Урок «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»
план-конспект урока по теме

Петрова Ольга Николаевна

Методическая разработка   урока  по Основам экономики на тему  «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»  составлена в рамках  проведения открытого урока  зонального уровня на базе ГБОУ СПО МОКИТЭУ МО.

Методическая разработка  урока составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта  к качеству подготовки специалистов  в учреждениях начального  и среднего профессионального образования.

 

Методическая разработка урока   экономики  составлена  с  учетом современных образовательных технологий  применяемых на данном уроке: объяснительно - иллюстративная,  технология проблемного обучения, развивающего обучения, педагогика сотрудничества,  информационно-коммуникационная  технология. Применение современных образовательных технологий на уроках  экономики позволяет  студентам получить   знания, необходимые для  качественного усвоения  экономики и смежных общеобразовательных и специальных дисциплин.

 

Методическая разработка рассмотрена на заседании ПЦК спец. дисциплин,    и рекомендована  к  применению  в колледже и распространению по зональной  сети  начального и среднего  профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО

Автор разработки:

Петрова Ольга Николаевна

– преподаватель  экономических дисциплин

ГБОУ СПО  «МОКИТЭУ» МО

Тема:  «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»

Описание: F:\IMG_2483.jpgОписание: C:\Users\user\Desktop\DSCN4147.JPG

Методическая разработка урока  по дисциплине: «Основы экономики»

Ликино-Дулево

2011г.

Методическая разработка урока  теоретического обучения  экономики.

Разработал:  О.Н. Петрова, преподаватель экономических дисциплин  ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО/

Методическое сопровождение: Л.В. Лопаткина, методист колледжа, 2011г.

Методическая разработка   урока  по Основам экономики на тему  «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»  составлена в рамках  проведения открытого урока  зонального уровня на базе ГБОУ СПО МОКИТЭУ МО.

Методическая разработка  урока составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта  к качеству подготовки специалистов  в учреждениях начального  и среднего профессионального образования.

Методическая разработка урока   экономики  составлена  с  учетом современных образовательных технологий  применяемых на данном уроке: объяснительно - иллюстративная,  технология проблемного обучения, развивающего обучения, педагогика сотрудничества,  информационно-коммуникационная  технология. Применение современных образовательных технологий на уроках  экономики позволяет  студентам получить   знания, необходимые для  качественного усвоения  экономики и смежных общеобразовательных и специальных дисциплин.

Методическая разработка рассмотрена на заседании ПЦК спец. дисциплин,    и рекомендована  к  применению  в колледже и распространению по зональной  сети  начального и среднего  профессионального образования.

Составлена__________________20____г.

                                                                   Рассмотрена на  заседании  ПЦК

                                                                                   Протокол № ______  от _______20_____г.

Председатель ПЦК____________________  

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УРОКЕ

Дисциплина Основы экономики

Дата: 21.02.2011г.

Группа:  № 309    курс 2

Специальность: 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Преподаватель: Петрова Ольга Николаевна

Тема урока: «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»

Цели урока: научить учащихся рассчитывать основные показатели системы национальных счетов.

  1. Образовательная – учащиеся должны знать следующие показатели системы национальных счетов: “валовой внутренний продукт”, “чистый национальный продукт”, “национальный доход”, “личный доход”, “личный располагаемый доход”; знать различие между валовым внутренним продуктом (ВВП) и валовым национальным продуктом (ВНП); знать методы исчисления валового внутреннего продукта, формулы расчета реального и номинального ВВП, дефлятора ВВП. 
  2.  Развивающая – развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям.
  3. Воспитательная – воспитывать интерес к анализу происходящих экономических явлений, чувство уверенности при аргументировании своих умозаключений.

Тип урока: урок новых знаний, умений, навыков

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: словесные, наглядные, практические

Форма обучения: групповая

Используемые средства обучения: конспект, тесы, карточки с задачами

Раздаточный материал: для каждого студента - сведения по новому материалу, задания, тесты.

№ п/п

Функции занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

II.

ХОД ЗАНЯТИЯ

2.1

Организационный момент

Сообщение цели  и темы занятия. 

Слушают. Осмысливают

Постановка задач урока

Задают вопросы.

2.2

Актуализация знаний обучающихся

Фронтальная работа с группой – опрос по предыдущим темам.

Устные ответы обучающихся,  дополнения  к ответам.

2.3

Формирование знаний, умений, навыков

1.        Разъяснение понятий валового внутреннего продукта и валового национального продукта.

Слушают, принимают участие в беседе вопрос  – ответ - дополнение объяснения преподавателя.

2.        Вычисление ВВП разными методами, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода, личного располагаемого дохода.

Слушают, принимают участие в беседе вопрос  – ответ - дополнение объяснения преподавателя.

 3.        Расчет реального и номинального ВВП, дефлятора ВНП

Слушают, принимают участие в беседе вопрос  – ответ - дополнение объяснения преподавателя.

III

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Работа с тестами

Ознакомление с условиями заданий, выполнение тестирования.

IV

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1 Оценка знаний обучающихся, комментирование.

2.Выдача задания  на дом, комментирование, ответы на вопросы студентов.

Вопросы студентов

Конспект урока:

1. Определение.

Одними из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, являются валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

ВНП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран – это называется чистые доходы факторов.

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Разделив ВВП страны на количество ее граждан, получается показатель, который называется “ВВП на душу населения”. Чем выше ВВП на душу населения, тем выше уровень жизни в стране.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (то есть в производстве других товаров и услуг).

В ВВП не включаются затраты на приобретение товаров, произведенных в предшествующие годы (например, покупка дома, построенного пять лет назад), а также затраты на покупку промежуточных продуктов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., используемых для производства конечных продуктов).

Например, еда, приготовленная дома и в ресторане, может быть совершенно одинаковой, но лишь стоимость последней учитывается в ВВП. Прислуга и домохозяйка могут выполнять одинаковую работу, но только лишь заработная плата прислуги войдет в ВВП. Не учитывается в ВВП объем производства в теневой экономике.

Пример: “Компания по производству шин продает фирме, производящей автомобили, 4 шины стоимостью 4000 руб.

Другая компания продает автомобильной фирме плеер за 3000 руб. Установив все это на новой машине, автомобильная фирма продает ее потребителям за 200000 руб. Какая сумма будет включена при подсчете в состав ВВП?”

Ответ: В состав ВВП войдет стоимость конечного продукта – готового автомобиля, 200000 руб. Стоимость шин и плеера входит в состав промежуточного продукта. Если бы плеер был куплен в магазине для собственного пользования. Его стоимость была бы включена в ВВП данного года.

2. При подсчете ВВП следует исходить из следующих условий. Все, что будет произведено в стране, будет продано. Следовательно, можно просто подсчитать, сколько тратят потребители –конечные пользователи произведенной продукции -на ее покупку. Таким образом, можно представить ВВП как сумму всех расходов, необходимых для того, чтобы выкупить на рынке весь объем производства.

Можно посмотреть на эту же проблему и с другой стороны. То, что затрачено потребителями на покупку товаров. Получено в виде дохода теми, кто участвовал в их производстве. Доход от продажи произведенных товаров используется на выплату заработной платы рабочим, ренты владельцу земли(если предприятие расположено на земле, принадлежащей другому владельцу), процента по кредитам, полученным от банка, прибыли – дохода владельца фирмы.

В соответствии с таким подходом выделяют два способа подсчета ВВП:

а) по расходам;
б) по доходам.

При расчете ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Суммарные расходы состоят из:

  • личных потребительских расходов, включающих расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;
  • валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения, или инвестиции в основные фонды, инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы. Валовые инвестиции можно представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике;
  • государственные закупки товаров и услуг, например, на строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата. Сюда не входят трансфертные платежи (пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию);
  • чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта.

ВВП по расходам = П + И + Г + (Эксп. – Имп.)

(Валовые инвестиции – амортизация = чистые инвестиции).

При расчете ВВП по доходам суммируются все доходы, полученные резидентами страны от производства (заработная плата, рента, проценты, прибыли), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и косвенные налоги на бизнес.

ВВП по доходам = з/пл + рента + дивиденды +проценты + амортизация + косвенные налоги

Прибыль для расчета ВВП включает в себя: налог на прибыль, нераспределенную прибыль и дивиденды.

Личный доход = з/пл + рента + дивиденды +проценты

Личный располагаемый доход = личный доход –индивидуальные налоги + трансферты

Чистый национальный продукт = ВНП –амортизация

Национальный доход = чистый национальный продукт – косвенные налоги

Задача. По данным, характеризующим экономику государства (в трлн. руб.), рассчитать величину ВВП по доходам и расходам:

Личные потребительские расходы

230

Проценты

35

Амортизация

35

Импорт

33

Дивиденды

15

Экспорт

37

Косвенные налоги

20

Арендная плата

9

Налог на прибыль

10

Инвестиции

50

Нераспределенная прибыль фирм

10

Государственные закупки товаров и услуг

70

Заработная плата

220

Решение:

Измерение ВВП по расходам

Измерение ВВП по доходам

Личные потребительские расходы

230

Амортизация

35

Экспорт

37

Дивиденды

15

Импорт

-33

Косвенные налоги

20

Инвестиции

50

Налог на прибыль

10

Государственные закупки товаров и услуг

70

Нераспределенная прибыль фирм

10

 

 

Заработная плата

220

Проценты

35

Арендная плата

9

ИТОГО ВВП по расходам

354

Итого ВВП по доходам

354

Задача. Рассчитать ВВП, ВНП, ЧНП, НД.

Расходы на личное потребление

825

Валовые частные внутренние инвестиции

224

Государственные расходы

302

Экспорт

131

Импорт

422

Чистые поступления доходов факторов от остального мира

15

Чистые частные внутренние инвестиции

198

Косвенные налоги на бизнес-фирмы

107

Ответ:

ВВП = 825 + 224 + (302 – 131) + (422 – 410) = 1232

ВНП = ВВП + ЧФД = 1232 + 15 = 1247

ЧНП = ВНП – (валовые инв. – чистые инв.) = 1247 – 26 = 1221

НД = ЧНП – косвенные налоги = 1221 – 107 = 1114

3. Номинальный ВВП (ВНП) рассчитывается в ценах текущего года, а реальный ВВП – в сопоставимых (т.е. постоянных, базисных)ценах.

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Индекс цен

Наиболее известен индекс цен – дефлятор ВВП.

Дефлятор ВВП = Общая стоимость набора товаров текущего периода в ценах текущего периода / Общая стоимость набора товаров текущего периода в базисных ценах * 100%

Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП / Реальный ВВП *100%

Задача: Предположим, что в экономике производятся и потребляются 3 блага. Рассчитать дефлятор ВВП для 2011г.

Годы

2001

2001

2011

2011

Благо

Цена

Кол-во

Цена

Кол-во

Книги

10

10

15

8

Джинсы

27

6

34

7

Телевизоры

655

3

1425

5

Ответ: дефлятор ВВП = 8 ·15 + 7· 34 + 5 ·1425 / 8 ·10 + 7· 27 + 5· 655 * 100% = 211%

Произошел рост цен в 2011г. по сравнению с 2001 г.

Задача: В таблице представлены значения дефлятора ВВП на 31 декабря соответствующего года.

Год

Дефлятор ВВП

0 (базовый)

1,00

1

1,15

2

1,25

3

1,33

4

1,40

5

1,50

6

1,64

Рассчитать годовые темпы инфляции в процентах применительно для каждого из 7 лет. Определить соотношение номинального и реального ВВП для года 6.

Ответ: Темпы инфляции – это на сколько процентов изменяются цены за год.

Год

Темп инфляции (годовой)

0 (базовый)

Нельзя определить

1

15%

2

8,70%

3

6,40%

4

5,26%

5

7,14%

6

9,33%

1 год: 1,15 – 1,00 / 1,00 * 100% = 15%

2 год: 1,25 – 1,15 / 1,15 * 100% = 8,70%

3 год: 1,33 – 1,25 / 1,25 * 100% = 6,40%

4 год: 1,40 – 1,33 / 1,33 * 100% = 5,26%

5 год: 1,50 – 1,40 / 1,40 * 100% = 7,14%

6 год: 1,64 – 1,50 / 1,50 * 100% = 9,33%

Дефлятор ВВП (для года 6) = Номинальный ВВП /реальный ВВП = 1,64

4. Тест.

1.Какие из перечисленных ниже видов доходов учитываются при подсчете ВВП:

а) пенсия бывшего фабричного рабочего;
б) работа маляра по окраске собственного дома;
в) доходы зубного врача, занимающегося частной практикой;
г) ежемесячные денежные переводы, получаемые студентом из дома;
е) покупка 100 акций “Мосэнерго”

Ответ: в.

2.При подсчете ВВП данного года учитывается:

а) сумма всех денег, полученных гражданами страны в данном году;
б) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год;
в) сумма доходов и расходов государства;
г) стоимость сырья и материалов, потребленных предприятиями в данном году.

Ответ: б.

3.Номинальный ВВП составил 1250 млрд. руб., а реальный – 1000 млрд.руб. Тогда индекс – дефлятор ВВП равен:

а) 25%;
б) 80%
в) 125%
г) 225%

Ответ: в.

Домашнее задание:

Решить задачу: “Номинальный ВВП в 2010 г. (базисном) составил 400 млрд. руб. а в 2011 г. – 440 млрд.руб. Индекс – дефлятор ВВП 2011г. был равен 125%. Как изменился реальный ВВП 2011 г. по сравнению с реальным ВВП 2010г.?

Решение:

  1. По условию задачи 2010 г. является базисным, а значит номинальный и реальный ВВП для него совпадают, т.е. реальный ВВП 2010г. равен 400 млрд. руб.
  2. Реальный ВВП 2011г. можно найти, разделив номинальный ВВП на индекс – дефлятор ВВП 2011г.:
  3. Реальный ВВП 2011г. = 440 млрд.руб. / 125% * 100% = 352 млрд. руб.

Реальный ВВП снизился по сравнению с 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: "Доходы и расходы"

Презентация включая тест на повторение, статьи доходов и расходов, закон Э.Энгеля, " Перевёртыши", задание на закрепление  изученной темы....

Учебный семинар для педагогических работников на тему "Открытый урок - его особенности и назначение

20 октября 2016 года проведен учебный семинар для педагогических работников филиала на тему «Открытый урок – его особенности и назначение». Открытый урок – одна из важных форм методической работы, поэ...

Расчёт сечения провода из условий минимального расхода цветного металла

Методика расчёта сечения токоведущих жил проводов и кабелей...

Лекция с использованием информационных технологий. Учет прочих доходов и расходов

Лекция с использованием информационных технологий. Учет прочих доходов и расходов...

Методическая разработка Проведение открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учёт и налогообложение». «День бухгалтера»

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с эт...

Методическая разработка Проведение открытого урока по дисциплине «Бухгалтерский учёт и налогообложение». Интерактивная игра – соревнование: "Сумей стать успешным бухгалтером "

В современный период востребованы высокий уровень знаний, академическая и социальная мобильность, профессионализм специалистов, готовность к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим дол...

Конспект урока по предмету ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания на тему: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».

Какие бы вопросы экономике мы не изучали и не рассматривали, всегда сталкиваемся с тем, что в центре данной науки, человек, семья. Семья является основной потребительской единицей в экономике, или, ка...