Внешнеэкономическая деятельность: учебно-методический комплекс
методическая разработка на тему

Колледж предпринимательства и социального управления

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность» (требования Государственного стандарта по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность», структура и содержание предмета, учебно-тематический план лекционных и практических занятий, темы рефератов, вопросы для самоконтроля, итоговый тест, вопросы к зачету, основная и дополнительная литература по дисциплине).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, специальности «Менеджмент».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_ved.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

Колледж предпринимательства и социального управления

Кафедра _____________________________

Утверждено

  научно-методическим советом

     «Колледжа предпринимательства

      и социального управления»

       «____» __________ 2009 г.

      Протокол № ___________

Чудинова Любовь Михайловна

Внешнеэкономическая деятельность

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности 080501

«Менеджмент», 3 курс, очная и

заочная формы обучения

Екатеринбург, 2009 г.

Внешнеэкономическая деятельность: учебно-методический комплекс

Составитель: Чудинова Л.М.            КПиСУ. 2009.  57 с.

        В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность» (требования Государственного стандарта по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность», структура и содержание предмета, учебно-тематический план лекционных и практических занятий, темы рефератов, вопросы для самоконтроля, итоговый тест, вопросы к зачету, основная и дополнительная литература по дисциплине).

        Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, специальности «Менеджмент».

        Составитель: Чудинова Л.М.

        Рецензенты: ______________

                                  ______________

Рекомендовано научно-методическим советом колледжа по специальности «Менеджмент» в качестве учебно-методического комплекса

(протокол №__  от «___»  ___________ 2009 г.)

Введение

        Учебная дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080501 «Менеджмент». Она изучается с учетом знаний студентов по предшествующим дисциплинам «Экономическая и социальная география мира», «Основы экономической теории», «Менеджмент».

        В настоящее время, когда Россия все более интегрируется в мировую экономику и торговлю, потребность в специалистах, свободно ориентирующихся в различных аспектах, связанных с организацией и регулированием ВЭД, является особенно актуальной.

Подготовка таких специалистов требует разработки учебно-методических пособий, имеющих как теоретическую, так и практическую направленность, и соответствующей методики изучения дисциплины, направленной на формирование у студентов потребности к профессиональному совершенствованию.

Цель данной дисциплины – дать студентам знания и привить практические умения об основных формах и методах внешнеэкономической деятельности с зарубежными партнерами, ознакомить их с организацией и техникой проведения внешнеторговых операций.

Это определило структуру, содержание УМК, методику изучения дисциплины, построенной на сочетании проработки теоретических основ ВЭД (30 лекционных часов), практических занятий (4 час.) и самостоятельной работы студентов.

Раздел «Содержание дисциплины по темам» является основным в УМК, включает 12 тем и строится на последовательном, логически

оправданном изучении вопросов о современных формах и методах международного сотрудничества в условиях вхождения России в систему мирохозяйственных связей, об особенностях осуществления внешнеторговых операций, правилах выполнения предконтрактной работы и экономико-правовых основах оформления международных сделок купли-продажи.

«Методические рекомендации», включая «Вопросы для самоконтроля», разработаны по всем темам дисциплины и структурно включены в основной раздел УМК. Это позволило нацелить методические указания на те ключевые положения конкретных тем ВЭД, по которым у каждого студента в результате их изучения должно сложиться четкое представление по осуществлению торгово-экономической, валютно-финансовой, научно-технической деятельности с зарубежными контрагентами.

Для обеспечения оптимального соотношения в усвоении студентами теоретических и практических аспектов учебного материала, а также в целях расширения возможностей применения полученных ими знаний в различных областях будущей профессиональной деятельности предусмотрено наряду с лекционными занятиями выполнение практических заданий.

С целью осуществления проверки усвоения материала и контроля знаний и умений по дисциплине в целом предусмотрен оперативный и итоговый контроль. В УМК включен «Итоговый тест» и «Перечень вопросов к зачету по дисциплине».

Учитывая специфику дисциплины ВЭД, включающей большое число понятий и терминов, в том числе иностранного происхождения, в УМК приводится «Словарь терминов».

В «Список литературы» включена основная и дополнительная литература, что имеет важное значение для организации самостоятельной работы студентов по изучаемой дисциплине.


2 Программа учебной дисциплины

2.1.  Учебно-тематический план дисциплины (распределение часов)

№ п/п

Название темы

Форма обучения

Очная

Заочная

Всего

Лекций

Практические занятия

Самостоятельная подготовка

Всего

Лекций

Практические занятия

Самостоятельная подготовка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Глобализация современного мира.

Роль и место РФ в процессах глобализации

2

2

1

1

1

2

ВЭД. Понятие. Принципы. Значение. Факторы развития. Система регулирования и управления ВЭД в мире, в РФ, в регионе. Законодательная база ВЭД

4

4

1

1

3

Мировой рынок, его конъюнктура. Ценообразование в мировой торговле

2

2

1

1

4

Таможенное дело в РФ. Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

4

3

1

2

1

1

5

Организация и техника коммерческих операций на международных биржах, аукционах, торгах

6

5

1

1

2

1

1

6

Транспортное обеспечение ВЭД. Базисные условия поставок

2

2

1

1

1

1

7

Валютно-финансовые вопросы ВЭД

2

2

1

1

8

Внешнеторговый контракт

6

4

2

1

2

1

1

9

Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ)

2

2

1

1

10

Международная торговля научно-техническими достижениями

2

2

1

11

Торгово-посреднические операции на внешнем рынке

2

2

1

1

12

Свободные экономические зоны (СЭЗ)

2

1

Зачет

2

2

Итого

36+9

30

4

9

12+6

7

3

6


2.2.  Содержание дисциплины по темам.

Методические рекомендации. Вопросы для самоконтроля

  1.  Тема: Глобализация современного мира.

Роль и место РФ в процессах глобализации

        Глобализация. Понятие. Предпосылки. Формы. Интернационализация хозяйственной жизни. Основные формы всемирных экономических отношений (ВЭО). Вхождение РФ и Свердловской области в процессы мировой интернационализации и интеграции.

        Методические рекомендации

        Студент должен понимать, что современный мир очень быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. Поэтому в настоящее время возрастает значение дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД).

        На протяжении XX в. шел процесс кардинального изменения мировой экономики. В ней появились новые черты и особенности, главной из которых к началу XX в. стала глобализация всех сторон жизни.

        Глобализация – высшая стадия процесса интернационализации экономической жизни, когда черты целостности мирового хозяйства, взаимосвязанности всех его элементов проявляются на глобальном, общепланетарном уровне.

        Предпосылки формирования глобализации:

  • Борьба за источники сырья и рынки сбыта готовой продукции;
  • Гигантский рынок дешевой рабочей силы;
  • НТР, которая сделала возможным разделение технологического процесса производства продукции и размещение отдельных фаз в разных странах;
  • Сокращение издержек на транспорт и связь;
  • Создание информационной экономики;
  • Свободное циркулирование интеллектуальных и финансовых ресурсов;
  • Образование и деятельность ТНК, которые в настоящее время контролируют более 60% всей мировой торговли. Инструментами глобализации являются либерализация, приватизация и открытость экономики большинства стран мира.

Студент должен понимать, что признание международными институтами РФ страной с рыночной экономикой, сотрудничество РФ с крупнейшими финансовыми институтами, создание юридической, правовой базы ВЭД, либерализация внешней торговли и валютного рынка – это условия для вхождения РФ в мировое интеллектуальное пространство.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем сущность процессов глобализации современного мира?
  2. В каких формах проявляются ВЭО?
  3. Каковы условия и проблемы вхождения РФ в процессы интернационализации мирового хозяйства?

  1.  Тема: ВЭД. Понятия. Принципы. Значение. Факторы развития. Система регулирования и управления ВЭД в мире, в РФ, в регионе. Законодательная база ВЭД

ВЭД и внешние экономические связи (ВЭС). Различие понятий. Формы

ВЭС. Факторы развития ВЭД. Принципы. Значение ВЭД для экономики РФ. Система регулирования и управления ВЭД в мире, в РФ, регионе. Законодательная база ВЭД. Субъекты ВЭД.

        Методические рекомендации:

        Студент должен понимать различия ВЭД и ВЭС, знать основные формы ВЭС, их суть.

ВЭД – это внешнеэкономическая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. ВЭД осуществляется между субъектами хозяйственной деятельности разных стран и имеет место как на территории страны регистрации субъекта, так и за ее пределами.

ВЭС – это совокупность форм, средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ МГРТ для повышения экономической эффективности хозяйственной и предпринимательской деятельности. Формы ВЭС: внешняя торговля, международные производственные, инвестиционное, научно-техническое, валютно-финансовое сотрудничество, экономическое и техническое содействие.

ВЭД и ВЭС соотносятся между собой как категории «содержание»и «форма».

Студент должен иметь четкое представление о принципах и значении ВЭД в развитии экономики РФ, о государственном регулировании ВЭД посредством законодательных актов, международных договоров, таможенных кодексов, организационных форм, включая международный, национальный, региональный уровни.

Принципы ВЭД:

  1. Единство внешней, внутренней политики и систем государственного и негосударственного регулирования и контроля ВЭД.
  2. Перенос центра регулирования ВЭД с административных на экономические методы.
  3. Четкое разграничение прав и ответственности федерации и ее субъектов в области управления ВЭД.

Значение:

  1. Использование ВЭД для ускорения создания в РФ развитой рыночной экономики.
  2. Повышение производительности труда и качества национальной продукции.
  3. Доступ российских предприятия на мировые рынки.
  4. Защита внешнеэкономических интересов РФ, защита внутреннего рынка.
  5. Создание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с международными организациями и государствами.

На международном уровне организующую роль в регулировании ВЭД

выполняют учреждения и организации под эгидой ООН. Ведущий орган ООН в экономической сфере ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, цель которой – содействие установлению единого порядка функционирования мирового рынка. Этом же целям служит ВТО,  деятельность которой направлена на либерализацию мировой торговли.

        Законодательная база ВЭД в РФ

Федеральные законы: «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» (2003 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.), «Таможенный кодекс Российской Федерации» (2003 г.), «О специальных защитных и компенсационных мерах при        импорте товаров»,  а также подзаконные акты, задействованные в правовом регулировании внешнеторговой деятельности.

        Государственное регулирование ВЭД

        В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ» определены функции Президента РФ, законодательной и исполнительной властей в регулировании ВЭД. Студенту даются знания о негосударственном регулировании ВЭД, о внешнеэкономической деятельности на уровне региона.

        Негосударственное регулирование ВЭД осуществляется через деятельность торгово-промышленной палаты РФ и ее региональных отделений во всех крупных административных центрах РФ.

        Внешнеэкономическая деятельность на уровне региона законодательно обговаривается в ст.72 Конституции РФ … «Международные и внешнеэкономические связи РФ находятся в совместном ведении РФ и субъектов». Разграничение полномочий определенно федеральным законом и подзаконными актами.

        Организационная структура ВЭД Свердловской области.

        Представительство федеральных органов на территории Свердловской области:

  1. Представительство МИД в г. Екатеринбурге.
  2. Управление Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли по Уральскому региону.
  3. Таможенные органы на территории Свердловской области.
  4. Уральский региональный центр по валютному контролю.
  5. Уральская торгово-промышленная палата.

Органы регулирования и управления ВЭД в Свердловской области:

  1. Губернатор Свердловской области
  2. Законодательное собрание и Правительство Свердловской области
  3. Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области.
  4. Комитет внешних связей администрации города Екатеринбурга.
  5. Свердловский областной  Союз промышленников и предпринимателей

Основные направления ВЭД Свердловской области:

  • Определение стратегии в области ВЭД;
  • Координация деятельности всех хозяйственных организаций по ВЭД;
  • Привлечение иностранных инвестиций;
  • Аккредитация представительств иностранных фирм;
  • Открытие консульств и торговых представительств зарубежных стран (в настоящее время около 20);
  • Подготовка и реализация программ с участием иностранных компаний;
  • Оформление соглашений о создании совместных предприятий.

Участники ВЭД как субъекты государственного регулирования.

        Участники ВЭД по профилю, по характеру внешнеторговых операций, по организационно-правовым формам.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как вы понимаете выражение: ВЭД и ВЭС соотносятся между собой как категории «содержание» и «форма»?
  2. Какие международные организации играют ведущую роль в регулировании ВЭД?
  3. Почему Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации» (2003 г.) является определяющим документом в регулировании ВЭД в РФ?
  4. Какие органы в Свердловской области выполняют функции управления и регулирования ВЭД?

  1. Тема: Мировой рынок, его конъюнктура.

Ценообразование в мировой торговле

        Мировая торговля. Понятие. Значение. Конъюнктура. Основные тенденции современного этапа мировой торговли. Типы внешнеторговой политики. Ценообразование на мировом рынке. Товарообменные операции, средства их осуществления. Методы международной торговли.

        Методические рекомендации

        Студент должен иметь четкое представление о мировой торговле как основной форме осуществления ВЭД, о тенденциях современного этапа мировой торговли, типах внешнеторговой политики, конъюнктуре мирового рынка.

        Мировая торговля представляет собой процесс купли-продажи между продавцами и покупателями-гражданами разных стран. Она включает в себя экспорт и импорт товаров. Товарный экспорт способствует росту ВВП, совокупного спроса, дополнительных рабочих мест, становится источником притока иностранной валюты в страну. Импорт расширяет удовлетворение потребностей страны, придает развитию экономики больший динамизм.

        Студент должен знать сущность товарообменных операций (импортные, экспортные, реэкспортные, реимпортные, бартерные, встречные закупки, основные и вспомогательные), средства их осуществления (договорная практика).

        Иметь представление о главных методах международной торговли:

  • Торговля напрямую;
  • Через посредников;
  • Косвенный (биржи, международные аукционы, торги).

Отличительные особенности, преимущества и недостатки каждого из методов, а также коренные отличия рыночного ценообразования от централизованного установления цен.

Вопросы дл самоконтроля:

  1. Какие тенденции мировой торговли обусловлены достижениями НТР?
  2. Что такое либерализация и протекционизм в мировой торговле?
  3. Чем отличаются товарообменные операции «Экспорт - импорт», «Реэкспорт – реимпорт»?
  4. Какие показатели определяют конъюнктуру рынка?

  1. Тема: Таможенное дело в РФ.

Тарифное и нетарифное регулирование ВЭД

        Основные документы таможенного регулирования РФ. Функции. Таможенные органы РФ, их соподчиненность. Таможенные процедуры, их порядок. Методы тарифного и нетарифного регулирования ВЭД.

        Методические рекомендации

        Студент должен иметь представление о структуре таможенных организаций РФ, их функциях, знать основные таможенные процедуры (таможенные платежи, таможенное оформление, таможенный контроль).

        Основным документом при экспортно-импортных операциях является таможенная декларация, так как в ней определены:

  • Документы об экспортере;
  • Пакет товаросопроводительных документов.

Студент должен иметь четкое представление о порядке таможенных

процедур, о таможенном тарифе, пошлинах, их различиях по разным основаниям, об изменениях в ставках экспортного и импортного тарифов в РФ во времени.

        Студент должен знать значение и суть нетарифных методов регулирования ВЭД. Несмотря на усилия ВТО, в последние годы нетарифные ограничения резко возросли и регулируют более половины потоков мировой торговли. Правительства многих стран мира широко используют административные методы нетарифного регулирования (квоты, лицензии, ДЭО, эмбарго), экономические (налоги, сборы, валютные ограничения), меры содействия экспортерам (субсидии, страхование, кредитование, налоговые и иные льготы). С целью продвижения товара на внешний рынок за счет продажи его по ценам ниже рыночных используются демпинг.

        Студент должен понимать, что все эти методы, с одной стороны, ограничивают импорт и защищают национального товаропроизводителя, с другой – способствуют выходу национального производителя на мировой рынок.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите основные функции таможенной службы РФ.
  2. С 1 января 2009 г. в РФ введены повышенные импортные пошлины на ввоз подержанных иномарок автомобилей. Какие методы регулирования ВЭД использованы? Назовите виды используемых импортных торговых пошлин по разным основаниям.
  3. В середине 2008 г. Правительство РФ приняло решение о введении эмбарго на поставки куриного мяса из США (по санитарным соображениям). Какой из методов регулирования ВЭД использован?

2.2.5.  Тема: Организация и техника коммерческих операций на международных биржах, аукционах, торгах

        Особенности каждой из форм международной конкурсной торговли (международные биржи, аукционы, торги) по критерия: участники, объект, предмет, функции, структура, порядок торговли (этапы проведения), внешнеторговые операции, их суть. Основные центры биржевой, аукционной торговли, проведения международных торгов.

        Методические рекомендации

        Студент должен различать особенности каждой из форм международной конкурсной торговли, понимать:

  • Суть внешнеторговых операций на мировых торговых биржах. Биржевые сделки на реальный товар и на несуществующий товар (срочные) различаются по целям и дают возможность биржевым игрокам осуществлять спекулятивные цели, а покупателям через посредников заключать контракты купли-продажи и проводить операцию хеджирования (страхования);
  • Особенности лизинга (долгосрочной аренды);
  • Последовательность оформления аукционных сделок;
  • Суть и порядок международных торгов (тендеров) с последующим подписанием контракта купли-продажи.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В каких крупнейших городах мира находятся центры мировой конкурсной торговли?
  2. Чем характеризуются операции, совершаемые на международных биржах?
  3. В чем особенности операций на международных аукционах?
  4. Каким образом размещаются заказы через международные торги за рубежом и на территории РФ?

2.2.6.  Тема: Транспортное обеспечение ВЭД.

Базисные условия поставок

        Организация международных перевозок основными видами транспорта. Содержание транспортных операций ВЭД. Базисные условия поставок. Система «Инкотермс – 2000». Состав расходов, связанных с транспортировкой. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя. Расчет экспортной цены в зависимости от базисных условий.

        Методические рекомендации

        Студент должен иметь представление об организации международных перевозок разными видами транспорта.

        Знать основные особенности базовых условий поставок товаров в международных договорах купли-продажи.

Базисные условия поставки товаров – это определенные правила, которые упрощают обмен товарами. Для унификации условий поставки Международная торговая палата изучила Международные правила толкования торговых условий, известных как «Инкотермс». В 2000 г. принята седьмая редакция этого документа, правила были изменены, дополнены в соответствии с текущей практикой международной торговли.

        Иметь четкое представление о содержании транспортных операций и переходе расходов и рисков с продавца на покупателя в соответствии с базисными условиями поставки товаров.

        Студент должен знать методику расчета экспортной цены в зависимости от базовых условий. Таможенное обслуживание ВЭД, таможенный контроль, таможенное оформление грузов, содержание таможенной декларации, таможенные тарифы и платежи.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «базисные условия поставок товара».
  2. Какие четыре группы базисных условий поставки товаров перечислены в сборнике «Инкотермс-2000»?
  3. Каковы обязанности продавца и покупателя при использовании ими базисных условий поставки групп Е, Д?

  1. Тема: Валютно-финансовые вопросы ВЭД

Мировая валютная система. Современное состояние. Валюта, валютный курс; факторы, влияющие на валютный курс, экономические последствия изменения валютного курса. Основы валютного законодательства и регулирования  в РФ.

Основные формы расчетов (банковский перевод, инкассо, аккредитив, по открытому счету, чек, вексель и т.п.). Механизм расчетов, преимущества, недостатки, реквизиты и т.д.

Методические рекомендации

Центральным звеном международных валютно-финансовых отношений выступает валюта как денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товаров и услуг.

Студент должен иметь четкое представление о современной мировой валютной системе как форме организации международных валютных отношений, видах валют, конвертируемости валют:

  • свободная конвертируема валюта: доллар США, евро, японская йена и некоторые другие;
  • частично конвертируемая: рубль РФ и др;
  • замкнутая валюта: в странах с закрытой экономикой.

Важным в валютно-финансовых отношениях является понятие валютного курса – обменное соотношение между двумя валютами, знания факторов формирования валютных курсов на мировом валютном рынке, в том числе основного из них – спроса и предложения.

        Студенты должны иметь представление об основных направлениях валютной политики РФ, которая регулируется Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.), а также целым рядом инструкций Банка России:

  • «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке» (2004 г.);
  • «О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций» (2004 г.) и др.

Студенты должны знать задачи валютного контроля:

  • Контроль за поступлением валютной выручки;
  • Контроль за проведением обязательной продажи определенной части валютной выручки экспортерами;
  • Контроль за поступлением товаров в РФ по импортным операциям и по бартерным контрактам.

Студент должен представлять основу организации международных расчетов, которые основываются на межбанковских корреспондентских отношениях. Это формы сотрудничества между банками, которые находятся в разных странах.

        Студент должен разбираться в основных формах расчетов между продавцом и покупателем (банковский перевод, инкассо, аккредитив, по открытому счету, чек, вексель и т.п.), знать механизм расчетов, преимущества, недостатки каждой из форм.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ?
  2. Определите понятия «конвертируемость валюты», «частичная конвертируемость валюты», «закрытые валюты», «валютный курс».
  3. Объясните, почему в XXI в. возрастает роль облигационных займов, акций и других ценных бумаг на международном рынке капиталов?
  4. Оформите графическую схему проведения расчетно-платежных операций на основе инкассо, аккредитива.

2.2.8.  Тема: Внешнеторговый контракт

        Виды договоров во внешней торговле. Этапы подготовки и заключения контракта купли-продажи. Структура и содержание внешнеторгового контракта. Вводная часть: наименование сторон, цель заключения контракта, место, дата заключения. Предмет договора, срок и дата поставки. Цена товара: размер, валюта, единица измерения товара, способ фиксации цен. Оговорки с повышением или понижением цены. Валютно-финансовые условия контракта – платеж, валюта, форма, срок платежа, способ платежа; способ пересчета валюты цены в валюту платежа. Упаковка и маркировка. Сдача-приемка. Порядок отгрузки. Рекламации. Страхование. Форс-мажорные обстоятельства. Санкции за просрочку в выполнении обязательств (возмещение убытков). Арбитражные и судебные разбирательства споров. Прочие условия внешнеторговых контрактов. Правовые аспекты заключения внешнеторговых контрактов.

        Методические рекомендации

        Студент должен иметь четкое представление об особенностях международного внешнеторгового договора коммерческого характера, его видах (арендные, лицензионные, страховые и др.), о международной законодательной базе – Венской Конвенции ООН о Договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.). Россия присоединилась в сентябре 1991 г.

        Важным является то, что контракт купли-продажи – это основной коммерческий документ, который содержит:

  • Письменную договоренность сторон о поставке товара продавцом;
  • Обязательство покупателя принять этот товар;
  • Уплатить за него денежную сумму;
  • Права и обязанности контрагентов в случае урегулирования спора.

Студент должен понимать цели, содержание деятельности каждого из этапов подготовки и заключения контракта.

Подготовительный: выбор предмета сделки, типа сделки, маркетинговые исследования внешних рынков, анализ по регионам, поиск контрагента, определение фирмы (организации). Организация работы по сбору информации и изучению контрагента. Выбор способа установления контакта с контрагентом.

        Студент должен подробно знать об одном из способов – через коммерческое письмо с предложением вступить в контакт (оферта). В случае акцепта контрагентом предложенной оферты переход к следующему этапу.

        Заключение контракта купли-продажи

        Важность данного этапа определяется проработкой всех частей контракта. Контракт считается заключенным, если он подписан сторонами, юридические адреса которых указаны в контракте.

        Исполнение контракта

Главное в этом этапе: четкое выполнение всех условий контракта продавцом и покупателем.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие способы установления контакта российского товаропроизводителя с контрагентом за рубежом вы знаете?
  2. Какие термины (определения) и понятия отражаются в тексте внешнеторгового контракта?
  3. Какие способы определения качества товара применяются при заключении экспортных и импортных контрактов?
  4. Как в контрактах на экспорт и импорт предусматривается соответствие товара требованиям безопасности (сертификация)?
  5. Что входит в состав технической документации, представляемой продавцом покупателю?
  6. Какие факторы влияют на выбор валюты платежа в экспортных и импортных контрактах?

  1. Тема: Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ)

Правовые основы создания ПИИ, регулирование деятельности на современном этапе. Организационная структура ПИИ.

        Методические рекомендации

        Студент должен знать классификацию фирм, действующих на мировом рынке, их правовое положение. Четко представлять основные этапы создания ПИИ, виды предприятий с иностранными инвестициями (с долевым участием российских и иностранных участников, предприятий со 100% участием иностранного капитала, дочерние фирмы и филиалы иностранных компаний). Правовые аспекты создания ПИИ, регулирование их деятельности на современном этапе.

        Важно понимать организационную структуру ПИИ. Компетенция органов управления ПИИ определяется Гражданским Кодексом РФ, Законом об акционерных обществах РФ. Валютно-финансовое регулирование деятельности ПИИ: финансовые ресурсы, формирование уставного фонда, оценка вкладов партнеров, принципы налогообложения.

        Вопросы дл самоконтроля:

  1. Назовите отрасли хозяйства РФ, которые являются наиболее приоритетными для иностранных инвестиций.
  2. Дайте определение понятия «предприятие с иностранными инвестициями».
  3. Какие проблемы затрудняют создание и функционирование ПИИ в России?
  4. В чем заключаются особенности управлении предприятиями с иностранными инвестициями в РФ?
  5. Что представляют собой прямые инвестиции, их преимущества перед другими формами зарубежных инвестиций?

  1. Тема: Международная торговля научно-техническими достижениями

Основные формы научно-технического сотрудничества. Операции по торговле лицензиями и «ноу-хау», инжиниринговые операции, операции аренды и лизинга.

Методические рекомендации

Студент должен представлять содержание, характер и особенности международного обмена научно-техническими достижениями. Торговые лицензии: понятие «патента» и «лицензии»; предмет лицензионной торговли (изобретения, товарный знак, промышленный образец, ноу-хау), патентные и беспатентные лицензии; особенности лицензионного соглашения. Степень передачи прав, территория, вид патента, возможность обмена усовершенствованиями и др. Организация общей торговли лицензиями. Международный обмен научно-техническими услугами, инжиниринг, его виды.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие формы научно-технического сотрудничества вы знаете?
  2. Охарактеризуйте виды сделок, разработанные Конференцией ООН по торговле и развитию дл регулирования порядка передачи технологий и технологических новшеств.
  3. Каковы основные действия контрагентов при купле-продаже лицензии?
  4. В каких странах с рыночной экономикой сконцентрирована основная часть мирового рынка лизинговых услуг?
  5. Графически представьте схему лизинговых сделок.
  6. Что такое «международный инжиниринг»?

  1. Тема: Торгово-посреднические операции на внешнем рынке

        Понятие и виды торговых посредников (простые, поверенные, комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы и др.). Основные функции торговых посредников. Основные условия договора с посредниками (вид полномочий, условия распоряжения товаром, способы вознаграждения и др.).

        Методические рекомендации

        Студент должен знать значение посреднической деятельности в мировой торговле. Посредники, осуществляющие предпродажную доработку и сбывающие товар, повышают конкурентоспособность продукции по качеству и сроком поставок.

        Важным для студента является знание видов торгово-посреднических фирм: торговые фирмы (торговые дома, экспортные, импортные фирмы, дистрибьюторы и др.), комиссионные фирмы, торговые агенты.

        Отношения производитель-посредник определяются договорами (договор поставки, поручения и др.).

        Студент должен иметь представление о посреднических операциях, их особенностях: дилерские, комиссионные, агентские, фрайчайзинг.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите виды посредников на внешнем рынке.
  2. В каких случаях экспортеру более эффективно использовать посредников?
  3. Оформите графическую схему взаимодействии сторон, участвующих в договорах консигнации, с участием простого посредника (брокера), дистрибьютора.
  4. Какие способы формирования и выплаты вознаграждений посредникам используются в международной торговле?

  1. Тема: Свободные экономические зоны (СЭЗ)

Цели и задачи, принципы создания СЭЗ. Виды, механизм деятельности СЭЗ. Управление СЭЗ. Организационные и экономические меры по привлечению различных видов ресурсов деятельности СЭЗ. СЭЗ в РФ.

        Методические рекомендации

        Студент должен представлять цели, задачи, принципы, механизм деятельности СЭЗ.

        Студенту необходимо обратить внимание на источники финансирования, реализацию принципов самоокупаемости и самофинансирования СЭЗ, на комплекс льгот, предоставляемых отечественным и зарубежным инвесторам в организации СЭЗ и дальнейшей их деятельности (понижение ставки налогов, беспошлинный импорт, экспорт, льготна аренда земли и др.).

        Обратить внимание на новый этап создания СЭЗ в РФ. В 2005-2006 годах Правительство РФ утвердило создание четырех ОЭЗ технико-внедренческого типа, двух ОЭЗ промышленно-производственного типа и семи туристических ОЭЗ.

        Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «свободные экономические зоны», цели их создания.
  2. Какие льготы предоставляют СЭЗ для функционирования их деятельности?
  3. Каковы основные принципы создания СЭЗ?
  4. Свободные (особые) экономические зоны в России.

  1. Перечень практических заданий
  1. 3.1.  Определение таможенной стоимости товаров

(2.2.4.  Тема: Таможенное дело в РФ. Тарифное и нетарифное

регулирование ВЭД)

        Основой для исчисления таможенной пошлины и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров (ст. 322 ТмК РФ).

Таможенная стоимость экспортируемых товаров определяется в соответствии со следующими нормативными актами:

  • раздел III Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе);
  • Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденные
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 500 «0 порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации»;

Правилами определения ТС предусмотрены пятъ методов определения таможенной стоимости  вывозимых товаров, причем второй и последующие методы применяются в случае невозможности использования предыдущего метода определения таможенной стоимости.

Метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами

Таможенная стоимость вывозимых товаров складывается из:

1) цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт;

2) следующих расходов, при условии, что они понесены покупателем, но не включены в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:

а) комиссионных и брокерских вознаграждений;

б) стоимости многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

в) стоимости упаковки;

г) соответствующей части стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров и услуг:

• сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью вывозимых товаров;

• инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве вывозимых товаров;

• вспомогательных материалов, израсходованных при производстве вывозимых товаров;

• инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;

д) лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

е) поступающей продавцу прямо или косвенно части дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории РФ;

ж) налогов (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемых на таможенной территории РФ, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории РФ.

Метод по стоимости сделки с идентичными товарами

Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена приведенным выше методом, те. по цене сделки, то таможенная стоимость определяется по стоимости сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными с таможенной территории Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период, что и оцениваемые товары, а также проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Метод по стоимости сделки с однородными товарами

Метод применяется, если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с идентичным и товарами, и таможенной стоимостью товаров в таком случае является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза из РФ в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемьте товары, и вьвезенными с таможенной территории РФ в тот же или соответствующий ему период, что и оцениваемые товары, а также проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.

Метод сложения

Метод применяется, если невозможно использовать метод по стоимости сделки с однородными товарами, а в качестве основы принимается расчетная стоимость вывозимых товаров, которая определяется путем сложения:

а) суммы расходов, произведенных на изготовление или приобретение материалов, и расходов, произведенных на производство, а также на иные операции, связанные с производством вывозимых товаров;

б) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в Российской Федерации для вывоза в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары.

Резервный метод

Резервный метод предполагает, что при определении таможенной стоимости вывозимых товаров на основе стоимости сделок с идентичньтми или однородными товарами допускается разумное отклонение от

установленных Правилами требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть вывезены в тот же или соответствующий ему период, что и оцениваемые товары.

Таможенная стоимость вывозимых товаров заявляется декларантом в грузовой таможенной декларации (ГТД). Неотъемлемой частью ГТД является декларация таможенной стоимости, формы бланков которой и инструкция о порядке заполнения утверждены приказом ФТС РФ от 1 сентября 2006 г.      № 829.

3.2.   Расчет результата фьючерсных контрактов при применении различных методов хеджирования

(2.2.5.  Тема: Организация и техника коммерческих операций на международных биржах, аукционах, торгах)

3.3.   Составление твердой оферты (firm offer)

(2.2.8.  Тема: Внешнеторговый контракт)

        Составить коммерческое предложение (оферту) иностранному партнеру по следующему плану:

  1. Точное и сокращенное наименование продавца.
  2. Его товарна марка, фирменный знак.
  3. Наименование товара.
  4. Краткая и достаточная характеристика товара.
  5. Предлагаемый объем поставки.
  6. Минимальное количествто поставлемого товара в партии.
  7. Сведения об упаковке.
  8. Условия поставки по ИНКОТЕРМС (базисные условия поставки).
  9. Цена на услових поставки за штуку и за партию.
  10. Сроки поставки.
  11. Порядок оплаты.
  12. Оптова скидка.
  13. Реквизиты продавца.

3.4.   Составление внешнеторговых контрактов

(2.2.8.  Тема: Внешнеторговый контракт)

Приложение


  1. Словарь терминов

К теме 2.2.1.

        Валовой внутренний продукт (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, произведенной на территории данной страны за один год.

Всемирные экономические отношения – совокупность форм, методов, средств международного экономического сотрудничества конкретного государства с другими странами в интересах использования преимуществ МГРТ.

Глобализация – объективный, последовательный процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов, информационных потоков.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) – форма географического разделения труда, выражающяяся в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции, услуг в рамках межгосударственных и международных рынков. Образует основу расширения международной торговли и развитии мирового рынка.

Мировое хозяйство – система международного разделения труда и экономических связей отдельных национальных хозяйств друг с другом. Объединяет в одно целое все международные торгово-экономические, финансовые и другие связи.

Транснациональная корпорация (ТНК) – организационная форма международного бизнеса, состоящая из головной (материнской) компании и ее зарубежных филиалов.

К теме 2.2.2.

        Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Внешние экономические связи (ВЭС) – совокупность форм, средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ МГРТ для повышения экономической эффективности хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование ВЭД – совокупность организационно-правовых, административных, экономических инструментов, обеспечивающих стимулирование национальной экономики за счет преимуществ МГРТ и ее интеграции в мировую экономику, защиту экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности.

Государственные органы регулирования ВЭД в РФ – институты законодательной и исполнительной власти, осуществляющие    регулирование ВЭД.

Либерализация ВЭД – процесс постепенного упразднения препятствий и ограничений в выходе отечественных участников ВЭД на мировой рынок.

Торгово-промышленная палата – негосударственная, некоммерческая общественная организации, объединяющая на добровольной основе предприятии и организации всех форм собственности.

К теме 2.2.3.

        Баланс торговый – разница между стоимостью товаров, которые страна экспортирует и стоимостью товаров, которые она импортирует.

        Бартер – товарообменная сделка с передачей права собственности на товар без платежа деньгами (натуральный обмен).

        Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта страны или группы стран за определенный период.

        Встречная торговля – внешнеторговые операции, условия которых предусматривают встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на часть или полную стоимость экспортируемых товаров.

        Импорт – ввоз из-за границы товаров, технологий и капиталов для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера.

        Конкуренция – процесс соперничества между государствами или производственно-хозяйственными, коммерческими организациями из разных стран на мировом рынке.

        Конъюнктура товарного рынка – соотношение спроса и предложения, уровень и динамика цен на отдельном товарном рынке в определенный момент времени.

        Либерализация внешней торговли – процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров на пути развитии торговли.

        Международная торговля – обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной собственности между суверенными государствами.

        Протекционизм – государственная политика по защите отечественных производителей от негативных последствий деятельности импортеров и поощрению отечественных товаропроизводителей и экспортеров.

Экспорт – вывоз товаров, технологий и услуг за границу для их реализации на внешних рынках.

К теме 2.2.4.

        Нетарифное регулирование ВЭД – административные запреты и ограничения ввоза/вывоза отдельных категорий товаров, ввозимые исходя из национальных интересов страны.

        Таможенная декларация (грузовая) – оформленный в соответствии с национальным законодательством документ, предъявляемый при пересечении грузом таможенной границы.

        Таможенная очистка грузов – выполнение таможенных формальностей при пересечении грузом  таможенной границы, уплата положенных сборов, пошлин и налогов. Лишь после этой процедуры товар может пересечь границу.

        Таможенная пошлина – вид платежа, взимаемый государственным органом – таможней – при ввозе товара на  таможенную территорию или вывозе товара с нее. Обязательное условие – пересечение товаром границы.

        Таможенная стоимость товара – стоимость товара, используемая как основа для расчета адвалорных таможенных платежей (пошлин, сборов, налогов).

        Таможенное оформление – помещение товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим и завершение его действия.

        Таможенные платежи – взимаемые таможенными органами денежные средства с лиц, осуществляющих перемещение груза в ходе таможенного оформления. К таможенным платежам относятся: таможенные пошлины; таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств; за хранение, таможенное сопровождение; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ; плата за предоставление таможенными органами информации и консультирование; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению.

        Таможенный досмотр -  осуществляемая в пункте пересечения таможенной границы проверка товаров и транспортных средств в целях установления  законности экспортно-импортной операции, соответствия груза данным, содержащимся в товаросопроводительных документах, предотвращение контрабанды.

        Таможенный сбор – денежные средства, выплачиваемые декларантом или иным заинтересованным лицом за таможенное оформление груза.

        Таможенный тариф – законодательный акт, в котором содержится свод ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, применяемой для классификации товаров во внешней торговле. Он состоит из 2 элементов: ставок таможенных пошлин и классификатора товаров.

        Тарифное регулирование ВЭД – система экономических методов, позволяющих государственным компетентным органам добиваться поставленных целей.

К теме 2.2.5.

        Аренда – предоставление имущества во временное пользование на определенных условиях за вознаграждение.

        Лизинг – долгосрочная (свыше 1 года) аренда любого движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам, в целях получения предпринимательского дохода.

        Международный аукцион – способ реализации отдельных товаров с индивидуальными свойствами или их партий, поочередно выставляемых для ознакомления и осмотра.

        Международная товарная биржа – постоянно действующий рынок, на котором продаются и покупаются однородные товары без их предъявления, по описанию или образцам.

        Международные торги (тендер) – форма торговли товарами с заранее определенными характеристиками, которые реализуются через заключение договоров купли-продажи.

        Форвард – биржевые сделки, при которых поставка товара осуществляется не сразу, а через определенное время по цене, зафиксированной в момент заключения сделки.

Фьючерсные (срочные) сделки – одна из форм биржевых сделок, которая заключается в страховании (хеджировании) будущей сделки или получении дохода за счет разницы цен на момент заключения сделки и через определенный срок поставки.

Базисные условия поставки – общепризнанные в мировой практике условия поставки товаров, применяемые при заключении внешнеторговых контрактов.

К теме 2.2.7.

        Аккредитив – денежный или расчетный документ, обязательство банка произвести в соответствии с указаниями импортера платеж экспортеру наличными или акцептовать  тратту, выставленную экспортером при расчете в кредит, в пределах оговоренных сумм и срока против предусмотренных документов (счета-фактуры, страхового полиса).

        Вексель – форма рассрочки платежа, письменное обязательство должника платить кредитору в установленный срок в определенном месте.

        Валюта – а) денежная единица конкретной страны;

б) бумажные банкноты, средства на счетах банков, монеты, чеки, векселя иностранных государств;

в) международные платежные средства и расчетные единицы.

        Валютная интервенция – операция Центрального банка на международном валютном рынке по приобретению или продаже определенного количества национальной или иностранной валюты в целях поддержания рыночного равновесия на валютном рынке или обеспечения желаемого в соответствии с государственной политикой валютного курса.

        Валютные условия контракта – зафиксированные в контракте наименование и код валюты, в который оценивается товар, а также наименование и код валюты, в которой осуществляются расчеты между контрагентами сделок.

        Инкассо – предлагаемая коммерческими банками услуга, позволяющая экспортеру получить платеж от дебитора из другой страны.

К теме 2.2.8.

        Акцепт – согласие на оплату товарных и денежных документов.

        Внешнеторговый контракт – базовый коммерческий документ, фиксирующий в обязательной форме права и обязанности участников внешнеторговой сделки; обязательно оформляется в письменном виде.

        Внешнеторговая фирма – 1) универсальное обозначение для посреднических фирм, специализирующихся на экспортных, импортных или экспортно-импортных операциях;

2) специализированная структурная единица производственно-хозяйственной организации. Осуществляет экспортно-импортные операции по закрепленной за ней руководством предприятия номенклатуре товаров и услуг.

        Контрактная цена – количество денежных единиц, которые должен заплатить покупатель продавцу в той или иной валюте за весь товар или за единицу товара.

        Оферта – предложение одного лица (оферента) другому лицу (акцептанту) в устной или письменной форме о желании заключить договор.

        Торговая марка – имя, знак или символ, обозначающие продукцию или услуги, предлагаемые потребителю.

К теме 2.2.10.

        Лицензионные операции – предоставление стороной-патентовладельцем (лицензиаром) другой стороне, лицу или фирме (лицензиату) права на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой, в течение обусловленного срока и за определенное вознаграждение.

        «Ноу-хау» - научно-технические, коммерческие знания, технологические приемы, оформленные в виде финансовой и коммерческой документации, производственного опыта, инструкций, информационно-управленческих систем, которые невозможно запатентовать, несмотря на их уникальность и значимость. Зачастую передается вместе с продажей лицензии или патентов.

        Патент – свидетельства, выдаваемые компетентным правительственным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у его владельца монопольного права на использование этого изобретения.

        Товарные знаки – обозначения, применимые для отличия товаров (услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических (физических) лиц.

        Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию или товарный знак.

К теме 2.2.11.

        Агент (торговый) – юридическое или физическое лицо, которое заключает внешнеторговые сделки в интересах другого лица; может представлять интересы нескольких экспортеров или импортеров, торговать несложной продукцией нескольких конкурентов. Самостоятельно определяет цены и условия сбыта.

        Брокер – посредник, осуществляющий сделки за счет и по поручению клиентов.

Дилер – посредник, осуществляющий сделки купли-продажи на товарных рынках, рынках ценных бумаг за свой счет, от своего имени и получающий доход за счет разницы между ценами купли и продажи.

        Дистрибьютор – посредник, осуществляющий оптовые продажи и закупки товаров определенного вида различным контрагентам.

        Комиссионер – посредник, совершающий сделку по поручению поставщика или заказчика (комитента) за его счет, но от своего имени.

        Консигнатор – посредник, реализующий полученные от поручителя (консигнанта) товары со своего склада и от своего имени.

        Посредники (торговые) – физические или юридические лица, специализирующиеся на подготовке и проведении операций купли-продажи на рынке: дилеры, брокеры, комиссионеры, консигнаторы, торговые агенты, торговые дома.

        Торговый дом – многопрофильная компания, осуществляющая операции по сбыту продукции одной или тесно взаимосвязанных отраслей по широкой номенклатуре. Включает в свой состав помимо торговых (внешнеторговых) фирм производственные, транспортно-экспедиторские предприятия, склады, банки, страховые компании, рекламные агентства.

К теме 2.2.12.

        Особая экономическая зона (ОЭЗ) – анклав, часть территории суверенного государства, в пределах которой отечественным и зарубежным инвесторам предоставляется комплекс льгот.


5.  Самостоятельная работа студентов

5.1.  Темы для написания рефератов

        Международная экономическая интервенция.

        Всемирные экономические отношения. Основные формы.

        Управление ВЭД в Свердловской области.

        Современные тенденции мировой торговли.

        ВТО. Проблемы вступления России в ВТО.

        Основные операции на международной бирже.

        Аукционы, международные торги, техника их проведения.

        Содержание транспортных операций ВЭД, их классификация.

        Операции аренды, лизинга.

        Внешнеторговые фирмы. Виды. Правовые формы.

        Инкотермс – 2000. Международные правила толкования торговых терминов.

        Международные выставки и ярмарки.

        Формы международных расчетов.

        Торгово-посреднические операции на внешнем рынке.

        Свободные экономические зоны. Виды СЭЗ. Механизм деятельности.

  1. 5.2.  Работа с материалами периодической печати, радио- и телепередач, сайтами сети Интернет по темам дисциплины. Использование материалов газет «российская газета», «Известия», «Областная газета» и др., журналов «Эксперт», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения» и других источников в процессе изучения дисциплины.

  1. 5.3.  Использование Словаря понятий и терминов для изучения понятийного аппарата дисциплины.

  1. 5.4.  Организация защиты реферата по теме: «Свободные экономические зоны. Виды СЭЗ. Механизм деятельности».

5.5.  Систематические консультации преподавателя дисциплины.


  1. Материалы тестовой системы

Итоговый тест

  1. Предпосылки формирования глобализации современного мира:
  1. Свободное циркулирование интеллектуальных и финансовых ресурсов, деятельность ТНК;
  2. Создание информационной экономики на основе достижений НТР;
  3. Наличие среди экономически развитых стран значительного количества государств с закрытой экономикой.
  1. Значение ВЭД для экономики РФ:
  1. Доступ российских предпринимателей на мировой рынок;
  2. Снижение экспортной и импортной квот;
  3. Создание и развитие в РФ основ рыночной экономики.
  1. Компетенции исполнительной власти РФ в регулировании и управлении ВЭД:
  1. Проведение международных переговоров;
  2. Разработка и утверждение законов по ВЭД;
  3. Определение ставок таможенного тарифа, введение эмбарго, определение квот.
  1. Значение мировой торговли и мирового рынка:
  1. Через мировую торговлю реализуются все основные формы ВЭД;
  2. Это средство углубления МГРТ;
  3. Средство формировании пассивного торгового баланса стран мира.
  1. Меры нетарифного регулирования внешней торговли:
  1. Квотирование;
  2. Лицензирование, эмбарго;
  3. Таможенные пошлины.

  1. Тарифная пошлина как вид ограничения торговли:
  1. РФ в определении таможенных пошлин стоит ближе к США;
  2. Пополнение государственного бюджета;
  3. Это средство защиты отечественного производителя.
  1. К таможенным платежам относятся:
  1. Налог на добавленную стоимость, акцизы;
  2. Квоты;
  3. Ввозная и вывозная таможенные пошлины.
  1. Внешнеторговые операции на международных биржах:
  1. Форвард;
  2. Компенсационные;
  3. Фьючерсные.
  1. Тендерный комитет создается в процессе подготовки и проведения международных:
  1. Аукционов;
  2. Торгов;
  3. Торговых бирж.
  1. К компенсационным сделкам на основе соглашений о производственном сотрудничестве относятся:
  1. Сделки «о разделе продукции»;
  2. Бартерные;
  3. Сделки «развитие-импорт».
  1. Оферта – это:
  1. Операция об оплате;
  2. Финансовый документ;
  3. Предложение партнеру за границей о возможности заключения контракта купли-продажи.
  1. Показатели качества товаров в контракте купли-продажи:
  1. Экологичность;
  2. Транспортабельность;
  3. Агрономичность.
  1. Официальным подтверждением форс-мажорного обстоятельства служит:
  1. Эмбарго, политическая ситуация в стране;
  2. Свидетельство национальных торгово-промышленных палат;
  3. Стихийные бедствия.
  1. Внешнеторговые операции, которые совершаются через посредников:
  1. Брокерские;
  2. Агентские;
  3. Комиссионные.
  1. Авиационная компания «Уральские авиалинии» заключила контракт с иностранным контрагентом по аренде самолета на условиях лизинга. На кого возлагаются техническое обслуживание и ремонт воздушного судна?
  1. На специализированную ремонтную компанию;
  2. На фирму-владельца;
  3. На арендатора.
  1. Какие расходы включаются в базисную цену товара на условиях поставки «Е» («франко-завод»)?
  1. Цена товара;
  2. Фрахт;
  3. Расходы по доставке товара до места назначения;
  4. Страхование;
  5. Расходы по складированию и перевалке;
  6. Услуги экспедитора;
  7. Экспортные, импортные пошлины, налоги, сборы и другие таможенные платежи.

7.  Перечень вопросов к зачету по дисциплине

  1. Глобализация. Основные формы.
  2. Всемирные экономические отношения. Понятие. Формы.
  3. ВЭД. Особенности ВЭД в рыночной экономике.
  4. Законодательная база регулирования и управления ВЭД в РФ и Свердловской области.
  5. Торгово-промышленная палата РФ, значение. Организация деятельности.
  6. Мировой рынок товаров и услуг. Основные тенденции в современный период. Либерализация и протекционизм.
  7. Методы тарифного регулирования мировой торговли.
  8. Методы нетарифного регулирования мировой торговли.
  9. Значение и содержание «Инкотермс – 2000».
  10. Базисные условия поставок. Значение. Характеристика одного из условий по выбору.
  11. Основные формы международной конкурсной торговли (подробно о международной торговой бирже).
  12. Аукционы, организация их деятельности.
  13. Мировая торговля готовой продукцией. Особенности лизинга.
  14. Форвард и спот. Общее и различие в этих операциях.
  15. Фьючерсные и офсетные сделки. Связь между ними.
  16. Методы выхода на внешний рынок. Способы поиска контрагентов.
  17. Оферта. Структура. Значение.
  18. Контракт купли-продажи. Структура.
  19. Контрактная цена, ее формирование.
  20. Механизм валютного контроля ВЭД в РФ.
  21. Основные формы расчета во внешней экономической деятельности.
  22. Предприятия с иностранными инвестициями. Принципы создания и деятельности. Правовая база.
  23. Международная торговля научно-техническими достижениями.
  24. Виды торговых посредников, их функции, основные операции.

8.  Список основной и дополнительной литературы

Основная литература

        Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник/ В.А. Баринов. – М. : ФОРУМ: ИНФРА – М, 2008. – 192с.

        Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / пол редакцией Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – М. : Академия, 2007. – 304с.

        Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / Е.Ф. Прокушев. – 2-е изд., испр. и допо. – М. : Дашков и Ко, 2005. – 448с.

        Шевчук Д.А. Внешнеэкономическая деятельность / Д.А. Шевчук. – Ростов Н/Д : Феникс, 2006. – 224с.

Дополнительная литература

        Абакумова О.Г. Управление внешнеэкономической деятельностью : конспект лекций / О.Г. Абакумова. – М. : Приор-издат, 2005. – 160с.

        Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: учебно-практическое пособие / Ю.Н. Грачев. – М. : ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. – 592с.

Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. – 3-е издание – М. : РИОР, 2008. – 122с.

        Корнейчук Г.А., Пелищенко А.А. Экспортные контракты / Г.А. Корнейчук, А.А. Пелищенко. – М. : Дашков и Ко, 2008. – 108с.

        Михайлин А.Н. Краткий толковый словарь-справочник по внешнеэкономической деятельности: учебное пособие / А.Н. Михайлин. – М. : А – приор, 2008. – 160с.

        Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. – 2-е издание, с изменениями – М. : Экономистъ, 2005. – 589с.

        Фигурнова Н.П. Международна экономика / Н.П. Фигурнова. – М. : Омега-л, 2005. – 509с.

Нормативные документы

Таможенный кодекс Российской Федерации (2003г.)

        Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003г.)

        Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003г.)

        Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003г.)

        Другие документы, включая письма и инструкции ФТС России и Банка России


Приложение

Примерный договор купли-продажи во внешнеторговом обороте.

КОНТРАКТ №

г.__________________________                 «___» ___________________20___г.

 (город, страна, место заключения договора)                                  (дата заключении договора)

__________________________________________________________________

                        (наименование организации, предприятия) (город, страна)

__________________________________________________________________

Именуемое в дальнейшем Продавец, в лице ____________________________

__________________________________________________________________

                                          (должность, ФИО)

Действующего (ей) на основании _____________________________________

                                                                      (доверенности, устава и др.)

С одной стороны и __________________________________________________

                                        (наименование организации, предприятия)

_________________________ именуемого в дальнейшем Покупатель, в лице

(город, страна)

__________________________________________________________________

                                (должность, ФИО)

Действующего (ей) на основании _____________________________________,

__________________________________________________________________

с другой стороны, заключили настоящий договор, именуемый в дальнейшем Контракт, о Нижеследующем:

1. Предмет контракта
1.1. Продавец продает, а Покупатель покупает ______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование товара, количество)

в соответствии со спецификацией, приложенной к настоящему контракту (Приложение №) и являющейся неотъемлемой его частью.

В спецификации находит отражение полное наименование товара с указанием изготовителя, единица измерения, цена за единицу, количество и комплектность, дата изготовления, стандарт, гарантийный срок хранения, годности с указанием вида эксплуатации, а также упаковка и маркировка и другие необходимые параметры.

2. Цена товара. Сумма контракта

2.1.        Цена товара, являющегося предметом купли-продажи, отражена в
спецификации и составляет___________________________________________

__________________________________________________________________

(сумма)                                        (валюта)

2.2.        Цена товара определена на условиях        ______________________

__________________________________________________________________

(СИФ порт, ФОР, ФОТ, др.)

Могут быть определены различные условия на основании действующих НИКО-ТЕРМС и дополнительные к ним. Например:

Франко-вагон (франко-грузовик ФОР-ФОТ_____________________________ _________________________________________________________________).

(названии пункта отправления)

Это условие используется на железнодорожном и автомобильном транспорте. При базисе поставок Франко-вагон расходы и риск переходят на покупателя с момента, когда товар погружен в вагон, а при отправке вагоном передан железной дороге. Продавец обеспечивает обычную тару и в случае необходимости брезент. Продавец за свой счет доставляет покупателю документы; право собственности переходит от продавца к покупателю в момент передачи товарораспорядительных документов.

СИФ        (Цена, страхование, фрахт).

                    (название пирта)

При этих условиях продавец оплачивает расходы, а стоимость перевозки товара до согласованного сторонами порта, риск повреждения и гибели товара, риск увеличения расходов переходит к покупателю с момента перехождения товаром поручней судна в порту отгрузки. Продавец также обязан застраховать риск гибели, повреждения товара при перевозке. Покупатель обязан принять товарораспорядительные документы (коносамент, страховой полис, др.), предоставленные продавцом, уплатить договорную цену и нести все расходы, связанные с товаром с момента пересечения им поручней судна в порту погрузки. Право собственности переходит при передаче товарораспорядительных документов.

ФАС (свободно вдоль борта судна)        ________________________

                (название)

При этом условии продавец должен исполнить свои обязанности, когда товар размещен вдоль борта судна на набережной. То есть с этого момента покупатель несет все расходы и риск гибели, повреждения товара. Но при этом условии требуется, чтобы покупатель выполнил экспортные формальности.

Франко-завод _____________. В этом случае Продавец обязан передать

товар в своих цехах, не отвечая за погрузку товара.

Поставка до границы _____________. Означает, что Продавец выполнил

свое обязательство, когда товар прибыл на границу__________________, но

до поступления на таможенную границу страны, указанной в договоре купли-продажи. Если в договоре не оговорено иное, то любой транспортный документ, переданный продавцом в распоряжение покупателя, должен быть чистым.

КАФ «Стоимость и фрахт______________». На условиях КАФ продавец

несет расходы и стоимость транспортировки товара до фиксированного места назначения, но риск гибели, повреждения товара, риск увеличения расходов переходят от продавца к покупателю в момент, когда товар перейдет через поручни судна в порту отгрузки.

Существуют и другие базисные условия ИНКОТЕРМС.

2.3. Налоги, таможенные пошлины, гербовые сборы и другие расходы в связи с настоящим договором, которые должны оплачиваться в стране Продавца, несет Продавец, а расходы в стране Покупателя, включая налоги, пошлины, сборы, несет Покупатель.

2.4, Общая сумма Контракта составляет ________________________________

(сумма)

__________________________________________________________________

 (валюта)        

с правом Продавца поставить указанные в спецификации товары с отклонением от названной суммы не более чем на плюс/минус        ____ %.

3. Требования к товару

3.1.        Количество товара.

3.1.1. Количество ________________________________________________

(мест, единиц)

товара определяется по _____________________________________________

(объему, весу по спецификации и упаковочному листу и др.)

3.1.2.Продавцу разрешается отступление на        _______________ % от установленного количества.

3.1.3.Метод определения __________________________________________

(веса, объема)

должен соответствовать методу в стране______________________________        

                (Продавца, Покупателя)

3.1.4.В случае повреждения товара__________________________________                        (сушка, испарение, др.)

Продавец не несет ответственности за недостачу в пределах норм естественной убыли, установленной для заданного вида товара в стране ___        

(Продавца. Покупателя)

3.2. Качество товара.

3.2.1. Качество товара должно быть не ниже обычного среднего качества, существующего в стране_____________________________________________

(Продавца, Покупателя)

должно соответствовать показателям, изложенным в спецификации.

3.2.2.Соответствие качества товара условиям Контракта должно подтверждаться ____________________________________________________

(сертификатом качества, актом экспертизы страны, др.)

3.2.3. Метод отбора _________________________________________________

(проб, образцов, др.)

анализ, проверка качества проводится в соответствии с правилами страны  __

__________________________________________________________________

(Продавца, Покупателя)

4. Поставка товара

4.1. Срок поставки.

  1. Продавец обязуется поставить проданный по настоящему Контракту товар         ____________________________________________________________
  2. Датой поставки товара считается дата накладной

__________________________________________________________________

                          (наименование накладной)

Подтвержденная ___________________________________________________

4.1.3. Продавец ________________________ право на досрочную поставку.

                 (имеет, не имеет)

4.2.        Тара, упаковка и маркировка.

  1. Тара, упаковка и маркировка товара должны соответствовать требованиям        и отвечать условиям Контракта.
  2. Тара и упаковка должны отвечать экспортным требованиям для данного вида товаров в стране Продавца или обычным требованиям внешнеторгового оборота.
  3. В каждое грузовое место необходимо вложение упаковочного листа с указанием _________________________________________________________

                           (количество, вес, количество единиц и др.)

4.2.4.        На каждое грузовое место должна быть прочно нанесена маркировка на ___________языке с указанием        __________________________ __________________________________________________________________

(наименование, адрес сторон, № контракта и др.)

4.3.        Условия поставки.

4.3.1.Товар поставляется Продавцом на условиях        ____________________

________________________________________________________________

(СИФ..., ФОК и др. - см. П.2)

4.3.2.Право собственности на товар переходит от Продавца к Покупателю в момент        , риск гибели, повреждения   товара   от   Продавца   к   Покупателю   переходит   в   момент ____________________.

4.3.3.Покупатель обязан в течение         ______________ дней с даты подписания

Контракта сообщить Продавцу необходимые инструкции по отправке товара.

4.3.4.        Продавец обязан о сдаче товара перевозчику уведомить Покупателя по        _______________________________с указанием

(телеграфу, телефаксу и др.) 

_______________________________________________________________

(количество, наименование товара, дата отгрузки, номер накладной, реквизиты перевозчика, др.)

4.3.5.______________________________________________________________

(Продавец. Покупатель)

страхует товар по Контракту по своему усмотрению за свой счет.

5. Приемка товара

5.1. По количеству.

5.1.1. Покупатель должен принять товар по количеству в течение

___________ дней после получения авизо от перевозчика с уведомлением о

прибытии товара ___________________________. Приемка производится в

присутствии представителей _______________________________________

             (Продавца, Покупателя)

В случае установления недостачи и повреждения товара составляется протокол совместно с представителем ________________. Продавец отвечает за недостачу, повреждение до момента перехода рисков.
5.1.2. Продавец отвечает за __________________________________________

                   (недостачу, повреждения)

товара, возникшие после передачи товара, но причина для которых существовала до этой передачи, в течение ___________________месяцев.

5.1.3.Товар передастся при сравнении данных___________________________

                                    (фактур, коносамента, др.)

        с прибывшим товаром.

5.1.4.Продавец обязан в течение_______________дней поставить

               (Базис поставки)

недопоставленный товар и возместить Покупателю дополнительные расходы.

5.2. По качеству.

  1. Покупатель обязан после приемки товара по количеству в течение __________________дней установить его качество, покупатель вправе отложить приемку до предоставления необходимых документов со стороны Продавца.
  2. Покупатель при обнаружении несоответствия качеству составляет рекламацию и извещает Продавца в течение _______________.

5.2.3.        При обнаружении скрытых недостатков Покупатель вправе
предъявить рекламацию в течение 6 месяцев.

  1. Если покупатель не предъявил своевременно рекламацию о недостатках товара, считается, что он принял товар без претензий к качеству.
  2. Покупатель при правильном и своевременном извещении Продавца о недостатках товара вправе требовать

__________________________________________________________________

(устранения их в течение    снижения цены, др.)

5.2.6.        Покупатель не может отказаться от приемки товара в случае

_______________________________________________________________

(соответствия обычным отклонениям страны .... др.)

  1. При наличии недостатков в части товара Покупатель может отказаться от приемки остального товара лишь в случае, когда условленные количества составляют целое.
  2. Продавец отвечает за повреждения, недостатки товара, возникшие после передачи, но причина которых существовала до нее в течение _____________.

6. Расчеты за товар

В случае аккредитивной формы расчетов:

6.1.Покупная цена, предусмотренная в п. 2 Контракта, будет выплачена
Покупателем путем открытия аккредитива в Банке        _____________________

________________________________________________________________

6.2.Покупатель обязан в течение         ________________дней после вступления

договора в силу открыть безотзывный, делимый, подтвержденный документарный аккредитив на общую сумму стоимости товара, предусмотренную в п. 2 Контракта, действительный до _________________        .

6.3.Выплаты по аккредитиву производятся при представлении следующих документов ________________________________________________________

________________________________________________________________

(счет-фактура, дубликат коносамента, сертификат о происхождении товара, о контроле качества, др.)

7. Ответственность сторон

7.1.        В случае нарушения Продавцом сроков поставки, указанных в п. 4.1,

он платит штраф в размере _________% стоимости непоставленного товара за каждые        дней просрочки, начиная с        __________дня по

истечении установленного срока. Общая сумма штрафа не должна превышать         % от общей стоимости непоставленного товара.

  1. При просрочке поставки на        дней Покупатель вправе заключить договор с третьим лицом в целях исполнения Контракта, Продавец же обязан возместить разницу в ценах, предусмотренных в Контракте и в договоре с третьим лицом. При несогласии с этим Продавца Покупатель вправе расторгнуть Контракт и потребовать возмещения расходов и ущерба в связи с неисполнением Контракта в размере не более _________        % стоимости непоставленного товара.
  2. В случае несоответствия требованиям товара по количеству Продавец обязан допоставить товар в соответствии с п. 5.1.4 и уплатить _______ % от стоимости непоставленного товара.
  3. Если товар не соответствует качеству, Продавец обязан снизить цену на ___________ % от стоимости некачественного товара или ____________________________________________.

  1. При невыполнении Покупателем п. 6.2 он обязан возместить Продавцу неустойку в размере        % Контракта.

7.6.При просрочке срока, указанного в п. 6.2, на        ____________ дней

Продавец вправе расторгнуть Контракт и требовать возмещения ущерба на основании применимого материального права.

7.7.        Покупатель не имеет права реэкспортировать данный товар. В случае нарушения данного пункта он обязан уплатить Продавцу штраф в
размере _____% стоимости товара и возместить убытки от этого.

8. Претензии

8.1.        Претензии за просрочку в поставке товара, а также по качеству и
количеству должны быть оформлены Покупателем в срок в соответствии с
международными правилами (Правила международных перевозок, правила транспортного страхования грузов, другие).

8.2.Все акты _____________________________________________________

(весомые сертификаты, аварийные экспертизы)

подтверждающие претензии, составляются компетентными нейтральны-
ми организациями страны  ________________________________________

(Покупателя и др.)

9. Освобождение от ответственности

9.1. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы для исполнения любой из сторон обязательств по Контракту, а именно:

_________________________________________________________________

(пожары, землетрясения, военные действия)

срок выполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства. Данные обстоятельства должны быть удостоверены Торговой палатой или другими .компетентными органами соответствующей страны Продавца, Покупателя или другой нейтральной страны.

9.2.Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Контракту, должна в течение        _____ дней известить другую

сторону о наступлении и прекращении таких обстоятельств.

9.3.        Если соответствующие обстоятельства будут продолжаться более

        дней с даты окончания оговоренного в п. 4.1 срока поставки, то каждая из сторон может отказаться от исполнения обязательств по Контракту, и тогда ни одна из сторон не будет иметь права на возмещение другой стороной возможных убытков.

10. Разрешение споров и применимое право

10.1.Споры и разногласия, возникшие по поводу исполнения Контракта, передаются на разрешение        (Внешнеторговой арбитражной комиссии при Торговой Промышленной Палате в Москве).
Решения арбитража будут окончательными и обязательными для обеих,
сторон.

10.2.        Стороны применяют        

материальное право для урегулирования спора, возникшего по Контракту.

11. Прочие условия

  1. Контракт вступает в силу с момента подписания его обеими сторонами.
  2. Контракт может быть расторгнут с согласия обеих сторон либо по инициативе одной из сторон, которая обязана предъявить в письменном виде свои претензии по исполнению обязательств по Контракту. Сторона, получившая претензии, обязана изложить в течение        ___________ дней со дня их получения свои предложения по урегулированию конфликта. В случае, если стороны не приходят к соглашению, Контракт расторгается в

течение        дней со дня сообщения об этом при условии полного

расчета по обязательствам.

11.3.        Ни одна из сторон не может передавать свои права и обязанности, вытекающие из Контракта, третьим лицам без письменного согласия другой стороны.

12. Заключительные положения

  1. После заключения Контракта все предшествующие переговоры, переписка по делу теряют юридическую силу.
  2. Все дополнения и изменения к Контракту действительны, только если совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами обеих договаривающихся сторон.

12.3.Настоящий Контракт составлен в         _______ экземплярах на _________языке, каждой из сторон принадлежит одинаковое количество

экземпляров.

12.4. К настоящему Контракту прилагаются _________________________

    (спецификация, др.)

которые являются его составной частью.

13. Юридические адреса и подписи сторон

13.1.Покупатель        

От Покупателя _________________________

13.2.Продавец __________________________
От Продавца ___________________________


Оглавление

  1. Введение                                                                                                        3
  2. Программа учебной дисциплины                                                                5

2.1.Учебно–тематический план дисциплины (распределение часов)           5

2.2. Содержание дисциплины по темам. Методические рекомендации.     Вопросы для самоконтроля                                                                               7

3.  Перечень практических заданий                                                                26

4.  Словарь терминов                                                                                        33

5.  Самостоятельна работа студентов                                                             40

6.  Материалы тестовой системы. Итоговый тест                                         42

7.  Перечень вопросов к зачету по дисциплине                                             45

8.  Список основной и дополнительной литературы                                    47

9.  Приложение                                                                                                 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...

Учебно - методический комплекс МДК 03.02 Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

   УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем междисциплинарного курса 03.02 Использование лесов для осуществления рекреа...

Рабочая программа по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Рабочая программа по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"...

КТП дисциплины Внешнеэкономическая деятельность

КТП  дисциплины   Внешнеэкономическая деятельность...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Таможенное регулирование и внешнеэкономическая деятельность

Программа учебной дисциплины разработана для реализации вариативной части по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 380203 «Операционная деятельность в логистике» (базовая по...

Рабочая программа вариативной учебной дисциплины "Внешнеэкономическая деятельность"

Материал учебной программы предназначен для обучения студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) ППССЗ базового уровня...

Учебно-методическая разработка комплекса учебных заданий

Материал включает полный пакет разработанных учебных занятий по профессии 15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) на 1 полугодие....