортизационных отчислений, а также годовую и месячную суммы амортизационных отчислений, используя линейный способ:___________________________________________________



2. Годовые суммы амортизационных отчислений по годам эксплуатации (срокам полезного использования), способом уменьшаемого остатка. Для расчётов использовать следующую таблицу:

Год эксплуатации объекта

Годовая сумма амортизационных отчислений

Сумма накопленной амортизации

Остаток стоимости объекта

1

2

3

4

5

6

При выполнении данного задания руководствоваться учебником «Экономика фирмы», автор Т.В.Муравьёва, Москва, 2007г., стр. 53 – 55.

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 5

Тема: оборотный капитал.

Цель: приобретение практических навыков по расчёту норматива оборотных средств.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из трёх заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – определить нормируемые и ненормируемые оборотные средства.  

Задание 2 – произвести оценку запасов материальных ресурсов, стоимость списания и остатка материалов, находящихся в запасе, используя два варианта расчётов.  

Задание 3 – расчёт норматива оборотных средств в запасах готовой продукции на складе.                                                                                                                    

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие оборотного капитала, состав и структура.

2. Понятие материальных ресурсов.

3. Материалоёмкость.

4. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства.

Задание 1. Организация имеет следующий перечень оборотных средств на начало отчётного периода:

- расходы будущих периодов;

- незавершённое производство;

- готовая продукция на складах;

- производственные запасы:

        в т. ч. запасные части;

                   тара;

                   топливо;

                   вспомогательные материалы;

                   инструменты и инвентарь;

                  малоценные и быстроизнашивающие предметы;

                  сырьё и материалы;

                  покупные полуфабрикаты.

- товары отгруженные, но не оплаченные покупателем;

- средства в расчётах (дебиторская задолженность);

- денежные средства в кассе;

- денежные средства на расчётном счёте в банке;

- средства в прочих расчётах.

Определить: какие из перечисленных оборотных средств относятся к производственным оборотным фондам (фондам производства), а какие – к фондам обращения. Определить нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Данные занести в таблицу:

Сфера оборота

Элементы оборотных средств

Нормирование

Оборотные производственные фонды (сфера производства):

Фонды обращения:

 

Задание 2. В таблице приведены данные для расчётов:

№ п/п

Показатели

Количество единиц (штук)

Цена единицы (руб.)

Общая стоимость материалов (руб.)

1.

Остаток материалов на начало отчётного месяца

100

200

?

2.

Поступление материалов за отчётный месяц:

   первая поставка

200

200

?

   вторая поставка

150

160

?

   третья поставка

100

250

?

   четвёртая поставка

50

300

?

3.

Итого поступило материалов

?

*

?

4.

Всего материалов за отчётный месяц (остаток и поступление)


?


*

?

5.

Израсходовано материалов всего

550

*

*

6.

Остаток материалов

50

*

*

Определить: 1. Общую стоимость материалов и записать в таблицу.

2. Произвести оценку запасов материальных ресурсов, стоимость списания и остатка материалов, используя четыре варианта расчётов: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; по методу ФИФО; по методу ЛИФО. Данные записать в таблицу.

По себестоимости каждой единицы ………………………………………….....

……………………………………………………………………………………….

По средней себестоимости единицы……………………………………………..

……………………………………………………………………………………….

Показатели

Количество ед. (шт.)

Метод расчёта

Общая стоимость материалов (руб.)

Израсходовано материалов за отчётный период всего:

550

По первому методу

?

из остатка на начало года

100

По второму методу

?

из первой поставки

200

По методу ФИФО

*

из второй поставки

100

По методу ЛИФО

*

из третьей поставки

100

*

*

из четвёртой поставки

50

*

*

Остаток материалов на коней отчётного периода

50

По первому методу

?

По второму методу

?

По методу ФИФО

*

По методу ЛИФО

*

Задание 3. Выпуск готовой продукции по производственной себестоимости равен 1800 тыс. руб. за  квартал, количество дней в плановом периоде – 90. Норма запаса готовой продукции 3 дня. Произвести расчёт норматива на год.

Определить: норматив оборотных средств в запасах готовой продукции на складе.

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 6

Тема: оборотный капитал.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов показателей эффективного использования оборотных средств.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – определить коэффициенты эффективности оборотных средств.

Задание 2 – произвести расчёты запасов оборотных средств: текущего, страхового и транспортного.                                                                                                                

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие оборотного капитала, состав и структура.

2. Понятие материальных ресурсов.

3. Текущий запас.

4. Страховой запас.

5. Транспортный запас.

6. Показатели эффективного использования оборотных средств.

Задание 1. Приведены следующие данные за отчётный период:

        стоимость реализованной продукции – 800 000рублей;

        число дней расчётного периода – 90;

        стоимость оборотных средств – 500 000 рублей;

        прибыль от реализации продукции – 300 000 рублей.

Определить: показатели эффективного использования оборотных средств:

коэффициент оборачиваемости оборотных средств (скорость оборота) – Ко:

_________________________________________________________________

продолжительность одного оборота в днях – Д1о:

_________________________________________________________________

показатель отдачи оборотных средств – Котд:

_________________________________________________________________

коэффициент закрепления средств в обороте – Кз:

_________________________________________________________________

Задание 2. Средняя суточная потребность в материалах составляет 78 000 рублей, интервал поставок 6 дней, коэффициент задержек 0,3. На случай непредвиденных отклонений в снабжении создают страховой запас, который принимается в размере 50% текущего запаса. На время превышения грузооборота над документооборотом создаётся на предприятии транспортный запас. В данном случае количество дней между грузооборотом и документооборотом составляет 3 дня.

Определить:

1. Текущий запас:  (Зтек. = Мс. × Ип. × Кз): __________________________________________________________________

где:        Зтек – текущий запас;

        Мс – средняя суточная потребность в материалах;

        Ип – интервал поставок материала;

        Кз – коэффициент задержки материалов в запасе.

2. Страховой запас:  Зстр. = 0,5 Зтек.: _________________________________________________________________

3. Транспортный запас: Зтр. = Мс × дн.: _________________________________________________________________

где:   Мс – средняя суточная потребность в материалах; дн. – количество дней между грузооборотом и документооборотом.

         ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 7

Тема: капитальные вложения и их эффективность.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов показателей эффективности капитальных вложений.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – определить экономическую эффективность и срок окупаемости капитальных затрат на новое строительство.

Задание 2 – определить экономическую эффективность и срок окупаемости  капитальных затрат на реконструкцию производственных помещений.                                                                                                          

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие капитальных вложений.

2. Показатели эффективности капитальных вложений.

3. Понятие срока окупаемости капитальных затрат.

4. Понятие «новое строительство».

5. Понятие реконструкции производственных помещений.

Задание 1. На строительство нового коровника на 400 голов произведены следующие капитальные затраты – 45 000тыс. руб. В таблице приведены исходные данные для расчёта окупаемости затрат:

№ п/п

Наименование показателей

Единицы измерения

Показатели

1.

Капитальные затраты

тыс. руб.

45 000

2.

Поголовье коров

голов

400

3.

Удой молока от одной коровы за год

кг.

4 000

4.

Валовой надой молока от всех коров за год

тонн

?

5.

Цена реализации за одну тонну молока

рублей

18 000

6.

Стоимость годового выпуска продукции в ценах реализации

тыс. руб.

?

7.

Себестоимость одной тонны молока

рублей

14 200

8.

Себестоимость валового производства молока

тыс. руб.

?

9.

Годовой размер прибыли

тыс. руб.

?

10.

Экономическая эффективность капитальных затрат

?

11.

Срок окупаемости капитальных затрат на строительство коровника

лет

?

12.

Капитальные затраты на одну голову

тыс. руб.

?

Определить:

1. Экономическую эффективность капитальных затрат.

2. Срок окупаемости капитальных вложений.

Решение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. На предприятии была произведена реконструкция и расширение птичника на 25 тысяч кур – несушек. Данные для расчётов приведены в таблице:

№ п/п

Наименование показателей

Ед. измерения

Показатели

1.

Капитальные вложения

тыс. руб.

21 200

2.

Производство продукции в натуральных показателях в расчёте на год:

 до осуществления затрат:

   - среднегодовое поголовье кур-несушек

голов

15 000

   - средняя яйценоскость на одну несушку

штук

200

   - валовое производство яиц в год  

тыс. штук

?

после осуществления затрат:

   - среднегодовое поголовье кур-несушек

голов

25 000

   - средняя яйценоскость на одну несушку

штук

240

   - валовое производство яиц в год  

тыс. штук

?

3.

Стоимость годового выпуска продукции в ценах реализации:

 до осуществления затрат:

   - яйцо, за одну тысячу штук

рублей

3 100

   - за годовой выпуск продукции

тыс. руб.

?

после осуществления затрат:

   - яйцо, за одну тысячу штук

рублей

3 100

   - за годовой выпуск продукции

тыс. руб.

?

4.

Себестоимость годового выпуска продукции:

до осуществления затрат:

   - одной тысячи штук яиц

рублей

2 700

   - валового производства яиц

тыс. руб.

?

после осуществления затрат:

   - одной тысячи штук яиц

рублей

2 400

   - валового производства яиц

тыс. руб.

?

5.

Годовой  доход до осуществления затрат

тыс. руб.

?

6.

Годовой доход после осуществления затрат

тыс. руб.

?

7.

Годовой размер прироста  дохода

тыс. руб.

?

8.

Экономическая эффективность капитальных вложений

?

9.

Срок окупаемости капитальных вложений

лет

?

Определить:

1. Экономическую эффективность капитальных вложений на реконструкцию и расширение птичника.

2. Срок окупаемости капитальных затрат на реконструкцию и расширение птичника.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 8

Тема: кадры организации и производительность труда.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов среднегодовой численности работников и расчёта плановой численности персонала предприятия.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из четырёх заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – расчёт плановой численности персонала предприятия.

Задание 2 – расчёт годового фонда оплаты труда.

Задание 3 – расчёт среднесписочной численности работников за год; показателей изменения списочной численности персонала.

Задание 4 – расчёты по производительности труда.                                                                                                            

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Структура и функции аппарата управления предприятия.

2. Понятие персонала предприятия.

3. Среднесписочная численность персонала.

4. Факторы, влияющие на потребность в кадрах.

5. Показатели изменения списочной численности персонала.

6. Рабочее время, фонд рабочего времени.

7. Нормы закрепления и нормы нагрузки.

8. Понятие показателей эффективности труда.

Задание 1. Приведены следующие данные для планирования численности персонала:

1. Численность основных работников:

        а) в животноводческой отрасли:

поголовье коров – 400 голов, молодняка крупного рогатого скота 720 голов. Норма нагрузки на одного работника:

   50 коров на одного оператора машинного доения;

   80 коров на одного скотника;

   72 головы молодняка крупного рогатого скота на одного скотника.

        б) в растениеводческой отрасли:

трудоёмкость программы на полевых работах составляет 24 612 нормо-часов, эффективный фонд времени работы на одного работника – 2 040 часов, коэффициент выполнения нормы 0,9. Кроме этого в хозяйстве имеется 2 400 га. пашни, а расчётная нагрузка пашни на одного тракториста -200 га.

        в) рабочие – повременщики:

на балансе хозяйства находятся 4 фермы, 2 склада, гараж, ремонтная мастерская, пункт переработки молока и административное здание. На охрану каждого объекта планируется 3 охранника. Ремонт техники осуществляется в ремонтной мастерской хозяйства, где для оплаты труда работников, занятых на ремонте, применяется повременная система оплаты труда. Работа выполняется в две смены, количество рабочих мест – 9.

        г) работники вспомогательных производств:

транспортные работы выполняются на автомашинах различных марок и грузоподъёмности. Автопарк насчитывает 10 автомашин, коэффициент сменности равен 1,5. На переработке молока заняты 5 человек при работе в две смены, на забое скота работает 3 человека в одну смену.

2. ИТР, служащие и младший обслуживающий персонал:

Сумма выручки 3 600 тыс. руб.

Руководитель – один на хозяйство.

Главный бухгалтер – один на хозяйство.

Секретарь-диспетчер – одна на хозяйство.

Инспектор ОК – один при численности работников 100 человек.

Главный инженер – количество техники 20 единиц и выше.

Главный агроном – площадь пашни свыше 2 000 га.

По одному агроному на каждые 1 000га. пашни.

Главный зоотехник – при поголовье свыше 1 000 голов.

Техник по племучёту – один на каждую 1 000 голов скота.

Главный ветврач – при поголовье свыше 1 000 голов скота.

Ветсанитары – один на каждые 500 голов скота.

Главный экономист – при сумме выручки свыше 2 000 тыс. руб.

Завгаражом – один на хозяйство (свыше 10 автомашин).

Зав. Ремонтной мастерской – при наличии в хозяйстве мастерской.

Количество бухгалтеров – один на каждые 900 тыс. руб. выручки.

Уборщица – одна при наличии административного здания.

Определить:

1. Плановую численность работников основного производства:

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Плановую численность ИТР, служащих и МОП:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Общее плановое количество работников предприятия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. В таблице приведены данные по количеству работников предприятия в среднегодовом исчислении и их средняя заработная плата за месяц:

№ п/п

Должность

Кол-во человек

Средняя з/плата за месяц одного работника (руб.)

Годовой фонд оплаты  труда (тыс. руб.)

1.

Руководители и специалисты

12

15 000

   из них главные специалисты

5

16 000

2.

Служащие

8

8 200

3.

Работники животноводства

22

9 800

   в т. ч операторы доения

9

10 200

4.

Работники растениеводства

20

8 600

   в т. ч. трактористы

12

9 800

5.

Работники промышленных производств и промыслов

7

7 500

6.

Работники столовых и магазинов

6

6 000

7.

Водители автопарка

11

10 500

Итого

?

?

Определить:

1. Среднегодовую численность работников хозяйства.

2. Фонд оплаты труда за год.

3. Среднюю заработную плату за месяц одного работника по хозяйству.

Задание 3. а). Среднесписочная численность работников составила: в апреле 458 человек, в мае -  473 человека, в июне – 466 человек.

Определить: среднесписочную численность работников за второй квартал:

_________________________________________________________________

б).  Среднесписочное число работников за год составило 722 человека. За данный период было принято 46 человек и уволено 28 человек.

Определить: показатели изменения списочной численности персонала:

а) коэффициент оборота по выбытию

_________________________________________________________________

б) коэффициент текучести кадров

_________________________________________________________________

в) коэффициент общего оборота

_________________________________________________________________

Задание 4. По торговому предприятию приведены данные по товарообороту и среднесписочной численности торговых работников и продавцов по плану и фактически:

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

По плану

Фактически

1.

Розничный товарооборот

тыс. руб.

19 699

19 935

2.

Среднегодовая численность торговых работников всего

человек

340

340

     в т. ч продавцов

человек

216

218

3.

Производительность труда на одного торгового работника

руб./чел.

     в т. ч. на продавца

руб./чел.

4.

Степень выполнения плана по производительности труда по торговым работникам

%

*

    в т. ч. по продавцам

%

*

5.

Чей показатель эффективности труда выше?

6.

Кто лучше справился с планом по производительности труда?

Определить:

1. Производительность труда по торговым работникам и по продавцам по плану и фактически.                                                                                                2. Степень выполнения плана по производительности труда по торговым работникам и по продавцам

         ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 9

Тема: организация оплаты труда.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов заработной платы персонала предприятия.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из трёх заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – расчёт заработной платы работникам за выполненные объёмы работ по сдельным расценкам.

Задание 2 – расчёт заработной платы работникам с почасовой оплатой труда.

Задание 3 – расчёт планового фонда  заработной платы по коллективной расценке.                                                                                                            

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Тарифная система оплаты труда, её составляющие.

2. Сдельно-премиальная зарплата.

3. Повременно-премиальная зарплата.

4. Коллективная форма оплаты труда.

5. Бестарифная система оплаты труда: сущность и виды.

6. Фонд оплаты труда, его состав и структура.

Задание 1. В таблице приведены выполненные объёмы работ и расценки за единицу работы:

№ п/п

Виды работ

Ед. изм.

Нор-ма вы-ра-бот-ки

Факт. вы-пол-нение объё-мов работ

Расц. за ед. работ (руб. коп.)

Начис-лено з/пла-ты за объём вып. работ (руб. коп.)

Доп-лата за каче-ство 30% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Пре-мия за выпол-нение нормы 20% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с доп-латой и премией (руб. коп.)

1.

Токарные работы

шт.

20

24

5.80

2.

Погрузка товаров

тонн

3

3.2

35.20

3.

Разгрузка товаров

тонн

5

4.9

30.00

4.

Производство молока

ц.

22

24

9.50

5.

Затаривание овощей

тонн

2.8

3

43.20

Итого

*

*

*

*

Определить:

1. Сумму начисленной основной заработной платы за выполненные объёмы работ.

2. Сумму доплаты за качество выполненных работ, если замечаний не было.

3. Сумму премии за выполнение норм выработки.

4. Общую сумму заработной платы с учётом доплат и премий.

5. Данные записать в таблицу, произвести проверку правильности расчётов.

Задание 2. Данные по видам, объёмам работ и расценкам указаны в таблице:

№ п/п

Виды работ

Отра-ботано часов

Рас-ценка за один час работы (руб. коп.)

Всего з/платы за отрабо-танное время (руб. коп.)

Заме-чания по ра-боте ре-монтной мастер-ской

Сумма премии 20% к основ-ной з/плате (руб. коп.)

Общая сумма з/платы с учётом премии (руб. коп.)

1.

Сварочные работы

182

42.40

нет

2.

Токарные работы

167

35.70

нет

3.

Мастер – наладчик

96

32.20

2 про-гула

4.

Инструмен-тальщик

84

34.50

нет

5.

Слесарные работы

320

24.80

опозда-ния

6.

Охрана объекта

300

21.00

нет

Итого

*

*

Определить:

1. Общее время работы ремонтной мастерской.

2. Сумму заработной платы за отработанный период времени по каждому виду работ.

3. Сумму премии за работу без замечаний.

4. Общую сумму заработной платы по каждому виду работ и по мастерской в целом. Выполнить проверку.

Задание 3. Данные о плановом выпуске продукции по бригаде и коллективных расценках приведены в таблице:

№ п/п

Наименование продукции

Выпечка по плану (тонн)

Бригадная расценка за одну тонну (рублей)

Основной фонд оплаты труда по бригаде (тыс. руб.)

1.

Хлеб ржаной

1250

407

2.

Булочные изделия

950

721

3.

Батоны

520

810

Итого

*

Плановые премии от фонда оплаты труда 12% - _________________________

Сумма прочих доплат запланирована в размере – 5.2 тыс. руб._____________

Оплата очередных отпусков – 6.8% от планового основного ФОТ __________

Определить: плановые затраты заработной платы по бригаде __________________________________________________________________

            ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 10

Тема: издержки производства, смета затрат.

Цель: приобретение практических навыков и опыта калькулирования себестоимости продукции.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – расчёт издержек производства и калькуляция себестоимости единицы продукции по сельскохозяйственному предприятию.  

Задание 2 -  расчёт себестоимости единицы продукции.                                                                                                      

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие издержек производства и обращения.

2. Структура себестоимости.

3. Понятие сметы затрат на производство, составляющие её элементы.

4. Статьи расхода, их характеристика.

5. Постоянные и переменные затраты.

6. Понятие калькуляции и калькулирования. Метод калькулирования.

Задание 1. В таблице приведены данные по сельскохозяйственному предприятию по количеству произведённой продукции  и выполненным объёмам работ и производственным затратам по статьям затрат (тыс. руб.):

Виды про-дук-ции, работ, услуг

Ко-ли-чест-во

Статьи производственных затрат

Все-го зат-рат

Се-бе-стои-мость еди-ницы про-дук-ции (руб. коп.)

зар-пла-та

сырьё и ма-тери-алы

эл. энер-гия

со-дер-жа-ние ос-нов-ных сред-ств

ОПР и ОХР

ра- боты и ус-луги

про-чие

Зерно-вые куль-туры

420 тонн

410

820

24

70

12

16

8

Струк-тура затрат

%

100

*

Карто-фель

300 тонн

440

900

18

122

10

32

10

Струк-тура затрат

%

100

*

Сено

1500 тонн

906

1 400

320

1 102

18

11

4

Струк-тура затрат

%

100

*

Моло-ко

2200 тонн

13 200

21 077

476

4 800

28

37

19

Струк-тура затрат

%

100

*

Услуги тракто-ров

25 тыс. эт. га.

1690

2030

84

420

15

8

11

Струк-тура затрат

%

100

*

Услуги авто-машин

200 тыс. т/км.

340

600

113

94

7

6

6

Струк-тура затрат

%

100

*

Итого

*

*

Струк-тура затрат

%

100

*

Определить:

1. Общую сумму затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

2. Себестоимость единицы каждого вида продукции, работ и услуг.

3. Структуру затрат по каждому виду продукции, работ и услуг.

4. Общую сумму по статьям затрат и структуру затрат в целом по

предприятию.

Решение:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Задание 2. На основании данных таблицы рассчитать себестоимость единицы продукции, общую сумму выручки и структуру реализованной продукции.


п/п

Виды продукции

Ед.

изм.

Коли-

чество

Себестои-

мость единицы продукции

(руб. коп.)

Общая сумма затрат (тыс.руб.)  

Струк-

тура затрат

   (%)

1.

Картофель

тонн

   1320

       

   7 920

2.

Овощи

тонн

     870

       

 21 750

       

3.

Фрукты

тонн

     240

       

 11 592

       

4.

Молоко

тонн

10 300

       

195 400

       

5.

Мясо

тонн

     280

       

  67 200

       

          Итого

       *

       *

       ?

     100

Решение:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 11

Тема: цена и ценообразование.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчёта розничных и оптовых цен.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из трёх заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 – расчёт розничных цен на единицу товара при оптовых закупках.                                                                                                          

Задание 2 – расчёт цены реализации и структуры товарной продукции.

Задание 3 – расчёт фактической цены товара и  влияние на заготовительный оборот изменений фактического объёма закупок и среднего уровня закупочных цен.

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Ценовая политика, понятие ценообразования.

2. Методы формирования цены.

3. Виды и системы цен.

4. Ценовая стратегия предприятия.

Задание 1. С оптовой базы  в магазин завезли овощи и фрукты по оптовым закупочным ценам за один килограмм:               (решение)

Капуста – 17 рублей ______________________________________________

Морковь – 21 рубль _______________________________________________

Свекла – 16 рублей ________________________________________________

Яблоки – 47 руб. 80 коп. ___________________________________________

Груши -  57 руб. 20 коп. ____________________________________________

Бананы - 36 руб. 40 коп. ____________________________________________

Магазин, для розничной продажи, произвёл наценку на указанный товар в размере 25%.

Определить:

1. Установленные магазином розничные цены после наценки.

2. Какими будут розничные цены, если бы магазином была произведена наценка 28%?

Решение: бананы 36руб.40коп.______________________________________

капуста – 17 рублей _______________________________________________

морковь – 21 рубль _______________________________________________

свекла – 16 рублей ________________________________________________

яблоки – 47 руб. 80 коп. ____________________________________________

груши -  57 руб. 20 коп. ____________________________________________

Задание 2. В таблице приведены данные по реализации продукции: объёмы и сумма выручки, полученная от реализации продукции:

№ п/п

Виды продукции

Ед. изм.

Коли-чество

Цена за единицу продукции (руб.)

Сумма выручки (тыс. руб.)

Структура

товарной продукции (%)

1.

Картофель

тонн

1 320

8 920

2.

Овощи

тонн

870

22 750

3.

Фрукты

тонн

240

12 592

4.

Молоко

тонн

10 300

196 400

5.

Мясо

тонн

280

68 200

Итого

*

*

*

100

Определить:

1. Цену за единицу реализованной продукции по видам.

2. Структуру товарной продукции.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. В таблице приведены плановые и фактические данные по реализации продукции. По данным таблицы рассчитайте фактическую цену товара, а также отклонения суммы выручки и выполнение плана реализации продукции.

Расчётные данные занесите в таблицу:

Виды продук-тов

Ед. изм.

План

Фактически

Отклонения всего тыс.руб

Выпол-нение плана (%)

кол-    во

цена руб.

Сум-ма тыс. руб.

кол-    во

цена руб.

Сум-ма тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Карто-фель

усл.ед.

10000

70

700

13200

910,8

Овощи

усл.ед.

9200

115

1058

8700

957

Фрукты

усл.ед.

3000

200

600

2400

504

Яйца

усл.ед.

9000

69

621

10300

721

Скот

усл.ед.

300

2300

690

280

644

Остальные виды

*

*

*

1400

*

1463.2

Итого

*

*

*

5069

*

5200

Определить:

1. Фактическую цену (графа 7): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Изменение суммы выручки (графа 9): ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выполнение плана реализации продукции (графа 10): ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 12

Тема: прибыль и рентабельность.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов  поступлений и платежей организации.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 –  рассчитать план поступлений и расходов (платежей).  

Задание 2 – расчёт суммы выручки и себестоимости реализованной продукции.                                                                                                      

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Доход предприятия, его сущность и значение.

2. Понятие платежей предприятия.

3. Синхронность поступлений и платежей, ликвидность предприятия.

Задание 1. В таблице показан пример поступлений и выплат по организации за 1 квартал. Необходимо самостоятельно запланировать поступление денежных средств и расходов за 2-ой, 3-ий и 4-ый кварталы, обеспечив ликвидность организации, т. е. достаточность средств для выполнения обязательств по платежам.

Показатели

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

За год

1.

Поступление от продаж

500

2.

Платежи всего

390

в т. ч. обору-дование

-

сырьё и ма-териалы

150

затраты на сбыт

30

управление

5

аренда помещений

-

коммуналь-ные услуги

60

транспорт

20

реклама

5

страхование

120

выплата долга и %

-

3.

Прирост денежной наличности

-

4.

Остаток на конец м-ца

110

5.

Остаток на начало периода

110

Проверка расчётов: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. В таблице приведены данные по реализации продукции, указаны цены и затраты на единицу продукции:

Продукция

Ед.изм.

Кол-во

Цена за ед. руб.

Сумма выручки тыс. руб.

Себесто-имость за ед. руб.

 Себ-ть всего тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Зерно

тонн

520

4 200

3 864

2.

Овощи

тонн

108

12 000

8 200

3.

Картофель

тонн

400

8 000

6 908

4.

Сено

тонн

120

2 400

2 115

5.

Молоко

тонн

2400

18 000

15 800

Итого

     *

*

*

*

Определить: сумму выручки от реализации продукции и себестоимость реализованной продукции

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 13

Тема: валовая и чистая прибыль организации.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов балансовой и чистой прибыли организации.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 –  рассчитать балансовую и чистую прибыль.  

Задание 2 – расчёт финансового результата.                                                                                                      

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие балансовой прибыли.

2. Понятие чистой прибыли.

3. Налог на добавленную стоимость.

4. Налог на прибыль.

5. Доходы и издержки.

Задание 1. В таблице приведены показатели дохода от продаж и себестоимость реализованной продукции (тыс. руб.):                                    


п/п

Показатели

Ян-

варь

Фев-

раль

Март

 1кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Итого

за

год

1.

Доходы от

продаж

520,0

552,0

610,0

   

2004

2107

1950

   

2.

НДС(18%)

   

   

     

   

   

   

   

   

3.

Себестои

мость реа-

лизован-

ной про-

дукции



406,0



410,0



432,0



   



1406



1452



1467



   

4.

Балансовая

прибыль

   

   

   

   

   

   

   

   

5.

Налог на

прибыль

   (20%)

   

   

   

   

   

   

   

   

6.

Чистая прибыль

   

   

   

   

   

   

   

   

Определить:

1. Сумму НДС:_____________________________________________________

2. Балансовую прибыль:_____________________________________________

3. Сумму налога на прибыль:_________________________________________

4. Чистую прибыль:_________________________________________________

Задание 2. В таблице приведены данные по реализации продукции:

Виды реализован-

ной про-

дукции

Про-

дано

(тонн)

Цена

за 1

тонну

(руб.)

Сумма

выруч-

ки

(тыс. руб.)

Себе-

стои-

мость

ед. про-

дукции

(руб.)

Себе-

стои-

мость

реали-

зован-

ной

про-

дукции

(тыс. руб.)

Рас-

ходы

по

реа-

лиза-

ции

(тыс. руб.)

Пол-

ная

себе-

стои-

мость

реа-

лизо-

ван-

ной

про-

дук-

ции

(т.руб)

Фи-

нан-

со-

вый

ре-

зуль-

тат

(+,-)

(тыс. руб.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Зерно

  520

4200

     

  3700

     

  26

   

   

Овощи

  110

12400

     

11020

     

  32

   

   

Картофель

  400

 6450

     

  4950

     

  48

   

   

Молоко

2200

12040

     

  9960

     

 112

   

   

Мясо

  280

170000

     

240000

     

  80

   

   

    Итого

    *

     *

     

      *

     

   

   

   

Определить сумму прибыли (убытка) от реализации продукции.

 Решение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                

                                     


ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 14

Тема: прибыль и рентабельность организации.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов прибыли и рентабельности организации.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 –  рассчитать сумму  прибыли и рентабельность.  

Задание 2 – расчёт финансового результата, построение графика безубыточности                                                                                                    

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие балансовой прибыли.

2. Понятие чистой прибыли.

3. Доходы и издержки.

4. Понятие рентабельности.

5. Рентабельность затрат и продаж.

Задание 1. Используя данные таблицы, рассчитать рентабельность продаж и рентабельность затрат по каждому виду продукции и по предприятию в целом.


п/п

Виды продукции

Сумма

выручки

(тыс. руб.)

Полная

себесто-

имость

реализо-

ванной

продук-

ции (тыс. руб.)

Прибыль,

(убыток)

(тыс. руб.)

Рента-

бель-

ность

продаж

    (%)

Рента-

бель

ность

затрат

    (%)

1.

Зерно

   457,0

   394,0

       

       

       

2.

Овощи

   294,0

   207,8

       

       

       

3.

Картофель

 1346,0

 1094,8

       

       

       

4.

Молоко

 2886,4

 2292,8

       

       

       

5.

Мясо

   924,6

 1047,4

       

       

       

      Итого

        *

       *

       

       

       

Решение и выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Приведены следующие данные: количество реализованной продукции (условных единиц) – 100, 200, 300, 400, 500, 600; сумма постоянных затрат 2 тысячи рублей; переменные затраты на единицу продукции равны 30 рублей; цена  за единицу продукции 50 рублей.

Определить финансовый результат от реализации продукции, данные расчётов записать в таблицу, приведённую ниже:


 п/п

Объём реализован-ной   продукции

       (усл.ед.)

       Сумма

      выручки

      (тыс. руб.)

Сумма постоян-ных и перемен-ных затрат

 (тыс. руб.)

Финансовый результат (прибыль, убыток)        (тыс. руб.)

  1

100

  2

200

  3

300

  4

400

  5

500

  6

600

Решение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Построить график безубыточности, используя данные таблицы:

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

Инструкционная карта для выполнения практической работы

по дисциплине «Экономика организации»

для специальности 034702

«Документационное обеспечение управления и архивоведение

Практическая работа № 15

Тема: показатели деятельности предприятия.

Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов показателей деятельности предприятия.

Условия и порядок выполнения работы:

1.  Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.

2.  Практиче6ская работа состоит из двух заданий.

3.  Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

4.  Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.

5.  Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.

6.   Провести анализ полученных данных, написать выводы.

7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.

8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.

                                                               Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:

Задание 1 –  расчёт структуры товарной продукции.  

Задание 2 – расчёт плановых показателей.                                                                                                  

Вопросы для ответов по теме заданий:

1. Понятие номенклатуры и ассортимента.

2. Понятие количественных и качественных показателей.

3. Натуральные и стоимостные показатели.

4. Понятие продукта и услуги.

5. Натуральные и условно-натуральные измерители.

6. Трудовые измерители.

Задание 1. В таблице приведена стоимость произведённой продукции в ценах реализации:


п/п

Наименование

продуктов

Предшествующий

             год

     Отчётный

           год

Отчётный год к

предшествующему

Сумма

(тыс.руб.)

   (%)

Сумма

(тыс.руб.)

(%)

Сумма

(тыс. руб.)

   (%)

1.

Зерно

    1З0,2

   

    136.6

 

       

     

2.

Картофель

    216,3

   

    218,4

 

       

     

3.

Овощи

    151,9

   

    142,8

 

       

     

4.

Сено

      46,8

   

      50,3

 

       

     

5.

Солома

      32,4

   

      40,0

 

       

     

6.

Семена трав

      60,0

   

      57,9

 

       

     

7.

Молоко

    443,5

   

    494.4

 

       

     

8.

Мясо

    216,6

   

    267,1

 

       

     

9.

Прочая продукция

      23,0

   

      27,5

 

       

     

    Итого

       

  100

       

100

       

     

Определить структуру произведённой продукции и отклонения данных отчётного года от данных года предшествующего. Написать выводы.

Задание 2. По приведённым ниже данным рассчитать плановые показатели основных видов продукции. При расчётах учесть рост урожайности сельскохозяйственных культур на 15%, продуктивность животных на 20%.


п/п

   Показатели

Ед.

измер.

Базовый год

Плановый год

1

Зерно: площадь

га.

400

450

2

   сбор с одного га.

ц/га

26

3

   валовый сбор

тонн

4

Картофель: площадь

га.

120

150

5

   сбор с одного га.

ц/га

90

6

   валовый сбор

тонн

7

Сено: площадь

га.

720

700

8

   сбор с одного га.

ц/га

32

9

   валовый сбор

тонн

10

Поголовье коров

голов

400

600

11

   надой на одну корову в год

кг.

3500

12

   общий надой

тонн

13

Скот на откорме

голов

150

200

14

   прирост на одну голову

кг.

180

15

   общий прирост

тонн

Решение и выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине Экономика организации для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины ОП.01Экономика организации , в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знани...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения практических работ по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.07 «Банковское дело».

Методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине «Экономика».Практические занятия являются нео...