Рабочая программа по Основам мировой экономики
рабочая программа на тему

Наталия Ю. Туровская

Рабочая программа по дисциплине предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ome.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Дисциплины: ОСНОВЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Для специальности:  080114 Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям)

повышенный образовательный уровень

2014


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 080000 «Экономика и управление» по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет

(по отраслям) повышенный образовательный уровень.

Организация-разработчик: 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы  «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Разработчик:

преподаватель экономических дисциплин

Туровская Н.Ю.

«____»__________20__ г.                        рег. №____________  

        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы мировой экономики»

1.1.Область применения программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), повышенный образовательный уровень, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 080000 Экономика и управление.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ««Основы мировой экономики»» дисциплина входит в профессиональной цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • Пользоваться данными международной статистики
  • Применять и использовать нормативно-правовые акты и справочный   материал
  • Оценивать валютные рынки различных стран
  • Оценивать государственную политику в области внешней торговли.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 знать:

  • Показатели, характеризующие динамику и состояния мировой  экономики
  • Международные валютно-финансовые организации и объединения
  • Региональное деление мировой экономики (экономика «большой восьмерки», экономика России и стран СНГ, экономику развивающихся стран, экономика новых индустриальных и развивающихся стран)
  • Развитие инвестиционных мировых программ и транснациональных корпораций.

1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  51 час, в том числе лекций 33 часа, практических занятий – 18 часов, самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем нагрузки учебной дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

лекции

33

практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

25

в том числе:

 работа с учебником (подготовка рефератов)

10

 работа с нормативными документами

5

домашняя работа

8

       индивидуальное проектное задание

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 7 семестре


2.2. Тематический план и содержание тем учебной дисциплины Основы мировой экономики

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Система мирохозяйственных связей

12

Тема 1.1 Основные черты и элементы всемирного хозяйства

Международная экономическая система. Мировой рынок товаров и услуг. Рынок капитала и инвестиций. Мировой рынок рабочей силы. Мировая валютная система. Международные экономические организации. Развитие современных технологий в мировом масштабе. Рост транснациональных корпораций. Поддержка международного движения товаров и факторов производства

Практическое занятие № 1. Построение графика динамики мировой торговли

2

2

Тема 1.2. Классификация стран по уровням доходов

Основные Критерии классификации стран для операционных и аналитических целей. Группа развивающихся стран. Группа стран с развитой рыночной экономикой. Группа малых европейских стран. Отраслевая структура ВВП как показатель уровня социально-экономического развития страны. Уровень и качество жизни. Размеры четырех основных" мировых групп- стран по ВВП на душу населения. Место России в данной классификации. «Большая восьмерка»- состав, место в мировой экономике. Основные направления в развитии стран с низкими уровнями доходов.

2

2

Практическое занятие № 2. Классификация стран мирового хозяйства

Практическое занятие № 3. Классификация стран по показателю ВВП на душу населения

2

2

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 1.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий    (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка и оформление проектов по изученным темам учебной дисциплины.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка докладов, рефератов, презентаций на темы:

  • Основные черты всемирного хозяйства
  • Основные элементы всемирного хозяйства

4

Раздел 2 Международное разделение труда

15

Тема 2.1

Элементы и формы международного разделения труда

 

Понятие международного разделения труда. Место и значимость кооперации, специализации и интеграции в мировой экономике. Развитие и формы международной специализации. Показатели, характеризующие развитие международной специализации. Признаки международной кооперации.
Формы экономической международной интеграции. Примеры международной интеграции (ЕС, союз стран Бенилюкса и др.). Темпы роста международного разделения труда. Внутренние и внешние факторы, влияющие на международное разделение труда. Место России в международном разделении труда.

Практическое занятие № 4. Международное разделение труда

2

2

Тема 2.2 Мировой рынок. Виды рынков, черты, тенденции

Понятие рынка, классификация по различным признакам. Национальные рынки - понятие, особенности, тенденции развития. Мировой рынок, понятие, основные черты. Мировые цены, цена СИФ, цена ФОБ, цена КАФ. Структура мировой торговли, доля индустриальных, развивающихся и восточноевропейских стран в структуре мировой торговли. Основные тенденции развития современных национальных рынков и мирового рынка

2

2

Практическое занятие № 5. Анализ мировых цен

Практическое занятие № 6. Построение диаграммы структуры мировой торговли

2

2

2

2

Тема 2.3 Европейский Союз-состав и перспективы развития

Европейский Союз- объединение европейских государств, его состав, предшественники. Главные цели ЕС, основные задачи. Символика и атрибутика ЕС, численность населения. Этапы становления Европейского экономического сообщества. Органы управления ЕС и их задачи.Основные тенденции развития. Определение мировой доли в экспорте товаров и услуг стран ЕС и значимости развития производственной сферы.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 2.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка и оформление индивидуальных  проектов по изученным темам учебной дисциплины.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.

Подготовка докладов, рефератов, презентаций на темы:

 «История создания Европейского Союза».

 «Виды внешнеторговых цен»

5

Раздел 3. Международные экономические отношения

18

Тема 3.1 Динамика и структура внешней торговли

Понятие «внешняя торговля». Этапы становления и развития международной торговли. Темпы роста мировой торговли и факторы, влияющие на нее. Роль отдельных стран в развитии мирового экспорта,в том числе России. Товарная структура мирового экспорта по основным группам товаров

6

6

Практическое занятие № 7. Построение диаграммы структуры внешней торговли России

Практическое занятие № 8. Построение графика динами внешней торговли России

2

2

2

2

Тема 3.2 Развитие внутренних. рынков, их особенности

Понятие национальной экономики. Экономический потенциал страны. Степень влияния государства на экономику страны. Традиции и менталитет различных стран, их влияние на экономику. Усиление роли национальной конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности национальной экономики.

2

1

Тема 3.3 Эволюция мирового хозяйства, этапы развития

Циклический характер мировой экономики. Экономические кризисы в мировой экономике. Периоды подъема экономики в 90-х годах. Рост промышленного производства Европейских стран в 90-х годах. Период стагнации в Европе. Диверсификация мирохозяйственных связей в различных сферах деятельности (торговли, миграции рабочей силы, движении капитала).

2

2

практическое занятие № 9. Графическое отображение цикличности мировой экономики

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 3.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка и оформление индивидуальных  проектов по изученным темам учебной дисциплины.

Подготовить сообщение «Основные этапы развития мирового хозяйства»

6

Раздел 4. Международное движение капитала

12

Тема 4.1. Основные институты рынка капитала

Понятие мирового рынка капитала. Структура мирового рынка капитала. Основные институты рынка капитала. Мировые финансовые центры. Возникающие рынки капитала. Инвестиционные фонды. Динамика мировых инвестиционных фондов. Понятие оффшорных центров. Примеры оффшорных центров.

2

2

Тема 4.2 Международный валютный фонд

Образование Международного Валютного фонда. Капитал МВФ. Понятие квоты, размер квот. Официальные цели и задачи МВФ. Органы управления МВФ. Высший орган - Совет управляющих, его состав и основные задачи. МВФ - мировой кредитор. МВФ и Россия

2

2

Тема 4.3 Виды международных сделок

Государственное регулирование ввоза и вывоза товаров и продукции. Таможенные пошлины, экспортные квоты. Развитие в мирохозяйственном обороте новых видов услуг, таких как «консалтинг» и «инжиниринг». Режим наибольшего и наименьшего благоприятствования в торговле с Россией. Антидемпинговые процедуры

2

2

Тема 4.4 Валютно-финансовое положение стран

Международные валютные отношения, их регулирование. Национальная валюта, ее конвертируемость. Валютный паритет. Золотовалютные резервы, основные задачи и  цели

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 4.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка и оформление индивидуальных  проектов по изученным темам учебной дисциплины.

Подготовить сообщение О валютном паритете

О золотовалютных мировых резервах

4

Раздел 5. Экономика развитых стран, особенности развития

3

Тема 5.1 Экономика развитых стран, особенности развития

Социально-экономические модели развитых стран. Хозяйственный механизм развитых стран. Динамика основных экономических показателей развитых стран. Основные направления внешнеэкономической деятельности развитых стран. Различия в социальной ориентации. Хозяйственные циклы в развитых странах. Внешнеторговый режим развитых стран. Инвестиционная деятельность развитых стран. Транснациональные корпорации. Международные стратегические альянсы развитых стран.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 5.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

1

Раздел 6. Экономика России и стран СНГ

6

Тема 6.1 Экономика 90-х годов.

Основные черты социально-экономической модели. Российская модель государственного регулирования внешнеэкономической политики. Демонополизация, разгосударствление и приватизация в России. Создание рыночной инфраструктуры. Современная модель специализации экономики России. Последствия распада СССР. Динамика и структура внешней торговли России и стран СНГ. Проблема миграции населения и рабочей силы.

2

2

Тема 6.2 Экономика 2000-е годы

Особенности российской модели рыночной экономики в 2000-е годы. Создание развитой рыночной инфраструктуры. Современные тенденции социально-экономического развития. Макроэкономическая стабилизация. Изменение отраслевой структуры промышленности России. Товарная структура импорта и экспорта России и стран СНГ. Внешнеэкономические связи России и стран СНГ. Внешняя задолженность России, обязательства по погашению долга стран бывшего СССР. Инвестиционная деятельность России. Роль иностранных инвестиций. Деятельность транснациональных корпораций в России. Оценка структуры современного экспорта и импорта России.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 6

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

2

Раздел 7. Экономика "большой восьмерки"

3

Тема 7.1. Экономика стран «большой восьмёрки»

Состав стран «большой восьмерки», причины такого объединения. Состояние научно-технического потенциала стран. Основные черты социально-экономических моделей стран. Особенности организации предпринимательства. Государственный сектор, государственное регулирование экономики. Государственный бюджет и налоговая система. Внешняя торговля. Движение капитала. Участие в международной интеграции. Международная инвестиционная деятельность стран членов «большой восьмерки». Экономические отношения с Россией. Оценка структуры современного экспорта и импорта стран «большой восьмерки»

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 7.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

1

Раздел 8. Экономика развивающихся стран

3

Тема 8.1. Экономика развивающихся стран

Состав слабых развивающихся стран, их дифференциация. Основные черты и особенности развития. Развитие неформального сектора экономики в этих странах. Показатели, характеризующие развитие внутренних рынков развивающихся стран. Отраслевая структура валового внутреннего продукта развивающихся стран. Внешняя торговля (экспорт, импорт) развивающихся стран. Иностранный капитал в развивающиеся страны. Прирост населения, безработица, низкий уровень жизни. Участие в международной интеграции.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 8.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

1

Раздел 9. Глобальные проблемы мировой экономики

2

Тема 9.1. Глобальные проблемы мировой экономики

Основные черты и признаки всего комплекса проблем. Демографическое положение мирового сообщества. Продовольственное положение мирового сообщества. Культурные, религиозные, этнические проблемы. Проблемы, связанные с экологией. Проблемы, связанные с международным терроризмом и незаконным оборотом оружия и наркотиков. Проблемы, связанные с нехваткой в мире энергии. Международные организации и сообщества, решающие глобальные проблемы мировой экономики. Место России в решении мировых проблем.

1

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по Разделу 9.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий   (по вопросам к разделам  учебных пособий, составленным преподавателем).

1

Дифференцированный зачет

2

Всего:

75

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики

Оборудование учебного кабинета: 

     -   посадочные  места  по количеству обучающихся;

     -   рабочее место  преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);

  • наглядные пособия;
  • электронные учебные пособия

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным  программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Учебное пособие "Основы мировой экономики", В.И. Боровиков, М.: ЮНИТИ,2011

2. М.Н.Плотницкий.  Учебное пособие "Мировая экономика и ВЭД", М.: Совр.школа 2006

Нормативная документация:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2014.-496 с.
  2. Федеральные законы и постановления РФ

Дополнительные источники:

  1. В.К.Ломакин. Мировая экономика. М.: Феникс , 2006.

Интернет ресурсы

1.www.vedomosti.ru – Газета "Ведомости

2.www.fira.ru – база данных по российским компаниям

3.www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

-находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- работать с нормативными документами.

Основные знания:

-сущность основополагающих понятий мировой экономики;

 -Показатели, характеризующие динамику и состояния мировой  экономики

- Международные валютно-финансовые организации и объединения

- Региональное деление мировой экономики (экономика «большой восьмерки», экономика России и стран СНГ, экономику развивающихся стран, экономика новых индустриальных и развивающихся стран

Экспертные оценки при тестировании  и устных опросах

Экспертная оценка на дифференцированном зачете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...

Рабочая программа дисциплины «Искусство» Мировая художественная культура

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа дисциплины Основы экономики

Рабочая прграмма для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»...

рабочая программа 2016 основы экономики 16С

рабочая программа 2016 основы экономики 16С...