Коррекционная работа со студентами по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности
учебно-методический материал на тему

В данной работе раскрывается решение проблемы развития познавательной самостоятельности студентов в условиях коррекционной работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональных компетенций специалиста

Тема: «Коррекционная работа     со студентами по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности   как средство совершенствования процесса обучения бухгалтерско-экономическим дисциплинам»

Тажетдинова Салима Темиргазиевна

ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум» г. Салехард, ул. Республики 36-а Контактный телефон: 3-38-24 Факс: (8-34922) 4-46-08 E-mail: ypat@mail.ru


Оглавление

Краткая аннотация        2

Содержание        3

Ведение        4

Содержание и результаты научно-исследовательской работы        6

1.        Коррекционная работа на основе поэлементного анализа способов        6
познавательной деятельности

2.        Формирование способов самостоятельной познавательной деятельности        7

3.        Коррекционная работа по развитию профессиональных умений преподавателя        8
Заключение
        9
Литература
        10
Приложение
        11

3


Коррекционная работа со студентами по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности как средство совершенствования процесса обучения бухгалтерско-экономическим дисциплинам

Тажетдинова Салима Темиргазиевна

ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский полярный агроэкономический техникум»

Преподаватель бухгалтерско-экономических дисциплин

Краткая аннотация

В данной научно-исследовательской работе раскрывается решение проблемы развития познавательной самостоятельности студентов в условиях коррекционной работы. Научная новизна заключается в новом взгляде на коррекционную работу, как средстве мониторинга качества образования: коррекционная работа, основывается на сильных сторонах обучающихся, на включении их в деятельность по освоению способов самостоятельной познавательной деятельности. Автор в своей работе показывает, что достижение нового социально значимого качественного результата в образовании возможно при системных преобразованиях процесса педагогического труда. Для этого важно видеть причинно-следственные связи между результатом и процессом педагогического труда. В работе автор опирается на современные образовательные и управленческие технологии.

2


Введение

Главная черта современного мира - стремительные перемены. Изменение миссии человека в обществе, его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке.

Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Студент не просто обучающийся в техникуме в соответствии с избранной специальностью, он - личность.

Поэтому создание адаптивной среды в техникуме представляется не самоцелью, а условием, средством, помогающему студенту стать личностью.

Традиционно коррекционную работу на занятиях проводят в качестве средства преодоления отставания студентами в освоении программного материала и ликвидации пробелов в знанияъх и умениях студентов. При этом особое внимание уделяется проведению работы над ошибками.

Однако было замечено, что данная работа не приносит должной эффективности в повышении качества образования, так как больше затрагивает преимущественно слабоуспевающих учащихся. То есть, добиваясь ликвидации пробелов в знаниях отстающих студентов, мы упускаем работу по раскрытию потенциальных возможностей всех студентов, для обучения   их с учетом реальных учебных возможностей.

В условиях адаптивной образовательной среды роль и место коррекционной работы шире, нежели в традиционном ее понимании: внесение корректив при отклонении от нормы в деятельности субъектов. Т.Н. Шамова и Т.М. Давыденко отмечают, что в аспекте основополагающего признака адаптивной школы об ОРИЕНТАЦИИ ее НА «СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ» личности становится очевидным анализ коррекционной функции как процесса создания условий для выявления и реализации личностью школьника своего потенциала. [8,70]

Новый подход к коррекционной работе требует оценивать результаты работы не только на основе процента неуспевающих учащихся или процента успевающих студентов на «4» и «5», а на основе выявления степени усвоения познавательных и интеллектуальных умений студентов как способов самостоятельной познавательной деятельности.

Сказанное свидетельствует об актуальности избранной темы исследования: «Кор-рекционная работа со студентами по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности как средство совершенствования процесса обучения бухгалтерско-экономическим дисциплинам».

Объектом исследования выступает процесс обучения бухгалтерско-экономическим дисциплинам в техникуме.

4


Предметом исследования является коррекционная работа со студентами по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности.

Общая цель работы заключается в раскрытии путей и средств коррекционной работы со студентами по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности.

В основу выполнения работы была положена гипотеза:

Сложившаяся система коррекционной работы со студентами может служить основой совершенствования процесса обучения.

Эффективность коррекционной работы будет выше, если:

  1. Систематически проводить  диагностику обученности студентов.
  1. На основе анализа результатов обученности вносить необходимые коррективы в процесс   формирования способов самостоятельной познавательной деятельности.
  2. Проводить повторные диагностические срезы для оценки эффективности вносимых корректив.

В работе ставились задачи:

1.        Разработать диагностику оценки уровня владения студентами способами само
стоятельной познавательной деятельности.

2.        Разработать диагностику уровня деятельности преподавателя по развитию у сту
дентов способов самостоятельной познавательной деятельности.

3.        Проводить мониторинг обученности студентов и мониторинг деятельности препо
давателя по развитию познавательной самостоятельности студентов.

4.        Обобщить результаты работы в виде основных аналитических выводов на основе
вносимых корректив по результатам диагностики процесса педагогического труда и диаг
ностики результата педагогического труда (уровень сформированности способов самостоя
тельной познавательной деятельности студентов).

Методы исследования: 1) наблюдение, 2) диагностика, 3) изучение документации, 4) теоретический анализ, 5) моделирование.

Экспериментальная база исследования:

Процесс обучения бухгалтерско-экономическим дисциплинам в техникуме.

Критерии оценки эффективности исследования:

1.        Рост успеваемости студентов.

  1. Приращение у студентов в освоении способов самостоятельной познавательной деятельности.
  2. Развитие познавательного интереса студентов.

5


Содержание и результаты научно-исследовательской работы

1. Коррекционная работа на основе поэлементного анализа способов

познавательной деятельности

С целью получения качественных результатов обучения я увеличила на уроке время, отводимое на самостоятельную работу студентов по приобретению новых знаний и освоению приемов и средств работы с книгой как основным источником знаний. Для меня важно, чтобы главным источником информации выступала книга, а не преподаватель.

Сложилась следующая система приемов работы с книгой:

  • Выделение главных сквозных вопросов по теме и организация самостоятельной познавательной деятельности по ответу на данные вопросы.
  • Работа с определениями. Данный вид работы провожу в следующей последовательности: 1) чтение определения из учебника; 2) выделение ключевых слов и определение их роли и значения в данном определении (это позволяет студентам осмыслить определения).
  • Выявление информации, которую несет иллюстративный материал учебника путем разбора того, что изображено на схеме, рисунке.

Среди мер профилактики неуспеваемости и развития способов умственных действий у студентов, практикую и более творческие виды работы. Одним из них является составления формально-логических схем.

Методика обучения студентов составлению формально-логических схем включает объяснение назначения основных структурных элементов схемы. Например, схема финансовой системы РФ включает централизованные финансы и децентрализованные финансы, которые в свою очередь делятся на новые структурные элементы. Разбираются все элементы схемы, выявляются горизонтальные и вертикальные связи между ними, а также расположение элементов по иерархическим уровням. Затем организуется индивидуальная самостоятельная работа по построению схемы. Результаты в столбце 3 таблицы 1. На следующем этапе проводится проверка работы с поэлементным анализом преподавателем. Это дает возможность студентам знакомится со схемой-образцом и закреплять материал по учебнику. Когда работы раздаются, то организуется самопроверка путем сравнения с образцом, это позволяет каждому студенту выявить ошибки и недочеты и внести коррективы. Предлагается новое задание. Представленная методика соответствует циклу мониторинга: 1) входная диагностика, 2) внесение корректив, 3) выходная (итоговая диагностика). Результаты в столбце 4 таблицы 1. Показателем оценки результата работы мы выбрали % правильных ответов на данный элемент знаний и умений.

6


Таблица 1

Поэлементный анализ по результатам коррекционной работы по

формированию   познавательных умений по составлению

формально-логической схемы    студентов

№п/п

Элементы знаний и умений

%     правильных ответов (входная диагностика)

% правильных ответов (выходная диагностика)

Приращение в%

1

2

3

4

5

1.

Знание основных структурных компонентов финансовой системы

86

95

9

2.

Расположение элементов системы по иерархическим уровням

72

83

11

3.

Знание логических связей между элементами системы

67

71

4

Таким образом, специальная работа по профилактике и коррекции отставания принесла положительную динамику в усвоении знания и умений по финансовой системе РФ. (Результаты в столбце 4 таблицы 1).

2.   Формирование способов самостоятельной познавательной деятельности

Развитие общей компетентности студентов связываю с работой по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности. В систему работы входят следующие задания:

  • Сравнение однородных объектов с целью более глубокого осмысления изучаемых явлений. Выделяем признаки для сравнения и определяем общее и отличительное для сравниваемых объектов.
  • Обобщение изученного. Для того, чтобы студенты стали субъектами обобщения предлагаю задания, включающие нахождение общего в учебном материале, иллюстрирующем различные понятия или изучаемые объекты.
  • Задания на конспектирование и составление тезисов прочитанного предлагаю в процессе изучения нового материала.

Показателем оценки результата работы мы выбрали самооценку студентами уровня сформированности на основе сопоставления своих знаний и опыта с нормой-образцом. В качестве нормы-образца была предложена памятка, содержащая пооперационную деятельность по выполнению способа самостоятельной познавательной деятельности (см. приложение). Проверка и оценка преподавателем заданий подтвердила достоверность результатов самооценки на основе сравнения с нормой-образцом.

7


Результаты входной диагностики и выходной диагностики (проводимой после кор-рекционной работы) в таблице 2

Таблица 2 Результаты мониторинга формирования способов самостоятельной познавательной деятельности

№п/п

Умения

%       сформиро-ванности   (входная диагностика)

% сформированное™ (выходная диагностика)

Приращение

в%

1.

Выделение главного

63

82

19

2.

Сравнение

56

84

28

3.

Обобщение

59

70

11

4.

Составление плана

54

73

19

5.

Составление тезисов

46

61

15

6.

Ведение конспекта

64

77

13

Таким образом, по основным способам самостоятельной познавательной деятельности, входящим в общую компетенцию специалиста, были получены приращения, свидетельствующие о более высоком уровне владения студентами способами самостоятельной познавательной деятельности. 3. Коррекционная работа по развитию профессиональных умений преподавателя

Полученные положительные результаты явились следствием проведения учебных занятий на более высоком качественном уровне.    Поэтому параллельно проводился мониторинг педагогического труда по развитию самостоятельности учения студентов. Позитивные изменения представлены в таблице 3. (Диагностическая карта разработана но основе анализа литературы 1,5,7.8)

Таблица 3

Диагностическая карта оценки качества и эффективности учебных занятий, разработанных относительно задачи развития самостоятельности в учении студентов

№ п/п

Характеристики (критерии) учебного занятия

Входная самооценка

Выходная     самооценка

1

2

3

4

1

Постановка цели занятия

1

2

2

Организация действий по принятию целей

1

2

3

Соответствие учебного содержания цели занятия

2

3

4

Методы обучения обеспечили мотивацию к уче-

2

3

8


нию

5

Сотрудничество преподавателя со студентами

1

2

6

Контроль и самоконтроль знаний

1

3

7

Соответствие методов обучения    цели занятия

2

2

8

Организационные формы учебной работы обеспечили сотрудничество между студентами

1

2

9

Включение каждого   студента  в самостоятельную познавательную деятельность

2

3

10

Соответствие   организационных   форм   учебной работы цели

1

2

11

Уровень достижения обучающих целей занятия

2

3

12

Уровень достижения воспитательных целей   занятия

1

2

13

Уровень достижения развивающих целей занятия

1

2

18

31

Коэффициент эффективности занятий

46%

79%

Коэффициент эффективности учебного занятия вырос с 46 до79%.

Можно сказать, что в результате системных преобразований в учебном занятии повысилась эффективность учебных занятий, как следствие - эффективная коррекционная работа по формированию способов самостоятельной познавательной деятельности и достижение более высокого уровня сформированности способов познавательной деятельности.

Заключение

Проведение коррекционной работы по развитию способов самостоятельной познавательной деятельности полагает:

  1. Проведение системных преобразований в учебном занятии. Занятие строится относительно ведущей (приоритетной) цели: развитие познавательной самостоятельности студентов. Необходимо учебное содержание, организационные формы обучения и методы обучения оптимизировать относительно этой задачи.
  2. Проведение диагностики обученности студентов до и после внесения корректив, что позволяет оценить эффективность коррекционной работы.
  3. Мониторингом охватывать не только результат педагогического труда (обучен-ность студентов), но и процесс педагогического труда. Это позволяет устанавливать причинно-следственные связи, видеть резервы в данной работе.

9


Литература

  1. Зверева В. И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. 112 с.
  2. Иванов Д. А., Митрофанов КГ., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 101с.
  3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 (архив автора).
  4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2000. 176 с.
  5. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. М: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1999.336 с.
  6. Конаржевский Ю. А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. Ч. 2. М.: Образоват. центр «Педагогический поиск». 1997. 78 с.
  7. Управление образовательными системами / Под. ред. Т.П. Шамовой. М: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
  8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
  9. Якиманская КС. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М: Сентябрь, 1996. 96 с.

10


Приложение Требования к формированию способов самостоятельной познавательной деятельности

Как конспектировать лекцию преподавателя

  1. Заранее приготовь тетрадь для конспекта и ручки двух трех цветов для выделения ключевых содержаний лекции (для выделения можно использовать маркеры).
  2. Внимательно вслушивайся в звучащую речь преподавателя, вникая в ее содержание.
  3. Старайся выделить главную мысль лекции преподавателя и записать ее.
  4. Во время записи учись конспектировать кратко за счет отбора речевых средств, использования символики и сокращенной записи слов.
  5. При записи определений старайся не пропустить ни одного слова, так как в определении каждое из слов несет смысл.

  1. Записывай дословно все, что рекомендует преподаватель.
  2. Во время лекции при необходимости корректно задавай вопросы на уточнение сказанного преподавателем, на понимание сказанного преподавателем.
  3. Если отстал от темпа работы, то оставь необходимое чистое место, чтобы дописать позже во время перерыва и включись в конспектирование синхронно с речью преподавателя.
  4. Если не расслышал сказанное преподавателям, то не стесняйся и попроси повторить.
  5. Старайся активно участвовать в эвристической беседе, если преподаватель ее организует в процессе лекции.

Как конспектировать прочитанное

  1. Внимательно прочитай текст.
  1. При работе со схемами, рисунками, графиками и другим иллюстративным материалом установи, что изображено и сопоставь содержание текста и содержание иллюстративного материала.
  1. Установи, что тебе уже известно о прочитанном.
  2. Раздели текст на логические части и озаглавь каждую из них.
  3. Конспектируя каждую часть текста, найди главную мысль, опорные слова.
  1. Помни, что конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Включает в себя план, тезисы и элементы связной разговорной речи. Объем конспекта должен быть в 7-15 раз меньше изучаемого материала за счет тщательного отбора речевых средств, введение символики и сокращенной записи.
  1. Для самоконтроля задай вопросы к тексту и проверь наличие ответов в конспекте .

11


КАК СОСТАВЛЯТЬ ТЕЗИСЫ

Тезисы - это основные положения, мысли текста, которые доказываются, поясняются, опровергаются и т. д.

Для составления тезисов необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть в результате получаются пункты плана. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания, а тезис представляет собой ответ на этот вопрос. Поэтому необходимо своими словами раскрыть содержание пункта плана.

КАК РАБОТАТЬ С РИСУНКОМ, СХЕМОЙ И ДРУГИМ ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ

  1. Найдите необходимый рисунок на странице учебника, указанной преподавателем.
  1. Рассмотрите что изображено на рисунке. Необходимо увидеть и понять целостный рисунок. Если на рисунке изображены динамические изменения, то необходимо понять происходящий процесс. Помни, что рисунок источник новой информации, средство познания!
  2. Найди в тексте учебника только то, что относится к рисунку. При затруднениях в работе с рисунком обращайся к тексту. Это поможет тебе понять картину происходящего на рисунке явления, процесса.
  1. Прочти весь текст, относящийся к рисунку, и сделай вывод.

КАК СРАВНИВАТЬ

Сравнивать - это значит найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений путем сопоставления по данному учителем основанию.

Порядок деятельности при сравнении

  1. Выдели признаки для сравнения.
  2. Найди общее и различие по данным признакам.
  3. Сделай вывод о сравниваемых объектах.

ЧТО ЗНАЧИТ ОБОБЩАТЬ

Обобщать - это значит найти общие признаки и качества изучаемого явления (темы, курса и т. д.).

  1. Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).
  2. Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений.
  3. Выбери существенные свойства.
  1. Сделай вывод об использовании существенных свойств изучаемого явления (темы, курса) в практической деятельности.

12



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности

Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....

Проектная работа по вариативному модулю «Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин» ТЕМА ПРОЕКТА: Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине «Документационное обеспечение управления».

ТЕМА ПРОЕКТА:Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине«Документационное обеспечение управления».Обоснование собственного опыта.Информационные компьютерные технологии...

Деловая игра – способ активизации познавательной деятельности учащихся

Деловые игры способствуют формированию профессионального творческого мышления . Как известно, деловая игра представляет собой моделирование реальной ( реже условной , воображаемой )  ситуации , в...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов по предмету: «Оперативный учет хозяйственной деятельности организации»

Данные методические рекомнедации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по учебной дичциплине «Оперативный учет  хозяйственной деятельности организации»...

Статья Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

Ивенкова Н.М.преподаватель высшей квалификационной категорииСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихсяСо...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...