Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные и средние величины
методическая разработка по теме

Лапшина Елена Валерьевна

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относительные и средние величины». Материал составлен в соответствии с учебником  В.С. Мхитарян «Статистика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Краснозаводский химико-механический колледж»

Рассмотрено и одобрено                                                Утверждаю

на заседании предметно-цикловой                              Зам.директора по УВР

комиссии   бухгалтерско- экономических                      

дисциплин «___» _________ 201   г.               «____» _____________ 201  г.

Председатель  комиссии

________________  Н.С.Анисимова                  ___________  Тринитатова С.В.

Методическая разработка

для выполнения практической работы

Учебная дисциплина: Статистика

На тему: Относительные и средние величины

Разработал    _______________   Е.В. Лапшина.

201  г.

Пояснительная записка

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относительные и средние величины». Материал составлен в соответствии с учебником  В.С. Мхитарян «Статистика».

Цель составления комплекса:

- Закрепить знания учащихся по теме занятия.

- На основе полученных знаний выполнить практическую работу.

        Для выполнения этой работы студенты должны повторить тему:

«Относительные показатели» (стр. 92-116). Ответить на конкретные вопросы, позволяющие оценить знание теоретического материала, а также решить задачи, способствующие лучшему освоению основных понятий и терминов.

Практическая работа

Тема: Относительные и средние величины

Цель урока: 

Образовательная – сформировать  первоначальные знания и навыки  о способах и методах относительных и средних показателях;

- обеспечить усвоение темы «Относительные и средние показатели»  через выполнение практической работы.

- научиться решать задачи с использованием относительных и средних показателей.

Воспитательная – совершенствовать нравственное воспитание обучающихся;

Развивающая   -  развивать у будущих специалистов:

  • выделять главное в проблеме;
  • анализировать;
  • решать проблемные ситуации;
  •  применять имеющиеся знания на практике

Ход занятия

1. Проверка теоретического материала.

Контрольные вопросы:

1. Относительные показатели это?

2. Относительные величины выполнения плана исчисляются как?

3. Относительные величины динамики получаются в результате сопоставления показателей каждого предыдущего периода?

4. Относительные величины интенсивности представляют собой?

5. Укажите относительную величину уровня экономического развития?

6. Что относится к средним величинам?

 

  Содержание:

Относительными показателями называются статистические показатели, определяемые как отношение сравниваемой абсолютной величины к базе сравнения. Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби) обычно называется основанием, базой сравнения или базисной величиной.  Числитель – сравниваемая величина. Ее называют также текущей или отчетной величиной. Например, разделив численность городского населения на всю численность населения страны, получаем показатель «доля городского населения».

В зависимости от задач, содержания и значения выражаемых количественных соотношений различают относительные показатели планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации, сравнения, интенсивности, уровня экономического развития.

Наиболее распространенной формой статистических показателей, используемой в экономических исследованиях, является средняя величина, представляющая собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности. Средняя величина дает обобщающую характеристику однотипных явлений по одному из варьирующих признаков. Она отражает уровень этого признака, отнесенный к единице совокупности. Широкое применение средних объясняется тем, что они имеют ряд положительных свойств, делающих их незаменимым инструментом анализа явлений и процессов в экономике.

2. Практические задания:

Пример 1:

По годовому плану мыловаренный завод должен был выработать 5 тыс. тонн хоз. мыла с 40% содержанием жирных кислот, 3 тыс. тонн с 60%, 2 тыс. тонн-70%. Фактически было произведено: 40% мыла-4500 т.; 60%-2800 т.; 70%- 2600 т.

Определить общий по всем сортам процент выполнения плана производства мыла:

А)  в натуральном выражении

Б)  в условно-натуральном выражении (в пересчёте на 40% мыло).

Решение

1) По плану:

5000+3000+2000=10000 т.

2) По факту

4500+2800+2600=9900 т.

3) Пересчет на 40% мыло:

40/40=1

60/40=1,5

70/40=1,75

4) По плану:

5000*1+30001,5+2000*1,75=13000 т.

5) По факту

4500*1+2800*1,5+2600*1,75=13250 т.

6) Основной выпуск продукции = факт/план *100%

ОВП=9900/10000*100%=99%

ОВП=13250/13000*100%=102%

Вывод: Основной выпуск продукции по плану, выраженный в условно-натуральном выражении по факту превысил основной выпуск продукции в натуральном выражении на 3% (102%-99%=3%).

Пример 2                                                             

   По двум сельскохозяйственным предприятиям определить в каком из них  и насколько выше средняя урожайность зерновых культур.

Название культур

Предприятие №1

Предприятие №2

Валовой

сбор (ц)

Урожайность

(ц/га)

Посевная площадь

(га)

Урожайность

(ц/га)

Пшеница

Рожь

Ячмень

Просо

32500

1620

13640

1650

25

18

22

15

1540

120

460

80

20

19

18

13

Всего

49410

80

2200

70

Решение

1) Предприятие №1

ПП=ВС/У

ПП пшеницы = 32500/25=1300га;

ПП ржи = 1620/18=90 га;

ПП ячменя =13640/22=620 га;

ПП проса = 1650/15=110 га.

Всего: ПП= 2120 га.

2) Предприятие №2

ВС=У*ПП

ВС пшеницы = 1540*20=30800ц;

ВС ржи = 120*19=2280ц;

ВС ячменя =460*18=8280;

ВС проса = 80*13=1040ц.

Всего: ВС=42400ц.

3) Урожайность средняя:

У сред. = ВС общ./ПП общ.

Усред.1=ВС 1общ./ПП 1общ. = 49410/2120=23,3 ц/га

Усред.2=ВС 2общ./ПП 2общ. = 42400/2200=19,3 ц/га

4) Усред.1- Усред.2 = 23,3-19,3=4

Ответ: Средняя урожайность зерновых культур предприятия №1 выше средней урожайности зерновых культур предприятия №2 в 4 раза.

Решите предложенные задачи:

Задача №1

   Выполнение плана выпуска продукции на рыбоконсервном заводе за отчетный период характеризуется следующими данными (тыс. банок):

Вид продукции

Вес 1 банки,

гр

Количество (тыс.шт.)

По плану

Фактически

Скумбрии в масле

Сардины

Бычки в томате

Сайра в масле

350

200

400

250

20

10

50

30

25

7

60

40

Всего

1200

110

132

   Требуется определить процент выполнения плана выпуска продукции:

  1. в натуральном выражении;
  2. в условно-натуральном выражении (в переводе на 250-граммовые банки).

Задача №2

   По двум сельскохозяйственным предприятиям определить в каком из них  и насколько выше средняя урожайность зерновых культур.

Название культур

Предприятие №1

Предприятие №2

Валовой

сбор (ц)

Урожайность

(ц/га)

Посевная площадь

(га)

Урожайность

(ц/га)

Свекла

Морковь

Капуста

Редька

42500

2620

23640

2650

35

28

32

25

2540

220

560

90

30

29

28

23

Всего

71410

120

3410

110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Ранжирование и выборочное обследование статистических показателей

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: экономическая статистика тема: Индексы цен в статистике внешней торговли.

Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Экономическая статистика», на те...

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины "Технология изготовления швейных изделий"...

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине "Информатика"

Методическая разработка по выполнению аудиторных практических работ по дисциплине "Информатика" разработана согласно ФГОС, используемой рабочей программой, примерной программой, рекомендованной ФЕРО...

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине "Охрана труда" для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения

В данной методической разработке рассматривается выполнение следующих практических работ: 1. Составление инструкции по охране труда.2. Расчёт относительных показателей частоты и тяжести травматизма.3....

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины Иностранный язык образовательной программы по специальности СПО 43.02.14 - Гостиничное дело

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Английский языкодобрен на ЦК общеобразовательных дисциплин ГАПОУ БТОТиС протокол №1 от 31августа 2020г...