Учебный семинар для педагогических работников на тему "Открытый урок - его особенности и назначение
материал по теме

Логинова Людмила Владимировна

20 октября 2016 года проведен учебный семинар для педагогических работников филиала на тему «Открытый урок – его особенности и назначение». Открытый урок – одна из важных форм методической работы, поэтому каждый преподаватель должен показать свое педагогическое мастерство посредством открытых занятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация Логинова Л.В. Учебный семинар для педагогических работников Печорского речного училища На тему : «ОТКРЫТЫЙ УРОК – назначение и особенности проведения»

Слайд 2

Назначение открытого урока (занятия) Правила и особенности проведения открытого урока (занятия) Анализ открытого урока (занятия) План семинара:

Слайд 3

ОТКРЫТЫЙ УРОК – одна из важных форм организации методической работы 1. Назначение открытого урока

Слайд 4

Открытый урок в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы , в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. 1. Назначение открытого урока

Слайд 5

На открытом уроке преподаватель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт , реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения. 1. Назначение открытого урока

Слайд 6

ОТКРЫТЫЙ УРОК, в отличие от обычного, имеет методическую цель , в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим на данном занятии 1. Назначение открытого урока

Слайд 7

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество освоения профессиональными и общими компетенциями, знаниями, умениями и опытом, приобретенных обучающимися под руководством преподавателя. 1. Назначение открытого урока

Слайд 8

2.1. Требования к открытому уроку Открытое занятие обязательно должно иметь новизну . 2. Правила и особенности открытого урока

Слайд 9

Открытое занятие должно доказать высокую эффективность новации . При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. 2.1. Требования к открытому уроку

Слайд 10

Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающихся. Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места. 2.1. Требования к открытому уроку

Слайд 11

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. 2.1. Требования к открытому уроку

Слайд 12

Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же учебной группой. Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого урока 2.1. Требования к открытому уроку

Слайд 13

В начале учебного года составляется план проведения открытых занятий по филиалу на основании планов преподавателей 2.2. Подготовка и планирование открытого урока

Слайд 14

Преподаватель определяет основную дидактическую цель урока: изучение нового материала, закрепление, повторение, систематизация учебного материала проверка и учет усвоения учебного материала. 2.2. Подготовка и планирование открытого урока

Слайд 15

Исходя из основной дидактической цели урока, определяются типы, виды и цели урока Типы уроков Виды уроков Цели Урок изучения нового лекция, экскурсия, исследовательская работа, практическое занятие. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний. практическое занятие, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний. практическое занятие, лабораторная работа, семинар Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний. семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 16

Выбор темы открытого урока Формулировка методической цели открытого урока При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать только современную, актуальную информацию Материально-техническое оснащение урока необходимо подготовить и испытать заранее. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. 2.3. Основные этапы подготовки открытого урока

Слайд 17

Когда выбрана тема, надо определиться с группой, на которой вы будете показывать свой открытый урок. Понятно, что группа должна быть контактная, мыслящая. Можно даже для открытого урока сформировать наиболее благоприятную группу из нескольких существующих. V . Выбор группы

Слайд 18

Классический план урока состоит из 3-х частей: Вступительная (или вводная ) часть необходима, чтобы добиться внимания обучающихся. Во II Основной части урока раскрывается и закрепляется тема урока. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные преподавателем педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи. III часть Заключительная. Служит обобщением предыдущего процесса. Задаётся задание на самостоятельную работу и комментируется процесс его выполнения. Звучат слова благодарности обучающимся. Попутно анализируется работа на уроке и выставляются оценки (с обоснованием). VI . Составление плана урока

Слайд 19

ЦЕЛЬ урока – это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимися в конце данного занятия VII. Определение целей открытого урока

Слайд 20

После того как сформирована методическая цель открытого урока необходима формулировка триединой цели урока (обучение, развитие, воспитание) . Определение целей открытого урока

Слайд 21

Цель обучения предполагает формирование у обучающихся профессиональных и общих компетенций, практического опыта, системы научных знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме урока. Определение целей открытого урока

Слайд 22

Цели развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, профессиональных умений и навыков, личностных качеств (воли, самостоятельности, ответственности и пр.) Определение целей открытого урока

Слайд 23

Воспитательные цели предполагают формирование у обучающихся определенных свойств личности и характера. Определение целей открытого урока

Слайд 24

К открытому занятию необходимо составить ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ УРОКА с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок). План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. VIII. Технологическая карта открытого урока

Слайд 25

На открытое занятие преподаватель готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы: календарно-тематический план; план учебного занятия; конспект лекции; комплект материалов по разнообразным видам контроля; дидактический, раздаточный материал; задания для самостоятельной работы; комплект видеоматериалов для ТСО; варианты заданий или вопросов для самостоятельной внеаудиторной работы Оформляется методическая разработка открытого занятия. IX . Оформление материалов открытого урока

Слайд 26

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать: пояснительную записку, структуру урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список используемой литературы и т.д. Методическая разработка

Слайд 27

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого урока, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям. Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого урока после рассмотрения на заседании ПЦК сдается в методический кабинет. Методическая разработка

Слайд 28

Анализ открытого урока с участием посетивших - является обязательным. Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности: преподаватель, проводивший открытое занятие; приглашенные преподаватели; председатель ПЦК; представители администрации. 3. Анализ открытого урока

Слайд 29

Примерная схема самоанализа урока Группа _______ кол-во присутствующих ________ кол-во по списку _______ Тема урока ______________________________________________________ Тип урока и его структура _________________________________________ 1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку) 3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока. 4. Отбор содержания, педагогической технологии, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. 5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап. 6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия. 7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? 8. Психологическая атмосфера на занятии 9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 10. Наметить перспективы своей деятельности. 3. Анализ открытого урока

Слайд 30

Схема анализа посещения урока Тема занятия ___________________________________________________________________________ Специальность (профессия) ______________________________________ Группа ___________ Дата _______________ Предмет (дисциплина)_________________________________________________________ Преподаватель ________________________ Цель посещения _________________________________________________________________________ Урок посетил ___________________ Ф.И. О. 3. Анализ открытого урока № Разделы и позиции Итоги наблюдения 1. Создание общих условий эффективности урока 1.1. Указания по организации урока: цель, задачи, этапы урока 1.2. Использование на занятии ТСО, оборудования 1.3. Учет особенностей группы: возраст, уровень подготовленности 1.4. Обеспечение санитарно - гигиенических условий. 1.5. Рациональное использование времени урока: отсутствие отступлений, четкие границы урока.

Слайд 31

3. Анализ открытого урока 2. Преподавательская компетентность 2.1. Владение содержанием изучаемых тем по дисциплине в современном аспекте 2.2. Соответствие информации (демонстрации) теме урока 2.3. Соответствие приемов обучения целям и задачам урока 2.4. Грамотность и профессиональность речи преподавателя. 2.5. Применение оригинальных приемов и методов обучения, современных информационных и педагогических технологий. 3. Техника обучения 3.1. Иллюстрирование объяснения: записи на доске, показ образцов, презентаций 3.2. Использование в обучении -формы организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная) 3.3 Организация самостоятельной работы по овладению материалом на уроке. 3.4. Использование приемов, активизирующих внимание, мышление и память. 3.5. Использование заданий разных уровней трудности

Слайд 32

3. Анализ открытого урока 4. Организация стимулирующего обучения 4.1. Побуждение обучающихся к самоанализу и самокоррекции, к оценке и коррекции друг друга 4.2. Использование приемов обучения, поддерживающих устойчивый интерес к уроку, к профессии 4.3. Предложение заданий творческого и проблемного характера 4.4. Применение интерактивных методов обучения: диалогов, дискуссий, ролевых игр и т.д. 4.5. Приемы активизации самостоятельной работы обучающихся вне урока 5. Обеспечение профессиональной направленности 5.1. Использование возможностей мультимедийной доски 5.2. Соблюдение педагогической этики 5.3. Требовательность к устной и письменной речи обучающихся 5.4. Обоснование использования методов и приемов обучения 5.5 Освещение связи изучаемого материала с будущей профессией/специальностью 6. Выводы и предложения

Слайд 33

Ответственность за подготовку открытого занятия возлагается на преподавателя и председателя ПЦК. Все присутствующие на открытом уроке сдают методисту анализ результатов урока. Методические разработки открытых уроков хранятся в архиве методического кабинета. Заключение

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты участия педагогических работников в подготовке методического сопровождения учебного процесса

Предлагается неполный перечень материалов, подготовленных преподавателями подразделения 1 по методическому сопровождению учебного процесса. При необходимости могу разместить все эти материалы. Програм...

УЧЕБНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Темы учебного семинара:Порядок аттестации педагогических работников с 01.09.14 г.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса...

Семинары для педагогических работников

Планы, материалы семинаров для педагогов колледжа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  позволяет организовать работу по повышеню уровня профессиональной подготовки воспитателей в области применения современных образовательных те...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров ОАО "РЖД"

Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного ...

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»

Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...

19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"

На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...