04.12.2019 был проведен на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ"
статья

Щербакова Оксана Олеговна

Рассматривались следущие вопросы: причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и студентом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_situatsiya.docx63.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Сахалинский политехнический центр №3»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ДОКЛАД

на тему: «Педагогическая ситуация и пути ее решения»

подготовили:

Афонина Е.В.-заместитель директора по УР

Щербакова О.О.-методист

Харская И.С- педагог-психолог

Поронайск, 2019 г.

Педагогическая ситуация и пути ее решения

Причины возникновения и пути решения конфликтов между

преподавателем и студентом

Процесс общения относится к разряду искусства. Люди постигают эту науку на протяжении всей жизни. Но, к сожалению, в силу различных индивидуальных особенностей, отстаивая свои позиции, попадают в ловушку конфликтных ситуаций.

        Пожалуй, самым распространенным является - конфликт поколений. А если его рассматривать с позиции студенческой жизни, то к возрастным различиям прибавляются еще и статусные – преподаватель-студент. Различное понимание событий и их причин тем и объясняется, что конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному.

        В общении между преподавателем и учеником ролевые отношения значительно преобладают над личностными. За несколько лет работы в колледже интерес и новизна в работе заменяются опытом: преподавателя меньше удивляет неожиданность поступков учеников, чаще раздражает оригинальность их поведения, а поиск контактов через «душевные» разговоры с ним заменяется отработанными профессиональными мерами воздействия, вырабатываются определенные стереотипы в отношениях с учащимися. Эти «ролевые» противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях преподаватель-студент.

        Личностные отношения с преподавателем побуждают у студента надежду на внимание, когда он из «студента» в глазах преподавателя становится «индивидуальностью», что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.

На сегодняшний день в теории и практике педагогики накоплен значительный запас наблюдений и фактов для попытки поднятия вопроса об оформлении самостоятельного теоретического направления – педагогической конфликтологии.

        В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

        Конфликт в педагогической деятельности в большинстве случаев проявляется как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест студента против неправильной оценки его деятельности или несправедливого наказания.

        Важнейшей задачей преподавателя является способность вставать на сторону студента, принимать его точку зрения, стараться имитировать его рассуждения, попытаться понять, как ученик воспринял ту или иную ситуацию и почему он поступил именно так.

        При разрешении педагогических ситуаций действия преподавателя часто определяются его личной обидой на студентов. Тогда у преподавателя появляется стремление выйти победителем в конфликте со студентом, не заботясь о том, как студент выйдет из сложившейся ситуации, какой урок усвоит из общения с преподавателем и как изменит свое отношение к себе и взрослым.

Студенту трудно каждый день выполнять строгие правила поведения в учебном заведении, и правила требуемые преподавателем на своем уроке, поэтому вполне естественно наблюдать незначительные нарушения в поведении со стороны студента. При правильном реагировании на его поведение, преподаватель должен взять сложившуюся ситуацию под свой контроль и восстановить порядок, избегая конфликтных ситуаций. Так конфликтная ситуация может возникнуть при поспешности в оценке поступка студента и принятию неправильного решения, что вызовет возмущение у студента на несправедливость со стороны преподавателя.

        Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают взаимоотношения между преподавателем и студентам, что вызывает у преподавателя стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой.

        Причинами возникновения конфликтов могут послужить действия и манера общения преподавателя, особенности личности студента и общая обстановка в группе.

        Причины конфликтов:

- педагог, как правило, оценивает не отдельный поступок учащегося, а его личность, такая оценка определяет отношение педагога к ученику;

- личностные качества педагога так же могут послужить причиной конфликта (раздражительность, грубость, беспомощность, самодовольство, мстительность и др.);

- неопытность педагога, неумение прогнозировать поведение студента на уроке, неожиданность их поступков часто нарушает ход урока, вызывает у преподавателя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

- свидетелями ситуации становятся другие студенты, поэтому преподаватель стремиться сохранить свой социальный статус любыми возможными средствами, тем самым доводит ситуацию до конфликтной;

- педагог не в состоянии провести анализ сложившейся ситуации, торопится строго наказать студента, считая, что лишняя строгость не повредит;

        Так же факторами возникновения конфликта могу выступать – настроение преподавателя при взаимодействии с учащимися, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие. Необходимо помнить, что любая ошибка преподавателя, в разрешении конфликтной ситуации, сохраняется в памяти студента и долго влияет на характер взаимоотношении.

Важную роль в управлении конфликтом играет эффективное использование принципов социальной регуляции, умелое применение ее приемов и методов. Управление конфликтом и социальная регуляция тесно взаимосвязаны. С одной стороны, управление является одним из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений. С другой - методы и приемы социальной регуляции являются частью технологии предотвращения и преодоления конфликта.

        Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствии с установленными нормами и правилами. Если нет таких норм правил, то урегулирование теряет всякий смысл. Например: нельзя регулировать взаимоотношения, не имея представления о том, кто и чем должен заниматься.

Конфликтующие люди, как правило, недружелюбно настроены друг к другу. Эмоции мешают адекватно оценивать ситуацию. Контролируя конфликтную ситуацию перед педагогом встает задача, снизить эмоциональное напряжение между конфликтующими сторонами. Для этого можно использовать такие приемы:

- дать возможность оппоненту высказаться;

- не отвечать агрессией на агрессию;

- не унижать и не оскорблять противоположную сторону;

- не делать скоропостижных выводов;

- стараться выразить свое понимание и участие.

Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Конфликтные ситуации, участниками которых являются преподаватель и студент, характеризуется несовпадением или прямой противоположностью их мнений и позиций в отношении образовательного процесса и правил поведения в образовательном учреждении. Несерьезное отношение к учебе, отсутствие дисциплины со стороны студента и нетерпимость и повешенная авторитарность преподавателя, наиболее частые причины межличностных конфликтов. Однако своевременный пересмотр своих позиций может помочь избежать возникновения конфликта.

        В данном докладе я хочу рассмотреть такое понятие как  «Педагогическая ситуация» и пути ее решения, используя  методы разрешения конфликтов.

Педагогическая ситуация

Педагогическая ситуация – это взаимодействие педагога с коллективом группы или обучающимся на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.

 https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/09/04/s_5b8ed08676cc0/945452_1.png

Что затрагивают педагогические ситуации?

Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.

Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия – деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости. Этот вид отношений является самым трудным для взрослых и обучающихся, в них сложно прийти к согласию, добиться сотрудничества. Недаром А. С. Макаренко полагал, что необходимо воспитывать у обучающихся две способности: способность подчиняться и способность приказывать.

Фазы протекания педагогической ситуации

Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.

Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.

Почему возникают педагогические ситуации

Конечно, и у опытных педагогов, и у тех, которые только начинают практиковать, возникают педагогические ситуации в образовательном учреждении. Все они способны отразить глубокие психологические процессы в среде учеников, особенно во взаимоотношениях педагогов и обучающихся, а также студенческого и педагогического коллективов.

Считается, что если обучающийся бросил вызов по отношению к педагогу, значит, у него есть на это какая-то потребность. Ведь обучающийся - как лакмусовая бумажка, и нужно быстро среагировать на детский сигнал. А различные негуманные действия со стороны педагога способны вызвать противодействие.

Педагогическая ситуация затрагивает не только обучающихся, но и педагогов. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством. Всегда есть возможность отложить поиск выхода из острой ситуации на неопределенный срок, но каждая из них – это острый сигнал, который говорит о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.

Нужно иметь в виду, что для осмысления на первый взгляд небольшого педагогического факта необходимо потратить много времени и провести значительную исследовательскую работу, создать схему изучения человека и коллектива в целом.

Разумнее будет начать глубокое обследование при проявлении незначительных симптомов неблагополучия, чем прибегнуть к этому, когда уже произошли серьезные отступления в развитии личности и коллектива.

Значимость правильного решения

Различные педагогические ситуации и их решение являются необходимым элементом профессиональной педагогической подготовки будущего педагога. В психологическом умении педагога главное - не допустить возникновения острых конфликтных ситуаций, в основе которых лежит резкая и, возможно, нетактичная реакция преподавателя на неподобающее поведение обучающихся. Получается, что обучающийся недостойно ведет себя, а педагог прямо и грубо реагирует на это, и тем самым проявляет педагогическую слабость. Итогом всего этого является то, что студент и вся группа настраиваются против преподавателя.

Правила педагогического общения

Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

• Не нужно за всеми отрицательными поступкам обучающихся видеть только отрицательные мотивы.

• Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему занятию.

• Обучающиеся лучше выполняют опосредованные распоряжения преподавателя.

• Есть возможность изменить обучающегося к лучшему с помощью приемов оценки его личности.

• Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.

• Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.

Анализ педагогической ситуации

Для того чтобы организовать анализ, необходимо:

1. Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.

2. Провести анализ данных, которые были получены.

3. На основе рекомендаций психологов предложить какие-то приемы коррекции характеристик личности.

Ниже приведем примеры педагогических ситуаций и возможные способы их решения. Предлагаемый образец решения нужно воспринимать как ориентир.

Ситуация 1: немного о самоконтроле

Обучающийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и администрации учебного учреждения уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь кабинета, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.

На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности обучающегося, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля студента.

Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).

На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.

4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля обучающегося нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.

Ситуация 2: «суфлер»

Подросток  имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

Эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: подростку предлагается роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные участники не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.

Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».

Есть возможность заинтересовать подростка чем-то другим (кружковая работа).

Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению подростка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с обучающимся занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др.

Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.

Ситуация 3: «испытание»

 В начале учебного года обучающийся решил устроить испытание одной из преподавательниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Педагог сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Тогда преподаватель взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные дети сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции педагога, обучающийся перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.

Педагогическая задача

Педагогическая ситуация и педагогическая задача являются единицами педагогического процесса. В результате взаимодействия преподавателей с воспитанниками обычно возникают разные ситуации. Те, которые соотносятся с целью деятельности, а также с условиями ее осуществления, - это и есть педагогические задачи.

В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу обучающегося, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, педагог – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.

Продуктивное  разрешение конфликта возможно только тогда, когда педагог провел тщательный анализ причин и мотивов приведших к создавшейся ситуации, целей и вероятных исходов конкретного межличностного столкновения. Показателем профессионализма преподавателя является его способность быть объективным.

        Наиболее эффективным методом решения конфликта являются переговоры.

Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: преподаватель - группа учащихся; учащиеся – администрация образовательного учреждения), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: группа учащихся - группа учащихся). В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества.

        В процессе посредничества должна быть задействована третья нейтральная сторона, посредник, который участвует в переговорах между конфликтующими сторонами и помогает им найти оптимальное решение. Основными принципами посредничества являются:         нейтральность – посредник не занимает ни чью из сторон, беспричастность – посредник не заинтересован в выигрыше одной из сторон.

        Однако есть и отрицательные стороны переговорного процесса. Метод переговоров эффективен только в определенных рамках, выходя за которые данный метод становится способом поддержания конфликтной ситуации.

        Методы разрешения конфликтных ситуаций можно разделить на две группы:

  1. Позитивные – предполагается сохранение основы взаимосвязей между субъектами конфликта – переговоры и конструктивное соперничество;
  2. Негативные – включают в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой.

Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Преподаватель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения.

        Существуют также игровые методы разрешения конфликтов:

- метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если он эмоционален, склонен к интуитивному мышлению, то этот метод будет полезен. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов;

- Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации;

- Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию.

Таким образом можно сделать вывод, что решение и урегулирование конфликтных ситуаций в большинстве случаев ложиться на плечи педагога. И наиболее эффективным методом решения конфликтов являются переговоры. Переговоры – это в первую очередь стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов и умения сочетать их таким образом, который в дальнейшем не вызовет желания нарушить достигнутое соглашение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Горовая, В. И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста / В. И. Горовая, С. И. Уляев. М.: Нар.образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004. 131 с.
  2. Колесникова И. А. Гуманитаризация непрерывного образования – одно из направлений модернизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 1. – С. 86–107.
  3. Борытко Н.М. Управление образовательными системами – Волгоград: ВГИПК РО, 2006
  4. М. Полани Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: «Прогресс», 1985. С.344
  5. А.И.Джанхуватова Особенности подготовки социального педагога в педколледже/ Социальная работа и социальная педагогика в России и Германии: ведущие тенденции и динамика их развития: матер. Междунар. науч.-практ. конф., Астрахань,  2007
  6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.
  7. Салихова Н.Р. Барьерность – реализуемость личностных ценностей как динамическая характеристика ценностно-смысловой сферы личности/ Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2007. Т. 149. Книга 1. – С.180-195
  8. Юдакова М. И. Формирование профессиональных компетенций в подготовке фельдшеров / М. И. Юдакова //'Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». № 12. М., 2007.
  9. Зинченко В. П. Перспективы ближайшего развития развивающего образования // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 2. – С. 24–30
  10. Абрамова М. А. Специфика гуманитарной подготовки в контексте стандартизации профессионального образования // Философия образования. – 2006. – № 2. – С. 70–78
  11. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 242 с.
  12.  Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)
  13. Борытко Н. М. Современный урок: система, процесс, деятельность: учебн. пособ. / Н. М. Борытко. Волгоград, 2006. С. 73-74.
  14. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография/Н. М. Борытко. Волгоград, 2001, 181с.
  15. Борытко, Н. М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: дис. . канд. пед. наук/ Н. М. Борытко. Волгоград, 1994. 192 с.
  16. Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / Н. М. Борытко. Волгоград, 2012. 214 с.
  17. Борытко, Н. М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Н. М. Борытко. Волгоград, 2000. 225 с.
  18. Борытко, Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: авто-реф. дис. .докт. пед. наук / Н. М. Борытко. Волгоград, 2001. 46 с.
  19. Борытко, Н. М. Теория обучения. Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко. Волгоград, 2006. С. 20.
  20. Борытко, Н. М. Введение в педагогику толерантности: учеб.пособие для ст-товпед. ву-зов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А! М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИШС РО, 2006. 80 с.
  21. Борытко, Н. М. Методология психолого-педагогических исследований: Учебник для магистрантов и студ. пед. вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. Изд. 2-е, испр. и доп. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 284 с.
  22. Борытко, Н. М. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2007. 496 с.
  23. Вербицкий, А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М., 2000. С. 79.
  24. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования. Волгоград, 2010
  25. Егорычева Е.В., Мусина С.В. Основные идеи гуманитаризации образования и физкультурной деятельности. Журнал «Известия Волгоградского государственного технического университета», выпуск №5, том 5, 2008
  26. Чирков В.А., Андреев В.В., Тарасова Н.П. Гуманитаризация образования и системодеятельностный подход. Журнал «Современные проблемы науки и образования», выпуск №6, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»

Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...

Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»

Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ...

Преемственность в формировании практических навыков: проблемы и пути их решения при обучении профессиональным программам.

В настоящее время выпускник должен не только иметь высокий уровень профессионализма и быть всесторонне развитым человеком, но и обладать профессиональной мобильностью, готовностью к профессиональному ...

Информационная встреча "Семейные конфликты и пути их решений"

Данную методическую разработку можно применять социальному педагогу, психологу при работе с социально-неблагополучными семьями....

Адаптация первоклассников к школе и пути их решения с родителями

Адаптация- это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям...

Развитие досуговой деятельности студентов в образовательном учреждении. Проблемы и пути их решения.

Данная статья подготовлена для межрегиональной научно-практической конференции "Апрельские чтения-2019"...