Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.
статья на тему

Белова Татьяна Михайловна

       Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_dokument_microsoft_office_word_5.docx65.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЦПО Самарской области

Итоговая работа

По курсу «Развитие профессиональных компетенций работников образования» (ИОЧ ИБ)

10-14.02.2014

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций.

Выполнила: Белова Татьяна Михайловна

преподаватель ГБОУ СПО  

Самарский торгово-экономический колледж

                                                                                                                                     Самара 2014

«Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому. кто желает обрести истинное знание. тот должен исследовать причины или законы вещей. которым подчиняются все существа.

(Конфуций)

Актуальность.

       Переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высокообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных преумножить духовные и материальные богатства общества.

      В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. Изменяется стратегическая направленность образования, оно должно перестать преимущественно ориентироваться на передачу знаний (тем более что знания постоянно устаревают). Теперь целью должно стать овладение базовыми общекультурными и профессиональными компетенциями, из которых важнейшая роль принадлежит компетенциям, позволяющим самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, формировать новые умения. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

      Основная миссия современного средне-специального образования заключается в формировании инициативного, творческого кадрового потенциала общества, способного противостоять негативным проявлениям происходящих изменений. При этом важнейшей ценностью результатов образования является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Сегодня требуются специалисты, способные быстро реагировать на изменения в образе деятельности, стили жизни и мышления, готовые самостоятельно принимать решения по широкому кругу проблем, нести ответственность за принятые решения, быть профессионалами в своей области деятельности.

    С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – подростковый переходный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

     По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации»; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»

Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике обучающегося идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации.

     Интенсивно развивающаяся в последнее время наука акмеология (от греч. acme – расцвет, вершина) рассматривает саморазвитие и самосовершенствование специалиста как основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

   Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология. В предметную область педагогической акмеологии входят: закономерности и механизмы достижения вершин не только индивидуальной, но и коллективной педагогической деятельности; исследование процессов поэтапного становления педагога-акмеолога; мотивы профессиональных достижений в педагогической деятельности; траектории достижения профессионализма в сфере педагогики.

   Профессионализм преподавателя рассматривается с акмеологических позиций как совокупность устойчивых свойств его личности, обеспечивающих высокую продуктивность педагогической деятельности с гуманистической направленностью.

       Программа преподавателя «Саморазвитие профессиональных компетенций» ставит целью педагогическое руководство этими процессами, активизацию факторов развития, профилактику девиантного поведения и негативных проявлений студентов, побуждение их к самосовершенствованию.

   Профессиональная деятельность преподавателей СПО многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. Саморазвитие профессиональных компетенций преподавателей – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

     Предъявляемые требования предполагают быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности преподавателя, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

      Основные требования общества к профессиональным характеристикам преподавателя могут быть сформулированы следующим образом:

  • - общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
  • - глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики,                -   возрастной физиологии,  гигиены;
  • - фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
  • - владение методикой обучения и воспитания;
  • - любовь к делу, умение передать свою увлеченность студентам;
  • - творческое отношение к работе;
  • - знание студентов, умение понимать их внутренний мир,  иметь педагогический оптимизм;
  • - владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
  • - постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Нужной личностной и профессиональной чертой преподавателя следует считать любовь к обучающимся, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

     Важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса саморазвития, является отношение самого преподавателя к этим предъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном (безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личности быть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании.

      Потребность находит свой предмет в образе «Я - идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое (модулируемое) его состояние «Я - идеальное профессиональное»). Чем больше преподавателя отождествляет себя с конечной целью своей конкретной деятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество.

Динамика и направленность профессионально-личностного самосовершенствования педагога опосредованы субъективно-рефлексивным развитием преподавателя.Процесс профессионального самосовершенствования

Рис. 1. Процесс профессионального самосовершенствования

Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования преподавателя находятся в социальном окружении.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности преподавателя. Причем, успешное самосовершенствование преподавателя предполагает, что планка требований должна быть немного выше его текущих умений и навыков. Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат.

      Профессиональное саморазвитие преподавателя осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации.

Самовоспитание выступает как активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

      В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности преподавателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность преподавателя СПО – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

       Л.Н. Толстой в юности составил программу самосовершенствования на основе выделения трёх разделов:

- качеств ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком;

- качеств души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой;

- перечень пороков и недостатков от которых надо избавиться, чтобы уважать себя. «Постоянные упражнения в самонаблюдении, тонкий анализ собственных психологических процессов и состояний, - пишет Н.Г. Чернышевский, - позволяли Л.Н. Толстому полно и реалистично изображать психологию различных людей».

     Анализируя качества собственной личности, Л.Н. Толстой подвергает себя суровой критике. Тут же он намечает программу самоисправления: «Важнее всего для меня в жизни избавление от 3-х главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени». Эту программу он выполнил полностью. Н.Г. Чернышевский, отмечает, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».

  Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

   Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в  которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни.

   Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему активов и источников активности. Обычно движущей силой  и источником самовоспитания преподавателя  называют  потребность в самосовершенствовании.

Цель программы саморазвития:

- Развитие своих профессиональных компетенций посредством процесса самообразования.

Целью профессионального саморазвития является достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) высококвалифицированного преподавателя. Цель самосовершенствования, в сущности, недостижима, поскольку предела развитию личности не существует, но важен сам процесс приближения к этой цели как к постоянно ускользающей линии горизонта. 

Задачи:

  1. Актуализировать проблемы развития профессиональной деятельности.
  2. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.
  3. Составить свою программу личностного роста, найти пути и средства её реализации, методы и приёмы работы над собой.
  4.  Показать, что совершенствование личных качеств является необходимым условием воспитания толерантного отношения к другим.
  5. Формировать знания о психологии человека для сознательного управления подростками своим развитием;
  6. Формировать и развивать процессы самопознания, стремления к углублению знаний о своем внутреннем мире; 
  7. Формировать процессы самовоспитания и саморазвития студентов;
  8. Освоить практические приемы и методы духовного развития личности;
  9. Освоить приемы рефлексии;
  10. Развить представления в области профессионального самоопределения, формировать внутреннюю готовность студента к профессиональному выбору.

Считаю, что в процессе реализации программы я развиваю свою педагогическую компетентность, способность оперативно  находить нужную информацию и анализировать её. Я должна приобрести умение  убеждать, увлекать и вести за собой, так как это неотъемлемая часть процесса саморазвития.

Интеллектуально-педагогическая компетентность

ПК подлежащие развитию

Знания

Умения

Опыт практической деятельности

Сроки

Систематизировать процесс саморазвития

Использую знания, полученные в ходе изучения научно-методической литературы

5

Отбираю научно – методическую литературу

5

Анализирую и в дальнейшем использую научно-методическую литературу

5

С 1.03 по 15.03.2014г.

Определить цели и задачи саморазвития

Использую те знания, которые получила в учебном заведении

5

Правильная формулировка учебной деятельности

5

Обосновано выбираю цели и задачи саморазвития

4

2014г.

Проектировать образовательный процесс

Знаю программу образовательного процесса в соответствии с ФГТ

5

Умение планировать и реализовывать образовательный процесс

5

Отражаю свою педагогическую деятельность в личной программе

4

Учебный год

Разрабатывать конспекты непосредственно-образовательной деятельности

Методов и приемов работы со студентами

4

Правильно распределить задачи и формы работы с обучающимися

4

Систематизировать деятельность обучающихся в группах

4

Учебный год

Оформление конспектов

Методики составления

5

Использование технологий

5

Применение в практике

4

1.08.2014

Установление отношений со студентами в образовательном процессе

Особенностей обучающихся

4

Развитие познавательных процессов

4

Индивидуальный подход

5

весь год

Коммуникативная компетенция

    Я считаю, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и с эмпатией относиться к нему.

ПК подлежащие развитию

Знания

Умения

Опыт практической деятельности

Сроки

Разрешения конфликтов

психологии отношений

4

Находить методы и приемы урегулирования отношений

4

проведение педсоветов, круглых столов, тестов

5

1.08.-15.09. 2014

Создание атмосферы семейных отношений в группе

подростковой психологии

5

Общение с обучающимися, понимание каждого студента

5

нетрадиционные родительские собрания, демократический стиль с управлении

4

5.09.

2014г.

Эмоциональная стабильность

Тактильные чувства

5

использование эмоций, чувств в общении

5

вербальные средства общения

5

Весь год

Владение языковой, лингвистической, предметной и прагматической компетенциями

Культура речи

5

владение этическими и эстетическими нормами общения

5

Работа над дикцией, темпом речи,  грамматически правильной формулировкой

4

1.06.

2013-1.08.

2014

Душу можно сравнить с прозрачным шаром, освещенным изнутри собственным светом своим. Этот огонь и есть для нее не только источник всякого света и истины, но освещает ей все внешнее.
(Марк Аврелий)

      Основные направления саморазвития преподавателя: 
- непрерывное пополнение педагогических знаний; 
- совершенствование педагогического мастерства; 
- расширение общего кругозора; 
- нравственное и физическое совершенствование; 
- умение эффективно организовать свой рабочий день. 
Исходный момент самосовершенствования - самопознание, непосредственное и опосредованное. Основные приемы непосредственного самопознания - самонаблюдение, 
самоанализ, самооценка. 
Приемы опосредованного самопознания: 
- сравнение результатов самонаблюдения с отношением к себе со стороны; 
- сопоставление себя с другими; 
- анализ резервов собственной деятельности. 
Методы и приемы самовоздействия: 
- самоубеждение; 
- самоободрение; 
- самоприказ; 
- самоконтроль; 
- самоинструкция: сознательно данная себе установка, как строить свое поведение в конкретной ситуации; 
- самовнушение. 
Совершенствование преподавательского  мастерства
Преподавательское  мастерство предполагает: 
- способности к педагогической деятельности; 
- широкие профессиональные знания; 
- культуру владения педагогической техникой. 
Все эти компоненты проявляются в профессионально-педагогических умениях: 
- познавательных; 
- конструктивных; 
- организаторских; 
- коммуникативных. 
Познавательные умения включают в себя: 
- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания; 
- способность анализировать собственную деятельность; 
- наблюдать за детьми, понимать их внутреннее состояние, оценивать уровень развития, условия семейного воспитания; 
- способность контролировать свое физическое и техническое состояние. 
Основное состояние самообразовательной работы - постоянное пополнение и расширение знаний по педагогике и психологии. 
Необходимое условие успешного самообразования 
- умение ориентироваться в потоке научной информации. Источники такой информации - справочно-библиографические издания 
Совершенствование конструктивных умений. 
Конструктивная деятельность преподавателя включает умения: 
- формировать цели и задачи образовательного процесса процесса; 
- планировать системы работ и последовательность действий студентов; 
- отбирать оптимальное содержание будущей деятельности (лекций, воспитательных мероприятий); 
- составлять планы конкретных дел. 
Для развития этих умений необходимо: 
- знание своего предмета и методов его преподавания; 
- знание педагогической теории и психологии; 
- широкий научный и культурный кругозор; 
- педагогическое воображение, способность предвидеть последствия и результаты своей деятельности. 
Организаторские умения проявляются в способностях: 
- ставить цели перед собой и детьми; 
- планировать деятельность; 
- делить цель на более мелкие задачи, а затем на дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы; 
- создавать положительную установку на предстоящую деятельность; 
- контролировать и оценивать исполнение. 
Развитию организаторских умений способствуют упражнения в практических действиях, самоинструктировании, самоконтроле, самоприказе. 
Коммуникативные умения необходимы для налаживания педагогически целесообразных отношений со студентами и их родителями, с коллегами. 
Для развития коммуникативных умений рекомендуется: 
- учиться понимать другого человека, "читать" по лицу, тону, жестам, мимике; 
- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою речевую культуру; 
- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения

     Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к учителям, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

     Высокое предназначение преподавателя предъявляет к нему столь же высокие требования. А чтобы соответствовать этим требованиям, преподаватель должен постоянно заниматься своим профессиональным саморазвитием и помнить, что если источник профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности находится в его социальном окружении, то движущие силы этого процесса следует искать внутри самого себя – в виде мотивов и источников активности.

    Преподаватель Белова Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Поставив перед собой, как руководителя дипломным проектом, задачу каким образом в одном дипломном проекте можно продемонстрировать уровень овладения всех видов профессиональной деятельности и соответс...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО

В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий  спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX  при выполнении курсовых и дипломных ...

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта "ConEct"

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов...

Педагогический проект "Создание творческой мастерской декоративной росписи ткани как средство формирования профессиональной компетенции художника-мастера". Автор Миргород И.Ю.

Основная идея проекта заключалась в том, что создание худождественной мастерской декоративной росписи ткани в педагогическом колледже  позволит раскрыть творческий потенциал студентов и подготови...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....