19.06.2019 был проведен семинар для педагогических работников на тему "Кодекс профессиональной этики работников образовательной организации"
презентация к уроку

Щербакова Оксана Олеговна

На семинаре рассматривались следущие вопросы :Педагогическая этика -часть педагогического мастерства, требования педагогической этики, педагогический долг, педагогическая честь, элементы педагогического такта, педагогическая мораль, имижд педагога, взаимодействие с родителями, негативные модели общения пе5дагогов с обучающимися, правила разрешения конфликтов, ответственность педагогических работников за нарушение педагогической этики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

     Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий  моральных   ценностей и  педагогической морали.

Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.

Одним из элементов нравственного сознания является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание педагога своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Специфика же педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся на педагога и обучающегося на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с тем определены меры объективности в большей степени зависит от педагога.

    К тому же в общей моральной оценке  подвергается взаимодействие сторон  с неравной самозащитой , вследствие чего педагогически продуманное действие педагога может  и не осознаваться детьми.

Педагогический такт предполагает

учет личностных особенностей

субъектов общения,

соблюдение нравственно-этических

профессиональных установок педагога.

    Педагогический такт - профессиональное

качество педагога, часть его мастерства. 

Основные признаки педагогического такта:

  • Естественность, простота обращения без фамильярности;
  • Искренность тона, лишенная всякой фальши;
  •  Доверие к школьнику без попустительства;
  • Просьба без упрашивания;
  •  Советы и рекомендации без навязчивости;
  • Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
  • Серьезность тона без натянутости в отношениях;
  • Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
  • Требовательность без мелкой придирчивости;
  • Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
  • Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
  •  Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
  • Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности опрометчивых решений;
  • Внимательность к обучающемуся без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
  • Ведение беседы с обучающимися без дидактизма и морализирования.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этика профессионального поведения педагога Педагогическая справедливость Педагогический такт

Слайд 2

- это наука о педагогической нравственности. Педагогическая этика- наука , изучающая нормы поведения. Педагогическая этика

Слайд 3

Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon -долг и logos -учение), этика (от греч. ethos -нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика- часть педагогического мастерства.

Слайд 4

Установка , усиливающая веру в успех ; Установление правильных взаимоотношений между педагогом и обучающимся. Доброжелательное отношение к каждому обучающемуся ; Благоприятное речевое общение с обучающимися с самой первой встречи ; Облик самого педагога, внешний вид, сама обстановка в классной аудитории. Требования педагогической этики:

Слайд 5

Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия: профессиональный педагогический долг; педагогическая справедливость; педагогическая честь; педагогический авторитет; педагогическое сознание.

Слайд 6

– одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Педагогический долг

Слайд 7

Это значит: осуществлять определённые трудовые функции (преимущественно интеллектуальные); правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе; глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Одна из важнейших категорий педагогической этики - профессиональный педагогический долг .

Слайд 8

это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга. Педагогическая честь

Слайд 9

Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Педагогическое сознание.

Слайд 10

это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег; это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет

Слайд 11

Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Педагогическая справедливость

Слайд 12

Справедливость - это также нравственное качество педагога и оценка мер его взаимодействия с обучающимися, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Слайд 13

Специфика педагогической справедливости заключается в том: что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и обучающихся на разных уровнях нравственной зрелости; что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться обучающимися.

Слайд 14

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова ) Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога . Педагогический такт – Профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Педагогический такт

Слайд 16

Уважение к обучающемуся и требовательность к нему; Развитие самостоятельности обучающегося во всех видах деятельности; Внимательность к психическому состоянию студента и разумность требований к нему; Доверие к обучающемуся и систематическое проверка их деятельности; Умение заинтересованно слушать обучающегося и сопереживать ему; Уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства; Внимательность и чуткость по отношению к людям; Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с обучающимся. Элементы педагогического такта

Слайд 17

Естественность , простота обращения без фамильярности; Искренность тона, лишенная всякой фальши ; Доверие к школьнику без попустительства; Просьба без упрашивания ; Советы и рекомендации без навязчивости; Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника; Основные признаки педагогического такта:

Слайд 20

- это система нравственных требований, предъявляемых к педагогу в его отношении: к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Педагогическая мораль

Слайд 21

Честность Доброжелательность Глубокая заинтересованность в успехах своих воспитанников, уважение к их личности Чувство ответственности за результаты труда Соблюдение дисциплины Некоторые качества педагога

Слайд 22

– эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими . Выделим основные составляющие имиджа педагога: визуальная привлекательность; вербальное поведение; невербальное поведение; манеры, этикет; обаяние. Имидж педагога

Слайд 23

Модель диктаторская («Монблан») Модель «неконтактная» («Китайская стена») Модель дифференцированного внимания («Локатор») Модель негибкого реагирования («Робот») Модель авторитарная («Я сам») Модель гиперрефлексивная («Гамлет») Модель гипорефлексивная («Тетерев») Негативные модели общения педагогов с обучающимися

Слайд 24

Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе в кабинет в группу говорит о том, что встреча с обучающимися приятна вам . Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение . Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с группой, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты . Не забывайте о коммуникативной подготовке к встрече. Умейте анализировать процесс общения . Следите за собственной речью! Помните, что она -отражение вашей личности. Заповеди педагогического общения

Слайд 25

Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще — это золотое правило во время беседы. Взаимоотношения с родителями

Слайд 26

начинать общение с приветствия; проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица ). Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями воспитанников должны :

Слайд 27

Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит- разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Попытаться понять мотивы поведения обучающегося. Своим поведением повлиять на обучающегося. Правила разрешения конфликтов:

Слайд 28

«Пойми ребенка»- профессиональная заповедь педагога. Понять - это значит проникнуть во внутреннее, душевное состояние, понять мотивы действий, поступков, переживаний. Общение педагога и воспитанника порой становится судьбоносным. Умение, слушая, слышать своего собеседника-это мастерство преподавателя и, безусловно, искусство общения. Заключение



Предварительный просмотр:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») включает в обязанности педагогических работников соблюдение правовых, нравственных, этических норм, а также следование требованиям профессиональной этики (ст. 48).

Если с правовыми нормами ситуация понятна (законодательством предусмотрено привлечение к юридической ответственности за их нарушение), то с этическими и нравственными нормами дело обстоит иначе, так как они не прописаны в законодательстве. Однако любая организация, имеющая статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, которые становятся юридически обязательными для ее работников.

Таким образом, если нравственное или этическое требование конкретно сформулировано и прописано в локальном нормативном акте, то де-юре оно становится нормой, за нарушение которой может последовать юридическая ответственность.

Пример Этический кодекс, утвержденный в установленном уставом порядке, становится документом, обязательным для исполнения, и обеспечивается юридическими санкциями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) за нарушение трудовой дисциплины.

 В связи со спецификой педагогической деятельности ТК РФ прямо предусматривает основание для увольнения педагогического работника за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81). При этом в судебной практике несовместимость с продолжением работы является предметом доказывания, которое не всегда решается в пользу администрации учебного заведения. 

Оптимальный вариант – принятие этических норм, правил, кодекса профессиональной этики в качестве локального нормативного документа, обеспечивающего ответственность педагогического работника в случае нарушения установленных требований. Статьи по теме Основания и порядок увольнения воспитателя детского сада Защита прав несовершеннолетних и детей

Пример Обзоры судебной практики показывают, что аморальным проступком, позволяющим уволить педагога, как правило, является рукоприкладство по отношению к обучающимся (на работе). Также аморальным может считаться проступок, совершенный вне учебного заведения (в быту), о котором становится известно из письменного сообщения органов правопорядка (например, педагогический работник обнаружен пьяным в состоянии, позорящем человеческое достоинство, и т. п.).

 Кроме того, п. 2 ст. 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога за применение, в т. ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося. Как показывает судебная практика, доказать психическое насилие над личностью в условиях педагогического процесса весьма сложно, поскольку данный процесс предполагает определенное психическое воздействие на ребенка.

Сложность состоит в том, чтобы разграничить допустимое педагогической этикой воздействие (например, постоянное предъявление определенных требований) и недопустимое. К последнему могут быть отнесены оскорбление достоинства обучающегося, унизительное высмеивание его перед классом, группой и т. п. При этом допустимость или недопустимость психического воздействия во многом зависит от особенностей личности ребенка.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3 ч. 1 ст. 48) установлена обязанность педагогических работников уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. За исключением описанных случаев нарушение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность при условии, что обязанность прописана в уставе или локальных нормативных актах.

Нередко пострадавшие в результате унижения их чести и достоинства участники образовательных отношений обращаются в суд с заявлением о возмещении морального вреда. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает в таком случае взыскание денежной компенсации за вред, причиненный педагогическим работником чести, достоинству, деловой репутации. Аналогичную ответственность гражданское законодательство устанавливает и за причинение вреда деловой репутации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 Отметим также, что педагогические работники несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 150), неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156).

 Кроме того, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ педагогические работники несут повышенную по сравнению с другими гражданами административную ответственность в виде административного штрафа в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10).

Источник: https://www.resobr.ru/article/59068-pril-otvetstvennost-pedagogicheskih-rabotnikov-za-narushenie-trebovaniy-professionalnoy-etiki

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Темы учебного семинара:Порядок аттестации педагогических работников с 01.09.14 г.Учебно-методическое обеспечение учебного процесса...

Учебный семинар для педагогических работников на тему "Открытый урок - его особенности и назначение

20 октября 2016 года проведен учебный семинар для педагогических работников филиала на тему «Открытый урок – его особенности и назначение». Открытый урок – одна из важных форм методической работы, поэ...

Семинары для педагогических работников

Планы, материалы семинаров для педагогов колледжа...

ДОКЛАД "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА" на еженедельной конференции коллектива ГАУ "НПРЦ"

ДОКЛАД "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА" на еженедельной конференции коллектива ГАУ "НПРЦ"...

04.12.2019 был проведен на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ"

Рассматривались следущие вопросы: причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и студентом...