ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
рабочая программа по теме

Мишина Елена Николаевна

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области составления и использования бухгалтерской отчетности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

2012 г.


Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Павлово-Посадский промышленно экономический техникум» Московской области

Разработчики:

Мишина Е. Н.,  преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО  ПППЭТ МО

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                        номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


5

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и Содержание профессионального модуля

8

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 

13

1. паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области составления и использования бухгалтерской отчетности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  1. документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;

уметь:

  1. принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
  2. принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
  3. проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
  4. проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
  5. проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
  6. проводить таксировку и контировку  первичных бухгалтерских документов;
  7. организовывать документооборот;
  8. разбираться в номенклатуре дел;
  9. заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры;
  10. передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
  11. передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
  12. исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
  13. понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  14. обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
  15. поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
  16. проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
  17. проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
  18. учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
  19. оформлять денежные и кассовые документы;
  20. заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
  21. проводить учет основных средств;
  22. проводить учет нематериальных активов;
  23. проводить учет долгосрочных инвестиций;
  24. проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
  25. проводить учет материально-производственных запасов;
  26. проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
  27. проводить учет готовой продукции и ее реализации;
  28. проводить учет текущих операций и расчетов;
  29. проводить учет труда и заработной платы;
  30. проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
  31. проводить учет собственного капитала;
  32. проводить учет кредитов и займов;

знать:

  1. основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
  2. понятие первичной бухгалтерской документации;
  3. определение первичных бухгалтерских документов;
  4. унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
  5. порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
  6. принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
  7. порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
  8. порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) – учетных регистров;
  9. правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
  10. сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
  11. теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
  12. инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
  13. принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
  14. классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
  15. два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов – автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
  16. учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
  17. учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
  18. особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
  19. порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
  20. правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
  21. понятие и классификацию основных средств;
  22. оценку и переоценку основных средств;
  23. учет поступления основных средств;
  24. учет выбытия и аренды основных средств;
  25. учет амортизации основных средств;
  26. особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
  27. понятие и классификацию нематериальных активов;
  28. учет поступления и выбытия нематериальных активов;
  29. амортизацию нематериальных активов;
  30. учет долгосрочных инвестиций;
  31. учет финансовых вложений и ценных бумаг;
  32. учет материально-производственных запасов:
  33. понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
  34. документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
  35. учет материалов на складе и в бухгалтерии;
  36. синтетический учет движения материалов;
  37. учет транспортно-заготовительных расходов;
  38. учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:
  39. систему учета производственных затрат и их классификацию;
  40. сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
  41. особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
  42. учет потерь и непроизводственных расходов;
  43. учет и оценку незавершенного производства;
  44. калькуляцию себестоимости продукции;
  45. характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
  46. технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг);
  47. учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  48. учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
  49. учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
  50. учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 215 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 215 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 215 часов;

самостоятельной работы обучающегося – ______ часов;

         учебной и производственной практики – 72 часа.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2.

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3.

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4.

Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОК 1 – 10

ПК 1.1 – 1.4

Раздел 1.  Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

287

215

99


-

-


-

72

-

ОК 1 – 10

ПК 1.1 – 1.4

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)


-


-

Всего:

287

215

99

-

-

-

72

-

Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.


215

МДК 1.

Практические основы бухгалтерского учета имущества организации.


215

Тема 1.1.

Прием, проверка и передача данных  первичных бухгалтерских документов.

Содержание

30

1

Прием произвольных и  унифицированных первичных бухгалтерских документов.

2

2

Формальная проверка документов.

2

3

Арифметическая проверка бухгалтерских документов.

2

4

Группировка первичных бухгалтерских документов по признакам.

2

5

Таксировка первичных бухгалтерских документов.

2

6

Контировка первичных бухгалтерских документов

2

7

Организация документооборота.

2

8

Группировка бухгалтерских документов.

2

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

14

1

Заполнение первичных бухгалтерских документов.

2

2

Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах.

2

3

Правила хранения первичной бухгалтерской документации.

2

4

Экономическое содержание счетов бухгалтерского учета.

2

5

Организация управленческого и финансового учета.

2

6

Порядок составления первичных бухгалтерских документов.

2

7

Передача первичных бухгалтерских документов в текущий архив.

2

Тема 1.2. Учет основных средств и нематериальных активов

Содержание

38

1

Основные средства, их классификация.

2

3

2

Задачи учета основных средств.

2

3

3

Документальное оформление поступления основных средств.

2

3

4

Учет поступления основных средств.

2

3

5

Учет затрат по содержанию основных средств

6

Учет списания, продажи и прочего выбытия основных средств.

7

Учет затрат на ремонт основных средств.

2

3

8

Инвентаризация основных средств.

2

3

9

Учет нематериальных активов.

2

3

10

Определение срока амортизации нематериальных активов.

2

3

11

Учет прочего выбытия нематериальных активов.

2

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

16

1

Оценка основных средств.

2

2

Учет амортизационных отчислений.

2

3

Переоценка основных средств.

2

4

Документальное отражение оприходования основных средств.

2

5

Определение балансовой стоимости основных средств.

2

6

Начисления амортизации нематериальных активов.

2

7

Учет списания нематериальных активов.

2

8

Учет реализации нематериальных активов.

2

Тема 1.3. Учет материальных ресурсов

Содержание

22

1

Материальные ресурсы, их классификация.

2

3

2

Оценка и задачи учета материальных ресурсов.

2

3

3

Документальное оформление материалов на складе.

2

3

4

Учет движения материалов на складах.

2

3

5

Учет материалов в бухгалтерии.

2

3

6

Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей.

2

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

10

1

Порядок изменения балансовой стоимости запасов и источники покрытия.

2

2

Накладные (заготовительно-складские) расходы и порядок их распределения.

2

3

Инвентаризация и дооценка материалов.

2

4

Порядок отражения материалов в бухгалтерском учете.

2

5

Учет специальной одежды и оснастки.

2

Тема 1.4. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции промышленных организаций.

Содержание

30

1

Объекты и задачи учета затрат.

2

3

2

Состав и классификация затрат на основное производство.

2

3

3

Порядок учета затрат и включение их в себестоимость.

2

3

4

Порядок распределения сырья и материалов по видам продукции.

2

3

5

Методы учета затрат на производство.

2

3

6

Характеристика косвенных расходов.

2

3

7

Учет производственных потерь от брака и простоев.

2

3

8

Учет расходов на подготовку и освоение новых видов продукции.

2

3

9

Учет затрат и оценка вспомогательных производств.

2

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

12

1

Калькулирование себестоимости затрат.

2

2

Калькулирование себестоимости продукции промышленных организаций.

2

3

Сводный синтетический и аналитический учет затрат на производство.

2

4

Учет и способы распределения косвенных расходов.

2

5

Учет и оценка незавершенного производства.

2

6

Инвентаризация незавершенного производства.

2

Тема. 1.5. Учет готовой продукции, работ, услуг и их реализации.

Содержание

24

3

1

Готовая продукция, ее оценка и задачи учета.

2

3

2

Учет наличия и движения продукции в местах хранения.

2

3

3

Учет выпуска продукции.

2

3

4

Учет реализации продукции.

2

3

5

Учет реализации готовой продукции при товарообменных операциях.

2

3

6

Учет реализации готовой продукции при операциях по взаимозачетам.

2

3

7

Порядок расчетов и составление отчетности по учету готовой продукции.

2

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

10

1

Документальное оформление продукции на складах.

2

2

Учет готовой продукции и ее реализации в бухгалтерии.

2

3

Учет реализации готовой продукции при экспортных операциях.

2

4

Учет начисления и расчетов по косвенным налогам и сборам от реализации продукции.

2

5

Порядок расчетов и составление отчетности по учету готовой продукции.

2

Тема 1.6. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.

Содержание

42

3

1

Значение и задачи денежных средств.

2

3

2

Значение расчетных и кредитных операций.

2

3

3

Учет денежных средств в пути.

2

3

4

Учет денежных документов.

2

3

5

Учет денежных средств на других счетах в банках.

2

3

6

Учет расчетов с подрядчиками.

2

3

7

Учет расчетов с бюджетом.

2

3

8

Учет внутрихозяйственных расчетов.

2

3

9

Учет операций с другими финансовыми вложениями.

2

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

24

1

Учет денежных средств в кассе.

2

2

Учет средств на расчетном счете.

2

3

Порядок расчетов с поставщиками.

2

4

Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

2

5

Учет расчетов по налогам и сборам.

2

6

Учет операций с ценными бумагами.

2

7

Безналичная форма расчетов.

2

8

Учет расчетов с персоналом по оплате труда.

2

9

Учет расчетов с подотчетными лицами

2

10

Учет расчетов по имущественному и личному страхованию.

2

11

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

2

12

Учет кредитов и займов банка.

2

Тема 1.7. Учет капиталов, резервов, финансовых результатов и займов.

Содержание

23

3

1

Сущность и виды собственных источников средств.

2

3

2

Учет целевого финансирования.

2

3

3

Учет финансовых результатов.

2

3

4

Формирование и учет целевых (специальных) фондов.

2

3

5

Виды и порядок учета заемных средств.

2

3

Лабораторные работы не предусмотрены

-

Практические занятия

13

1

Учет уставного капитала.

2

2

Учет резервов и резервного капитала.

2

3

Учет добавочного капитала.

2

4

Учет нераспределенной прибыли.

2

5

Порядок отражения в учете расходов по уплате процентов по займам.

2

6

Учет операций по выпуску и размещению облигационных займов.

2

7

Учет операций по выпуску и размещению финансовых векселей.

1

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. 


-

Примерная тематика домашних заданий

………………………………………

Учебная практика

Виды работ

72

1

Составить характеристику  организации (отраслевая принадлежность,   технологические процессы и т.д.).

2

2

Подготовить нормативные документы, локальные нормативные документы организации

2

3

Ознакомиться с учетной политикой организации

2

4

Составить Рабочий план счетов

2

5

Составить журнал регистрации хозяйственных операций

2

6

Составить первичные документы по учету денежных средств и расчетов.  

2

7

Составить первичные документы по учету кассовых операций.

2

8

Составить приходные и расходные кассовые ордера,  отчеты кассира.

2

9

Заполнить платежные поручения на перечисление денежных средств.

2

10

Заполнить учетные регистры по учету денежных средств и расчетов.

2

11

Составить бухгалтерские проводки по учету финансовых вложений в ценные бумаги и предоставленные займы.

2

12

Рассчитать доход от финансовых вложений в ценные бумаги и предоставленные займы.

2

13

Составить первичные документы по получению и оприходованию МПЗ на склад предприятия.

2

14

Составит расчет распределения ТЗР (отклонений в стоимости материалов) за месяц.

2

15

Определить фактическую себестоимость отпуска материалов.

2

16

Оформить регистры бухгалтерского учета по движению материальных ценностей.

2

17

Составить оборотные ведомости  аналитического учета.

2

18

Заполнить учетные регистры при журнально-ордерной форме.

2

19

На основании учетных регистров сделать записи в Главной книге.

2

20

Составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета.

2

21

Составить первичные документы по получению основных средств.

2

22

Рассчитать амортизацию основных средств.

2

23

Рассчитать и составить отчетность по учету готовой продукции.

2

24

Определить расходы на подготовку и освоение новых видов продукции.

2

25

Определить балансовую стоимость основных средств.

2

26

Заполнить инвентаризационную опись по основным средствам.

2

27

Определить срок амортизации нематериальных активов.

2

28

Рассчитать амортизационные отчисления по нематериальным активам.

2

29

Заполнить бухгалтерские журналы-ордера.

2

30

Составить бухгалтерский баланс.

2

31

Составить отчет о прибылях и убытках.

2

32

Произвести арифметическую проверку бухгалтерских документов.

2

33

Произвести таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов.

2

34

Произвести группировку первичных бухгалтерских документов по признакам.

2

35

Занести данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат.

2

36

Подготовить первичные бухгалтерские документы для передачи в текущий архив.

2

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)

Виды работ

……………………………………


-

Примерная тематика курсовых работ (проектов)  не предусмотрены

-

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) не предусмотрены

-

Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю 

Виды работ

……………………………………..


-

Всего

287

Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, финансов, денежного обращения и кредитов, теории бухгалтерского учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности; лабораторий учебная бухгалтерия.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

рабочие места по количеству обучающихся;

бланки первичных бухгалтерских документов;

план счетов бухгалтерского учета;

схемы и таблицы бухгалтерского учета.

Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, проектор,  программное обеспечение общего назначения, комплект учебно-методической документации.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Учебно-наглядные пособия бухгалтерского учета;

бланки первичных учетных регистров;

сборник задач по дисциплине «Бухгалтерский учет»;

учебные стенды со схемами счетов бухгалтерского учета;

сборник положений о бухгалтерском учете.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебныю (производственную) практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

программное обеспечение бухгалтерского назначения;

комплект учебно-методической бухгалтерской документации.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета. Методические указания по их применению – КноРус 2011.
  2. Новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению / Серия: Законы и кодексы: 2011.
  3. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях /  Серия: бухгалтер: Сибирское университетское издательство 2011.
  4. Беликова Т.Н. Баланс для начинающих. Уникальный подход к изучению основ бухгалтерского учета - РИД ГРУПП ООО Москва 2011.
  5. Вещунова Н.Л., Неелова Н.В. Основы бухгалтерского учета. Задачи и вопросы: 01 ПРОСПЕКТ 2011.
  6. Щадилова С. Н. Бухгалтерский учет для всех: - Дело и Сервис 2011.
  7. Арефкина Е. И.  Правовые основы бухгалтерского учета. - Проспект 2011.
  8. Астахова Е. Ю. Принципы и основы бухгалтерского учета. - Бухгалтерский учет, 2012.
  9. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: - Юрайт 2011.
  10. Беликова Т. Н. Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность: - Питер, 2012. Башарина А. В. Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях: Феникс, 2011.
  11. Вещунова Н. Л. Бухгалтерский учет: РИД ГРУПП, 2012.
  12. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учет - Серия: Профессиональное образование,: Форум, 2011.
  13. Дмитриева И. М. ред. Бухгалтерский учет/ Серия: Новое экономическое образование. - Эксмо, 2012.
  14. Богомолец С.Р. Бухгалтерский учет/ Серия: Университетская серия -
     Маркет ДС , 2011.
  15. Ефремова Т. М. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: КноРус, 2012.
  16. 23 ПБУ + 11 указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в Российской Федерации  Издательство: Ось-89, 2012.
  17. 23 положения по бухгалтерскому учету Серия: Российское законодательство   Издательство: Эксмо, 2011.
  18. 24 положения по бухгалтерскому учету : 01 ПРОСПЕКТ , 2011.
  19. Кондаков И. П.24 положения по бухгалтерскому учету. Федеральный закон о бухгалтерском учете. По состоянию на 2011,- Серия: Законодательство России с комментариями к изменениями: Рид Групп , 2011.

Дополнительные источники:

  1. Светлана Бакина  Самоучитель по бухгалтерскому учету и налогообложению: основы теории и практики : ГроссМедиа , 2010.
  2. Т.М. Гусева Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Финансы и статистика, 2010.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы бухгалтерского учета», «Аудит», «Налоги и налогооблажение», «Экономика предприятия», должно предшествовать освоению данного модуля или изучается параллельно.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и специализации 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт работы в профессиональной сфере является обязательным.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

- принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

- принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;

- проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

- заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) – учетные регистры.

Текущий контроль в форме:

- лабораторных и практических занятий по темам МДК;


Экспертная оценка   выполнения практических работ

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.


Комплексный экзамен по модулю.

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

- поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

- проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

- учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

- оформлять денежные и кассовые документы;

- заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;

Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

- разрабатывать рабочий план счетов в зависимости от деятельности организации;

- составлять бухгалтерские проводки по данным хозяйственных операций;

- заполнять соответствующие формы бухгалтерской отчетности;

- составлять финансовые отчеты организации

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к своей будущей профессии


Экспертная оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.























Экспертная оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки документирования и

бухгалтерского оформления  хозяйственных операций;

- оценка эффективности и качества выполнения.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- решения в стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки бухгалтерских процессов оформления хозяйственных операций.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников, включая электронные.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

- применение бухгалтерских методов и ПК в документационном оформлении хозяйственных операций

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами п\о в ходе обучения

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- самоанализ и коррекция собственной работы;

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- самоанализ и коррекция собственной работы;

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности


[1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МДК 01.01 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ для специальности 38.02.01

ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙИ ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущес...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

Рабочая программа дисциплины  ПМ 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организаций

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базо...

Программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 380...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерс...

Рабочая программа профессионального модуля Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...