Главные вкладки

    Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума»
    методическая разработка

    Усова Наталья Анатольевна

    Авторская программа «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе   техникума» направлена на формирование мотивации педагогической леятельности у студентов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_raboty_pedagoga_usova_n.a.doc142 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»

    АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ: УСОВА НАТАЛЬЯ

    АНАТОЛЬЕВНА

    П. КОММУНАР, 2019 Г.

    Содержание

    Стр.

    1. Пояснительная записка                                                                                 3
    2.  Организация образовательного процесса по реализации авторской программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном  процессе  техникума»          6
    3.  Содержание программы                                                                              8
    4. Список используемых источников                                                              12

    1. Пояснительная записка

    Глубокие социальные и  экономические преобразования,  происходящие в нашем обществе, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. В современном мире возрастает ценность и значимость образования, постоянно возрастают требования к качеству подготовки  выпускника. Все больше требуются специалисты, не только обладающие суммой определенных профессиональных знаний и умений, но и имеющие богатый потенциал личностных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию и саморазвитию обучающихся в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей сознательной жизни.

    Кризис, нравственности и социальной ответственности, наблюдаемый в обществе, обнаруживает необходимость выработки новых ценностных ориентиров и форм поведения, пересмотра и нормативного проектирования системы воспитания молодого поколения с учетом нравственных и экологических требований к его функционированию в социальной и природной среде.

    Техникум – учреждение среднего профессионального образования, направленное на создание оптимальных условий для личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания молодого  поколения. Как показывает практика, эффективность данной профессионализации формирующихся педагогов напрямую зависит от направленности образовательного  процесса техникума, осуществляемого как преподавателями разных дисциплин, так и преподавателем педагогики. Основным новообразованием раннего юношеского возраста, типичного для наших студентов, является сформированная у них психологическая готовность к самоопределению.

    В свою очередь, эта направленность на самоопределение зависит от развитой способности юношей и девушек к целеполаганию, как одному из важнейших звеньев саморегуляции, позволяющему увидеть собственные содержательно наполненные личностные и профессиональные перспективы будущего.

    Модель личности выпускника, согласно концепции воспитания нашего техникума выглядит следующим образом (схема 1):

    Схема 1. Модель личности выпускника

    Согласно данной модели, одним из направлений  учебно-воспитательной деятельности является  развитие профессиональной  педагогической мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенций, развитие профессиональных качеств личности, применение в практической деятельности профессиональных знаний, умений и навыков.

    Все это делает актуальным обращения к проблеме развития мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе  техникума, формирование представлений студентов о профессиональной деятельности педагога.

    Миссия любого преподавателя, а также особенно преподавателя педагогики заключается  в создании условий для развития профессиональной  педагогической мотивации студентов. В первую очередь интерес к этому направлению определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

    Важную роль в становлении будущих педагогов играют мотивы профессиональной педагогической деятельности, в частности социальные, к которым относятся: чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя, любовь к детям и другие.

    Таким образом, актуальность выбранного направления внеурочной деятельности по педагогике связана с кардинальными изменениями в  социокультурной и экономической сферах жизни нашего общества.

    Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном процессе техникума, личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания.

    Задачи программы: 

    • Способствовать  адаптация нового набора  к  условиям обучения и воспитания в техникуме.
    • Развитие профессиональной педагогической мотивации студента – будущего педагога и формирование  у  студентов  «Я-концепции» как средства профессионального становления.
    • Способствование повышению мотивации у студентов к изучению учебных предметов общей  профессиональной направленности.
    • Содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности студентов и педагогическая поддержка в их нелегком вхождении в общественную жизнь.
    • Формирование компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.
    • Развитие креативных способностей, сообразительности,  коммуникабельности.

    2. Организация образовательного процесса по реализации авторской программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном  процессе  техникума»

    Работа по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов в образовательном  процессе  техникума» включает в себя следующие модули:

    1. «Я познаю себя » (диагностическая работа).

    2.   Информационная работа.

    3. Коллективно-творческие дела, конкуры, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления.

     Планирование работы  по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе  техникума»:

    Наименование разделов (Модулей)

    Практика

    Кол-во часов

    Теория

    Кол-во часов

    1.

    «Я познаю себя» (диагностическая работа)

    Раздел 1.- 1 курс

    Раздел 2.- 2 курс

    Раздел 3.- 3 курс

    Раздел 4.- 4 курс

    4

    4

    4

    4

    Всего: 16

    16

    2.

    Информационная работа

    Раздел 1.- 1 курс

    Раздел 2.- 2 курс

    Раздел 3.- 3 курс

    Раздел 4.- 4 курс

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    2

    Всего: 17

    9

    8

    3.

    Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления.

    Раздел 1.- 1 курс

    Раздел 2.- 2 курс

    Раздел 3.- 3 курс

    Раздел 4.- 4 курс

    2

    4

    3

    5

    2

    1

    1

    Всего: 18

    14

    4

    Механизмами осуществления программы «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе  техникума» являются:

    • Функционирование органов самоуправления.
    • Экскурсии в ДОУ (школу).
    • Дебаты, тренинги.
    • Внеклассные мероприятия, классные часы – размышления, КТД.
    • Общетехникумовские  мероприятия (традиции техникума)
    • Педагогическая поддержка каждого студента группы силами самих студентов.

    Комплекс необходимых организационно – педагогических условий реализации программы:

    1. Осуществление и поддержка педагогом эффективной и плодотворной работы каждого студента.
    2. Ориентирование  на активные формы и методы обучения.
    3. Использование в образовательном  процессе нетрадиционных форм обучения и воспитания.
    4. Использование разнообразных  форм внеурочной деятельности.
    5. Регулярное проведение научных  исследований.
    6. Осуществление экспертизы качества образовательного процесса и качества подготовки выпускника.

    Перечисленные модули, механизмы реализации программы, условия характеризует возможности студента решать в условиях воспитания и  обучения задачи, близкие к реальным условиям  профессиональной деятельности, а после окончания техникума успешно включаться в работу  по специальности.

    3. Содержание программы

    1 курс

    1 модуль: 

    «Я познаю себя » (диагностическая работа)

            Содержание мероприятий        

    Сроки проведения

     Дифференциально-диагностический опросник: «Я предпочту»

    сентябрь

     Активизирующий опросник: «Престижная профессия» 

    ноябрь

     Мотивы педагогической деятельности (тестирование)

    январь

    Тренинговое занятие № 1«Познай себя»

    март

                                                   2 модуль: 

    Информационная работа

    Встреча с педагогом – психологом (Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу техникума)

    октябрь

    Классный час на тему: «Каким должен быть педагог»

    декабрь

    Встреча с заведующим ДОУ (директором школы), с целью знакомства с будущей профессией

    февраль

    Экскурсия в ДОУ (школу) - знакомство с деятельностью воспитателя (учителя)

    апрель

    3 модуль: 

    Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

    Внеклассное мероприятие на тему:  «Профессиональные качества педагога»

    сентябрь

    Внеклассное мероприятие на тему:  «Педагогическая этика»

    ноябрь

    Создание мини-проекта «Детский сад будущего» («Школа будущего»)

    апрель

    Тренинговое занятие «Как избежать конфликтов»

    май

    2 курс

    1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа)

            Содержание мероприятий        

    Сроки проведения

    Игровое упражнение «Кто есть кто?»

    сентябрь

     Педагогическая игра «Кто, что, где?»

    ноябрь

    Игровое упражнение «Профессия на букву…»

    январь

    Тренинговое занятие № 2 «Познай себя»

    март

                                                   2 модуль: 

    Информационная работа

    Помощь в выборе специализации по профессии

    сентябрь

    Внеклассное мероприятие на тему: «Школа радости» (знакомство с деятельностью выдающихся педагогов)

    декабрь

    Экскурсия в ДОУ (школу) - оказание помощи в изготовлении наглядного материала к занятиям

    февраль

    Внеклассное мероприятие на тему: «Педагогическая деятельность М. Монтессори и других выдающихся педагогов»

    апрель

    3 модуль: 

    Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

    Тренинговое занятие «Познай своего товарища»

    октябрь

    Подготовка и проведение КТД «Новогодняя сказка» для детей ДОУ (школы)

    ноябрь

    Педагогический КВН: «Что, где, когда?»

    март

    Конкурс педагогического мастерства:  «Какие они педагоги»

    май

    3 курс

    1 модуль:

     «Я познаю себя» (диагностическая работа)

            Содержание мероприятий        

    Сроки проведения

    Упражнение «Какой я»

    сентябрь

    Упражнение Ключи» (по К.Фопелю)

    ноябрь

    Упражнение «Звездный час» (по Н.С. Пряжникову)

    декабрь

    Тренинговое занятие № 3 «Познай себя»

    февраль

                                                   2 модуль: 

    Информационная работа

    Внеклассное мероприятие на тему: «Педагогическая деятельность выдающихся педагогов»

    сентябрь

    Современные проблемы воспитания детей ДОУ (школы) - деловая игра

    октябрь

    Обсуждение Закона «Об образовании»

    февраль

    Участие в научно-практической конференции техникума по проблемам воспитания и обучения детей ДОУ (школы)

    май

    3 модуль: 

    Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

    Тренинговое занятие «Умеешь общаться сам, научи других»

    октябрь

    Интеллектуально-педагогическая игра: «Знатоки педагогики»

    декабрь

    Подготовка и проведение КТД для детей ДОУ (школы) - шефская помощь

    в течение года

    Классный час на тему: «Педагогическое мастерство воспитателя ДОУ (учителя начальных классов)»

    апрель

    4 курс

    1 модуль: 

    «Я познаю себя » (диагностическая работа)

            Содержание мероприятий        

    Сроки проведения

    «Жизненный и профессиональный кодекс педагога» (по С. Ю. Смагиной)

    сентябрь

    Мотивы педагогической деятельности (тестирование)

    ноябрь

    «Профессиональные стереотипы» (по Л.В. Тарабакиной)

    декабрь

    Тренинговое занятие № 4 «Познай себя»

    февраль

    2 модуль: 

    Информационная работа

    Классный час на тему:  «Кем в дальнейшем нам бы стать» -дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников.

    сентябрь

    Внеклассное мероприятие «Бесценное имя – Учитель!»

    ноябрь

    Встреча с выпускниками техникума. Информация об опыте работы выпускников (беседа-диалог)

    февраль

    «Мое впечатление о педагогической практике» (беседа-диалог)

    май

    Участие в научно-практической конференции техникума по проблемам воспитания и обучения детей ДОУ (школы)

    апрель

    3 модуль: 

    Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов, их профессионального становления

    Мастер-класс: « Образование в будущем»

    октябрь

    Конкурс педагогического мастерства «Шаг в профессию»

    декабрь

    Участие в фотоконкурсе «Я и моя профессия»

    декабрь

    Тренинговое занятие - практикум «Разрешение педагогических конфликтных  ситуаций»

    в течение года

    Подготовка и проведение КТД для детей ДОУ  (школы) - шефская помощь

    в течение года

    Классный час на тему: «Моя будущая профессия» - дискуссионный практикум по профориентации и дальнейшему трудоустройству выпускников.

    май

    Программа  «Развитие мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов  в образовательном процессе   техникума» рассчитана на четыре года обучения.

    4. Список используемых источников

    1. Гирба, Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности [Текст] / Е.Ю. Гирба. – М., 2010.
    2. Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся/ 6-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] /  Н.И. Дереклеева. -  М.: Вако, 2006.
    3. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф.  Дик.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 
    4. Жернов, В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. … д-ра пед. наук / В.И. Жернов. – Магнитогорск, 1999.
    5. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] /  Н.В.Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990.
    6. Кузьмина, Н.В., Реан, А.Л. Профессионализм педагогической деятельности [Текст] /  Н.В.Кузьмина, А.Л. Реан. –  СПб., 1993.
    7. Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ИПЛ, 1971. – 217 с.
    8. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К.  Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд Знание, 1996.
    9. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. –  М.: Просвещение, 1993.
    10. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М.  Митина. – М.: Флинта, 1998.
    11. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М.  Митина. – М.: Дело, 1994.
    12.  Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие /  С.Д. Неверкович; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Высш. шк., 1995. – 207 с.
    13.   Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей [Текст] /    Ольшанский В.Б. – М.: Изд-во Онега, 1994.
    14.  Пряжников, Н.С. Профориентационная работа в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / 8-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] /  Н.С. Пряжников. -  М.: Вако, 2006.
    15. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. Пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004.
    16. Сластенин, В.А., Мажар, Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической профессии [Текст] /  В.А. Сластенин, Н.Е. Мажар. –  М., 1991.
    17. Хиртова, Т.В.  Формы профессионального обучения педагогов [Текст] /  Т.В.  Хиртова. –  Волгоград, 2008.
    18. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] /  В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1982.

    Интернет-ресурсы:

    http://www.detskiysad.ru 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

    В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики  традиционных  и  инновационных педагогических технол...

    Об особенностях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

    В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний ...

    Методическая разработка на тему: "Использование традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

    Понятие педагогических технологий, использование литературы. Анализ традиционных и педагогических технологий. Перечень используемых технологий с примерами....

    Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"

    В статье рассматривается проблема  развития мотивации  профессиональной педагогической деятельности  будущего учителя....

    Современные педагогические технологии в образовательном процессе

    Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшен...

    Статья " Прогрессивные педагогические технологии в образовательном процессе"

    Интерес к изучению проблемы психологической готовности вызван тем, что это одна из ключевых проблем психологии - становления личности, в которой "психологическая готовность" рассматривается:...

    Учебная мотивация как фактор повышения качества образовательного процесса

    В статье отражены понятие мотивации, ее типы, приведены результаты двух проведенных исследований в техникуме....