УЧЕБНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
материал на тему

Логинова Людмила Владимировна

Темы учебного семинара:

  1. Порядок аттестации педагогических работников с 01.09.14 г.
  2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

  1. Порядок аттестации педагогических работников с 01.09.14 г.
  2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

  1. Нормативно-правовая база
  2. Новое в аттестации

1. В целях исполнения распоряжения № 476-м от 24 октября 2014 г., а также ознакомления перечислены

  • Приказ Минобрнауки РФ  от 07.04.2014 г. № 276  «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

В связи с чем, приказ Минобрнауки РФ от 24 марта 2010 г.  N 209  «О  Порядке   аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом РФ  26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999) утрачивает силу.

  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляемых образовательную деятельность, должностей руководителей
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.10.2010 г. № 761 н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  • Трудовой кодекс РФ
  • Профессиональный стандарт педагогической деятельности (компетентностный подход), основан на методических рекомендациях по оценки уровня квалификации педагогических работников под ред. И.В. Кузнецовой, В.Д. Шадрикова.

Приложения 1, 2, 3.

2. Что нового?

1. Аттестация на установление соответствия педработника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности теперь проводят сами образовательные организации, которые для этого создают аттестационные комиссии.

2. Новый Порядок расширил категории педагогических работников, которые не проходят аттестацию. К ранее действовавшему списку добавились педагоги, которые занимают свою должность менее 2 лет и те, кто проболел более 4 месяцев.

3. Внесены изменения и в порядок прохождения аттестации по желанию — когда преподаватель хочет получить более высокую квалификационную категорию: первую или высшую.

По новым правилам  к действовавшим критериям оценки добавились результаты проверок, которые с этого года ежегодно будут проводить специалисты Минобрнауки в учебных заведениях; преподаватели должны готовить не только двух-трех лучших учеников, а стараться выявить и поддержать таланты у всех учащихся и, кроме того, помочь детям, отстающим в учебе.

4. По новым правилам, результаты экспертизы на присвоение педагогу высшей квалификации будут публиковаться в интернете — на сайтах органов государственной власти. Те, кому в присвоении высшей квалификации откажут, могут попробовать себя снова — через год.

5. Изменились формы заявлений и аттестационного листа (Приложение 4, 5)

При работе с документом обращаем внимание на следующие положения Порядка.

1. Об имеющихся у работников квалификационных категориях

Установлено, что квалификационные  категории,     установленные педработникам  государственных и муниципальных образовательных учреждений ранее,  сохраняются в течение срока, на который они были установлены. 

2. Виды аттестации

  • обязательная — в целях подтверждения  соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • добровольная — по желанию педработника в  целях   установления первой или высшей квалификационной категории.

3. Кто аттестуется

Аттестуются все педработники образовательных организаций, осуществляющих образовательную  деятельность, в т. ч. совместители, а также работники, совмещающие должности наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором. 

4. Кто освобождается от аттестации

Утвержденный Порядок не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестацию  в  целях  подтверждения  соответствия    занимаемой должности не проходят следующие педработники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б)  проработавшие  в  занимаемой  должности  менее  двух   лет   в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам. Аттестация их возможна не ранее чем через два года   после выхода из указанного отпуска;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация их возможна не ранее чем через два года   после выхода из указанного отпуска;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд   в связи с заболеванием.   Аттестация их возможна не ранее чем через год после  выхода   на работу. 

5.Периодичность и сроки аттестации

Аттестация проводится  1 раз в 5 лет.

Квалификационная категория присваивается сроком на  5  лет.

Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

 6. Принципы аттестации

Коллегиальность,  гласность,  открытость,  обеспечивающие     объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации   при проведении аттестации. 

7. Порядок  аттестации

В документе подробно прописан порядок проведения аттестации педработников на соответствие занимаемой должности и присвоение им квалификационных категорий. При этом установлено, что:

а) В соответствии с Порядком аттестация педработников в  целях   подтверждения соответствия  занимаемым   ими     должностям на  основе  оценки  их   профессиональной деятельности проводится аттестационными  комиссиями, самостоятельно   формируемыми образовательными организациями, в соответствии  с распорядительным актом работодателя.

В  состав аттестационной комиссии организации  должны входить  председатель   комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также  в   обязательном порядке  представитель  выборного  органа     соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

При принятии решения аттестационные   комиссии   организаций  также  дают рекомендации работодателю  о  возможности  назначения  на  соответствующие должности педагогических работников лиц, не  имеющих  специальной  подготовки   или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные  характеристики  должностей  работников    образования» Единого   квалификационного   справочника   должностей     руководителей, специалистов и служащих и (или)  профессиональными  стандартами,  но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

б) Аттестация  педагогических  работников  в  целях   установления квалификационной категории проводится:

  • для  педагогических работников организаций, находящихся в ведении  федеральных  органов  исполнительной  власти, — аттестационными   комиссиями,   формируемыми   федеральными      органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся;
  • в отношении педагогических работников организаций, находящихся  в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных  организаций — аттестационными  комиссиями,  формируемыми   уполномоченными     органами государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации. 

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в  аттестационную  комиссию,   либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с  уведомлением  в   форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

Установлено, что заявления  о  проведении  аттестации  на присвоение квалификационной категории подаются   педработниками независимо от продолжительности  их работы в организации, в   том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Заявления о проведении аттестации в целях  установления высшей квалификационной категории по должности,  по  которой  аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не  ранее   чем через  два  года  после   установления   по этой должности первой квалификационной категории.

Истечение срока действия высшей квалификационной  категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии  обращаться   в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

Педработники,  которым  при  проведении аттестации отказано в установлении квалификационной  категории,  обращаются  по  их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня   принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

При  переходе  педагогических работников в другую  организацию,  в  том  числе  расположенную  в  другом субъекте Российской Федерации,  установленные им квалификационные  категории сохраняются до окончания срока их действия.

Обжалование результатов аттестации

Результаты аттестации  работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Любой, даже начинающий, преподаватель-предметник должен понимать значимость учебно-методической документации. Поэтому важное место в методической работе отводится вопросам комплексного методического обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов СПО, которые предусматривают разработку учебно-методических комплексов специальностей, освоение технологий обучения и внедрение инновационных педагогических технологий. Качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно, т. е. включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса.

Учебно-методический комплекс представляет собой систему нормативных, методических и справочно-информационных документов, которые определяют требования к профессиональным качествам специалиста конкретной специальности.

Учебно-методическое обеспечение ОПОП должно включать в себя:

  • нормативный комплект ОПОП;
  • учебно-методические комплексы дисциплин и профессиональных модулей;
  •  учебно-методический комплект учебной, производственной и преддипломной практики;
  • комплект «Курсовые работы»;
  • комплект «Итоговая аттестация»: комплект «Междисциплинарный экзамен» или «Дипломная работа»;
  • комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».

Рассмотрим подробнее перечни документов, входящих в комплекты учебно-методического обеспечения ОПОП.

Нормативный комплект ОПОП (основная профессиональная образовательная программа) учебного заведения – это комплект документов, определяющий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) содержание образования по ОПОП в учебном заведении, которое в обязательном порядке включает федеральный компонент содержания образования, отражает национально-региональные (региональные) и отраслевые особенности подготовки специалистов (вариативная часть). Комплект документов должен удовлетворять требованиям перечня табл. 1.

Таблица 1

п/п

Наименование нормативной

документации

Примерная

периодичность

издания

Примечания

Федеральные государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО)

1 раз в 5 – 10 лет

Подготавливается Министерством образования и науки РФ

Примерная основная профессиональная образовательная программа

На период действия ФГОС СПО

Разрабатывается ФГОУ ДПО «РУМЦ»

Основная профессиональная образовательная программа

На период действия ФГОС СПО

Разрабатывается учебным заведением самостоятельно

Рабочий учебный план

Не чаще 1 раза в год

Разрабатывается учебным заведением самостоятельно

Примерные учебные программы дисциплин

На период действия учебного плана

Разрабатывается ФГОУ ДПО «РУМЦ»

Рабочие программы дисциплин

На период действия рабочего учебного плана

Разрабатываются преподавателями-предметниками

Учебно-методический комплекс дисциплины – это набор документов, разрабатываемый преподавателем-предметником, в котором собраны сведения о содержании обучения конкретной дисциплине или профессиональном модуле, о целях обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений, навыков, последовательность изложения и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами, а также о распределении учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимого для их усвоения. УМК дисциплины или профессионального модуля должен соответствовать требованиям документов нормативного комплекта ОПОП, в которой предусмотрено преподавание разрабатываемой дисциплины, профессионального модуля.

Разрабатывая документацию учебно-методического комплекса, преподаватель-предметник имеет возможность проявить творческий потенциал, профессиональное мастерство, повысить уровень образованности. Перечень документов учебно-методического комплекса приведен в табл. 2.

Таблица 2.

п/п

Наименование нормативной

документации

Примерная

периодичность

издания

1

Рабочая программа дисциплин

На период действия рабочего учебного плана

2

Календарно-тематический план (КТП)

Не реже 1 раза в 2 года с учетом изменений рабочей программы

3

Планы учебных занятий (технологические карты)

На период действия КТП

4*

Тексты лекций (конспекты занятий)

На период действия учебной программы

5*

Задания и методические указания по проведению лабораторных, практических занятий (практикум)

На период действия ученого плана

6*

Тематика, основные вопросы и методические рекомендации по проведению семинарских занятий

На период действия учебной программы

7*

Сборник задач, упражнений, тестов для занятий и самостоятельной работы студента

На период действия учебной программы

8*

Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера) для занятий и самостоятельной работы студента

1 раз в 3–4 года

9*

Сборник тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению

На период действия учебной программы

10*

Вопросы и другие задания для самоконтроля при подготовке студентов к занятиям, а также самостоятельном изучении курса студентами-заочниками

На период действия учебной программы

11*

Сборник заданий и методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы студентами заочниками

На период действия учебной программы

12*

Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению

На период действия учебной программы

13*

Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению и оформлению

На период действия учебной программы

14

Вопросы и задания для различных форм текущего контроля знаний, умений, навыков (в том числе банки тестовых заданий)

На период действия учебной программы

15*

Варианты классных контрольных работ

На период действия учебной программы

16*

Сборники экзаменационных билетов

На период действия учебной программы

17

Критерии оценки знаний, умений при текущем контроле, на курсовых экзаменах

На период действия учебной программы

18**

Деловые игры (задания и методические указания по их проведению)

На период действия учебной программы

19**

Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т.п. и методические указания по их проведению

На период действия учебной программы

20**

Авторские учебные пособия, учебники и хрестоматии и их электронные аналоги

На период действия учебной программы

21

Методические рекомендации по изучению дисциплины

На период действия учебной программы

Примечание.

Пункты, обозначенные *, не являются обязательными для каждой учебной дисциплины; наличие указанной документации зависит от требований рабочего учебного плана, рабочей программы и формы обучения.

Пункты, обозначенные **, не являются обязательными, их наличие определяется творческими возможностями преподавателя и его опытом.

Учебно-методический комплект практики – это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. Система среднего профессионального образования ориентирована на подготовку специалиста среднего звена – «практика», поэтому учебно-методический комплект практической подготовки студента должен основываться на требованиях не только ФГОС СПО, но и отрасли и региона, для которых готовится будущий специалист.

Перечень документов учебно-методического комплекта практики содержится в табл. 3.

Таблица 3.

№ п/п

Наименование учебно-методической и нормативной документации

Примерная периодичность издания

Примечания

Программы учебных практик

1 раз в 2 года с учетом изменений на рынке труда

разрабатываются преподавателями, назначенными руководителями практики

Календарно-тематические планы учебных практик

На период действия программы учебной практики

разрабатываются преподавателями, назначенными руководителями практики

Программы учебных  практик

На период действия рабочего учебного плана

разрабатываются преподавателями, назначенными руководителями практики

Программы производственных практик

На период действия рабочего учебного плана

разрабатываются преподавателями, назначенными руководителями практики

Программа преддипломной практики

На период действия рабочего учебного плана

разрабатываются преподавателями, назначенными руководителями практики

Критерии оценки результатов практик

На период действия программы учебной практики

разрабатываются преподавателями, назначенными руководителями практики

Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению

На период действия программы учебной практики

разрабатываются преподавателями, назначенными руководителями практики

Комплект «Курсовые работы» – это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

Перечень документов, составляющих комплект, приведен в табл. 4.

Таблица 4.

№ п/п

Наименование учебно-методической и справочно-нормативной документации

Примерная периодичность издания

Примечания

Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению и оформлению

Не реже 1 раз в

3–4 года

Разрабатываются преподавателями-предметниками

Комплекс материалов информационного характера по отдельным проблемам курса

Обновляется

ежегодно

Разрабатываются преподавателями-предметниками

Критерии оценки курсовой работы или курсового проекта

-

Разрабатываются преподавателями-предметниками

Комплект «Итоговая аттестация» содержит пакет нормативных документов и материалов для определения соответствия выпускника требованиям профессиональной образовательной программы и квалификационным требованиям специалиста по специальности. Состав документов комплекта в значительной степени зависит от формы проведения государственной аттестации, а именно в виде междисциплинарного экзамена либо дипломного проектирования. Поэтому комплект «Итоговая аттестация» обычно именуют по форме ее проведения: «Междисциплинарный экзамен», «Дипломное проектирование».

Перечень документов комплекта приведен в табл. 5.

Таблица 5.

№ п/п

Наименование учебно-методической и справочно-информационной документации

Примерная периодичность издания

Примечания

Комплект «Междисциплинарный экзамен»

Программа итоговой Государственной аттестации

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Критерии оценки знаний, умений и навыков выпускника.

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Квалификационные требования к выпускнику по специальности

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Комплекс материалов информационного характера и бланков, необходимых в процессе сдачи междисциплинарного экзамена

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Экзаменационные билеты и материалы

Ежегодно

Разрабатываются

преподавателями-

предметниками

Комплект «Дипломное проектирование»

Программа итоговой Государственной аттестации

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Критерии оценки дипломного проекта и защиты дипломного проекта

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Квалификационные требования к выпускнику по специальности

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Тематика дипломных работ и методические рекомендации по их выполнению и оформлению

Ежегодно

Разрабатывается

преподавателями-

предметниками

Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по сути является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно.

Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента.

Перечень документов комплекта приведен в табл. 6.

Таблица 6.

№ п/п

Наименование учебно-методической и справочно-нормативной документации

Примерная периодичность издания

Примечания

Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента

На период действия учебной программы

Разрабатываются преподавателями-предметниками

Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера) самостоятельной работы студента

1 раз в 3–4 года

Разрабатываются преподавателями

Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению

На период действия учебной программы

Разрабатываются преподавателями

Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению

На период действия учебной программы

Разрабатываются преподавателями-предметниками

Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т.п. и методические указания по их проведению

На период действия учебной программы

Разрабатываются преподавателями-предметниками

Фонды оценочных средств (ФОС)

Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения – ориентация не на содержание, а на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. Структура и содержание ОПОП и отдельной дисциплины (модуля), образовательные технологии, включая планирование и оценку качества подготовки специалистов, должны быть нацелены на формирование и достижение заявленного результата обучения. Оценивание направлено на систематическое установление соответствия между планируемыми и достигнутыми результатами обучения. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Уже на этапе проектирования ОПОП необходимо планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.

Согласно требованиям ФГОС СПО учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников. Оценка качества освоения ОПОП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются ОУ самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ.

ОУ должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.

Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения учащихся, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям ФГОС СПО по завершению освоения ОПОП по специальности.

Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой ОПОП СПО, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения. Рассмотрим один из структурных элементов фонда оценочных средств – комплекты (комплексы) контрольно-оценочных средств, разработанные по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, входящим в учебный план в соответствии с ФГОС.

Если одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию преподается на различных специальностях, то по ней создается единый комплект контрольно-оценочных средств.

Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по профессиональному модулю являются:

  • Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств;
  • Оценка освоения междисциплинарного(ых) курса(ов);
  • Оценка по учебной и (или) производственной практике
  • Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного).

Структурными элементами комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по учебной дисциплине являются:

  • Общие положения;
  • Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке;
  • Оценка освоения умений и знаний (типовые задания);
  • Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по дисциплине.

Комплекты контрольно-оценочных средств по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю включают в себя контрольно-оценочные материалы (КОМ), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Эти материалы оформляются в виде приложений с заданиями для оценки освоения междисциплинарного курса, учебной и производственной практики, экзамена (квалификационного). Каждый оценочный материал (задания) должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и (или) их элементов: знаний, умений.

Положение по формированию фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся находится в разработке. Преподавателям необходимо разработать КОМ, для дальнейшего формирования КОС и ФОС.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ

КОМПЕТЕНЦИЯ – ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА

Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д. Компетенция – знаю, как надо делать.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности. Компетентность – знаю, что надо делать.



Предварительный просмотр:

«Компетентность – самостоятельно реализуемая способность к практической  деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённых обучающимся учебном и жизненном опыте» [А.М. Новиков].

«Профессиональная компетентность – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций)» [М.А. Чошанов].



Предварительный просмотр:

«Методика оценки уровня квалификации педагогических работников»

Министерство образования и науки РФ, Институт содержания образования государственного учреждения «Высшая школа экономики», Москва, 2010

Описание профессиональных компетенций педагогической деятельности

(требования профессионального стандарта)

№ п/п

Компетентности

педагога

Характеристики

компетентностей

Показатели

оценки компетентности

1

2

3

4

1. Компетентность в области личностных качеств

(Социально-личностные компетентности)

1.1

Эмпатийность и социорефлекция

Прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям.

Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию.

Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны.

Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как любовь к детям, столь необходимого педагогу

  • Все обучающиеся безбоязненно обращаются к преподавателю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  • Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания
  • Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.
  • Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого студента
  • Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся

1.2

Самоорганизованность

Предполагает, что педагог хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирован, у него порядок в бумагах, на рабочем месте, в аудитории. Такой педагог – хороший организатор. Данное личностное свойство предполагает, что педагог способен к самоконтролю (может работать эффективно без внешнего контроля и проверок), самостоятельно ставит цели деятельности и ориентирован на их достижение. Если ситуация становится сложной, то педагог ориентирован на ее решение и сохраняет необходимое для дела эмоциональное равновесие и оптимизм. Он способен оперативно внести корректировку в способы достижения планируемого результата

  • Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока
  • Рабочее пространство учителя хорошо организовано.
  • Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.
  • Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.
  • Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой

1.3

Общая культура

Уровень интеллигентности преподавателя – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура педагога проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

  • Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.
  • Поведение и внешний вид преподавателя соответствуют этическим нормам.
  • Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни.
  • Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
  • Высказывания преподавателя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

2.1

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями студентов

Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям студента, формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Ориентация на студента при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать со студентами как с группой, так и с каждым отдельным студентом

  • Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету.
  • Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока.
  • Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
  • Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока.

2.2

Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу

Любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Учебная задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Тема занятия определяет содержание материала, включенного в него, а цель занятия определяет результат и характер деятельности по его достижению. Педагог должен не просто уметь перевести тему занятия в цель, но и конкретизировать ее до комплекса взаимосвязанных задач, которые могут быть решены как на одном занятии, так и в процессе организации целого цикла занятий.

  • Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока.
  • Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.
  • Может сформулировать критерии достижения целей урока.
  • Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.
  • Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями

2.3.

Умение вовлечь обучающихся  в процесс формулирования целей и задач

Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель урока целью для студента. Насколько студент принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность педагога при решении этой задачи зависит от того, насколько студент вовлечен в процесс формулирования целей и задач.

  • Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.
  • Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения.
  • Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.
  • Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока.
  • Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.

3. Компетентность в области учебной деятельности

3.1

Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности

Педагог осознает, что для достижения требуемого результата учебной деятельности студенту необходима поддержка в виде определенных условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т.д.

Студент, выполняя деятельность, и даже просто посещая училище должен ожидать успеха. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху.
Педагог демонстрирует успехи детей родителям, при оценивании учитывает их конкретные возможности и всегда отмечает позитивные изменения.

  • Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету.
  • Отмечает даже самый маленький успех обучающихся.
  • Демонстрирует успехи обучающихся родителям.
  • Демонстрирует успехи обучающихся в группе.
  • Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

3.2

Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся

Педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного студента и организовать учебный процесс так, чтобы подкреплять тех из них, которые соответствуют формированию позитивной мотивации. Компетентный в данной области педагог позволяет студентам самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда студент освоил определенные знания и умения. Педагог дает возможность студентам использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия.
Компетентный педагог осознает, что студент может быть совсем не настроен на то, чтобы делать все, что скажет педагог.

  • Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации.
  • Владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета.
  • Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности.
  • Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке.
  • Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой преподавателем: содержание, методы, результаты и др.

3.3

Умение создавать условия для самомотивирования студентов

Не всегда мотивирующих усилий педагога достаточно, чтобы студент достигал возможных для его потенциала результатов. Педагог, который умеет добиваться самомотивирования студентов, делает это, используя такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у студента положительного отношения к окружающему миру, формирование привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми.
Совокупность этих приемов, примененная к конкретному студенту, обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса.

  • Умеет активизировать творческие возможности обучающихся.
  • Демонстрирует практическое применение изучаемого материала.
  • Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке заданий.
  • Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности.
  • Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

(Информационная компетентность)

4.1

Компетентность в методах преподавания

Необходимым критерием грамотной работы педагога служит умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учетом конкретных условий. В работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Важным элементом преподавания являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники. Каждый прием, используемый педагогом, способствует достижению целей всего занятия.

  • Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации.
  • Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы.
  • Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы.
  • Владеет современными методами преподавания.
  • Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии.

4.2

Компетентность в предмете преподавания

Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Он видит в реальной практике примеры, которые способны проиллюстрировать студентам знание предмета. Знание предмета является необходимым, но не достаточным условием хорошего преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой педагог, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем.

  • Преподаватель хорошо знает преподаваемый предмет.
  • Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей.
  • При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету
  • В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов.
  • Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету

4.3

Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов

Компетентный педагог осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса, анализирует и письменно фиксирует, какие способы мотивации (поддержки, приемов и методов работы и т.д.) наиболее действенны в данной группе и по отношению к каждому студенту. Такой педагог считает важным больше знать о психологических и физиологических особенностях и возможностях студента. Он знает, какие личностные или интеллектуальные ограничения существуют у студента и, в то же время, осознает возможности, потенциал студента, и опирается на них, в процессе педагогического воздействия. Логика, объем, скорость изложения предлагаемого материала соответствуют познавательным возможностям студентов. При постановке целей и задач, выборе содержания и методических приемов, используемых на уроке, педагог ориентирован на особенности процесса освоения учебного материала обучающимися, распределяет задания индивидуализированно, потому что осведомлен об уровне возможностей, знаний и умений каждого студента.

  • Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся.
  • Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка
  • Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей.
  • Имеет «банк» учебных заданий, ориентированных на обучающихся с различными индивидуальными особенностями.
  • Подготовленные учителем характеристики обучающихся, отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений.

5. Компетентность в области разработки программы деятельности  и принятия педагогических решений

5.1

Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы

Заключается в том, что педагог хорошо знает типовые образовательные программы, учебники, учебно-методические комплекты в области своей педагогической деятельности и умеет выбрать те из них, которые позволяют достичь поставленные образовательные цели.

При всем разнообразии программ принцип их построения традиционен. Они реализуют основное условие - добиться образовательных результатов в соответствии с заданными требованиями. Достижение образовательных результатов - овладение студентами определенными знаниями, навыками, развитие способностей, личностных качеств и др. в процессе реализации программы педагогической деятельности – это основной показатель эффективности, то есть критерий, на основе которого оценивают профессионализм педагога ученики, родители, коллеги, администрация.

  • Знает основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные МинобрнаукиРФ.
  • Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки.
  • Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету.
  • Рабочая программа преподавателя предполагает решение воспитательных задач.
  • Рабочая программа преподавателя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность.

5.2

Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы

Педагог осознает важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, поэтому разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы. Педагоги с высоким уровнем развития педагогической компетентности используют разнообразные методические приемы.
Таким образом, компетентный педагог осознает важность разработки и модификации программ, разработки дидактических и методических средств, владеет технологией разработки образовательных программ и реализует ее, добивается, благодаря этому, высоких показателей студентов, а также умеет объяснить коллегам суть нововведений, предложить им свой опыт, участвует в конкурсах, публикует информацию об авторских разработках в специализированной прессе.

  • Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов.
  • Самостоятельно разработанные педагогом программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество.
  • Продуктивно работает в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы.
  • Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства.
  • Проводит исследования, направленные на доказательство эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов.

5.3

Умение принимать решения в педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения и отвечать на вопросы, поставленные практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика; как обеспечить понимание и т.д.
Компетентный преподаватель обязательно анализирует учебно-воспитательные ситуации, понимает причины поступков студентов, предлагает творческие решения, направленные на достижение учебно-воспитательных целей. Он одновременно обладает терпением, выдержкой и пониманием того, какое решение в какой ситуации наиболее адекватно поставленным целям. Педагог учитывает разные мнения при принятии решений, умеет обосновать свой выбор, готов к пересмотру решений под воздействием фактов или новой информации.

  • Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения.
  • Коллеги по работе используют предложения педагога по разрешению актуальных вопросов школьной жизни.
  • Умеет аргументировать предлагаемые им решения.
  • Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов.
  • Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений.

6. Компетенции в области организации учебной деятельности

6.1

Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

Субъект-субъектные отношения педагога со студентов проявляются во взаимопонимании, установлении отношений сотрудничества, в способности ценить студента, готовности помогать ему, в позитивном настрое по отношению к нему. Компетентный педагог чутко относится к проблемам студентов. Педагог осознает важность и эффективность всех форм воздействия, поэтому при необходимости бывает требовательным и настойчивым, но всегда он выбирает адекватные способы и реализует их в процессе взаимодействия.
Педагог стремится разобраться в психологических особенностях собеседника, умеет слушать, умеет задавать вопросы так, чтобы быть услышанным и получить содержательный ответ, умеет передать информацию на доступном для собеседника языке, умеет регулировать свои эмоции в процессе коммуникации.

  • Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог.
  • Умеет разрешать конфликты оптимальным способом.
  • Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами.
  • Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
  • Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину.

6.2

Умение организовать учебную деятельность студентов

Педагог умеет организовывать деятельность студентов по добыванию и применению знаний, формированию способностей, социально значимых качеств, способствует развитию у них навыков, необходимых для учебной деятельности и дальнейшего самообразования. Такая задача гораздо сложнее для педагога, чем простая передача информации на занятии. Для того, чтобы решить такую задачу, компетентный педагог дозирует помощь, в которой нуждается студент, может использовать подсказку или наводящий вопрос для активизации самостоятельной активности студента. У такого педагога не возникает ситуаций, когда явно видно, что студент не в состоянии справиться с предложенным ему заданием, молчит и при этом думает только о том, когда же от него «отстанут».

Педагог использует примеры и аналогии для того, студент мог перенести ранее усвоенные знания или способы действия на другие ситуации.

  • Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
  • Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности.
  • Излагает материал в доступной форме, в соответствии с дидактическими принципами.
  • Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности.
  • Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).

6.3

Умение реализовать педагогическое оценивание

Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие студента от внешней оценки к самооценке. Педагогическая оценка фиксирует уровень образованности ученика, степень соответствия данного уровня нормативно одобренным требованиям, является основой для контроля и регуляции педагогической деятельности, так как отражает степень достижения ее целей. Компетентный педагог хорошо понимает критерии оценивания, объясняет критерии оценивания еще до выполнения студентами задания, всегда может обосновать, почему он поставил ту или иную оценку. Педагог умеет показать ребенку, насколько их самооценка соответствует требованиям к выполнению заданий. Все это позволяет педагогу устранить возможное непонимание, обиду или агрессию студента.

  • Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании.
  • Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки.
  • Применяет различные методы оценивания обучающихся.
  • Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
  • Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты участия педагогических работников в подготовке методического сопровождения учебного процесса

Предлагается неполный перечень материалов, подготовленных преподавателями подразделения 1 по методическому сопровождению учебного процесса. При необходимости могу разместить все эти материалы. Програм...

Учебный семинар для педагогических работников на тему "Открытый урок - его особенности и назначение

20 октября 2016 года проведен учебный семинар для педагогических работников филиала на тему «Открытый урок – его особенности и назначение». Открытый урок – одна из важных форм методической работы, поэ...

Семинары для педагогических работников

Планы, материалы семинаров для педагогов колледжа...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров ОАО "РЖД"

Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного ...

Дополнительная профессиональная программа – программа повышения квалификации по теме «Повышение квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров филиалов ОАО «РЖД»

Целью ДПП повышения квалификации являются ознакомление с моделью профессиональных компетенций Дирекции тяги, повышение знаний о состоянии локомотивного хозяйства компании и основных направлениях его р...

19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"

На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогическо...

Методический семинар-открытая педагогическая площадка "Современные образовательные технологии моделирования учебных занятий и внеаудиторных мероприятий в системе СПО"

Цель: овладение слушателями профессионально-педагогическими компетенциями, необходимыми для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: организация процесса обучения и воспитания в образ...


 

Комментарии