Главные вкладки

    Примерная программа ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
    методическая разработка на тему

    Мишина Елена Николаевна

    Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление  и использование бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

    ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйствен­ной деятельности за отчетный период.

    ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    Составление  и использование бухгалтерской отчетности

    2012 г.


    Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

    Организация-разработчик:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Павлово-Посадский промышленно экономический техникум» Московской области

    Разработчики:

    Мишина Е. Н.,  преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО  ПППЭТ МО


    СОДЕРЖАНИЕ



    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    стр.


    4

    2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    7

    3. СТРУКТУРА и Содержание профессионального модуля

    8

    4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    13

    5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

    16


    1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    Составление  и использование бухгалтерской отчетности

    1.1. Область применения программы

    Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Составление  и использование бухгалтерской отчетности

    и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

    ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

    ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

    Примерная программа профессионального модуля может быть использована дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области составления и использования бухгалтерской отчетности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

    1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

    С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

    иметь практический опыт:

    • составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
    • составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;
    • участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
    • анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

    уметь:

    • отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
    • определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
    • закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
    • устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
    • осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

    знать:

    • определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
    • механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
    • методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
    • порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
    • методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
    • требования к бухгалтерской отчетности организации;
    • состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
    • бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
    • методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
    • процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
    • порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
    • порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
    • сроки представления бухгалтерской отчетности;
    • правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
    • формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
    • форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;
    • форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
    • сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
    • содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций  по их заполнению;
    • порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
    • методы финансового анализа;
    • виды и приемы финансового анализа;
    • процедуры анализа бухгалтерского баланса:
    • порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
    • порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
    • процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
    • порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
    • состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
    • процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
    • процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
    • принципы и методы общей оценки деловой активности организации,
    • технологию расчета и анализа финансового цикла;
    • процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
    • процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

    1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

    всего – 429 часов, в том числе:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося – 429 часов, включая:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов;

    самостоятельной работы обучающегося – 363 часов;

             учебной и производственной практики – 72 часа.

    2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Составление  и использование бухгалтерской отчетности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

    Код

    Наименование результата обучения

    ПК 4.1.

    Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

    ПК 4.2.

    Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.3.

    Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

    ПК 4.4.

    Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

    ОК 1.

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2.

    Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3.

    Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4.

    Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5.

    Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    ОК 6.

    Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7.

    Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    ОК 8.

    Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    ОК 9.

    Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    ОК 10.

    Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


    3. СТРУКТУРА и Содержание профессионального модуля

    3.1. Тематический план профессионального модуля

    Коды профессиональных компетенций

    Наименования разделов профессионального модуля[1]*

    Всего часов

    (макс. учебная нагрузка и практики)

    Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

    Практика

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

    Самостоятельная работа обучающегося

    Учебная,

    часов

    Производственная (по профилю специальности),

    часов

    (если предусмотрена рассредоточенная практика)

    Всего,

    часов

    в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

    часов

    в т.ч., курсовая работа (проект),

    часов

    Всего,

    часов

    в т.ч., курсовая работа (проект),

    часов

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    ОК 1 – 10

    ПК 4.1 – 4.4

    Раздел 1.  Технология составления бухгалтерской отчетности.

    169

    26

    12


    -

    143


    -

    -

    -

    ОК 1 – 10

    ПК 4.1 – 4.4

    Раздел 2. Основы анализа бухгалтерской отчетности.

    260

    40

    20


    -

    220


    -

    -

    -

    Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)


    72


    72

    Всего:

    501

    66

    32

    -

    363

    -

    -

    72

    Ячейки в столбцах 3, 4, 7, 9, 10 заполняются жирным шрифтом, в 5, 6, 8 - обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 7, 9, 10 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству часов на освоение программы профессионального модуля в пункте 1.3 паспорта программы. Количество часов на самостоятельную работу обучающегося должно соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Сумма количества часов на учебную и производственную практику (в строке «Всего» в столбцах 9 и 10) должна соответствовать указанному в пункте 1.3 паспорта программы. Для соответствия сумм значений следует повторить объем часов на производственную практику по профилю специальности (концентрированную) в колонке «Всего часов» и в предпоследней строке столбца «Производственная, часов». И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


    3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

    Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    Раздел 1. Пм. 04. Технология составления бухгалтерской отчетности.


    169

    МДК 04.01.

    Технология составления бухгалтерской отчетности.


    169

    Тема 1.1.

    Понятие и состав бухгалтерской отчетности.

    Содержание

    4

    1

    Состав бухгалтерской отчетности. Нормативные документы по предоставлению бухгалтерской отчетности.


    2

    2

    Содержание бухгалтерского баланса и порядок формирования его показателей. Содержание отчета о прибылях и убытках и порядок формирования его данных.  

    3

    Содержание отчета о движении денежных средств. Содержание отчета об изменении капитала. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и порядок их формирования.


    2

    4

    Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности.

    Лабораторные работы не предусмотрены

    -

    Практические занятия

    4

    1

    Составление отчета об изменении капитала.

    2

    2

    Составление отчета о прибылях и убытках.

    2

    Тема 1.2. Организация работы по составлению бухгалтерской отчетности.

    Содержание

    6

    1

    Порядок составления форм бухгалтерской отчетности

    2

    3

    2

    Бухгалтерская отчетность при реорганизации или ликвидации предприятия (организации).

    2

    3

    3

    Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.

    2

    3

    Лабораторные работы не предусмотрены

    -

    Практические занятия

    4

    1

    Расчет заработной платы сотрудника организации;

    2

    2

    Оформление первичной документации;

    Тема 1.3. Оформление налоговой и статистической отчетности.

    Содержание

    4

    1

    Порядок составления налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет. Содержание формы налоговой декларации по начислению страховых взносов. 


    2

    3

    2

    Форма статистической отчетности и инструкция по ее заполнению.

    3

    3

    Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.

    2


    3

    4

    Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах.

    3

    Лабораторные работы не предусмотрены

    -

    Практические занятия

    2

    1

    Расчет прибыли (убытка) по основным и прочим видам деятельности организации;


    2

    2

    Учет финансовых результатов деятельности организации

    3

    Учет нераспределенной прибыли.

    Самостоятельная работа при изучении раздела 1. ПМ 04.

    Примерная тематика домашних заданий

    1. Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

    2. Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.

    3. Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.

    4. Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

    5. Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

    6. Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости.

    7. Сроки представления бухгалтерской отчетности.

     8. Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций.



    143

    Раздел 2. ПМ. 04. Основы анализа бухгалтерской отчетности.


    260

    МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской отчетности.


    260

    Тема 2.1. Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Содержание

    8

    3

    1

    Приемы и методы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    2

    3

    2

    Анализ финансовой устойчивости организации.

    2

    3

    3

    Анализ показателей рентабельности организации.

    2

    3

    4

    Сегментарная отчетность и методы её анализа.

    2

    3

    Лабораторные работы не предусмотрены

    -

    Практические занятия

    8

    1

    Анализ бухгалтерского баланса.

    2

    2

    Анализ отчета о прибылях и убытках.

    2

    3

    Анализ отчета об изменениях капитала.

    2

    4

    Анализ движения денежных средств.

    2

    Тема 2.2. Использование пояснительной информации бухгалтерской отчетности в экономическом анализе.

    Содержание

    4

    1

    Содержание необходимой для анализа пояснительной информации.

    2

    2

    Аналитическая часть пояснительной записки и обоснование аналитических показателей.

    2

    Лабораторные работы не предусмотрены

    -

    Практические занятия

    4

    1

    Анализ отчетных показателей по видам деятельности.

    2

    2

    Анализ изменения состава и динамики оборотных средств организации.

    2

    Тема 2.3. Анализ сводной (консолидированной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Содержание

    8

    1

    Понятие сводной (консолидированной) отчетности.

    2

    2

    Показатели и факторы неплатежеспособности (финансовой несостоятельности) организации

    2

    3

    Оценка финансового состояния организации.

    2

    4

    Анализ сводной (консолидированной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    2

    Лабораторные работы не предусмотрены

    -

    Практические занятия

    8

    1

    Анализ баланса консолидированной отчетности.

    2

    2

    Анализ отчета о прибылях и убытках взаимосвязанных организаций.

    2

    3

    Оценка активов организации-банкрота.

    2

    4

    Комплексная (сравнительная) оценка финансового состояния организации.

    2

    Самостоятельная работа при изучении раздела 2. ПМ 04. 





    220

    Примерная тематика домашних заданий

    1. Методы финансового анализа.

    2. Виды и приемы финансового анализа.

    3. Процедуры анализа бухгалтерского баланса.

    4. Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.

    5. Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса.

    6. Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса.

    7. Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности.

    8. Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации.

    9. Процедуры анализа показателей финансовой устойчивости.

    10. Процедуры анализа отчета о прибыли и убытках.

    11. Принципы и методы общей оценки деловой активности организации.

    12. Технология расчета и анализа финансового цикла.

    13. Процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности.

    14.Процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

    Учебная практика

    Виды работ ……………………………


    -

    Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности)

    Виды работ

    - по МДК 04.01.

    Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации.

    Определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

    Закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

    Устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов.

    Осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах.

    - по МДК 04.02.

    Заполнить формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению.

    Заполнить форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению.

    Заполнить форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению.

    Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций  по их заполнению.




    72

    Примерная тематика курсовых работ (проектов) 

    -

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) не предусмотрены

    -

    Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю 

    Виды работ

    ……………………………………..


    -

    Всего

    501

    Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

    3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


    4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

    4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

    • бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, финансов,
    • денежного обращения и кредитов,
    • теории бухгалтерского учета,
    • анализа финансово-хозяйственной деятельности;
    • лабораторий учебная бухгалтерия.

    Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

    • рабочие места по количеству обучающихся;
    • бланки первичных бухгалтерских документов;
    • план счетов бухгалтерского учета;
    • схемы и таблицы бухгалтерского учета.

    Технические средства обучения: компьютеры, принтер, сканер, проектор,  программное обеспечение общего назначения, комплект учебно-методической документации.

    Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

    • учебно-наглядные пособия бухгалтерского учета;
    • бланки первичных учетных регистров;
    • сборник задач по дисциплине «Бухгалтерский учет»;
    • учебные стенды со схемами счетов бухгалтерского учета;
    • сборник положений о бухгалтерском учете.

    Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную (производственную) практику.

    Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

    • программное обеспечение бухгалтерского назначения;
    • комплект учебно-методической бухгалтерской документации.

    4.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    1. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета. Методические указания по их применению – КноРус 2011.
    2. Новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению / Серия: Законы и кодексы: 2011.
    3. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях /  Серия: бухгалтер: Сибирское университетское издательство 2011.
    4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник – 6 изд., М., Изд. »Дело и сервис». 2012.
    5. Козлова Е.П.. Бухгалтерский учет в организациях. М.: Финансы и статистика, 2011.
    6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –ИНФРА-М, 2011. – (Серия “Среднее профессиональное образование)
    7. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности Учебник для СПО. Под общей редакцией М.В.Мельник, М., Экономистъ, 2010.
    8. СивковаА.И., Фрадкина Е.К. Практикум по анализу  финансово-хозяйственной деятельности для студентов экономических и торгово-экономических колледжей и вузов. Изд. Феникс, 2011.
    9. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М. Инфра-М, 2011.
    10. Беликова Т. Н. Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность: - Питер, 2012. Башарина А. В. Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях: Феникс, 2011.
    11. Вещунова Н. Л. Бухгалтерский учет: РИД ГРУПП, 2012.
    12. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учет - Серия: Профессиональное образование,: Форум, 2011.
    13. Дмитриева И. М. ред. Бухгалтерский учет/ Серия: Новое экономическое образование. - Эксмо, 2012.
    14. Богомолец С.Р. Бухгалтерский учет/ Серия: Университетская серия -
       Маркет ДС , 2011.
    15. 23 ПБУ + 11 указаний и рекомендаций по бухгалтерскому учету в Российской Федерации  Издательство: Ось-89, 2012.
    16. 23 положения по бухгалтерскому учету Серия: Российское законодательство   Издательство: Эксмо, 2011.
    17. 24 положения по бухгалтерскому учету : 01 ПРОСПЕКТ , 2011.
    18. Кондаков И. П.24 положения по бухгалтерскому учету. Федеральный закон о бухгалтерском учете. По состоянию на 2011,- Серия: Законодательство России с комментариями к изменениями: Рид Групп , 2011.

    Дополнительные источники:

    1. Ефремова Т. М. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах: КноРус, 2012.
    2. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф.  http://www.minfin.ru/ru/
    3. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли.  http://www.economy.gov.ru/minec/main

    4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

    Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

    Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как:

    «Основы бухгалтерского учета»,

     «Аудит»,

    «Налоги и налогооблажение»,

    «Экономика предприятия»;

    Профессиональных модулей:

    «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»;

    «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по   инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»;

    «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» должно предшествовать освоению данного модуля или изучается параллельно.

    4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

    Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и специализации 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

    Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

    Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов. Опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

    Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях. Опыт работы в профессиональной сфере является обязательным.

    5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

    Результаты

    (освоенные профессиональные компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и методы контроля и оценки

    ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

    -определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

    -закрытие учетных бухгалтерских регистров;

    - освоение новых форм бухгалтерской отчетности;

    -  выполнение поручений по перерегистрации организации в государственных органах.



    Текущий контроль в форме:


    - лабораторных и практических занятий по темам МДК;



    Экспертная оценка   выполнения практических работ



    Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.



    Комплексный экзамен по модулю.

    ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

    - заполнение форм бухгалтерской отчетности в установленные  законодательством сроки

    -  составление форм бухгалтерской отчетности;

    -   составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

    -  отражение изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

    -  внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность

    ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

    - заполнение налоговых деклараций по налогам и  

    -заполнение налоговой декларации по страховым взносам;

    ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

    - определение методов финансового анализа;

    -определение оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

    -определение результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

     -расчет показателей ликвидности бухгалтерского баланса;

    -расчет  финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

     -расчет показателей оценки несостоятельности (банкротства) организации;

    -расчет и анализ показателей финансовой устойчивости, деловой активности;

     -расчет показателей  финансового цикла;  

    -определение и анализ уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;

    -определение и анализ влияния факторов на прибыль.

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

    Результаты

    (освоенные общие компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и методы контроля и оценки

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    - демонстрация интереса к своей будущей профессии


    Экспертная оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.























    Экспертная оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области  бухгалтерского учета и анализа;

    - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

    ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

    - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

    ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий  профессиональной деятельности.

    - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

    ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности


    [1]* Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа ПМ 04 "Составление и использование бухгалтерской отчетности"

    Рабочая программа ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» Уровень подготовки – базовый Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»  Уровень подготовки – базовый Для  специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский у...

    ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПМ. 4 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности

    Настоящая разработка  составлена  для студентов государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тульской области «Тульский экономический колледж&raq...