Развитие досуговой деятельности студентов в образовательном учреждении. Проблемы и пути их решения.
статья

Хамдамова Ирина Александровна

Данная статья подготовлена для межрегиональной научно-практической конференции "Апрельские чтения-2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие досуговой деятельности студентов в образовательном учреждении. Проблемы и пути их решения.

И.А. Рудевич, К.Ю. Мельникова

СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж»

Современная система образования зачастую подразумевает строгое и непрерывное обучение студентов в рамках заданной программы. Но и не стоит забывать о том, что каждый ребенок – это личность: творческая, спортивная, движущая дух патриотизма и т.д. Вне учебная деятельность студентов создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей и разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту с технической направленностью. Система воспитательной работы совершенствуется за счет активного вовлечения студентов в различные формы культурно-массовой, спортивно-оздоровительной, кружковой работы, в участиях в смотрах-конкурсах, в учебно-исследовательской работе и т.д. Поэтому в настоящее время начали делать образование таким, чтобы каждый человек смог не «потерять» свою личность. И, конечно же, можно столкнуться с некоторыми проблемами, недопониманием, которые можно решить разными путями.

Следовательно, в работе будут описаны примеры по развитию досуговой деятельности студентов на примере СПб ГБПОУ «Автомеханический колледж».

Рассмотрим понятие «молодежи» - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Студентов также можно определить, как особая группа людей подросткового возраста, учащаяся в специальном/профессиональном или высшем учебном заведении.

На сегодняшний день все труднее контролировать, воспитывать и понимать данную группу людей; трудно определить их намерения и самооценку. Сейчас молодежь носит характер безнравственности, бездуховности и жестокости. Конечно же, такое влияние дает зависимость от Интернета, компания одногодок, само родительское воспитание или отсутствие его, и другие факторы. Но плохому влиянию подвержены не все дети.

В связи с этим все образовательные учреждения стараются не только выпустить квалифицированных специалистов, но и раскрыть таланты каждого учащегося, заинтересовать в патриотической деятельности и в продвижении здорового образа жизни.

Досуг у подрастающего поколения воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, где можно выделить особенности:

  • развлекательно-рекреативная направленность (ничего не делать);
  • приоритет потребительских ориентаций над креативными;
  • слабая индивидуализированность;
  • избирательность;
  • самореализация вне учебного заведения;
  • отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Для того, чтобы досуг студентов был многогранным и раскрывающим потенциал, надо анализировать предпочтения и возможности каждого человека, сопоставлять с учебным процессом, чтобы развлечения не мешали получению знаний, и суметь в принципе заинтересовать студентов в том или ином мероприятии. В наше время досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Следует отметить, что существует прямая связь между духовным богатством человека и содержанием его досуга.

Кроме того, необходимо учитывать и гендерные особенности студентов, так как в ряде случаев юноши и девушки отдают предпочтение разным видам досуговой деятельности. Ярким примером является то, что в танцевальных, вокальных мероприятиях активнее участвуют девушки, парни же отдают предпочтение спортивным мероприятиям: соревнованиям по поднятию тяжестей, футболе и т.д.

Культурно-досуговая деятельности влияет на процесс развития и становления личности учащихся: это и духовное развитие, нравственное и физическое развитие, проявление творческих способностей, а также немаловажным фактором является саморазвитие. Как показывает практика, подростки, увлеченные досуговой деятельностью, более полно реализуют себя как личность, имеют более глубокое культурное и нравственное воспитание, нежели их сверстники, не вовлеченные в активные мероприятия.

При этом необходимо привлечь интерес и внимание подростков к разным формам досуга, так как важно развивать и физическую и духовную стороны человека. Увлекая молодежь спортом, мы помогаем активизировать их физическую активность, укрепляем их здоровье, выносливость и ловкость. Для этого проводятся регулярные соревнования и тренировки по футболу, волейболу и другим видам спорта.

Помимо этого необходимо повышать эрудицию, приобщать детей к патриотическим ценностям. С этой целью организуются экскурсии, встречи с ветеранами, все желающие посещают кружок Музееведения, да и на уроках истории, обществознания, философии и других предметах ребята также осваивают культурные и исторические ценности.

Нельзя забывать и о развитии духовных сил и способностей, формировании творческой личности. Для этого регулярно проводятся концерты в самом учебном заведении, а также творческие конкурсы между колледжами, школами, конкурсы городского масштаба, где студенты имеют возможность показать свои вокальные, танцевальные способности, художественные способности ребята показывают, рисуя плакаты и картины для конкурсов. Это активирует жизненную позицию, способствует самоопределению личности. Формирование у молодого поколения ценностей здорового образа жизни, устойчивого иммунитета и негативного отношения к деструктивным привычкам и религиозным культовым влияниям различных организаций, изменение сознания у учащейся молодежи с развитием приоритетов патриотизма, духовности, нравственных ценностей, национального самосознания, содействие моральной, социальной и гражданской ответственности при условии сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих занимают приоритетное значение в воспитательной работе.

Студенческий досуг закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. Таким образом, наличие досуговой деятельности является формированием развитой личности.

Учитывая вышеуказанные факты, в «Автомеханическом колледже» педагоги стараются проводить как можно больше занятий, мероприятий, кружков для всестороннего развития студентов.

Но и не стоит упускать тот момент, что современный студент акцентирует больше внимания на личное время и возможности участвовать в мероприятиях. То есть, для большей части студентов досугом после обучения днем является подработка в вечернее время. Следовательно, у него пропадает желание направлять свои силы в творчество, так как жизненные обстоятельства берут верх.

Другая же часть студентов не проявляет априори интерес к мероприятиям, которые предлагает Колледж или социальные партнеры. Для них досуг – это прийти домой и играть в компьютерные игры или приставку, то есть уйти от реального мира. С такими детьми немного сложнее работать, их трудно завлечь в другие игры (коллективные, парные и т.д.). но данную часть ребят можно мотивировать или хорошей оценкой или поощрительными денежными вознаграждениями. Например, за все концерты или конкурсы, проходящие в Колледже или в других заведениях, участнику добавляют к стипендии небольшую сумму, что должно порадовать каждого студента, который проявил интерес к мероприятию.

Что касается еще одной части студентов, которая полностью отказывается от чего-либо, то это уже либо сама психология человека, либо недостаточное воспитание родителей или официальных представителей, либо недоработки педагогов. Затрагивая педагогов, то они должны работать совместно с каждым студентом; анализировать предпочтения каждого, как упоминалось выше; помогать в принятии решений и развитии талантов. При этом, педагог должен контактировать с родителями или опекунами, благодаря чему будет больше информации о  ребенке и его психотипе. Родители же обязаны всячески поддерживать, направлять на правильный путь, быть примером и контролировать чадо. Но делать это таким образом, чтобы его не спугнуть и подавить интерес к любым видам деятельности и досуга.

Если упустить отрицательные моменты, то самым важным и активно развивающимся «плюсом» в Колледже является развитие добровольчества, или волонтерства.

«Добровольчество» - это приносить помощь в социальной среде по доброй (собственной) воле. В современном обществе есть много организаций и социальных служб, которые нуждаются в волонтерской помощи, при этом не затрачиваясь на оплату дополнительной силы. И здесь, опять же, встает вопрос – кто захочет из молодежи бесплатно помочь? Но многие работодатели и педагоги считают, что волонтерство – это отличный шанс получить опыт и сделать благое дело. Ведь в дальнейшем волонтерская деятельность может повлиять на конкретно-историческую ситуацию, которая складывается в обществе, и на личность молодого человека, который включился в благотворительную деятельность.

В нашем же Колледже студенты постоянно привлекаются к волонтерской деятельности, что для них приносит свои «плюсы» и бонусы. Для ребят это не только получение опыта, но и новые знакомства, общение, личностное развитие, новый взгляд на будущее, самоорганизация и раскрытие лидерских способностей. Тем более, сейчас добровольчество все больше становится популярным направлением не только для молодежи, но и для старшего поколения. Также оно дает возможность правильной организации личного свободного времени с пользой для общего дела и для души. Но такая волонтерская деятельность должна носить результативный характер, быть четко локализованной во времени и объеме и быть «живой», то есть не рутинной. Это должны учитывать все организаторы мероприятий.

Так как же наши студенты привлекаются к добровольчеству? Благодаря Всемирной сети Интернет в Колледж поступает много писем от разных организаций о просьбе предоставить волонтеров для помощи в том или ином мероприятии. Затем собирается Старостат, где обсуждаются письма, или педагог-организатор информирует студентов в социальных сетях в Интернете.  Самым действенным способом является то, что педагог сам подходит к каждому студенту и предлагает участвовать в добровольческой деятельности, тем самым приумножает число волонтеров.

Особое место в развитии досуговой деятельности студентов является идея патриотизма. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства. Патриотизм в современной России предполагает соответствующую активную социокультурную и другую деятельность человека в коллективе. Патриотизм, как фундаментальное, социальное, культурное, субъектное соотношение интересов личности, коллектива, общества и государства к условиям своего существования и предполагает высокую взаимную ответственность за стабильность и безопасность.

Патриотическое воспитание молодежи, должно базироваться, с одной стороны, на основе укрепления демократических ценностей в массовом сознании, а с другой, - с опорой на специфические конкретно-исторические традиции патриотизма в России (державность, духовность, самоотверженность, отсутствие демонстративности, готовность к самопожертвованию, открытость для представителей всех этнических и конфессиональных групп). Особая роль должна принадлежать образовательному учреждению (преподавание истории, литературы на основе использования героических образов) и другим образовательным учреждениям, а также деятелям искусства и средствам массовой информации, которые должны осознать свою ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Говоря конкретно о Колледже, то для наших студентов ежегодно проводятся различные мероприятия, посвященные развитию патриотического воспитания. Это могут быть встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, концерты к Полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады и Дню Победы, экскурсии по музею «Дорога жизни», военно-патриотические слеты и так далее.

Подробнее о каждом мероприятии. Встречи с ветеранами ВОВ проходят каждый год в нашем Колледже. Администрация Колледжа созванивается с Советом Ветеранов и просит прийти «в гости» к студентам. Наши герои-бабушки с большим удовольствием посещают Колледж, общаются с ребятами, а сами студенты с интересом слушают истории жизни героев и задают вопросы. Такие беседы позволяют привить подросткам уважение к старшим, к истории Великой Победы нашего города и народа.

Концерты к знаменательным датам. К таким концертам мы готовимся со всей ответственностью, так как всегда приглашаются депутаты города и района и Совет Ветеранов. Совместно со студентами подготавливается актовый зал, концертные номера, торжественная речь и встреча, организуется развозка ветеранов, сами студенты изучают историю Великой Отечественной войны для проведения экскурсии в нашем музее «Дорога жизни». Всегда все волнуются и переживают, но концерты проходят на «ура!». Студенты, благодаря такому масштабному мероприятию, больше вовлекаются в историю, развивают свои таланты, учатся с уважением относиться к героям города и просто гордиться тем, что у нас Великая страна и Великий народ.

Экскурсии по музею «Дорога жизни». Так же ответственное мероприятие, связанное с встречей ветеранов ВОВ и детей школьного возраста. Наши студенты изучают всю историю Великой Отечественной войны и все подвиги героев нашего города и Фрунзенского района. Но, помимо экскурсий, студенты могут и сами дополнять музей найденными экспонатами, благодаря которым можно еще глубже окунуться в те самые времена.

Военно-патриотические слеты. Ежегодно студенты направляются на слеты, чтобы почувствовать себя настоящими мужчинами. В 2018 году наши ребята заняли первое место среди колледжей, за что наш Колледж благодарен за достижение, так как это является показателем того, что мы воспитываем в правильном направлении.

Также хотелось бы уделить большее внимание тому, что, как выше изложено, в Колледже есть дополнительные секции (кружки), где студенты также имеют возможность приобрести новые знания в разных областях, проявить свои способности. Одними из самых популярных являются спортивные секции: это «Силовые упражнения» и «Общая физическая подготовка». Отметим, что секция «Силовые упражнения» проходит в хорошо оборудованных тренажерных залах, что привлекает не только студентов, но и некоторых преподавателей. Это отличная возможность занятия спортом на специальных тренажерах, которую колледж предоставляет совершенно бесплатно.

Большинство наших студентов идет обучаться профессии «Автомеханик», что в будущем даст им возможность стать как автомехаником, так и водителем категории «В» и «С». Помимо уроков, включенных в расписание, у студентов, которые увлечены автомобилями, есть возможность посещать кружок «Автодело», где им более подробно, в дружеской обстановке расскажут об устройстве автомобиля и ответят на все интересующие их вопросы.

Для развития эрудиции, патриотизма и чувства ответственности за свой город и свою планету созданы кружки «Музееведение» и «Планета-наш дом родной». На «Музееведении» ребят знакомят с историей создания, развития родного города, с теми тягостями и бедами, которые он пережил в военное время, а также с достижениями и успехом, которые принесли городу его жители. Но важно помнить и о том, как важно защищать не только культурное наследие города, но и заботится о его экологической обстановке не только города, но и всей страны, всей планеты. Для этого на кружке «Планета – наш дом родной» ребятам рассказывают, как это важно – беречь окружающую среду.

Подытожив все вышесказанное, хотелось добавить, что образование в Колледже – это не только получение знаний, но и формирование личностных качеств студентов. Общей целью воспитания студентов нашего Колледжа считаем разностороннее развитие личности, будущего конкурентоспособного специалиста с техническим образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические указания по выполнению контрольной работы и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений СПО по дисциплине "Электротехнике и электронике" для заочного отделения

В методических указаниях представлены: примерная программа дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы; общие методические указания с примерами решений; варианты контрольной работы; экзаменационные...

Преемственность в формировании практических навыков: проблемы и пути их решения при обучении профессиональным программам.

В настоящее время выпускник должен не только иметь высокий уровень профессионализма и быть всесторонне развитым человеком, но и обладать профессиональной мобильностью, готовностью к профессиональному ...

Готовность студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности

Статья освещающая проблемы готовности студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной деятельности. Данная статья  может быть предназначена ...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума»

Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе   техникума» направлена на формирование мотивации ...

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕУраимова Г.У.Научный руководитель: О.В. ШараеваГосударственное бюджетное профессиональное образовательное...