Рабочая программа "Экономика" для экономических специальностей СПО
рабочая программа по теме

Рабочая программа дисциплины ОДП. 12 "Экономика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ekonomika_b-1.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

 среднего Проффессионального Образования

 РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

«КОЗЬМОДЕМЬЯНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ»

Утверждаю

Директор ГБОУ СПО РМЭ

«Козьмодемьянский колледж электронной техники»

В.А.Гуляев

«___»________________201___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12 ЭКОНОМИКА

080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

 по программе углубленной подготовки

Козьмодемьянск

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Экономика» предназначенной для изучения экономики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

        

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Козьмодемьянский колледж электронной техники»

Разработчик:

Кулалаева О.Н., преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Козьмодемьянский колледж электронной техники» высшей категории

Рекомендована предметной цикловой комиссией общественно-экономических дисциплин, протокол № 1 от 03.09.2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП .12 Экономика

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО социально-экономического профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают экономику в объеме 100 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к профильным  дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

− функции денег, банковскую систему;

− причины различий в уровне оплаты труда,

− основные виды налогов,

− организационно-правовые формы предпринимательства,

− виды ценных бумаг,

− факторы экономического роста.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

− для получения и оценки экономической информации;

− составления семейного бюджета;

− оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся современного экономического мышления.

Рабочая программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 50 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

        практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

50

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.12 «Экономика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение в дисциплину. Связь экономики с другими науками.

Происхождение понятия «Экономика». Основные значения термина «экономика». Система экономических наук.

2

Раздел 1. Экономика и экономическая наука

46

Тема 1.1 Предмет экономической науки

Сфера исследования экономической науки. Социально-экономическая эффективность. Два уровня экономических исследования: микроэкономика и макроэкономика.

2

2

Тема 1.2 Функции и методы экономики

Эмпирическая, теоретическая , образовательная и практическая функции экономической теории. Методы исследования экономики: наблюдение, сбор фактов, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, индукция и дедукция, исторический и логический, графический.

2

1

Тема 1.3 Потребности. Свободные и экономические блага.

Экономические потребности общества. Пирамида потребностей по А. Маслоу.  Закон возрастания потребностей. Свободные и экономические блага общества.

2

1

Самостоятельная работа: написать товары для удовлетворения определенных видов потребностей, оформить в виде таблицы.

4

Тема 1.4 Экономические отношения и их структура

Собственность и социально-экономические отношения. Организационно-экономические связи: кооперация и разделение труда, организация хозяйственной деятельности, управление экономикой.

2

Тема 1.5 Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов.

2

1

Тема 1.6 Современные факторы производства

Современные факторы производства. Человеческий фактор. Главные отличительные черты и основные пути формирования работника нового типа. Теория человеческих отношений. Предпринимательские и управленческие способности.

10

1

Средства производства: средства и предмет труда. Деление товаров по их конечному назначению на потребительские и инвестиционные. Воспроизводство и накопление капитала. Воспроизводство простое и расширенное.

 Основной капитал и показатели его использования. Деление основных фондов на активные и пассивные. Коэффициент сменности. Фондоотдача и фондоемкость.

Оборотный капитал и фонды обращения. Эффективное использование производственных фондов.

Организационно-технологические факторы производства. Информационный фактор производства. Наука как ключевой фактор современного производства. Энергетический фактор и инфраструктура. Экологический фактор.

Практические работы

«Расчет показателей эффективного использования основных фондов»

«Расчет амортизационных отчислений»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.6,

подготовить презентацию.

8

Тема 1.7 Факторные доходы

Заработная плата и факторы ее определяющие. Номинальная и реальная заработная плата. Индексы динамики реальной заработной платы.

6

1

Основные формы и системы оплаты труда. Современные системы оплаты труда. Регулирование заработной платы.

Рента – доход от природных ресурсов. Положение земельной ренты в обществе.

Процент как доход от капитала. Процент и его основные формы.

Прибыль – доход предпринимателя. Элементы прибыли.

Практическая работа

«Расчет заработной платы»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.7

2

Тема 1.8 Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Альтернативная стоимость. Вмененные (альтернативные) издержки.

2

1

Самостоятельная работа: заполнить классификационную таблицу по видам товаров.

6

Тема 1.9 Производственные возможности общества

Границы производственных возможностей. Резервы производства. Производственные возможности в условиях научно-технического прогресса.

2

1

Практическая работа

«Построение и анализ графика производственных возможностей»

2

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.9

2

Тема 1.10 Теория потребительского поведения

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.

4

1

Практическая работа

«Построение и анализ кривых безразличия и линии бюджетного ограничения. Определение максимальной потребности от потребления»

2

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 1.10

4

Раздел 2. Экономические отношения в обществе

10

Тема 2.1 Общественное разделение труда

Основные стадии общественного производства. Плюсы и минусы специализированного производства.

2

1

Тема 2.2 Разделение труда

Уровни и виды разделения труда. Основные сферы производства: первичная сфера, вторичная сфера, сфера услуг. Основные виды специализации в промышленности. Абсолютные и относительные преимущества специализации.  

2

1

Тема 2.3 Экономическая интеграция

Понятие экономической интеграции. Горизонтальная и вертикальная, конгломератная  интеграция.

2

1

Практическая работа

«Определение абсолютных и относительных преимуществ специализации»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 2.3

4

Раздел 3. Собственность и формы организации бизнеса

8

Тема 3.1 Собственность

Отношения собственности и их структура. Основные типы и формы собственности (по субъектам и по объектам). Плюсы и минусы частной собственности.

4

1

Национализация и приватизация в России в 20 в.  Проблема  разделения власти и собственности.  

Тема 3.2 Формы организации бизнеса

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности.

Основные виды предприятий. Организационно-правовые формы. Имущество предприятий. Экономическая ответственность.

4

1

Самостоятельная работа: работа со справочной литературой.

Изучение ст.66-ст.123 ГК РФ, составить список предприятий г.Козьмодемьянска и Горномарийского района 

6

Раздел 4. Товарно-денежные отношения в обществе

18

Тема 4.1 Товарное производство и товар

Понятие «продукт» и «товар». Меновая и потребительная стоимость. Оптовая и розничная торговля. Развитие товарообменных отношений.

2

1

Тема 4.2 Деньги

История создания денег. Функции денег. Закон денежного обращения.

Виды денег. Золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарт.

2

1

Самостоятельная работа: выполнение презентаций.

Тематика внеаудиторной работы: Прошлое и настоящее денег на Руси. Денежные агрегаты. Электронные средства платежа. Инфляция в отечественной экономике.

4

Тема 4.3 Банки и их роль в экономике

Понятие банк. История создания банков. Виды банков. Виды банковской деятельности. Кредит: необходимость, сущность и основные формы.

4

2

Практическая работа

Решение деловой игры «Государственное регулирование банковской и рыночной систем»

4

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 4.3.

2

Тема 4.4 Рынок ценных бумаг и курс акций

Фондовый рынок. Инвесторы, эмитенты, инвестиционные институты. Фондовая биржа. Инвестиционные консультанты, компании, фонды. Финансовая пирамида оптимальности инвестиций.

4

1

Курс акций. Индекс Доу-Джонса. Индекс Nasdaq.

Тема 4.5  Биржи и их роль в экономике

Понятие и история создания бирж. Виды и основные характеристики бирж. Члены бирж. Основные виды биржевых сделок.

2

1

Раздел 4. Семейный бюджет

6

Тема 4.1 Доходы и расходы семьи

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы.

2

1

Тема 4.2 Сбережения населения. Страхование.

Денежные сбережения населения и их формы. Индивидуальное и семейное страхование жизни. Страхование имущества.

2

1

Практическая работа

«Расчет семейного бюджета»

2

Самостоятельная работа: подготовиться к практической работе по теме 4.2.

2

Тема 4.3 Налоги. Система и функции налоговых органов.

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

2

1

Раздел 7. Типы экономических систем и экономический рост

6

Тема 7.1. Централизованная экономическая система

Суть централизованной системы экономики. Основные черты, плюсы и минусы централизованной экономики.

2

1

Тема 7.2 Рыночная экономика

Понятие рыночной экономики. Характеристика рыночной экономики.

2

1

Тема 7.3 Экономический рост

Понятие, факторы, плюсы и минусы экономического роста.

2

2

Итого:

150

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по экономике.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Экономика: учебное пособие/ В.Г.Слагода. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013. – 240 с. – (Профессиональное образование)

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.

Дополнительные источники:

1. Основы современной экономики : учебник для вузов по специальности "Менеджмент организации" / В. М. Козырев . – 4-е изд., перераб. и доп . – М. : Финансы и статистика, 2007 .

2. Интернет ресурсы по экономике. Форма доступа: http://college.odoportal.ru/list/recomendations-ok/links/link-ok-economica.htm 

3. Электронный путеводитель по экономике. Форма доступа: http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xs7e_DEZHQ5W7tN_TIWqbl_hzqQaTb-WlDT3YpEfC5pxOFanD-9vzfXAA9hnXnXgGbxhC61aO0B1PW-PE6PICfc3ycJr29ibD_bbngigRVnsi7V6Lq7JIzQC1LphWSVtbyc8O65F03iCA?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxblVjTnREaEJFUnhXS21KM0JtR0cxYWFJQ29pRzFDOFEwMXRONFh6cHdZaTkwNkkzN2UydVk4QzBlMDJFYkp1OE5CYmZrU0puekRb64e=2&sign=142c8b4a35e8ca366cfdec1079f0f355&keyno=8&l10n=ru&mc=0

4. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,  исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм

Тестирование, внеаудиторные индивидуальные задания с оценкой

описывать: основные формы заработной платы и стимулирования труда, типы воспроизводства, принципы экономической ответственности

Практические занятия, наблюдение, домашние работы, оценка.

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, достоинства и недостатки экономических систем хозяйствования.

Тематический диктант, оценка.

Знания:

− функции денег, банковская система;

Практическое занятие, фронтальный опрос, оценка.

− причины различий в уровне оплаты труда,

Фронтальный опрос, оценка.

− основные виды налогов,

Тестирование, оценка

− организационно-правовые формы предпринимательства,

Индивидуальное задание, оценка.

− виды ценных бумаг,

Фронтальный опрос, оценка.

− факторы экономического роста.

Фронтальный опрос, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по математике для экономических специальностей СПО 2 курс

Тест 01 создан в программе Айрен - бесплатная программа для создания тестов. Предназначен для проверки знаний студентов второго курса специальности 080114 СПО материалов следующих разделов математики:...

итоговое мероприятие по неделе специальности для экономических специальностей "Крепость ТТМОД"

Внеклассное мероприятие «Крепость ТТМОД» предназначено для выявления уровня знаний и усвоенности материала по ряду предметов для экономических дисциплин ("экономика и бухгалтерский учет").  Подро...

итоговое мероприятие по неделе специальности для экономических специальностей "Крепость ТТМОД"

Внеклассное мероприятие «Крепость ТТМОД» предназначено для выявления уровня знаний и усвоенности материала по ряду предметов для экономических дисциплин ("экономика и бухгалтерский учет").  Подро...

итоговое мероприятие по неделе специальности для экономических специальностей "Крепость ТТМОД"

Внеклассное мероприятие «Крепость ТТМОД» предназначено для выявления уровня знаний и усвоенности материала по ряду предметов для экономических дисциплин ("экономика и бухгалтерский учет").  Подро...

итоговое мероприятие по неделе специальности для экономических специальностей "Крепость ТТМОД"

Внеклассное мероприятие «Крепость ТТМОД» предназначено для выявления уровня знаний и усвоенности материала по ряду предметов для экономических дисциплин ("экономика и бухгалтерский учет").  Подро...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Менеджмент» для экономических специальностей

Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования и рабочей...

Рабочая тетрадь для студентов экономических специальностей по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Рабочая тетрадь  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».Рабочая тетрадь позволит  более э...