Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

    Кочубей Наталья Владимировна

    В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.

    Отражены характеристики  традиционных  и  инновационных педагогических технологий

    Проведён сравнительный анализ и использование технологий в практической педагогической деятельности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovatsionnye_pedagogich._tehnologii._publikatsiya.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование  традиционных и инновационных

    педагогических технологий в образовательном процессе

             Известно, что во второй половине XX и в начале XXI века, огромное значение приобретает создание обучающей системы, которая была бы ориентирована на актуализацию богатого личностного потенциала учащихся.   А это, в свою очередь, явилось причиной того, что одним из наиболее значимых направлений модернизации современного процесса обучения становится внедрение технологического подхода .

       Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии. ,

               Для определения значимости традиционных и инновационных педагогических технологий определим само понятие «педагогическая технология».

    Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения. Исходя из педагогической  и практической практики : «педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели» .

            Обратимся к пониманию дефиниций «традиционная педагогическая технология» и «инновационная педагогическая технология».

             К традиционным педагогическим технологиям исследователи  относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).

    Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях .Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностически направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.

                Теперь перейдем к описательному анализу традиционных и инновационных педагогических технологий, который будет базироваться на следующих критериях:

    1. краткая характеристика технологии;

    2. составные элементы технологии;

    3. эффективность использования технологии.

           Заключительная составляющая анализа будет представлена в виде выводов по рассматриваемой проблеме.

          Итак, обратимся к краткому рассмотрению традиционных педагогических технологий, к которым относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и др. .

    Формирующая технология

    (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)

    1. Как следует из названия, данные технологии представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе лежит информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное на организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

    2. Составными элементами являются: сообщение темы и целей обучения, актуализация ранее изученных знаний, организация восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий, закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач, контроль и оценка усвоенного материала.

    3. Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить, что она экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога.

    Обобщенная технология развивающего обучения

    1. В основе технологии  – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей.

    2. Составные элементы этой технологии – 1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности); 2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения; 3) рефлексивная деятельность учащихся; 4) активно-деятельностная позиция школьника; 5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.

    3. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения.

    Проектная технология (метод проектов)

    1. Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

    2. Элементы технологии представлены достаточно широко. Выделим основные фазы: 1) представление темы проекта: выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей («мозговой штурм»); 2) избрание проблемы: самостоятельное формулирование проблемы и определение целей исследования; 3) формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование; 4) планирование работы: обсуждение, принятие проблем; 5) Осуществление проекта; 6) Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем; 7) Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.

    3. Особенно эффективной данная технология является в системе профессионального образования.  

    Игровые технологии

    1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются: психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» ребенка; игра как свобода личности.

    2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры (?).

    3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.

                 Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий, к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно), технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.

     

    Технология «Дебаты»

    1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.

    2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.

    3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.

    Технология «Кейс-стади»

    1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Учащиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.

    2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.

    3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т.к. развивает практическое мышление.

    Технология проблемного обучения

    1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность учащихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.

    2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций: учитель сам подводит школьников к противоречию, предлагая им решить проблему; педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон; ставит конкретнее вопросы и др. К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.

    3. В ходе решения проблемных ситуаций ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.

    Технология «Портфолио»

    1. «Портфолио» – это технология аутеничного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.

    2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.

    3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.

                    Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.

                Традиционные педагогические технологии характеризуются:

    -ориентацией на научность в изложении материала;

    -организационной четкостью педагогического процесса;

    -упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);

    -учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);

    -ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;

    -постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.

             При этом:

    -шаблонное построение уроков;

    -отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;

    -трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;

    -уравнительный подход ко всем школьникам;

    -организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;

    -субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками;

    -ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

                  В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:

    -обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

    -обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

    -меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

    -формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

    -обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

    -являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

    -ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.

                   Исходя из вышеперечисленных характеристик, возможно сделать следующий вывод, что современные педагогические технологии, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

    В данной работе  раскрываются педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающего....

    Статья на тему: Использование элементов информационно-коммуникационных технологий в преподавании естественных наук

    В современных условиях, когда человечеством осуществляется переход в информационное общество, определяющими становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную дея...

    Применение инновационных технологий в образовательном процессе

    В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...

    Методическая разработка на тему: "Использование традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

    Понятие педагогических технологий, использование литературы. Анализ традиционных и педагогических технологий. Перечень используемых технологий с примерами....

    ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

    Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...

    2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

    2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

    Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

    На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...